Почему после смерти закрывают зеркала. Зеркала после похорон: правила безопасности

С давнего времени принято закрывать все отражающие поверхности в доме, где есть умерший. Суеверные воспринимают зеркало как этакий портал – границу между двумя мирами. Есть ряд примет, которые объясняют, почему нужно закрыть в доме все зеркала после смерти человека.

Зачем закрывают зеркала, когда умирает человек

На похоронах полагается закрывать все отражающие поверхности. Трактование суеверий таково:

  • Принято считать, что после смерти человека его душа бродит по земле в течение 40 дней, а после отходит в иной мир и успокаивается. Попав в Зазеркалье через незанавешенный предмет, она уже не найдет дорогу обратно.
  • Согласно приметам, Зазеркалье считалось местом обитания дьявола. Если его не завешивать после смерти человека, темные силы могут попытаться утащить за собой его душу. Это особенно актуально, если покойный при жизни был светлым, позитивным и очень добрым человеком.
  • По некоторым версиям, родственники закрывают зеркала, так как душа может испугаться своего отражения. Это обусловлено мнением, что часто люди не понимают и не принимают факта своей смерти.
  • В незакрытых своевременно отражающих поверхностях в дальнейшем можно увидеть призраков и привидений.

Старожилы дают свое толкование приметы. Зеркала занавешивают, так как при ведении службы они отражают крест в обратной проекции.

Обратите внимание: в храмах и церквях нет предметов, в которых можно увидеть отражение. Считается, что такая поверхность забирает всю благодать, а значит, молитва не будет иметь истинной силы.

Некоторые приметы предостерегают живых от пользования зеркалом в доме умершего. Согласно толкованиям, это может навлечь серьезные беды на смотрящегося, вплоть до ухода из жизни.

Нельзя смотреть в зеркало людям с нестабильной психикой и богатым воображением. Если посмотреть сначала на отражение покойника, а после непосредственно на умершего, можно подумать, что он улыбается.

Более приземленная точка зрения гласит, что, когда человек умирает, у его родных нет времени и желания на пользование зеркалом. Когда в доме покойник, отражающие поверхности закрывают, чтобы они не привлекали внимание.

Чем и как закрывать

Чтобы закрыть все отражающие поверхности в доме усопшего, следует использовать плотную непрозрачную ткань. Лучшим вариантом будет черная материя, однако, такая найдется далеко не в каждом доме.

Порой их закрывают простынями или одеялами. Допустимо использование скатерти и покрывал.

Обычно процедуру занавешивания начинают сразу после известия о смерти. Если человек умер в больнице от продолжительной болезни, можно пренебречь данной приметой.

На сколько дней закрывать

Ткань можно снять по истечении определенного времени. Приметы говорят о таких сроках:

  1. Все отражающие поверхности должны быть закрыты все время, что покойник находится в доме. Причем накрыть следует и телевизор, и монитор компьютера. Ткань можно снимать после похорон, когда умершего уже не будет в помещении. Предварительно следует вымыть комнату, где стоял гроб.
  2. По иным преданиям срок, на который завешивают зеркала, не менее 9 дней. По истечении этого времени душа покидает наш мир, а святые ведут ее к Господу. Это означает, что можно смотреть на свое отражение без опаски.
  3. Старожилы и особо религиозные люди предлагают снимать покрывала с зеркал и отражающих поверхностей спустя 40 дней после смерти.

Точного времени не устанавливает ни одно поверье. Каждый соблюдает наиболее близкое для себя толкование.

Мне сказали, что по смерти родного мне человека необходимо завесить все зеркала. Для чего завешивать зеркала и на какое время? Скажите, пожалуйста, сколько держится траур по смерти матери?
Раба Божия Наталия.

Никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал мы не имеем, однако традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно. Зеркало воспринималось в народном сознании как магический предмет, открывающий некую непостижимую сторону бытия - зазеркалье, окно, через которое можно заглянуть в потусторонний мир.
Объяснения завешивания зеркал с точки зрения современного сознания до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования - чтобы покойный не напугал родственников. Есть даже поверье, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет.
Из сказанного видно, что завешивание зеркал нужно рассматривать как простое суеверие, не имеющее никакого значения ни для мертвых, ни для живых. Так многие и считают, однако на всякий случай зеркала завешивают.
Гораздо более важным представляется вопрос о продолжительности траура. Траур - слово мирское, не церковное. Оно обозначает время особого воспоминания об усопшем близком человеке, которому присущи определенные атрибуты: цвет одежды, поведение и т.д.
В церкви смысл этого времени поминовения намного углубляется. Ведь одних воспоминаний недостаточно, поэтому Православные Христиане, поминая усопшего, стараются деятельно помочь ему определиться в вечной жизни. Это выражается в молитвах Церкви за усопших.
Благочестивое предание Церкви устанавливает сорок дней (сорокоуст) особого поминовения усопших, в которые по ним служится Божественная литургия, возносятся молитвы и творится милостыня. Все это освобождает умершего от уз греха и переводит душу усопшего в лучшее состояние загробного существования.
Особенно благотворное влияние на судьбу усопших имеет принесение безкровной жертвы за спасение их, или совершение Божественной литургии. На Литургии через погружение в таинственную Кровь Христову частиц, изъятых из просфор, омываются грехи поминаемых живых и умерших.
Св. Иоанн Златоуст так говорит о молитве и милостыне за умерших: «Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя он сам и был недостоин, Бог услышит нас... Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получали пользу от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение».
Священное Писание представляет примеры молитвенного поминовения усопших и благотворительности в память их - для испрошения прощения грехов. В ветхозаветной Церкви существовал обычай преломлять над умершими хлебы и при их гробах раздавать хлеб неимущим (Тов. 4, 17). Был обычай по случаю кончины ближних налагать на себя пост: когда жители Иависа Галаадского хоронили царя Саула и его сыновей, они «взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (l Цap. 31, 13), что, конечно, соединялось с соответствующими молитвами.
Однако самое существенное отличие траура от Христианского поминовения заключается в том, что траур - это неизбывная, безысходная скорбь по ближним, утратившим свое бытие, поглощенным гробом, безсмысленно уничтоженным смертью. Христианское же поминовение - это молитвенная память о человеке, только что родившемся в вечную, блаженную жизнь во Христе Иисусе. иеромонах Серафим (Калугин) г. Астрахань. 16.09.2005

Обычая завешивать зеркала черной тканью после того, как в доме кто-то умер, прочно укоренился в культуре.

Довольно часто люди завешивают не только зеркала, но все зеркальные поверхности – например, телевизор или панели, хорошо отражающие изображение. Даже в век цифровых технологий и повсеместного развенчивания мифов эта неприятная традиция не вызывает никаких сомнений у людей, которым доводится переживать смерть близких.

При этом объяснение этого обычая можно встретить самые разные – от совершенно фантасмагоричных до более-менее логичных; единого мнения нет и, наверное, не будет еще долгое время. Существует три основных подхода к трактовке завешивания зеркал.

Древнеславянский обычай

Традиция берет свое начало задолго до рождения христианства. Первыми закрывать зеркальные поверхности начали древние славяне, и, хотя объяснения у них тоже разнились, исток их был одним: зеркало – это портал в потусторонний мир.

Теория№1.

Древние славяне считали, что зеркало было создано нечистыми силами для того, чтобы «ловить» людей. Для живых это означает самолюбование, излишнее внимание к себе, для мёртвых ловушка работает иначе. Считается, что после смерти человека его душа некоторое время находится в помещении, и если она увидит себя в зеркале, то испугается . Этот испуг приведет к тому, что душа перейдет в зазеркальное измерение (зеркало – портал, не забываем). Освободиться из него невозможно, а значит, несчастная душа будет вынуждена мучиться в зазеркалье на протяжении вечности.

Некоторые даже рассказывали истории о том, что в помещении с покойником не были завешены зеркала, а через несколько дней на внутренней поверхности этих зеркал нашли нечто, похожее на царапины от ногтей.

Теория№2.

Второй вариант чуть больше связан с живыми. Так, есть поверье, что три дня после смерти душа усопшего может свободно перемещаться по помещению, но за его пределы она выходить не может . Если не завесить зеркала, то может случиться, что живой человек увидит себя и покойника в зеркале (всякое бывает – случайный взгляд есть случайный взгляд).

Если же в этот момент в зеркале отразится еще и душа умершего, то живому несдобровать – мертвый постарается как можно скорее забрать его душу с собой, а значит, жить несчастному останется недолго.

Церковное объяснение

Церковь очень осторожно подходит к вопросу завешивания зеркал в доме после смерти – все же этот обычай появился до появления религии. Многие современные монахи и священники отвечают, что завешивание зеркал для того, чтобы не испугать душу – это простое суеверие, однако дают свою единую трактовку.

