Откуда берутся души. Как появляется душа человека

Когда душа вселяется в ребенка? Когда он делает первый вдох уже после рождения? Или когда начинает биться сердце внутри утробы матери? А может быть вообще тогда, когда сперматозоид встречается с яйцеклеткой и образует одно целое? Думаю, этот вопрос интересует каждую беременную женщину, которая вынашивает маленькое чудо. Давайте попробуем отыскать ответ на этот вопрос и рассмотрим существующие версии того, когда же душа вселяется в ребенка.

1. По христианству душа вселяется в момент зачатия. Именно поэтому этой религией на любом сроке считаются недопустимым грехом, убийством не только тела, но и души. Это мнение поддерживают и ученые, которые в недавнем времени провели исследование момента встречи сперматозоида и яйцеклетки под микроскопом и выявили с помощью специального электромагнитного оборудования, что при встрече происходит вспышка света, обусловленная расширением энергии. Ученые предполагают, что именно в этот момент приходит душа.

2. По исламу душа ребенка приходит к нему через 120 дней после зачатия, то есть на четвертом месяце жизни плода. Именно тогда беременная женщина чувствует шевеления ребенка, он реагирует на ее голос, чувства и эмоциями ответными ударами.

3. В иудаизме считается, что душа появляется на 40-й день после зачатия.

4. По мнению многих эзотериков, душа появляется возле женщины еще до того, как в ее лоне происходит зачатие. Душа выбирает своих родителей еще задолго до этого, исходя из того, какие уроки в жизни ей нужно будет пройти и насколько именно эти родители помогут ей это сделать. Не зря многие экстрасенсы видят в ауре женщины душу ребенка, после чего она вскоре беременеет. Само вселение с эзотерической точки зрения происходит в момент физического зачатия ребенка, но при этом душа сжимается в размерах и находится в эмбрионе в спящем состоянии. После шестого месяца душа начинает «просыпаться», готовясь появиться на свет. Не зря семимесячные детки, рождаясь раньше срока, выживают.

5. Бытует мнение, что душа вселяется в ребенка с рождением, когда он делает первый вдох. Вот только источник такого мнения мне неизвестен.

Так как нет единого мнения, когда душа вселяется в ребенка, однозначного ответа никто знать не может. Но со всем уважением к исламу и иудаизму, я, например, не могу согласиться с этими теориями. Как душа может появляться на втором или четвертом месяце жизни плода, если сердечко ребенка начинает биться уже через три недели после зачатия, а на 12 – ой неделе у ребеночка появляются линии на руках и формируются отпечатки пальцев. Ведь известно, что эти линии отражают судьбу человека в этом воплощении! Как же на этом этапе у малыша не может быть души? Откуда тогда появляются линии судьбы?

А как же известные случаи гипноза, когда с помощью человек вспоминал свою внутриутробную жизнь? А слышали, в психологии есть понятие «абортный ребенок»? Так называют нежеланных детей, матери которых, узнав о своей беременности, хотели сделать аборт, но потом в последний момент по какой-то причине передумали. Такие дети рождаются с поврежденной психикой, часто у них наблюдаются суицидальные наклонности, так как еще в утробе они почувствовали себя ненужными и отвергнутыми. Вот и спрашивается, как это может влиять на психику взрослого человека, если у него на тот момент не было души? А ведь женщина узнает, что беременна в первый же месяц после зачатия!

А как же случаи, когда женщина узнает, что беременна сразу после зачатия чисто интуитивно, не имея еще никаких признаков наступившей беременности? Она просто чувствует в своем энергетическом поле новую, неведомую ей ранее, энергию.

Я не претендую на истину в последней инстанции, но я убеждена, что душа ребенка действительно выбирает своих родителей задолго до того, как они вообще решили заводить малыша. А само подселение души происходит непосредственно в момент зачатия. Если вы не согласны с моим мнением, и знаете, когда душа вселяется в ребенка, пишите об этом в комментариях, эта тема всегда открыта к обсуждению!

С любовью, Юлия Кравченко

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Во всех православных материалах говорится о свободной воле человека и о том, что благодаря выбору между добром и злом, осуществленному этой волей, человек получает спасение или муку вечную. Но разве направление и сила воли не зависят всего от двух факторов: 1) врожденных качеств души, 2) того, где, кем и в каком окружении человек воспитывался? Первый фактор зависит от Бога как творца души, второй так же от Бога, так как именно Он посылает душу в конкретную точку пространства-времени. Человек не может выбрать, кем ему родиться или как себя воспитывать. Чтобы осознать необходимость самоисправления и самовоспитания во взрослом возрасте, человек уже должен иметь набор необходимых для этого качеств, полученных от Бога и не убитых воспитанием.

