Кем был мартов. Еврейский мемориал

Брамс (Brahms) Иоганнес (1833-1897) немецкий композитор, пианист, дирижёр. Родился в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена. Испытывая нужду, работал тапёром, давал частные уроки. Одновременно интенсивно сочинял, но большинство ранних сочинений позже уничтожил. В возрасте 20 лет совместно с венгерским скрипачом Э. Ременьи совершил концертную поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом, И. Иоахимом и Р. Шуманом, который в 1853 на страницах журнала «NZfM» приветствовал талант композитора. В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле и Обществе друзей музыки. В середине 70-х гг. Брамс целиком посвящает себя творческой деятельности, выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует.

Творчество Брамса

В обстановке борьбы сторонников Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и последователей Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа), не примкнув к какому-либо из этих направлений, Брамс глубоко и последовательно развивал классические традиции, которые обогатил романтическим содержанием. Музыка Брамса воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, проникнута порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом. Импровизационный склад сочетается в ней со строгой логикой развития.

Музыкальное наследие композитора обширно и охватывает многие жанры (за исключением оперы). 4 симфонии Брамса, из которых особенно выделяется последняя, - одно из высших достижений симфонизма 2-й половины 19 в. Вслед за Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Брамс понимал композицию симфонии как инструментальную драму, части которой объединены определенной поэтической идеей. По художественной значимости к симфониям Брамса примыкают его инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами. Скрипичный концерт Брамса (1878) принадлежит к числу наиболее популярных произведений этого жанра. Большой известностью пользуется также 2-й фортепьянный концерт (1881). Из вокально-оркестровых сочинений Брамса наиболее значителен «Немецкий реквием» (1868) с его размахом и проникновенной лирикой. Разнообразна вокальная музыка Брамса, видное место в которой занимают обработки народных песен. Произведения камерно-инструментального жанра относятся преимущественно к раннему (1-е фортепьянное трио, фортепьянный квинтет и др.) и к позднему периодам жизни Брамса, когда возникли лучшие из этих произведений, для которых характерны усиление героико-эпических черт и одновременно субъективно-лирическая направленность (2-е и 3-е фортепьянное трио, сонаты для скрипки и для виолончели с фортепьяно и др.). Фортепьянные произведения Брамса отличаются контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой. Начав с сонат, Брамс в дальнейшем писал для фортепьяно главным образом миниатюры. В фортепьянных вальсах и «Венгерских танцах» выразилось увлечение Брамсом венгерским фольклором. В последний период творчества Брамс создал фортепьянные произведения камерного плана (интермеццо, каприччио).

