Михаил максимович - биография, фотографии. Михаил Максимович (1804)

Михаил Александрович Максимович

Максимович Михаил Александрович (3.09.1804-10.11.1873), малороссийский историк, филолог, фольклорист, поэт. Родился на хуторе Тымковщина на Полтавщине. Окончил Московский университет в 1823. Был ректором Киевского университета в 1834-1844 годов. Член-корреспондент Академии наук с 1871. Был близок с А. С. Пушкиным , находился в дружеских отношениях с Н. В. Гоголем , Т. Г. Шевченко , а также с И. И. Срезневским . Максимович уделял особое внимание истории Малороссии. Решительно выступил против норманской теории русской государственности. Одним из первых доказал близость языка «Слова о полку Игореве » к живому народному языку и связь его с устной народной поэзией. Максимович перевел «Слово» на великорусский и малороссийский языки. Писал стихотворения на русском и малороссийском языках. Издал 3 сборника малороссийских народных песен, дум («Малороссийские песни», 1827; «Украинские народные песни», 1834; «Сборник украинских песен», 1849), которые оказали воздействие на Пушкина, Гоголя, Шевченко, М. Шашкевича и др. Максимовичу принадлежит исследование «Дни и месяцы украинского селянина» (1856). До переезда в Малороссию Максимович выступал на страницах «Московского телеграфа», «Литературной газеты» и др. В 1830-34 издал в Москве 3 выпуска альманаха «Денница». Свой опыт издательской деятельности в Москве Максимович перенес в Малороссию, где выпустил 3 выпуска альманаха «Киевлянин» (1840-50) и 2 книги альманаха «Украинец» (1859-64), сыгравшие положительную роль в развитии журналистики.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

М. А. Максимович
Неизвестный художник. 1830-е годы

МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович (1804-1873). Фольклорист, этнограф, историк Украины, писатель, издатель альманах; «Денница» (1830, 1831, 1834), в котором сотрудничал Пушкин, издатель «Малороссийских песен», «Украинских народных песен» и «Сборника украинских песен», профессор ботаник! Московского университета, в 1834- 1835 годах ректор Киевского университета. Фольклористические исследования Максимовича сыграли значительную роль в науке. «Наступило, кажется, то время, когда познают истинную цену народности»,- писал Максимович в предисловии к «Малороссийским песням».

Пушкин познакомился с Максимовичем в конце 1826 года и постоянно встречался с ним, приезжая в Москву. Сближал их общий интерес к памятникам фольклора. Пушкин ценил ученые труды исследователя и так отозвался о нем в 1832 году: «Мы господина Максимовича давно считаем нашим литератором - он подарил нас малороссийскими песнями». Максимович содействовал историческим занятиям Пушкина, передал ему список ценнейшего памятника украинской историографии XVIII века - «Истории Руссов»; знакомил поэта со своими наблюдениями над «Словом о полку Игореве», дарил ему свои фольклорные и этнографические работы.

Как литературный критик Максимович поддерживал поэта в его борьбе с Булгариным и по выходе «Полтавы» (1829) выступил с критическим разбором поэмы и назвал ее «народной и исторической».

Со слов Максимовича были записаны его небольшие, но очень интересные воспоминания о Пушкине.

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 186-187.

Максимович Михаил Александрович (3.IX.1804 - 10.XI.1873) - украинский и русский ученый - ботаник, зоолог, философ, историк, фольклорист, член-корреспондент АН (с 1871 года). Из мелкопоместных дворян Полтавской губернии. Окончил в 1823 году Московский университет. С 1833 года - профессор ботаники. С 1834 года - профессор русской словесности, ректор Киевского университета. С 1845 года - в отставке. Был близким знакомым А. C. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, А. Мицкевича, Т. Г. Шевченко, Г. Ф. Квитки-Основьяненко, Е. П. Гребенки и др. Обладая энциклопедическими знаниями, Максимович написал около 300 научных работ по вопросам естествознания, отечественной истории, этнографии, языкознания. В естествознании был одним из основоположников отечественной ботаники и предшественников Ч. Дарвина.

