Мученик Христофор - самый необычный святой в христианстве (21 фото). Иконография в православии

Святых в православии немало. Многие из них покровительствуют морякам, военным, летчикам, ученым, студентам и школьникам, земледельцам, врачам, государственным деятелям, предпринимателям и людям других профессий. Не знаете, какую икону подарить родным и близким? Мечтаете, чтобы Святой защищал, оберегал и помогал в той или иной сфере деятельности? Читайте нашу статью и выбирайте наиболее подходящий образ!

Иконопись в христианстве имеет очень широкий масштаб, разнообразие образов поражает своим величием, а домашние иконостасы богаты множеством икон - именных, венчальных, свадебных и даже связанных с профессией, образом жизни и сферой деятельности человека.

Как правило, верующие люди стремятся собрать в своем доме все благоприятствующие им образы, а поскольку профессиональная деятельность занимает важную часть в нашей жизни, иконы, связанные с той или иной сферой, становятся не менее важными, а может даже обязательными для приобретения и хранения в домашнем молитвенном уголке .

В этой статье мы рассмотрим значения икон, узнаем имена Святых, способных помочь в достижении успехов и направить на верный путь в различных сферах деятельности.

Иконы, помогающие морякам и путешественникам:

Любителям дальних странствий и бескрайних морских просторов помогают апостол Андрей Первозванный и Николай Чудотворец. Андрей Первозванный - первый призванный апостол Иисуса Христа. Покровителем мореходов он стал, благодаря «Золотой легенде». Она гласит, что он воскресил 40 затонувших во время шторма человек, державших путь к нему ради учения вере. Кроме того, в легенде описан и другой случай, когда Апостол молитвой успокоил бушующее море.

Николай Чудотворец также не один раз спасал затонувших моряков, поэтому к нему часто обращаются представители этой профессии с просьбой избежать потопления или кораблекрушения во время путешествия. Вообще образ Святого Николая считается одним из самых значимых в православии, одно время его даже ставили третьим по значимости после Иисуса и Богородицы. А в Америке он и вовсе является прообразом Санта Клауса, творящего чудеса.

Кроме того к Николаю обращаются одинокие девушки при поиске суженого, молодые мамы - для защиты детей, невинно осужденные - за восстановлением справедливости.

Новобранцам рекомендуют дарить икону Князя Олега Брянского . В юности этот Святой часто ходил в военные походы, но впоследствии оставил военное дело. Утверждают, что икона помогает как новоиспеченным солдатам, так и профессиональным военным.

В дореволюционной России военнослужащие признавали своим покровителем архангела Михаила.

Главным же покровителем сухопутных войск и военнослужащих на сегодняшний день остается Георгий Победоносец. Этот Святой еще при жизни прославился как талантливый военный, не раз проявлявший отвагу и удивлявший своими ратными подвигами.

Иконы для работников органов власти:

Икона Георгия Победоносца считается покровительницей не только военных, но и депутатов, а также других работников органов власти. Мощам этого Великомученика поклоняются с просьбой защитить от сглаза, порчи и вражеских козней. Связано это с тем, что Святой Георгий, являясь смелым воином, самоотверженно защищал народ от несправедливых решений властвующих господ.

Образы, помогающие студентам, школьникам и преподавателям:

Кроме вышеперечисленных святых, стоит отметить, что студентам и школьникам помогает Сергий Радонежский . Известно, что в детстве этот Святой не мог овладеть грамотой. Но однажды свершилось чудо, к мальчику явился Ангел в образе старца и в тот же день мальчик смог прочесть строки из Евангелие. А в дальнейшем ему легко давались и многие другие науки.

С подобными сложностями сталкивался и маленький Иоанн Кронштадтский , которому молитвы Господу помогли освоить грамоту и окончить семинарию. К этому Святому также можно обращаться о помощи в учебе.

Еще одна Святая, откликающаяся на подобные молитвы - это Матрона Московская . Утверждается, что она не раз помогала людям, испытывающим сложности в образовании или науке.

Также об успехах в учебе и помощи на экзаменах молятся перед образами Богородицы (есть иконы, которые так и называются «Воспитание», «Ключ разумения» и «Прибавление ума»).

И наконец, всем известно, что покровительницей студентов является Святая Татьяна . Храм Московского университета, являвшегося образцовым учебным заведением, был освящён в честь этой мученицы в день её памяти, и с тех пор Святая Татьяна стала покровительницей студенчества.

