Основные умы человека. Величайшие умы человечества объединяет одна общая черта

Уолтер Айзексон (Walter Isaacson) - бывший главный редактор Time, является автором книг Benjamin Franklin: An American Life; Einstein: His Life and Universe; Steve Jobs and Leonardo Da Vinci, на основе которых им и была написана .

Бенджамин Франклин c сыном использовали ключ и змея, чтобы доказать, что молния была электричеством | Фото: time.com / Hulton Archive / Getty Images

Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями - не одно и то же. Умных людей пруд пруди, между тем не многие из них могут похвастаться значительными достижениями. Важно здесь именно творчество, способность практически в любой ситуации заставлять работать собственное воображение.

Взять, к примеру, Бенджамина Франклина. Ему не хватало выдающихся аналитических способностей Гамильтона и философской глубины Мэдисона. Однако недостаток классического образования не помешал самоучке Франклину стать лучшим изобретателем, дипломатом, ученым, писателем и бизнес-стратегом американского Просвещения.

Запустив воздушного змея, он доказал электрическую природу молнии и изобрел специальный стержень, чтобы ее приручить. Он соорудил экономичные печи, нанес на карту Гольфстрим, создал бифокальные очки, великолепные музыкальные инструменты и уникальный стиль грубоватого американского юмора.

Альберт Эйнштейн прошел аналогичный путь. В детстве он долго не мог научиться говорить, так что его родителям пришлось обратиться за советом к врачу. Домашняя прислуга называла Альберта «тупицей», а один родственник посчитал его «умственно недоразвитым».

Кроме того Эйнштейн открыто не желал подчиняться каким бы то ни было авторитетам, в результате чего один учитель выгнал его из школы, а другой объявил, что из мальчика никогда не выйдет толку - вынесенный им вердикт до сих пор забавляет потомков. Эти черты сделали Эйнштейна святым покровителем рассеянных школьников во всем мире.

Однако презрение Эйнштейна к авторитетам также заставило его подвергнуть сомнению устоявшиеся понятия - да в такой форме, о которой хорошо обученные сотрудники академии даже не помышляли. А медленное речевое развитие позволило ему сохранить свежесть восприятия при наблюдении за теми повседневными явлениями, которые другие люди рассматривали как нечто само собой разумеющееся.

«Нормальный взрослый человек вообще не задумывается над проблемой пространства и времени. Я же развивался интеллектуально так медленно, что пространство и время занимали мои мысли, когда я стал уже взрослым», — однажды объяснил Эйнштейн.

Так было в 1905 году, когда он тянул лямку эксперта третьего класса в швейцарском Бюро патентов, выпустившись из Цюрихского Политехникума, где по финальным результатам оказался четвертым в своей группе из пяти выпускников. Эйнштейн произвел революцию в нашем понимании вселенной, предложив два краеугольных камня современной физики: теорию относительности и квантовую теорию.

И он сделал это, отказавшись от одного из основных предположений, сделанных Исааком Ньютоном в начале его «Принципов», о том, что время идет параллельно, секунда за секундой, независимо от того, как мы его наблюдаем. Сегодня имя и образ Эйнштейна - нимб из всклокоченных волос, пронзительный взгляд - неотделимы от наших представлений о типичном гении.

Альберт Эйнштейн играющий на скрипке в 1932 году | Фото: time.com / Bettmann Archive / Getty Images

Потом есть еще Стив Джобс. Во многом подобно Эйнштейну, который, в ходе мучительных размышлений над своими теориями брал в руки скрипку и играл Моцарта (он говорил, что это помогает ему восстанавливать связь с космической гармонией), Джобс верил в высокое назначение красоты, полагал, что искусство, точные и гуманитарные науки должны быть связаны.

Бросив учебу в колледже, Джобс ходил на занятия по каллиграфии и танцам, а потом отправился искать духовное просветление в Индии - в итоге каждый созданный им продукт, начиная с Macintosh и заканчивая iPhone, в отличие от продуктов его конкурентов обладал едва ли не духовной по своей природе красотой.

Изучение биографий таких людей привело меня к Леонардо да Винчи, который, на мой взгляд, является величайшим творческим гением в истории. Опять же, это не означает, что он отличался исключительным умом.

Да Винчи не мог похвастаться ни сверхчеловеческим интеллектом таких теоретиков, как Ньютон или Эйнштейн, ни математическими способностями своего друга Луки Пачоли. Но он умел мыслить как художник и ученый, а это давало ему нечто более ценное: способность визуализировать теоретические концепции.

Возможно, Пачоли и развил теории Евклида, проведя влиятельные исследования в области математической перспективы и геометрических пропорций. Однако оживили их именно иллюстрации да Винчи - изображения ромбокубооктаэдров и десятков других многогранных геометрических форм - что в конечном счете оказалось важнее.

