Икона трехлетней богородицы что обозначает. Божья матерь иконы все образы

В некоторых художественных мастерских можно купить икону с названием Трилетствующая. Интерес вызывает тот факт, что в православной лавке такую икону купить сложно. В магазинах же, наоборот, можно приобрести красивейшую икону, вышитую бисером, оформленную в лучших традициях иконописи. Некоторые священники считают, что икона Богородицы Трилетствующая не относится к православным иконам, так как ее названия нет в традиционной иконографии и месяцеслове. Несмотря на эти утверждения, для некоторых православных, икона Трилетствующая значение имеет, так как они считают, что на иконе изображена маленькая Богородица, которая даже в трехлетнем возрасте имеет высокий уровень духовного развития. Белая лилия – символизирует чистоту образа Богородицы и ее непорочность. Иконографическим прототипом иконы Божей матери Трилетствующая стала привезенная открытка для игуменьи женского монастыря. На ней изображена маленькая девочка с распущенными волосами и белой лилией в руке. Этот образ очень понравился монахине, и она попросила написать с него икону. Нарисованный нимб и надпись сверху портрета делают его иконой.

Некоторые источники говорят о том, что именно эта икона Трилетствующая и есть «Введение во храм». Название иконы Трилетствующая очень созвучно с молитвой Пресвятой Богородице, в которой есть такие слова: «Трилетствующая телом и многолетствующая духом…..».

О чем нужно молиться Трилетствующей иконе Божией Матери

Для некоторых православных людей этот милый образ уже связан с некоторыми жизненными переживаниями и событиями. Икону Трилетствующая связывают с образом Богородицы, а значит и молитвы и почитания и чувства, обращенные к ней, должны быть самые искренние и нежные. Некоторые женщины, имеющие детей, стараются купить икону Богородицы Трилетствующая, чтобы поставить ее у изголовья детской кроватки. Главное для православного человека – это вера, а молитва с верой делает чудеса.

Какую выбрать и купить икону Божья Матерь Трилетствующая

Интернет магазины и церковные лавки, а также, иконописные мастерские предлагают очень широкий выбор всевозможных православных икон. Вниманию тех, кто хочет купить икону Трилетствующая Божия Матерь, предлагаются варианты художественной печати, иконы написанные красками или иконы, вышитые бисером. Вышивка бисером делает иконописные работы необычайно красивыми и яркими. Мастерицы, иногда, украшают иконы бусами, жемчугом, стразами, а также используют технику – декупаж. Икона Божья Матерь Трилетствующая, вышитая бисером – великолепный подарок ее можно купить в интернет магазине.

Уважаемая Анна, интересующее Вас изображение не является канонической православной иконой. В традиционной иконографии нашей Церкви нет иконы Божией Матери «Трилетствующая». И с точки зрения самого иконографического типа она достаточно нетрадиционна, при этом совпадает с не православными каноническими образцами, а с искусством вовсе неправославным. Это скорее картинка, изображающая миловидную маленькую девочку с большими карими глазами, распушенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике, стоящую лицом к зрителю с гигантской белой лилией в правой руке.

Иконой это изображение делают нимб и надписание, без них его было бы немудрено принять за портрет Дюймовочки или иного сказочного персонажа.

Написана эта икона была недавно, иконографическим прототипом для нее послужила открытка, привезенная из Иерусалима.

Название иконы заимствовано из третьей песни второго канона праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм , где, в частности, поется: «Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная».

Уже из этих простых слов видно, что даже в трехлетнем возрасте Пресвятая Богородица - это для православного человека не просто большеглазое дитя с открытки. Иконография и песнопения праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм через богатую и сложную образную символику раскрывают величие и высоту подвига Матери Божией, перед духовной зрелостью которой в ее раннем детстве склонились умудренные годами иудеи-священнослужители.

Даже одеяния Богородицы на православных иконах символичны: она изображается в голубой тунике, символизирующей девственность, и, независимо от возраста, в красном мафории, символизирующем материнство, с покрытой головой (на иконах праздника Введения во Храм Ее изображают в чепчике).