В работах по истории Киевской Руси ("Откуда идет рус. земля", К., 1837; "О происхождении варяго-руссов", "Москвитянин", 1841, ч. 3; "История древней рус. словесности", К., 1839) Максимович подверг резкой критике антинаучные норманистские взгляды на происхождение Древнерусского государства. Исследуя историю Украины, выступал против теории об аристократическом происхождении казачества, указывая, что казачество сформировалось из народных низов. Максимович ошибочно считал, что украинский язык возник ранее русского, неправильно связывал происхождение Руси с прибалтийскими славянами. В ряде работ Максимович разоблачил захватническую политику польской шляхты, исследовал освободит. борьбу украинского народа против шляхетской Польши. Издал альманахи "Денница", (кн. 1-3, М., 1830-34), "Киевлянин" (кн. 1-3, К., 1840-50), "Украинец" (кн. 1-2, М., 1859-64), сборник "Малоросские песни" (М., 1827), "Украинские народные песни" (М., 1834), "Сборник украинских песен" (ч. 1, К., 1849) и др. Деятельность Максимовича высоко оценивали А. И. Герцен, Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко и другие деятели русской и украинской культуры.

С. П. Майборода. Киев.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Собр. соч., т. 1-3, К., 1876-80.

Литература: Марченко М. I., Украïнська iсторiографiя (з давнiх часiв до сер. XIX ст.), К., 1959, ч. 3; Острянин Д., Свiтогляд М. О. Максимовича, К., 1960.

Далее читайте:

Исторические лица Украины (биографический указатель).

Сочинения:

Собр. соч. Т. 1-3. Киев, 1876-80.

Литература:

Марченко М. I., Украïнська iсторiографiя (з давнiх часiв до сер. XIX ст.), К., 1959, ч. 3;

Острянин Д., Свiтогляд М. О. Максимовича, К., 1960.

, Полтавская губерния , Российская империя

Страна:

Российская империя

Альма-матер :

Михаи́л Алекса́ндрович Максимо́вич (3 (15) сентября - 10 (22) ноября ) - выдающийся разносторонний украинский ученый: историк, ботаник, этнограф, филолог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук , первый ректор Киевского университета . Его имя носит Научная библиотека Киевского университета .

Биография

Родился на хуторе Тымкивщина близ Золотоноши (ныне с. Богуславец Черкасской области).

В это время Михаил Александрович Максимович почувствовал упадок сил, тоску по родине и решился перейти в открывавшийся тогда Киевский университет . Назначенный его ректором, он был вынужден занять кафедру русской словесности по категорическому требованию министра гр. Уварова , который имел в виду политические соображения: желая создать русский университет на Украине, он считал как нельзя более подходящим для этого деятелем Максимовичем, который в своих актовых речах проводил именно идею народности.

Максимович написал множество исследований, рассеянных в различных повременных изданиях и уже после смерти его собранных (далеко не все) в 3-х объемистых томах.

До перехода в Киев он напечатал целый ряд работ по естественным наукам:

  • «О системах растительного царства»,
  • «Основания ботаники»,
  • «Главные основания зоологии»,
  • «Размышления о природе»,
  • «Книга Наума о великом Божием мире» -представляет собой первый опыт популярного издания для народа; до 1851 года она выдержала 6 изданий.

Главная особенность всех этих прекрасно изложенных трудов - стремление автора к систематизации, в духе тогдашней натурфилософии. М. А. Максимович много содействовал замене иностранной научной терминологии русской. Этнографией М. А. Максимович стал заниматься рано.

