Пицундский храм история. Православие в Абхазии

Построенный в X веке. Он известен далеко за границей страны, расположен в центре города, на перекрестке улицы Гицба и Кипарисовой аллеи. Каждый год собор посещают тысячи паломников и туристов со всего СНГ и других стран мира.

Особенности

В соборе хранятся святые мощи одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа Симона Кананита, погибшего мученической смертью в I веке н. э. Здесь же в усыпальнице покоятся мощи Андрея Первозванного. Эти Святые почитаются не только в Абхазии, но и во многих других странах мира.

Усыпальница располагается в глубине собора, расписана уникальными фресками, многие из которых требуют срочных реставрационных работ, так как время не щадит хрупкие творения рук человека.

Во внутренней отделке собора присутствует необычное сочетание росписи, сделанной в средние века, с соответствующими мирскими сюжетами и купольного лика Иисуса. По лестнице можно подняться на второй этаж, где с уютных балконов открывается отличный вид на сцену.

Сегодня собор не действует, в нем размещен концертный зал со старинным органом, который был специально изготовлен в Германии более 40 лет назад. Вибрации при звучании инструмента действуют разрушающе на уникальные фрески, расположенные на стенах храма и в усыпальнице.

Для того чтобы остановить разрушение, необходимо перенести орган в другое место. Решение об этом было недавно принято, сегодня собор находится в ожидании подрядчика, способного бережно, без ущерба для архитектурного памятника, демонтировать и перенести инструмент.

Самый серьезный ущерб собору нанес советский период. Именно тогда он был лишен своего красочного убранства. Иконы, кресты, фрагменты мозаичного пола были переданы Тбилисскому музею. В органный зал собор был превращен в далеком 1975 году. До последнего времени в нем проводились концерты органной музыки и другие культурные мероприятия.

Чем интересен комплекс

Комплекс расположен в центре города на небольшой территории, где находятся несколько построек. Какие-то из них хорошо сохранились, каким-то требуется капитальный ремонт и реставрация, некоторые подверглись разрушению во время грузино-абхазской войны 90-х годов прошлого века. К таким разрушенным строениям относится колокольня, находящаяся у входа в комплекс, и храм, построенный во II веке н.э. От него остались только боковые стены.

Сам Патриарший собор за свою многовековую историю несколько раз видоизменялся. Толщина его стен говорит о том, что одной из задач строителей было создать мощное здание, которое будет противостоять вражеским нападкам. Позднее здание было украшено атрибутами трехнефного, крестовокупольного храма.

Дополняет архитектурную композицию маленькая часовенка, которая была оборудована на месте бывшего колодца, ставшего ненужным. Она настолько крохотная, что в ней могут поместиться всего два молящихся человека. Датируется часовня тем же веком, что и весь комплекс.

Когда в соборе идет концерт, туристам разрешено передвигаться по территории. Слышимость там отличная, все произведения, исполняемые на концерте, можно послушать, сидя на скамейке или траве рядом с собором.


Вот и добрались мы до достопримечательностей Пицунды, где и отдыхали. Собор стоит в центре города, огорожен забором из камня. Экскурсия по территории этого музейного комплекса стоит 150 р.

Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного — собор, построенный в Пицунде (Питиунт) в начале X века во времена правления грузинского царя Баграта III из династии Багратионов, являвшегося племянником последнего абхазского царя Феодосия III.


1. Идём по кипарисовой аллеи к собору.

Древний 3-нефный крестово-купольный храм, построенный в X в., выделяется своими мощными формами, грандиозными размерами (длина 39 м, ширина 25 м, высота с куполом 29 м, толщина стен 1,5 м) и относится к лучшим памятникам абхазского средневекового зодчества. В юго-западной части притвора сохранилась часть фресок византийской школы XVв (изображение Христа-Пантократора и Двенадцати Апостолов в куполе относится к XIX в.). Позднее храм превратился в руины, был восстановлен только в XIX в. Реставрации нарушили древний облик, но не смогли уничтожить величие и строгость очертаний. Собор после реставрации был освящён в честь Успения Богородицы. С 1882 по 1917 гг. храм являлся подворьем Новоафонского монастыря.


2.


3.


4. Справа вход в местную больницу,


5.


6. Центральные ворота и самый большой флаг Абхазии в мире.


7. Вид на собор с ул. Гицба.


8. Центральные ворота в музейный комплекс.


9. Собор во всей красе.

