Когда взорвался челленджер. Расследование причин и выводы

" (Challenger — "Бросающий вызов") был построен в 1982 году по американской программе Space Transportation System, более известной как Space shuttle ("Космический челнок"). Шаттл был назван в честь британского военно‑морского судна, на котором в 1870‑х годах была проведена первая комплексная океанографическая экспедиция.

Конструктивно шаттл из трех основных компонентов ‑ орбитального аппарата (орбитер), который выводился на околоземную орбиту и являлся космическим кораблем, большого внешнего топливного бака и двух твердотопливных ракетных ускорителей, которые работали в течение двух минут после старта. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращался на Землю и совершал посадку как самолет на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводнялись на парашютах и затем использовались вновь.

Внешний топливный бак сгорал в атмосфере.

4 апреля 1983 года "Челленджер" совершил свой первый полет в космос. Всего космический челнок выполнил девять успешных миссий.

Десятый старт в январе 1986 года стал для "Челленджера" последним. Полет был рассчитан на шесть дней. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, а также научный аппарат Spartan для наблюдения кометы Галлея, который после двух суток автономной работы планировалось забрать и вернуть на Землю. Астронавты также должны были провести несколько экспериментов на борту корабля.

В состав экипажа входили : командир корабля Фрэнсис Скоби; пилот Майкл Смит; три научных специалиста — Джудит Резник, Рональд Макнейр, Эллисон Онидзука; два специалиста по полезной нагрузке — Грегори Джарвис и Шарон Кристи Маколифф.

Маколифф была учительницей, для нее это был первый полет в космос в качестве первого участника проекта NASA "Учитель в космосе" (Teacher in Space Project). Она должна была провести два урока в прямом эфире.

Экспедиция космического корабля "Челленджер", носившая кодовый номер STS-51-L, неоднократно откладывалась . Первоначально запуск был запланирован на июль 1985 года, затем его перенесли на ноябрь 1985 года, позже он был отложен на конец января 1986 года.

Старт был назначен на 22 января 1986 года, но неоднократно откладывался из-за технических проблем и неблагоприятных погодных условий, в итоге его запланировали на 28 января.

В ночь на 28 января температура воздуха опустилась ниже нуля. Это вызвало серьезное беспокойство у руководителей фирмы, занимавшейся разработкой твердотопливных ускорителей для шаттла. Дело в том, что конструктивно каждый твердотопливный ускоритель состоит из нескольких секций , герметичность соединений которых обеспечивается мощными уплотнительными кольцами и специальным герметиком. При низких температурах материал межсекционных уплотнителей терял свою эластичность и мог не обеспечить в местах стыка секций герметичность и предохранение соединения от воздействия горячих газообразных продуктов сгорания. Руководители фирмы доложили о своих опасениях в NASA, но неполадки в ускорителях возникали и при других полетах, поэтому запуск не отменили.

Утром 28 января все конструкции стартового комплекса были покрыты ледяной коркой, поэтому время старта немного отложили — ждали, пока лед растает. 28 января 1986 года в 11.38 по восточному поясному времени "Челленджер" стартовал.

От взлета до того, как установленная на борту шаттла контрольно-измерительная аппаратура перестала подавать на Землю электронные импульсы (через 73,6 секунды после старта), казалось, что полет проходил нормально. На 57-й секунде полета центр управления сообщил: двигатели работают с полной нагрузкой, все системы функционируют удовлетворительно. Голосовая связь с экипажем работала. Никаких аварийных сигналов из кабины экипажа не поступало. Первые признаки катастрофы отметили не приборы, а телевизионные камеры. Через 73 секунды после старта на экране радиолокатора отчетливо обозначились траектории падавших в море многочисленных обломков и дежурный служащий NASA констатировал: "Корабль взорвался".

На "Челленджере" произошел взрыв внешнего топливного бака, после которого из-за сильных аэродинамических нагрузок произошло разрушение орбитального аппарата. Два твердотопливных ракетных ускорителя, которые вылетели из огненного шара, продолжали полет до тех пор, пока им не была дана с Земли команда на самоуничтожение.

Последующий анализ видеозаписи и телеметрических данных показал, что сразу же после старта появилась струя серого дыма, бьющая из кормового стыка правого твердотопливного ускорителя. Чем большую скорость набирал шаттл, тем больше и темнее становились струи дыма. Дым стал черного цвета, что свидетельствовало о разрушении изоляции узла и уплотнительных колец, герметизирующих узлы. На 59-й секунде полета в том месте, где из ускорителя пробивался дым, появилось небольшое пламя, затем оно начало расти.

Воздушный поток направлял языки пламени на обшивку внешнего топливного бака и на крепление ускорителя к нему. Внутри топливный бак был разделен надвое толстой перегородкой: по одну ее сторону находится сжиженный водород, по другую — сжиженный кислород (вместе они образовывали горючую смесь, питающую двигатель "Челленджера"). На 65-й секунде произошло повреждение топливного бака, из него стал вытекать жидкий водород.

На 73-й секунде полета произошел срыв нижнего крепления ускорителя . Он повернулся вокруг верхнего крепления и повредил нижнюю часть топливного бака. Находившийся там жидкий кислород стал вытекать наружу, где смешался с водородом. После этого произошел взрыв топливного бака. В это время "Челленджер" проходил зону максимального аэродинамического давления. Из-за перегрузок он распался на несколько крупных частей, одной из них была носовая часть фюзеляжа, где были астронавты. Остатки шаттла упали в Атлантический океан.

В результате поисково-спасательной операции , со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа.

Выяснилось, что некоторые астронавты пережили разрушение орбитера и были в сознании — ими были включены персональные приборы подачи воздуха. Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то в случае разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание. Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 километров в час, когда перегрузка достигла 200 g.

Комиссия , расследовавшая катастрофу, назвала основной причиной, приведшей к трагедии, неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя. Из-за прогара кольцевого уплотнения, не обеспечившего необходимую герметичность стыка в условиях низких температур, произошел прорыв горячих газов. Развитие прогара началось сразу же после зажигания твердотопливного ускорителя на старте.

