Начальная школа игры на домре. Сравнительный анализ некоторых школ игры на домре

Образовательная функция состоит в привитии учащимся знаний, навыков и умений и формировании на этой основе системы взглядов, убеждений и идеалов. Воспитывающая функция предполагает использование содержания, методов и форм организации учебного процесса для формирования у учащихся идейных, трудовых, нравственных, эстетических и других качеств личности. Наконец, развивающая функция направлена на развитие всех физических и духовных сил и способностей учащихся в ходе познавательной, общественно-трудовой и других видов предметно-практической деятельности.

Обучение включает совместную деятельность обучающего(педагога) и обучающихся (учеников). По формам организации обучение может быть коллективным (оркестровые занятия) и индивидуальным (индивидуальные занятия). В моей статье речь пойдет об индивидуальном обучении.

Современная психология утверждает, что обучение и развитие тесно взаимосвязаны и развитие осуществляется через обучение по мере приобретения учащимися определенной суммы знаний и навыков. Однако, необходимо учитывать, что развитие определяется не только объектом приобретенных знаний, ибо в процессе развития меняется, совершенствуется качественная сторона умственной деятельности обучающегося.

Основной задачей музыкального обучения является усиление развивающей стороны занятий. Накопление музыкальных представлений - ярких, отчетливых, музыкально окрашенных - есть основа музыкального развития. Более широкое понятие - общемузыкальное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, включающий, наряду с развитием у учащихся комплекса специальных способностей (музыкальный слух, память, ритм), развитие их мышления, музыкальной эрудиции, интеллекта. Одним из средств музыкального развития является формирование собственно игровых качеств, то есть исполнительских навыков на инструменте.

Отмечу основные дидактические принципы развивающего музыкального обучения:
- расширение, разнообразие осваиваемого репертуара;
- гибкость в соблюдении сроков прохождения учебного материала в зависимости от темпов усвоения;
- увеличение информационно-познавательной стороны содержания занятий;
- использование разнообразных приемов и форм для развития самостоятельности мышления, творческой инициативы и т.д.

Прежде чем приступить к обучению игре на домре, необходимо изучить небольшой комплекс подготовительных упражнений, цель которых заключается в том, чтобы учащийся при игре на инструменте мог сознательно руководить своими движениями и контролировать состояние мышц.

Времени на подготовительные упражнения затрачивается немного - два или три занятия. Приведу пример упражнения для правой руки, который условно можно назвать “броском” и который является основой для выработки игровых навыков правой руки. Активные действия кисти здесь чередуются с пассивными. Итак, учащийся, сидя на середине стула, свободно опущенную правую руку сгибает в локте и поворачивает ее влево до соприкосновения в запястье с плотным картоном или большой по формату книгой, которую держит левая рука. Это положение картона будет помогать контролировать правильность движения кисти. Кисть из пассивного состояния приводится в активное путем подъема и небольшого разворота предплечья. При этом она будет прямым продолжением предплечья. Пальцы правой руки подгибаются и соприкасаются с картоном. Мышечное усилие в запястье и локте должно быть минимальным, а плечо абсолютно свободным. Кисть, скользя по картону и не меняя положения запястья приподнимается вверх и резко опускается вниз, с отключением мышечного напряжения. Затем кисть отскакивает от нижней точки и, двигаясь по инерции, совершает колебательные движения вверх вниз и снова вверх. В этом цикле движений не должно быть фиксации кисти ни в верхнем ни в нижнем положениях. Предплечье правой руки совершает небольшое прямолинейное (а не вращательное) движение. Свобода движения кисти контролируется зрительно, внутренним ощущением мышечной свободы и звуковым восприятием трения пальцев о картон. При правильных движениях шуршание будет легким, четким, ритмичным.

Посадка домриста является одним из важных звеньев в процессе обучения игре на домре. Сидеть необходимо на половине стула с прямой спиной и небольшим наклоном корпуса вперед для удержания инструмента. Правую ногу положить на левую и поднять на такую высоту, при которой наклон корпуса, необходимый для прижатия домры, будет минимальным. Высота головки грифа будет зависеть от положения левой руки, согнутой в локте примерно под прямым углом. Высокое положение головки грифа отрицательно влияет на звучание, так как изменяет угол соприкосновения медиатора со струной. Плоскость деки домры не должна быть вертикальной, а несколько наклонена с таким расчетом, чтобы учащийся, глядя на гриф, видел все три струны.

Постановка левой руки.

Главным в постановке левой руки следует считать одновременное развитие 4-х пальцев и особенно 3-го и 4-го, как самых слабых и менее подвижных. Также не менее важным моментом является нахождение такого положения руки (кисти), которое обеспечивало бы максимальную свободу движений пальцев. Следует быть осторожным при растяжении пальцев. Излишнее увлечение этим может привести к скованности пальцев, а в отдельных случаях и к заболеваниям.

В самом начальном периоде рекомендуется извлекать звук не медиатором, а большим пальцем правой руки (прием “пиццикато”).При постановке на гриф ладонь не должна быть поджата к грифу и должна быть хорошо просматриваема глазами учащегося. Рука в запястье несколько изогнута от себя. Нажим на струну осуществляется подушечками пальцев, как бы “молоточками”.

В начале обучения желательно осуществлять постановку пальцев в мажорном звукоряде, а далее в 1-ой позиции. Закрепление и дальнейшую отработку положений и ощущений в пальцах левой руки и постановку всей левой руки продолжать не только на упражнениях, но и легких пьесах и песнях. Например, “Во саду ли, в огороде” можно играть не как обычно двумя пальцами, а всеми четырьмя, располагая их как при хроматической последовательности звуков.

В дальнейшем можно применять скрипичные упражнения Г.Шрадика, которые способствуют развитию беглости пальцев и их растяжению. В работе над этими упражнениями необходимо постепенно увеличивать нагрузки, так как нельзя переутомлять пальцы.

Координация рук. Штриховая игра.

Усвоив и закрепив движения каждой руки отдельно, можно соединить их действия, извлекая звук “броском” медиатора. Теперь следует сосредоточиться на работе обеих рук и особенно правой. Приведу пример упражнения для штриховой игры. Итак, играть необходимо в 1-ой позиции, начиная с 1-ой струны, с дальнейшим переходом на соседнюю струну. Все 5-ть нот проигрываются “броском” вверх и вниз, далее дубль-штрихом или двойным штрихом и заканчивается упражнение переменным штрихом, когда ноты меняются на каждый удар медиатора.

Работа по освоению тремоло.

Работу следует начинать с тремоло кистью. Основой для этого будет являться упомянутый выше цикл “бросок”. Чтобы не потерять легкости движений, выработанной в упражнении на картоне, нужно использовать вначале бумажный медиатор или очень тонкий и мягкий медиатор. Такой медиатор при соприкосновении со струной не вызовет чрезмерных напряжений кисти, звук будет слабый, но мягкий.

Посадив ученика и установив правильно домру, нужно таким медиатором, приподняв кисть, произвести удар по первой струне. После удара кисть в обратном движении вновь зацепит струну, затем в свободном падении произведет третий удар по струне. Четвертый удар по струне будет совершен также за счет отскока, который будет подхвачен мускульным усилием, и кисть займет исходное положение для очередного активного удара сверху. Удары по силе будут затухающими. Самым сильным будет первый удар, самым слабым - последний. Все удары должны быть ритмически ровными. Для контроля за правильностью движения кисти обязательно за подставкой, под запястье правой руки подкладывать кусочек пенопласта (приблизительно высотой 2 см).

Эта дополнительная точка опоры для запястья поможет исключить слишком большое движение предплечья и выворачивание его, определить величину изгиба кисти в запястье и место соприкосновения медиатора со струной. Игра с применением коробочки-пенопласта фиксирует внимание ученика на движении правой руки, что особенно важно в дальнейшем при выработке координации с левой рукой, так как зачастую учащийся обращает внимание только на левую руку, забывая о правой. Отказываться от применения подставки из пенопласта нужно лишь тогда, когда у учащегося достаточно прочно зафиксируются игровые навыки (по прошествии 1-2 месяцев с начала обучения). После проработки упражнений на первой струне можно перейти к упражнениям на второй струне, также используя подставку. Темп игры должен быть умеренным, по мере усвоения движений он может быть ускорен.

В случаях медленного освоения необходимых навыков можно сделать следующее: педагог левой рукой берет запястье ученика, а правой рукой приводит в движение его кисть. Добившись полной свободы кисти можно, не отпуская руки учащегося, предложить ему проделать это движение самостоятельно. После того как педагог убедиться в правильности выполнения приема, кисть, а затем и запястье отпускаются.

В наиболее трудных случаях приходится делать следующее. Педагог берет инструмент в свои руки, на свою правую руку накладывает правую руку ученика и начинает совершать движения кистью, добиваясь того, чтобы ученик усвоил их. Здесь важен сам факт ощущения той свободы, которой до этого не было, также важно повышение интереса к занятиям, активизация внимания учащегося и установления самоконтроля.

Тремоло.

Тремоло является самым выразительным и самым трудным для освоения приемом. Тремоло - это многокрасочная звуковая палитра, при помощи которой учащийся передает характер произведения.

Частота тремоло - величина непостоянная Она зависит от количества ударов медиатором по струне в единицу времени. Всякое ускорение движения вызывает увеличение напряжения мышц, что отражается в звучании. Обычно в лирических произведениях частота тремоло будет меньше, а в драматических больше. Главным, определяющим фактором должно быть не количество ударов на каждую ноту, а конечный результат- создание выразительной певучести мелодии.

