История ссср от ленина. Кто правил после сталина в ссср: история

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

Со смертью Сталина - «отца народов» и «зодчего коммунизма» - в 1953 году началась борьба за власть, ведь установленный им, предполагал, что у руля СССР будет стоять такой же единовластный лидер, который возьмет в свои руки бразды правления государством.

Отличие было только в том, что основные претенденты на власть все как один выступали за отмену этого самого культа и либерализацию политического курса страны.

Кто правил после Сталина?

Нешуточная борьба развернулась между тремя основными претендентами, которые изначально представляли собой триумвират — Георгием Маленковым (председателем Совета Министров СССР), Лаврентием Берией (министром объединенного МВД) и Никитой Хрущевым (секретарем ЦК КПСС). Каждый из них хотел занять место во но победа могла достаться только тому претенденту, чью кандидатуру поддержит партия, члены которой пользовались большим авторитетом и имели нужные связи. Кроме того, всех их объединяло желание добиться стабильности, завершить эпоху репрессий и получить больше свободы в своих действиях. Вот почему вопрос о том, кто правил после смерти Сталина, не всегда имеет однозначный ответ — ведь было сразу три человека, боровшихся за власть.

Триумвират у власти: начало раскола

Созданный еще при Сталине триумвират разделил власть. Большая ее часть сосредоточилась в руках Маленкова и Берии. Хрущеву отводилась роль секретаря не столь значимая в глазах его соперников. Однако они недооценили амбициозного и напористого партийца, выделявшегося неординарным мышлением и интуицией.

Для тех, кто правил страной после Сталина, важно было понимать, кого в первую очередь нужно устранить из конкурентной борьбы. Первой мишенью стал Лаврентий Берия. Хрущев и Маленков отдавали себе отчет в том, какое досье на каждого из них было у министра МВД, заведовавшего всей системой репрессивных органов. В связи с этим в июле 1953 года Берию арестовали, обвинив его в шпионаже и некоторых других преступлениях, тем самым устранив столь опасного противника.

Маленков и его политика

Авторитет Хрущева как организатора этого заговора значительно повысился, а его влияние на других членов партии усилилось. Однако пока председателем Совета Министров был Маленков, ключевые решения и направления в политике зависели от него. На первом заседании Президиума был взят курс на десталинизацию и установление коллективного управления страной: планировалось упразднить культ личности, но делать это таким образом, чтобы не умалять заслуг «отца народов». Основная задача, которую поставил Маленков, заключалась в развитии экономики с учетом интересов населения. Он предложил достаточно обширную программу изменений, которая не была принята на заседании Президиума ЦК КПСС. Тогда Маленков выдвинул эти же предложения на сессии Верховного Совета, где они были одобрены. Впервые после единовластного правления Сталина решение было принято не партией, а официальным органом власти. ЦК КПСС и Политбюро были вынуждены согласиться с этим.

Дальнейшая история покажет, что среди тех, кто правил после Сталина, Маленков окажется наиболее «эффективным» в своих решениях. Принятый им комплекс мер по борьбе с бюрократией в государственном и партийном аппарате, по развитию пищевой и легкой промышленности, по расширению самостоятельности колхозов дали свои плоды: 1954—1956 годы впервые после окончания войны показали прирост сельского населения и рост сельскохозяйственного производства, которое за долгие годы упадка и застоя стало рентабельным. Эффект от этих мер сохранялся до 1958 года. Именно эта пятилетка считается наиболее продуктивной и результативной после смерти Сталина.

Тем, кто правил после Сталина, было понятно, что в легкой промышленности таких успехов достичь не получится, так как предложения Маленкова по ее развитию противоречили заданиям плана очередной пятилетки, делавшим упор на продвижение

Старался подходить к решению проблем с рациональной точки зрения, применяя экономические, а не идеологические соображения. Однако такой порядок не устраивал партийную номенклатуру (во главе с Хрущевым), практически утратившую свою превалирующую роль в жизни государства. Это был весомый аргумент против Маленкова, который под давлением партии в феврале 1955 года подал заявление об отставке. Его место занял соратник Хрущева Маленков стал одним из его заместителей, но после разгона 1957 году антипартийной группы (в состав которой он входил) вместе со своими сторонниками был исключен из Президиума ЦК КПСС. Хрущев воспользовался этой ситуацией и в 1958 году снял Маленкова еще и с поста председателя Совета Министров, заняв его место и став тем, кто правил после Сталина в СССР.

Таким образом, сосредоточил в своих руках практически полную власть. Он избавился от двух наиболее могущественным конкурентов и возглавил страну.