При расследовании катастрофы инженеры NASA обнаружили еще несколько проблем, которые могли привести к неприятностям, поэтому остальные шаттлы были доработаны. Наиболее важным изменением была разработка нового соединения сегментов ускорителя с тремя уплотняющими кольцами и более эффективным креплением. Кроме того, были введены новые методы извещений, которые поощряли служащих обращаться к высшему руководству, если они считали, что существует угроза безопасности полета.

Трагедия привела к прекращению полетов шаттлов на 2,5 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Всем известно, что полеты в космос связаны с высоким риском для жизни. Лишним тому подтверждением является катастрофа шаттла «Колумбия». Но, в отличие от других подобных инцидентов, с этим трагическим случаем связано особенно много таинственных недосказанностей. Давайте все-таки разберемся, как произошла авария шаттла «Колумбия».

История шаттла «Колумбия»

Перед тем как осветить последний полет шаттла «Колумбия», давайте вкратце взглянем на его историю. Это позволит нам узнать больше нюансов о трагедии.
многоразового использования шаттл «Колумбия» начали строить в рамках программы НАСА в 1975 году. Работа была сдана в 1979 году.

Примечательно, что именно «Колумбия» являлась первым аппаратом программы Space Shuttle. Данная программа предусматривала для путешествия в космос использовать новый вид транспорта - космические шаттлы, форма которых очень напоминала конструкцию самолета. В отличие от космических кораблей более раннего поколения шаттлы могли совершать не один, а множество полетов в космос. До этого ученые NASA запускали аппараты подобного класса в рамках программы «Энтерпрайз», летавшие в границах земной атмосферы.

Назван шаттл «Колумбия» в честь корабля, который ещё в конце XVIII века исследовал берега Британской Колумбии.

Старт шаттла состоялся в 1981 году. Это был первый полет, который совершил американский космический аппарат за последние 6 лет. В кодовой классификации NASA ему был присвоен номер STS-1.

Каждому последующему полету в рамках программы Space Shuttle присваивался следующий номер. Последний полет шаттла «Колумбия» в 2003 году, 28-й по счету, имел в нумерации NASA порядковый номер STS-107.

Конструкция шаттла «Колумбия»

Как было сказано выше, шаттл «Колумбия», впрочем, как и все космические корабли подобного типа, имел форму самолета.

«Колумбия» отличалась от шаттлов, произведенных позже, более тяжелым весом и отсутствием модуля для стыковки. Таким образом, аппарат не мог стыковаться ни со станцией «Мир», ни с

Запуск в космос шаттла производился с помощью твердотопливного ракетного ускорителя. Кроме собственно космического корабля и двухракетного ускорителя, в конструкцию входил очень объемный топливный бак, заправленный жидким кислородом и водородом. Отделение ракетного ускорителя происходит на высоте 45 км, а топливного бака - на высоте 113 км.

Орбитальный ракетоплан имел длину чуть больше 37 м, размах крыльев - около 24 м, массу без полезного груза - 68,5 тонн.

Миссия STS-107

Экспедиция STS-107 2003 года была 113-м полетом в рамках американской космической программы Space Shuttle и 28-м полетом шаттла «Колумбия».

Миссией данной экспедиции являлся комплекс различных наблюдений за Землей, а также эксперименты по микрогравитации (Extended Duration Orbiter и Freestar). Шаттл «Колумбия» (2003) имел исследовательский модуль «Спейсхэб» (SPACEHAB), который являлся дополнительной нагрузкой. Модуль служил для того, чтобы во время полетов в космосе, астронавты в нем могли проводить различные исследования.

Экипаж

Теперь давайте узнаем, что собой представлял экипаж STS-107. Он состоял из семи человек: пятерых мужчин и двух женщин. Шестеро из членов экипажа были гражданами США, один представлял Израиль.

Американский астронавт Ричард Хасбанд был командиром экипажа. На момент полета ему исполнилось 45 лет. Для Хасбанда это был второй полет. Первая его экспедиция в космос произошла в 1999 году в рамках полета STS-96 на шаттле «Дискавери».

Его соотечественник, сорокаоднолетний Уильям МакКул, занимал должность второго пилота. У него имелся продолжительный опыт службы в ВМС США. МакКул был самым младшим по возрасту участником полета.

Американский астронавт Дэвид Браун являлся специалистом полета. 46-летний космонавт был самым старшим среди своих соотечественников, участвующих в полете. У Дэвида Брауна было медицинское образование, и он выполнял функции врача. Как и для предыдущего астронавта, для Дэвида это был первый полет в космос.

Сорокадвухлетняя американка индийского происхождения Калпана Чавла уже имела за своими плечами опыт полета в космос. Она участвовала в экспедиции STS-87 в 1997 году, на том же шаттле «Колумбия», на котором ей предстояло погибнуть в 2003-м. Кстати, в той же экспедиции участвовал первый Леонид Каденюк. Таким образом, Чавла стала первой женщиной индийского происхождения (хотя и не гражданкой Индии), которая совершила космический полет. В экспедиции STS-107 она имела должность бортинженера.

Для сорокатрехлетнего американца Майкла Филиппа Андерсона это был также второй полет в космос. Он принимал участие в экспедиции STS-89 в 1998 году на шаттле «Индевор» вместе с россиянином Салижаном Шариповым. Андерсон имел инженерное образование и был летчиком ВВС США, дослужившись до звания подполковника. В экспедиции STS-107 он являлся командиром полезной нагрузки, то есть отвечал за исследовательские работы.

Лорел Кларк являлась второй из двух женщин, которые приняли участие в экспедиции STS-107. Она являлась американской гражданской, ей было 40 лет от роду. Была медиком по образованию, но до этого в космических экспедициях никогда не участвовала. В экспедиции выполняла обязанности специалиста по зоологии.

Гражданин Израиля Илан Рамон являлся специально приглашенным NASA иностранным специалистом. На момент полета ему исполнилось 48 лет, то есть он был самым старшим по возрасту членом экипажа. Рамон имел образование специалиста по электронной и компьютерной технике, а также был пилотом ВВС Израиля. Это был первый для него космический полет, в котором он получил должность специалиста по полезной нагрузке, то есть вместе с Майклом Андерсоном принимал участие в научных исследованиях. Кроме того, благодаря этому полету Илан Рамон стал первым израильским космонавтом.