Виды тремоло:

  1. Тремоло кистью. Оно тождественно движению кисти в “штриховой” игре с разницей лишь в том, что в “штриховой” игре делается одно и то же количество ударов на каждую, одинаковую по длительности ноту, а в тремоло мы думаем не о количестве ударов, а только о протяженности ноты во времени. Тремоло кистью дает легкое, прозрачное, светлое звучание.
  2. Тремоло совместным движением кисти и предплечья (единый рычаг от локтя до медиатора). В этом случае кисть выпрямляется до прямого продолжения предплечья. Этот вид тремоло дает большую плотность, густоту и силу звучания.
  3. Комбинированное тремоло. Самостоятельные движения кисти и предплечья одновременно с подключением мышц плеча. Этот вид тремоло создает сильный глубокий звук.

На начальном этапе обучения отрабатывают тремоло только с участием кисти и далее после успешного овладения этим видом тремоло можно осваивать и два других вида.

Штрихи.

На начальном этапе обучения следует отрабатывать следующие штрихи: легато, нон легато, стаккато, переменный штрих, флажолеты. Все эти штрихи отрабатываются на гаммах вначале в одну октаву, а затем в две октавы. Желательно начинать с гамм: ми мажор, ля мажор.

Педагогический репертуар.

Подбор произведений для учащегося на начальном этапе обучения должен отвечать целям отработки каких-либо технических приемов и развития музыкального мышления. Каждое произведение нужно рассматривать как одно из звеньев в цепи правильно расставленного педагогического материала, на котором учащийся решает художественные задачи и приобретает технические навыки.

Возможно переложение пьес с скрипичных и фортепианных сборников. Но хочется отметить, что русский народный инструмент трехструнная домра имеет свои особенности как в конструкции, так и по способам звукоизвлечения, и это следует учитывать при использовании пьес скрипичного и фортепианного репертуара.

Роль педагога в формировании начинающего музыканта.

Педагогу всегда необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, особенно тот факт, что приспосабливаемость рук к инструменту у них различна. Хорошо известно, что при обучении группы учеников одним педагогом и по единой методике индивидуальные результаты будут различными. Даже при освоении подготовительных упражнений у кого-то из обучающихся могут возникнуть затруднения. Следует разобраться в причинах, при необходимости задержаться на каком-то этапе, возможно, даже видоизменить задание. Словом, необходим творческий педагогический подход в любом вопросе обучения.

Педагог должен вселять уверенность в свои силы начинающим музыкантам, утешить их при неудаче, обязательно подчеркнуть хотя бы маленький успех. Педагог должен иллюстрировать на инструменте все пьесы и упражнения, потому что учащийся прежде всего будет стараться скопировать игру педагога. Педагог должен быть требователен, но в тоже время учитывать способности каждого: к одному предъявляя более высокие требования, к другому менее высокие. Такой подход к учащимся имеет большое воспитательное значение и позволяет сохранить у них интерес к занятиям.

Список использованной литературы:

  1. Андрюшенков Г.И. “Психолого-педагогические основы руководства детским народно-инструментальным коллективом”. Уч. пос. - СПб, 2004.
  2. Ставицкий З. “Обучение игре на домре”. - Л., 1984.
  3. Шитенков. И. “Методика обучения игре на народных инструментах”. - Л., 1975.

Анатолий Яковлевич Александров - музыкант, педагог, методист, один из первых исполнителей на трёхструнной домре, среди его учеников известно имя Виктора Ивановича Калинина - Заслуженного артиста России, дипломанта первого Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах, ныне концертмейстера оркестра народных инструментов Всероссийской Государственной теле - радио компании.

Школа игры на домре Анатолия Александрова (Москва, 1988 год) - предназначена для учащихся и педагогов музыкальных школ и училищ, участников и руководителей самодеятельных музыкальных коллективов.

"Школа" состоит из трёх частей и репертуарного приложения.

Теоретические сведения и практический материал излагаются в тесной связи и расположены в порядке постепенно возрастающей сложности.

Часть первая включает общие сведения об устройстве домры, правила посадки, положение рук и инструмента, первоначальные навыки игры и краткие сведения по музыкальной грамоте (длительность звуков и счёт, метр и ритм, темп). Большое внимание уделяется звукоизвлечению и знакомству со средствами музыкальной выразительности, то есть касания медиатора о струну, извлечение звуков на двух и трёх открытых струнах, переноса медиатора с донной открытой струны на другую.

Как пишет А.Я. Александров, способы звукоизвлечения на домре следует начинать с одинарных, двойных, чередующихся ударов и тремоло. Поскольку тремоло основано на естественном, эластичном движении кисти правой руки и не связано с определённым количеством ударом вверх и вниз, его освоение вводится одновременно с игрой ударами. Одинарные, двойные, чередующиеся удары и тремоло на каждом звуке схожи по характеру звучания со штрихом деташе. В зависимости от темпа и указаний автора этим штрихом извлекаются звуки: короткие - ударами, а длинные - тремоло. При этом длительность каждого звука должна быть полностью выдержана пальцами левой руки. Кроме звукоизвлечения на каждой открытой струне, с самого начала вводится игра на трёх, а затем и на двух открытых струнах. Это нужно для того, чтобы кисть правой руки приобрела необходимый наименьший наклон по отношению к панцирю. Такое же назначение (для нахождения минимального среднего подъёма при игре "над панцирем") имеет предлагаемая игра "на грифе" с вытянутой кистью правой руки и "у подставки", где кисть не делает большой подъём.

Освоение различных простейших видов расстановки пальцев левой руки следует сочетать с укреплением навыка самостоятельной ориентации пальцев на грифе. Необходимо следить за точным и правильным их положением на соответствующих ладах. Во всех случаях пальцы рекомендуется ставить так, как это делается при извлечении двойных нот или аккордов, что будет способствовать более правильной постановке пальцев левой руки на ладах. По мнению автора для развития музыкального слуха, памяти и укрепления навыков игры на домре следует тренироваться в подборе по слуху мелодии песен и танцев.

Вторая часть содержит материал по закреплению и развитию навыков игры в первой позиции и изучению тональностей, в неё так же входит знакомство с полупозицией. В этой части освоение материала должно быть связано не только с тем, что бы точнее воспроизводить нотный текст, аппликатуру, приёмы и штрихи, динамику и темп. Большое внимание уделяется здесь умению исполнять мелодию полным и певучим звуком, умению правильно фразировать, понять характер и осмысленно передать содержание написанной композитором музыки, развитию эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Часть третья направлена на совершенствование исполнительских навыков игры на домре и овладение новыми приёмами: глиссандо, пиццикато пальцами левой руки, вибрато, флажолетами, игрой за подставкой и дробью. Так же в данной "школе" изложены принципы игры двойными нотами, даны практические рекомендации, касающиеся приёмов извлечения качественного звука. В этом разделе так же рассказывается о фразировке, исполнении штриха при переходах на соседние струны и через струну. Важно научиться умело и выразительно исполнять все штрихи при трёх видах звукоизвлечения - ударе, нажиме, толчке - и оправданно применять их с художественной точки зрения.

В зависимости от музыкально - художественного содержания произведения исполнитель домрист должен уметь переключиться от игры маленькой амплитудой: кончиками пальцев, движением кистью, кисть вместе с предплечьем - до большого размаха: движением всей правой руки. С изучением позиций и пяти видов смены позиций осваивается игра мелизмов. В конце имеется нотное приложение.

Виктор Семёнович Чунин - Заслуженный деятель искусств России, профессор, дирижёр, педагог, методист. Родился в 1933 году, в 1958 году закончил ГМПИ имени Гнесиных (класс домры П.И. Алексеева, дирижирования - О.М. Агаркова). С 1958 года преподаватель, с 1988 года - профессор кафедры народных инструментов ГМПИ имени Гнесиных. Его деятельность как учёного, педагога, методиста и общественного деятеля оказала заметное влияние на развитие народно - инструментального жанра в разных направлениях. Его работы признаны во всех звеньях системы музыкального образования, он известен как автор учебных программ, методических пособий и репертуарных сборников, которые уже много лет используются в качестве хрестоматийного материала в ДМШ, музыкальных училищах и вузах. Им создана прогрессивная современная школа игры на русской домре. На протяжении многих лет ведёт большую общественную работу, проводит мастер - классы, лекции и семинары в различных регионах России.

В "Школе" Виктора Чунина доступно изложены сведения об инструменте, посадке, исполнительской технике, начальных навыках звукоизвлечения, их способы, о компонентах музыкального языка и работе над произведением.

"Школа" помимо основных азов обучения домриста включает в себя пьесы - ключи, которые служат основным учебным материалом для усвоения и закрепления игровых навыков домриста в тесной связи с художественными задачами. В. Чунин предлагает следующий план работы над каждым из номеров раздела, чтобы извлечь из них максимальную пользу: разобрать текст и выучить на память, освоить указанные штрихи, динамические оттенки, транспонировать в разные тональности, исполнить в разных темпах, применить приёмы отклонения от темпа, найти свой вариант применения динамических оттенков, подобрать возможные варианты тембрового сопоставления мотивов, исполнить в различных характерах (с разным настроением), подобрать аккомпанемент к данной мелодии, сыграть все пройденный номера, импровизируя подбор фразировке в комплексе, ориентируясь на фразировочную партитуру.

"Школа" содержит также комплекс специальных гимнастических упражнений для рук, помогающих расслабить и развить мышцы кистей и пальцев, что очень важно для достижения свободы рук при игре.

Школа игры на домре Вячеслава Круглова была создана в 2003 году.

Вячеслав Павлович Круглов - Народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных, в 1971 году закончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова, за годы работы внёс большой вклад в развитие домры и исполнительства на ней, стаж его работы- более 40 лет. Круглов - востребованный музыкант как у нас в стране так и за рубежом, дал множество концертов по всей России и во многих странах мира. Президент академии народной музыки, организатор фестивалей исполнителей на народных инструментах, член жюри различных конкурсов. Методист и педагог, среди его учеников Народные Артисты России С. Лукин и М.Горобцов, лауреаты престижных всероссийских и международных конкурсов Г. Кокорин, А. Семёнова и другие.