Из всего символического арсенала иконографии Введения во Храм в иконе «Трилетствующая» взята лишь голубая туника. А где же праведные Иоаким и Анна? Где девы со светильниками, сопровождающие святую отроковицу в Храм? Где встречающий Мариам священник Захария, который, по преданию Церкви стал впоследствии отцом св. Иоанна Предтечи? Где лестница в пятнадцать высоких ступеней, которые маленькая Мариам так легко преодолела сама, без помощи взрослых взойдя на самый верх? Где вход в Святая Святых? Где Ангел, питавший юную подвижицу?

С другой стороны, — ну какая нам нужда в новых экзотических образцах, неосвященных традицией, когда у нас такая полнота благодати, данная как в древних иконах Пресвятой Богородицы, восходящих еще к апостолу и евангелисту Луке — «Владимирской», «Донской». Из более поздних прославленных «Казанской», великой нашей святыне, до икон XX века, до «Державной» иконы Божией Матери, которая принята и прославлена всей православной Церковью. Думаю, Пресвятой Богородице лучше молиться перед этими иконами.

Почитание Пресвятой Божьей матери, Богородицы, в католицизме, протестантстве и православии выражается в молитвах и создании образов Святой Девы Марии. Одним из таких образов является «Трилетствующая» икона.

Возникновение образа Девы Марии в христианстве связывают с мифом о непорочном зачатии Иисуса Христа. Девушка по имени Мария проживала в Назарете и была столь невинна, что именно ее выбрал Святой Дух в качестве матери Иисуса. Образ этой женщины является одним из популярнейших иконописных ликов, подтверждение чему - наличие более нескольких сотен иконописных изображений Девы Марии.

Икона «Трилетствующая»

Большинство икон в одинаковой мере почитаются католиками, протестантами и православными, но имеются и такие, хранение которых, считается православными христианами неуместными. Именно такой иконой и является «Трилетствующая» икона Божией матери.

Происхождение иконы

Икона Божией матери была написана недавно. Благословение на написание лика было дано одной из монахинь монастыря, расположенного в Ровно (Украина). Одно это обстоятельство не делает икону запретной и не позволяет исключать ее из канонов. Вместе с тем ряд особенностей иконописного полотна, в том числе подтекст и изображенный лик Богоматери, все же позволяют сделать это.

Поводом для написания стал библейский рассказ о Введении в Храм Пресвятой Богородицы. Библия не содержит достоверного упоминания о том, когда и кем была крещена Мария, но в те времена таинство крещения принимали в три года, отсюда, собственно, и взялся сюжет для написания иконы. Юная дева только что была крещена и потому максимально приблизилась к богу, что делает ее еще совершенней.

Что изображено?

Икона написана в нетрадиционном стиле. Внешнего сходства с иконой мало, изображение более схоже с картиной, главное место на которой отводится маленькой девочке с длинными темными волосами и непокрытой головой, что само по себе является недопустимым для большинства икон.

Глаза ребенка распахнуты, губы плотно сжаты. На девочке голубая туника, в правой руке она держит большую белую лилию как символ чистоты и непорочности. Над головой Богородицы имеется нимб, наличие которого позволяет судить о том, что перед зрителем действительно икона, а не картина. Над нимбом вязью нанесено наименование иконы - «Трилетствующая».

Стоит еще раз отметить, что изображение не свойственно православным традициям, потому икону относят к католическим, хотя точного определения дать ее появлению никто не решается. Фон для иконы выбран также не традиционный, а оранжево-желтый, что в еще большей мере разнит изображение с теми, что можно увидеть в церковных лавках. Чаще всего такую икону можно встретить вышитой бисером либо написанной обычными красками.

Почему запрещена и кто молится?

Русская православная церковь рассматривает икону в единственном качестве - как картину, написанную по библейскому сюжету. Иконой как таковой «Трилетствующая» не является, потому приобрести ее в православном храме невозможно. Запрета на покупку изображения православными людьми не издано.

Церковь признает существование картины. Большинство священников полагает, что ничего плохого от молитвы перед такой «иконой» не случится, но рекомендует придерживаться канонов и возносить молитвы перед теми изображениями, которые уже давно почитаемы всеми христианами.