Не получается ли так, что тех людей, которые не смогли прийти к спасению в силу врожденной или приобретенной слабости воли для преодоления страстей, или воспитанной ненависти (или безразличия) к Богу, Бог создал специально для мучения- сначала в этой жизни, а потом в жизни вечной? Это совсем не похоже даже на самую слабую любовь.

Давно пытаюсь воцерковиться, но вопросы, подобные этому, не дают поверить Богу и полюбить Его. С помощью приходского священника их не смог понять. Спасибо за ответ.

Отвечает иерей Евгений Мурзин:

Относительно каждого человека в святоотеческом наследии нет единого мнения. Одни отцы Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин) полагали, что Бог действительно является Творцом каждой души, другие (Григорий Богослов, Григорий Нисский, Макарий Великий) – что душа ребенка, хотя и при участии творческой силы Божией, происходит от душ родителей, равно как и тело от тел родителей. Последнее мнение обосновывается утверждением, что в Адаме Господь сотворил все человечество. Как сказано в книге Деяний святых апостолов: “от одной крови Он произвел весь род человеческий” (Деян. 17, 26). То есть Бог творит души не непосредственно, а опосредованно, в соответствии с первой заповедью, данной Адаму и Еве: “плодитесь и размножайтесь” (Быт. 1, 28), творит из душ родителей. Отсюда следует, что душа, хотя и возникает в результате творения, тем не менее, несет в себе тяжесть первородного греха, чего не было бы, если бы Бог творил наши души как и душу первого человека из ничего. Применительно к вашему вопросу, это означает, что врожденные качества души зависят не от Бога, а во многом определяются наследственностью.

Что касается второй части вопроса об условиях, в которых возрастает и живет человек, то похожим вопросом задавался еще Антоний Великий, который, размышляя как-то о путях Домостроительства Божия помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из людей достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?” И Бог ему ответил следующим образом: “Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божий, потому что это - душевредно”. По поводу же спасения, мы можем быть уверены в том, что Бог, по слову апостола Павла “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познание истины” (1 Тим. 2, 4). Каждому человеку, где бы он ни родился и в каком бы окружении ни вырос, открыт путь ко спасению и вечной жизни. И у каждого, даже самого закоренелого злодея, есть представление о том, что хорошо, а что плохо. Убийца знает, что убивать плохо. Вор - что нехорошо воровать. В каждом из нас говорит голос Божий – наша совесть. Главное – слушать его и следовать ему.

Архив всех вопросов можно найти

Про реинкарнацию уже ответили.В православной догматике наиболее развернутым можно считать изложение этого вопроса у о. Олега Давыденкова:"Мнение о рождении человеческих душ

Наряду с мнением о творении человеческих душ существует другое мнение - о рождении

человеческих душ. Два эти мнения появились одновременно. Если первое мнение впервые

встречается у свщмч. Иринея Лионского, то второе - у Тертуллиана. Тертуллиан учил о некотором

душевном семени: как существует семя телесное, так и в душе существуют особые семена, которые

отделяются от души и дают начало новой духовной субстанции. Это мнение о душевных семенах было

отвергнуто последующими отцами Церкви, а мнение о рождении человеческих душ от душ родителей

получило широкое распространение. Его придерживались свт. Григорий Богослов, свт. Григорий

Нисский, свт. Афанасий Александрийский, прп. Макарий Великий и многие другие. Блж. Иероним, хотя

сам придерживался креационистского взгляда, тем не менее отмечал, что мнение о рождении душ

Какие места Свщ. Писания приводятся в подтверждение этой гипотезы? Например, Быт. 5, 3.

Здесь сказано, что Адам родил Сифа "по подобию своему и по образу своему". Слова "подобие" и

"образ", вероятно, должны указывать на полноту человеческого состава, т. е. и на душу, и на тело.

Ин. 3, 6: "Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от духа есть дух". Но слово "плоть" -

греческое sarx - у ап. Иоанна Богослова обозначает не только тело, а живое существо во всей его

полноте. Когда ап. Иоанн Богослов говорит, что "Слово стало плотью" (Ин. 1, 14), он имеет в виду

восприятие Словом всего человеческого состава, т. е. тела, одухотворенного разумной душой.