У большинства членов экипажа были дети.

Старт

Экспедиция STS-107 совершила старт в космос 16 января 2003 года из на расположенного в американском штате Флорида. Номер стартовой площадки - 39-A.

При взлете от шаттла оторвался кусок теплоизоляционного покрытия. Он нанес удар по плиткам термозащитной оболочки левого крыла «Колумбии». Но эксперты NASA не посчитали данное обстоятельство серьёзным происшествием, которое может каким-то образом изменить план полета или поставить жизни членов экипажа под угрозу. Но в дальнейшем этот эпизод рассматривался как одна из версий причин катастрофы.

Полет

В рамках полета команда в целом справилась со всеми поставленными задачами, включавшими более 80 различных научных экспериментов. Экспедиция длилась 15 суток и 22 часа. Это стандартный срок для полета кораблей класса шаттл. За это время «Колумбия» совершила 255 витков вокруг Земли общей протяженностью около 1 600 000 км. Полет совершался вокруг Земли на орбите высотой 307 км.

1 февраля 2003 года, после выполнения всех задач, в запланированное время началась процедура посадки шаттла.

Катастрофа

Как же случилась катастрофа шаттла «Колумбия»?

В 8 часов 10 минут по североамериканскому восточному времени (ЦУП) разрешает команде шаттла «Колумбия» приступить к началу процедуры посадки космического аппарата. Через пять минут производится запуск двигателей орбитальной маневренной системы, который должны были обеспечить спуск. Ещё через полчаса «Колумбия» вошла в плотные слои атмосферы Земли.

В 8:48 датчик температуры левого крыла наблюдает аномальное повышение термальных показателей для подобных спусков. Но данные по какой-то причине не были переданы в ЦУП или выведены на экраны бортового компьютера. Единственным источником, откуда мы теперь знаем о повышении температуры, является «черный ящик».

В 8:53 от шаттла начинаются отваливаться обломки. И только через минуту датчики ЦУП показали аномальное изменение параметров. Периодически вокруг «Колумбии» наблюдателями отмечаются яркие световые вспышки.

В 8:58 от корабля отвалилась теплоизоляционная плитка. В 8:59 обрывается последний сеанс связи с командиром шаттла. В 9:00 "Колумбия" в небе разваливается на части. В 09:05 произошло падение обломков шаттла на землю на территории американского штата Техас.

Вот таков, краткий перечень событий, завершением которых являлась катастрофа шаттла «Колумбия». В данной трагедии ни один из членов экипажа выжить шансов не имел.

После катастрофы

После того крушения, когда в общих чертах уже можно было оценить масштабы произошедшего, 1 февраля 2003 года в 11:00 в Космическом центре были опущены все флаги. Через два с половиной часа последовало официальное объявление о произошедшей аварии. Трагедия шаттла «Колумбия» послужила причиной обращения президента США Джорджа Буша к народу в 13:05 того же дня. Он выразил соболезнование семьям погибших, а также воздал должное героизму членов экипажа.

Сразу же после крушения начались поиски останков корабля. Официально в них принимало участие более 500 человек. Поиски осложняло то, что части шаттла были раскиданы по довольно большой территории, охватывая штаты Техас, Луизиану, Калифорнию, Аризону Всего было найдено около 12 000 обломков. В том числе было обнаружено устройство, которое заменяет черный ящик.

Останки тел всех членов экипажа были найдены.

Расследование причин и выводы

Первоначально рассматривалось несколько причин катастрофы, но возможность теракта была сразу исключена, так как технически его совершить было практически невозможно. Хотя одно время в интернете даже была распространена версия, что крушение шаттла произошло по причине внедрения компьютерного вируса в систему челнока. Но эта версия не выдерживала никакой критики.

В процессе расследования следствие отказалось от трех версий, ранее включенных в состав основных. По одной из них, крушение произошло в результате «старения» конструкции шаттла. По другой версии, причиной аварии стал слишком крутой и резкий вход в атмосферу челнока. По третьей - катастрофа случилась вследствие отказа системы торможения. Но, как говорилось выше, со временем по различным причинам от этих предположений отказались.

Остались две основные версии. По одной из них крушение произошло из-за повреждения термоизоляционного покрытия, которое случилось ещё при старте шаттла. По второй же повреждение термопокрытия произошло уже в космосе из-за попадания метеорита.

В окончательном выводе, который был зачитан в августе 2003 года, значилось, что катастрофа произошла из-за разрушения левого крыла челнока раскаленными газами, проникшими в его полость из-за повреждения термоизоляции.

Последствия

Основными последствиями трагедии стало уделение большего внимания сотрудниками NASA проблемам безопасности космических аппаратов и экипажей на них. Этот тезис особенно подробно был изложен в самом конце 2008 года в специальном докладе NASA.

Катастрофа шаттла «Колумбия», катастрофа шаттла «Челленджер» в 1986 году, а также многочисленные неполадки во время последующих полетов вынудили NASA в 2011 году свернуть программу Space Shuttle.

Память

Вместе с тем память об астронавтах-героях, которые были членами экипажа шаттла, живет по сей день.

Одна из швейцарских рок-групп в 2005 году выпустила композицию, которая была посвящена данной катастрофе. А за два года до этого участник популярной британской группы Deep Purple записал композицию-посвящение, права на которую передал родственникам погибших астронавтов.

Также в честь шаттла был назван один из суперкомпьютеров, который используется в НАСА - Columbia. Одна из вершин горы Кит Карсон в Колорадо была названа Колумбия Пойнт.

Значение катастрофы

Катастрофа челнока «Колумбия» стала в свое время значительным явлением в американском обществе. Она показала ненадежность шаттлов и всей системы полетов, которую в тот период использовало НАСА.

Именно эта катастрофа стала одной из причин, благодаря которым был поднят вопрос о закрытии программы Space Shuttle.

