Как достичь медитативное состояние. С чего начать медитацию? Как войти в медитативное состояние? Как входить в медитацию

Проще всего созерцание, медитацию можно выразить как состояние сосредоточенного внимания.

Наоми Озанец.

У нас, в западной культуре, давно произошло разделение духовного от материального. Нас с детства воспитывают так, что мы ищем удовлетворения в безбедном и безопасном существовании, окружаем свою жизнь различными удобствами и роскошью, а в настоящее время гонка за роскошью навязывается телевидением, кинофильмами, СМИ.

В отличие от нашей культуры, в восточной духовность воспитывается не отделяясь от повседневности. Это является стилем жизни, привычкой, которая впитывается с молоком матери.

И теперь, когда мы начинаем искать выхода из этой бесконечной гонки – мы обращаем свое внимание на Восток.

Конечно же, далеко не всё нами принимается – очень уж далеко разбросаны наши культуры. Но медитация все сильнее укореняется и в нашей жизни.

Вначале в западных странах – ее использовали как антистрессовое средство, а затем, в процессе изучения – начали понимать, что это великолепная возможность познать самого себя, привести свое сознание в гармонию, успокоить свой ум и решить проблемы, которые в обычном состоянии просто не решались.

Для нас медитация, особенно в начале её освоения, это что-то совершенно непонятное и довольно сложное (не забывайте, что это все-таки духовная практика).

Поэтому очень важно знать и соблюдать

Правила, необходимые для выполнения медитации

Для начала, определитесь с помещением, в котором собираетесь медитировать. Вам нужно обязательно оградить себя от шума, присутствия посторонних людей, животных – это не только будет вам мешать, но и может оказать очень неблагоприятное воздействие.

    Желательно, чтобы для практики вы выбрали теплое, сухое, хорошо проветриваемое помещение с минимальным количеством мебели и других предметов: ничто не должно отвлекать вашего внимания.

    Во время медитации вам должно быть тепло и уютно. Не забывайте, что ваше тело длительное время будет неподвижным, поэтому позаботьтесь об удобной теплой одежде.

    Время выбирайте такое, чтобы вам не нужно было никуда торопиться и, чтобы вам не мешали мысли о недоделанных срочных делах. Но обязательно учтите, что на полный желудок медитировать просто противопоказано. Лучшее времяраннее утро, когда большинство еще спит – это 4 – 5 часов утра, или вечером, рекомендуется в 7 – 8 часов вечера, но для меня, например, это время не удобное, т.к. я как раз возвращаюсь с работы и меня ожидает череда бытовых дел. Мне удобнее 10-11 часов вечера, через 4 – 5 часов после ужина, когда я заканчиваю все домашние дела и ничто не может меня отвлечь.

    Поза для медитации – это обязательно сидя с прямой спиной и в том положении, в котором вы сможете находиться удобно довольно длительное время. На Востоке – это обычно поза сидя на полу со скрещенными ногами (лотос, полулотос), в Японии – на коленях, сидя на подушечке, положенной между пяток, на Западе – чаще всего так называемая «египетская поза» - сидя на жестком стуле твердо упираясь в пол ступнями.

    В принципе, выбирайте любую удобную для вас позу. Важно, чтобы поза была устойчивая и спина прямая. Для того, чтобы комфортно чувствовать себя с прямой спиной – можно представить, что к вашей макушке прикреплена нить, за которую вы подвешены сверху, из Вселенной. Это поможет вам расслабиться, оставляя позвоночник прямым.

    Руки во время медитации также можно держать по-разному, но вначале вашей практики более удобно положить их на колени. Причем, если вы положите их ладонями вверх – расслабиться будет проще, так как не будет возможности опираться на ладони.

Внимание!!! Употребление алкоголя, курение и наркотики - несовместимы с занятием медитацией!

Сядьте, будто вы гора, со всем непоколебимым, нерушимым величием самой горы.

Соджал Ринпоче. Медитация.

Хотя вначале наша концентрации может быть и весьма краткой, но если же мы будем упорствовать в своей практике, то её длительность будет постепенно увеличиваться.

Геше Рабтен. Сокровище Дхармы

Как входить в медитацию

Ум столь беспокоен, непостоянен. Ум строптив, упрям и своеволен, что трудно его обуздать, как и ветер.

Арджуна. Бхагавадгита

Научить себя входить в состояние медитации - это самое сложное. Поэтому самое важное не торопиться, постепенно увеличивая время полной сосредоточенности.