Следует признать, что такой взгляд более всего согласен с данными как Свщ. Писания, так и

религиозного опыта. В то же время у этой гипотезы есть и слабые стороны.

Например, бывают случаи поразительного несходства между родителями и детьми с точки зрения

их духовной организации. Хотя такое же несходство нередко выражается и в телесном составе.

Это мнение находится в противоречии с простотой и несложностью души. К тому же мы не можем

точно определить, от кого именно рождается душа: происходит ли она от души отца, от души матери

или от обоих родителей? Этот вопрос невозможно даже ставить, поскольку никаких оснований для его

решения нет. Законы духовного мира нам неизвестны, и образ происхождения одной души от другой

определить мы не можем. Св. прав. Иоанн Кронштадтркий пишет, что душа рождается от другой души

по образу того, как свет рождается от света и огонь рождается от огня.

После V Вселенского Собора в христианском богословии осталось преобладающим мнение о

творении человеческих душ из ничего, однако в более позднее время широкое распространение

получило мнение о рождении человеческих душ. Большинство современных православных богословов

придерживаются мнения о рождении человеческих душ.

В действительности две эти гипотезы не противоречат друг другу, скорее наоборот - восполняют

одна другую. Можно предположить, что душу - духовную природу - человек получает от родителей,

так же как и тело, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого

Божественного воздействия. Это и обусловливает неповторимость качественного сочетания духовных

сил и способностей человека, ведь человек - это не просто повторение своих родителей или

механическая комбинация свойств и качеств, которые встречались у его предков. Каждый человек -

это неповторимая личность, новая форма образа Божия, и новизна эта обусловлена

непосредственным воздействием Бога. "

Эта теория была впервые озвучена выдающимся богословом христианства первых веков Оригеном. Являясь приверженцем античной , Ориген попробовал несколько переработать учения Платона, Пифагора и иных древних философов о душе, вложив в теорию христианский смысл. Так, Ориген утверждал, что Бог изначально множество душ, которые находились в созерцании Творца. Затем, по каким-то причинам, душам надоело заниматься созерцанием и они отклонились от этого.


Наиболее согрешившие души стали бесами, а наименее – ангелами. А когда был сотворен человек, в него вселились души «средней греховности». Это учение было отвергнуто Церковью в V веке, как противоречащее Священному Писанию. Если рассматривать посылание души в тело в качестве наказания, то тогда не было бы пришествия Христа в мир. Да и сам грех появился только при грехопадении людей.

Теория творения человеческих душ

Согласно этой , души творятся Богом из ничего для каждого отдельно взятого человека. В таком случае возникает вопрос о времени творения души. Существует два мнения. Первое – момент зачатия, второе – сороковой день. Церковь приняла учение о творении души в момент зачатия. Плюсы этой теории в том, что она показывает нематериальность души, поясняет ее высокое достоинство. Кроме того, можно объяснить разные таланты людей, сообразуясь с мыслью об индивидуальном творении душ Богом для каждого. Однако, и в этой теории есть . Она не объясняет путей греховности человеческой природы. Ведь, если душа творится Богом каждый раз из ничего, то откуда в ней берется грех? Сам грех заключен в воле, душе, а не теле. Получается некоторое несоответствие.

Теория рождения человеческих душ

Теория появляется в IV веке одновременно со вторым взглядом на человеческих душ. Так, предполагается, что душа человека «рождается» от своих . Образно говоря, души рождаются одна от другой, как огонь от огня или свет от света. Но и в этой теории есть минусы. Порой сложно объяснить качественное различие между детьми и их родителями. Или, например, человеку неизвестно от кого именно рождается душа – от души матери или отца, а, может быть, от обоих? Тут можно сказать, что человеку это неизвестно в меру незнания законов духовного мира, установленного Богом. положительной стороной можно назвать передачи греховности человеческой природы от родителей (первородный грех).


В настоящий момент времени Церковь принимает теории о творении душ Богом и рождения последних от родителей. Эти мнения дополняют друг друга и являют возможный взгляд на сущность человеческих душ. Для христианина следует знать, что в моменте происхождения души человек является соработником Богу. То есть, можно предположить, что духовную природу души человек получает именно от родителей, но уникальной личностью люди становятся при непосредственном воздействии Бога, который способен наделить человека различными талантами.