1986 год, январь — огненный шар взметнулся в солнечное небо над Флоридой. После череды успешных рейсов взорвался шаттл «Челленджер». Погибло 7 находившихся на борту корабля астронавтов. Что же случилось? И почему проигнорировали предупреждения об опасности?

Для слаженной команды ученых и инженеров НАСА на мысе Канаверал утро 28 января 1986 г. началось с предполетных хлопот. В очередной раз они перепроверяли космический челнок «Челленджер» для еще одного, как предполагали, рутинного полета за пределы земной атмосферы на корабле многоразового использования.

Семь астронавтов, в их числе и Криста Маколифф — учительница начальной школы, которая завоевала право на участие в космическом полете в соревновании с тысячами коллег по всему США, — получали последние инструкции и напутствия. Многочисленные возбужденные зрители и представители СМИ собрались вокруг массивного стартового комплекса и ждали волнующего зрелища.


И никто из них даже не мог предположить, что спустя несколько секунд после начала впечатляющего подъема ракеты может произойти невероятное «Челленджер» взорвется, образовав огненный апельсиново-белый шар. Все члены экипажа погибнут, а американская космическая программа будет пущена под откос на целых три года.

В это трагическое мгновение на высоте 9-ти миль в голубом небе над Флоридой навсегда испарилось благодушное отношение человечества к космическим полетам. На весь мир прозвучал возглас одной из зрительниц: «Боже! Что произошло?»

Прелюдия

История «Челленджера», взлетевшего в легенду, началась накануне ночью, когда температура во Флориде опустилась до необычно низкой отметки — минус 27 °С.

На следующее утро так называемая «ледовая команда» НАСА приступила к работе, проверяя космический челнок на возможность потенциально опасного обледенения. Лед, отделяясь во время взлета, может повредить огнеупорное покрытие «Челленджера».

В последствии выяснится, что один инженер из компании «Рокуэлл» в Калифорнии, наблюдавший за действиями «ледовой команды» при помощи специальной телевизионной установки, позвонил в контрольную комиссию и настоятельно начал требовать отложить старт корабля из-за опасной степени обледенения.

Собравшиеся на космодроме люди горячо приветствовали астронавтов, направляющихся к «Челленджеру» — ветерану челночных полетов. Но они ничего не знали о суровом предупреждении, преодолевшем расстояние в 3000 миль. Не знали этого и астронавты. Заняв свои рабочие места, они стали тщательную проверку всех систем при помощи бортового компьютера.

Казалось, для выполнения целей полета все было подготовлено хорошо. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, стоивший $100 миллионов, и провести несколько экспериментов на борту корабля.

Астронавты должны были замерить спектр кометы Галлея, взять пробы на радиацию во внутренних отсеках космического корабля и изучить воздействие невесомости на развитие 12-ти куриных эмбрионов.

За 7 мин. 30 сек. до старта от челнока и его огромных двигателей, стоивших один миллиард долларов, были отведены направляющие стальные конструкции. Наружный топливный бак «Челленджера» был равен по высоте 9-ти этажному дому и вмещал больше полумиллиона галлонов жидкого кислорода и водорода. Запас твердого топлива двух стартовых ракет весил более одного миллиона фунтов.

Счетная система громко отсчитывала стартовые секунды, и люди в толпе возбужденно повторяли их.

Во время старта командир «Челленджера» Дик Скоби и пилот Майкл Смит находились на полетной палубе. За ними сидели инженер-электрик Джудит Резник и физик Рональд Макнейр. Внизу, на средней палубе, находились инженер-космонавт Эллисон Онидзука, инженер-электрик Грегори Джарвис и Криста Маколифф.

За шесть секунд до старта запустили главный двигатель. «4… 3… 2… 1… Старт!» Старт космического челнока и начало его программы. Покинув стартовую площадку, под бурные аплодисменты зрителей Челленджер устремился в небо.

Среди тех, кто наблюдал за грандиозным взлетом космического корабля оставлявшего за собой сверкающий султан белого дыма, находились семья Кристины Маколифф и 18 учеников 3-го класса, которые преодолели 1500 миль из городка Конкорд, штат Нью-Гемпшир, чтобы посмотреть, как их учительница творит историю.

Через 16 сек. после старта огромный корабль грациозно повернулся, взяв курс за пределы земной атмосферы! «Челленджер» идет с ускорением», — сообщила контрольная комиссия ровно через 52 сек. после запуска. «Идем с ускорением», — передал по радио капитан Скоби.

Еще через 3 сек. телевизионные камеры НАСА большого радиуса действия зафиксировали потрясающую картину. Операторы увидали то, чего не могли рассмотреть зрители. Посередине корабля, между его днищем и наружным топливным баком появился неяркий, но отчетливо видимый оранжевый свет. Мгновение… и начался кошмар. Шаттл «Челленджер» охватило пламя… Когда отвратительное Y-образное облако расползлось над космодромом, зрители почувствовали невыразимый страх.

Невероятно, но в Хьюстоне, где была контрольная комиссия, официальный ведущий не смотрел на телевизионный монитор. Вместо этого его глаза уперлись в программу полета. И он говорил не о том, что уже произошло, а о том, что должно было происходить с «Челенджером» в соответствии с графиком полета и написанным текстом.

«Одна минута 15 секунд. Скорость корабля 2900 футов в секунду. Пролетел расстояние в девять морских миль. Высота над землей — 7 морских миль». Для миллионов пораженных увиденным телезрителей его слова звучали как заклинание. Вдруг ведущий замолчал и спустя минуту упавшим голосом произнес: «Как нам только что сообщил координатор полета, космический корабль «Челленджер» взорвался. Директор полета подтвердил это сообщение».

В Вашингтоне в Овальном кабинете работал президент Рональд Рейган. Неожиданно вошли его ближайшие помощники. «С космическим кораблем произошел серьезный инцидент», — сказал вице-президент Джордж Буш. Директор по связям Патрик Бьюкенен был более откровенным; «Сэр, взорвался космический челнок».