Собор относится к типу крестовокупольных, трёхнефных и трёхапсидных храмов. Возведён из камня и кирпича. В распределении этих материалов наблюдается определённый порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные - толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нём купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпичей различного размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами толстым кирпичом выложены кресты. Гладкие стены покрыты штукатуркой, в прежние времена украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре. Внутри храма, в его западной части, расположена усыпальница, в которой находятся две огромные гробницы, устроенные в честь апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, о чем свидетельствуют две фрески с изображениями святых.


10. В этом здании в настоящее время располагается музей.

До революции и какое-то время после неё на территории храма располагался Пицундский мужской монастырь. При советской власти монастырь упразднили. В Хрущевские времена храм использовался как музей для экспонатов археологических раскопок близлежащего византийского городища. А в соседнем 2-х этажном монастырском здании, на 1-м этаже была 1-я русская восьмилетняя школа. После строительства десятилетки, в освободившиеся помещения перенесли музей. В храме в 1975 году установили орган и храм превратился в концертный зал.


11. Экспозиция музея лет 25 не изменялась.


12. Справа остатки колокольни.


13. Фото из музея с ещё действующей колокольней.


14.


15. Сохранившаяся роспись.


16. Действующий орган.

Здание храма обладает великолепными акустическими свойствами. Из-за этой особенности в 1975 г. здесь был открыт органный концертный зал. Установленный в Успенской церкви орган изготовлен в Германии и является вторым по величине инструментом на территории бывшего СССР после Домского собора в Риге. Вопрос о переносе из здания собора органа был поднят в 2009 году. 29 июля 2014 года и.о. президента Абхазии Валерий Бганба подписал распоряжение, в котором поручил министерству культуры совместно с госуправлением по охране истории культурного наследия изыскать возможность переноса органа из Пицундского собора в другое место.


17. Лестница на второй этаж.


18. Усыпальница.

Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.


19.


20. Помещение на втором этаже.


21.


22.


23. Центральный вход, вид со двора.


23. Маленький дальмен слева.


24. Как всегда толпы туристов.


25. Слева руины часовни IV века, справа колодец.


26. Часовня 19 века. Восстановлена, действует.


27. Небольшие колокола часовни.


28.


29.

Храм в городе Пицунде известен не только благодаря своей интереснейшей истории, но и органу, послушать который приезжают как туристы, так и местные жители со всей округи. В этой публикации мы расскажем о достопримечательностях этого города, которые удивят каждого путешественника.

История города

История города Питиунта, который ранее стоял там, где сейчас находится современная Пицунда, начинается с основания купцами греческого происхождения. Еще во II столетии нашей эры римлянами здесь было построено оборонительное сооружение с помощью наиболее современных в тот период технологий. Уже в IV столетии территория была дополнена древнехристианским храмом - базиликой.

Пицундский храм

В конце V - начале VI столетия храм-базилику украшали с помощью великолепной расписной мозаики, которая состояла из узоров и рисунков с различными замысловатыми сюжетами. Юстиниану Первому, который властвовал в то время над Пицундой (VI век), хотелось придать Питиусу статус важной со стратегической точки зрения крепости кавказского черноморского побережья. В VI столетии на территории сооружения там, где стоял уже в тот период обветшалый храм, согласно его приказам возвели здание нового еще более величественного храма. 541 год был отмечен первым в истории крещением абхазов, и именно на этом месте была расположена епископская кафедра. Остатки некоторых средневековых церквей в Пицундском комплексе обнаружили археологи в середине прошлого столетия. Когда уже Абхазское царство достигло эпохи своего расцвета, в IX-X вв. соорудили новую церковь, которая была построена с использованием кирпичей.

В XVI столетии Пицундский храм был обновлен, а на территории западного крыла возвели усыпальницу с богато расписанными стенами и узорчатым потолком. Уже в XVII веке во время угрозы турецкой атаки, абхазские католикосы перенесли свою кафедру в грузинский город Гелати. Здание собора оказалось заброшенным, однако, как и прежде, местные и иностранцы приходили давать клятвенные обеты в Пицундский храм. История его на этом не закончилась. На его территории останавливалось запорожское войско на пути к турецким землям. В XIX веке храм снова освятили и реконструировали. Здание часовни, которое находилось неподалеку от него, было построено новоафонскими монахами с помощью остатков, которые хорошо сохранились. На сегодняшний день уже 25 лет на ее территории проходят службы. Новоафонские священнослужители проводят литургию, а также крестят местных.