При этом преподавателям покровительствуют Святые Кирилл и Мефодий. А научным работникам - Ярослав Мудрый.

Конечно, это далеко еще не все защитники и помощники. В каждой сфере деятельности есть свой покровитель. Например, дипломатам и почтовым работникам помогает архангел Гавриил, писателям и журналистам - Иоанн Богослов, художникам и иконописцам - Святой Лука, певцам и вокалистам - Святой Роман, а врачам - Пантелеймон Целитель. Каждая из этих икон достойна занять своё место в домашнем «красном углу» верующего человека На нашем сайте вы можете купить иконы из дерева в подарок , либо для себя, а также заказать их изготовление по индивидуальному заказу.

Он был совсем-совсем сумасшедший, этот парень из коммуналки. Разговаривал сам с собой на разные голоса, ночью вскакивал мыть полы, громко двигая мебель. Но самое ужасное, что с внутренним голосом он спорил на тему, опасны мы, его гости, или нет.

Мы попали к нему совершенно случайно - искали, где переночевать, и одна герла, знакомая еще по Арбату (и чего их, в смысле тогда еще нас, тянуло в Питер зимой?), посоветовала вписаться к нему.

«Он добрый очень, – объяснила она, – только покушать привезите. Бедно у него».

Мы купили килограмм пшена и две банки тушенки. На большее денег не хватило.

Лысый, с очень красивым черепом, невысокий, крепкий, он работал натурщиком и жил в огромной комнате в жуткой коммуналке. В одной из комнат было разбитое окно, поэтому холод стоял страшный, хотя все двери в квартире были закрыты и даже заперты. На веселый флэт из прошлой ночи, где мы до пяти утра орали под гитару, стучали в тамтамы, травили байки и пили дешевый портвейн - не ради пьянства, а в качестве антуража, из бутылки, чтобы не испугаться (из прозрачных стаканов потреблять пойло неопределенно-ржавого цвета было невозможно), – это старое здание, давящее, высасывающее жизнь, ассоциировавшееся с , было совершенно не похоже.

Девушка представила нас хозяину, перекинулась с ним парой слов и умчалась по делам. А он покормил нас, выделил свою кровать, постелил себе на раскладном кресле… и начал бредить. И мне стало страшно.

Спутнице же моей страшно не было, и она быстро заснула. Я заснуть не могла. Я слушала этот кошмар («Ты как думаешь, им доверять можно? – Сомневаюсь. – Да ладно, тушенки принесли… – Ну и что, что тушенки. Сходи поработай, все поймешь. – Да, пожалуй полы надо помыть»), и ужас меня охватывал все более и более тяжелый и липкий, как будто проваливаешься в бочку с мазутом. А если он сейчас помоет полы, возьмет топор (Питер же) и нас зарубит?

Он мыл пол, возвращался, ложился и бредил все страшнее. И тогда я начала молиться. Молилась я, зажмурившись, спрятав голову под одеяло, молилась , потому что утром мы собирались в Никольский морской собор, молилась изо всех сил. Я тогда ничего не понимала в молитве. У меня были бубенчики на шапке, цветастые юбки, фенечки на руках, битлы в плеере и ветер в голове. Но я хотела выйти живой из этой чудовищной квартиры, от этого ненормального хозяина, который, по словам знакомой нашей, такой хороший человек, но…

Что «но» – я не знала. Я была знакома с людьми, допившимися или докурившимися до галлюцинаций и бреда, но наш хозяин явно не курил и не пил. Что делать с человеком, отравившимся алкоголем, я знала - дать еще рюмку ледяной водки и загнать спать. Что делать с человеком, отравившимся канабисом, я тоже знала - дать много крепкого сладкого чая, посидеть рядом, пока отпускает, и тоже загнать спать. Но что делать с сумасшедшим? Настоящим, тяжелым сумасшедшим, место которого - в психиатрической больнице?

