Никодим святогорец. Преподобный никодим святогорец

Память преподобного Никодима Святогорца совершается в Православной Церкви 27 июля по новому стилю. Кроме того, он поминается в день Собора Афонских преподобных.

Житие преподобного Никодима
Жизнь преподобного Никодима (в миру Николай Калливурси) не была богата яркими внешними событиями. Он родился в середине XVIII века на одном из островов греческого архипелага в семье благочестивых родителей, которые с детских лет привили ему любовь к Богу и святой Церкви. В юном возрасте он покинул родной дом и отправился в город Смирну для того, чтобы изучать богословие, а также разные языки, к которым он имел большой талант. За годы учебы он освоил латынь, итальянский и французский языки, что впоследствии помогло ему в литературной деятельности. В те годы Смирна являлась крупным интеллектуальным центром Греции, где преподавали лучшие мыслители, и благодаря этому образование, полученное будущим преподобным, отличалось глубиной и разносторонностью. После нескольких лет учебы он вернулся на родной остров, где некоторое время служил секретарем митрополита. Когда же ему исполнилось 26 лет, он отправился на Афон, где принял иноческий постриг с именем Никодим, и с тех пор его жизнь была неразрывно связана со Святой горой.
Во второй половине XVIII века в одном из афонских монастырей были найдены рукописи книги «Добротолюбие», включавшей в себя поучения святых Отцов IV-XV веков о духовной жизни. Этому сборнику суждено было стать одним из самых значительных литературных трудов Православной Церкви, созданных в традиции исихазма. Изданию книги предшествовала большая подготовительная работа, и преподобный Никодим по благословению митрополита принимал активное участие в издании этого сборника, который был напечатан в 1782 году. Это положило начало литературной деятельности святого Никодима. Кроме того, в монастыре он много времени уделял изучению Священного Писания и святоотеческих трудов.
Спустя некоторое время после пострижения преподобный Никодим принял схиму и взял на себя подвиг затворничества, длившийся около шести лет. Затем последовали новые труды по редактированию писаний святого Симеона Нового Богослова, а также написание своих книг, посвященных вопросам духовной жизни. Скончался святой Никодим в 1809 году в возрасте шестидесяти лет, и его мощи по-прежнему хранятся на Святой горе.

Литературное наследие
Всю свою жизнь преподобный посвятил богословской и литературной деятельности. Благодаря прекрасному образованию он также заниматься переводами: самым известным трудом, который он перевел на греческий язык, стала книга «Невидимая брань». Этот труд был написан католическим священником Лоренцо Скуполи во второй половине XVI века и посвящен борьбе против страстей и возрастанию в духовной жизни. Преподобный Никодим осуществил перевод этой аскетической книги, внеся некоторые изменения в соответствии с традициями Православной Церкви, а после издал этот труд. Авторство не было указано, чтобы не вызывать смущения у православных читателей. Позже в России было также сделано несколько переводов этой книги, наиболее авторитетным из которых является труд святителя Феофана Затворника.
Другим важным литературным трудом преподобного Никодима является произведение «О хранении чувств», в котором святой, опираясь на учение Церкви и свой личный опыт, подробно рассматривает влияние ума на чувства человека. Затем им подробно разбираются пути хранения всех пяти чувств и сердца от влияния страстей. Кроме поучительной литературы, в наследии святого Никодима Святогорца есть также несколько творений толковательного характера. Это объяснение канона Пасхи и канона, посвященного празднику Воздвижения Креста Господня.

Тропарь, глас 3:
Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,// имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Кондак, глас 8:
Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия,/ богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь,/ с Небес бо дарования приемый,/ озарявши Божественными твоими писании вопиющих ти:/ радуйся, отче Никодиме.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Никодиме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.

Молитва:
О богодохнове́нный и вселе́нский и́стины учи́телю, изря́дная Святоимени́тыя Горы́ похвало́, светле́йшая звездо́ Правосла́вныя Це́ркве Собо́рныя, всепреподо́бный и святы́й о́тче Никоди́ме! Да́ждь нам просвеще́ние моли́твами твои́ми во исполне́ние боже́ственныя во́ли, напра́ви стопы́ на́ша ко стезя́м доброде́тельнаго жития́, осени́ нас да́нною тебе́ благода́тию и вразуми́ ум наш, во е́же разуме́ти богому́драя поуче́ния твоя́, да обря́щем в них покая́ние, исцеле́ние, ра́дость, мир, кро́тость, поко́й, любо́вь, и а́ще что добро́ и бла́го и спаси́тельно, и в конце́ живо́т ве́чный, и моли́ся всегда́ ко Го́споду о всех нас, и́скренне лю́бящих тя и на всяк день и час призыва́ющих оте́ческую твою́ бла́гость и по́мощь. Аминь.