Орган в Пицундском храме

В 1975 году в церкви установили орган, который создала фирма Щуке в Потсдаме. Кроме того, тогда же было отстроено помещение концертного зала. И до сих пор в древнем здании собора можно услышать произведения, который написал И. С. Бах и другие великие композиторы. Здесь проводятся концерты абхазских и российских артистов, которые собирают тех, кто любит академическую музыку. Церковная сцена и территория древней постройки каждый год приглашает на фестиваль «Хибла Герзмаву» членов Московского камерного оркестра Мьюзика Вива, которым управляет Александр Рудин, а также Камерного оркестра при московской консерватории под управлением дирижера Феликса Коробова. Здесь звучат произведения в исполнении Елены Образцовой, знаменитого пианиста Дениса Мацуева, оркестра «Виртуозы Москвы» с во главе и других известных артистов, исполняющих классическую музыку. Святослав Бэлз - несменный ведущий фестивальных выступлений вот уже который год. Кроме того, он является известным российский музыковедом.

Спорный вопрос

Шесть лет назад, в 2010 году, абхазское общество обсуждало спорные моменты насчет органа в Пицундском храме. Члены епархии заверяли властей, что собор является резиденцией старого епископата, а потому инструмент следует перенести. Однако из-за влияния мнения общества вопрос Пицундского храма отложили. В бюджете предусмотрели больше ста тысяч евро для капитального ремонта органа. Этот момент свидетельствовал о том, что вопрос переноса инструмента в какую-то другую будущую постройку откладывается. Собственно, как и возвращение епископату древнего Пицундского храма. Орган является уникальным на территории На его защиту встало большое количество известных музыкантов, включая всех лучших органистов, а также таких знаменитых представителей искусства, как Елена Образцова, В. Спиваков и Х. Герзмава.

В Государственный концертный зал в Пицундской церкви пришли специалисты, чтобы отремонтировать орган. Это происходило в 2011 году под руководством той самой фирмы из Потсдама. Инструмент создал один из наиболее известных мастеров в немецком классическом органостроении - Ганс Иохаим Щуке.

Знаменитые музыканты, дававшие концерты в органном зале

Концерты в Пицундском храме с тех пор, как был открыт зал, давали члены абхазской Государственной капеллы, которой руководила Народная артистка республики Адыгеи Нора Аджинджал, а также присутствовали ведущие солисты Государственной Филармонии Абхазии. Выступления проводились при участии следующих музыкантов: Г. Татевосяна, А. Отрбы, Г. Авидзбы; кроме того, представителей Государственного симфонического оркестра под управлением А. Хагбы и В. Айбы, и многих других. В зале Пицундского храма абхазские артисты могут продемонстрировать свой талант. Также это делают и российские музыканты. На концерты приходит большое количество отдыхающих, которые съезжаются сюда послушать произведения классических композиторов, а также местные жители.

Расписание концертов

На сегодняшний день в соборе играют как приглашенные артисты, дающие концерты, которые можно увидеть на афишах, так и постоянные музыканты. Одним из них является Лука Гаделия, который играет в церкви как один из участников камерного оркестра каждый четверг. Также музыку в его исполнении можно услышать сольно в воскресенье, если прийти в Пицундский храм (расписание воскресных концертов постоянное - начало выступления в 17 часов).

Патриарший собор в Пицунде , он же Собор Андрея Первозванного - большой крестово-купольный храм в центре города Пицунда , рядом с античными руинами. Один из нескольких крупных храмов Абхазии, по этот самый знаменитый ввиду своего расположения посреди курорта на виду у всех. Храм несколько подпорчен советским ремонтом, превратившим его в концернтный зал. О необходимости исправить последствия этого ремонта идут разговоры уже лет шесть.

История

Первый храм на этом месте был построен при императоре Юстиниане I. Существует мнение, что он появился уже после сооружения Софийского Собора в Константинополе. В этом случае пицундский был построен между 537 и 565 годами. Тот первый собор простоял лет 500 и уже в самом конце Х века на его фундаменте был возведен новый - тот, что мы видим сейчас. Обычно возведение собора приписывают грузинскому царю Баграту III, который в 978 году получил Абхазское царство в наследство от матери. Это был тот самый царь, что построил храм Баграта и Никорцминду . Иногда пишут, что собор был построен вначале Х века кем-то из абхазских царей. Таким царем в принципе мог быть Гиоргий II, который построил много всего. Но постройки Георгия обычно хорошо известны, и привязаны к его имени весьма надежно. А про причастность Гиоргия к постройке этого собора не сказано ничего совсем. Так что Баграт кажется более вероятным претендентом в основатели.