Неформальная среда конца 90-х располагала к культивированию в себе странностей. Мальчики и девочки (ладно мальчики и девочки - люди в возрасте вплоть до сорока и даже выше) очень любили говорить друг другу с загадкой на лице: «А мне психиатр прописал… а мне только психотерапию… А я пошла к ». Но то, что я наблюдала в ту ночь, не выглядело веселой странностью. Это выглядело безумием. Именно такие спят в гробах и ходят без одежды. И я, которая за сутки до этого скептически несла высокопарную чушь: “Ну, в принципе, я православная - вон и крестик ношу. Но очень близка к буддизму. Все-таки христианский антропоморфизм и антропоцентризм - так скучно! Полагаю, Иисуса неверно поняли, они с Буддой бы отлично договорились”, – стала молиться святителю Николаю, и это было так антропоморфно и антропоцентрично, и про несчастного Будду я не вспоминала. Я представляла себе бело-голубую красоту Никольского собора и шептала: «Пожалуйста! Ну пожалуйста! У тебя там так хорошо! Помоги!»

И, знаете, помог. Вдруг хозяин оборвал своего внутреннего собеседника на полуслове: «Спать пора», – и заснул. А я почувствовала, что дрожу под одеялом уже не от страха, а от холода. И, утешенная этим, тоже заснула.

Проснулась как по будильнику в пол-седьмого утра. Толкнула свою попутчицу: «Побежали на службу!». Попутчица спала крепко и психов не боялась, поэтому ей я подробностей минувшей ночи рассказывать не стала, – и мы умылись, оставили на столе хозяина записку с благодарностью и, отперев дверь висящим на гвозде ключом, убежали в Никольский собор, благо недалеко.

Храм появлялся миражом в морозной пустыне, но не исчезал, а, напротив, с каждым нашим шагом уплотнялся, разгонял страхи и, казалось, сам святитель Николай прямо вот сейчас, выстраивал его во славу Бога, отвечая на мою наивную молитву.

Хода службы мы не знали, постояли в звенящем хором и вкусно пахнущем свечами покое храма меньше часа и пошли гулять по заиндевевшему городу, мурлыча себе под нос бесконечного : «Если бы я умел это, я бы нарисовал тебя, где зеленые деревья и золото на голубом».

В то далекое время православная молодежь не была особенно сознательной, и встретить воцерковленных юношей и девушек можно было в самых разных местах. Вечером мы сидели в маленьком клубе и радовались бессмертным «митькам» на маленькой сцене, когда к нам подошли двое молодых людей с вопросом:

– Девушки, можно к вам подсесть?

– Да вы не волнуйтесь, мы семинаристы.

«Врут, наверное», – подумала я. Но подсесть разрешили. Потом выяснилось, что музыкальные вкусы у нас примерно одинаковые, что мы, вроде как, тоже православные и что ну их этих митьков, пойдем лучше в гости к хорошему человеку, песни петь.

В гостях стало ясно, что, действительно, семинаристы. Хозяин был реставратором икон, тоже жил в коммуналке, но его комната была светлая, уютная, круглая, и всюду лежали, стояли и висели иконы. А огромный стол занимала старая, века XVIII, икона, над которой хозяин много лет с особенной любовью (чувствовалось) работал - конечно же, святителя Николая. И я мысленно поблагодарила святого за помощь.

…Мы грелись с мороза глинтвейном, хозяин показывал фотографии с где жил несколько месяцев и куда мечтал вернуться насовсем, на фотографиях был кто-то из известных старцев, но я по тогдашней невоцерковленности не запомнила, кто. Потом пели под гитару, потом заглянула соседка из соседней комнаты, из той же неформальной тусовки, присоединилась к пению и глинтвейну, а потом мы глянули на часы и помчались на вокзал. Ребята нас проводили, мы обменялись телефонами, но созвониться удалось только единожды. Потом, уже после своего реального воцерковления (в воображении я уже и тогда, с Буддой, считала себя воцерковленной) через общих знакомых узнала, что один из ребят - диакон, второй - музыкант… что с остальными участниками событий (кроме моей попутчицы) - не знаю.

Надеюсь, тот реставратор закончил работу над иконой и смог поехать на Афон.

Что же касается меня, то я, очевидно, получила духовную пользу - на собственном опыте убедилась, что святитель Николай - друг и покровитель путешествующих.

Ну и Никольский собор в Санкт-Петербурге - одно из любимейших мест.

Молиться о путешествующих могут как знакомые люди туристов, так и сами путешественники. Прежде всего необходимо обратиться в молитве о помощи в путешествие к Богу. В православных молитвословах есть молитва, которая так и «Молитва о путешествующих». Те, у кого нет молитвослова, могут обратиться к Богу собственными словами, испрашивая на путешествие.