После того, как вы заняли устойчивую позу, переключите свое внимание на тело, добиваясь его полного расслабления. Начните со ступней ног, расслабьте их, затем окиньте вниманием все ноги – расслабьте, постепенно переводите внимание все выше и выше, до плеч, шеи, лица, глаз, лба. Почувствуйте, как все ваше тело расслаблено.

Закройте глаза и просто посидите в таком состоянии. Наблюдайте, что происходит в вашем сознании. Вы увидите, что в вашей голове, как в проходном дворе, полно каких-то мыслей. Мыслей, которых вы туда не звали. Какие-то обрывки воспоминаний, какие-то кусочки планов и мечтаний, просто – неизвестно откуда взявшиеся слова и фразы. Они откуда-то возникают и куда-то исчезают, как только вы их заметили. И всё это в бешенном, стремительном темпе.

Попробуйте их прогнать – они не слушаются, а хороводят еще сильнее. Не обращайте на них внимания, не останавливайтесь ни на одной из них – и вы увидите, что мысли постепенно оставляют вас.

Это самое трудное – успокоить ум и освободить его от ненужных мыслей.

Но, когда вы направите свой ум на предмет, выбранный вами для медитации, когда вы сконцентрируете на нем свое сознание – мысли сами исчезнут.

Вот шесть красочных сравнений для концентрации, которые даёт Геше Рабтен.

Они помогут понять, что же такое концентрация в медитации.

1. Концентрация схожа с тем, как ребенок рассматривает картину. Ребенок воспринимает всё полотно, не замечая мелких деталей. На первом этапе мы начинаем наблюдать за работой своего ума без необходимости слежения за тонкостями самой работы.

2. Концентрация схожа с покоем моря, чью гладь не тревожат отдельные события, происходящие на поверхности или в глубине. Успокоенный ум не должны тревожить внешние события наподобие стука в дверь.

3. Концентрация схожа с солнцем, сияющим в безоблачном небе. Умственная концентрация должна быть ясной и прозрачной, неомраченной унынием.

4. Концентрация схожа с крупными птицами, такими, как орлы или ястребы, в их полете. Эти птицы делают короткий взмах крыльями, а затем долго парят. Ум должен уметь производить короткие выбросы энергии, которые поддерживают умственный полет.

5. Концентрация ума схожа с птицей, летящей в небе. Она не оставляет следа, когда чертит небо. Мысли приходят и уходят, но выработанная концентрация сохраняется в своем постоянстве.

6. Концентрация схожа с тополиным пухом, мягко качающимся в воздухе. Когда мы медитируем, нам следует так концентрироваться, чтобы наш ум оставался легким, а не тяжелел и не наливался усталостью.

Концентрация – это первый шаг, который необходимо научиться делать, приступая к медитации.

Научившись входить в состояние медитации, нужно с самого начала научиться и правильно выходить из медитации.

Как выходить из медитации

Когда вы находитесь в медитации, в состоянии полной концентрации на каком-либо предмете, звуке, ощущении – вы можете перестать ощущать самого себя, как бы раствориться в пространстве. Это то состояние, которого мы и желаем получить, так как именно это состояние оказывает целительное действие на наш организм.

Но, чтобы не получить обратного, отрицательного эффекта, нужно научиться правильно выходить из медитации.

Еще до начала медитации вспомните, что человек материален, т.е. земной, настолько же, насколько и духовен – в нём объединены два начала, энергии земли и энергии космоса и эта связь должна быть постоянной, непрекращаемой.

Когда вы представляете нить, которая за макушку подвешивает вас и уходит далеко во Вселенную, представьте, что эта же нить опускается вниз по вашему позвоночнику и уходит глубоко в землю. Эта нить одновременно связывает вас и с небом и с землей. И даже в состоянии медитации вы не прерываете эту связь с землей, оставаясь человеком земным.

Закончив медитацию – выходите из неё постепенно. Несколько раз сожмите и разожмите кулаки, почувствуйте свои руки. Вдохните легко, затем сделайте более глубокий вдох. Окиньте внутренним взором своё тело, осознайте и ощутите его – начинайте со лба, глаз, головы – и постепенно опустите внимание к стопам, после чего обязательно ощутите свое тело целиком.

Сильно напрягите всё тело, крепко сожмите кулаки и зажмурьте глаза – и сбросьте, отпустите от себя это напряжение. Вдохните глубоко и радостно и выдохните полностью. Еще раз вдохните, одновременно открывая глаза.