Вячеслав Круглов является одним из ведущих исполнителей и педагогов в области народного инструментального искусства.

Школа игры на домре (Москва, 2003 год) является результатом многолетней концертно-исполнительской и педагогической деятельности автора. В ней даётся в обобщённом виде методика обучения на основе последних достижений исполнительства на домре.

В данной работе предлагается не только методика обучения, но, главное, предоставляется возможность педагогу и ученику самим выбрать из различных вариантов и способов то, что им кажется убедительным и целесообразным.

"Школа" адресована педагогам и учащимся музыкальных школ, училищ и вузов. Для автора важно было объединить и логически осмыслить состояние теории и практики домрового исполнительства.

Данная школа наиболее близка автору данной работы как исполнителю и как начинающему педагогу, поскольку в ней присутствуют все необходимые аспекты обучения - начиная с исторического обзора инструмента и заканчивая пьесами высокого профессионального уровня. В ней полностью описано как нужно в первую очередь хранить инструмент, его устройство, описывается звукоряд, посадка и так далее. Уделено внимание каждой стороне обучения на инструменте. Примечательно ещё и то, что эта школа включает методику обучения не только на трёхструнной, но и четырёхструнной домре с соответствующим ниже нотным приложением для обоих инструментов.

В методике обучения игре на домре В. Круглова есть свои особенности: Нежелательное применение подставки под правую ногу на начальном этапе обучения, так как ученик не способен "держать" позвоночник, чрезмерно наклоняется не только вперёд, но и вправо.

Положение корпуса может изменяться в зависимости от технических задач исполняемого материала.

Большое внимание уделяется исполнению мелизматики, ей посвящена отдельная глава.

В технике игры правой руки выделяются четыре основных способа: 1. Вращательное, комбинированное маховое, поступательное и комбинированное поступательное.

Основой звукоизвлечения является щипок со струны, а не удар по ней.

Не следует сразу в первоначальном обучении ставить руку ребёнка в первую позицию, где требуется большая растяжка пальцев, располагать пальцы следует на 7, 8, 9, 10 ладах в хроматическом тетрахорде, начиная движение с 4-ого пальца

Вячеслав Павлович обращает большое внимание на то, что следует избегать многократного механического проигрывания изучаемого материала. Работая над отдельными местами нужно ставить чёткие задачи: проработка приёмов и штрихов, ритм, стилистика, качество звука, переходы из позиции в позицию и т. д.

Дипломный реферат выполнен студентом 3 курса группы 1381 Русаковым А.С.

Алтайский Государственный университет

Барнаул 2001г.

Введение

Музыканты – ученые предполагают, что древним предком нашей русской домры является египетский инструмент, получивший у греческих источников наименование «пандура». Инструмент этот под названием «тамбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшею с Закавказьем. Кстати в Малой Азии и Закавказье до сих пор бытуют инструменты, близкие нашей домре. У народов, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими и азиатскими, есть совершенно аналогичные инструменты с похожими названиями: у грузин – чунгури и пандури, у южных славян – тамбура, у украинцев – бандура, у монголов – домбур, у киргизов и татар – думра, у остяков – домбра, у калмыков домр. Домра на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость, богатые художественные и технические возможности пришлись по душе вездесущим скоморохам. Если уж на пирах и свадьбах скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок, то тем более на многолюдных народных сборищах они своим весельем, песнями и плясками не только развлекали толпу, но и заставляли ее подражать себе. Скоморохи не только веселили, они просвещали народ, звали его на справедливую борьбу. В этом видели их вред не только церковники, но и князья, бояре, а потом и цари. Собственно это и была главная причина гонения на скоморохов. В синтетическом искусстве были элементы цирка, драм, театра и оркестрового музицирования. Нас же в данном случае интересуют народные инструменты, на которых играли скоморохи. А играли они на гуслях, свирелях, бубнах. Но самым популярным скоморошьим инструментом была домра.

Струнные народные инструменты имели различные способы извлечения звука: на гуслях в основном щипками, на домре – ударами по струне и на гудке смычком. Играли на одной или нескольких, на открытых или прижатых струнах, извлекая медленно отдельно каждый звук или быстро чередуя удары, а также слитно тремолируя все звуки. Следовательно основными способами звукоизвлечения на гуслях были ударение и бряцание, которые схожи с игрой щипком (как по всем струнам, так и по каждой отдельной струне), а на гудке – с ведением смычка.

Впоследствии, когда домра была изгнана по указу царя и церковников, появилась балалайка. Она имела очертания видоизмененной домры, где корпус стали делать не овальным, а треугольным. С появлением балалайки произошло разделение основных способов извлечения звука, на балалайке стали играть бряцаньем, щипками, а на домре – ударами.

Если представить себе весь путь эволюции способа извлечения звука на домре, то он, вероятно, будет таким: щипанье струн, подергивание их пальцами или палочкой, перышком, далее появился способ удара по струнам кусочком коры, палочки или козьим копытцем (возможно совмещали игру щипком и ударами), позднее пластинкой из рога, птичьим пером, а затем стали играть соответствующего размера эластичной пластинкой – плектором.

Плектор – это греческое слово plectrum, в нотах обозначается сокращенно двумя первыми буквами pl. При игре на домре его принято называть медиатором – от латинского слова mediator, что означает посредник. Это – твердая пластинка из панциря морской черепахи, целлулоида, кожи или пластмассы.

Домра стала признанным инструментом, она наравне со всеми другими инструментами помогает формировать эстетические взгляды и воспитывать музыкальный, художественный вкус, способствует всестороннему развитию личности.

1. Классификация приемов игры

1.1. Приемы игры

Приемы игры – это целесообразное движение рук и пальцев для формирования характера звучания инструмента. Применение того или иного приема игры будет способствовать выявлению музыкального образа средствами данного инструмента, поможет добиться выразительного исполнения. Критерием для всех приемов игры должна быть музыкально – художественная целесообразность применения их, простота и удобство игровых движений, то есть минимальная затрата энергии и достижение максимального эффекта.

Основной способ извлечения звука – медиатором, которым производятся удары вниз,

а также тремоло,

Тремоло – основной прием для извлечения продолжительного звука на домре. Хорошее тремоло отличается абсолютной ровностью при движении медиатора вниз – вверх.

В графическом изображении приемов игры среди разных исполнительных школ нет единства. (Московская школа – удар

У В. Чунин изображение удара вниз,

Уральская школа обозначает удар вниз,

Следует обратить внимание на то, что названия приемов звукоизвлечения на домре дано по аналогии с практикой скрипичной игры. Что касается обозначения отдельных игровых приемов (например, движение медиатора вниз или вверх), то здесь предпочтительнее запись, типичная для балалайки (Уральская школа), в этом случае не возникает разногласия при использовании ансамблевой и оркестровой литературой для народных инструментов.

Со всеми предыдущими приемами игры тесно связана игра толчками и нажимом.

Игра толчками – музыкально выразительный прием при извлечении звука ударами и тремоло, особенно при исполнении стаккато. Толчок – щипок без замаха в одну сторону, с относительно коротким временем контакта медиатора со струной.

Прием игры нажимом используется при исполнении драматического речитатива, подчеркнутого сфорцандо. Нажим – щипок в одну сторону без замаха, с относительно длинным временем контакта медиатора со струной. Отдельные звуки, взятые нажимом звучат педально, а тремоло – подчеркнуто, укороченно.

Изучение приемов игры толчками и нажимом обогащает палитру домры, дает простор фантазии и творческим поискам.

Скольжение медиатора по двум струнам – предназначается для исполнения слигованных нот коротких длительностей. Обозначается этот прием связующими черточками или (Глинка “Андальзский танец”).

Скольжение медиатора по трем струнам – арпеджато (от итал. Arpegiato – игра на арфе). Обозначается этот прием вертикальной волнистой чертой перед аккордом или сокращенно словом arpeg.

1.2. Красочные приемы игры:

Пиццикато

Флежолеты

Глиссандо

Эффекты тембра

Звуковые эффекты.

Пиццикато – прием извлечения звука щипком на струнном музыкальном инструменте (пальцем). Самый распространенный прием – пиццик, большим пальцем, обозначение – pizz б.п.

Следует различать звучание арпеджио и пиццикато pizz, последнее более компактно.

Пицц средним пальцем – обозначается (pizz ср.п.). Pizz ср.п. звучит несколько слабее (за исключением аккордов) и суше чем pizz б.п. Аккорды pizz ср.п. звучат компактно и ярко.

Пицц указательным пальцем – обозначается (pizz ук.п.) – защипывает струну вверх. Исполнение аккордов этим приемом подражает балалаечному приему «бряцанье».

Дробь – обозначается (др). Дробь – определенное чередование скользящих ударов, последовательно движущихся пальцев правой руки.

Прямая дробь – движение пальцев по всем струнам вниз, начиная с мизинца.

Обратная дробь – аналогичное движение вверх.

Прямая дробь подразделяется на большую и малую. Большая – участвуют все пальцы, малая – только 4 п.

Гитарный прием – исполняется одновременным щипком двух пальцев – большой вниз, указательный – вверх (обозначается pizz б. и ук.)

Pizz пальцами левой руки обозначается знаком + над нотой (срывы).

Демпферное pizz – заключается в глушении одной или нескольких струн путем нажатия ладонью у запястья правой руки на струны у подставки.

Гитерное легато – обозначается знаком ´ над нотой. Применяют в восходящих последовательностях, при ударе медиатором последующие ноты можно исполнять бросками пальцев левой руки на лады.

Флежолеты – это звуки особого тембра, получаемые легким прикосновением пальца к струне в местах ее деления на 2, 3, 4 части.