В православной Церкви существует определенный о путешествующих. Он так и называется. В любом можно поминовение тех , которые собираются в путь. В молебных прошениях священнослужитель испрашивает помощи Божией путешественникам, просит Господа послать людям, отправляющимся в путь.


Существуют специальные перед иконами Божией Матери «Скоропослушница» и «Иверская». Пресвятая Богородица является главной заступницей за людей. Поэтому желающий отправиться в путь может обратитьс к Деве Марии.


Из святых, которые имеют особую благодать помогать людям в путешествии, выделяется святитель Николай Чудотворец. Можно молитву святому Николаю и заказать ему молебен в православном храме.


Кроме этого, желающим отправиться в путь можно помолиться и своему ангелу , который помогает человеку во время земной жизни во всех нуждах.


Совет 2: Какие молитвы можно читать, обращаясь к Ангелу-Хранителю

Ангелы-хранители… Одни люди верят в их существование, другие – отрицают саму возможность их бытия. Но практически каждый человек в тяжелую для него минуту старается обратиться к ним через специальные молитвы с надеждой, что ангелы-хранители обязательно помогут.

Краткая молитва Ангелу Хранителю для удачи

Эта короткая молитва ангелу-хранителю обязательно убережет вас в дороге. Ее вы можете говорить при начинании каких-либо дел. Звучит же она так: «Ангел мой, идем, пожалуйста, со мной. Ты впереди, я – за тобой». Или можно еще так: «Ангел Божий, святой мой хранитель, данный мне от Бога с небес на сохранение, усердно молю тебя: просвети ты меня ныне, сохрани от всякого зла, наставь к доброму делу и направь на путь спасения».

Молитва-обряд для удачи в делах

Эту молитву ангелу-хранителю нужно читать, заранее подготовившись. Вечером следует в стеклянную посуду налить святой воды и поставить ее на окошко с открытой форточкой. Утром необходимо взять эту воду и выйти с ней либо на улицу, либо просто на балкон. Далее нужно встать так, чтобы над вами простилалось небо, трижды и прочитать шепотом на воду следующие слова:

«Святый Ангеле, хранитель моего тела и моей души. В молитве к тебе припадаю, крестным знамением себя осеняю. Все ты обо мне и моих путях. Прости меня и мои прегрешения. Не по злой воле я их совершил, по незнанию своему и по немощи. Молю я тебя о покаянии. Помоги мне в трудную минуту, не оставь в добрый час! Прошу тебя следуй за мной, куда бы я не шел. Пошли мне удачу и счастливый случай, отгони неудачи, чтобы они обошли меня стороной. Сохрани от бед всяких – больших и маленьких, чтобы жил я счастливо и Бога нашего Иисуса Христа прославлял в делах да молитвах своих, да только хорошее делал для близких моих. Пусть на все будет воля Господа, да свершится все во имя его! О сем молю тебя, Ангел Хранитель, и да будет так!».

После чего следует произнести «Аминь», трижды перекрестить воду, выпить немного жидкости и обрызгать ей себя и углы своего дома. Затем необходимо выйти за порог, половину воды плеснуть себе под ноги, а оставшуюся часть – вперед себя, на дорогу, идущую в том направлении, в котором вы обычно выходите из дома. Помните, что это очень сильная молитва Ангелу Хранителю. Она способна не только призвать удачу в вашу жизнь, но и помочь вам заручиться ангельским покровительством.

Молитва Ангелу Хранителю за ребенка

Данная молитва - обращение к Ангелу Хранителю с просьбой защитить ребенка от различных бед или дурного влияния других людей. Читается оно так: «Святый Ангеле, хранителю моих чад (имена детей), покрый их своим покровом от стрел , от глаз обольстителя их сердце в ангельской чистоте. Аминь».

При чтении молитв помните, что у каждого свой и обращаться нужно именно к нему. И еще самое лучшее обращение к высшей силе – то, которое исходит из самой глубины вашего сердца.

К молитве порой прибегают даже люди, не слишком верящие в Бога. Обычно это происходит в ситуации, когда человеку уже не на что надеяться. Но даже искренне верующие люди порой не знают, как надо молиться, с какими словами следует обращаться к Богу.

Инструкция

Молитва – это разговор человека с Богом. Разговор очень личный, поэтому молиться лучше в одиночестве, когда вас никто не видит. Это не исключает молитвы и в других местах, вы можете молиться (про себя, в уме) даже в общественном транспорте или шагая по людной улице. Тем не менее, для самой сокровенной молитвы нужны тишина и уединение.