Рейган, как и все американцы, был потрясен. Ведь это он принял решение, чтобы первым гражданским лицом в космосе был школьный учитель. Больше 11 000 учителей соревновались за это почетное право. Маколифф оказалась самой удачливой. И вот…

Через несколько часов Рейган попытался утешить опечаленную страну проникновенной речью. Обращаясь к школьникам Америки, президент сказал: «Я знаю, очень тяжело осознавать, что такие горькие вещи иногда происходят. Но все это является частью процесса исследований и расширения горизонтов человечества».

Национальная трагедия

Американцы были потрясены. За последнюю четверть столетия ученые и астронавты Америки совершили 55 космических полетов, и их успешное возвращение на Землю воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Многим стало казаться, что в США почти каждый молодой человек, потренировавшись несколько месяцев, может лететь в космос. Маколифф, веселая и энергичная школьная учительница, должна была стать эталоном этой новой эры. Остается только пожалеть, что эта прекрасная эра просуществовала всего считанные секунды.

Подвергшись суровой 3-х месячной тренировке, учительница была готова совершить свой фантастический вояж. Ей было поручено провести из космоса два урока по 15 мин. Телевидение должно было транслировать эти уроки на весь мир. Маколифф предстояло объяснить детям, как работает космический корабль, и рассказать о пользе от космических полетов. К огромному сожалению, ей не удалось использовать свой шанс и провести уроки, которые вошли бы в историю просвещения.

Вряд ли трагедия «Челленджера» где-то прозвучала громче, чем в Конкорде. Ведь там, в школьной аудитории, собрались перед телевизором коллеги Маколифф и ученики, хорошо знавшие ее. Ах, как они ожидали ее выступления, как надеялись, что она прославит их городок на всю Америку!

Когда распространилась трагическая весть о гибели «Челленджера», все 30 000 жителей города погрузились в траур.

«Люди застывали на месте, — сказал один житель.
— Было такое чувство, будто умер член семьи».

По советскому радио передали соболезнования народу Америки. В Москве объявили, что именами двух женщин, погибших на американском космическом корабле, — Маколифф и Резник названы два кратера на Венере.

В Ватикане папа Иоанн Павел II попросил тысячи собравшихся людей помолиться за американских астронавтов, сказав, что трагедия вызвала чувство глубокой печали в его душе. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер с грустью заметила, что «новые знания порой требуют в жертву самых лучших людей».

Сенатор Джон Гленн, первый американец, побывавший на космической орбите, сказал; «Первые из нас всегда знали, что когда-то наступит такой день, как сегодня. Ведь мы работаем с такими огромными скоростями, с такой энергией, с которыми человечество никогда не сталкивалось».

На всей территории США люди по-разному выразили свою скорбь по погибшим. В Лос-Анджелесе был зажжен олимпийский огонь, погашенный после завершения Олимпийских игр. В Нью-Йорке погасили свет в самых высоких небоскребах. На морском побережье Флориды 22 000 человек держали в руках зажженные факелы…

Почему произошла катастрофа?

Америка погрузилась в траур. А на мысе Канаверал команды береговой охраны США и НАСА уже приступили к поиску обломков шаттла.

Им довелось ждать еще почти целый час после взрыва, потому что осколки все не переставали падать. Район поисков охватывал около 6 000 квадратных миль Атлантического океана. Несмотря на огромную силу взрыва, поисковые партии нашли удивительно большие обломки, разбросанные по океанскому дну, в том числе и секцию фюзеляжа «Челленджера».

Что же касается астронавтов, то после интенсивных исследований эксперты НАСА допустили, что команда погибла не сразу, как считали вначале. Вполне может быть, что они пережили взрыв и жили до тех пор, пока кабина не ударилась о поверхность океана. Экспертам НАСА предстояло решить архисложную задачу: где произошел сбой?

К тому моменту выявились три направления работы. Во-первых, в распоряжении ученых уже был фильм, снятый 80 телевизионными камерами НАСА и 90 камерами, которые принадлежали СМИ. Во-вторых, существовали миллиарды зафиксированных компьютерных сигналов, которыми обменивались обреченные астронавты с центром управления полетов. И, в-третьих, к тому времени были собраны обломки «Челленджера».

Уже имелось предположение, что лед, образовавшийся на стартовой площадке накануне запуска, повредил шаттл, чего опасался инженер из «Рокуэлла». Также были высказаны подозрения, что несколько дней назад стрела подъемного крана случайно повредила внешнюю изоляцию топливного бака. Но эксперты НАСА утверждали, что кран зацепил не сам бак, а лишь пусковое оборудование.

В скором времени версии и предположения сосредоточились на возможной аварии топливного бака или на одной или обеих ракетах-носителях. Эксперты уточнили, что каждый такой узел комплекса мог вызвать взрыв. К взрыву могла привести и утечка топлива через лопнувший шов главного топливного бака.

Специально созданная комиссия стала с пристрастием допрашивать на закрытых заседаниях высших должностных лиц НАСА и инженеров компании «Мортон тайокол» — поставщика ракет-носителей на твердом топливе, которые, предположительно, могли привести к трагедии.

То, что выяснилось, повергло комиссию в шок. Выяснилось, управляющий полетами челноков космического центра Кеннеди Роберт Сайк и директор запуска «Челленджера» Джин Томас даже и не слышали, что инженеры компании «Мортон тайокол» возражали против запуска шаттла из-за холодной погоды на мысе Канаверал.

В большинстве своем эксперты постепенно пришли к заключению, что авария произошла из-за возгорания кольца из синтетической резины, герметизирующего сегменты ракеты-носителя. Эти кольца предназначались для того, чтобы выхлопные газы ракеты не выходили через щели в соединениях.

Вечером накануне запуска инженеры компании «Мортон тайокол» и должностные лица НАСА обсуждали потенциальные проблемы полета. Инженеры единодушно просили отложить запуск «Челленджера». Они опасались, что кольца от холода потеряют эластичность и плотность в пазах вокруг ракет будет нарушена. Правда, речь шла о температуре ниже — 50 °С, а в ту ночь температура опустилась всего до — 30 °С. Но, очевидно, хватило и этого.