История жизни
Брамс Иоганнес родился 7 мая 1833 года в Гамбурге, в семье Якоба Брамса, профессионального контрабасиста. Первые уроки музыки Брамсу давал отец, впоследствии он учился у О.Косселя, о котором всегда вспоминал с благодарностью.
В 1843 году Коссель передал своего ученика Э.Марксену. Марксен, педагогика которого основывалась на изучении произведений Баха и Бетховена, быстро понял, что имеет дело с необыкновенным дарованием. В 1847, когда умер Мендельсон, Марксен сказал другу: «Один мастер ушел, но другой, более крупный, идет ему на смену – это Брамс».
В 1853 году Брамс закончил учение и в апреле того же года отправился в концертное турне со своим другом, Э.Ременьи: Ременьи играл на скрипке, Брамс на фортепиано. В Ганновере они встретились с другим известным скрипачом, Й.Иоахимом. Тот был поражен мощью и огненным темпераментом музыки, которую Брамс показал ему, и два молодых музыканта (Иоахиму было тогда 22 года) стали близкими друзьями. Иоахим дал Ременьи и Брамсу рекомендательное письмо к Листу, и они отправились в Веймар. Маэстро проиграл с листа некоторые сочинения Брамса, и они произвели на него столь сильное впечатление, что он тут же захотел «причислить» Брамса к передовому направлению – Новонемецкой школе, которую возглавляли он сам и Р.Вагнер. Однако Брамс устоял перед обаянием личности Листа и блеском его игры. Ременьи остался в Веймаре, Брамс же продолжил свои странствия и в конце концов оказался в Дюссельдорфе, в доме Р.Шумана.
Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, уже слышали о Брамсе от Иоахима и тепло приняли молодого музыканта. Они пришли в восторг от его сочинений и стали самыми стойкими его приверженцами. Брамс прожил в Дюссельдорфе несколько недель и направился в Лейпциг, где его концерт посетили Лист и Г.Берлиоз. К Рождеству Брамс прибыл в Гамбург; он покинул родной город безвестным учеником, а вернулся артистом с именем, о котором в статье великого Шумана было сказано: «Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени».
В феврале 1854 года Шуман в нервном припадке попытался покончить с собой; его отправили в лечебницу, где он влачил свои дни до самой кончины (в июле 1856). Брамс поспешил на помощь семье Шумана и в период тяжких испытаний заботился о его жене и семерых детях. Вскоре он влюбился в Клару Шуман. Клара и Брамс по обоюдному согласию никогда не говорили о любви. Но глубокая взаимная привязанность сохранилась, и в течение всей своей долгой жизни Клара оставалась ближайшим другом Брамса.
В осенние месяцы 1857–1859 гг. Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде, а летние сезоны 1858 и 1859 проводил в Гёттингене. Там он встретился с Агатой фон Зибольд, певицей, дочерью университетского профессора; Брамс был серьезно увлечен ею, однако поспешил ретироваться, когда речь зашла о браке. Все последующие сердечные увлечения Брамса носили мимолетный характер. Умер он холостяком.
Семья Брамса по-прежнему жила в Гамбурге, и он постоянно ездил туда, а в 1858 году снял для себя отдельную квартиру. В 1858–1862 гг. он успешно руководил женским любительским хором: это занятие очень нравилось ему, и он сочинил для хора несколько песен. Однако Брамс мечтал о месте дирижера гамбургского Филармонического оркестра. В 1862 году прежний руководитель оркестра умер, но место досталось не Брамсу, а Ю.Штокхаузену. После этого композитор решился на переезд в Вену.
К 1862 роскошный красочный стиль ранних фортепианных сонат Брамса уступает место стилю более спокойному, строгому, классичному, что проявилось в одном из лучших его произведений – Вариациях и фуге на тему Генделя. Брамс все дальше отходил от идеалов Новонемецкой школы, и его неприятие Листа достигло кульминации в 1860 году, когда Брамс и Иоахим опубликовали весьма резкий по тону манифест, в котором, в частности, говорилось, что сочинения последователей Новонемецкой школы «противоречат самому духу музыки».
Первые концерты в Вене были встречены критикой не слишком дружелюбно, однако венцы охотно слушали Брамса-пианиста, и вскоре он завоевал всеобщую симпатию. Остальное было делом времени. Он уже не бросал вызова коллегам, его репутация окончательно установилась после громкого успеха «Немецкого реквиема», исполненного 10 апреля 1868 года в кафедральном соборе Бремена. С этих пор самыми заметными вехами биографии Брамса становятся премьеры его крупных сочинений, таких, как Первая симфония до минор (1876), Четвертая симфония ми минор (1885), квинтет для кларнета и струнных (1891).
Его материальное благосостояние росло вместе со славой, и теперь он дал волю своей любви к путешествиям. Он посещал Швейцарию и другие живописные места, несколько раз ездил в Италию. До конца жизни Брамс предпочитал не слишком трудные путешествия, и потому его излюбленным местом отдыха стал австрийский курорт Ишль. Именно там 20 мая 1896 он получил известие о смерти Клары Шуман. Тяжело заболев, он скончался в Вене 3 апреля 1897 года.