Дело в том, что зеркало отражает любые предметы и явления в зеркальной проекции, то есть, в «обратном» варианте. А поскольку возле умершего или в комнате, где он ждет погребения, часто можно встретить крест или иконы, то получается, что зеркало отражает крест. В зеркальной проекции он получается перевернутым, что является богохульством. Наличие богохульного знака возле близкого человека вряд ли может считаться приемлемым для верующих.

Вторая позиция церкви заключается в том, что зеркалам свойственно отнимать (впитывать) энергию. Если же они будут отнимать энергию у людей, которые и так ослаблены потерей близкого, это может привести к истощению – моральному или физическому – живого человека. Тут есть важное замечание: в церквях, храмах и костелах никогда не бывает зеркал. Это связано как раз с впитыванием оными энергии – в данном случае, благодати. Получается, что молитвы в комнате с не завешенным зеркалом попросту не будет иметь никакой силы.

Современные трактовки

В современном мире объяснения обычая стали гораздо более прозаичными- так, считается, что людям просто будет неприятно видеть себя в трауре . Смерть близких редко обходится без душевных переживаний, волнений и боли, а фиксация отражения себя в зеркало в таком состоянии может еще больше надломить человека.

Ученые, работая над объяснением этого явления, пришли к следующей трактовке: в старину процесс изготовления зеркала включал в себя послойное наложение ртути на зеркальную поверхность. Мозг человека при смерти испускает крайне мощные альфа-волны, которые «фиксируются» на этой ртути будто изображения на пленке фотоаппарата. Это приводило к возникновению «призраков», которых видели особо впечатлительные обитатели дома. А после смерти близкого, как известно, многие люди на определенный промежуток времени становятся впечатлительными. После появления «призраков» зеркала уничтожали, и проблема решалась сама собой.

Завешивать зеркала в доме после смерти человека – древний обычай, который находит свое отражение даже в умах современных людей. Но следовать этому обычаю или нет, верить в последствия или нет — это каждый должен решить сам для себя.

История эта произошла в 1980-х, когда москвичка Валентина Веснина была еще ребенком. После всего произошедшего Веснина уверена, что ей известно, каким путем покидают наш мир души усопших.

"Они уходят в зеркала! И попадают на тот свет через зеркальный тоннель, ведущий туда", - заверяет женщина.

"Вы, конечно, слышали о старинном народном обычае завешивать простынями, тряпками все зеркала в доме, где появился покойник, - продолжает Веснина, - А вы знаете откуда он взялся, этот обычай?".

"Мои родители — коммунисты. А значит, атеисты. Они жили и по сей день живут в одном подмосковном совхозе. К любым народным верованиям и суевериям относятся с большой иронией.

Когда умерла моя бабушка, они не стали завешивать простыней зеркало трельяжа, стоявшего в избе. Ясно помню, что старушка соседка сердито отчитала их за это. Но они проигнорировали ее упреки. Гроб с телом покойной стоял на столе прямо напротив трельяжа с высоким узким зеркалом.

Когда бабушка умерла, мне было 8 лет. Однако я отлично помню всю ту кошмарнейшую жуть, которая случилась в нашем доме в день ее похорон. Пришли наши односельчане, чтобы проститься с покойной. Дом был полон людей. И вдруг одна из пришедших женщин страшным голосом закричала, указывая рукой на зеркало трельяжа.

Я посмотрела туда, куда она указывала. И обомлела! Вижу, зеркало как бы подернулось легкой молочной дымкой. А в дымке удаляется вовнутрь зеркала, в его, так сказать, «глубину» моя покойная бабушка.

Я видела ее со спины. На бабушке было то самое платье, в котором она лежала в этот момент в гробу, стоявшем на столе напротив трельяжа...

Вы даже не можете себе представить, что началось в нашем доме! Все, кто был в нем, увидели призрак покойницы, удалявшийся в зеркало, словно в некий тоннель, ведущий. Куда? Уверена, на тот свет... Вот вам и объяснение народного обычая завешивать зеркала в доме, где кто-то умер и еще не успел быть похороненным".

В народных традициях

Традицию завешивать зеркала соблюдают практически все люди, даже те, кто до конца не понял, зачем это делается. Что же касается народных объяснений, то сегодня существует несколько мнений того, почему надо закрывать зеркала, когда умирает человек.