На протяжении многих лет он делал подобного рода иллюстрации для таких наук, как география (трехмерные карты, которые он чертил для военачальника Чезаре Борджиа), анатомия (его знаменитые рисунки «витрувианского человека» и плода в утробе матери), и многих других - и все это одновременно с работой над рядом произведений, ставших шедеврами мирового искусства.

Как и Франклин, да Винчи был главным образом самоучкой. Он родился вне брака, а значит, не мог следовать по стопам своего отца нотариуса и не имел права посещать одну из «латинских школ», где холеным молодым людям раннего Ренессанса преподавали классиков и гуманитарные науки.

К тому же, подобно Эйнштейну, да Винчи проявлял исключительную независимость. Казалось, его часто уязвляла собственная неграмотность, недаром он не без иронии называл себя «необразованным», но вместе с тем да Винчи не выносил «глупых людишек», которые смели относиться к нему без должного уважения.

«Они расхаживают, напуская на себя важный вид, исполненные самомнения, разряженные и украшенные результатами не своих, а чужих трудов», - писал он в одной из своих записных книжек.

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи | Фото: time.com / Apic / Getty Images

Таким образом, да Винчи научился бросать вызов общепринятым представлениям, игнорируя пыльную схоластику и средневековые догмы, накопленные на протяжении тысячелетий со времен упадка классической науки. Он был, по его собственным словам, учеником опыта и эксперимента.

«Leonardo da Vinci, disscepolo della sperientia», - подписался он однажды.

Этот подход к решению задач оказался как минимум революционным, предвосхитившим научный метод, разработанный более чем столетие спустя Фрэнсисом Бэконом и Галилео Галилеем. И он вознес да Винчи даже над самыми величайшими умами того времени.

«Талант достигает цель, которую никто не может достичь. А Гений - ту, которую никто не может увидеть», — писал немецкий философ Артур Шопенгауэр.

Как и в случае Эйнштейна, самой вдохновляющей чертой да Винчи было любопытство. Тысячи страниц в его сохранившихся записных книжках пестрят заинтересовавшими ученого наблюдениями.

Он хотел знать, что вызывает у людей зевоту, каким образом ходят по льду во Фландрии, каковы методы возведения круга в квадрат, что заставляет закрываться аортальный клапан, каким образом глаз воспринимает свет и что это значит для художественной перспективы. Он ставил перед собой задачи разобраться с такими вопросами, как устройство плаценты теленка, челюстей крокодила, мышц лица, понять природу лунного света и краев теней.

«Описать, как устроен язык дятла», - отметил он в одной из моих любимых записей.

Великое и благородное стремление да Винчи состояло в том, чтобы узнать все неизвестное обо всем, что можно было бы узнать, включая космос и наше место в нем. Зачастую любопытство у него вызывали такие вещи, о которых большинство из нас в силу возраста даже не задумывается.

Взять, к примеру, голубое небо. Мы видим его почти каждый день, однако едва ли многие из нас во взрослом возрасте продолжают задаваться вопросом, почему оно именно такого цвета. А вот интерес да Винчи к этому предмету не ослабевал. Много страниц исписал он в своей записной книжке, исследуя то, как в результате рассеяния света водяным паром появляются разного рода туманные или яркие оттенки голубого.

Эйнштейн тоже ломал голову над этим вопросом: опираясь на работу лорда Рэлея, он разработал математическую формулу рассеяния света.

Да Винчи ни на миг не прекращал свои наблюдения окружающего мира. Гуляя по крепостным рвам замка Милана, он обращал внимание на поочередное движение пар крыльев четырехкрылых стрекоз. Проходя по улицам города, он следил за тем, как выражения лиц говоривших друг с другом людей соотносились с их эмоциями.

Когда он видел птиц, он отмечал, какие из них совершали более быстрые движения крыльями на подъеме, а какие - на спуске. Наливая воду в миску, он наблюдал за образованием водоворотов.

Как и Франклин - который подростком сбежал на корабле в Англию, а потом измерил температуру океанских течений, став первым человеком, который точно нанес на карту Гольфстрим - да Винчи во время своих поездок неустанно отслеживал и изучал вихревые движения воздуха.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи | Фото: time.com / Universal History Archive / Getty Images

Благодаря этим наблюдениям его картины наполнялись целым рядом ярких художественных деталей, начиная с водной ряби вокруг лодыжек Иисуса, стоящего в реке Иордан, на картине «Крещение Христа» и заканчивая невероятными по силе рисунками Потопа.

Он также был первым человеком, объяснившим, каким образом идущие от сердца потоки крови вызывают закрытие аортального клапана. А его рисунок «витрувианского человека» - произведение, в котором анатомическая точность сочетается с потрясающей художественной красотой - стало прославленным символом связи искусства и науки.