Споры грозили затянуться, и тогда первый вице-президент компании «Мортон тайокол» Джеральд Мейсон заявил: «Нам придется принять управленческое решение». Он и три других вице-президента поддержали запуск. Но глава инженерного корпуса компании Аллан Макдональд отказался подписывать официальное разрешение на запуск корабля. «Я спорил с ними до хрипоты, — сказал он репортерам. — Но не смог их переубедить».

Казалось, руководство НАСА не интересовали предположения и предостережения, оно требовало «доказательств», что запуск может быть опасен. С другой стороны, предположительно, оно спрашивало инженеров: «Господи, да когда же вы хотите, чтобы мы запустили корабль, в апреле, что ли?» В конце концов НАСА настояло на своем.

Невероятно, но в день запуска космического корабля НАСА упустило еще один шанс предотвратить трагедию. Огромная башня, поддерживающая летательный аппарат на пусковой площадке, покрылась льдом. Представители космического агентства, озабоченные тем, что лед может повредить огнеупорное покрытие, три раза посылали «ледовую команду» проверять площадку. Но информация о ненормальных «пятнах холода» на правой ракете как-то была упущена из виду. А это означало, что резиновые кольца подверглись намного большему охлаждению, чем во время всех предыдущих полетов.

Выводы катастрофы Челленджера

Проводя публичное слушание в сенатском подкомитете по науке, технологии и космосу, сенатор Эрнест Холдинге сказал о катастрофе: «Сегодня кажется, что ее возможно было избежать». Позже он выдвинул обвинение против НАСА, которое, «очевидно, приняло политическое решение и поспешило осуществить пуск, несмотря на сильные возражения».

Со временем руководители НАСА признали, что где-то с 1980 г. их беспокоило состояние уплотнительных колец между секциями ракет-носителей. К примеру, во время первых 12-ти полетов шаттла кольца 4 раза частично обгорали. Космическое агентство начало применять новый тип мастики для защиты соединений. В результате кольца начали разрушаться еще быстрей. Несмотря на все это, ведущие инженеры и управляющие НАСА не считали изъяны уплотнителей достаточно серьезными, чтобы приостановить или отложить полет «Челленджера».

Комиссия по безопасности заключила, что трагедия была вызвана «падением давления в кормовом соединении правого ракетного двигателя», но одновременно заметила, что «была совершена серьезная ошибка при принятии решения». Комиссия выработала рекомендации, которые, по ее мнению, не должны допустить повторения трагедии. Ее многостраничный доклад президенту Рейгану настоятельно рекомендовал полностью переделать, а не модифицировать соединения на двигателях шаттла и проверить все критические узлы челнока.

Было отмечено, что НАСА очень хотело поскорей вывести корабль на орбиту из-за серии задержек, которые произошли ранее. Ведь первоначально запуск планировали на 25 января. Но над аварийной посадочной полосой в Сенегале бушевала песчаная буря. Потом на мысе Канаверал шел дождь, который мог повредить огнеупорную изоляционную плитку корабля. В понедельник отказал запор наружного люка. Потом ветер, несущийся со скоростью 35 миль/час, отодвинул старт до утра.

Но комиссия не возложила ответственность за трагедию на Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Она отметила, что ряд полетов, предложенных НАСА, Вашингтон никогда соответствующим образом не финансировал. Потому бюджет организации был настолько напряжен, что денег не хватало даже на запчасти.

«Будущее не свободно от потерь…»

Спустя 4 дня, в пятницу, США прощалось с отважной семеркой. Под серым небом, нависшим над космическим центром, расположенным в окрестностях Хьюстона, где тренировались астронавты, собрались родственники погибших, конгрессмены и около 6 000 сотрудников НАСА. С речью выступил президент Рейган.

«Жертва, которую принесли любимые вами люди, до глубины души взволновала народ Америки. Преодолевая боль, наши сердца открылись перед тяжелой правдой: будущее не свободно от потерь… Дик, Майк, Джуди, Эл, Рон, Грег и Криста. Ваши семьи и ваша страна оплакивают вашу смерть. Мы прощаемся с вами, но никогда не забудем вас».

Американский народ, конечно же, не забудет своих героев. Космическое агентство, когда-то служившее источником национальной гордости, подверглось продолжительной и тщательной ревизии. Ему вменялось в обязанность учитывать все технологические и человеческие ошибки, чтобы предотвратить будущие катастрофы. В целом была пересмотрена вся программа челноков.

1988 год, 29 сентября — США вздохнуло с облегчением после успешного полета «Дискавери». Он ознаменовал возвращение страны к полетам в космос с астронавтами на борту после почти 3-х летнего перерыва. Неудивительно, что, горюя по поводу крушения Челленджера, НАСА постаралось представить общественности «Дискавери» так, будто это был абсолютно новый корабль.

По подсчетам инженеров, новая конструкция потребовала увеличения объема работ по сравнению с базовой моделью в 4 раза. С самого начала полетов особенное беспокойство вызывало расположение главных двигателей в хвостовой части челнока. Во время вынужденного перерыва НАСА 35 раз возвращалось к этому вопросу. Инженеры НАСА внесли 120 изменений в конструкцию орбитального корабля и 100 в его совершеннейшую компьютерную начинку.

Однако в последующие 3 года программа космического челнока отягощалась большими и малыми проблемами. 1991 год — в докладе Белому дому комиссия по безопасности указала, что НАСА должно сфокусировать свое внимание на новых целях в соответствии с сокращением бюджета, экономическим спадом и своим собственным неумением.

В докладе решительно подчеркивалось, что агентство не должно тратить средства на покупку еще одного челнока, учитывая, что в последние три года флот космических кораблей пополнился вновь приобретенным «Индевором».

Недвусмысленно высказывалась идея отделить космические исследования от телевизионных буффонад. Предлагалось не рисковать астронавтами, если ту же работу могут выполнить роботы. Агентству велели сократить свои расходы и вернуться к выполнению строго научных задач.

В начале 90-х годов работа космических челноков осложнилась внезапными неисправностями — от сбоя компьютеров до засорения туалетов. А однажды весь флот пять месяцев простоял на земле из-за опасной утечки топлива. Тем не менее, утверждают эксперты, челноки должны сыграть значительную роль в создании космической станции…

№33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде - она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 км/с. Все 7 членов экипажа погибли.