Согласно первому мнению, душа, после того как выходит из тела, на протяжении определенного времени находится в помещении. И если она увидит себя в зеркале, она может испугаться.

Также существует поверье, что зеркало в неком роде играет роль дверей между двумя мирами. Если душа усопшего попадет в зеркало, то она застрянет там навеки, не имея никаких шансов на освобождение.

Еще считается, что зеркала имеют память, поэтому если там отразиться покойник, то его дух будет регулярно посещать дом в качестве привидения.

Зеркала в доме усопшего также связывают с судьбой живых людей. Так, если человек увидит в зеркале отражение покойника или его души, то это будет явным признаком того, что он вскоре тоже умрет.

Конечно, существует довольно много людей, которые не верят в такие суеверия. Но, несмотря на свое мнение, они все же предпочитают придерживаться традиций, чтобы уберечь себя от всех опасностей. Ведь, кто знает, что за собой несет смерть близкого и родного человека.

Любопытно, что нет никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал, это чисто народная традиция, уходящая глубоко во тьму веков. При этом традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно.

Закрывать зеркала в доме рекомендуют сразу после того, как человек умер. Но многих интересует вопрос о том, через сколько дней можно открывать зеркала. Считается, что снимать занавес можно сразу после того, как закончатся поминки. Но это мнение ошибочное. На похоронах происходит лишь погребение тела усопшего человека, но его душа до 40 дня продолжает пребывать на этом свете.

По истечении этого срока открывают зеркала. Держать их закрытыми дольше смысла нет.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Мне сказали, что по смерти родного мне человека необходимо завесить все зеркала. Для чего завешивать зеркала и на какое время? Скажите, пожалуйста, сколько держится траур по смерти матери?
Раба Божия Наталия.

Никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал мы не имеем, однако традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно. Зеркало воспринималось в народном сознании как магический предмет, открывающий некую непостижимую сторону бытия - зазеркалье, окно, через которое можно заглянуть в потусторонний мир.
Объяснения завешивания зеркал с точки зрения современного сознания до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования - чтобы покойный не напугал родственников. Есть даже поверье, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет.
Из сказанного видно, что завешивание зеркал нужно рассматривать как простое суеверие, не имеющее никакого значения ни для мертвых, ни для живых. Так многие и считают, однако на всякий случай зеркала завешивают.
Гораздо более важным представляется вопрос о продолжительности траура. Траур - слово мирское, не церковное. Оно обозначает время особого воспоминания об усопшем близком человеке, которому присущи определенные атрибуты: цвет одежды, поведение и т.д.
В церкви смысл этого времени поминовения намного углубляется. Ведь одних воспоминаний недостаточно, поэтому Православные Христиане, поминая усопшего, стараются деятельно помочь ему определиться в вечной жизни. Это выражается в молитвах Церкви за усопших.
Благочестивое предание Церкви устанавливает сорок дней (сорокоуст) особого поминовения усопших, в которые по ним служится Божественная литургия, возносятся молитвы и творится милостыня. Все это освобождает умершего от уз греха и переводит душу усопшего в лучшее состояние загробного существования.
Особенно благотворное влияние на судьбу усопших имеет принесение безкровной жертвы за спасение их, или совершение Божественной литургии. На Литургии через погружение в таинственную Кровь Христову частиц, изъятых из просфор, омываются грехи поминаемых живых и умерших.
Св. Иоанн Златоуст так говорит о молитве и милостыне за умерших: «Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя он сам и был недостоин, Бог услышит нас... Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получали пользу от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение».
Священное Писание представляет примеры молитвенного поминовения усопших и благотворительности в память их - для испрошения прощения грехов. В ветхозаветной Церкви существовал обычай преломлять над умершими хлебы и при их гробах раздавать хлеб неимущим (Тов. 4, 17). Был обычай по случаю кончины ближних налагать на себя пост: когда жители Иависа Галаадского хоронили царя Саула и его сыновей, они «взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (l Цap. 31, 13), что, конечно, соединялось с соответствующими молитвами.
Однако самое существенное отличие траура от Христианского поминовения заключается в том, что траур - это неизбывная, безысходная скорбь по ближним, утратившим свое бытие, поглощенным гробом, безсмысленно уничтоженным смертью. Христианское же поминовение - это молитвенная память о человеке, только что родившемся в вечную, блаженную жизнь во Христе Иисусе.