Бывают гении в определенной области, такие как Леонард Эйлер в математике или Вольфганг Амадей Моцарт в музыке. Но, по-моему, самые интересные гении - те, которые способны различить в бесконечной красоте природы систему.

Гений да Винчи охватывал сразу многие дисциплины. Он счищал плоть с лиц умерших людей, вырисовывал мышцы, отвечающие за движение губ, а потом из-под его кисти на свет явилась самая незабываемая улыбка в мире. Он изучал человеческие черепа, делал многослойные рисунки костей и зубов, а потом с невероятной физиологичностью воплотил в живописи агонию святого Иеронима в пустыне.

Он исследовал математические законы оптики, показал, как лучи света ударяют по роговице, а потом в «Тайной вечери» создал магическую иллюзию визуального изменения перспективы.

Разумеется, существовало множество других жадных до знаний энциклопедистов, и в эпоху Возрождения появлялись другие люди Возрождения. Но никто из них не написал портрета Моны Лизы, и уж тем более не сделал этого одновременно с созданием непревзойденных анатомических рисунков на основе множественных вскрытий, а также схем для отвода рек, объяснением того, как свет отражается от Земли на Луну, препарацией все еще бьющегося сердца убитой свиньи, дабы разобраться с работой желудочков, проектированием музыкальных инструментов, постановкой театрализованных представлений, использованием окаменелостей, чтобы оспорить библейский рассказ о потопе, а затем созданием рисунков этого потопа.

Да Винчи был гением, но не просто потому, что это был человек большого ума. Он был, что важнее, воплощением универсального разума, человеком, который проявлял больший интерес к большему числу вещей, чем кто-либо в истории.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

В статье вы узнаете:

“ Ни один великий ум не существовал без примеси безумия”. – Аристотель

Когда мы видим людей, которые делают невероятные вещи, это естественно для нас, захотеть узнать, как именно они их сделали.

Мы смотрим новости или следим за мировыми событиями и видим людей, совершающих невероятные подвиги. Часто где-то на задворках сознания бьется один вопрос.

Смогла бы я сделать это?

Мы слышим о достижениях таких людей, как Альберт Эйнштейн, Нельсон Мандела , Опра Уинфри , Хелен Келлер, Махатма Ганди, и они кажутся запредельными –почти сверхлюдьми .

Но нет ничего сверхвероятного в этих людях и их свершениях. Просто они — случайно или намеренно (обычно оба) — смогли развить великие умы, которые они направили к определенной цели .

И к счастью для нас, есть способ достичь такого же гения, проследить анатомию их мыслей, отношения и поведение, которые мы можем попробовать повторить.

Привожу вам 5 характеристик величайших умов человечества.

1. Клиническая зацикленность на своей области исследования

У величайших умов человечества не просто мимолетный интерес к тому, что они делают.

На самом деле, успешные люди, такие как Чарльз Диккенс, Никола Тесла, Микеланджело, Бетховен и даже Майкл Джексон — все имеют одну вещь в общем. Предполагается, что они все имели обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) !

Хотя это не значит, что нужно развивать ОКР, чтобы стать успешным , это означает, что гении часто ходят по тонкой грани между страстью и одержимостью и, чтобы стать успешным и великим, вы должны стать одержимым.

2. Интенсивная вера в высшую цель

Вера в высшую цель – это то, что ведет нас к невероятным подвигам.

Цель может быть религиозной, а может быть и нет, неважно. До тех пор пока это что-то большее, чем вы и больше, чем ваше собственное эго, она может подстегивать вас на великие достижения и подъем на запредельную высоту.

Поступки и изобретения Александра Грэхема Белла, например, были обусловлены его решимостью найти способ, чтобы позволить его глухой матери слышать – вот что побудило его стать одним из самых плодовитых изобретателей своего времени.

3. Фокус монаха

Когда гении сосредоточивают свои мысли на чем-то, они не отвлекаются.

С высокой целью, ведущей их идеи и видения, они фокусируются на чем-то одном (точечная концентрация) и способны ставить цели, следовать им, и конечно, следовать им, не сходя с пути.

Еще одно преимущество наличия пристального внимания заключается в том, что они не отказываются от своих дел из-за мнения других людей.

Стив Джобс- это пример человека, который обладал невероятной концентрацией. Под сильным влиянием Дзэн-буддизма , поговариволось , что одна из его мантр была “ концентрация и простота”.

Он никогда не позволял критике других людей встать на пути его идей, даже тогда, когда он был уволен из компании, которую он сам построил, он остался с видением своей цели. Позднее он был повторно нанят и начал строить компанию Apple , которую мы все знаем сегодня. Этакая, история неудачи успешного человека .

4. Детское любопытство

Когда мы были детьми, мы были способны впитывать все как губка. Отчасти потому, что наш мозг еще рос и потому, что другие заботы и дела не выпихнули из нашего сознания врожденное любопытство.