Сядьте на пол, обнимите колени и подтяните их к груди, крепко упираясь ступнями в пол. Спину держите прямой и представьте, как ваш позвоночник прорастает глубокими корнями в землю. Обхватите щиколотки ладонями – левую щиколотку правой рукой, а правую – левой – и опустите голову на колени.

Почувствуйте, как по этим корням из глубины земли поднимаются целительные силы. Ощутите, как ваше тело наполняется этими мощными потоками энергии.

Вдохните и отпустите колени. Посмотрите по сторонам. Встаньте и походите по комнате. Старайтесь почувствовать свой вес, сильно упирайтесь пятками в пол.

При необходимости (осталось ощущение вялости) попрыгайте, почувствуйте под ногами землю, почувствуйте себя её частицей.

Это основные правила медитации, которые нужно знать и выполнять, чтобы замечательная практика действительно приносила вам пользу.

Техника медитации заключается в переходе в особое измененное состояние сознания, расслабленное и успокоенное. Узнайте простые правила и вы всегда сумеете избавиться от тревоги, успокоить свои мысли и активизировать мозговую деятельность.

Что такое техника медитации?

Техника медитации¹ — это последовательность действий, благодаря которым осуществляется медитация! Нет единой техники медитации, сколько практикующих, столько и техник!

Древнее искусство погружения в себя, или в измененное состояние сознания, лечит от многих болезней – как духовных, так и физических.

Существует стереотип: умение медитировать — удел избранных. На самом деле это совершенно не так. Медитация доступна каждому, нужно только попробовать…

Как лучше проводить медитацию?

Если вы в медитации новичок, наверняка по книгам и фильмам представляете себе этот процесс следующим образом: вы садитесь в позу лотоса, закрываете глаза и погружаетесь в нирвану…

Это конечно, красиво, но для современного человека практически невыполнимо. Даже если удастся правильно сложить ноги, то полностью расслабиться у вас не выйдет, так как в голову полезут мысли о работе, завтрашнем визите в налоговую или ссоре с подругой.

Настойчивое стремление расслабиться вызывает у нас еще большее напряжение. Поэтому сначала нужно научиться концентрироваться² и только потом – переходить непосредственно к самой медитации.

Постепенно вы сможете достичь состояния, когда разум и тело пребывают в гармонии и найдете внутри себя островок безмятежности, где можно отдохнуть от суеты и зарядиться и оптимизмом.

Итак, вы решились попробовать?

Тогда закройте дверь, отключите мобильный телефон и приступайте к медитации. Главное, наслаждайтесь процессом!

  • лучшее время для медитации – ранее утро (4-6 часов утра) или вечер (перед сном);
  • не медитируйте на полный желудок, это помешает вам сосредоточиться;
  • во время медитации не столь важно положение тела, как положение позвоночника и шеи. Они должны быть прямыми, но не напряженными;
  • на вас должна быть свободная одежда, чтобы она не мешала концентрации;
  • также важен и хорошее самочувствие.

Техника медитации

Теперь приступим непосредственно к медитации:

1. Нужно сделать вдох-выдох раза три, и начать постепенно расслабляться.

2. Расслабление тела лучше начинать с головы. Сначала лоб, потом подбородок, шею, плечи, руки, ноги, бедра, колени и стопы.

3. Если полностью не удается почувствовать расслабление, то нужно представить, что мышцы расслабились или сказать себе: «Я полностью расслабляюсь, мое тело полностью расслабленно, я чувствую легкость во всем теле, мне хорошо и свободно».

4. После этого нужно сконцентрироваться на дыхании или на конкретном предмете пока действительно не появится легкость во всем теле, пока ощущение собственного тела не исчезнет, как будто оно находится в невесомости.

В этом состоянии можно достичь многого, о чём говорилось выше, или просто войти в транс.

Если вы стали на путь саморазвития, то умение входить в транс пригодится для практики многих техник, которые вам еще предстоит освоить. Относитесь к медитации легко, уделяйте ей хотя бы полчаса в день и результаты не заставят вас ждать. Успехов вам!

Алма Ахметова.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Медитация - род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (

Правила медитации

Все упражнения надлежит выполнять в тихой, спокойной обстановке, чтобы вам не мешали другие люди. Суета и шум людей вокруг вас, когда вы медитируете, - помеха, которая может быть небезопасной.