Изучение памятников народной словесности привело Максимовича к исследованию русского (в особенности южно-русского) языка и словесности. Вступительная лекция его и в Киевском университете была посвящена вопросу «О значении и происхождении слова». Плодом изучения его русской речи по сравнению с западно-славянской было «Критико-историческое исследование о русском языке»; сюда же нужно отнести его «Начатки русской филологии». Впоследствии, под влиянием оживления, внесенного в этот вопрос трудами И. И. Срезневского и П. А. Лавровского , Максимович снова вернулся к исследованиям об исторической судьбе русского языка и происхождении малорусского и выступил горячим защитником существования «южно-русского» (украинского) языка и противником мнений своего «северного» друга М. П. Погодина; так возник известный спор между «южанами» и «северянами» о древности украинского языка.

М. А. Максимович напечатал свои «Филологические письма к М. П. Погодину» в «Рус. беседе» за 1856 год и «Ответные письма к нему же» в «Рус. беседе» за 1857 год .

В области истории русской словесности Максимович интересовался, с одной стороны, древним периодом нашей словесности, в особенности «Словом о Полку Игореве », с другой - памятниками южно-русской письменности, которые изучал преимущественно с библиографической стороны.

Его труды в этой области:

  • «История древней русской словесности»,
  • «О народной исторической поэзии в Древней Руси»,
  • «Песнь о Полку Игореве»,
  • «К объяснению и истории Слова о Полку Игореве»,
  • «Книжная старина южно-русская»,
  • «О начале книгопечатания в Киеве»
  • и др.

Работы по истории древнерусской киевской и южно-русской словесности ввели его и в область древнерусской и украинской истории вообще. Здесь он занял ещё более видное место, чем в филологии: его по справедливости должно признать патриархом украинской историографии. Как украинский язык и словесность он выводил из древнерусского языка и словесности, так и украинскую историю он генетически связывал с древней киевской, а украинскую народность - с древними русичами. Этому последнему вопросу отчасти посвящена его статья «О мнимом запустении Украины в нашествие Батыево и населении ее новопришлым народом», основной вывод которой усвоен и развит более поздними историками Украины.

В своей работе «Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси» Максимович пишет:

Не очень давно было толкование о том, будто Киевская и вся западная Русь не называлась Россией до её присоединения к Руси восточной; будто и название Малой России или Малороссии придано Киевской Руси уже по соединении её с Русью Великой или Московской. Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западно-русских областях своенародные имена Русь, Русский начали заменять по греческому произношению их именами Россия, Российский? Ответ: с 90-х годов XVI века… Основанием такого ответа служат письменные акты того времени и книги, печатанные в разных областях Русских… Приведу свидетельства тех и других. Вот первая книга, напечатанная в Киеве, в типографии Печерской Лавры - «Часослов» 1617 года. В предисловии к ней иеродиакона Захария Копыстенского сказано: «Се, правоверный христианине и всяк благоверный читателю, от нарочитых мест в России Кийовских, сиречь Лавры Печерския»… Основательница Киевского Богоявленского братства Анна Гулевична Лозьина в своей записи о том 1615 года, говорит, что она учреждает его - «правоверным и благочестивым христианам народу Российского, в поветах воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского будучим…» Окружная грамота 1629 года, напечатанная в Киеве, начинается так: «Иов Борецкий, милостию Божией архиепископ Киевский и Галицкий в Всея России…».

Работы Максимовича по истории украинского казачества отличаются по преимуществу критическим характером. Таковы две обширные его рецензии (в сущности - самостоятельные исследования) на сочинения Н. И. Костомарова (о «Богдане Хмельницком ») и В. Б. Антоновича («Акты о казаках»).

Важное значение имеют его исследования «О гетмане Сагайдачном», «Обозрение городовых полков и сотен, бывших на Украине со времени Богдана Хмельницкого», «О Бубновской сотне», «О колиивщине» и множество других, более мелких; тут он является предшественником В. Б. Антоновича и А. М. Лазаревского в разработке истории Правобережной и Левобережной Украины; везде у него видны огромная начитанность в источниках и большой критический талант.