Ответ на вопрос: «Откуда берутся люди?» обычно напрашивается сам собой: «Они просто рождаются». Вроде бы все логично, но вместе с тем известно, что количество людей в мире постоянно растет. К примеру, в начале 19 века население планеты насчитывало около 1 миллиарда человек, в начале 20 века было уже около 2-х миллиардов, а сейчас спустя менее ста лет уже более 7 миллиардов. Как видим, рост численности населения происходит чуть ли не в геометрической прогрессии.

Если исходить из того, что душа бессмертна, то количество людей не должно возрастать. Но только за последние сто лет народонаселение планеты увеличилось более чем втрое.

Так откуда же берутся души новых людей?

Обычно в этом вопросе не учитывается самый главный фактор - животный мир и то, что все наши духовные корни лежат именно в нем. Иначе говоря, душа каждого человека в прошлом была воплощена в облик того или иного животного.
— Но где доказательства? — спросят многие.
Конечно, непосредственных доказательств процесса перевоплощения из животного мира в мир людей нет, но есть некоторые косвенные подтверждения того, что мы все же родом оттуда. Приведем хотя бы такой пример - население планеты, как мы уже отметили, за последние сто лет резко увеличилось, но вместе с тем драматически сократилась и популяция животных. Некоторые скажут, что одно с другим не имеет общей связи, но это лишь на первый взгляд.
То, что животные могут иметь душу, многие оценят как выдумку и рассмеются. Впрочем, мы уже давно не учитываем того, что все живое от травинки на лугу до высокоразвитых животных обладает душой. Кстати, прошу обратить внимание на то, что в последнее столетие сократилась численность прежде всего именно высокоразвитых животных. И это не только приматы, но и парнокопытные, хищники, птицы и даже многие морские обитатели. В вопросе переселения душ людей из животного мира это немаловажно.

А вообще, я наверное многих очень удивлю, если скажу, что этологи, например, сравнивают уровень интеллекта осьминога с интеллектом собаки.
Каково!
Впрочем, они и сами немало удивляются тому, что в процессе наблюдения за многими представителями животного мира в их поведении обнаруживают много того, что относится уже к рассудочной деятельности человека вплоть до аналитического мышления, то есть способности предвидения развития той или иной ситуации как во времени, так и в пространстве. И это достаточно повсеместное явление несмотря на то, что официальная наука пока что в поведении животных видит только лишь инстинкты.

Понятно, что животные стихов не пишут и о Боге как мы не рассуждают (впрочем, мы об этом не знаем). Конечно, их потребности намного более просты и естественны по сравнению с нашими, но они есть и психическая жизнь у них тоже имеется. Уже замечено, что они также умеют радоваться и печалиться, любить и быть ревнивыми, быть преданными и изменять, проявлять упорство в достижении собственных целей и поддаваться. Они проявляют и альтруистические чувства, и материнскую любовь, и беззаветную дружбу, и привязанность. Они умеют обманывать и быть жестокими по отношению к своим близким и многое другое, что приписывается обычно человеческому высокоразвитому сознанию.

Все это присутствует в поведении животных и об этом много писал основатель этологии Конрад Лоренц. Безусловно, их поведение нельзя ставить на одном уровне с поведением человека, но каждый представитель животного мира в высшей степени приспособлен к своей среде обитания и по своей функциональности совершенен. Это доказывает их существование на протяжении нескольких десятков и даже сотен миллионов лет! Миллионов! Это следует учитывать.

О том, что животные тоже обладают душой еще задолго до Конрада Лоренца говорили многие ученые 19 века и даже античные и средневековые философы. Правда, в свое время их голос затмили высказывания ученых эпохи просвящения, которые в попытке с материалистических позиций описать мир многое чего упростили и таким образом оставили животным лишь инстинкты.

Несмотря на то, что наблюдения над психической жизнью животных проводились еще в 19 веке и был опубликован ряд статей и даже книг (одна из которых даже так и называется «Душевный мир животных», написанная Генрихом Э. Циглером), большинство современных ученых все еще находится в самом начале понимания того, что у животных имется не просто психическая жизнь, а достаточно разнообразная психическая жизнь. А психика, кстати, это проявление души. Недаром психология так и переводится - «наука о душе». Правда, в настоящее время уже есть определенная проблема даже с психологией человека — само понятие «душа» исчезло из поля зрения психологов, а их пристальное внимание теперь уделяется поведению субъекта и его сознанию.