В помещении должно быть тепло, сухо, воздух должен быть свежим. Лучше всего проводить медитации в тихой просторной комнате, не обремененной излишеством мебели и разнообразием предметов. Пусть обстановка будет светлой и просторной. Сама обстановка, в которой мы живем, оказывает воздействие на наш ум. Светлая и просторная комната уже способствует очищению ума. Загроможденная и мрачная комната делает таким же и ум живущего в ней человека.

Одежда ваша должна быть удобной, не стесняющей тела, но при этом такой, чтобы вам в ней было достаточно тепло и уютно: при медитациях, требующих неподвижности тела, кровообращение несколько замедляется, и это может вызвать ощущение озноба.

Медитацию нужно проводить за 2–4 часа до приема пищи или через 4–5 часов после приема пищи. Лучшее время для занятий - раннее утро (4–5 часов утра) или 7–8 часов вечера.

Вредные привычки - употребление алкогольных напитков и курение - во время занятий медитацией должны быть абсолютно исключены: это несовместимые вещи.

Самое сложное в медитации - это начало. Ум будет сопротивляться, все будет вас отвлекать, все будет мешать и раздражать. Поэтому надо освоить разные способы входа в медитацию и выбрать тот, что больше вам подходит.

Прежде всего для медитации надо выбрать время, наиболее для вас удобное. Главное, чтобы ваши занятия медитацией не вступали в противоречие с вашим обычным образом жизни. Если вам удобнее медитировать утром - делайте это утром, только чтобы мысль о предстоящей работе и возможности опоздания не мешала вам. Если такие мысли мешают - медитируйте вечером, когда все дела прошедшего дня уже выполнены. Несовершенство обстановки вы можете сгладить, представив себя в вашем воображаемом святилище, где вам помогают добрые духи.

Надо сесть на удобный стул так, чтобы ноги стояли на полу. Позвоночник должен быть прямым. Чтобы помочь позвоночнику оставаться в прямом положении, представьте себе, что за макушку вы подвешены на нитке - бесконечно длинной нитке, уходящей далеко вверх, в пространство Вселенной. Это поможет вам расслабиться, выпрямить позвоночник и ощутить свое единство со Вселенной. Но старайтесь при этом удержать свои мысли на земле, в своем теле, чтобы они не устремлялись в глубины Вселенной вслед за вашей воображаемой нитью.

Руки расслаблены и лежат у вас на коленях. Можно сидеть и в позе лотоса или скрестив ноги по-турецки. Голова держится прямо, как и позвоночник - шея составляет со спиной одну прямую линию. Теперь сосредоточьтесь на своем теле, чтобы вызвать его расслабление. Сначала расслабьте ступни ног, затем все ноги, и так далее, пока не дойдете до плеч, шеи, лица, глаз, лба.



Теперь на потолке или на противоположной стене наметьте точку, немного выше уровня ваших глаз. Вглядывайтесь в эту воображаемую точку, пока ваши веки не начнут становиться тяжелыми. Когда веки отяжелеют, просто позвольте своим глазам закрыться. Мысленно начинайте считать в обратном порядке от пятидесяти до одного. Вы войдете в состояние, когда нет никаких мыслей и чувств и вы ощущаете себя словно в свободном парении.

Теперь представьте перед глазами какой-нибудь хорошо знакомый образ - например, прекрасный цветок. Сосредоточьтесь на нем и постарайтесь как можно четче увидеть объем, цвет, размер цветка, ощутить его запах. Представьте цветок как можно подробнее, со всеми деталями. Рассматривайте цветок внимательно и обстоятельно: форму лепестков, прожилки на лепестках, форму листьев, капли росы на листе… Если будут появляться посторонние мысли - просто отгоняйте их и снова возвращайтесь к воспринимаемому вами образу. Постепенно научитесь так входить в прекрасное состояние неподвижного ума и глубинного покоя.

Если посторонние мысли мешают очень сильно, используйте такой способ: концентрируя мысль на чем-то одном, все остальные мысли расталкивайте и раздвигайте в стороны, как будто вы расчищаете себе дорогу впереди себя, отодвигая горы мусора вправо и влево и продвигаясь далее по ровному и гладкому пространству.

Другой способ избавиться от посторонних мыслей - пристально следить, какая мысль входит непрошенно в вашу голову и не гнать эту мысль, а напротив, хвататься за нее и додумывать до конца, пока мысль не исчерпает сама себя и не уйдет. Тогда вы сможете сказать: «Кувшин моих мыслей показывает дно».