Кто правил страной после смерти Сталина и смещения Маленкова?

Те 11 лет, которые Хрущев управлял СССР, богаты разными событиями и реформами. На повестке дня стояло множество проблем, с которыми столкнулось государство после индустриализации, войны и попыток восстановить экономику. Основные вехи, которыми запомнилась эпоха правления Хрущева, следующие:

  1. Политика освоения целины (не подкрепленная научной проработкой) — увеличила количество посевных площадей, но не учитывала климатические особенности, которые тормозили развитие сельского хозяйства на осваиваемых территориях.
  2. «Кукурузная кампания», цель которой была в том, чтобы догнать и перегнать США, получавшие хорошие урожаи этой культуры. Посевные площади под кукурузу расширились вдвое в ущерб посевам ржи и пшеницы. Но результат был печальным — климатические условия не позволяли получить высокий урожай, а сокращение площадей под другие культуры спровоцировало получение низких показателей по их сбору. Кампания с треском провалилась в 1962 году, а ее результатом стало повышение цен на масло и мясо, что вызвало недовольство у населения.
  3. Начало перестройки - массовое строительство домов, что позволило многим семьям переселиться из общежитий и коммуналок в квартиры (так называемые «хрущевки»).

Итоги правления Хрущева

Среди тех, кто правил после Сталина, Никита Хрущев выделялся своим нестандартным и не всегда продуманным подходом к реформированию внутри государства. Несмотря на многочисленные проекты, которые воплощались в жизнь, их непоследовательность привела к смещению Хрущева с должности в 1964 году.

В Советском Союзе частная жизнь руководителей страны была строго засекречена и охранялась на правах гостайны высшей степени защиты. Только анализ опубликованных за последнее время материалов позволяет приподнять завесу над тайной их зарплатных ведомостей…

Захватив власть в стране, Владимир Ленин в декабре 1917 г. установил себе месячный оклад в 500 рублей, что примерно соответствовало оплате труда неквалифицированного рабочего в Москве или в Питере. Какие-либо другие доходы, включая гонорары, высокопоставленным партийцам по предложению Ленина были строго запрещены.

Скромную зарплату “вождя мировой революции” быстро съела инфляция, но Ленин как-то не задумывался, откуда берутся деньги на вполне безбедную жизнь, лечение с привлечением мировых светил и домашнюю обслугу, хотя и не забывал каждый раз строго говорить подчиненным: “Вычтите эти расходы из моей зарплаты!”

Генеральному секретарю партии большевиков Иосифу Сталину в начале НЭПа был установлен оклад меньше, чем половина зарплаты Ленина (225 рублей) и лишь в 1935 г. он был повышен до 500 рублей, но уже в следующем году последовало новое повышение до 1200 рублей.

Средняя зарплата в СССР тогда была 1100 рублей, и хотя Сталин жил отнюдь не на свою зарплату, он вполне мог бы скромно жить и на нее. За годы войны зарплата вождя превратилась в результате инфляции почти в нуль, но в конце 1947 г., после денежной реформы, “вождь всех народов” устанавливает себе новую зарплату в 10000 рублей, что в 10 раз превышало тогдашнюю среднюю оплату труда в СССР.

Одновременно была введена система “сталинских конвертов” — ежемесячных не облагаемых налогами выплат верхушке партийно-советского аппарата. Как бы там ни было, Сталин всерьез свою зарплату не рассматривал и большого значения ей не придавал.

Первым среди руководителей Советского Союза, кто стал всерьез интересоваться своей зарплатой, был Никита Хрущев, получавший 800 рублей в месяц, что в 9 раз превышало среднюю зарплату по стране.

Сибарит Леонид Брежнев был первым, кто нарушил ленинский запрет на дополнительные, кроме зарплаты, доходы для верхов партии. В 1973 г. он присудил себе Международную Ленинскую премию (25000 рублей), а начиная с 1979 г., когда имя Брежнева украсило плеяду классиков советской литературы, огромные гонорары стали потоком литься в семейный бюджет Брежневых.

Лицевой счет Брежнева в издательстве ЦК КПСС “Политиздат” пестрит многотысячными суммами за огромные тиражи и многократные переиздания его шедевров “Возрождение”, “Малая земля” и “Целина”. Любопытно, что генсек имел привычку часто забывать о своих литературных доходах при уплате партвзносов любимой партии.