Поэтому немудрено, что уже не замечается того, что вместе с эволюцией организмов происходит и эволюция души. А ведь издревле считалось, что умирает или погибает только тело, в котором воплощается та или иная душа. Душа же сама по себе вечна. Теперь же тезис о том, что она не просто вечна, а что она еще и эволюционирует, многих шокирует.

Да уж, как видим, в нашем технологически высокоразвитом обществе нет места ни душе, ни тем более уверенности в том, что она бессмертна. А со знанием о бессмертии души естественно исчезло и знание о том, что она может еще и развиваться.

Вместе с тем древние мудрецы были просто уверены в том, что прежде чем какая-то душа дорастет до уровня человека, она проходит длинный путь развития от простого организма ко все более сложному - как минимум через растения, насекомых, птиц, животных и так далее, пока не воплотится в облике человека.

Нашим предкам, как это ни странно, процесс развития душ был более понятен, чем сейчас большинству ученых и, что главное, для них этот процесс был совершенно естественным. Это сейчас мы требуем определенных научных доказательств. Раньше этого не требовалось. Хватало того, как реальность описывали мудрецы. В их словах интуитивно улавливалась логика и им верили. Тем более, что живая природа у наших предков была вокруг дословно на расстоянии вытянутой руки. Мы сейчас живем уже в искусственной среде из бетона, стекла, железа и пластика. Как тут понять, что природа вся живая?

Тем не менее, несмотря на то, что пока нет научных доказательств ни души, ни тем более процесса реинкарнации, все же есть косвенные подтверждения того, что это явление имеет место.

Особено ценны подтверждения существования реинкарнации тех, кто сам из мира науки. Одним из таких немногих энтузиастов, который не только собрал, но и систематизировал многие случаи воспоминаний из прошлых воплощений, является профессор психиатрии медицинского колледжа университета штата Вирджиния Ян Стивенсон. Он 11 лет собирал свидетельства людей из разных стран (прежде всего детей), сохранивших воспоминания о своих прошлых жизнях. Зачастую эти свидетельства сопровождались невероятно подробными описаниями того, как и где жили раньше вспоминавшие, а также того, что с ними происходило.

Ценность таких сведений заключается в том, что большинство собранных историй, как ни странно, поддавалось проверке. Поскольку многие из них были связаны с насильственной смертью или несчастными случаями, приведшими к гибели вспоминавших, то их можно было каким-то образом проверить, например, в криминальных хрониках или благодаря свидетельству очевидцев - соседей, друзей или родственников погибших. Сведения собранные в пяти томах доказывают, что такое феноменальное явление как реинкарнация все же имеет место.

Вообще, многолетний труд Яна Стивенсона заслуживает особого внимания и требует отдельного обсуждения. В нашем вопросе он является лишь подтверждением того, что это явление вполне реально.

Что касается эволюции души, то следует отметить, что в процессе этого она претерпевает многократные воплощения и перевоплощения. Несмотря на то, что эти термины описывают процесс реинкарнации, они все же не являются одним и тем же и их следует различать, поскольку они важны для понимания того, каким образом душа в процессе своего развития переходит от одного облика к другому, а главное то, почему она переходит.

Итак, процесс воплощения заключается в том, что душа многократно воплощается в том же самом облике, например, в облике муравья. Иначе говоря, если тело муравья по ряду причин погибает, то душа, продолжает искать возможности воплотиться в теле того же самого насекомого.

В свою очередь перевоплощение это процесс, при котором душа после очередной смерти биологического облика сменяет его на другой. Например, она много раз воплощалась в муравья, а в определенный момент после очередной гибели тела рождается уже в облике, скажем, крысы.
Процесс перевоплощения зависит прежде всего от уровня развития души.

Чтобы это понять, необходимо учесть, что организм (еще одноклеточный или уже многоклеточный со сложной центральной нервной системой) это как ни странно всего лишь «одежда» для души - инструмент выработанный в процессе биологической эволюции для поглощения, переработки и сохранения энергии необходимой как для функционирования души, так и для ее развития. Таким образом, когда тонкоматериальные структуры души в процессе многократных воплощений разрастаются настолько, что уже не помещаются в структурах плотного тела, то она вынуждена подыскивать себе новый облик соответствующий ее тонкоматериальным параметрам. Иначе говоря, перевоплощение это определенный процесс трансформации. Метаморфоз многих видов растений, насекомых и животных демонстрирует это наиболее явно в рамках даже биологического тела.

