К чему снятся чистые окна в квартире. Сонник: к чему снится Окно

Преображение Господне является одним из самых главных праздников церковного календаря. Этот день всегда выпадает на Успенский пост, поэтому празднование проходит скромно.

Успенский пост начался 14 августа и продлится до самого Успения — до 28 числа этого же месяца. Преображение тоже имеет непереходящую дату — 19 августа. Этот день в народе называется Яблочным Спасом.

История праздника

Иисус Христос и его ученики находились рядом с горой Фавор, когда Мессия решил пойти помолиться на эту гору. Он взял с собой Петра, Иоанна Богослова и Иакова Старшего. Во время молитвы апостолы были ослеплены ярчайшим светом, который начал исходить от тела Христова.

Далее апостолы увидели двух святых пророков — Илью и Моисея. Они передали Иисусу, что Ему суждено быть распятым на кресте. Они поведали, как все должно случиться и почему. Далее сам Господь обратился к апостолам. Они услышали голос, который сказал им: «Это и есть Мой Сын. Следуйте за ним, слушайте его, ибо в нем моя сила».

Когда чудесное свечение завершилось, а Илья и Моисей покинули гору, словно ничего и не было, Иисус Христос сказал ученикам, что им строго запрещено говорить об увиденном, но лишь до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых. Это событие и легло в основу одного из самых главных праздников христианства.

Что до Яблочного Спаса , то так называют народную интерпретацию праздника 19 августа. В этот день до прихода христианства на русскую землю люди праздновали сбор урожая, особенно яблок. До сих пор этот праздник некоторые называют Спасом, чтобы отдать дань памяти древним традициям.

Традиции праздника Преображения

В этот день принято освящать яблоки и делиться ими с нуждающимися. Множество людей занимается сбором урожая и уборкой территории. Это будет воскресенье, поэтому можно спокойно посвятить себя домашним делам. Конечно, если у вас нет дачи или огорода, лучше сходить в церковь и помолиться. Можно прочитать молитвы дома. Вот одна из таких молитв:

«Пресвятой Отец наш, Господь и Сотворитель всего сущего. Вдохни в нас любовь к жизни и дай нам свет свой животворящий, чтобы мы смогли увидеть в этой жизни всё самое лучшее. Дай нам цель великую, как дал Ты своему Сыну — Иисусу Христу, яко без цели идти по жизни невозможно. Храни нас грешных от помутнения разума и от безверия. Дай нам увидеть свет в словах Твоих и в словах Христа, как ты дал это сделать апостолам. Позволь нам обрести покой на Небесах и Счастье на Земле. Аминь».

В этот день все молитвы и все действия должны быть направлены на всеобщее счастье. Не стоит забывать о том, что это день Успенского поста. Соблюдающим этот пост важно помнить о запретах на мясо и другую запрещенную пищу. Ограничения снимаются на рыбу и вино. В 2018 году эта традиция останется неизменной.

Данный праздник является двунадесятым, то есть одним из 12 самых важных . Постарайтесь посетить праздничную литургию и по возможности причаститься. Это хороший день для преподнесения подарков вашим близким и для того, чтобы попросить прощения у тех, кого вы могли случайно обидеть в прошлом. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

18.08.2018 04:15

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего...

День Преображения Господа — светлый праздник, который отмечается ежегодно 19 августа. Узнайте какие традиции несет в себе этот...

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
Прп. Иова Ущельского (1628). Свт. Феоктиста, еп. Черниговского. Новосщмчч. Димитрия, архиеп. Гдовского (1938), иерея Николая (Прозорова) (1930), пресв. Андрея (Зимина), пресв. Сергия (Тихомирова), Домники, Лидии и Марии (Зиминых).

Преображение Господа Бога и спасителя Иисуса Христа

Праздник Преображения Господня - 19 августа (нов. ст.) имеет один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства (с 20 по 27 августа). Отдание праздника совершается 27 августа.
В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа ».