Хорошо, если у вас есть икона, но это не обязательное условие. Разговор человека и Бога идет через сердце, поэтому нет ничего, что могло бы помешать этому общению – как и того, что могло бы существенно помочь. Молясь перед иконой, помните, что молитесь не ей, а тому, чей образ на ней запечатлен.

Для начала молитвы лучше всего выбрать поздний вечер. Вы одни в комнате, свет приглушен. Можете выключить его и зажечь свечу. Запомните главный момент: в разговоре с Богом важны не слова, а чувства. Бог понимает вас и без слов, поэтому не придавайте им слишком большого значения. Просто поведайте Ему о том, что вас тяготит.

Стоит ли читать хорошо известные молитвы или лучше использовать свои слова? Здесь нет однозначного ответа, можно использовать оба варианта. Главное, чтобы ваша молитва не была механической – старайтесь прочувствовать каждое слово, осознать его, осмыслить.

В разговоре с Богом будьте искренни. Недопустима никакая фальшь, ведь Бог и так знает о вас все. Не стремитесь искусственно возбудить в себе какие-то возвышенные молитвенные чувства, это неправильно. Если вы чувствуете, что ваша молитва суха и пуста, попросите Бога помочь вам научиться молиться, это самый лучший вариант.

Не гонитесь за многословностью. Самые простые слова, произнесенные с сердечным чувством, приблизят вас к Богу больше, чем самая пространная, но механически прочитанная молитва. Старайтесь чаще предстоять Богу в полной внутренней тишине, это самые ценные моменты – многие люди не могут ощутить Его присутствия именно из-за собственной многословности. Не случайно на пути молитвенного восхождения человека к Богу высшей является безмолвная молитва – когда человек безмолвно предстоит Ему всем своим существом.

Как надо молиться, вслух или про себя? Уместны оба варианта. Чувствуете потребность обратиться к Богу вслух, так и поступайте. Хотите молиться про себя, пусть будет так. Следует отметить, что монахи, практикующие Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)», сначала твердят ее вслух, позже про себя. Но даже на высших ступенях молитвенного подвига они не считают зазорным помолиться вслух. Поэтому просто слушайте себя и молитесь так, как вам больше нравится.

Достичь в молитве каких-то высоких состояний удается далеко не сразу. Более того, само стремление к необычным ощущениям является большой ошибкой. На пути молитвы существует множество ловушек, в них попадают те, кто не смог избавиться от гордыни, в ком отсутствует смирение. Для понимания возможных ошибок следует читать книги святых отцов. Например, «Аскетические опыты» Игнатия Брянчанинова, «Моя жизнь во Христе» Иоанна Кронштадского, «Слова подвижнические» Исаака Сирина.

Источники:

  • Моя жизнь во Христе, Св. Иоанн Кронштадский

Историки считают, что традиция почитать святых дошла к нам еще с древних времен - от языческих культов и культов предков. Церковники же, подчёркивают что, только за подвиги и истинную веру в Бога люди становятся святыми. У каждого человека есть свой защитник, в зависимости от даты рождения или имени крещения. А также каждой профессии покровительствует определенный святой. Существуют святые покровители путешественников , – которые защищают людей в дальних дорогах .

Святой Трифон

В православие честь покровительствовать охотникам отдана святому великомученику Трифону. Св. Трифон родился в 232 году в семье крестьян, в детстве он всегда помогал своим родным по хозяйству. Еще в юном возрасте у него появился дар исцеления - он мог излечить людей от недуг, а также обращал их веру к христианству.

За такие вещи его было отдано под суд, где он был поддан жестоким истязаниям, все же от своей веры он не отказался. Был казнен, но истинная вера в Бога и искренняя молитва привела к тому, что Господь забрал душу Трифона в Царство Небесное. Охота – одно из самых древнейших занятий человека, которое имеет свою историю. Сегодня к Святому Трифону обращаются люди, которые едут в путь с целью поохотиться. Он не только защитит от разных неприятностей, а также поможет получить хорошую добычу.

Святитель Николай в христианстве считается чудотворцем, а также святым покровителем всех путешественников. Он родился в аристократичной семье, но еще с самого рождения удивлял родителей своей верой в Бога. Подрастая, он все больше уходил в служение Богу - много времени проводил молясь.