Состояния медитации можно достичь и другими способами. Вместо сосредоточения на зрительном образе можно сконцентрироваться на звуке, произнося про себя, например, мантру или молитву; можно сконцентрироваться и на собственном дыхании, внимательно наблюдая лишь за процессами вдоха и выдоха, не отвлекаясь ни на что другое. После того как вам удастся хоть раз войти в состояние медитации, с каждым последующим разом это будет удаваться все легче и легче. Вы убедитесь, как прекрасно состояние медитации, какой успокаивающий эффект оно производит, как благотворно влияет на ваше здоровье. Но это еще не все возможности медитации. С ее помощью мы можем приводить в гармонию свои чувства.

Теперь вы готовы к тому, чтобы успокоить свой ум и дать прорваться сквозь его ненужный шум и болтовню истинному голосу внутреннего целителя, живущего внутри вас и готового принести вам мир, покой, глубину восприятия мира и исцеление. Но сначала надо узнать, как правильно выходить из медитации.


Для вхождения в глубокую медитацию, прежде всего, нужно понять игры ума. Что бы ни исходило из ума — это никогда не сможет стать нашим проводником в медитацию. Ум никогда не сможет стать инструментом избежания ума. Но в то же время ум дает нам логичные обоснования, говоря о том, что вхождение в глубокую медитацию окажется полезным для нас всяческим образом. Например, Ум может взять на себя ответственность за прочтение этой статьи для того, чтобы вы имели возможность идти глубже в медитацию. Но в действительности это еще одна уловка ума.

Во-вторых, если мы посмотрим глубже, то вхождение в глубокую медитацию не является достижением. Медитация сама по себе представляет инструмент, который используется нами для поисков просветления или избавления от Ума. Но ум задает вопрос о «советах по вхождению в глубокую медитацию». Таким образом, Ум делает из медитации еще одну цель. Некоторые люди желают преуспеть в материальном мире и некоторые в духовном мире, но разница не такая значительная. В обеих сферах ум действует в своих интересах. Следовательно, для вхождения в глубокую медитацию следует осознавать игры ума.

Если человек понимает ум и то, как он обманывает нас, тогда путешествие становится намного легче. Я никогда не соперничал с умом, потому что в реальности не существует такой вещи, как ум, и если я начну с ним сражаться, тогда косвенным образом я буду придавать ему силу. Ум похож на мечту, которая не имеет существования, но до тех пор пока я придаю ей важность, у нее есть жизнь.

Медитация является средством, которое мы используем для удаления грязи или мусора из нашего сознания. Поэтому нашей основной целью является использование медитации для осознания своей истинной сущности, а не превращения в фанатика медитаций. Я не против медитаций. Я люблю медитировать. Я чувствую, что медитация должна сопровождать нас как тень по всей нашей жизни. Но у многих медитаторов дело заканчивается тем, что у них появляется огромное эго «Я великий медитатор», и это эго останавливает их движение глубже в медитацию. Нужно всегда помнить, что мы используем медитацию для поиска истины, и в конце мы должны будем отказаться от медитации также.

Лучше будет, если мы взглянем на процесс развития медитационных техник до настоящего времени. Как-то Ошо сказал, что он проверил все медитационные техники и был удивлен, когда обнаружил, что сутью всех медитаций является свидетельствование.

Во-вторых, Мудрецы говорят, что нашей истинной природой являются «Правда, Блаженство и Сознание. В этом состоянии время и пространство не существуют. Человек всегда счастлив, расслаблен и принимает решения каждый миг.» Поэтому любая вещь, которая приближает нас к этому состоянию Мудрецов, могла бы оказать нам помощь во вхождении в глубокую медитацию.

Чтобы пойти дальше, я хочу рассказать вам небольшую историю: Как-то пять слепых людей случайно натолкнулись на слона. Первый слепой дотронулся до хвоста слона, второй до его ног, третий ощупал хобот и так далее. Когда их попросили описать слона, каждый рассказывал о той части, которую ощупывал. Они не говорили ложь, однако это не было и полной правдой. Но если бы они ощупали другие части слона; после хобота, также ощупали хвост и затем ноги и т.д. Тогда определенно у них было бы более полное представление о форме слона.

Точно также, когда мы обговорим советы по вхождению в глубокую медитацию, их можно выполнять все вместе, чтобы сделать медитацию глубже, или можно начинать постепенно. Вначале можно освоиться с одним советом, затем добавить другой и затем еще один. Но в то же время осознавайте игры ума и эго. Эти советы оказывают помощь, но они НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для вхождения в глубокую медитацию. Всегда следует быть спонтанным и прислушиваться к внутреннему голосу или интуиции.