Брамс не написал ни одной оперы, но в остальном его творчество охватывало почти все основные музыкальные жанры. Среди его вокальных сочинений, как горная вершина царит величественный «Немецкий реквием», за ним следует полдюжины произведений меньшего масштаба для хора и оркестра. В наследии Брамса – вокальные ансамбли с сопровождением, мотеты a capella, квартеты и дуэты для голосов с фортепиано, около 200 песен для голоса и фортепиано. В области оркестрово-инструментальной следует назвать четыре симфонии, четыре концерта (в их числе возвышенный скрипичный концерт ре мажор, 1878, и монументальный Второй фортепианный концерт си-бемоль мажор, 1881), а также пять оркестровых сочинений разных жанров, включая Вариации на тему Гайдна (1873). Он создал 24 камерно-инструментальных произведения разного масштаба для фортепиано соло и для двух фортепиано, несколько пьес для органа.
Когда Брамсу было 22 года, такие знатоки, как Иоахим и Шуман, предполагали, что он возглавит возрождающееся романтическое движение в музыке. Неисправимым романтиком Брамс остался на всю жизнь. Однако это был не патетический романтизм Листа и не театральный романтизм Вагнера. Брамс не любил слишком ярких красок, и иногда может показаться, что он вообще безразличен к тембру. Так, мы не можем сказать с полной уверенностью, были Вариации на тему Гайдна первоначально сочинены для двух фортепиано или для оркестра, – они опубликованы в обеих версиях. Фортепианный квинтет фа минор сначала задумывался как струнный квинтет, потом как фортепианный дуэт. Такое пренебрежение к инструментальному колориту – редкость среди романтиков, ведь красочности музыкальной палитры придавалось решающее значение, а Берлиоз, Лист, Вагнер, Дворжак, Чайковский и другие произвели настоящую революцию в области оркестрового письма. Но можно припомнить и звучание валторн во Второй симфонии Брамса, тромбонов – в Четвертой, кларнета – в кларнетовом квинтете. Ясно, что композитор, таким образом пользующийся тембрами, отнюдь не слеп к краскам – просто он иногда предпочитает «черно-белый» стиль.
Шуберт и Шуман не только не скрывали своей приверженности к романтизму, но и гордились ею. Брамс – гораздо осторожнее, он словно боится выдать себя. «Брамс не умеет ликовать», – сказал как-то оппонент Брамса, Г.Вольф, и в этой колкости есть доля правды.
Со временем Брамс стал блестящим контрапунктистом: его фуги в «Немецком реквиеме», в Вариациях на тему Генделя и других сочинениях, его пассакальи в финалах Вариаций на тему Гайдна и в Четвертой симфонии непосредственно исходят из принципов баховской полифонии. В других случаях влияние Баха преломляется через стиль Шумана и обнаруживает себя в густой хроматизированной полифонии оркестровой, камерной и поздней фортепианной музыки Брамса.
Размышляя о страстном поклонении композиторов-романтиков Бетховену, нельзя не поразиться тому, что они оказались относительно слабыми именно в той области, в которой особенно преуспел Бетховен, а именно в области формы. Брамс и Вагнер стали первыми великими музыкантами, которые оценили достижения Бетховена в этой области, сумели воспринять и развить их. Уже ранние фортепианные сонаты Брамса пронизаны такой музыкальной логикой, какая не встречалась со времен Бетховена, а с годами брамсовское владение формой становилось все более уверенным и изощренным. Он не чуждался новаций: можно назвать, например, использование одной и той же темы в разных частях цикла (романтический принцип монотематизма – в соль-мажорной скрипичной сонате, op. 78); медленное, задумчивое скерцо (Первая симфония); скерцо и медленная часть, слитые воедино (струнный квартет фа мажор, op. 88).
Таким образом, в творчестве Брамса встретились две традиции: контрапункт, идущий от Баха, и архитектоника, развитая Гайдном, Моцартом, Бетховеном. К этому добавляется романтическая экспрессия и колорит. Брамс соединяет разные элементы немецкой классической школы и подытоживает их – можно сказать, что его творчество завершает классический период в немецкой музыке. Неудивительно, что современники часто обращались к параллели «Бетховен – Брамс»: действительно, у этих композиторов много общего. Тень Бетховена витает – с большей или меньшей отчетливостью – над всеми крупными сочинениями Брамса. И только в малых формах (интермеццо, вальсах, песнях) ему удается забыть про эту великую тень – для Бетховена малые жанры играли второстепенную роль.
Как автор песен Брамс охватил, быть может, менее широкий круг образов, чем Шуберт или Г.Вольф; большинство лучших его песен – чисто лирические, обычно на слова немецких поэтов второго ряда. Несколько раз Брамс писал на стихи Гёте и Гейне. Почти всегда песни Брамса точно соответствуют настроению избранного стихотворения, гибко отражают смену чувств и образов.
Как мелодист Брамс уступает только Шуберту, в композиторском же мастерстве у него нет соперников. Симфоничность брамсовского мышления проявляется в широком дыхании вокальных фраз (часто ставящих перед исполнителями нелегкие задачи), в стройности формы и насыщенности фортепианной партии; Брамс бесконечно изобретателен в сфере фортепианной фактуры и в умении вовремя применить тот или иной фактурный прием.
Брамс – автор двух сотен песен; он работал в этом жанре всю жизнь. Вершина песенного творчества – написанный в конце жизни великолепный вокальный цикл «Четыре строгих напева» (1896) на библейские тексты. Ему принадлежат также около двухсот обработок народных песен для разных исполнительских составов.

Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум ; 24 ноября 1873, Константинополь - 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) - российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист.

Ранние годы

Родился в Константинополе в зажиточной еврейской семье. Дед Юлия Осиповича - Александр Осипович Цедербаум - стоял во главе просветительского движения в Одессе в 1850-1860 гг. и в Петербурге в 1870-1880-е гг., был основоположником первых в России еврейских газет и журналов. Отец - Иосиф Александрович (1839-1907) - служил в Русском обществе пароходства и торговли, работал корреспондентом «Петербургских ведомостей» и «Нового времени». Мать рано осталась сиротой и воспитывалась в католическом монастыре в Константинополе, вышла замуж сразу после выхода из монастыря, родила одиннадцать детей, троих похоронила. Двое из трёх братьев Сергей (псевдоним «Ежов»), Владимир (псевдоним «Левицкий») и сестра Лидия стали известными политическими деятелями.

C раннего детства хромал. Гувернантка уронила его с небольшой высоты, в результате чего мальчик сломал ногу. О случившемся гувернантка долго никому не рассказывала, из-за чего лечение началось поздно и нога срослась неправильно. Несмотря на длительное лечение, как вспоминала его сестра Лидия «он так и остался на всю жизнь хромым, невольно волоча свою больную ногу, сильно сутулясь при ходьбе… Это обстоятельство сыграло, думаю, немаловажную роль в его жизни и во всем его развитии».

Племянница Мартова Юлиана Яхнина вспоминала: «Мама всегда рассказывала мне об удивительной нравственной атмосфере, которая царила в семье. - Показательна даже игра, которую играли старшие дети. Они придумали государство, названное ими Приличенск. И когда кто-то из них совершал какой-нибудь дурной поступок, его укоряли: „В Приличенске так не поступают“».

Турцию семья покинула в 1877 году в связи с русско-турецкой войной.

Учился Юлий три года в 7-й гимназии Санкт-Петербурга, один год - в Николаевской Царскосельской гимназии. В 1891 году он окончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию и поступил на естественное отделение Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.

Политическая деятельность

Уже на первом курсе Петербургского университета создал революционный кружок. В 1892 г. был арестован за распространение нелегальной литературы. Полтора года он находился в Доме предварительного заключения и в «Крестах». Его исключили из университета и летом 1893 г. выслали под гласный надзор полиции в Вильно (ныне Вильнюс). Здесь он принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России (с 1897 г. Бунд).

После отбытия наказания в 1895 г. вместе с В. И. Лениным был одним из основателей петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса (название организации придумал Мартов), за что был в 1896 г. вновь арестован и сослан в Туруханск. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-ю ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» «Экономистов» Е. Д. Кусковой. Во время пребывания в камере предварительного заключения им была написана первая собственная работа «Современная Россия». В ссылке он пишет ещё две работы: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России».