Преподобный Никодим Святогорец, в крещении Николай, родился в 1748 году на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим.

Вначале инок Никодим нес послушание чтеца и письмоводителя. Через 2 года после его поступления в монастырь на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий, который поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи "Добротолюбие", найденной им в 1777 году в Ватопедском монастыре. Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца. Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание - редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.

Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. Здесь, у Скуртеев, 1 июля 1809 года преподобный Никодим мирно отошел ко Господу.

По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к "Добротолюбию" и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга "Невидимая брань", переведенная на русский язык великим богословом-аскетом епископом Феофаном Затворником (М., 1886; изд. 5. М., 1912). Замечателен труд подвижника "Учение об исповеди" (Венеция, 1804, 1818), заканчивающийся проникновенным "Словом о покаянии". Интересна книга преподобного "Благонравие христиан", изданная в Венеции в 1803 году. Велики заслуги святого и в области издания Богослужебных книг. В 1796 году он опубликовал извлеченные из афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием "Венец Приснодевы" (Венеция, 1796, 1846).

Преподобный Никодим подготовил издание новой редакции "Пидалиона" - греческой "Кормчей книги", содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов.

Большое внимание преподобный уделял агиографии, о чем свидетельствуют такие его труды, как "Новый избор житий святых" (Венеция, 1803) и изданная уже после его кончины книга "Новый Синаксарь" в 3-х томах (Венеция, 1819). Им осуществлен перевод с древнегреческого на новогреческий язык "Толкования Посланий святого апостола Павла" Архиепископа Болгарского Феофилакта. Сам святой Никодим написал толкование семи Соборных Посланий (издано также в Венеции в 1806 и 1819 гг.).

Преподобный Никодим известен и как творец и толкователь священных песнопений. Им составлены (принятые в Русской Церкви) канон в честь иконы Божией Матери "Скоропослушницы", а также "Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим" ("Православный церковный календарь на 1976 г.", с. 61), "Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников" (Венеция, 1836), "Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха" (Константинополь, 1844).

В семье благочестивых родителей Антония и Каливурси. Двоюродный брат святого, в монашестве Иерофей , впоследствии стал митрополитом Еврипским.

С раннего возраста Николай стремится к очищению сердца и равноангельской жизни. Образование начал в Наксосе у приходского священника. В пятнадцатилетнем возрасте отец отдал его на обучение в евангелическую школу в Смирну . По словам его школьных соучеников, молодой Николай: "наизусть знал то, что читал, не только из философии, экономики, медицины, астрономии и военного дела, но и всех поэтов, историков, древних и новых, греческих и латинских, также как и все творения Святых Отцов. Ему было достаточно однажды прочитать какую-нибудь книгу, чтобы на всю жизнь ее запомнить " . За годы учёбы овладел в совершенстве латинским , итальянским и французским языками.

На Святой Горе Афон

Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу , под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. При этом он всецело предался духовным подвигам: каждый день поучаясь в законе Божием и изучая святоотеческие писания, он совершенно умертвил помышления и движения плоти усиленным постом и постоянной умной молитвой. Проживал в келье Феонас.

Уже в годы земной жизни преподобный Никодим стал широко известен как глубокий аскетический писатель, творец и толкователь священных песнопений, издатель святоотеческих писаний и богослужебных текстов. По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. До конца земной жизни обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

Почитание

Труды

Творческое наследие святого Никодима беспрецедентно по своему объёму и масштабам: им написано, собрано и отредактировано более двух сотен произведений, некоторые из которых - объёмные, иногда многотомные сочинения. В своих произведениях он касается разных богословских областей, многих сторон общественной и церковной жизни. У него есть работы теоретического, мистического, этического, аскетического, догматического, апологетического, агиологического, пастырского, гимнологического, гомилетического и канонического содержания. Многие из его творений на начало XXI века оставались неизданными. Среди его работ:

  • Новый Мартиролог , Венеция, 1799 - о новомучениках и исповедниках эпохи османского ига .
  • Извлечение из Псалмов пророка и царя Давида , Константинополь, 1799 - составлена по просьбе патриарха Неофита , собрание толкований из афонских библиотек значительно дополненное авторским текстом.
  • Увещевательное наставление , Вена и Венеция, 1801 - книга написана по просьбе своего двоюродного брата владыки Иерофея Еврипского , просившего у святого Никодима советов по исполнению своих обязанностей, но большая часть обращена к широкому кругу читателей; содержит рассуждения о нравственной и общественной природе человека, устройстве его тела и души, гармоничном сочетании разума и чувств.
  • Благонравие христианское , Венеция, 1803 - посвящено этической и общественной проблематике, обличает предрассудки, суеверия, колдовство и безнравственность; преподобный приводит примеры не только из святых отцов и Евангелия, но и из античной философии, истории и жизни народа; книга написана на простом разговорном языке.
  • Новый избор житий святых (Новый Эклогион) , Венеция, 1803 - жития пятидесяти святых, многие были пересказаны простым новогреческим языком.
  • Учение об исповеди , Венеция, 1804, 1818 - заканчивается проникновенным "Словом о покаянии".
  • Толкование семи Соборных Посланий , Венеция, 1806, 1819.
  • Новый Синаксарь в 3-х тт., Венеция, 1819 - составлен в течении двух лет.
  • Сад благодатей , Венеция, 1819 - толкование на девять песен, поющихся в храмах на утрени , написанное на простом языке.
  • Еортодромион или изъяснение песенных канонов , которые поются накануне Господских и Богородичных праздников , Венеция, 1836.
  • Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха , Константинополь, 1844.
  • Исповедание веры - апология движения колливадов .
  • Канон в честь иконы Божией Матери "Скоропослушницы" - принят в употреблении Русской Православной Церкви.
  • Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим - - принят в употреблении Русской Православной Церкви.
Редакции:
  • Добротолюбие - вместе с прп. Макарием Корифским , составил также предисловие и краткие жития авторов для первого издания сборника (Венеция, 1782).
  • Евергетин , Венеция, 1783 - вместе с прп. Макарием Корифским , сборник поучений и деяний старцев и святых отцов; доступное изложение аскетических идеалов для широких масс.
  • О Божественном и священном частом причащении (или О постоянном Божественном причащении ) - вместе с прп. Макарием Корифским .
  • Собрание творений Симеона Нового Богослова в 2-х частях, Венеция, 1790 - составил также предисловие к сборнику.
  • Невидимая брань , Венеция, 1796 (оригинал: Лоренцо Скуполи, Il combattimento spirituale ) - редакция, перевод и дополнение; снова отредактирована и переведена на русский свт. Феофаном Затворником (изд. 1: М., 1886; изд. 5: М., 1912; ряд переизданий с кон. XX в.):
  • Венец Приснодевы (Феотокарий) , Венеция, 1796, 1846 - 62 канона Пресвятой Богородице извлеченные из афонских рукописных собраний.
  • Духовные упражнения , Венеция, 1800 (оригинал: Игнатий Лойола или Джованни Пьетро Пинамонти) - редакция, перевод и дополнение.
  • Псалтирь Евфимия Зигабена , т. 1: Салоники, 1818; т. 2: 1821 - значительно дополнена: комментарии и примечания преподобного Никодима занимают почти половину 1200-страничного труда.
  • Толкования Посланий святого апостола Павла , Венеция, 1819 (оригинал: блж. Феофилакт Болгарский) - перевод с древнегреческого на новогреческий и дополнение обширными толкованиями и комментариями.
  • Пидалион - новое издание греческой Кормчей книги , содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; преподобный работал над книгой в период с 1790 по 1800 гг.
  • Полное собрание творений Григория Паламы в 3-х тт. - составил также предисловие; сохранилась лишь часть собрания и предисловие, сами подготовленные к изданию творения Паламы пропали во время обыска австрийских властей в венской типографии братьев Маркиду Пулиу.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный, труба богогласная показался еси Духа и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый, всем бо подаеши спасительная учения, жития чистаго показуя сияние богатством Божественных твоих словес, имиже, яко свет, мирови возсиял еси .

Ин тропарь, глас 1

Светило Афонское, и Наксии отрасль, и Церкве всей богодухновеннаго учителя, Никодима, вернии, да почтим, иже, исполняяся мудрости Божественныя, учения бо небесная и обильная изливает вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Венчавшему тя, слава Подающему тобою нам помощь .

Кондак, глас 8

Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия, богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь, с Небес бо дарования приемый, озаряеши божественными твоими писании вопиющих ти: радуйся, отче Никодиме . (на греч. языке), Афины, 1954, 31, цит. в Говорун Сергей, "Из истории Добротолюбия," портал

Никодим Святогорец (мирское имя — Николай Калливурцзис) родился на греческом острове Наксосе, в семье благонравных христиан, Антония и Каливурси, в 1749 году.