1. Подготовка тела: В течение жизни Тело осуждают. Оно наполняется заболеваниями, гноем и т.п. И это совершенно правильно - когда-нибудь оно умрет. Но это тело является также храмом для души. В это самое тело однажды может войти божественное. Поэтому нам необходимо поклоняться телу так же, как мы поклоняемся божественному, и в то же самое время не иметь привязанности к телу.

a. Тело имеет потребности, а ум имеет желания. Потребности тела заключаются в пище, сне, комфорте и т.п., потребности ума составляют желания славы, популярности, денег и т.п. Потребности тела можно выполнять и следует выполнять. Но потребности ума никогда не могут быть исполнены, и их никогда не следует пытаться выполнить.

b. Человеческое тело, в основном, предназначено для потребления вегетарианской пищи. Мудрецы определи следующие три типа Гун (природы): Тамасик. Раджасик и Сатвик. Лучше всего для медитаций подходит тип Сатвик, и он развивается при употреблении вегетарианской пищи.

c. Правильная пища является очень существенной, так как она питает наше тело. При вегетарианском питании, также следует употреблять правильную пищу, в которой нуждается тело и которая легко переваривается. Например, надлежащее пережевывание пищи - полезно. В случае, если мы съедаем слишком много пищи, мы можем уснуть или стать вялыми. Потому что, чтобы усвоить поглощенную нами пищу, тело направляет энергию в наш желудок, и чем больше пищи мы съедаем, тем больше энергии требуется желудку. Поэтому нас клонит в сон, тело временно прекращает другие функции для сбережения энергии.

d. Пища содержит две грубые части и одну тонкую. Тонкую часть составляет энергия, находящаяся в пище. Предпочтительно следует самостоятельно заниматься приготовлением пищи. Потому, что тот, кто готовит пищу, также добавляет в нее свою энергию. Поэтому во время приготовления пищи, наше умонастроение должно быть хорошим. Доктора говорят, что во время беременности, если мать сердится, то ребенок также переживает злость матери. То же самое относится и к нашей пище.

e. В сельской Индии следуют одной хорошей практике, там часто готовят пищу для своего избранного божества и затем принимают ее как религиозный обряд. Они верят, что такая пища была испробована Богом и теперь она стала Прасадом (угощением Бога поклоняющемуся).

Так что их прием пищи происходит очень медитативно и, во-вторых, приготовление пищи проводится также как религиозный обряд, потому что они собираются предложить пищу божеству - таким образом, приготовление пищи становится молитвой для них. Незначительная деятельность изменяет все их состояние. Медитация — это не то, чем мы занимаемся по 30 минут в день. Медитация означает осознанность, с которой мы делаем вещи.

Например, кто-то искренне от сердца готовит пищу для своего избранного божества и это простая деятельность является медитацией. Любая вещь, которая приближает нас к радостному и все же расслабленному состоянию, является медитацией.

Медитацией может быть что угодно

f. Очень важно готовить пищу с хорошим намерением, но еще более важным является отношение, с которым мы принимаем пищу. Если у нас некачественная пища, но едим мы ее с хорошим отношением - это хорошо. Например, мы испытываем благодарность за пищу, и тогда наше намерение может изменить плохую пищу на хорошую.


И обратное также является правдой. Употребление хорошей пищи с плохим отношением может испортить пищу. Это является одной из причин, по которой люди, практикующие чтение мантр, во время еды также продолжают вспоминать имя Бога. Во многих религиях есть благодарственная молитва богу за предоставление пищи, и если эта молитва исходит из сердца, если человек по-настоящему благодарен, тогда пища действует как катализатор в нашем росте.

g. Не следует сразу после еды употреблять в пищу фрукты. Фрукты можно употреблять в пищу за 30 минут до еды, потому что они плохо влияют на переваривание пищи.

h. Часто сразу после еды люди пьют воду. Это также является плохим примером. После еды для переваривания пищи выделяется некоторое количество кислоты, и когда мы пьем воду, эта кислота растворяется, что нарушает пищеварение. При идеальных условиях воду следует пить через 30 минут после еды или можно запивать пищу 1-2 глотками воды по мере необходимости во время еды.

i. Соответствующая физическая нагрузка:
мы либо не имеем никакой физической нагрузки, или делаем чрезмерно много упражнений. Упражнения делают нас активными и способствуют свободному течению Праны (жизненной энергии). Множество раз случае
тся, что мы засыпаем в течение медитации. Очень полезна йога, она дает спокойствию уму и подвижность телу.