Процесс воплощений и перевоплощений соотносится с известным законом диалектики, описывающим зависимость нового качества от предыдущих количественных накоплений. Сам процесс воплощений безусловно растянут во времени и может охватывать сотни и тысячи циклов.

Вполне возможно, что для большинства представителей животного мира смерть воспринимается так же, как для нас процесс засыпания и пробуждения с той лишь разницей, что мы сознательно помним лишь наше актуальное воплощение и в большинстве своем не имеем непосредственного доступа к памяти прошлых, а животные многое помнят из того, что было с ними в прошлых воплощениях, несмотря на то, что они «пробуждаются» уже в новом теле.

Что дает процесс воплощений? Безусловно прежде всего развитие души. Благодаря интенции выжить, то есть сохранить актуальный организм как энергетическую составляющую, она вынуждена приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям среды. Как бы кептически современные ученые не относились к тому, что животные могут обладать хотя бы долей сознания, но процесс их приспособления все же происходит в какой-то степени осознанно, на ряду с тем, что в их поведение много и того, что мы называем бессознательным и инстинктивным. Впрочем, в поведении человека также много инстинктивного, хотя многие это отрицают.

Вместе с тем, в вопросе о соотношении сознательного и бессознательного следует учесть одну особенность - прежде чем что-то в поведении субъекта становится бессознательным и срабатывает уже как определенная программа, сначало это осознавалось и, что очень важно, в качестве бессознательных программ закреплялись лишь те, которые были жизненноважные, то есть проверенные длительным опытом выживания.

Кроме того, важным является и то, что даже обладая определенными проявляемыми на бессознательном уровне программами, способствующими выживанию организма, душа, тем не менее, вынуждена постоянно оценивать ситуацию и реагировать соответствующим образом, чтобы сохранить тело, в котором она воплощена. Органы восприятия и мозг, сформированные в процессе эволюции, как раз и служат тому, чтобы максимально оценивать ситуации и реагировать на них ка можно быстрее. В результате выживают не только сильнейшие и биологически более приспособленные организмы, но прежде всего те, кто ментально максимально приспособлен к постоянно меняющейся ситуации. А это зависит в немалой степени и от индивидуального опыта души в конкретном облике.

Теперь несколько слов о бессознательном. Когда многократно в течение сотен тысяч воплощений происходит повторение одних и тех же жизненно обусловленных действий, то этот процесс формирует в воплощенной душе проверенные устойчивые паттерны поведения, которые, что очень важно, не только запоминаются и становятся неотъемлемым элементом поведения, но со временем становятся частью инстинктивных программ и в свою очередь находят свое отражение в геноме организма, а значит и всего вида. Таким образом, паттерн это определенная устойчивая программа поведения особи, которая проверена опытом жизни сотни тысяч (если не миллионы) раз и потому ее можно уже повторять не задумываясь над ней и не оценивать ее лишний раз, а значит, с одной стороны, затрачивается меньше энергии, а с другой стороны, все больше расширяется доля сознательного в процессе выживания.

Примечательно, что в этологии уже нет однозначного подхода к тому, что называется инстинктивным. Все чаще отмечается, что у каждой особи независимо от того, какое место она занимает на эволюционной лестнице, также присутствует сложнейшее сочетание наследственных поведенческих стеpеотипов и поведения, основанного на индивидуальном, а также социальном опыте.

Вместе с тем, следует отметить, что активность памяти о предыдущих воплощениях различных видов животных непосредственно связана по всей видимости со степенью сложности их организма и, конечно, центральной нервной системы (ЦНС). В процессе биологической эволюции, как известно, она все более усложняется благодаря тому, что для выживания возрастает потребность в разнородной информации (визуальной, слуховой, обонятельной, тактильной и т.п.). В результате чего возрастает не только ее объем, но и необходимость в ее более ускоренной обработке.

Но чем более сложной становится ЦНС, тем больше энергии требуется для поддержания функциональности организма. Тем самым возникает потребность более оптимально расходовать энергию, а значит оптимизировать работу структур, отвечающих не только за его функциональность, но и за долгосрочную память. Иначе говоря, в процессе усложнения ЦНС того или иного организма, память становится все более энергозатратной, что в свою очередь вынуждает организм (то есть душу, воплощенную в организме) пользоваться лишь непосредственной жизненноважной информацией, а значит архивизировать в подсознании ту, которая для непосредственного выживания менее важна. Таким образом проверенные длительным опытом выживания определенные паттерны поведения становятся бессознательными программами, а самые необходимые программы выживания инстинктивными. (Более подробно о зависимости ЦНС и энергии можно в статье «Энергетический подход к эволюции мозга» доктора биологических наук Савельева С.В.