Храм получился немного не похожим на прочие грузинские храмы того времени: в этом слишком много кирпича, он не триконх, и купол у него не пирамидальный. Причем современный вид собора примерно соответствует тому, как он выглядел до реставрации (сохранились гравюры), только крыльцо у южной стены исчезло.

С момента постройки храм стал кафедральным храмом Абхазского католикосата. Он оставался им до XVI века, когда христианская культура ушла из Абхазии и нахождение епископа в Пицунде потеряло смысл. Епископ уехал в Гелати, а Пицунда препратилась в языческое поселение. Иногда дехристианизацию связывают с появлением в Черном Море Турции, но турки появились только в 1578 году, ненадолго захватив Сухуми, а потом появлялись время от времени, интересуясь только Сухуми и его окрестностями.

В языческую эпоху произошло интересное: в купол собора ударила молния, а по языческим понятиям той эпохи священным считалось всё, куда попала молния. Так собор стал почитаемым местом у абхазов-язычников.

Сама Пицунда почти исчезла с лица земли, и только в середине XIX века собор отремонтировали и освятили как Успенский. Наверное, именно в это время его основательно "русифицировали", замазав штукатуркой старые фрески. Потом наступила советская эпоха и собор снова закрыли.

В 1975 году он пережил очередной ремонт и превратился в концертный зал. Алтарная часть превратилась в сцену, около которой установили немецкий орган. Кому довелось побывать в Пицунде с 80-е годы, те хорошо помнят те концерты, и легкие алкогольные напитки, которые продавали там же в храме.

С тех пор в принципе ничего не изменилось.

Современность

Сейчас собор представляет собой классический, без всяких странностей, крестово-купольный храм высотой 29 метров, длиной - 37 метров и шириной - 25 метров.

Единственная его особенность заключается в кладке: его нижняя часть, метра на два от земли, сложена из камня, затем идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем полосы камня становятся все тоньше и тоньше. Купол кирпичный полностью. Из-за такого сочетания материалов он лишён украшений фасада, которые были так популярны в те времена. Удивительно, но собор простоял до XIX века и у него ничего не рухнуло: на гравюре 1840 года мы видим и купол, и крышу сводов. То есть даже циркулярные своды, которые решились почти всегда, в данном случае устояли. Но и тут есть загадка. Свод собора, который находится над алтарной частью, имеет легкий элемент стрельчатости. Можно предположить, что как минимум этот участок свода все же был перестроен в поздние эпохи.

Храм интересен, в частности, довольно большим пространством на хорах. Туда наверх ведёт каменная лестница, а наверху установили кресла для прослушивания органа.

В путеводителях часто пишет, что там присутствует некая особая атмисфера и аура. Так вот - ничего этого нет. Храм вообще не похож на храм. Это был концертный зал, концертным залом он и остался - все те же оштукатуренные стены, плюшевые кресла и общая атмосфера советского учреждения. В Абхазии его не с чем сравнить (разве что с Моквой), но на фоне храмов Грузии и Армении он, разумеется, сильно проигрывает.

Как найти

Храм искать особенно не надо - он находится в самом центре города, на территории музейного комплекса. По этой причине он фактически платный. Билет позволяет увидеть не только храм, но и краеведческий музей, но факта платности храма это не отменяет, хотя и слегка маскирует.

Патриарший собор в Пицунде ბიჭვინთის საკათედრო ტაძარი

Со времен распространения христианства город Пицунда считается духовным центром Абхазии и сохраняет на территории немало религиозных памятников архитектуры. Наиболее древний из них – это блистательный Патриарший собор (Пицундский храм), который на протяжении столетий остается национальной гордостью и ярким представителем материальной культуры грузинского народа.

История Патриаршего собора (Пицундский храм)

Пицундский храм, он же – собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии. История религиозного сооружения уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика. В конце V века полы старинного здания были украшены богатой мозаикой, остатки которой сегодня хранятся в Гелатском монастыре и относятся к числу самых древних мозаичных полов на Кавказе.