2. Подготовка Ума: нам следует начинать медитацию в тот самый момент, когда такая мысль приходит в голову. Именно с этого момента мы должны начать наблюдать за умом. Какую уловку собирается выкинуть ум? Ум не любит медитировать, и если ум просит нас заняться медитацией, в этом должна быть какая-то уловка.

a. Несколько лет назад после окончания работы я посещал медитационный центр для участия в медитациях и я бывало чувствовал себя очень взволнованным, добираясь туда. Обычно я очень быстро шел и несколько раз я бежал, чтобы быстрее добраться до центра. Постепенно я осознал, что ко времени прихода в медитационный центр я был очень взволнован и первые 10-15 минут медитации я наблюдал только свое волнение. Суть состоит в том, что с момента, когда нам приходит мысль о медитации, с этого момента следует начинать медитировать, и, во-вторых, нам всегда следует поддерживать спокойствие ума.

b. Много раз в течение дня мы чувствует печаль, волнение или злость, и теряем нашу уравновешенность. Бывают случаи, когда нам следует пытаться наблюдать за этими эмоциями. Потому что, если мы соблюдаем спокойствие на протяжении всего дня, мы входим в медитацию.

Во-вторых, те моменты, когда мы чувствуем себя потревоженными, также являются ключом для игр нашего ума. Мы начинаем тревожиться, когда нам не нравятся некоторые вещи. Жизнь не течет в соответствии с ожиданиями ума. Необходимо больше осознавать такие моменты беспокойства и постепенно медитация может стать частью дневной активности. Медитация сама по себе не является деятельностью, но любое действие с осознанностью становится грациозным.

c. Как-то я читал о чьем-то 40-дневном опыте пребывания в медитационном лагере, проводимом Свами Чайтанья Бхарти. В этом лагере не позволялось чтение газет или просмотр телевизоров. Когда человек вернулся обратно после 40 дней и прочел газету - он обнаружил, что мир ни на йоту не изменился. Газеты все также были переполнены историями об изнасилованиях, преступлениях, скандалах, происшествиях и т.д. То же самое касается кинотеатров и телевидения. Сегодня средства массовой информации дают уму благовидный предлог для работы. Газеты, телевидение, кинофильмы являются пищей для Ума.

Искренним медитаторам следует избегать их. Продвинутые медитаторы могут смотреть фильмы, если он/она остаются отстраненными от героев фильма. Обычно при просмотре фильма мы отождествляемся с героем. При сцене борьбы мы также чувствуем гнев. Медитаторы, в случае, если при медитации на фильме не требуется отождествления с героями, ассоциируют себя с фильмом. Все, что угодно, может стать медитацией, как только мы приобрели навык медитировать.

3. Тело и ум не обособлены, они представляют собой одно целое: Во время медитации когда наши мысли замедляются, наше дыхание автоматически становится ритмичным и медленным. Тело и ум не только имеют связь друг с другом, они составляют одно целое. Поэтому что бы мы ни принимали в пищу, о чем бы мы ни думали, хотели, мечтали — все воздействует на нас. Что бы мы ни ели, грубая часть воздействует на наше тело, а тонкая на наш ум. Что бы ни возбуждало нас, это воздействует на ум. Пищей является не только то, что поглощается вовнутрь. Мы принимаем пищу также посредством зрения, обоняния и звука. Все эти вещи воздействуют на наше ментальное состояние и в большой степени помогают медитирующему.

a. Вегетарианской пище для медитирующего придается особое значение. Потому, что при употреблении в пищу невегетарианской пищи человек становится более гневным, жестоким или Тамасик. Но в то же время, если невегетарианец желает медитировать, это не препятствует медитированию. Через некоторый период времени, когда медитация станет зрелой, этот человек непроизвольно перейдет на потребление вегетарианской пищи. На пути медитации не следует принуждать к чему-либо. Любая вещь, котор
ая является несущественной, отпадет сама по себе.

b. Рекомендуется находиться в компании мудрых или просто хороших людей. Я твердо верю, что когда некто говорит со мной, то на тонких уровнях он общается со всеми теми людьми, которые в большой степени формируют мою жизнь.

c. Хорошие мысли считаются благородными. Но я чувствую, что хорошие мысли все также остаются мыслями. Хорошие мысли или плохие — всего лишь наш критерий для оценки. Поэтому я не рекомендую никого определенного типа мыслей. Только свидетельствование мыслей.

d. Алкоголь является еще одним стимулирующим нас средством. Любой вид наркотиков, возбуждающий нас, уводит нас прочь от медитации. Тантра использует алкоголь для медитаций, но у них имеются специальные методы и закрытые школы, где они узнают, как правильно употреблять алкоголь.