После смерти своих родителей, все имущество, что осталось он раздал бедным. Но его помощь была анонимной, что бы люди не знали его имени и не благодарили его. Весь день Николай Чудотворец мог провести в церкви, а ночь он проводил в молитве. После смерти Иоанна - архиепископа Мирликийской церкви, он занял его место.

По просьбах путников Николай Чудотворец мог молитвой успокоить разбушевавшееся море. Святой Николай считается чудотворцем - молясь, он мог дать исцеление или даже воскрешение из мёртвых больному, успокаивал бури на море, а также мог заставить ветер нести корабль туда, куда нужно было святому.

Отправляясь в путь, можно помолиться и попросить хорошей дороги и у других святых. Можно обратиться к святым Иосифу, Антонию Падуанскому, Рафаэлю, Людовику, Меннасу, Юлиану. Защитит путешественника и Св. Серафим , только обращаться к нему стоит с чистым сердцем и без плохих задумок. Что бы быстро найти, где остановиться на ночь стоит попросить помощи у святой Гертруды Нивельской.

Он был совсем-совсем сумасшедший, этот парень из коммуналки. Разговаривал сам с собой на разные голоса, ночью вскакивал мыть полы, громко двигая мебель. Но самое ужасное, что с внутренним голосом он спорил на тему, опасны мы, его гости, или нет.

Мы попали к нему совершенно случайно - искали, где переночевать, и одна герла, знакомая еще по Арбату (и чего их, в смысле тогда еще нас, тянуло в Питер зимой?), посоветовала вписаться к нему.

«Он добрый очень, – объяснила она, – только покушать привезите. Бедно у него».

Мы купили килограмм пшена и две банки тушенки. На большее денег не хватило.

Лысый, с очень красивым черепом, невысокий, крепкий, он работал натурщиком и жил в огромной комнате в жуткой коммуналке. В одной из комнат было разбитое окно, поэтому холод стоял страшный, хотя все двери в квартире были закрыты и даже заперты. На веселый флэт из прошлой ночи, где мы до пяти утра орали под гитару, стучали в тамтамы, травили байки и пили дешевый портвейн - не ради пьянства, а в качестве антуража, из бутылки, чтобы не испугаться (из прозрачных стаканов потреблять пойло неопределенно-ржавого цвета было невозможно), – это старое здание, давящее, высасывающее жизнь, ассоциировавшееся с , было совершенно не похоже.

Девушка представила нас хозяину, перекинулась с ним парой слов и умчалась по делам. А он покормил нас, выделил свою кровать, постелил себе на раскладном кресле… и начал бредить. И мне стало страшно.

Спутнице же моей страшно не было, и она быстро заснула. Я заснуть не могла. Я слушала этот кошмар («Ты как думаешь, им доверять можно? – Сомневаюсь. – Да ладно, тушенки принесли… – Ну и что, что тушенки. Сходи поработай, все поймешь. – Да, пожалуй полы надо помыть»), и ужас меня охватывал все более и более тяжелый и липкий, как будто проваливаешься в бочку с мазутом. А если он сейчас помоет полы, возьмет топор (Питер же) и нас зарубит?

Он мыл пол, возвращался, ложился и бредил все страшнее. И тогда я начала молиться. Молилась я, зажмурившись, спрятав голову под одеяло, молилась , потому что утром мы собирались в Никольский морской собор, молилась изо всех сил. Я тогда ничего не понимала в молитве. У меня были бубенчики на шапке, цветастые юбки, фенечки на руках, битлы в плеере и ветер в голове. Но я хотела выйти живой из этой чудовищной квартиры, от этого ненормального хозяина, который, по словам знакомой нашей, такой хороший человек, но…

Что «но» – я не знала. Я была знакома с людьми, допившимися или докурившимися до галлюцинаций и бреда, но наш хозяин явно не курил и не пил. Что делать с человеком, отравившимся алкоголем, я знала - дать еще рюмку ледяной водки и загнать спать. Что делать с человеком, отравившимся канабисом, я тоже знала - дать много крепкого сладкого чая, посидеть рядом, пока отпускает, и тоже загнать спать. Но что делать с сумасшедшим? Настоящим, тяжелым сумасшедшим, место которого - в психиатрической больнице?