В январе 1900 г., по окончании сибирской ссылки, Мартов направился в Полтаву, в апреле того же года участвовал в Псковском совещании, на котором обсуждался вопрос о создании общерусской политической газеты «Искра». Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А. Потресовым и В. Лениным. Он активно работал по подготовке к изданию газеты «Искра» и журнала «Заря», был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. Будущая жена Сергея Цедербаума Конкордия Захарова стала агентом газеты, через месяц после этого она уехала из Полтавы в Петербург, а оттуда - в Мюнхен. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. туда приехал Мартов. За границей помимо работы по изданию «Искры», в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже, поддерживал тесный контакт с Лениным.

В. Ленина и Ю. Мартова называли друзьями-врагами. Когда Мартов умер в 1923 г. в Берлине, больному Ленину об этом не сказали, поскольку боялись, что с ним может случиться удар.

Политические взгляды Мартова и Ленина поначалу сходились: оба были марксистами. Но затем из одной, марксистской идеологии выросли две другие противоположные друг другу - демократический социализм (меньшевизм) и революционный социализм (большевизм). О том, каковы были основные расхождения между двумя этими идеологиями, наш корреспондент И. СОЛГАНИК беседует с доктором исторических наук Г. ЙОФФЕ.

Расхождения между Лениным и Мартовым я бы объединил в три группы в соответствии с хронологией. Первая - расхождения по организационному вопросу, которые обнаружились на II съезде РСДРП (1903 г.).

Ленин утверждал, что в условиях самодержавия пролетарская партия должна стать "организацией профессиональных революционеров", дисциплинированной, выстроенной сверху вниз: "идея централизма должна пронизать собою весь устав". Основная область деятельности партии - нелегальная, подпольная. А легальные организации должны играть вспомогательную роль - прикрывать нелегальное ядро.

По этому поводу меньшевистская новая "Искра" в 1903 г. писала: "Ленин хочет такую партию, которая представляла бы собою огромную фабрику во главе с директором в виде ЦК, а членов партии превратить в "колесики и винтики".

Мартов говорит также о "гипертрофии централизма" ленинского плана, о том, что ленинская чрезмерно нейтралистская организация опасна тем, что в ее центре может оказаться "неспособное лицо".

Вслед за Троцким Мартов обвиняет Ленина в "бонапартизме", в том, что он хочет установить в ЦК свое господство. Ленин отвечает: "До какой степени глубоко мы расходимся здесь политически с тов. Мартовым, видно из того, что он ставит мне в вину это желание влиять на ЦК, а я ставлю себе в заслугу то, что я стремился и стремлюсь закрепить это влияние организационным путем".

Видимо, Ленин был по-своему последователен и логичен, учитывая, что главной своей целью он ставил вооруженное восстание, захват власти большевиками - демократическая партия вряд ли могла бы этого достичь.

Конечно, у Ленина была своя логика и своя правота. Но несомненно также и то, что ленинская модель, выдвинутая еще в книге "Что делать?", а затем предъявленная на II съезде РСДРП, позднее привела к превращению партии в закрытую, ограниченную, полностью находящуюся под контролем "вождя" организацию. Ленинская модель повышала "боевую готовность" партии, но сужала ее демократизм.

А теперь - точка зрения Мартова. Он считает, что партия должна быть демократичной, массовой, включать всех, кто хочет помочь освобождению рабочего класса, и действовать легально. А подпольные партийные организации нужны для того, чтобы помогать открытой массовой партии.

Мартов тоже был по-своему логичен и по-своему прав. Его модель перекрывала пути гипертрофированному централизму в партии, должна была усилить ее демократический характер. Да, она могла снизить "боевитость" партии, но зато исключала авторитарные тенденции, превращение в "винтики" рядовых членов.

Как известно, на II съезде РСДРП формула Ленина получила большинство. Мартов остался в меньшинстве. Так в связи с расхождением по оргвопросу возникли два течения в российской социал-демократии - большевизм и меньшевизм.