Натуральные флежолеты – получаются при прикосновении пальцем в точках деления на открытой струне. Обозначается () – нота указывает место прикосновения пальца, соответствует реальному звучанию флежолета. ¯ – ромбовидная нота указывает место прикосновения пальца, реальному звучанию не соответствует.

Искусственные флажолеты ¯ – обыкновенная нота указывает место нажатия струны пальцем левой руки. Ромбовидная нота – место прикосновения к струне среднего пальца правой руки. В исполнительной практике применяются в основном октавные искусственные флежолеты, реже квинтовые и квартовые.

Двойные флежолеты, более характерен для исполнения на 3-х струнной домре. Технология исполнения как и у одинарных флежолетов.

Вибрато (итал. Vibrato – вибрация) – прием исполнения в игре на струнных инструментах, заключающийся в колебании пальца левой руки на струне, что периодически изменяет в небольших пределах высоту звука. На домре используется редко, как краска. Это связано с быстрым угасанием колебания струн, т.к. на домре натяжение струн сильнее нежели на других струнных инструментах.

Глиссандо (ф. gliss – скользить) – скольжение пальцем от одной ноты к другой в восходящем или нисходящим направлении. Это эффектный колористический прием, который не следует путать с портаменто – с выразительным глиссандо в кантилене.

Глиссандо может быть: а) быстрым, замедленным, ускоренным, б) глубоким, поверхностным. Пример Цыганков «Перевоз Дуня держала».

Глиссандо правой рукой, арпеджио – равномерное скольжение медиатора вверх и вниз по двум или трем струнам. Обозн. – лига указывает количество нот задействованных в одном скольжении, знак / (вверх) и \ (вниз) указывают направление скольжения. Мендельсон Концерт 1-ая ч. Каденция.

Игра на грифе и у подставки.

Звук, извлекаемый в различных точках струны, имеет различную тембральную окраску. Наиболее яркий контраст тембров проявляется при игре на грифе и у подставки, а в последнем случае мы имеем специфический, довольно резкий, быстро гаснущий звук.

Обозначается: у подставки – sul ponticello, на грифе – ord. Приемы звучат очень эффектно, в зависимости от характера исполняемого произведения могут вызвать различные ассоциации. Спендиаров «Хайп–тарма».

Шумовые (звуковые) эффекты.

Не имеют определенной высоты звучания, подчеркивают ритмический рисунок данного отрывка произведения, подражая ударным инструментам.

Игра за подставкой.Возможно также исполнение глиссандо правой рукой (арпеджио) за подставкой.

Игра на щитке. Обозначается – играть медиатором по щитку домры в соответствии с указанным ритмом.

Игра по зажатым струнам – или боковой частью медиатора по струнам.

Эффект шума ветра, волн – домру приподнимаем руками, разворачиваем к себе так, чтобы дека находилась параллельно полу; начинаем дуть в голосник, ищем наилучшую точку резонирования для получения более сильного звука.

Гитарный прием – тамбурин, con tamburo – исполняется сильными ударами среднего пальца правой руки по подставке или чуть левее по струнам у подставки.

2. Штрихи на домре

Для выявления музыкальной образности, содержания и характера произведения необходимо выбрать краски, чтобы добиться выразительного звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т.д. Выявить красочный звуковой план произведения помогают штрихи.

Штрих (нем. Strich – линия, черта) – это способ, характер ведения звука и его окраски. Он способствует выявлению фразировки, ее кульминации, динамической насыщенности, ритмической стройности, более полному раскрытию глубины смыслового значения музыкального произведения.

Штрихи делятся на продолжительные, короткие, отдельные, связные, отрывистые тяжеловесные и легкие отскакивающие.

Владение разнообразными способами звукоизвлечения и приемами игры на домре, использование разных штрихов и их сочетаний – основа выразительного исполнения. Основные типы штрихов определились в практике игры на струнных смычковых инструментах (прежде всего на скрипке), а их принципы и названия в дальнейшем были перенесены на другие виды исполнительства.

В музыкальной практике распространены три вида штрихов: Легато, Нонлегато, Стаккато – каждый из них имеет свои разновидности.

Штрихи легато.

Легатиссимо (итал. Legatissimo) – очень свызно, выдержанно, мягко, певуче исполняется более активным тремоло, что придает эмоциональную окраску звуку (большую задушевность, певучесть, внутреннюю насыщенность чувств).

Легато (итал. legato) – связно, выдерженно, певуче, мягко. Исполняется тремоло, беспрерывно, как бы на одном дыхании.

Портето (итал. portata) – применяется при исполнении маркированных нот, объединенных лигой. Звучит связно, выдержанно, слегка подчеркнуто. Исполняется на тремоло.

Легато леджиеро (итал. Legato leggiero) – звучит связно, выдержанно, легко. Исполняется ударами вниз, вверх, но пальцы левой руки додерживают длительность каждой ноты на ладах.

Легато акценто (итал. Legato accento) – звучит связно, выдержанно, акцентированно. Исполняется на тремоло, при этом каждая нота берется с замахом.

Легато акцентиссимо (итал. Legato accentissimo) – связно, выдержанно, очень акцентированно. Исполняется на тремоло, с большим замахом.

Нон легато (итал.- nonlegato - раздельно) – штрих, при котором каждый звук должен быть слышим отдельно при игре беспрерывным тремоло. Нонлегато обозначается черточкой над или под нотой, но при этом они объединены общей лигой.

Группе нот, исполняемых нон легато, помогает усилить или ослабить напряжение в мелодии, при этом данный штрих подчиняется общим динамическим задачам и характеру музыки. Таким образом, в групповом плане сохраняется ощущение легато.

Тенуто (итал. Tenuto) – выдержанно. играется тремоло на каждую ноту, но отличается тем, сто при этом штрихе предельно полно выдерживается длительность, ровно по силе звучания (без подчеркивания начала). Ощущается как бы “дыхание” (перерыв перед следующим звуком). Обозначается черточкой над или под нотой, лил словом tenuto (сокращенно ten).

Деташе (франц. Detacher - отделять) – каждый звук исполняется отдельно ударом или тремоло. При исполнении штриха деташе пальцы левой руки выдерживают на ладах полностью длительность ноты (в этом отличительная особенность игры штриха деташе от стаккато).обозначается черточкой под или над нотами.

Маркато (итал. Marcato - выделяя). Звучит раздельно, укороченно, акцентированно. Исполняется на тремоло, ударами вниз, вниз – вверх.

Стаккато (итал. Staccato - отрывисто) – штрих применяется для извлечения коротких отрывистых звуков. В отличие от деташе, при исполнении стаккато пальцы левой руки после извлечения звука ослабляют нажим на струну или слегка прикасаются к звучащей открытой струне.

Стаккато обозначается точками над или под нотами или словам staccato. Он исполняется ударами вниз и реже – вверх, а в более подвижных темпах – чередующимися ударами.

Стакатиссимо (итал. Ctaccatissimo – очень отрывисто) – штрих позволяет получить еще более легкие, “отскакивающие” ноты. Звучит очень коротко и четко.

Мартеле (франц. Martele - отчеканивая) – звучит отрывисто, коротко, очень акцентированно. Обозначается клинышками над нотами.

Стаккато акценто – еще более акцентированные короткие отрывистые, ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.

Заключение

Приемы игры и штрихи очень тесно взаимосвязаны и постоянно находятся во взаимодействии. Через прием игры и штрих исполнитель приближается к характеру произведения и к его содержанию.

Как уже было сказано выше существует проблема обозначения приемов игры, а также часто путаются штрихи с приемами исполнения.

Список литературы

1. В. Чунин. Школа игры на трехструнной домре. Москва. “Советский композитор”. 1990.

2. А.Александров. Школа игры на трехструнной домре. Москва. Му зыка. 1990.

3. Михеев. “Рассказы о русских народных инструментах”. Москва. 1990.

4. Русские народные инструменты. (история, теория, методика). Изд- во красноярского университета.

5. Н.Т.Лысенко. методика обучения игры на домре. Киев. 1990.

6. Вольская. Технология исполнения красочных приемов игры. Свердловск.1998.

Классификация приемов игры и штрихов на домре

Дипломный реферат выполнен студентом 3 курса группы 1381 Русаковым А.С.

Алтайский Государственный университет

Барнаул 2001г.

Введение

Музыканты – ученые предполагают, что древним предком нашей русской домры является египетский инструмент, получивший у греческих источников наименование «пандура». Инструмент этот под названием «тамбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшею с Закавказьем. Кстати в Малой Азии и Закавказье до сих пор бытуют инструменты, близкие нашей домре. У народов, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими и азиатскими, есть совершенно аналогичные инструменты с похожими названиями: у грузин – чунгури и пандури, у южных славян – тамбура, у украинцев – бандура, у монголов – домбур, у киргизов и татар – думра, у остяков – домбра, у калмыков домр. Домра на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость, богатые художественные и технические возможности пришлись по душе вездесущим скоморохам. Если уж на пирах и свадьбах скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок, то тем более на многолюдных народных сборищах они своим весельем, песнями и плясками не только развлекали толпу, но и заставляли ее подражать себе. Скоморохи не только веселили, они просвещали народ, звали его на справедливую борьбу. В этом видели их вред не только церковники, но и князья, бояре, а потом и цари. Собственно это и была главная причина гонения на скоморохов. В синтетическом искусстве были элементы цирка, драм, театра и оркестрового музицирования. Нас же в данном случае интересуют народные инструменты, на которых играли скоморохи. А играли они на гуслях, свирелях, бубнах. Но самым популярным скоморошьим инструментом была домра.