Неформальная среда конца 90-х располагала к культивированию в себе странностей. Мальчики и девочки (ладно мальчики и девочки - люди в возрасте вплоть до сорока и даже выше) очень любили говорить друг другу с загадкой на лице: «А мне психиатр прописал… а мне только психотерапию… А я пошла к ». Но то, что я наблюдала в ту ночь, не выглядело веселой странностью. Это выглядело безумием. Именно такие спят в гробах и ходят без одежды. И я, которая за сутки до этого скептически несла высокопарную чушь: “Ну, в принципе, я православная - вон и крестик ношу. Но очень близка к буддизму. Все-таки христианский антропоморфизм и антропоцентризм - так скучно! Полагаю, Иисуса неверно поняли, они с Буддой бы отлично договорились”, – стала молиться святителю Николаю, и это было так антропоморфно и антропоцентрично, и про несчастного Будду я не вспоминала. Я представляла себе бело-голубую красоту Никольского собора и шептала: «Пожалуйста! Ну пожалуйста! У тебя там так хорошо! Помоги!»

И, знаете, помог. Вдруг хозяин оборвал своего внутреннего собеседника на полуслове: «Спать пора», – и заснул. А я почувствовала, что дрожу под одеялом уже не от страха, а от холода. И, утешенная этим, тоже заснула.

Проснулась как по будильнику в пол-седьмого утра. Толкнула свою попутчицу: «Побежали на службу!». Попутчица спала крепко и психов не боялась, поэтому ей я подробностей минувшей ночи рассказывать не стала, – и мы умылись, оставили на столе хозяина записку с благодарностью и, отперев дверь висящим на гвозде ключом, убежали в Никольский собор, благо недалеко.

Храм появлялся миражом в морозной пустыне, но не исчезал, а, напротив, с каждым нашим шагом уплотнялся, разгонял страхи и, казалось, сам святитель Николай прямо вот сейчас, выстраивал его во славу Бога, отвечая на мою наивную молитву.

Хода службы мы не знали, постояли в звенящем хором и вкусно пахнущем свечами покое храма меньше часа и пошли гулять по заиндевевшему городу, мурлыча себе под нос бесконечного : «Если бы я умел это, я бы нарисовал тебя, где зеленые деревья и золото на голубом».

В то далекое время православная молодежь не была особенно сознательной, и встретить воцерковленных юношей и девушек можно было в самых разных местах. Вечером мы сидели в маленьком клубе и радовались бессмертным «митькам» на маленькой сцене, когда к нам подошли двое молодых людей с вопросом:

– Девушки, можно к вам подсесть?

– Да вы не волнуйтесь, мы семинаристы.

«Врут, наверное», – подумала я. Но подсесть разрешили. Потом выяснилось, что музыкальные вкусы у нас примерно одинаковые, что мы, вроде как, тоже православные и что ну их этих митьков, пойдем лучше в гости к хорошему человеку, песни петь.

В гостях стало ясно, что, действительно, семинаристы. Хозяин был реставратором икон, тоже жил в коммуналке, но его комната была светлая, уютная, круглая, и всюду лежали, стояли и висели иконы. А огромный стол занимала старая, века XVIII, икона, над которой хозяин много лет с особенной любовью (чувствовалось) работал - конечно же, святителя Николая. И я мысленно поблагодарила святого за помощь.

…Мы грелись с мороза глинтвейном, хозяин показывал фотографии с где жил несколько месяцев и куда мечтал вернуться насовсем, на фотографиях был кто-то из известных старцев, но я по тогдашней невоцерковленности не запомнила, кто. Потом пели под гитару, потом заглянула соседка из соседней комнаты, из той же неформальной тусовки, присоединилась к пению и глинтвейну, а потом мы глянули на часы и помчались на вокзал. Ребята нас проводили, мы обменялись телефонами, но созвониться удалось только единожды. Потом, уже после своего реального воцерковления (в воображении я уже и тогда, с Буддой, считала себя воцерковленной) через общих знакомых узнала, что один из ребят - диакон, второй - музыкант… что с остальными участниками событий (кроме моей попутчицы) - не знаю.

Надеюсь, тот реставратор закончил работу над иконой и смог поехать на Афон.

Что же касается меня, то я, очевидно, получила духовную пользу - на собственном опыте убедилась, что святитель Николай - друг и покровитель путешествующих.

Ну и Никольский собор в Санкт-Петербурге - одно из любимейших мест.