Леонид Брежнев был вообще очень щедр за счет “всенародной” государственной собственности — и к себе, и к своим детям, и к приближенным. Своего сына он назначил первым заместителем министра внешней торговли. На этом посту тот прославился постоянными выездами для пышных гулянок за границу, а также огромными бессмысленными тратами там. Дочь Брежнева вела разгульную жизнь в Москве, тратя неведомо откуда поступающие деньги на драгоценности. Приближенные Брежнева, в свою очередь, щедро наделялись дачами, квартирами и огромными премиями.

Юрий Андропов, будучи членом брежневского Политбюро, получал 1200 рублей в месяц, но, став генсеком, он вернул зарплату генсека времен Хрущева — 800 рублей в месяц. При этом покупательная способность “андроповского рубля” была примерно вдвое ниже, чем у рубля “хрущевского”. Тем не менее, Андропов полностью сохранил систему “брежневских гонораров” генсека и успешно ею пользовался. Например, при основной ставке зарплаты в 800 рублей его доход за январь 1984 г. составил 8800 рублей.

Преемник Андропова Константин Черненко, сохранив ставку генсека на уровне 800 рублей, усилил деятельность по выколачиванию гонораров, публикуя от своего имени различные идеологические материалы. По партбилету его доходы составляли от 1200 до 1700 рублей.

При этом борец за моральную чистоту коммунистов Черненко имел привычку постоянно утаивать от родной партии большие суммы. Так, исследователи не смогли обнаружить в партбилете генсека Черненко в графе за 1984 год 4550 рублей гонорара, полученного по платежной ведомости Политиздата.

Михаил Горбачев “примирялся” с окладом 800 рублей вплоть до 1990 года, что было всего в четыре раза больше средней зарплаты по стране. Только совместив в 1990 году посты президента страны и генсека, Горбачев стал получать 3000 рублей при средней зарплате в СССР в 500 рублей.

Преемник генсеков Борис Ельцин промыкался почти до конца с “советской зарплатой”, не решаясь на кардинальную реформу зарплат госаппарата. Лишь по указу 1997 года зарплата президента России была определена в 10000 рублей, а в августе 1999 года ее размер возрос до 15000 рублей, что в 9 раз превышало среднюю оплату труда по стране, то есть была примерно на уровне зарплат его предшественников по управлению страной, имевших генсековский титул. Правда, у семьи Ельцина было много доходов со “стороны”…

Какие авто предпочитали использовать советские вожди для удовлетворения своих транспортных нужд? У каждого из них были свои отношения с техникой.

Эта Turcat-Mery, которая изображена на фотографии, не ленинская, но точно такая же, хоть и более раннего года выпуска.

С техникой Владимиру Ленину откровенно не везло. Полосу неудач начала первая эмиграция Ильича, когда некий швейцарец на роскошном Rolls-Royce сбил велосипедиста Ульянова, а весь четырёхколёсный транспорт первого вождя Страны Советов то угоняли, то обстреливали. Поэтому единственной машиной, без приключений дожившей до сегодняшнего момента, стало транспортное средство, на котором... вождь мирового пролетариата никогда не ездил, - это броневик английской марки Austin. Согласно официальной легенде, с башни этой бронемашины, возвращаясь из эмиграции, за неимением более подходящей трибуны Ленин прочёл знаменитые «Апрельские тезисы» возле Финляндского вокзала. После революции Ленин чаще всего разъезжал по улицам Петрограда на роскошном Turcat-Mery 1915 года выпуска. До этого машина сначала принадлежала Великой Княжне Татьяне, старшей дочери Николая Второго, а затем 50-сильным «французом» некоторое время обладал министр-председатель Временного правительства Александр Керенский. Историки откопали весьма занимательный эпизод из биографии этой машины: в декабре 1917 года Turcat-Mery угнали прямо со двора Смольного! Лучшие кадры ЧК быстро выяснили, что любимый лимузин Ильича украли контрабандисты, а сам автомобиль спрятан неподалёку от финской границы, в гараже пожарной части.

Есть версия (её придерживается, например, Л.М. Шугуров), что после выстрела Фанни Каплан раненого Ленина везли именно на Renault 40 CV, а не на Роллс-Ройсе. Хотя Renault использовался лишь во время следственного эксперимента по этому делу. После угона основатель СССР перестал жаловать Turcat-Mery и пользовался другой французской техникой: из гаража Романовых для Ильича выкатили Delaunay-Belleville 45. Но отец революции довольствовался комфортом 6-цилиндрового лимузина буквально несколько дней. 1 января 1918 года Ленин пережил покушение: Владимир Ильич не пострадал, но бандиты изрешетили добротный закрытый кузов настолько плотно, что восстановить машину не смогли. После этого личным транспортом революционеру служил Renault 40CV, также позаимствованный из императорского собрания. Притом машина повторила судьбу Turcat-Mery: в январе 1919-го налётчики буквально вышвырнули Ильича из лимузина и были таковы.