В 19 веке французский поэт Шарль Бодлер очень хорошо сказал:
Гениальность — это не больше и не меньше чем детство взятое обратно по собственному желанию”.

Когда вы сможете взглянуть на мир глазами ребенка, вы увидите взаимосвязи, которые другие люди не видят. Ваше отношение будет более мягким и игривым и ваши идеи будут более яркими и творческими. В развитии творчества вам помогут повседневные игры или эти 10 качеств креативных людей .

5. Они постоянно носят с собой и заполняют дневник

Величайшие умы человечества записывают свои мысли на бумаге. Это позволяет им совершенствовать свои идеи, отделяя ценное от не очень ценного, и успокаивая свою тенденцию быть невротиком.

Все -от Джона Д. Рокфеллера , Джона Адамса, Бенджамина Франклина и Уинстона Черчилля, Вирджинии Вулф с Фридой Кало — все вели дневник.

Ричард Вайсман гораздо лучше объясняет, почему этот способ работает с психологической точки зрения в своей книге «59 секунд, которые изменят вашу жизнь»:

“ Мышление и письмо — это очень разные процессы. Мышление зачастую может быть несколько бессистемно, неорганизованно, и даже хаотично. Напротив, письмо призывает к созданию сюжетной линии и структуры , которые помогают людям осмыслить то, что произошло и работать в направлении решения. Короче, речь/высказывание может добавить к чувству замешательства, но написание обеспечивает более системный, ориентированный на решение подход”.

Как вы думаете, какие характеристики составляют гениальный ум? Дайте нам знать в комментариях!

Великие умы прошлого в свое время знали меньше, чем любой рядовой ученый XX века. И все же они знали больше своих современников. И именно их работы предопределили дальнейшее развитие общества и государства, науки и литературы, да и в целом, наше видение мира это результат их кропотливого труда.

Леонардо да Винчи. Флорентийская республика (1452-1519)

Гений Западного Возрождения. Его знают как великого художника, но сам он живопись считал своим увлечением, главной же страстью была инженерия. И да Винчи действительно добился больших высот, предвосхитив развитие техники на века вперед. То же самое можно сказать и об анатомии, великий ученый сделал более тысячи рисунков по строению тела, которые во многом превосходили знаменитую «Анатомию Грэя».

Пифагор. Древняя Греция (570-490 гг. до н. э.)

Древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». Согласно учениям Пифагора, в основе вещей лежит число, и познать мир можно лишь познав управляющие им числа.

Аристотель. Древняя Греция (384 до н. э., Стагира, Фракия - 322 до н. э)

Первым мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. По сути, именно Аристотель и вместе со своим учителем Платоном заложили основы мировой философии.

Исаак Ньютон(1642-1727)

Один из величайших ученых в истории человечества. Ньютон нашел себя в физике, математике, механике, астрономии. Фундаментальный труд ученого — «Математические начала натуральной философии» — открывает двери в мир законов механики и всемирного тяготения. Именно Ньютону принадлежат разработки дифференциального и интегрального исчисления, теория цвета, он заложил основы современной физической оптики и создал многие другие математические и физические теории. Ньютон входил в Палату лордов, регулярно на протяжении многих лет присутствовал на её заседаниях, но молчал. Однажды он все же попросил слова. Но вместо грандиозной речи произнес: «Господа, я прошу закрыть окно, иначе я могу простудиться!».

Михаил Ломоносов. (1711-1765)

Для нашего человека Ломоносов — гений в квадрате. Он стал первым русским ученым-естествоиспытателем мирового значения. К тому же энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк. Ломоносову принадлежит открытие наличия атмосферы у планеты Венера, он заложил основы науки о стекле, развил молекулярно-кинетичекую теорию тепла, корпускулярную теорию, занимался исследованиями электричества, и, конечно, определил ход развития русского языка.

Никола Тесла. Австрийская империя (1856-1943)

Австрийского изобретателя с сербского происхождения называют «человеком, который изобрел XX век». Тесла всегда старался делать все во благо, но создавал приборы, способные уничтожить человечество. Так, изучая резонансные колебания Земли, изобретатель создал прибор, фактически провоцирующий землетрясения.

Дмитрий Менделеев. (1834-1907)

Отец периодической таблицы элементов нашел себя практически во всех сферах человеческой жизни: химии, физикохимике, физике, экономике, геологии, метеорологии, педагогике и пр. Ученый внес неоценимый вклад в нефтяную деятельность, благодаря которой Россия не только отказалась от экспорта керосина, но и смогла экспортировать нефтепродукты в Европу. Менделеева трижды выдвигали на Нобелевскую премию, но он так ее и не получил.

Рене Декарт (1569-1650)

Французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики. Декарт ко всему прочему является автором метода радикального сомнения в философии и теории аффекта.