Струнные народные инструменты имели различные способы извлечения звука: на гуслях в основном щипками, на домре – ударами по струне и на гудке смычком. Играли на одной или нескольких, на открытых или прижатых струнах, извлекая медленно отдельно каждый звук или быстро чередуя удары, а также слитно тремолируя все звуки. Следовательно основными способами звукоизвлечения на гуслях были ударение и бряцание, которые схожи с игрой щипком (как по всем струнам, так и по каждой отдельной струне), а на гудке – с ведением смычка.

Впоследствии, когда домра была изгнана по указу царя и церковников, появилась балалайка. Она имела очертания видоизмененной домры, где корпус стали делать не овальным, а треугольным. С появлением балалайки произошло разделение основных способов извлечения звука, на балалайке стали играть бряцаньем, щипками, а на домре – ударами.

Если представить себе весь путь эволюции способа извлечения звука на домре, то он, вероятно, будет таким: щипанье струн, подергивание их пальцами или палочкой, перышком, далее появился способ удара по струнам кусочком коры, палочки или козьим копытцем (возможно совмещали игру щипком и ударами), позднее пластинкой из рога, птичьим пером, а затем стали играть соответствующего размера эластичной пластинкой – плектором.

Плектор – это греческое слово plectrum, в нотах обозначается сокращенно двумя первыми буквами pl. При игре на домре его принято называть медиатором – от латинского слова mediator, что означает посредник. Это – твердая пластинка из панциря морской черепахи, целлулоида, кожи или пластмассы.

Домра стала признанным инструментом, она наравне со всеми другими инструментами помогает формировать эстетические взгляды и воспитывать музыкальный, художественный вкус, способствует всестороннему развитию личности.

1. Классификация приемов игры

1.1. Приемы игры

Приемы игры – это целесообразное движение рук и пальцев для формирования характера звучания инструмента. Применение того или иного приема игры будет способствовать выявлению музыкального образа средствами данного инструмента, поможет добиться выразительного исполнения. Критерием для всех приемов игры должна быть музыкально – художественная целесообразность применения их, простота и удобство игровых движений, то есть минимальная затрата энергии и достижение максимального эффекта.

Основной способ извлечения звука – медиатором, которым производятся удары вниз,

а также тремоло,

Тремоло – основной прием для извлечения продолжительного звука на домре. Хорошее тремоло отличается абсолютной ровностью при движении медиатора вниз – вверх.

В графическом изображении приемов игры среди разных исполнительных школ нет единства. (Московская школа – удар

У В. Чунин изображение удара вниз,

Уральская школа обозначает удар вниз,

Следует обратить внимание на то, что названия приемов звукоизвлечения на домре дано по аналогии с практикой скрипичной игры. Что касается обозначения отдельных игровых приемов (например, движение медиатора вниз или вверх), то здесь предпочтительнее запись, типичная для балалайки (Уральская школа), в этом случае не возникает разногласия при использовании ансамблевой и оркестровой литературой для народных инструментов.

Со всеми предыдущими приемами игры тесно связана игра толчками и нажимом.

Игра толчками – музыкально выразительный прием при извлечении звука ударами и тремоло, особенно при исполнении стаккато. Толчок – щипок без замаха в одну сторону, с относительно коротким временем контакта медиатора со струной.

Прием игры нажимом используется при исполнении драматического речитатива, подчеркнутого сфорцандо. Нажим – щипок в одну сторону без замаха, с относительно длинным временем контакта медиатора со струной. Отдельные звуки, взятые нажимом звучат педально, а тремоло – подчеркнуто, укороченно.

Изучение приемов игры толчками и нажимом обогащает палитру домры, дает простор фантазии и творческим поискам.

Скольжение медиатора по двум струнам – предназначается для исполнения слигованных нот коротких длительностей. Обозначается этот прием связующими черточками или (Глинка “Андальзский танец”).

Скольжение медиатора по трем струнам – арпеджато (от итал. Arpegiato – игра на арфе). Обозначается этот прием вертикальной волнистой чертой перед аккордом или сокращенно словом arpeg.

1.2. Красочные приемы игры:

Пиццикато

Флежолеты

Глиссандо

Эффекты тембра

Звуковые эффекты.

Пиццикато – прием извлечения звука щипком на струнном музыкальном инструменте (пальцем). Самый распространенный прием – пиццик, большим пальцем, обозначение – pizz б.п.

Следует различать звучание арпеджио и пиццикато pizz, последнее более компактно.

Пицц средним пальцем – обозначается (pizz ср.п.). Pizz ср.п. звучит несколько слабее (за исключением аккордов) и суше чем pizz б.п. Аккорды pizz ср.п. звучат компактно и ярко.

Пицц указательным пальцем – обозначается (pizz ук.п.) – защипывает струну вверх. Исполнение аккордов этим приемом подражает балалаечному приему «бряцанье».

Дробь – обозначается (др). Дробь – определенное чередование скользящих ударов, последовательно движущихся пальцев правой руки.

Прямая дробь – движение пальцев по всем струнам вниз, начиная с мизинца.

Обратная дробь – аналогичное движение вверх.

Прямая дробь подразделяется на большую и малую. Большая – участвуют все пальцы, малая – только 4 п.

Гитарный прием – исполняется одновременным щипком двух пальцев – большой вниз, указательный – вверх (обозначается pizz б. и ук.)

Pizz пальцами левой руки обозначается знаком + над нотой (срывы).

Демпферное pizz – заключается в глушении одной или нескольких струн путем нажатия ладонью у запястья правой руки на струны у подставки.

Гитерное легато – обозначается знаком  над нотой. Применяют в восходящих последовательностях, при ударе медиатором последующие ноты можно исполнять бросками пальцев левой руки на лады.

Флежолеты – это звуки особого тембра, получаемые легким прикосновением пальца к струне в местах ее деления на 2, 3, 4 части.

Натуральные флежолеты – получаются при прикосновении пальцем в точках деления на открытой струне. Обозначается () – нота указывает место прикосновения пальца, соответствует реальному звучанию флежолета.  – ромбовидная нота указывает место прикосновения пальца, реальному звучанию не соответствует.

Искусственные флажолеты  – обыкновенная нота указывает место нажатия струны пальцем левой руки. Ромбовидная нота – место прикосновения к струне среднего пальца правой руки. В исполнительной практике применяются в основном октавные искусственные флежолеты, реже квинтовые и квартовые.

Двойные флежолеты, более характерен для исполнения на 3-х струнной домре. Технология исполнения как и у одинарных флежолетов.

Вибрато (итал. Vibrato – вибрация) – прием исполнения в игре на струнных инструментах, заключающийся в колебании пальца левой руки на струне, что периодически изменяет в небольших пределах высоту звука. На домре используется редко, как краска. Это связано с быстрым угасанием колебания струн, т.к. на домре натяжение струн сильнее нежели на других струнных инструментах.

Глиссандо (ф. gliss – скользить) – скольжение пальцем от одной ноты к другой в восходящем или нисходящим направлении. Это эффектный колористический прием, который не следует путать с портаменто – с выразительным глиссандо в кантилене.

Глиссандо может быть: а) быстрым, замедленным, ускоренным, б) глубоким, поверхностным. Пример Цыганков «Перевоз Дуня держала».

Глиссандо правой рукой, арпеджио – равномерное скольжение медиатора вверх и вниз по двум или трем струнам. Обозн. – лига указывает количество нот задействованных в одном скольжении, знак / (вверх) и \ (вниз) указывают направление скольжения. Мендельсон Концерт 1-ая ч. Каденция.

Игра на грифе и у подставки.

Звук, извлекаемый в различных точках струны, имеет различную тембральную окраску. Наиболее яркий контраст тембров проявляется при игре на грифе и у подставки, а в последнем случае мы имеем специфический, довольно резкий, быстро гаснущий звук.

Обозначается: у подставки – sul ponticello, на грифе – ord. Приемы звучат очень эффектно, в зависимости от характера исполняемого произведения могут вызвать различные ассоциации. Спендиаров «Хайп–тарма».

Шумовые (звуковые) эффекты.

Не имеют определенной высоты звучания, подчеркивают ритмический рисунок данного отрывка произведения, подражая ударным инструментам.

Игра за подставкой.Возможно также исполнение глиссандо правой рукой (арпеджио) за подставкой.

Игра на щитке. Обозначается – играть медиатором по щитку домры в соответствии с указанным ритмом.

Игра по зажатым струнам – или боковой частью медиатора по струнам.

Эффект шума ветра, волн – домру приподнимаем руками, разворачиваем к себе так, чтобы дека находилась параллельно полу; начинаем дуть в голосник, ищем наилучшую точку резонирования для получения более сильного звука.

Гитарный прием – тамбурин, con tamburo – исполняется сильными ударами среднего пальца правой руки по подставке или чуть левее по струнам у подставки.

2. Штрихи на домре

Для выявления музыкальной образности, содержания и характера произведения необходимо выбрать краски, чтобы добиться выразительного звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т.д. Выявить красочный звуковой план произведения помогают штрихи.

Штрих (нем. Strich – линия, черта) – это способ, характер ведения звука и его окраски. Он способствует выявлению фразировки, ее кульминации, динамической насыщенности, ритмической стройности, более полному раскрытию глубины смыслового значения музыкального произведения.

Штрихи делятся на продолжительные, короткие, отдельные, связные, отрывистые тяжеловесные и легкие отскакивающие.

Владение разнообразными способами звукоизвлечения и приемами игры на домре, использование разных штрихов и их сочетаний – основа выразительного исполнения. Основные типы штрихов определились в практике игры на струнных смычковых инструментах (прежде всего на скрипке), а их принципы и названия в дальнейшем были перенесены на другие виды исполнительства.

В музыкальной практике распространены три вида штрихов: Легато, Нонлегато, Стаккато – каждый из них имеет свои разновидности.

Штрихи легато.

Легатиссимо (итал. Legatissimo) – очень свызно, выдержанно, мягко, певуче исполняется более активным тремоло, что придает эмоциональную окраску звуку (большую задушевность, певучесть, внутреннюю насыщенность чувств).