Delaunay-Belleville был основным автомобилем императора Николая II, но Владимира Ленина возил буквально неделю - пока не стал жертвой вооружённого налёта. Кузов работы французских мастеров петербургские «каретники» восстановить не смогли.
Чтобы народ узнавал своего вождя (и не повторял подобных авантюрных угонов), товарищ Ульянов пересел на открытый Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года выпуска мощностью 55 л.с. Этот кабриолет из автопарка Михаила Романова (родного младшего брата императора Николая Второго), предназначенный для горных гонок, казался странным выбором: зачем нужна узкая, а потому не самая комфортная, и прожорливая машина? Но именно Серебряный призрак спас жизнь своему главному пассажиру. В Москве после покушения Фанни Каплан оказать помощь пострадавшему на месте было некому - будь не Rolls-Royce, а менее быстрый автомобиль, по дороге до Кремля Ильич скончался бы от кровопотери.

Говорят, в плане автомобилей Ильич был неприхотлив: ездил на том, что давали. Но зачем тогда советское правительство по поручению вождя заказало баснословно дорогие Роллс-Ройсы? На фото летний Rolls-Royce после реставрации. В конце 1910-х Леонид Красин (будущий полпред Советского Союза на территории Великобритании) начинает переговоры... о закупке партии Rolls-Royce для «молодой республики»! Странная потребность для разом обнищавшей страны, но 73 новенькие машины были поставлены советскому правительству. Один такой длиннобазный 73-сильный лимузин возил смертельно больного Ильича до самой кончины. Между прочим, на городских скоростях 7,4-литровый мотор расходовал немыслимые 2,5 ведра бензина на каждые 100 вёрст пути (или 28,7 литра на 100 км). Кстати, о смерти вождя мирового пролетариата сообщил именно его водитель Степан Гиль, добравшийся из Горок до Москвы на этом Silver Ghost

В Советской России топливо было ужасным, и в ноябре 1921-го Rolls-Royce 1920 года выпуска, оборудованный движителями Кегресса, вернулся обратно на завод для прочистки закоксованного двигателя. Между прочим, зимой именно Rolls-Royce оставался единственным быстрым способом добраться до Горок. В 1921 году Ленин поручил Путиловскому заводу перевести автомобиль на «движители Кегресса». В своё время личный «шоффэр» императора Адольф Кегресс (позднее работавший на Citroen и, между прочим, фактически придумавший принцип работы коробки передачи DSG) сделал для Николая II необычные автосани: вместо задних колёс поставил гусеницы - те самые движители Кегресса, - а на передние установил лыжи. Для Ильича Rolls-Royce переделали по аналогичному рецепту, благодаря чему машину отличала фантастическая проходимость. Даже по заснеженной целине.

На таком 12-цилиндровом фаэтоне Packard Twin Six Иосиф Сталин гонял (в буквальном смысле!) по улицам российской столицы, распробовав ранние версии этой модели на Царицынском фронте. Следующий советский правитель, Иосиф Сталин, не любил ни «британцев», ни «французов», зато искренне восхищался американскими автомобилями. После тряского 30-сильного Vauxhall императрицы Александры Фёдоровны (машина досталась отцу народов после нескольких владельцев), будучи на Царицынском фронте, будущий генсек получил поистине роскошный 12-цилиндровый Packard Twin Six. В столице, куда железный Иосиф вернулся после Гражданской войны, он сразу же попросил начальника гаража Совнаркома подыскать точно такой Паккард... Разумеется, подходящий автомобиль вскоре нашёлся, и Сталин постоянно носился по подмосковным дорогам, откинув брезентовую крышу.

Чем Сталину так полюбился подаренный Рузвельтом Packard Twelve, трудно понять, но этой машиной отец народов пользовался без малого 20 лет - до самой своей кончины. Но как только советская верхушка пересела на заказанные Красиным Роллс-Ройсы, Джугашвили пришлось отказаться от американского «дредноута». Зато сразу после Ленина появилась возможность закупить партию американских автомобилей: с 1925 года стали поступать Buick, Cadillac, Lincoln и, конечно, Packard. Для себя Сталин выбрал самый современный из Паккардов. В 1933-м 8-цилиндровый лимузин уступил место 12-цилиндровому фаэтону. Два года спустя американский посол, зная привязанности нового главы СССР, передал Сталину подарок президента США Франклина Рузвельта - бронированный лимузин Packard Twelve наиболее свежей, 14-й серии.