К VI столетию базилика значительно обветшала, потому правивший в те времена византийский император Юстиниан I отдал приказ заменить ее новым сооружением. Изначальный Пицундский храм был разрушен, а на его месте возвели масштабный собор, где проводилось первое крещение абхазцев. Но и он просуществовал не более трех столетий. В период процветания Абхазского царства (в IX–X веках) его сменил сегодняшний купольный собор из кирпича, где размещалась кафедра Абхазских Католикосов и совершались епископские рукоположения.

В последующие годы храм не раз обновлялся и подвергался многочисленным реконструкциям, поэтому до наших дней дошел в измененном виде. В 1975 году он претерпел последний ремонт, после которого в его стенах открылся концертный зал. Сегодня гости Пицунды приходят в собор не только для осмотра его интерьеров, но и ради посещения концертов органной музыки и знакомства со знаменитым Пицундским органом, изготовленным одним из выдающихся органных мастеров современности – Гансом Йоахимом Шуке.

Архитектура храма

Патриарший собор скрывается за крепостными стенами древнего византийского городища, частично разрушенными при выборке строительных материалов для возведения современного храма. В архитектурном плане он представляет собой трехнефное сооружение с тремя апсидами, увенчанными куполами. Главная особенность визуального облика здания заключается в необычной кладке: нижняя часть фасада состоит из камня, а далее идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем по мере подъема каменные полосы становятся тоньше, кирпичные – напротив, шире и массивнее.

Высота сооружения вместе с центральным куполом составляет 29 метров. По ширине и длине он имеет размеры 25 и 37 метров, а толщина его наружных стен достигает полутора метров. В связи со смешением двух материалов экстерьер храма лишен украшений, которые были популярны в годы его строительства, однако в некоторых местах между окнами размещаются большие каменные кресты.

Помимо собора, в пределах заповедника «Великий Питиунт» находятся еще несколько сохранившихся архитектурных строений, которые окружают храм особой атмосферой и аурой:

  • руины древней колокольни, находящейся возле входа в археологический комплекс (от некогда блистательного сооружения сохранились только фундамент и вертикальные каменные столбы);
  • развалины раннего храма постройки II столетия (от него остались лишь боковые стенки).

Внутреннее убранство храма в Пицунде

Согласно летописям, когда-то храм хранил в своих стенах несметные сокровища – церковные богатства и христианские реликвии. В XVII столетии, когда кафедру Абхазских Католикосов перенесли в Гелати из-за угрозы нападения турок, вместе с ней переехали и ценности Пицундского храма, поэтому сегодня в нем осталось мало что интересного.

Тем не менее, туристы, посещающие собор, спешат осмотреть его удивительной красоты фрески XII–XIV столетий, изображающие шестикрылых херувимов, десять апостолов и погрудный портрет Христа Пантократора. К сожалению, большая часть настенной живописи была сбита со стен или заштукатурена во время предыдущих реставраций, но и то, что осталось, позволяет в полной мере оценить былое величие религиозного сооружения.

В центральной части собора возвышается сцена, на которой регулярно проводятся концерты международных и отечественных музыкантов. Некоторые посетители специально приходят в храм, чтобы послушать чарующее звучание немецкого органа, установленного в сооружении в 1975 году. Музыкальный инструмент состоит из 4500 трубок и весит около 20 тонн. Хотя любой орган обладает своей яркой индивидуальностью, пицундский выделяется мягким серебристым тембром, который в сочетании с хорошей акустикой храма и окружающими фрагментами многовековых фресок располагает слушателей к более глубокому восприятию звуков.

Полезная информация для посетителей

Патриарший собор возвышается в центре Пицунды по адресу: ул. Гисба, 8, на пересечении с Кипарисовой аллеей. Осмотреть его интерьеры можно в любой день недели с 10:00 до 19:00, а побывать на концертах – только в теплое время года (с июня по ноябрь) в 17:00 и 20:00. Прямо на входе в заповедник «Великий Питиунт» находятся две кассы – музейная и концертная, в которых предлагают два типа билетов:

  • на экскурсию – по цене 50 рублей с человека;
  • на концерт – 200 рублей для детей и 600 рублей для взрослых.

Посещение храма оставляет у туристов незабываемые впечатления, ведь сохраняя свои древние архитектурные формы, он выступает немым свидетелем многовековой истории Абхазии и представляет величающую историческую и культурную ценность не только для Грузии, но и для всего мира.

Вконтакте