Молитвы, возносимые перед ликом «Трилетствующей», связывают с пополнением в семье. Иконописный лик хранят у себя женщины, столкнувшиеся с проблемами при зачатии ребенка. Кроме того, «икона» пользуется спросом у родителей девочек, поскольку считается покровительницей всех детей женского пола.

Значение «иконы» велико и для беременных женщин, желающих выносить и родить здорового ребенка. Хранить ее рекомендуется под подушкой либо у изголовья кровати. Молятся перед «иконой» исключительно Божией матери, прося о заступничестве при родах, ослаблении боли в ходе родовых схваток.

Вместе с тем, склоняясь перед тем или иным иконописным изображением, стоит понимать, что оно является всего лишь материальной вещью, молиться следует не иконе, а святому, который на ней запечатлен. В этой связи не стоит придавать значение тому, какая именно икона стоит перед православным, читающим молитву, вера должна быть в сердце и душе человека, все остальное представляется неважным.

Я сегодня пробежалась по группе "Православие" в контакте, заприметила необычную икону среди свежедобавленных, засомневалась и стала рыть информацию.

Выяснилось вот что:
присутствует массовое умиление (в основном в женской среде) новым образом Божией Матери Трилетствующей. Она появилась в православных лавках и даже монастырских магазинах. . Об этой иконе практически ничего не известно, но, тем не менее, типографии ее печатают, поставщики поставляют, а прихожане с умилением приобретают. Почему-то мало у кого возникают вопросы о каноничности этого образа.

Его история такова:
"Икона Божией Матери «Трилетствующая» находится на Украине в Дерманском женском монастыре у игуменьи монастыря. Её бабушке привезли из Иерусалима такую фотографию, которая долго хранилась в семье. И только по воле Божией став игуменьей, она попросила написать с фотографии икону. По иконографии — это «Введение во Храм».
"

Полазила по форумам и блогам, тенденция царит следующая: заявляют об очевидной неканоничности этой иконы в основном мужчины, а женщины даже не задумываются над этим и только умиляются "такой необычной иконочке".
Это просто не может не навести на определенные мысли (изложенные постом ниже)...

И, наконец, комментарий священника (между прочим, настоятеля храма св. мц. Татианы при МГУ протоиерея Максима Козлова, известного борца за каноны). www.taday.ru/vopros/20162/410670.html

Вопрос:
Расскажите об иконе Божией Матери "Трилетствующая". Я знаю, что через разные Свои иконы Богородица помогает нам в различных ситуациях. Чем характерен этот образ?
Анна
музыкант
Москва

Ответ:

"Уважаемая Анна, интересующее Вас изображение не является канонической православной иконой. В традиционной иконографии нашей Церкви нет иконы Божией Матери «Трилетствующая». И с точки зрения самого иконографического типа она достаточно нетрадиционна, при этом совпадает с не православными каноническими образцами, а с искусством вовсе неправославным. Это скорее картинка, изображающая миловидную маленькую девочку с большими карими глазами, распушенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике, стоящую лицом к зрителю с гигантской белой лилией в правой руке.

Иконой это изображение делают нимб и надписание, без них его было бы немудрено принять за портрет Дюймовочки или иного сказочного персонажа.

Написана эта икона была недавно, иконографическим прототипом для нее послужила открытка, привезенная из Иерусалима.

Название иконы заимствовано из третьей песни второго канона праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм , где, в частности, поется: «Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная».

Уже из этих простых слов видно, что даже в трехлетнем возрасте Пресвятая Богородица - это для православного человека не просто большеглазое дитя с открытки. Иконография и песнопения праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм через богатую и сложную образную символику раскрывают величие и высоту подвига Матери Божией, перед духовной зрелостью которой в ее раннем детстве склонились умудренные годами иудеи-священнослужители.

Даже одеяния Богородицы на православных иконах символичны: она изображается в голубой тунике, символизирующей девственность, и, независимо от возраста, в красном мафории, символизирующем материнство, с покрытой головой (на иконах праздника Введения во Храм Ее изображают в чепчике).