Наверное, самые глубокие расхождения между большевиками и меньшевиками были не в их конечной цели (социализм), а в том, что значил для них социализм и какими методами его хотели строить. Ленинцы считали, что этой цели смогут достичь, только взяв власть в свои руки. Ленинская установка, начиная со II съезда партии, была неизменной: власть через вооруженное восстание ("коренной вопрос всякой революции есть вопрос о власти"). Мартов был против вооруженного восстания.

Не получается ли так, что в этом вопросе Мартов был марксистом больше, чем Ленин? По Марксу, общество не может перескочить через естественные фазы развития, и революция может произойти только в индустриально развитой стране в результате развития самого капиталистического общества, его внутренних законов. По Ленину - революция может произойти и в отсталой стране в результате вооруженного переворота.

Отвечая на этот вопрос, скажу о второй группе расхождений между Мартовым и Лениным, которые можно назвать политико-стратегическими.

Почему Ленин стремился создать боевую партию профессиональных революционеров? Потому, что с ее помощью большевики рассчитывали свергнуть царизм и прийти к власти, добиться, по мысли Ленина, относительно быстрого перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

Меньшевики, в том числе Ю. Мартов, исходили из того, что буржуазная революция должна привести к власти буржуазное правительство, которое будет содействовать капиталистическому развитию страны. Социал- демократия в этих условиях должна играть роль политической оппозиции. Задачу социалистического преобразования страны социал-демократы могут поставить лишь после того, как для этого вызреют экономические и общественные условия.

Конечно, концепция Мартова выглядит более марксистски-ортодоксальной, концепция Ленина - более новаторской.

Мы всегда подчеркивали идеологическую природу расхождений Ленина и Мартова, что, безусловно, справедливо, но неоправданно игнорировали разницу их темпераментов, которая тоже имела немалое значение. Ленин был человеком огромной воли, беспощадным к противникам, резким в высказываниях. О Мартове один из его сподвижников, меньшевик Д. Далин писал: "Мартов был скорее человеком интеллекта, чем большой воли. Больше мыслитель и писатель, чем генерал, он пользовался авторитетом благодаря уму и страстной преданности своей идее, но нуждался в коллеге-вожде, который при нем держал бы в руках разветвленный аппарат, вел практическую работу...".

Была ли, по-вашему, демократическая альтернатива Октябрю, идея которого, как известно, не находила полной поддержки даже среди большевиков, не говоря уже о других партиях?

Мы наконец подошли к последней группе противоречий между большевиками и меньшевиками.

Мартов вернулся в Россию из Швейцарии спустя месяц после Ленина - в мае 1917 г. Вот отрывок из его письма в Швейцарию, написанного летом: "Страна разорена (цены безумные, значение рубля равно 25 - 30 коп., не более). Город запущен до страшного, обыватели всего страшатся - гражданской войны, голода, миллионов бродящих солдат и т. д. Если не удастся привести очень скоро к миру, неизбежна катастрофа. Над всем тяготеет ощущение чрезвычайной "временности" всего, что свершается. Такое у всех чувство, что все это революционное великолепие на песке, что не сегодня - завтра что-то новое будет в России - то ли крутой поворот назад, то ли красный террор считающих себя большевиками, но на деле настроенных просто пугачевски".

Уже в начале июля Мартов выдвинул идею единения всех демократических сил, создания однородного социалистического правительства. Эта идея отмежевала Мартова от правых меньшевиков, которые вошли в коалицию с буржуазными партиями, и прежде всего - кадетами, но в то же время и от большевиков, требовавших, как известно, передачи всей власти только Советам.

Между тем политический компромисс, без преувеличения, мог бы стать поворотным пунктом в революции: обеспечить ее мирное развитие и предотвратить гражданскую войну. Но компромисс не состоялся. Опасаясь быстрой большевизации масс и Советов, правые меньшевики и эсеры к концу сентября 1917 г. вернулись к политике правительственной коалиции с кадетами. С одной стороны, это окончательно их скомпрометировало и связало с обанкротившимся Временным правительством, с другой - еще больше толкнуло массы к большевикам под их радикальные лозунги (мир, хлеб, земля), а самих большевиков - Ленина, Троцкого и других резко сдвинуло влево, к идее вооруженного восстания против Временного правительства как единственному способу разрешить социальный и политический кризис.