В течение нескольких месяцев после трагедии проводилось расследование катастрофы. Специально созданная Комиссия по расследованию катастрофы шаттла «Колумбия» пришла к выводу, что к причиной катастрофы стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока, вызванное падением на него куска теплоизоляции кислородного бака при старте корабля. Горячие газы проникли внутрь, что привело к перегреву пневматика левой стойки шасси , его взрыву, дальнейшему разрушению конструкции крыла и гибели шаттла.

Значительную роль в расследовании причин катастрофы сыграли данные, сохранившиеся в дополнительной системе фиксации бортовых параметров (Modular Auxiliary Data System (MADS) ), установленной только на «Колумбии», как на самом первом лётном экземпляре серии. Система предназначалась для записи показаний бортовых датчиков с целью их детального послеполётного анализа, что было важно в первых испытательных полётах. Блок, фиксирующий показания датчиков на магнитный носитель, не будучи особым образом защищён, чудом уцелел, выполнив роль «чёрного ящика ».

Все найденные обломки челнока в настоящее время хранятся в Космическом центре им. Джона Кеннеди .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Экипаж челнока «Колумбия» состоял из семи человек. Его состав был таким:

    • Командир экипажа - 45-летний Ричард Даглас «Рик» Хасбанд (англ. Richard Douglas «Rick» Husband ). Военный лётчик США, полковник ВВС США , астронавт NASA. Провёл в космосе 25 дней 17 часов 33 минуты. До «Колумбии» был командиром челнока STS-96 «Discovery ».
    • Второй пилот - 41-летний Уильям Камерон «Уилли» МакКул (англ. William Cameron «Willie» McCool ). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.
    • Бортинженер - 40-летняя Калпана Чавла (англ. Kalpana Chawla ). Научный сотрудник, первая женщина-астронавт NASA индийского происхождения. Провела в космосе 31 день 14 часов 54 минуты.
    • Специалист по полезной нагрузке - 43-летний Майкл Филлип Андерсон (англ. Michael Phillip Anderson ). Учёный, астронавт NASA. Провёл в космосе 24 дня 18 часов 8 минут.
    • Специалист по зоологии - 41-летняя Лорел Блэр Сэлтон Кларк (англ. Laurel Blair Salton Clark ). Капитан ВМС США , астронавт NASA. Провела в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.
    • Научный специалист (врач) - 46-летний Дэвид МакДауэлл Браун (англ. David McDowell Brown ). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.
    • Научный специалист - 48-летний Илан Рамон (англ. Ilan Ramon , ивр. ‏אילן רמון ‏‎). Первый израильский астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

    Повреждение челнока во время старта

    Внешний топливный бак челноков покрывался термоизоляцинным покрытием, предназначенным для предотвращения образования наледи на оболочке бака, заправленного жидким кислородом и водородом .

    Примерно на 82 секунде после старта от левого обтекателя крепления шаттла к внешнему баку отделился кусок изоляции, который с силой ударил по углепластиковой панели левого крыла «Колумбии». Как показали последующие натурные эксперименты, подобный удар мог оставить после себя пробоину диаметром 15-25 см.

    Обтекатель крепления полностью выполнялся из термоизолирующего вспененного материала и служил для снижения аэродинамической нагрузки на крепление. Отделение обтекателя отмечалось и в прошлых запусках - STS-7 (1983), STS-32 (1990), STS-50 (1992) и STS-112 (2002). Все эти запуски были признаны успешными, «отделению изоляции» (англ. foam shedding ) не было придано должного внимания, и оно было признано нормальным. При запуске миссии STS-112 впервые была задействована видеокамера, закрепленная на внешнем топливном баке. В ходе старта от обтекателя отделился кусок, котороый ударился о соединительное кольцо в месте крепления левого твёрдотопливного ускорителя к внешнему баку, оставив после себя вмятину 10 см шириной и 7,5 см в глубину. Проанализировав эти данные, специалисты НАСА пришли к выводу, что «дополнительно выявленный риск от ударов теплоизоляции не представляет угрозы для эксплуатации внешнего бака» (англ. «the ET is safe to fly with no new concerns (and no added risk)» of further foam strikes ).

    В видеозаписи, полученная при старте миссии STS-107, было выявлено, что обломки изоляции ударили по левому крылу, что могло привести к повреждению теплоизолирующего покрытия космического челнока. К тому времени точное место удара не было известно из-за низкого разрешения записывающей камеры. Несмотря на возникшие риски, на совещании 31 октября 2002 года НАСА полет было решено продолжить.

    Оценка повреждений

    Большое внимание было уделено оценке риска повреждения теплозащитного слоя, которая была разделена на две категории: возможное повреждение силикатной плитки в нижней части поверхности крыла и возможное повреждение панелей укрепленного углепластика. В распоряжении специалистов НАСА был инструмент по симуляции удара мелких снарядов (например, кусков льда) о теплозащитный слой. Инструмент имел несколько недостатков и упущений, в частности, он предназначался для оценки повреждений, оставляемых маленькими, размером с горошину, кусками льда, а не большими кусками теплоизоляционной пены. Даже с этими допущениями выкладки показывали, что в 1 из 15 случаев термозащитный слой из углепластика пробивался насквозь. В электронной переписке руководство задавало вопрос, может ли быть более низкая плотность теплоизолирующей пены «смягчающим» фактором в случае оценки повреждений панелей. Несмотря на сомнения инженеров о возможной большой энергии удара пены, руководство уверилось, что сквозной пробой панелей из углепластика маловероятен.

    Руководство управления миссией посчитало, что удар теплоизоляционной пеной не является критически опасной ситуацией, вследствие чего отменило один из запросов в Министерство обороны о предоставлении изображений.

    23 января директор по полету Стив Стич направил электронное письмо командиру «Колумбии» Хасбанду и пилоту Маккулу, в котором развеял опасения по поводу безопасности возвращения на Землю.