Благодаря ответственному воспитанию со стороны родителей и по зову собственного сердца Николай с детства отличался особой религиозностью, стремился подражать Божьим святым.

Первоначальное образование он получил на территории малой родины, в Наксосе. Своим обучением он во многом был обязан местному приходскому священнику.

Когда Николай повзрослел и достиг пятнадцатилетнего возраста, отец определил его для дальнейшего обучения в Смирнскую Евангелическую школу.

Благодаря прирождённым способностям, сознательности, целеустремленности Николай достиг необыкновенных успехов, на голову превосходя своих сверстников. Он не только хорошо уразумевал преподаваемый учителем материал, но и запоминал значительную часть образовательной программы наизусть. Причём, это касалось и особо увлекавших его разделов, и целого спектра учебных дисциплин: экономики, астрономии, философии, медицины, военных наук. За время обучения он овладел несколькими языками, такими как французский, латинский и итальянский.

На пути к монашеству

В 1770 году, когда греки подверглись очередному притеснению со стороны Османских государственников, Николай счёл уместным возвратиться на Наксос.

В 1774 году, желая встретиться и побеседовать с известнейшим собирателем святоотеческих сочинений, Макарием (Нотаром), он прибыл на остров Гидру. Когда состоялась их встреча, Макарий, уразумев в Николае ревностного христианина и незаурядного учёного, решил привлечь его к работе над изданием и популяризацией святоотеческих произведений.

Монашеское делание

В 1775 году Николай, в возрасте 26 лет, оставил попечение о мирских делах и отправился на Афон. В том же году (согласно другим сведениям, на следующий год) он был пострижен в монашество, в обители Дионисиат. Новым (монашеским) именем Николая стало: Никодим.

Подвизаясь в принявшем его монастыре, он исполнял послушание письмоводителя и чтеца. Здесь же он постигал премудрость монашеского и в частности молитвенного делания.

В 1777 году Макарий пригласил к себе подвижника Антония и вручил сборник душеспасительных произведений «Добротолюбие», который надлежало отредактировать. Эта задача была поручена Никодиму, и он успешно с ней справился. Кроме того, он составил для сборника предисловие и изложил краткие жития каждого из его авторов.

В том же году Никодим встретился с Паисием (Величковским), занимавшимся исследованием и распространением святоотеческих творений.

Некоторое время спустя Никодим перебрался в Пантократорский скит. На этом этапе духовное руководство над ним осуществлял старец Арсений Пелопонесс. Находясь в послушании у Арсения, Никодим боролся с греховными помыслами, взращивал добродетели, учился преодолевать козни невидимых врагов, изучал Книги Писания и святоотеческую литературу.

В 1783 году святой Никодим, с благословения руководства, принял схиму и предался молитвенному безмолвию.

По прибытии на Святую Гору митрополита Коринфского Макария, на Никодима было возложено новое послушание: редактирование сочинений святого . Прервав подвиг безмолвия, он вновь погрузился в литературное творчество.

Незадолго до смерти преподобный сменил место жительства. Перебравшись к братиям во Христе, Неофиту и Стефану Скуртеям, иеромонахам и иконописцам. Ввиду того, что из-за ухудшения здоровья отец Никодим не мог самостоятельно заниматься издательством книг, он упросил их помочь ему в этом богоугодном деле.

В ночь своей смерти отец Никодим пребывал в молитве, благодаря Бога и прося у Него милости. Перед кончиной он причастился Тела и Крови Христовых.

14 июля 1809 года преподобный Никодим Святогорец мирно почил о Господе и отошёл в Царство Небесное.

Тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,// имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Иной тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 1

Светило Афонское, и Наксии отрасль,/ и Церкве всея богодухновеннаго учителя,/ Никодима, вернии, да почтим,/ иже, исполнялся мудрости Божественный,/ учения бо небесная и обильная изливает вопиющим:/ слава прославльшему тя Христу,/ слава венчавшему тя,// слава подающему тобою нам помощь.