В Москву из Ленинграда лимузины Л-1 были отправлены своим ходом, но из-за поломок ни один из шести экипажей не добрался до столицы. После этого на проекте поставили крест. Этот «броневик» на долгие годы станет любимым автомобилем вождя. На 6-тонной (!) 155-сильной махине Иосиф Виссарионович приезжал на тегеранскую, ялтинскую и потсдамскую конференции. Из окна шестиоконного лимузина осматривал поверженный Берлин. При этом Сталин постоянно повторял, что использование советской элитой автомобилей иностранного производства - плохой пример. После этих заявлений ленинградский завод Красный Путиловец по образу и подобию американского Buick-30-90 создал модель Ленинград-1, но главному заказчику новинка не понравилась. Разработку главного советского лимузина перепоручили Заводу имени Сталина, так появился представительский ЗИС-101.

Вопреки распространённому мнению, на бронированных ЗИС-115 ездил не только Сталин, но и другие советские руководители. Всего московским заводом было собрано 32 машины «Проекта 100». В 1942 году перед работниками столичного автозавода, эвакуированного на Урал, была поставлена задача создать новое поколение представительского лимузина. Об автомобиле ЗИС-110 рассказывает материал «Герои Советского Союза. История парадных кабриолетов», но генсеку полагалась спецверсия этой машины - ЗИС-115. На тот момент созданный советскими специалистами шестиместный автомобиль скрытого бронирования был самым защищённым и безопасным лимузином главы государства. С 1947 года Сталин начал использовать эту 162-сильную модель массой более 5 тонн как основной служебный автомобиль, но от полюбившегося Паккарда не отказывался до самой смерти.

Lincoln Zephyr - мягко говоря, неординарная модель для своего времени: 12-цилиндров под капотом и крайне необычный дизайн делали этот седан очень желанным даже для штатовских автомобилистов. Никита Хрущёв тоже любил американские автомобили. В 1938 году тогдашний первый секретарь ЦК КП(б) Украины разъезжал на 12-цилиндровом Lincoln Zephyr, а после войны Хрущёв пересел на открытый Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера под Винницей (до войны машина 1939 года выпуска возила по дорогам Германии посла США, но когда американское посольство было закрыто, Кадиллак национализировали и передали лично фюреру). На официальные мероприятия будущий генсек приезжал на служебном ЗИС-110, но водить личный Кадиллак старался как можно чаще. И даже забрал любимый «шестьдесят первый», когда перебрался из Киева на столичную работу.

Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера очень нравился Хрущёву, но политик решил, что машина не должна простаивать и продал её через самый обычный комиссионный магазин. В Москве «американца» со временем пришлось продать - за Хрущёвым закрепили бронированный ЗИС-115 и открытый ЗИС-110, так что Cadillac по большей части простаивал. Обе машины «любителю показать кузькину мать» нравились, но... В 1955 году Хрущёва на женевской конференции глав государств-победителей удивило, насколько совершенен огромный открытый Chrysler Эйзенхауэра и насколько устарел советский ЗИС-110. Никита Сергеевич отдал распоряжение как можно скорее создать нечто подобное. Поглядывая на Packard Сaribbean, наши инженеры выпустили ЗИЛ-111 (здесь снова будет правильно сослаться на заметку «Герои Советского Союза. История парадных кабриолетов»).

Дизайн ЗИЛ-111 устарел до выхода самой машины. Что поделать, эпоха «аэрокосмического» оформления была скоротечной, и даже штатовские компании не всегда успевали следить за вектором переменчивой моды. Но каково было удивление генсека, когда новейший ЗИЛ опять смотрелся бедным родственником! Теперь главу советского государства поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди. Поэтому из поездки по Штатам Хрущёв привёз культовый Cadillac Fleetwood 75 и пожелание «догнать и перегнать Америку». Зиловцы смогли только немного подправить внешность модели 111, сделав её менее похожей на Чайку, после чего лимузин получил индекс 111Г и прозвище «Григорий». На этом погоня за заокеанским автопромом закончилась.

ЗИЛ-111Г по прозвищу Григорий - рестайлинговая версия «сто одиннадцатого», лишившаяся псевдоавиационных наворотов. Получилось спорно, но, безусловно, мощно и солидно. Никита Сергеевич любил автомобили, и редкая его заграничная поездка обходилась без покупки подарка самому себе. Вот только Хрущёва отличала странноватая особенность: часто купленные или подаренные иномарки он... попросту дарил. Mercedes-Benz 300 SL, больше известный как Крыло чайки, генсек презентовал Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, чтобы советские инженеры разгадали секрет заграничного «инжектора», кабриолет Renault Florida - дочери Раде, двухместный Fiat 2300 - сыну Сергею... А огромный чёрный Rolls-Royce Silver Cloud по поручению генсека передали дому-интернату пожилых большевиков, чтобы те на старости лет вспомнили Роллс-Ройсы ленинских времён.