М. А. Максимович как никто знал Киев, его древности и вообще топографию Украины. Его статьи по этим вопросам составляют особый отдел в собрании его сочинений - 2-й, к которому тесно примыкает 3-й, посвященный археологии Украины; здесь особенно выдается статья о стрелах, найденных на Днепровском побережье, в которой он блестяще применил свои способности к классификации, приобретенные благодаря занятиям естественными науками.

На старости лет М. А. Максимович сумел понять и оценить и новых работников, войти с ними в духовное общение. Охотно откликаясь на коллективные научные предприятия, он являлся иногда и инициатором их, выступая, например, редактором-издателем таких сборников, как «Киевлянин» и «Украинец».

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 15 сентября
  • Родившиеся в 1804 году
  • Родившиеся в Полтавской губернии
  • Родившиеся в Золотоношском районе
  • Умершие 22 ноября
  • Умершие в 1873 году
  • Умершие в Полтавской губернии
  • Писатели России XIX века
  • Украинские писатели XIX века
  • Ботаники по алфавиту
  • Ботаники Российской империи
  • Картографы Российской империи
  • Филологи Российской империи
  • Биологи XIX века
  • Украинофильство
  • Выпускники физико-математического факультета МГУ
  • Выпускники медицинского факультета МГУ
  • Ректоры Киевского университета
  • Члены-корреспонденты Санкт-Петербургской академии наук

Wikimedia Foundation . 2010 .

(1873-11-22 ) (69 лет) Альма-матер

Михаи́л Алекса́ндрович Максимо́вич (3 (15 ) сентября - 10 (22 ) ноября ) - русский учёный, историк, ботаник, этнограф, филолог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук , декан историко-филологического факультета и первый ректор Императорского университета Св. Владимира . Его имя носит Научная библиотека Киевского университета .

Биография [ | ]

Родился на хуторе Тымковщина близ Золотоноши (ныне село Богуславец Черкасской области Украины). По отцу происходил из старинного казацкого рода , по матери - из известной семьи Тимковских .

В 1824-1825 годах произвёл большие гербарные сборы в Московской губернии , сохранившиеся и поныне в хорошем состоянии в Гербарии МГУ. Был специально командирован для сбора и описания растений всех уездов Московской губернии и оформил свои изыскания в виде «Списка растений московской флоры» , в котором перечислено 926 видов. В 1832 году был командирован на Кавказ , откуда привез богатые коллекции. В 1833 году был избран профессором ботаники. Заведовал кафедрой ботаники Московского университета (с августа 1833 до июня 1834) .

В это время Михаил Александрович почувствовал упадок сил, тоску по родине и решился перейти в открывавшийся тогда в Киеве Императорский университет св. Владимира . В мае 1834 года он был вынужден занять кафедру русской словесности по категорическому требованию министра графа Уварова , который имел в виду политические соображения: желая создать русский университет в Малороссии, он считал как нельзя более подходящим для этого деятелем Максимовича, который в своих актовых речах проводил именно идею народности. В октябре 1834 года он был назначен ректором университета.

Почётный член Московского университета (1871) .

Был редактором-издателем такого сборника, как.

По своим убеждениям Максимович был очень близок к украинофильству на его старой романтической основе, не отделяя, однако, в своем представлении Малороссию от России.

Научные интересы [ | ]

Максимович написал множество исследований, рассеянных в различных повременных изданиях и уже после смерти его собранных (далеко не полностью) в 3-х томах.

До перехода в Киев он напечатал целый ряд работ по естественным наукам:

Главная особенность всех этих прекрасно изложенных трудов - стремление автора к систематизации, в духе тогдашней натурфилософии. М. А. Максимович содействовал замене иностранной научной терминологии русской. Этнографией Максимович стал заниматься рано.