В праздник Преображения совершается в церкви освящение гроздий, т.е. винограда, а где не родится виноград, - яблок и других плодов. Праздник Преображения избран для этого потому, что ко времени его поспевают садовые плоды, огородные овощи, и оканчивается жатва на полях.

В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви.
Преображение - это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников - Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана.
На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды - белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.
Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.
Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.

Преображение показало наличие в Иисусе Христе двойственной природы - божественной и человеческой. При Преображении было явление Сына при свидетельстве Отца и Святого Духа, то есть явление всех лиц Святой Троицы. Во время его не произошло какое-либо изменение божественной природы Христа, напротив, его божественность была явлена в его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
27.03.2019 -
28.03.2019 -
29.03.2019 -

Реклама

Преображение Господне является одним из самых главных праздников церковного календаря. Этот день всегда выпадает на Успенский пост, поэтому празднование проходит скромно.

Успенский пост начался 14 августа и продлится до самого Успения - до 28 числа этого же месяца. Преображение тоже имеет непереходящую дату - 19 августа. Этот день в народе называется Яблочным Спасом.

История праздника Преображение Господне 19 августа

Иисус Христос и его ученики находились рядом с горой Фавор, когда Мессия решил пойти помолиться на эту гору. Он взял с собой Петра, Иоанна Богослова и Иакова Старшего. Во время молитвы апостолы были ослеплены ярчайшим светом, который начал исходить от тела Христова.

Далее апостолы увидели двух святых пророков - Илью и Моисея. Они передали Иисусу, что Ему суждено быть распятым на кресте. Они поведали, как все должно случиться и почему. Далее сам Господь обратился к апостолам. Они услышали голос, который сказал им: «Это и есть Мой Сын, передает портал C-ib. Следуйте за ним, слушайте его, ибо в нем моя сила».

Когда чудесное свечение завершилось, а Илья и Моисей покинули гору, словно ничего и не было, Иисус Христос сказал ученикам, что им строго запрещено говорить об увиденном, но лишь до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых. Это событие и легло в основу одного из самых главных праздников христианства.

Что до Яблочного Спаса, то так называют народную интерпретацию праздника 19 августа. В этот день до прихода христианства на русскую землю люди праздновали сбор урожая, особенно яблок. До сих пор этот праздник некоторые называют Спасом, чтобы отдать дань памяти древним традициям.

Традиции праздника Преображения

В этот день принято освящать яблоки и делиться ими с нуждающимися. Множество людей занимается сбором урожая и уборкой территории. Это будет воскресенье, поэтому можно спокойно посвятить себя домашним делам. Конечно, если у вас нет дачи или огорода, лучше сходить в церковь и помолиться. Можно прочитать молитвы дома. Вот одна из таких молитв:

«Пресвятой Отец наш, Господь и Сотворитель всего сущего. Вдохни в нас любовь к жизни и дай нам свет свой животворящий, чтобы мы смогли увидеть в этой жизни всё самое лучшее. Дай нам цель великую, как дал Ты своему Сыну - Иисусу Христу, яко без цели идти по жизни невозможно. Храни нас грешных от помутнения разума и от безверия. Дай нам увидеть свет в словах Твоих и в словах Христа, как ты дал это сделать апостолам. Позволь нам обрести покой на Небесах и Счастье на Земле. Аминь».

В этот день все молитвы и все действия должны быть направлены на всеобщее счастье. Не стоит забывать о том, что это день Успенского поста. Соблюдающим этот пост важно помнить о запретах на мясо и другую запрещенную пищу. Ограничения снимаются на рыбу и вино. В 2018 году эта традиция останется неизменной.

Данный праздник является двунадесятым, то есть одним из 12 самых важных. Постарайтесь посетить праздничную литургию и по возможности причаститься. Это хороший день для преподнесения подарков вашим близким и для того, чтобы попросить прощения у тех, кого вы могли случайно обидеть в прошлом.

Преображение Господне: что нельзя делать

Дурной приметой в праздник Преображения Господня считалось находится в дурном настроении, а тем более – портить его другим людям. День стоило проводить в тихой радости, вспоминая и говоря только хорошее и позитивное.