Именно довоенный Buick 90 Limited заразил Брежнева вирусом автомобилизма. Кстати, приставка Limited означает, что автомобиль принадлежит к ограниченной серии. Но, пожалуй, самым неистовым ценителем автомобильной техники среди всех вождей СССР следует признать Брежнева. В конце тридцатых один из руководителей Днепропетровского обкома компартии, тогда ещё молодой партийный работник, получил американский автомобиль Buick 90 Limited. И с этого момента стал заядлым автомобилистом. К своему закату генсек владел почти полусотней разнообразных машин! Притом последний экземпляр для своей коллекции четырежды Герой Советского Союза получил буквально за полгода до смерти: к празднику 9 мая 1982 года газовцы презентовали больному генсеку 8-цилиндровую (!) версию своей новинки, модели ГАЗ-3102.

От редкого шестидверного пульмановского Мерседеса, считавшегося едва ли не самым совершенным автомобилем планеты, Брежнев отказаться не смог: такой машиной владели немногие, включая Папу Римского (об этом - наш материал "Святые колёса папамобилей"). Это про машины остальных правителей СССР можно рассказывать весьма обстоятельно, тогда как для автопарка Брежнева придётся ограничиться лишь перечислением наиболее примечательных экземпляров. За время правления «дорогого Леонида Ильича» гараж аппарата ЦК пополнился: Rolls-Royce Silver Shadow (1968) от предпринимателя Арманда Хаммера, Maserati Quattroporte (1968) от итальянских коммунистов, Mercedes-Benz 600 Pullman (1969) от канцлера ФРГ Вилли Брандта, Cadillac Eldorado (1972) и Lincoln Continental (1973) от Ричарда Никсона, Nissan President (1973) от премьер-министра Японии, Rolls-Royce Silver Shadow от королевы Великобритании Елизаветы II...

За время правления генсека Брежнева ЗИЛ-114 трижды обновлялся: на фото слева - версия 1967 года, справа вверху - 1971-го, а внизу - 1978-го, уже получившая новый индекс 4104. При этом генсек очень любил сам ездить за рулём: «С Брежневым за рулём мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно», - вспоминал поездку на подаренном Кадиллаке госсекретарь США Генри Киссинджер. «Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге», - также делился воспоминаниями Ричард Никсон.

В Горьком было собрано пять полноприводных Волг ГАЗ-24-95. Но охотничье хозяйство Завидово (читай, лично Леонида Ильича Брежнева) обслуживала только одна такая машина. Второй страстью Леонида Ильича была охота. По этой причине родился удивительный гибрид - полноприводная Волга. Инженеры Горьковского автозавода оснастили седан ГАЗ-24 (хотя логичнее было использовать универсал, но такой формат тогда считался непрестижным) трансмиссией от УАЗ-469 (при этом кузов оставался несущим), благодаря чему появилась уникальная по проходимости и комфорту машина. Мнения историков по поводу этой модели кардинально расходятся: одни говорят, что полноприводная «двадцать четвёрка» была любимой машиной Ильича, тогда как другие считают, что Брежнев воспользовался неординарным седаном лишь единожды.

В 1975 году универсал экстренной медицинской помощи ЗИЛ-114А был передан четвёртому управлению Минздрава СССР. Сначала машина была белого цвета, но затем её перекрасили. Официальным же автомобилем оставался, безусловно, ЗИЛ. К 50-летию Октябрьской революции Завод имени Лихачева подготовил действительно новое поколение правительственных лимузинов, которые прослужили до конца 90-х. Особенностью ЗИЛ-114 была X-образная рама (для неё характерна большая жёсткость на кручение) и дублирование основных систем автомобиля: две независимых электросистемы, резервная система тормозов... За долгий промежуток правления второго Ильича пережил 3 обновления экстерьера, а на закате жизни пассажира №1 получил неожиданную спецверсию - реанимобиль, который постоянно требовался дряхлеющему вождю.