Изучение памятников народной словесности привело Максимовича к исследованию русского, в особенности южно-русского, языка и словесности. Вступительная лекция его и в Киевском университете была посвящена вопросу «О значении и происхождении слова». Плодом изучения его русской речи по сравнению с западно-славянской было «Критико-историческое исследование о русском языке»; сюда же нужно отнести его «Начатки русской филологии». Впоследствии, под влиянием оживления, внесенного в этот вопрос трудами И. И. Срезневского и П. А. Лавровского , Максимович снова вернулся к исследованиям об исторической судьбе русского языка и происхождении малорусского и выступил горячим защитником существования «южно-русского» наречия русского языка и противником мнений своего «северного» друга М. П. Погодина; так возник известный спор между «южанами» и «северянами» о древности малорусского наречия.

Максимович напечатал свои «Филологические письма к М. П. Погодину» в «Русской беседе» за 1856 год и «Ответные письма к нему же» в «Русской беседе» за 1857 год .

В области истории русской словесности Максимович интересовался, с одной стороны, древним периодом нашей словесности, в особенности «Словом о Полку Игореве », с другой - памятниками южно-русской письменности, которые изучал преимущественно с библиографической стороны.

Его труды в этой области:

  • «О народной исторической поэзии в Древней Руси»,
  • «Песнь о Полку Игореве»,
  • «К объяснению и истории Слова о Полку Игореве»,
  • «Книжная старина южно-русская»,
  • «О начале книгопечатания в Киеве»
  • и др.

Работы по истории древнерусской киевской и южно-русской словесности ввели его и в область древнерусской истории вообще. Здесь он занял ещё более видное место, чем в филологии: его по справедливости должно признать патриархом малорусской историографии. Как малорусское наречие и словесность он выводил из древнерусского языка и словесности, так и малорусскую историю он генетически связывал с древней киевской, а малорусскую народность - с древними русичами. Этому последнему вопросу отчасти посвящена его статья «О мнимом запустении Малороссии в нашествие Батыево и населении её новопришлым народом», основной вывод которой усвоен и развит более поздними историками Украины.

В своей работе «Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси» Максимович пишет:

Не очень давно было толкование о том, будто Киевская и вся западная Русь не называлась Россией до её присоединения к Руси восточной; будто и название Малой России или Малороссии придано Киевской Руси уже по соединении её с Русью Великой или Московской. Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западно-русских областях своенародные имена Русь, Русский начали заменять по греческому произношению их именами Россия, Российский? Ответ: с 90-х годов XVI века… Основанием такого ответа служат письменные акты того времени и книги, печатанные в разных областях Русских… Приведу свидетельства тех и других. Вот первая книга, напечатанная в Киеве, в типографии Печерской Лавры - «Часослов» 1617 года. В предисловии к ней иеродиакона Захария Копыстенского сказано: «Се, правоверный христианине и всяк благоверный читателю, от нарочитых мест в России Кийовских, сиречь Лавры Печерския»… Основательница Киевского Богоявленского братства Анна Гулевична Лозьина в своей записи о том 1615 года, говорит, что она учреждает его - «правоверным и благочестивым христианам народу Российского, в поветах воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского будучим…» Окружная грамота 1629 года, напечатанная в Киеве, начинается так: «Иов Борецкий, милостию Божией архиепископ Киевский и Галицкий в Всея России…».

родился 15 сентября 215 лет назад
Михаил Александрович Максимович родился 15 сентября 1804 года на хуторе Тимковщина Черкасской области. Окончил Новгород-Северскую гимназию, Московский университет. В 1833 году получил научную степень, а уже в 1934 году Михаил Максимович был избран на должность ректора Киевского университета. В возрасте 41 года вышел в отставку в связи с резко ухудшающимся состоянием здоровья, занимался исключительно научно-литературной деятельностью. Ушел из жизни в 1873 году.
Вклад Михаила Максимовича в развитие украинской истории, словесности, ботаники и других отраслей поистине неоценим.
Как фольклорист Максимович опубликовал несколько ценнейших работ: «Малороссийские песни», «Сборник украинских песен», «Украинские народные песни».
Вклад в филологическую науку обозначился появлением этимологического правописания, созданием классификации славянских языков, изучением древних памяток «Слово о полку Игоревом», «Повесть временных лет» и др.
Исторические исследования Максимовича посвящены периоду княжеств и казаческо-гетманскому периоду. «О мнимом запустении Украины», «Очерк Киева», «Бубновская сотня», «Денница» - одни из работ, которые имели особое значение для развития исторической науки.
Также Михаил Максимович создал первую в Украине археологическую работу «Украинские стрелы древнейших времен».
Научные исследования в области ботаники дают право М. Максимовичу считаться основоположником отечественной науки о растениях. («Про системы растительного царства», «Основы ботаники» и др.).