Из всего символического арсенала иконографии Введения во Храм в иконе «Трилетствующая» взята лишь голубая туника. А где же праведные Иоаким и Анна? Где девы со светильниками, сопровождающие святую отроковицу в Храм? Где встречающий Мариам священник Захария, который, по преданию Церкви стал впоследствии отцом св. Иоанна Предтечи? Где лестница в пятнадцать высоких ступеней, которые маленькая Мариам так легко преодолела сама, без помощи взрослых взойдя на самый верх? Где вход в Святая Святых? Где Ангел, питавший юную подвижицу?

С другой стороны, — ну какая нам нужда в новых экзотических образцах, неосвященных традицией, когда у нас такая полнота благодати, данная как в древних иконах Пресвятой Богородицы, восходящих еще к апостолу и евангелисту Луке — «Владимирской», «Донской». Из более поздних прославленных «Казанской», великой нашей святыне, до икон XX века, до «Державной» иконы Божией Матери, которая принята и прославлена всей православной Церковью. Думаю, Пресвятой Богородице лучше молиться перед этими иконами."

Я, собственно, пишу в просветительских целях. Просто достали уже всяческие лже-иконы и прелестные ереси их почитателей.
Стоит, в конце концов напомнить, что опора православия - в соборности, то есть в единстве!
Философ-богослов Павел Флоренский пишет:
"Чем устойчивее канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное - соборное, соборное же - всечеловеческое".

По распоряжению преосвященнейшего епископа Аристарха, в храмах и церковных лавках Кемеровской и Новокузнецкой епархии РПЦ запрещена к использованию и распространению икона Божией Матери «Трилетствующая». Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе епархии со ссылкой на епархиальный Информационно-апологетический центр (ИАпЦ), владыка принял во внимание тот факт, что данное изображение не является православной иконой, поскольку оно отсутствует в иконографии Церкви.

«Это скорее картинка, на которой изображена маленькая пухлая девочка с неестественно большими карими глазами, распущенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике, стоящая лицом к зрителю с гигантской белой лилией в правой руке», — рассказала руководитель ИАпЦ Елена Кулешова. По её словам, написано это изображение было недавно. Иконографическим прототипом для него послужила открытка, привезённая из Иерусалима. Название иконы обозначает возраст изображенной Богородицы, по аналогии с третьей песнью второго канона праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы», где поётся: «Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная». «Уже из этих слов видно, что даже в трёхлетнем возрасте Пресвятая Богородица — это не просто большеглазая девочка. Канон указывает нам на особенный случай во всей мировой истории, когда трёхлетнее дитя достигает не по возрасту высокого духовного развития, что это дитя несёт в мир исполнения многотысячных обетований — непорочного зачатия, приснодевства, рождения Богочеловека», — отметила Елена Кулешова.

Она подчеркивает, что иконография и песнопения праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм через богатую и сложную образную символику раскрывают величие и высоту подвига Матери Божией, перед духовной зрелостью которой в её раннем детстве склонились умудрённые годами иудеи-священнослужители. А в иконе «Трилетствующая» отражён только возраст Богородицы, её духовную высоту и зрелость художник никак не смог выразить доступными ему способами. Наличие белой лилии в правой руке дитя является всего лишь данью западной традиции изображения чистоты.
Rambler-Новости

В свою очередь, исполняющий обязанности руководителя епархиального миссионерского отдела иерей Дмитрий Владимиров отмечает, что Пресвятую Богородицу можно и нужно чтить в любом возрасте. «Главное, чтобы почитание Божией Матери, молитвенное обращение к ней не сводилось только лишь к умильному любованию и приобретению лубочных картинок в надежде на их чудодейственную силу», — подчёркивает отец Дмитрий, добавляя, что образ «Трилетствующая» предлагается как покровительствующий девочкам, что превышает понятия молитвенного образа и оберега.

По словам Елены Кулешовой, новейшие иконографические сюжеты, подобные иконе «Трилетствующая», рождаются не от духовной потребности, а как коммерческие проекты, цель которых — продажа сувениров, привлечение паломников и сбор пожертвований.

От Редакции Авва:

Икона Божией Матери «Трилетствующая» находится на Украине в Дерманском женском монастыре (Ровенская епархия) у игуменьи монастыря. Её бабушке привезли из Иерусалима такую фотографию, которая долго хранилась в семье. И только по воле Божией став игуменьей, она попросила написать с фотографии икону.