Легато (итал. legato) – связно, выдерженно, певуче, мягко. Исполняется тремоло, беспрерывно, как бы на одном дыхании.

Портето (итал. portata) – применяется при исполнении маркированных нот, объединенных лигой. Звучит связно, выдержанно, слегка подчеркнуто. Исполняется на тремоло.

Легато леджиеро (итал. Legato leggiero) – звучит связно, выдержанно, легко. Исполняется ударами вниз, вверх, но пальцы левой руки додерживают длительность каждой ноты на ладах.

Легато акценто (итал. Legato accento) – звучит связно, выдержанно, акцентированно. Исполняется на тремоло, при этом каждая нота берется с замахом.

Легато акцентиссимо (итал. Legato accentissimo) – связно, выдержанно, очень акцентированно. Исполняется на тремоло, с большим замахом.

Нон легато (итал.- nonlegato - раздельно) – штрих, при котором каждый звук должен быть слышим отдельно при игре беспрерывным тремоло. Нонлегато обозначается черточкой над или под нотой, но при этом они объединены общей лигой.

Группе нот, исполняемых нон легато, помогает усилить или ослабить напряжение в мелодии, при этом данный штрих подчиняется общим динамическим задачам и характеру музыки. Таким образом, в групповом плане сохраняется ощущение легато.

Тенуто (итал. Tenuto) – выдержанно. играется тремоло на каждую ноту, но отличается тем, сто при этом штрихе предельно полно выдерживается длительность, ровно по силе звучания (без подчеркивания начала). Ощущается как бы “дыхание” (перерыв перед следующим звуком). Обозначается черточкой над или под нотой, лил словом tenuto (сокращенно ten).

Деташе (франц. Detacher - отделять) – каждый звук исполняется отдельно ударом или тремоло. При исполнении штриха деташе пальцы левой руки выдерживают на ладах полностью длительность ноты (в этом отличительная особенность игры штриха деташе от стаккато).обозначается черточкой под или над нотами.

Маркато (итал. Marcato - выделяя). Звучит раздельно, укороченно, акцентированно. Исполняется на тремоло, ударами вниз, вниз – вверх.

Стаккато (итал. Staccato - отрывисто) – штрих применяется для извлечения коротких отрывистых звуков. В отличие от деташе, при исполнении стаккато пальцы левой руки после извлечения звука ослабляют нажим на струну или слегка прикасаются к звучащей открытой струне.

Стаккато обозначается точками над или под нотами или словам staccato. Он исполняется ударами вниз и реже – вверх, а в более подвижных темпах – чередующимися ударами.

Стакатиссимо (итал. Ctaccatissimo – очень отрывисто) – штрих позволяет получить еще более легкие, “отскакивающие” ноты. Звучит очень коротко и четко.

Мартеле (франц. Martele - отчеканивая) – звучит отрывисто, коротко, очень акцентированно. Обозначается клинышками над нотами.

Стаккато акценто – еще более акцентированные короткие отрывистые, ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.

Заключение

Приемы игры и штрихи очень тесно взаимосвязаны и постоянно находятся во взаимодействии. Через прием игры и штрих исполнитель приближается к характеру произведения и к его содержанию.

Как уже было сказано выше существует проблема обозначения приемов игры, а также часто путаются штрихи с приемами исполнения.

Список литературы

1. В. Чунин. Школа игры на трехструнной домре. Москва. “Советский композитор”. 1990.

2. А.Александров. Школа игры на трехструнной домре. Москва. Му зыка. 1990.

3. Михеев. “Рассказы о русских народных инструментах”. Москва. 1990.

4. Русские народные инструменты. (история, теория, методика). Изд- во красноярского университета.

5. Н.Т.Лысенко. методика обучения игры на домре. Киев. 1990.

6. Вольская. Технология исполнения красочных приемов игры. Свердловск.1998.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей. Детская школа искусств г. Нерюнгри

РЕФЕРАТ

Тема: « Проблема обучения игре на домре. Штрихи и

колористические приемы.

Выполнила: преподаватель домры

Чулкова Лариса Георгиевна

г. Нерюнгри, 2014

Проблема обучения игре на домре.

Штрихи и колористические приемы

Полноценное развитие музыканта невозможно без комплексной методики, в основе которой лежит не только овладение необходимым ремеслом, но и мастерством в высоком смысле этого слова. Поэтому буквально с первых шагов обучения особое внимание уделяется развитию интонационного слуха ученика, достижения мышечной свободы, овладению артикуляции и динамикой, тембровым разнообразием звучания.

Сегодня, когда эстрадно-джазовая культура методом информационного «террора» вытесняет из музыкального быта любые элементы национального искусства, особенно важно понимать значение народной музыки и ее инструментария как носителей национальной культуры, их роль в нравственном воспитании личности.

Более того, в условиях современной экономики, складывающейся в нашей стране, концертирующим исполнителям на народных инструментах необходимо выдерживать конкуренцию с представителями академических специальностей. Для утверждения своих позиций в системе академических музыкальных инструментов музыкантам-народникам на первый план необходимо выдвигать культуру исполнительского мастерства, которая должна выступать как важнейший критерий профессионализма исполнителя.

Однако дальнейшему росту мастерства исполнителей на народных инструментах препятствует ряд не решенных теоретических и практических проблем. В полной мере эти проблемы свойственны и домровой педагогике. Задачи, стоящие перед современным домровым исполнительством, требуют безотлагательных мер. Необходимо привлечение всех ресурсов, разработанных в современной музыкальной педагогике.

Одной из первоочередных проблем в обучении игре на домре является ограниченность репертуара домриста. Перечень произведений, изучаемых в классе, весьма узок как в жанрово-стилевом, так и количественном отношении. Практически отсутствует репертуар, соответствующий современным потребностям концертного исполнительства и домровой педагогики. Достаточно остро ощущается недостаток учебного репертуара, особенно в колледжах и вузах. Многие произведения из домрового репертуара, ранее не доступные даже для учащихся среднего звена, в наши дни регулярно исполняются и входят в программы обучения в ДМШ. Между тем, общеизвестно, что именно репертуар, в котором отражено все богатство композиторских стилей, играет определяющую роль в профессиональном становлении любого музыканта-исполнителя.

Решением проблемы может явиться расширение учебного репертуара с учетом требований современного исполнительства. Существенную роль здесь может сыграть введение в учебно-педагогический репертуар переложений академической музыки. Разумеется, существует и опубликовано большое количество переложений произведений для домры, принадлежащих различным стилям и жанрам. Однако значительная часть из них в определенной степени устарела.

К произведениям, которые наиболее соответствуют выразительным возможностям домры и способствуют техническому развитию учащихся, следует отнести сочинения клавесинистов XVIII века. Прежде всего, это произведения Ф. Куперена, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакена, Д. Скарлатти.

Анализ существующей практики показывает, что многие педагоги по классу домры, особенно в ДМШ и, отчасти, колледже, недооценивают их роль в развитии учащегося. А, между тем, клавесинная музыка имеет ряд важных качеств, способных помочь в обучении домристов, расширении технических возможностей исполнителя, выдвигая при этом ряд новых художественно-исполнительских задач. Музыка клавесинистов в силу своей звуковой эстетики требует от исполнителя разнообразного туше и дифференцированного подхода к звукоизвлечению. Подбор адекватных для воссоздания необходимого звука приемов и штрихов способствует развитию исполнительской техники и расширению штриховой палитры исполнителя-домриста.

Благодаря схожему характеру звучания переложение музыки клавесинистов для домры представляется оправданным и в художественном отношении.1 У исполнителя появляется звуковой образец, на который можно ориентироваться2, что открывает прекрасные возможности для работы над качеством звука. Изложение материала, прозрачность фактуры требует от исполнителя особого внимания к каждому звуку. Иначе все дефекты звукоизвлечения нарушают звуковой образ музыкального произведения.

Произведения клавесинистов позволяют сфокусироваться на решении узкопрофессиональных задач: содействуют формированию двигательно-моторных навыков, совершенствованию техники домристов.

Несмотря на перечисленный ряд столь значимых качеств, пьесы клавесинистов довольно редко включаются в репертуар домристов. Одна из причин заключается в отсутствии опубликованных переложений. Конечно, существуют авторские переложения, которые педагоги осуществляют самостоятельно, но они чаще всего так и не выходят за пределы класса. В основном, педагоги-домристы, составляя репертуарный план, используют в обучении лишь апробированные в домровом исполнительстве произведения.

Миниатюрность форм, характерная для музыки композиторов XVIII века, позволяет вводить эти пьесы в учебный план на разных ступенях обучения. В основном это колледжи и вузы, разумеется, возможно, включение пьес в репертуар успешно развивающихся учащихся детских музыкальных школ. Другой областью расширения репертуара является современная музыка, написанная специально для домры (так называемый «оригинальный репертуар»). Сочинения таких композиторов как С. Губайдулина, Е. Подгайц, В. Пожидаев, К. Волков, В. Беляев, Г. Зайцев значительно обогащают репертуар современного домриста.
Их музыка позволяет ярче раскрыть выразительные (художественные и технические), возможности домры, способствует выявлению ее концертных качеств. Современная музыка, с её нетрадиционным музыкальным языком и усложненными техническими задачами, пополняет репертуарный «багаж» домриста и стимулирует его профессиональный рост.

Не менее важной для повышения уровня профессионального обучения домристов является и проблема несоответствия технической подготовки запросам современного исполнительства, отсутствия методически выверенной системы технического воспитания. Усложнившийся репертуар, возросшие скоростные «режимы» его подготовки требуют от домриста высокого мастерства, которого трудно достичь без пересмотра существующих и внедрения новых технологий. В этой системе одним из центральных элементов является выработка эргономичных (целесообразных и экономичных) исполнительских движений, которые наилучшим образом позволят сформировать исполнительский аппарат.