В этот праздник нельзя:

  • работать "ради корысти", в том числе и по дому, например, шить ("Кто на Спаса шьет – до конца дней слезы льет"), стирать, убирать – подробнее читайте в нашем материале Священник объяснил, почему в воскресенье и на православные праздники нельзя работать;
  • громко разговаривать и шумно веселиться;
  • ссориться и ругаться;
  • желать кому-либо зла – все дурное, что желается другому человеку, вернется к тому, что нажелал;
  • так как начинается Успенский пост, то вступают в силу запреты в еде – подробнее читайте в нашем материале Успенский пост-2018: что нельзя делать в эти дни – от питания до свадьбы.

Небольшое уточнение о работе в праздник Преображения Господня: под исключение подпадает готовка праздничных блюд. О том, что пекут на Яблочный спас, читайте в нашем материале Когда и как праздновать Яблочный спас-2018. Кроме того, дозволялись работы в саду: всей семьей собирали урожай. По народной традиции, урожай, оставшийся после Яблочного спаса, уже не приносит пользы здоровью.

Что касается поста, то 19 августа – это единственный день, когда дозволяется рыба и морепродукты, а также немного вина.

Икона Преображения Господня

По традиции на иконе Преображения Господня изображается целый ряд лиц и сюжетов. Основой иконографии праздника является рассказ о преображении Христа на горе Фавор.

Центром иконы является Иисус Христос, стоящий на горе в Своей преображенной Божественной славе. Белизна одежд Христа подчеркивается мандорлой – темным овалом или кругом. В этой композиции есть и символический смысл – Господь изображается как просфора на дискосе во время Божественной литургии.

По сторонам от Христа пишутся пророки Моисей и Илия, на других типах икон также добавляются фигуры ангелов и архангелов. Символический смысл изображения пророков – образы священника и диакона, сослужащих Господу во время Литургии.

В срединной части иконы, по сторонам от горы, изображаются два отдельных сюжета: справа – Христос восходит на Фавор с учениками, слева – сходит с ними с горы после Своего преображения. В нижней части образа пишутся апостолы, павшие лицами вниз у подножия горы.

Этот сюжет также основан на свидетельстве Евангелия: услышав глас Бога Отца с неба и увидев Христа во славе, бывшие с Ним ученики – Петр, Иаков и Иоанн – пали ниц. На некоторых иконах апостол Петр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».

На иконе также могут быть изображены фигуры пророка Моисея, восстающего из гроба, и пророка Илии, парящего на облаке. В таком случае Моисей символизирует мир умерших, а Илия – мир живых, свидетелей преображения Сына Божия (ведь в Ветхом Завете сказано, что Илия не умер, а был живым взят на небо).

Молитва в праздник Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа

"Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков".

Яблочный Спас 2018: все приметы на 19 августа

  • Какая погода на Яблочный Спас – такой будет и осень.
  • Пчелы слетаются на мед – к достатку в доме.
  • Если при посеве озимой пшеницы дует северный ветер, то колосья уродятся крупные.
  • Чистое безоблачное небо на Преображение – к морозной зиме.
  • Если в этот день листья на деревьях пожелтели – ждут скорые холода.
  • Много скворцов на деревьях – к суровому январю.
  • Считается, что если погода в этот праздник сухая и жаркая, то осень будет такая же. А вот если будет дождь, то и осень будет дождливая и холодная.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Преображение Господне

Преображение Господне - православный праздник, который верующие отмечают 19 августа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным - во всей Божественной, вечной славе.

Что такое Преображение

Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из двунадесятых праздников.

События Преображения Господня

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа - Петр, Иаков и Иоанн - увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

Фавор - Гора Преображения

Фавор - это гора высотой 588 метров, расположенная в Израиле, в 9 километрах к юго-востоку от города Назарета. По преданию, именно на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели чудесное Преображение Господне. В настоящее время на вершине горы действуют два монастыря, православный и католический.

История празднования Преображения Господня

Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а, скорее всего, и раньше. Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Из VII века до нас дошло слово на Преображение Господне святого Андрея Критского.