Первый ректор Императорского университета Св. Владимира . Его имя носит Научная библиотека Киевского университета .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Родился на хуторе Тымковщина близ Золотоноши (ныне село Богуславец Черкасской области Украины). По отцу происходил из старинного казацкого рода , по матери - из известной семьи Тимковских .

    В 1824-1825 годах произвёл большие гербарные сборы в Московской губернии , сохранившиеся и поныне в хорошем состоянии в Гербарии МГУ. Был специально командирован для сбора и описания растений всех уездов Московской губернии и оформил свои изыскания в виде «Списка растений московской флоры» , в котором перечислено 926 видов. В 1832 году был командирован на Кавказ , откуда привез богатые коллекции. В 1833 году был избран профессором ботаники. Заведовал кафедрой ботаники Московского университета (с августа 1833 до июня 1834) .

    В это время Михаил Александрович почувствовал упадок сил, тоску по родине и решился перейти в открывавшийся тогда Киевский университет . В мае 1834 года он был вынужден занять кафедру русской словесности по категорическому требованию министра графа Уварова , который имел в виду политические соображения: желая создать русский университет на Украине, он считал как нельзя более подходящим для этого деятелем Максимовичем, который в своих актовых речах проводил именно идею народности. В октябре 1834 года назначен ректором университета.

    Почётный член Московского университета (1871) .

    Максимович написал множество исследований, рассеянных в различных повременных изданиях и уже после смерти его собранных (далеко не все) в 3-х объемистых томах.

    До перехода в Киев он напечатал целый ряд работ по естественным наукам:

    • «О системах растительного царства»,
    • «Основания ботаники»,
    • «Главные основания зоологии»,
    • «Размышления о природе»,
    • «Книга Наума о великом Божием мире» - представляет собой первый опыт популярного издания для народа; до 1851 года она выдержала 6 изданий.

    Главная особенность всех этих прекрасно изложенных трудов - стремление автора к систематизации, в духе тогдашней натурфилософии. М. А. Максимович много содействовал замене иностранной научной терминологии русской. Этнографией Максимович стал заниматься рано.

    Изучение памятников народной словесности привело Максимовича к исследованию русского, в особенности южно-русского, языка и словесности. Вступительная лекция его и в Киевском университете была посвящена вопросу «О значении и происхождении слова». Плодом изучения его русской речи по сравнению с западно-славянской было «Критико-историческое исследование о русском языке»; сюда же нужно отнести его «Начатки русской филологии». Впоследствии, под влиянием оживления, внесенного в этот вопрос трудами И. И. Срезневского и П. А. Лавровского , Максимович снова вернулся к исследованиям об исторической судьбе русского языка и происхождении малорусского и выступил горячим защитником существования «южно-русского» (украинского) языка и противником мнений своего «северного» друга М. П. Погодина; так возник известный спор между «южанами» и «северянами» о древности украинского языка.

    Максимович напечатал свои «Филологические письма к М. П. Погодину» в «Русской беседе» за 1856 год и «Ответные письма к нему же» в «Русской беседе» за 1857 год .

    В области истории русской словесности Максимович интересовался, с одной стороны, древним периодом нашей словесности, в особенности «Словом о Полку Игореве », с другой - памятниками южно-русской письменности, которые изучал преимущественно с библиографической стороны.

    Его труды в этой области:

    • «История древней русской словесности»,
    • «О народной исторической поэзии в Древней Руси»,
    • «Песнь о Полку Игореве»,
    • «К объяснению и истории Слова о Полку Игореве»,
    • «Книжная старина южно-русская»,
    • «О начале книгопечатания в Киеве»
    • и др.