Отчаянные попытки Мартова уже в дни восстания мирно разрешить кризис путем переговоров представителей всех социалистических партий и создания "общедемократического правительства" не увенчались успехом. Правые меньшевики и правые эсеры в знак протеста против восстания покинули II съезд Советов, оставив "поле революции" большевикам. Большевики также отвергли примиряющее предложение Мартова.

- "Мы открыто ковали волю масс на восстание, - заявил Троцкий на II съезде Советов, - наше восстание победило. Теперь нам предлагают: откажитесь от победы, заключите соглашение. С кем? Вы - жалкие единицы, вы - банкроты, ваша роль сыграна, отправляйтесь туда, где вам отныне надлежит быть: в сорную корзину истории".

Альтернативные варианты предлагает большевикам и Викжель: создать "однородное социалистическое правительство" из всех советских партий, поскольку "образовавшийся в Петрограде Совет народных комиссаров, как опирающийся только на одну партию, не может встретить признания и опоры во всей стране".

Демократическое крыло ЦК партии большевиков - Каменев, Зиновьев, Рыков, Ногин также требуют создать "правительство из советских партий", поскольку вне этой коалиции есть только один путь - "сохранение чисто большевистского правительства средствами политического террора". Но Ленин настаивает, что "без измены лозунгу Советской власти нельзя отказываться от чисто большевистского правительства".

То есть получается, что если до Октября 1917 г. демократические альтернативы были, то после него их уже не было.

Ретроспективно можно, конечно, об этом сожалеть, но тогда каждая партия действовала сообразно своим политическим интересам. Увы, для многих партийных лидеров они оказались важнее будущего страны. Впрочем, будущее виделось им по-разному. Те, кто выступал за блок партий (меньшевики), видели в нем гарантию против раскола демократических сил, способного довести страну до гражданской войны. Те, кто был настроен радикально и шел на разрыв с "буржуазными соглашателями" (большевики), также считали, что только на этом пути возможно будет парализовать силы контрреволюции и предотвратить гражданскую войну.

А теперь - последний вопрос. Каково было отношение Мартова, для которого не было "социализма без демократии и демократии без социализма", к диктатуре пролетариата?

Многие западные советологи называют учение о диктатуре пролетариата "тоталитарной философией власти", поскольку эта диктатура организована таким образом, что ее, по Ленину, может непосредственно осуществлять не сам пролетариат, а только его "авангард" - партия большевиков, а партией, в свою очередь, руководит ЦК. "Партией, собирающей ежегодные съезды (последний: 1 делегат от 1000 членов), руководит выбранный на съезде Центральный Комитет из 19 человек, причем текущую работу в Москве приходится вести еще более узким коллегиям, именно так называемым "Оргбюро" (Организационному бюро) и "Политбюро" (Политическому бюро), которые избираются на пленарных заседаниях Цека в составе пяти членов Цека в каждое бюро. Выходит, следовательно, самая настоящая "олигархия". Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии", - писал в 1920 г. Ленин, впоследствии сам ставший заложником этой системы.

Правые меньшевики считали Октябрь солдатским бунтом, авантюрой, а установившуюся систему - террористической партократией. Но отношение Мартова к Октябрю было далеко не столь однозначным. Выступая на экстренном съезде партии меньшевиков в конце ноября 1917 г. Мартов говорил: "Месяц, прошедший со дня большевистского переворота, достаточный срок, чтобы убедить каждого в том, что события этого рода ни в коем случае не являются исторической случайностью, что они являются продуктом предыдущего хода общественного развития". Спустя некоторое время он писал Аксельроду в Стокгольм: "Мы не считаем возможным от большевистской анархии апеллировать к реставрации бездарного коалиционного режима, а лишь к демократическому блоку. Мы за преторианско-люмпенской стороной большевизма не игнорируем его корней в русском пролетариате, а потому отказываемся организовывать гражданскую войну против него...". Но до конца своих дней Мартов страдал от того, что Октябрю не суждено было стать общедемократическим, создавшим правительство из всех социалистических партий.