Думаю, что о медитации слышали все и при этом каждый, скорее всего, разное. Медитировать можно всего несколько минут в день, а можно уходить в специально отведенные для этого места и просветляться в течение нескольких недель. И последний вариант особо интересен, так как это можно сравнить чуть ли не с перерождением.

Нет ничего сложного и волшебного

Как показывает мой опыт, медитация считается чем-то волшебным, мистическим. Чем-то недоступным каждому. Чем-то, чем люди занимаются в индийских ашрамах или в залах для йоги. Это совсем не так. Медитация больше похожа на умственную зарядку, а вернее даже разрядку. Что-то вроде чистки зубов.

Медитация всего лишь тренирует способность вырываться из непрерывного потока мыслей, в который обычно погружены люди. Учит останавливать внутренний диалог. Останавливать то, что люди называют «накручиванием себя».

Огромное число техник медитации не добавляет ясности. Действительно, есть сотни способов достичь «безмыслия», от очень простых до очень сложных, и далеко не всегда люди натыкаются на простые методы. В результате у них ничего не получается, и вера в то, что это может хоть как-то работать, пропадает.

Моя техника

Итак, техника глубокой медитации .

Скорее всего вы уже встречали слово «мантра». Оно означает слово, набор слов, или просто звуков, которые человек непрерывно повторяет. Это позволяет вытеснить из сознания другие мысли, тем самым подавив внутренний диалог. Именно с использованием мантры мы и будем медитировать.

Yogani предлагает использовать словосочетания «I AM» (айем, переводится как «я есть»). Причём предлагает работать именно с этим сочетанием, независимо от вашего родного языка, так как важен не смысл, а просто звуки. На самом деле вообще ничего не важно и вы вполне можете использовать любую другую мантру, будь то «я есть», «Родина» или «Господи помилуй».

Вам понадобится 20 минут, во время которых никто не будет вас отвлекать. Сядьте в удобное место в удобной позе. На кресло или на диван. Совсем не обязательно садиться на коврик для йоги в падмасане. Более того, я рекомендую вам этого не делать даже если вы умеете. Вам просто нужно будет расслабиться. Однако не стоит пытаться медитировать лёжа. Очень часто это приводит к погружению в сон.

Поставьте таймер или будильник на срабатывание через 20 минут. Выберите наиболее мягкий, спокойный сигнал. А можете и не ставить вовсе. Просто убедитесь, что с места, в котором вы сидите, хорошо и без лишних движений видны часы.

Закройте глаза, расслабьтесь. Вглядитесь в темноту и цветные пятна, которые будут мелькать на закрытых веках. Не волнуйтесь, вам не надо ничего там разглядеть, это просто хаотичные пятна. Сделайте пару спокойных вдохов-выдохов. Произнесите про себя вашу мантру. Прислушайтесь к внутреннему молчанию, которое наступит после этого.

Ваш мозг немедленно вернётся к размышлениям, которые пойдут своим чередом. Это нормально. Это обычное дело. Как только вы поймёте, что в вашей голове есть мысли — опять произнесите мантру. Спокойно, не торопясь. Послушайте тишину. Мозг опять вернётся к размышлениям.

Не стремитесь полностью очистить голову от мыслей. Вряд ли это у вас получится. И самое главное, не расстраивайтесь и не осуждайте себя, если вам будет казаться, что вы слишком долго не замечали, что отвлеклись от мантры. Слишком поздно не бывает. Важно заметить и произнести её, не важно когда.

У вас обязательно будут мысли «мне надоело тут сидеть», «может на сегодня хватит?». Это нормально, просто произнесите мантру про себя очередной раз.

Не надо связывать произнесение мантры с вдохами или выдохами. Не обращайте на дыхание внимание. А если обратили, просто произнесите мантру.

Возможно кто зайдёт в комнату, позвонит по телефону и вы будете вынуждены общаться. Ничего страшного, просто добавьте потраченное на это время к времени медитации.