    Работы по истории древнерусской киевской и южно-русской словесности ввели его и в область древнерусской и украинской истории вообще. Здесь он занял ещё более видное место, чем в филологии: его по справедливости должно признать патриархом украинской историографии. Как украинский язык и словесность он выводил из древнерусского языка и словесности, так и украинскую историю он генетически связывал с древней киевской, а украинскую народность - с древними русичами. Этому последнему вопросу отчасти посвящена его статья «О мнимом запустении Украины в нашествие Батыево и населении её новопришлым народом», основной вывод которой усвоен и развит более поздними историками Украины.

    В своей работе «Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси» Максимович пишет:

    Не очень давно было толкование о том, будто Киевская и вся западная Русь не называлась Россией до её присоединения к Руси восточной; будто и название Малой России или Малороссии придано Киевской Руси уже по соединении её с Русью Великой или Московской. Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западно-русских областях своенародные имена Русь, Русский начали заменять по греческому произношению их именами Россия, Российский? Ответ: с 90-х годов XVI века… Основанием такого ответа служат письменные акты того времени и книги, печатанные в разных областях Русских… Приведу свидетельства тех и других. Вот первая книга, напечатанная в Киеве, в типографии Печерской Лавры - «Часослов» 1617 года. В предисловии к ней иеродиакона Захария Копыстенского сказано: «Се, правоверный христианине и всяк благоверный читателю, от нарочитых мест в России Кийовских, сиречь Лавры Печерския»… Основательница Киевского Богоявленского братства Анна Гулевична Лозьина в своей записи о том 1615 года, говорит, что она учреждает его - «правоверным и благочестивым христианам народу Российского, в поветах воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского будучим…» Окружная грамота 1629 года, напечатанная в Киеве, начинается так: «Иов Борецкий, милостию Божией архиепископ Киевский и Галицкий в Всея России…».

    Работы Максимовича по истории украинского казачества отличаются по преимуществу критическим характером. Таковы две обширные его рецензии (в сущности - самостоятельные исследования) на сочинения Н. И. Костомарова (о «Богдане Хмельницком ») и В. Б. Антоновича («Акты о казаках»).

    Важное значение имеют его исследования «О гетмане Сагайдачном», «Обозрение городовых полков и сотен, бывших на Украине со времени Богдана Хмельницкого», «О Бубновской сотне», «О колиивщине» и множество других, более мелких; тут он является предшественником В. Б. Антоновича и А. М. Лазаревского в разработке истории Правобережной и Левобережной Украины; везде у него видны огромная начитанность в источниках и большой критический талант.

    Максимович как никто знал Киев, его древности и вообще топографию Украины. Его статьи по этим вопросам составляют особый отдел в собрании его сочинений - 2-й, к которому тесно примыкает 3-й, посвященный археологии Украины; здесь особенно выдается статья о стрелах, найденных на Днепровском побережье, в которой он блестяще применил свои способности к классификации, приобретенные благодаря занятиям естественными науками.

    На старости лет Михаил Александрович сумел понять и оценить и новых работников, войти с ними в духовное общение. Охотно откликаясь на коллективные научные предприятия, он являлся иногда и инициатором их, выступая, например, редактором-издателем таких сборников, как «Киевлянин» и «Украинец».

    Пушкин и Гоголь были в восторге от украинских песен Максимовича; Гоголь питал к Максимовичу Михаилу Александровичу истинную дружбу и вел с ним переписку.

    В 1830 году Максимович издал альманах «Денницу», в котором мы находим имена Пушкина (начало «Бориса Годунова»), Веневитинова , кн. псалмов и «Слова о Полку Игореве» , а также несколько оригинальных стихотворений на украинском.

    По своим убеждениям Максимович был очень близок к украинофильству на его старой романтической основе, не отделяя, однако, в своем представлении Украины от России.