В современной домровой педагогике этому вопросу не уделяется достаточное внимание. Как показывает практика, характерные технологические ошибки служат серьезным препятствием в развитии домриста.

Сформулируем основные правила, содействующие эффективному формированию эргономичных игровых движений.
Для левой руки это, прежде всего, уменьшение амплитуды поднятия пальцев со струны до возможного минимума. Пальцы следует готовить заранее, до момента их непосредственного нажатия. Нужен постоянный контроль и фиксация игровых движений на соответствующих упражнениях, с последующим переносом приобретенных навыков на музыкальный материал.
Эффективное формирование исполнительской техники домриста обеспечивается не только организацией целесообразных движений пальцев левой руки, но и согласованной работой всех ее частей. Отлаженные движения кисти, предплечья и пальцев левой руки помогают преодолеть трудности, возникающие из-за ширины мензуры инструмента, содействуют оперативному скольжению руки по грифу инструмента, точному попаданию на нужные ноты при скачках.

По сравнению с прошлым веком в домровом исполнительстве наметились новые черты - это яркое масштабное звучание, требующее особой культуры звука, тембровое и штриховое разнообразие. Для достижения данных качеств в домровой педагогике необходимы особые подходы к техническому развитию, основанные на введении новых технических средств, расширяющих исполнительские возможности домриста и полноценно раскрывающих сонорные (технические и выразительные) возможности инструмента. Здесь надо обратить внимание на следующее.

Исполнение любого вида туше (бросок, нажим) необходимо осуществлять «с опорой на струну» («игра в струну»). Этот подход к звукоизвлечению в несколько иной форме встречается в фортепианной («при игре погружаться до дна»), вокальной педагогике («звуковая опора», «петь в маску»). Игра «с опорой на струну» позволяет преодолеть технические дефекты («невызвученность» нот, промахи), значительно расширяет динамические возможности исполнителя, содействуя обретению полноценного концертного звука. Описываемая техника звукоизвлечения стимулирует мышечный тонус, активизирует работу игрового аппарата и, что не менее важно, слухового внимания учащегося, получая, как результат, уверенность в игровых движениях, техническую точность, лучшее усвоение и закрепление в сознании и в ощущениях музыкального материала.
Для раскрытия концертного звукового потенциала домры, необходимо использование всех частей руки при звукоизвлечения, их взаимодействия друг с другом.

Применение различных вариантов игровых движений правой руки способствует расширению динамической амплитуды и звуковой палитры исполнителя, позволяя выявлять звуковой образ соответствующий художественному замыслу самых различных по стилю и характеру произведений как традиционного, так и современного домрового репертуара.

Исполнителям-домристам и их педагогам при решении вопросов интерпретации, воплощения образа музыкального произведения важно помнить следующее правило: от характера игрового движения зависит и характер звучания, тот звуковой результат, который образуется от произведенного действия. Ограничивая исполнительские действия, мы получаем ограниченный набор исполнительских средств.

Не полностью решенной проблемой в обучении домриста представляется создание такой системы межпредметных связей, при которой дисциплины, сопутствующие специальности, подпитывали бы домриста теми знаниями и тем музыкальным материалом, которых не хватает ему в овладении современным репертуаром. Особое значение здесь имеют учебные дисциплины, в первую очередь связанные с исполнительской деятельностью. В этом ряду необходимо отдельно выделить ансамблевое музицирование.

Как известно, ансамблевая игра формирует музыкальное мышление, способствует творческой инициативе, самостоятельности, обогащает слуховой и исполнительский опыт; содействует более интенсивному развитию музыкальных способностей: слуха, памяти, метроритмического чувства. «Самоуправление» при ансамблевой игре активизирует слух, воспитывает умение слушать себя и других, и развивает инициативные, волевые качества ансамблистов.

Наиболее распространен в учебных заведениях дуэт, так как он удобен с точки зрения организации процесса обучения, концертных выступлений и подбора репертуара. Более значимыми в воспитании домриста являются трио, квартет, квинтет. Очевидно, чем шире состав, тем больше исполнительских задач можно решать в его рамках. Достижение единства приемов и штрихов, баланса между партиями и синхронности исполнения, решение проблем метроритмической организации исполнения в целом способствует успешному овладению навыками ансамблевой игры.

Ансамблевое музицирование представляет собой форму деятельности, открывающую самые прекрасные возможности для широкого ознакомления с музыкальной литературой различных художественных стилей. И здесь репертуар выступает регулятором качества, результативности процесса обучения и профессионального становления музыканта. Благодаря большим звуковым, тесситурным, тембральным и колористическим возможностям инструментов, входящих в его состав, ансамбль может значительно расширить репертуарный «багаж» домриста.

Важно отметить, что развитие домриста значительно интенсифицируется, если рассматривать его роль в ансамбле не только как исполнителя задач, поставленных педагогом, но и как активного участника исполнительского процесса. Следует практиковать подключение ансамблистов к решению репертуарных задач, предлагая выполнить им самим инструментовку и переложение произведений, не входивших ранее в репертуар коллектива. Поскольку для создания качественных переложений необходимо использовать сведения из различных областей музыкальной науки, то, в этой связи, ансамбль выступает своеобразным «полигоном», где могут применяться знания, полученные по другим специальным и общепрофессиональным дисциплинам: инструментовке, дирижированию, фортепиано, предметам музыкально-теоретического цикла и т.п.

Именно ансамблевое музицирование может выступить в области обучения игре на народных инструментах той специфической дисциплиной, которая позволит в значительной мере преодолеть многие проблемы в процессе профессионального становления домриста.

Таким образом, в решении проблем домровой педагогики необходимо использовать музыкально-педагогический опыт, в том числе накопленный в классах других исполнительских специальностей, опираться на сложившиеся традиции в сфере обучения игре на домре, а также учитывать современные тенденции исполнительства.

Реализация данных задач позволит интенсифицировать профессиональный рост исполнителей-домристов и будет содействовать дальнейшему прогрессу домрового исполнительства и педагогики.

ШТРИХИ НА ДОМРЕ

Для выявления музыкальной образности, содержания и характера произведения необходимо выбрать краски, чтобы добиться выразительного звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т.д. Выявить красочный звуковой план произведения помогают штрихи.

Штрих (нем. Strich – линия, черта) – это способ, характер ведения звука и его окраски. Он способствует выявлению фразировки, ее кульминации, динамической насыщенности, ритмической стройности, более полному раскрытию глубины смыслового значения музыкального произведения.
Штрихи делятся на продолжительные, короткие, отдельные, связные, отрывистые тяжеловесные и легкие отскакивающие.

Владение разнообразными способами звукоизвлечения и приемами игры на домре, использование разных штрихов и их сочетаний – основа выразительного исполнения. Основные типы штрихов определились в практике игры на струнных смычковых инструментах (прежде всего на скрипке), а их принципы и названия в дальнейшем были перенесены на другие виды исполнительства.

В музыкальной практике распространены три вида штрихов: легато, нонлегато, легатиссимо.

Легатиссимо (итал. Legatissimo) – очень связно, выдержанно, мягко, певуче, исполняется более активным тремоло, что придает эмоциональную окраску звуку (большую задушевность, певучесть, внутреннюю насыщенность чувств).

Легато (итал. legato) – связно, выдержанно, певуче, мягко. Исполняется тремоло, беспрерывно, как бы на одном дыхании.

Портето (итал. portata) – применяется при исполнении маркированных нот, объединенных лигой. Звучит связно, выдержанно, слегка подчеркнуто. Исполняется на тремоло.

Легато леджиеро (итал. Legato leggiero) – звучит связно, выдержанно, легко. Исполняется ударами вниз, вверх, но пальцы левой руки додерживают длительность каждой ноты на ладах.

Легато акценто (итал. Legato accento) – звучит связно, выдержанно, акцентировано. Исполняется на тремоло, при этом каждая нота берется с замахом.

Легато акцентиссимо (итал. Legato accentissimo) – связно, выдержанно, очень акцентировано. Исполняется на тремоло, с большим замахом.

Нонлегато (итал.- nonlegato - раздельно) – штрих, при котором каждый звук должен быть слышим отдельно при игре беспрерывным тремоло. Нонлегато обозначается черточкой над или под нотой, но при этом они объединены общей лигой. Группе нот, исполняемых нонлегато, помогает усилить или ослабить напряжение в мелодии, при этом данный штрих подчиняется общим динамическим задачам и характеру музыки. Таким образом, в групповом плане сохраняется ощущение легато.

Тенуто (итал. tenuto) – выдержанно. играется тремоло на каждую ноту, но отличается тем, сто при этом штрихе предельно полно выдерживается длительность, ровно по силе звучания (без подчеркивания начала). Ощущается как бы “дыхание” (перерыв перед следующим звуком). Обозначается черточкой над или под нотой, лил словом tenuto (сокращенно ten).

Деташе (франц. d etacher - отделять) – каждый звук исполняется отдельно ударом или тремоло. При исполнении штриха деташе пальцы левой руки выдерживают на ладах полностью длительность ноты (в этом отличительная особенность игры штриха деташе от стаккато).обозначается черточкой под или над нотами.

Маркато (итал. m arcato - выделяя). Звучит раздельно, укорочено, акцентировано. Исполняется на тремоло, ударами вниз, вниз – вверх.

Стаккато (итал. s taccato - отрывисто) – штрих применяется для извлечения коротких отрывистых звуков. В отличие от деташе, при исполнении стаккато пальцы левой руки после извлечения звука ослабляют нажим на струну или слегка прикасаются к звучащей открытой струне.
Стаккато обозначается точками над или под нотами или словам staccato. Он исполняется ударами вниз и реже – вверх, а в более подвижных темпах – чередующимися ударами.

