Парадокс экзистенциальных переживаний.Уникальность представлений об истине.

Оглянувшись на людей, на все человечество,я увидал, что люди живут и утверждают, что знают смысл жизни. На себя оглянулся: я жил, пока знал смысл жизни. Как другим людям, так и мне смысл жизни и возможность жизни давала вера.. Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.
Чем мы умнее, тем менее понимаем смысл жизни и видим какую-то злую насмешкув том, что мы страдаем и умираем.
Науки не дают ответа о смысле жизни, а лишь показывают, что в необъятных, сих помощью открытых горизонтах, ответа на этот вопрос нет.
Ответы, даваемые всеми науками о смысле жизни, есть только тождества.
Философия не даёт ответа на вопрос о смысле жизни, а лишь усложняет его.
Пять лет назад странное состояние ума начало овладевать мною: у меня были моменты растерянности, остановки жизни, как будто я не знал, как я должен жить, что я должен делать. ...Эти остановки жизни всегда возникали с одним и тем же вопросом:"почему?" и "зачем?" ...Эти вопросы со все большей настойчивостью требовали ответа и, как точки, собирались в одно черное пятно.
Неужели только затем и явился я на этот короткий промежуток времени в мир,чтобы наврать, напутать, наделать глупостей и исчезнуть.
Наша жизнь - постоянно бегство от себя, точно угрызения совести преследуюти пугают нас. Как только человек становится на свои ноги, он начинает кричать,чтобы не слыхать речей, раздающихся внутри... В этой боязни исследовать, чтобы не увидать вздор исследуемого, в этом искусственном недосуге, в этих поддельных несчастиях, усложняя каждый шаг вымышленными путами, мы проходим по жизни спросонья и умираем в чаду нелепостей и пустяков, не пришедши в себя.
Жизнь человеческая, полная телесных страданий, всякую секунду могущая быть оборванной для того, чтобы не быть самой грубой насмешкой, должна иметь смысл такой, при котором значение жизни не нарушалось бы ни страданиями, ни её кратковременностью.
Если человек - только телесное существо, то смерть есть конец чего-то ничтожного. Если же человек - существо духовное, и душа только временно жила в теле, то смерть - только перемена.
Для бессмертной души нужно такое же и дело бессмертное, как она сама. И дело это, бесконечное совершенствование себя и мира - и дано ей.
Страх смерти есть только сознание неразрешенного противоречия жизни.
Страх смерти происходит от того, что люди принимают за жизнь однумаленькую, их же ложным представлением ограниченную часть её.
Лучшее доказательство того, что страх смерти есть страх не смерти, а ложнойжизни, есть то, что часто люди убивают себя от страха смерти.
Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь передсамим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека.
Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира.
Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины.
Самый жалкий раб - это человек, отдающий в рабство свой разум и признающий истиной то, чего не признает его разум.
Раб, довольный своим положением, вдвойне раб, потому что не одно его тело врабстве, но и душа его.
Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи снеотвратимостью гибели.
Прошлой ночью я подумал во сне, что кратчайшее выражение смысла жизни можетбыть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача- внести вклад в то движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним.
Значение жизни открыто в сознании человека, как стремление к благу. Уяснение этого блага, более и более точное определение его, составляет главную цель и работу жизни всего человечества.
Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл.
Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни.
Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.
Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим.
В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно.
Человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чём ошибся.
Смысл жизни каждого отдельного человека только в увеличении в себе любви; что это увеличение любви ведет отдельного человека в жизни этой ко все большему и большему благу.
Где любовь, там и Бог.
Любить - благо, быть любимым - счастье.
Любовь - творит жизнь.
Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье.
Любовь - это сущность души, она должна укрепиться и очиститься от всех дурных чувств,раздражения и иронии, направленных против человека.
Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь блаженная и бесконечная.
Любовь не может быть вредной, но только бы она была любовь, а не волк эгоизма в овечьей шкуре любви...
Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни.
Истинноесострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении наместо страдающего, испытываешь действительно страдание.
Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить.
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.
Добро,которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит вражду и разъединение- он дурной.
Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение о том, что счастье человека в том,чтобы ничего не делать. Благо людей в жизни. А жизнь в работе.
Ничто так,как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.
Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства.
Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди.
Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других - он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.
Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.
Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя. Корень злых дел в дурных мыслях.
Все бедствия людей происходят не столько от того, что они не сделали того, что нужно,сколько от того, что они делают то, чего не нужно делать.
Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание.
Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их.
Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.
Для того,чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а нео том, что тебя разъединяет с ним.
Нет в мире виноватых.
Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было.
Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других,воспитывают их.
Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
Для того чтобы, несмотря на это всегдашнее недовольство собою, иметь сознание приносимой пользы, нужно иметь одно качество. Это же качество восполняет и всякое искусство учительское и всякое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретает недостающее знание.
Если учительво время трехчасового урока не чувствовал ни минуты скуки, он имеет это качество. Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.
Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.
Музыка -высшее в мире искусство. Музыка - это стенография чувств.
У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.
Ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех. А в сближении людей - главная задача искусства.
Прогресс состоит во все большем преобладании разума над животным законом борьбы. Если дикарь перестал верить в своего деревянного бога, то это не значит того, что Бога нет,а только то, что Бог не деревянный.
Как ни странно самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.
Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой.
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
Идеал - этопутеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни..

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

C9.1 Философия. «Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины». (Л.Н. Толстой)

C9.2 Экономика. «Погоня за прибылью - единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают». (Ф. Хайек)

C9.3 Социология, социальная психология. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В. Г. Белинский)

C9.4 Политология. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». (Н.А. Бердяев)

C9.5 Правоведение. «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». (Сократ)

Пояснение.

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с критериями оценивания работы. Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.

По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.

Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

2) Формулируем собственную точку зрения: я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается.

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.

Смысл данного высказывания состоит в том, что из-за подобий истины зачастую очень трудно познавать истину настоящую. Основная проблема заключается в том, что кроме правды и лжи существует нечто среднее, что вводит в заблуждение. Эта проблема очень актуальна в любые времена, потому что понятия лжи, истины, познания и заблуждения близки любому человеку.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания: истина бывает абсолютной и относительной, однако, не зависимо от того, о какой именно истине идет речь, она представляет собой верное знание на все времена или какой-либо конкретный временной промежуток.

Заблуждение же является содержанием знания субъекта, не соответствующим реальности объекта, но принимаемое за истину, и поэтому препятствует познанию истины. Заблуждение, по мнению автора, является более серьезным препятствием, чем ложь, потому что лжец знает, что отстаивает заведомо неверное знание, а заблуждающийся уверен в своей правоте. Именно недостоверное знание, то есть «подобие истины», приводит к заблуждению.

Многие литераторы рассуждали о заблуждениях, препятствующих познанию истины. Наиболее ярким примером я считаю научно-фантастический роман-антиутопию Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Идеология нового общества, чей быт описан в произведении, построена таким образом, что в погоне за толерантностью люди стали уничтожать все, что могло задеть чьи-либо чувства. К примеру, книги одной религии могли оскорбить представителей другой. Их заблуждение состояло в том, что, желая построить истину, они погрязли в ее подобии.

В современной жизни мы часто сталкиваемся с описанным явлением. В СМИ постоянно сообщают о правонарушениях, связанных с незнанием законов, однако это незнание не освобождает от ответственности. То есть, заблуждение человека состоит в том, что он считает ту или иную деятельность законной, и это заблуждение приводит его к нарушению закона.

На основании всего вышесказанного, можно утверждать, что Л.Н. Толстой был совершенно прав в том, что подобие истины является препятствием ее познания.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.