ЗИЛ-41047 обслуживал Горбачёва и Ельцина, хотя представлял собой, по сути, ЗИЛ-114 брежневских времён. До 2002 года было построено около 150 автомобилей, после чего седаны собирали по штучным заказам. В силу коротких сроков правления Юрий Андропов и Константин Черненко никакими автомобильными предпочтениями не запомнились. Разве что для первого зиловцы успели создать очередную генерацию правительственных лимузинов, ЗИЛ-41045 - лёгкий рестайлинг разработанного во времена Брежнева ЗИЛ-114. Притом следующий генсек, Михаил Горбачёв, также довольствовался брежневским «зилом», но пережившим очередное обновление. Этой машиной, получившей индекс 41047, после распада СССР, между прочим, пользовался и первый президент России Борис Ельцин.

ЗИЛ-4102 впервые для советских лимузинов имел несущий кузов и полностью независимые подвески, но основные агрегаты (пускай и модернизированные) получил от модели 41047. Интересно, что во времена Горбачёва столичные инженеры успели разработать и следующую редакцию правительственных «членовозов» (без этого словечка, пришедшего из сатиры, здесь не обойтись), но тут правительство по велению нового генерального секретаря взяло курс на отказ от привилегий. И новый ЗИЛ-4102, этакий советский Rolls-Royce, навсегда остался... Нет, в двух экземплярах: как шутили острословы, один - для Михаила, второй - для Раисы. Так что новой политической элите девяностых, когда зилы времён четырежды Героя Советского Союза безнадёжно устарели, не оставалось ничего другого, как пересесть на пульмановские Mercedes-Benz S-класса. Но это - другое время и другие автомобили.

"Если политик не пьет - он либо хворый, либо падлюка", - говорил ныне покойный бывший первый секретарь Оренбургского обкома КПСС,
дважды Герой Соцтруда Иван Коваленко. И слова эти стали нарицательными. Как утверждают свидетели, ни один из руководителей СССР
не был убежденным трезвенником.


"Марксизм-ленинизм" рождался под градусом?

7 августа 1895 года Энгельс, находясь в отъезде, пишет Марксу: "Дорогой Карл! В тот день, когда рукопись будет отослана в издательство, я напьюсь самым немилосердным образом. Отложу это только в том случае, если ты приедешь ко мне на следующий день, и мы сможем проделать это вместе..." Владимир Ульянов (Ленин) пил меньше своих предшественников. Например, в ссылке в Шушенском он больше нажимал на еду. Правда, не пренебрегал иногда и чарочкой самогона. Причем современные 40-градусные жидкости трудно сравнить с той в буквальном смысле "огненной водой". Представьте - из 28 литров браги путем многократной перегонки получали только литр простого, но "доброго" самогона! Неудивительно, что под баранину, "которой кормили Володю изо дня в день и на обед и на ужин", как вспоминала Надежда Крупская, Владимир Ильич не брезговал выпить рюмочку-другую в день Парижской коммуны или на именины Клары Цеткин. А вообще-то Надежда Константиновна частенько готовила своему мужу "фруктовый ликер на малине", варила глинтвейны и пунши. Однако Ленин все же больше уважал пиво. Мемуарная литература свидетельствует, что на V съезде РСДРП в Лондоне в 1907 году для всех его товарищей по партии была организована "доставка бутербродов и пива целыми корзинами".

Сталин использовал вино как "эликсир правды"

Придя к власти, Иосиф Виссарионович с размахом спаивал большевистскую верхушку. В Кремле тогда еще не было спецбуфетов. Только спецкооператив, где полки ломились от вин. "Народ должен пить вино!" - таков был лозунг вождя. Он же добавлял: "Без хлеба не работать, без вина не плясать!" Сталин ловко использовал алкоголь в своих целях. Обычно, назначая новых лиц на ответственные посты, он приглашал их на дачу на обед или ужин. Предлагал выпить за новое назначение. Для приглашенных это было большой честью. Гости медленно, но верно хмелели, после каждой новой рюмки становясь все более говорливыми, и как на духу выкладывали "хозяину" все свои мысли. Припоминали, кто и что говорил нелицеприятного о политике Сталина. Вопреки расхожему мнению, чаще всего Сталин пил не "Хванчкару", а домашнее вино "Киндзмараули", поставляемое грузинскими колхозниками. Но начинал "вождь народов" обычно с шампанского. Застолья под его предводительством продолжались до трех-четырех утра. Причем по традиции именно во время этих попоек часто принимали важные государственные решения.