Моли́тва преподобному Никодиму Святогорцу

О богодохнове́нный и вселе́нский и́стины учи́телю, изря́дная Святоимени́тыя Горы́ похвало́, светле́йшая звездо́ Правосла́вныя Це́ркве Собо́рныя, всепреподо́бный и святы́й о́тче Никоди́ме! Да́ждь нам просвеще́ние моли́твами твои́ми во исполне́ние боже́ственныя во́ли, напра́ви стопы́ на́ша ко стезя́м доброде́тельнаго жития́, осени́ нас да́нною тебе́ благода́тию и вразуми́ ум наш, во е́же разуме́ти богому́драя поуче́ния твоя́, да обря́щем в них покая́ние, исцеле́ние, ра́дость, мир, кро́тость, поко́й, любо́вь, и а́ще что добро́ и бла́го и спаси́тельно, и в конце́ живо́т ве́чный, и моли́ся всегда́ ко Го́споду о всех нас, и́скренне лю́бящих тя и на всяк день и час призыва́ющих оте́ческую твою́ бла́гость и по́мощь. Аминь.

Никодим Святогорец (1749 — 1809), афонский монах, богослов, преподобный. Память 14 июля (27 июля) и в Соборе Афонских преподобных.

В миру Николай Калливурцзис, родился в 1749 году на Наксосе, греческом острове под властью Османской империи, в семье благочестивых родителей Антония и Каливурси. Двоюродный брат святого, в монашестве Иерофей, впоследствии стал митрополитом Еврипским.

С раннего возраста Николай стремится к очищению сердца и равноангельской жизни. Образование начал в Наксосе у приходского священника. В пятнадцатилетнем возрасте отец отдал его на обучение в евангелическую школу в Смирну. По словам его школьных соучеников, молодой Николай: «наизусть знал то, что читал, не только из философии, экономики, медицины, астрономии и военного дела, но и всех поэтов, историков, древних и новых, греческих и латинских, также как и все творения Святых Отцов. Ему было достаточно однажды прочитать какую-нибудь книгу, чтобы на всю жизнь ее запомнить». За годы учёбы овладел в совершенстве латинским, итальянским и французским языками.

В 1770 году, во времена гонений на христиан со стороны османских властей, вернулся на Наксос. Около 1774 года, будучи наслышан о добродетельности и учености святого Макария (Нотара), собирателя святоотеческих произведений, специально приехал к нему на остров Гидру. Духовные дарования, ревность к духовной жизни, рассудительность, ученость и незаурядный филологический дар Николая убедили Макария привлечь его к подготовке издания святоотеческих книг.

На Святой Горе Афон

В возрасте 26 лет, в 1775 году Николай пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, в том же или следующем году принял постриг с именем Никодим. Вначале нёс послушание чтеца и письмоводителя.

В 1777 году преподобный Макарий пригласил к его себе в келию преподобного Антония в Карее и передал ему сборник «Добротолюбия» для редактирования. Преподобный Никодим отредактировал текст, написал предисловие и краткие жития каждого из авторов сборника. Вместе с «Добротолюбием» святые Макарий и Никодим тогда же подготовили «Евергетин» и «О божественном и священном частом причащении.» С этой работой начались многолетние литературные труды Никодима Святогорца. Также в 1777 году преподобный Никодим посетил старшего единомышленника и сотрудника в изыскании и распространении святоотеческих писаний — преподобного Паисия (Величковского). Сподвижником святого Никодима стал и преподобный Афанасий Паросский.

Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. При этом он всецело предался духовным подвигам: каждый день поучаясь в законе Божием и изучая святоотеческие писания, он совершенно умертвил помышления и движения плоти усиленным постом и постоянной умной молитвой. Проживал в келье Феонас.

В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский преподобный Макарий, он возложил на святой Никодима новое послушание — редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.

Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. В ночь своей кончины святой Никодим причастился Святых Даров и постоянно находился в молитве. Когда монахи спросили его: «Учитель, ты в покое?», он ответил: «Я принял в себя Христа, как же могу я не быть в покое?». Так, 14 июля 1809 года, преподобный мирно отошел ко Господу у Скуртеев. Он был погребен там же, в келлии Скуртеев в Карее.

Уже в годы земной жизни преподобный Никодим стал широко известен как глубокий аскетический писатель, творец и толкователь священных песнопений, издатель святоотеческих писаний и богослужебных текстов. По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. До конца земной жизни обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

Почитание

Друг преподобного Никодима Святогорца, иеромонах Евфимий, стал его биографом. Со временем его известность и почитание ширилось. В 1955 году Константинопольским патриарх Афинагор причислил его к лику святых. Одно время память святого Никодима в Русской Православной Церкви праздновалась 1 июля, но 1 декабря 2005 года по благословению патриарха Алексия II была перенесена на 14 июля — также как в Греческих Церквах.