То есть можно предположить, что чем ниже тот или иной вид находится на эволюционной лестнице, тем по всей видимости более устойчива его память о предыдущих воплощениях и смерть может восприниматься им всего лишь как потеря плотного тела, после чего душа вновь ищет возможность воплощения в том же самом виде. Так что, поскольку та или иная душа воплощается сотни и тысячи раз (если не сотни тысяч раз), то для нее этот процесс - смерти и вновь рождения — может быть вполне естественным элементом жизни.

Наряду с этим в процессе многократных воплощений все более устойчивыми становятся сформированные паттерны поведения особи. Еще раз хочу обратить внимание на то, что, поскольку эти паттерны многократно проверены опытом как собственным, так и опытом предшественников, что передается от поколения к поколению на генетическом уровне, то в какой-то момент над их смыслом уже нет необходимости задумываться. Они срабатывают уже автоматически на подсознательном уровне.

Одним из наилучших подтверждений вышесказанному наверное будет пример бабочки Данаиды-монарх, которая периодически в течение миграции преодолевает огромные расстояния — свыше четырех тысяч километров. Самым важным в этом является то, что продолжительность всего перелёта бабочки намного дольше времени ее жизни! То есть весной в северные районы США и Канады возвращается лишь четвёртое поколение. Как различным поколениям бабочек удаётся вернуться в ходе миграции на юг, туда, где зимовали их предки — для учёных остается загадкой.

Вообще, как известно, очень многие представители животного мира мигрируют на огромные расстояния. Это и птицы, и киты, и черепахи, и многие виды рыб. Например, угорь, который живет в реках европейского побережья Атлантического океана, размножается в Саргассовом море между Северной и Южной Америкой. Личинки угря, которые изначально размером всего-то 1-2 миллиметра, в течение трех лет в процессе роста возвращаются обратно в Европу или Африку не только в ту же страну, но в ту же реку, где обитали их родители.

Каким образом личинки угря, бабочки, птицы, черепахи и другие мигранты ориентируются в пространстве и знают куда плыть, лететь, ползти? Откуда берется знание о том, куда и когда следует начинать миграцию? Ответ может быть в том, что каждая особь и бабочки, и черепахи, и угря, и других мигрантов по всей видимости уже подсознательно помнит маршрут миграции, поскольку душа, воплощенная в данном биологическом виде, проделывала это сотни тысяч раз. Таким образом и смерть, и очередное воплощение в том же самом виде может восприниматься такой особью всего лишь как череда засыпаний и пробужений, так же как мы каждую ночь ложимся спать и просыпаемся утром, достаточно хорошо помня большинство из того, что было с нами вчера, и позавчера и до этого.

Что касается памяти об опыте из предыдущих воплощений, то в свое время исследования Н.Тинбергена и К.Лоренца показали, что, например, недавно родившиеся цыплята панически боятся проносимой над ними картонной модели коршуна (короткая «шея» силуэта впереди, длинный «хвост» сзади). Интересно, что они не реагируют на ту же модель, если она движется хвостом вперед, то есть, когда силуэт напоминает не хищника а, например, безопасного для них гуся. Что это, как не память о прошлом и определенный опыт, связанный со смертельной опасностью?

С процессом воплощения обычно все понятно - если сотни и тысячи раз выбирался один и тот же облик, например, муравья, то его менять незачем. Но чем руководствуется душа в процессе перевоплощения - то есть смены одного облика на другой?

К сожалению, современная наука не учитывает не только того, что основным актером в организме является душа, а еще и того, что она для своей функциональности использует тонкую материю и лишь потом плотную биологическую. Таким образом наряду с биологической эволюцией происходит и эволюция души.

Взаимосвязь и взаимозависимость двух эволюций - биологической и духовной - это главные элементы того, что происходит на нашей планете вот уже почти 3,5 миллиарда лет и того, что мы называем жизнью, а процесс воплощений и перевоплощений являются неотъемлемым элементом духовной эволюции.

Александр Ом. Июль 2014 г.