Стакатиссимо (итал. c taccatissimo – очень отрывисто) – штрих позволяет получить еще более легкие, “отскакивающие” ноты. Звучит очень коротко и четко.

Мартеле (франц. m artele - отчеканивая) – звучит отрывисто, коротко, очень акцентировано. Обозначается клинышками над нотами.

Стаккато акценто – еще более акцентированные короткие отрывистые, ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.
ПРИЕМЫ ИГРЫ НА ДОМРЕ

Русский народный инструмент – домра в последние годы все более утверждается на концертной эстраде как сольный инструмент с богатыми техническими и выразительными возможностями, имеющий свое тембровое – колористическое лицо.

Колористические или иными словами красочные приемы – это особые способы извлечения звука специфического по колориту и тембровой выразительности.

Все разнообразие красочных и игровых приемов можно объединить исходя из общего звукового эффекта в несколько основных групп.

    Флажолеты.

    Пиццикато.

    Вибрато.

    Глиссандо.

    Эффекты тембра.

    Шумовые эффекты

Рассмотрим возможные варианты исполнения обозначения в нотах и оттенки звучания красочных игровых приемов.

ФЛАЖОЛЕТ

Флажолет – это звук особого тембра, получаемый легким прикосновением пальца к струне в местах ее деления на 2,3,4 части. В каждой точке деления извлекается таким способом один из обертонов определенного звука – основного тона. Если основным тоном является открытая струна, то прикосновением пальца в точках деления получается ряд натуральных флажолетов.

Флажолеты носят название октавных, квинтовых, квартовые и тд. Так как при обыкновенном нажатии а не легком прикосновении пальца, мы получаем звук октавы, квинты, кварты и тд. выше основного тона.

Натуральные флажолеты извлекаются двумя способами:

Подушкой любого из пальцев левой руки легко прикасаемся к струне над пятым, седьмым, двенадцатым, девятнадцатым, двадцать четвертым ладом; одновременно извлекаем флажолет ударом медиатора по струне; после извлечения флажолета подушечку тот час же отрываем от лада.

Извлекаем флажолеты только правой рукой; подушечка среднего пальца прикладывается к струне с противоположной стороны. Одновременно с прикосновение среднего пальца извлекается флажолет ударом медиатора по струне.

Кроме натуральных флажолетов в игре пользуются искусственными флажолетами которые получаются от укороченной (прижатой пальцем) струны. Обозначаются фланелеты так:

Обычная нота указывает место нажатия струны пальцем левой руки, ромбовидная нота – место прикосновения к струне среднего пальца правой руки. Исполняются флажолеты одним способом аналогично второму способу извлечения натуральных флажолетов пальцем правой руки. Пальцем левой руки зажимаем лад соответствующий указанной ноте. Флажолет на домре звучат ярко, звонко, подобно звуку челесты или ксилофона.

ПИЦЦИКАТО

Пиццикато – прием извлечения звука щипком на струнном музыкальном инструменте. Пиццикато на домре –игра пальцем, а не медиатором.

Наиболее распространенный доступный прием-пиццикато большим пальцем правой руки. Обозначается pizz. б.п. Сложность в освоении приема состоит в быстром освобождении большого пальца от медиатора для игры и быстром возвращении медиатора в прежнее положение. При этом медиатор можно захватить первыми фалангами указательного и среднего пальцев правой руки или медиатор можно прятать в ладонь или медиатор можно прикрепить специальной резиночной к указательному пальцу правой руки; в этом случае большой палец всегда свободен для игры пиццикато.

Аккорды пиццикато большим пальцем звучат несколько арпеджированно.

Пиццикато средним пальцем pizz. ср. п. – который защипывает струну вверх при исполнении одинарных нот, в обе стороны при исполнении аккордов. Используется прием в случае, когда для освобождения большого пальца от медиатора нет времени и исполнить пиццикато всего несколько нот.

Пиццикато указательным пальцем pizz. ук.п. – который защипывает струну вверх: медиатор при игре указательным пальцем «прячется» в ладонь и поддерживается безымянным и средним пальцами правой руки. Исполнение аккордов пиццикато указательным палацем подражает балалаечному приему «бряцание».

Можно чередовать при исполнении аккордов большой и указательный пальцы.

Пиццикато – дробь (др.) – последовательное скольжение полусогнутых пальцев (начиная с мизинца по всем струнам).

Прямая дробь – движение вниз.

Обратная дробь – движение вверх.

Прямая дробь подразделяется на большую и малую: в исполнении малой участвуют четыре пальца, кроме большого; большая дробь завершается ударом большого пальца. Используется дробь для акцентирования.

Двойное пиццикато – одновременный щипок двух пальцев: большого вниз и указательного или среднего вверх.

Пиццикато пальцами левой руки или «срывы» (сдерживание) – прием который характерен для нисходящий последовательностей.

В восходящих последовательностях, в двух или более нот при ударе первой ноты медиатором, последующие ноты можно исполнять бросками пальцев левой руки на лады. Этот прием называется гитарное легато, обозначается знаком «Х» над нотой.

ВИБРАТО

Вибрато – (итальянское vibrato – вибрация) – прием исполнения, заключающийся в колебании пальца левой руки на струне.

Вибрато на домре не является основным исполнительским приемом, а используется редко, только для придания окраски звуку. Это связано с быстрым угасанием колебания струны, чем вызывает быстрое падение уровня звука, так как на домре натяжение струн сильнее, нежели чем на других струнных инструментах.

Вибрато можно исполнять по разному.

Покачивание струны из стороны в сторону пальцем левой руки.

За счет покачивания грифа кистью и предплечьем левой руки при плотном нажатии пальцев левой руки. Амплитуда вибрации небольшая. Данный способ вибрации употребляется при исполнении аккордов пиццикато или медиатором.

Балалаечный прием – вибрато правой руки за подставкой. Пользоваться им нужно крайне осторожно, так как дека на домре тоньше, чем на балалайке и можно повредить инструмент.

Вибрация открытой струны достигается путем нажатия указательным пальцем правой руки на звучащую струну выше верхнего порожка. Большой палей при этом противостоит силе указательного пальца.

ГЛИССАНДО

Глиссандо (фр. Gliss – скользить) скольжение пальцем от одной ноты к другой в восходящем или нисходящем направлении. Этот эффектный колористический прием, который не следует путать с портаменто – выразительным глиссандо в кантилене.

На всем протяжении скольжения глиссандо выполняется плотно прижатыми к струне пальцами. Частота тремолирования не уменьшается, а наоборот увеличивается.

Глиссандо правой рукой – арпеджио – равномерное скольжение медиатора вверх и вниз по двум, трем, четырем струнам.

ИГРА НА ГРИФЕ И У ПОДСТАВКИ

Звук, извлекаемый в различных точках струны, имеет различную тембральную окраску. Наиболее яркий контраст тембров проявляется при игре на грифе и у подставки.

Обозначение приемов:

У подставки – sul ponticello.

На грифе – ord.

Приемы звучат очень эффектно, в зависимости от характера исполняемого произведения могут вызывать различные ассоциации, что дает пищу для развития воображения ученика, так же способствуют развитию слуха, именно тембрального.

ШУМОВЫЕ ЭФФЕКТЫ

Шумовые эффекты не имеют определенной высоты звучания, подчеркивают ритмический рисунок данного отрывка пьесы, подражая ударным инструментам.

Здесь нужна особая сноровка в выполнении этого приема, для того, чтобы точно попасть на струны за подставкой.

Основное условие: точка опоры предплечья на обечайки домры снимается, рука смело движется вдоль струны. Выполняя движение по кругу или полукругу без дополнительного холостого замаха медиатора.

Игра на щитке – играть медиатором по щитку домры – в соответствии с указанным ритмом.

Игра по зажатым струнам или боковой стороной медиатора по струнам.

Эффект шума ветра, волн – домру приподымаем руками, разворачиваем к себе так, что бы дека находилась параллельно полу (корпус внизу). Начинаем дуть в голосник, ищем наилучшую точку резонирования для получения более насыщенного и сильного звука.

Произведения известных исполнителей А. Цыганкова, Б. Михеева, Т. Вольской стали богатым источником технического арсенала домриста.

Результаты всероссийских и международных конкурсов исполнителей на русских народных инструментах показали, что работа над колористическими приемами игры должна стать составной частью работы над техникой. Это значительно обогатит палитру выразительных средств домриста, и пробудят его интерес к дальнейшим творческим поискам в области красок на домре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приемы игры и штрихи очень тесно взаимосвязаны и постоянно находятся во взаимодействии. Через прием игры и штрих исполнитель приближается к характеру произведения и к его содержанию. Как уже было сказано выше, существует проблема обозначения приемов игры, а также часто путаются штрихи с приемами исполнения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Александров А. Школа игры на трехструнной домре. Москва. Музыка. 1990.

    Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. М., 2007.

    Вольская Т. Технология исполнения красочных приемов игры. Свердловск.1998.

    Гареева И.«Ступени мастерства домриста»
    Имханицкий М.И. О сущности народных инструментов // Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики./ Межвузовский сборник статей./ Сост. Сапожников П., отв. ред. Имханицкий М., общ. ред. Берлянчик М. Тольятти, 2002.

    Копчевский Н.А. Клавирная музыка: Вопросы исполнения. М., Музыка, 1986.

    Круглов В.П. Искусство игры на домре. М., 2001.

    Лукин С.Ф. Уроки мастерства домриста. В семи частях. Иваново, 2008.

    Лысенко Н. Методика обучения игры на домре. Киев. 1990
    Методическая программа для домры и балалайки

    Михеев З. Рассказы о русских народных инструментах. Москва. 1990

    Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. Москва. “Советский композитор”. 1990.

    Русские народные инструменты. (история, теория, методика).