У Хрущева была рюмка с двойным дном

О том, как и сколько пил Никита Сергеевич, есть несколько версий. Его личный фотограф и друг Петр Кримерман рассказывал, что на банкетах или при гостях Хрущев наливал себе водки. Но у рюмки, весьма вместительной на первый взгляд, было двойное дно, поднимающееся почти доверху - это был подарок из Германии. Всем казалось, что Никита Сергеевич опрокидывает полную рюмку, а на самом деле он выпивал всего пару капель. А зять "кукурузного папы" Алексей Аджубей утверждал, что, провозглашая многочисленные тосты, Хрущев чаще всего пил не коньяк, а чай из коньячной бутылки. Вот что вспоминает бывший управляющий делами Совмина СССР Михаил Смиртюков, пришедший на работу в Кремль в 1930 году: "При Хрущеве выпивка стала обычаем. "Сам" тоже пил много, но не напивался. Крепкий был. Булганин рассказывал, что они с Никитой как-то выпили по бутылке коньяку, "полирнули" водочкой и пошли в президиум митинга - и хоть бы что! Как стеклышко!"

Брежневу наливали прямо на Мавзолее

Леонид Ильич вначале пить не любил. Но когда стал первым секретарем, ему пришлось взяться за рюмку - неудобно было не пить с секретарями обкомов. Однако в 1972 году "по просьбе трудящихся" вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма". Но никаких особенных репрессий против любителей "залить за воротник" не предпринимали. А сам "дорогой Леонид Ильич" предпочитал в этот период пить водку, армянский коньяк и грузинские вина. Рассказывают, что при Брежневе члены Политбюро умудрялись выпивать и закусывать даже стоя за трибуной на Мавзолее Ленина во время парадов и демонстраций на Красной площади.

Андропов любил пиво с семгой

Обосновавшись в Кремле, Андропов окружил себя офицерами КГБ, которые немедленно развернули пропагандистскую кампанию, чтобы представить его в глазах Запада "умеренным" коммунистом, ориентированным на Запад человеком, который якобы балует себя время от времени стаканчиком скотча, любит читать английские романы и слушать американский джаз и музыку Бетховена. На самом деле Андропов к тому времени уже не пил, так как у него была неизлечимая болезнь почек. Хотя еще лет за 10 до этого, по воспоминаниям его товарищей "по плащу и кинжалу", мог в компании выпить коньяку или водочки, но не более 200 грамм. И еще бывший чекист очень любил пиво с семгой.

Черненко пропускал дни рождения Леонида Ильича

Известно, что в молодости будущий генеральный секретарь СССР Черненко батрачил в Новоселовском районе (Красноярский край). Затем Константин Устинович попал в партийную номенклатуру и, будучи безотказным исполнителем, тихо и незаметно к концу жизни добрался до Политбюро ЦК КПСС. Он был любимцем Брежнева, послушно сопровождал Генсека на охоту, пил за компанию, хотя при его циррозе это было самоубийством. Поэтому старался пропускать дни рождения Леонида Ильича, но всегда находил для "босса" отличные отговорки. В год же своего правления совсем не пил.

Горбачев предпочитал армянский коньяк

Пожалуй, самые известные "ноу-хау" Горбачева - это перестройка и "борьба за трезвость", объявленные Михаилом Сергеевичем в 1985 году. Особое недовольство народа вызвал "антиалкогольный указ". Причем бывший ставропольский комбайнер сам не был трезвенником. Вспоминает Леонид Кравченко, занимавший с 1985 по 1991 годы пост генерального директора Гостелерадио СССР: "Поначалу Михаил Сергеевич вообще мало пил. Потом приобщился к вину, коньячку. Помню, мы летели после визита в Японию и Южную Корею, и он по традиции за свой стол пригласил членов делегации. Выпивали. В какой-то момент ко мне наклоняется начальник девятого управления КГБ и говорит: "У тебя нет в запасе бутылочки коньяку? Мы уговорили все запасы". Пришлось и мне доставать НЗ..." По словам Анатолия Галкина, который был личным поваром Горбачева и Ельцина, Михаил Сергеевич предпочитал армянский коньяк "Юбилейный", иногда пил водку - 2-3 рюмки, не более.

В ТЕМУ

Привилегированные особы во все времена предпочитали напитки особенные: со времен Екатерины II на столах высшего света красовалась водка, очищенная особым способом - молоком. Ее мягкий вкус, легкий сливочный аромат, отсутствие похмелья и необыкновенны прозрачность удовлетворяли самый изысканный вкус "сильных мира сего". В старые времена на переработку и очистку шести ведер вводно-спиртовой смеси уходило целое ведро молока. Это могли позволить себе только русские помещики, имеющие крепостную рабочую силу и сырье в большом количестве. Экономные иностранцы уже тогда поражались расточительности славян. Сейчас известно, что водка, ранее украшавшая столы "княжеских" пиров, в процессе фильтрации обогащается минеральными солями и углеводами.

Александр АЛЕХИН