«Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» Л. Н

Определение 1

Арнольд Джозеф Тойнби – ($1889 – 1975$) выдающийся британский культуролог, философ истории, историк, социолог, создатель цивилизационной теории, критик европоцентризского мировоззрения, автор монументального труда «Постижение истории», теоретик глобализационных процессов, обладатель Ордена Кавалеров Почета.

Биография

Арнольд Тойнби являлся племянником Арнольда Тойнби-старшего, который был известен как исследователь экономической истории, приверженец социальных реформ, направленных на улучшение жизни рабочего класса.

Арнольд Тойнби окончил колледж в Винчестере и оксфордский Бейлиол-колледж, в $1912$ году стал преподавать историю Средних веков и историю Византии. Во время службы в Британском Форин-офисе Тойнби изучал ближневосточные конфликты, во время Первой мировой войны накапливал материал, касающийся германской агрессии в Бельгии.

Занимался преподавательской карьерой в Лондонском университете с $1919$ по $1924$ год, вел лекции в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений.

Степень его характера и масштаба исторического мышления определили Парижские мирные конференции $1919$ и $1946$ года, которые вовлекли его в мировую политику высшего уровня. Анри Бергсон и его этическая религиозная концепция так же оказала значительное влияние на формирование мировоззрения Тойнби.

Основополагающие труды

Замечание 1

Философско-исторический труд, который возвел его в ранг культового автора – «Постижение истории» $1934 – 1961$ гг.

  • «Изменения и привычки»
  • «Цивилизация перед судом истории»
  • «Немецкий террор в Бельгии»
  • «Демократия атомного века»

Теория локальных цивилизаций

Тойнби в своем творчестве и профессиональной деятельности обозначал следующие этапы:

  1. Период Первой мировой войны
  2. $1950$-е годы
  3. Завершающийся этап

Всемирная история, по Тойнби, представлялась в качестве системы условно выбранных цивилизаций, который проходят схожие фазы развития, начиная с рождения, заканчивая гибелью, эти фазы составляли ветви «единого дерева истории».

Цивилизация – локализованное сообщество, которое характеризуется с помощью $2$х ключевых моментов: религии и формы ее организации, а так же с помощью территориального признака, степени удаленности от места, где изначально зародилось общество.

$21$ цивилизация по Тойнби:

Помимо этих цивилизаций Тойнби выделял еще неродившиеся цивилизации:

  • Дальнезападная христианская
  • Дальневосточная христианская
  • Скандинавская

Критерии, по которым оценивается цивилизация:

Устойчивость в пространстве и времени Ситуация вызова-ответа

Стадии развития цивилизации:

  1. Зарождение
  2. Развитие
  3. Надлом
  4. Разложение

В развитии цивилизации играет значимую роль творческое меньшинство, которое способно сформулировать и дать ответы на вызовы истории, окружающей среды, другой культуры.

Таким образом, Тойнби выделял такие вызовы:

  • Вызов сурового климата
  • Вызов новых земель
  • Вызов агрессии соседних обществ
  • Вызов постоянного внешнего давления
  • Вызов ущемления

Замечание 2

Когда цивилизация утрачивает во время вызова необходимые и важные элементы, заряды, то творческое меньшинство берёт на себя функцию разработки смыслосоставляющего ядра. Когда творческое меньшинство даёт ответ на вызов, оно подкрепляется авторитетом, что позволяет интенсивно развиваться цивилизации. На этапе надлома творческая элита утрачивает свой творческий потенциал, не находя ответы на вызовы, и со временем превращается в элиту, управляя обществом с помощью силы оружия.

"Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины." В данном высказывании Л. Н. Толстой поднимает проблему познания и препятствий на пути её познания. Он утверждает, что преградой для познания истины являются ложные убеждения людей, вводящие их в заблуждение. Я полностью разделяю точку зрения автора, так как данная проблема имеет место не только в современном мире, но и во все времена.

Так что же такое истина? Истина- это процесс адекватного отражения действительности в сознании человека.

Истина бывает абсолютная (исчерпывающее, точное знание об объекте исследования) и относительная, характеризующая приблизительность и несовершенство знаний о действительности.

Так, например, подобие истины представлено в романе Достоевского "Преступление и наказание", главный герой которого, Родион Раскольников, создал теорию, согласно которой в некоторых случаях убивать разрешается и правом этим были наделены особые люди. Конечно, это лишь подобие истины, поскольку права людей равны и не один человек не может лишить жизни другого.

Также примером подобия истины является терроризм, ведь приверженцы этих убеждений уверены в том, что убивать себя и других людей им велит их религия. На самом же деле это глубокое заблуждение, так как не одна из религий не призывает к подобным действиям. Исходя из этого, мы видим, что терроризм- это лишь подобие истины, которое наносит значительный вред обществу.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что заблуждения, как подобие истины, действительно является препятствием для его познания.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-12-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Смысл данного высказывания состоит в том, что из-за подобий истины зачастую очень трудно познавать истину настоящую. Основная проблема заключается в том, что кроме правды и лжи существует нечто среднее, что вводит в заблуждение. Эта проблема очень актуальна в любые времена, потому что понятия лжи, истины, познания и заблуждения близки любому человеку.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания: истина бывает абсолютной и относительной, однако, не зависимо от того, о какой именно истине идет речь, она представляет собой верное знание на все времена или какой-либо конкретный временной промежуток.

Заблуждение же является содержанием знания субъекта, не соответствующим реальности объекта, но принимаемое за истину, и поэтому препятствует познанию истины. Заблуждение, по мнению автора, является более серьезным препятствием, чем ложь, потому что лжец знает, что отстаивает заведомо неверное знание, а заблуждающийся уверен в своей правоте. Именно недостоверное знание, то есть «подобие истины», приводит к заблуждению.

Многие литераторы рассуждали о заблуждениях, препятствующих познанию истины. Наиболее ярким примером я считаю научно-фантастический роман-антиутопию Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Идеология нового общества, чей быт описан в произведении, построена таким образом, что в погоне за толерантностью люди стали уничтожать все, что могло задеть чьи-либо чувства. К примеру, книги одной религии могли оскорбить представителей другой. Их заблуждение состояло в том, что, желая построить истину, они погрязли в ее подобии.

В современной жизни мы часто сталкиваемся с описанным явлением. В СМИ постоянно сообщают о правонарушениях, связанных с незнанием законов, однако это незнание не освобождает от ответственности. То есть, заблуждение человека состоит в том, что он считает ту или иную деятельность законной, и это заблуждение приводит его к нарушению закона.

На основании всего вышесказанного, можно утверждать, что Л.Н. Толстой был совершенно прав в том, что подобие истины является препятствием ее познания.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

C9.1 Философия. «Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины». (Л.Н. Толстой)

C9.2 Экономика. «Погоня за прибылью - единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают». (Ф. Хайек)

C9.3 Социология, социальная психология. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В. Г. Белинский)

C9.4 Политология. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». (Н.А. Бердяев)

C9.5 Правоведение. «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». (Сократ)

Пояснение.

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с критериями оценивания работы. Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.

По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.

Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

2) Формулируем собственную точку зрения: я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается.

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.