В 1920 г. Мартову по просьбе ЦК меньшевиков был выдан заграничный паспорт для участия в работе съезда Независимой германской социалистической партии в городе Галле.

В Россию он не вернулся. В Берлине издавал журнал "Социалистический вестник", тяжело болел и умер в 1923 г. от туберкулеза.

В ссылке он пишет ещё две книги: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России».
В январе 1900, по окончании сибирской ссылки, Мартов направился в Полтаву, в апреле того же года участвовал в Псковском совещании, на котором обсуждался вопрос о создании общерусской политической газеты «Искра». Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А. Потресовым и В. Лениным.
Он активно работал по подготовке к изданию газеты «Искра» и журнала «Заря». Редакция газеты с 1901 базировалась в Германии. В августе 1901 туда приехал Мартов. Он поддерживал тесный контакт с Лениным.

На II съезде РСДРП, который был организован при большом участии Мартова, между ним и Лениным произошёл раскол. Сторонников Ленина стали называть большевиками, а мартовцев - меньшевиками.
После съезда Мартов вошёл в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры». Участвовал в революции 1905, член Петербургского совета.
На Женевской конференции меньшевиков (апрель - май 1905) настаивал на выборности всех партийных органов. Что же касается его отношения к Ленину, то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввёл термин «ленинизм».
В 1906 он дважды подвергался аресту. В июле по решению Особого совещания был выслан за границу. Сначала Мартов жил в Женеве, затем в Париже.
В 1907 он присутствовал на V съезде РСДРП.
В 1912 Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в Вене, где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 вошёл в Заграничный секретариат Организационного комитета. Во время Первой мировой войны был её противником.

Участвуя в Циммервальдской (1915) и Кинтальской (1916) конференциях социалистов, Мартов высказывал мнение, что вслед за империалистической войной неизбежно наступит период гражданских войн и ликвидация капитализма.
После Февральской революции 9 мая вернулся в Россию, так же, как и Ленин, проехав через Германию.
Несмотря на огромный авторитет Мартов сыграл в революции значительно меньшую роль, чем другие меньшевики - И. Г. Церетели, Ф. И. Дан или Н. С. Чхеидзе.
К Октябрьской революции отнесся отрицательно, ушёл с делегацией меньшевиков со II съезда Советов. Выступал против ограничения большевиками свободы слова, против арестов видных деятелей (не только меньшевиков и эсеров, но также буржуазных партий и беспартийных). Осудил разгон Учредительного собрания.
В марте 1918 Мартов переехал в Москву, где находился ЦК РСДРП, и возглавил редакцию газеты «Вперёд», с помощью которой ещё пытался вернуть результаты революции в демократическом направлении. Он опубликовал разоблачающие И. Сталина материалы об участии того в экспроприациях 1906-1907 и исключении его из партии через несколько лет.

Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 был делегатом Всероссийского совещания меньшевиков.
В конце 1918 он всё же пришел к выводу о необходимости принять «Советский строй как факт действительности», по-прежнему требуя его демократизации. C 1919 член ВЦИК, в 1919-1920 - депутат Моссовета.
В сентябре 1920 будучи смертельно болен туберкулёзом эмигрировал. В Германии к нему присоединился высланный из России Ф. И. Дан, и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков. Сразу после приезда в Берлин Мартов с согласия ЦК партии основал журнал «Социалистический вестник», и его статьи регулярно печатались на страницах этого журнала. Всего вышло в свет 45 его статей и заметок, в которых он старался понять и объяснить большевизм, в котором видел «потребительский коммунизм».
В 1922 Мартов при помощи М. Горького пытался предотвратить расправу над правыми эсерами в России.

Юлий Осипович Мартов умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923.
После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в Берлине.