Молитвы Преображения Господня Тропарь Преображения Господня, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Митрополит Сурожский Антоний.

Проповедь на Праздник Преображения

Праздник Преображения раскрывает перед нами славу Богом созданной твари. Не только Христос явился в славе Отчей, в славе Своей Божественной в этот день перед Своими учениками: Евангелие нам говорит, что Божественный свет струился из Его физического тела и из той одежды, которая его покрывала, изливался на все, что окружало Христа.

Здесь мы видим нечто, что прикровенно уже раскрывалось нам в Воплощении Христовом. Мы не можем без недоумения думать о Воплощении: как оказалось возможно, что человеческая плоть, материя этого мира, собранная в теле Христовом, могла не только быть местом вселения Живого Бога – как бывает, например, храм – но соединиться с Божеством так, что и тело это пронизано Божественностью и восседает теперь одесную Бога и Отца в вечной славе? Здесь прикровенно открывается перед нами все величие, вся значительность не только человека, но самого материального мира и неописуемых его возможностей – не только земных и временных, но и вечных, Божественных.

И в день Преображения Господня мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой славой он призван сиять в Царстве Божием, в вечности Господней… И если мы внимательно, всерьез принимаем то, что нам здесь открыто, мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему видимому, ко всему осязаемому; не только к человечеству, не только к человеку, но к самому телу его; и не только к человеческому телу, но ко всему, что телесно вокруг нас ощутимо, осязаемо, видимо… Все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой.

И нам, людям, дано это знать; нам, людям, дано не только знать это, но и быть сотрудниками Божиими в освящении той твари, которую Господь сотворил… Мы совершаем освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов, мы совершаем освящение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни; внутри пределов Церкви это начало чуда Преображения и Богоявления; верой человеческой отделяется вещество этого мира, которое предано человеческим безверием и предательством тлению, смерти и разрушению. Верой нашей отделяется оно от этого тления и смерти, отдается в собственность Богу, и Богом приемлется, и в Боге уже теперь, зачаточно, поистине делается новой тварью.

Но это должно распространиться далеко за пределы храма: все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни – все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся…

Подумаем об этом; мы не призваны поработить природу, мы призваны ее освободить от плена тления и смерти и греха, освободить ее и вернуть в гармонию с Царством Божиим. И поэтому станем вдумчиво, благоговейно относиться ко всему этому тварному, видимому нами миру, и послужим в нем соработниками Христовыми, чтобы мир достиг своей славы и чтобы нами все тварное вошло в радость Господню. Аминь.

Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников - Петра и братьев Заведеевых: Иакова и Иоанна - и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами - пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, - пишет преп. Ефрем Сирин, - тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «Когда он еще говорил, - повествует св. евангелист, - се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «встаньте, не бойтесь» (Мф. 17:7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения. «Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно. Ты показал нам на Фаворе угль Божества... и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов» (2-й канон, песнь 5-я, тропарь 3-й). Поэтому-то, узрев «Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того, «Которого они в древности провозвестили истинным Богом» (1-й канон, песнь 5-я, тропарь 1-й), а ныне пришедшего «от Девы Отроковицы... человеком на избавление» (на стиховне стихира на малой вечерне). Ныне уразумели все, Кто такой Иисус, Сын Бога Живого. Он - Тот, Который некогда явился Моисею прикровенно «в огне и купине», а затем «на горе законодательства... в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете Божества» (2-й канон, песнь 1-я, тропарь 3-й).

Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки» предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия. Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле - Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.

Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам. «Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 3-й), - так поет Св. Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе Фавор. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и св. апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека - во единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные. На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.

Глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», - свидетельствуя вновь, как и у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа, открывал тайну Св. Троицы. Представшие же Господу Иисусу «с земли апостолы, как бы с неба - Илия Фесвитянин, а из мертвых - Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й) - по словам творца канона на Преображение, прп. Иоанна Дамаскина, - указывали величие власти Его: Oн живыми и мертвыми обладает, являясь Владыкой неба, земли и преисподней.

Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.