    Разрушение челнока

    Расследование

    Первичное расследование

    Расследование причин катастрофы с самого начала было сконцентрировано на ударе теплоизолирующей пены. Предыдущие инциденты ударов льда и пены во время старта челнока были хорошо известны и задокументированы (в частности, во время миссий STS-27 , STS-45 и STS-87 , когда ударом повреждалась обшивка челноков) .

    Трагедия, приключившаяся с американским шаттлом «Челленджер» стала одной из крупнейших космических катастроф ХХ века. Что же стало ее причиной? И все ли тут так однозначно?

    История «Челленджера»

    В 1971 году в США началось строительство космических летательных аппаратов многоразового использования – «Space Shuttle», что в переводе означает «космический челнок». Им предстояло курсировать между Землей и ее орбитой, доставляя различные грузы на орбитальные станции. Кроме того, в задачи «челноков» входили монтажные и строительные работы на орбите и проведение научных исследований.
    В июле 1982 года в распоряжение НАСА был передан шаттл «Челленджер». До рокового дня он пережил уже девять успешных запусков.
    28 января 1986 года шаттл выполнял очередной космический рейс. На борту находилось семь человек: 46-летний командир экипажа, подполковник Фрэнсис Ричард Скоби; 40-летний второй пилот, капитан Майкл Джон Смит; 39-летний научный специалист, подполковник Эллисон Сёдзи Онидзука; 36-летняя профессиональная летчица и научный специалист Джудит Арлен Резник; 35-летний физик Роналд Эрвин Макнейр; 41-летний специалист по полезной нагрузке, капитан ВВС США Грегори Брюс Джарвис; и, наконец, 37-летняя специалист по полезной нагрузке Шэрон Криста Корриган Маколифф, по профессии школьная учительница, единственное гражданское лицо в команде.
    Проблемы возникли еще перед полетом. Старт корабля из-за различных организационных, погодных и технических проблем несколько раз переносили. Наконец он был назначен на утро 28 января. Температура к этому моменту опустилась до -1°С. Инженеры предупредили руководство НАСА о том, что это может повлиять на состояние уплотнительных колец двигателя, и порекомендовали снова отложить запуск, но их не послушали. К тому же обледенела стартовая площадка, но к 10 часам утра лед начал таять, и запуск все-таки состоялся.

    Катастрофа и ее последствия

    Старт произошел в 11 часов 40 минут с побережья Флориды. Семь секунд спустя из основания правого ускорителя повалил серый дым. На 58-й секунде полета шаттл начал разрушаться. Из внешнего бака стал вытекать жидкий водород, а давление в нем упало до критического уровня. На 73-й секунде полета бак полностью разрушился, и «Челленджер» превратился в огненный шар. Шансов на спасение у членов экипажа не было: система эвакуации людей на борту отсутствовала.
    Обломки судна упали в Атлантический океан. 7 марта военные обнаружили на дне моря кабину, в которой находились тела погибших. При обследовании тел выяснилось, что какое-то время после катастрофы трое астронавтов – Смит, Онидзука и Резник, были еще живы, так как кабина оторвалась от хвостовой части. Им удалось включить персональные приборы подачи воздуха. Но пережить сильного удара о воду они уже не смогли.
    К 1 мая из воды было извлечено 55% фрагментов челнока. Расследованием причин крушения несколько месяцев занималась специальная секретная Комиссия Роджерса (названная так по имени ее председателя Уильяма Пирса Роджерса). В ее состав входили ученые, инженеры, астронавты и военные.
    В конце концов комиссия представила президенту Рейгану отчет, в котором подробно были изложены причины и обстоятельства гибели «Челленджера». Там было указано, что непосредственной причиной происшедшего стало повреждение уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя. Оно не сработало при воздействии ударной нагрузки во время запуска двигателя, так как потеряло эластичность из-за низкой температуры.
    Это привело к смещению элементов корабля и отклонению его от заданной траектории, вследствие чего он был разрушен в результате аэродинамических перегрузок.
    Программу шаттлов свернули на три года. Соединенным штатам были нанесены огромные убытки в размере 8 миллиардов долларов. Было реорганизовано и само НАСА, в частности, там появилось особое ведомство, отвечающее за безопасность космических путешествий.

    Крушение «Челленджера» - фейк?

    Между тем, помимо официальной версии о технических неполадках как причине катастрофы «Челленджера», есть и другая, чисто конспирологическая. Она гласит, что крушение шаттла являлось фейком, постановкой, организованной НАСА. Но зачем понадобилось губить корабль? Очень просто, говорят конспирологи, программа шаттлов не принесла ожидаемого эффекта, и чтобы не потерять лицо перед СССР – основным конкурентом в области покорения космоса, США решили поискать повод для прекращения программы и перехода на традиционные одноразовые запуски. Хотя на самом деле шаттлы продолжали строиться и запускаться, взять хотя бы челнок «Колумбия», потерпевший крушение в 2003 году…
    А как же погибший экипаж? Те же конспирологические источники утверждают, что в момент взрыва на борту челнока никого не было! И что якобы погибшие астронавты на самом деле живы. Так, Ричард Скоби якобы живет под своим собственным именем, возглавляет компанию «Cows in Trees ltd.». Майкл Смит преподает в Университете Висконсина. Онидзука и Макнейр будто бы выдают себя за собственных братьев-близнецов (не странно ли, что сразу у двоих членов экипажа вдруг оказались братья-близнецы?) А Джудит Резник и Криста Маколифф преподают юриспруденцию - одна в Йельском, другая в Сиракузском университете. И только о Грегори Джарвисе ничего не известно. Не исключено, что он и стал единственным погибшим на борту!
    Но понятно, что все это лишь голословные утверждения, и никаких реальных доказательств данной версии не существует. Ну каким образом якобы погибший человек может жить и работать под собственным именем так, чтобы об этом не стало известно широкой общественности? Не говоря уж о «близнецах». Возможно, в США действительно есть люди с теми же именами, что у погибших астронавтов, однако это еще ни о чем не говорит. Так что единственной и основной версией катастрофы с «Челленджером» пока остается технический недосмотр.