Фома епископ жигулевский викарий самарской епархии. Церковные перевороты

Неделю назад популярный далеко за пределами Сызрани священник, настоятель мужского Вознесенского монастыря и благочинный всех монастырей Самарской епархии отец Марк (Алексеев) был освобожден от должности настоятеля. По официальной версии – по собственному желанию. С сызранского настоятеля также был снят сан благочинного. Руководитель далеко не провинциального уровня, игумен Марк отдал монастырю почти 20 лет своей жизни, с нуля создал приход, изменивший духовную сущность и социальный градус Сызрани.

«Сызранская епархия благодарит игумена Марка за понесенные труды», - вот, собственно, и все, что сообщила пресс-служба Сызранской епархии.

КАДРОВАЯ РОКИРОВКА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ:

НИКТО НЕ ОЖИДАЛ...

Отец Марк был назначен настоятелем небольшого Феодоровского храма в поселке Новокашпирский. На нем в Сызранской епархии осталось его социальное служение: игумен Марк руководит отделами религиозного образования и взаимодействия с казачеством. При решении кадрового вопроса была проведена рокировка: отец Марк возглавил Феодоровский храм, а настоятель кашпирской церкви иеромонах Агафангел (Кузнецов) назначен исполнять обязанности наместника (по-мирскому – управляющего) в мужском монастыре.

Справится ли тихий, привыкший к размеренному служению священник Агафангел со всеми коммунальными, строительными, социальными задачами, стоящими перед хозяйственником-руководителем крупного монастырского комплекса, справится ли он с отсутствием финансирования на реконструкцию старинного монастырского храма, ровесника Сызрани - покажет время.

Можно с большой долей вероятности предположить, что игумен Марк, образованный, энергичный, авторитетный управленец, в активе которого (в недавнем прошлом, до разделения епархий) сан благочинного монастырей Самарской епархии – такой человек вряд ли задержится на посту настоятеля небольшого прихода. Не его это масштаб. И, если батюшке предложат место, соответствующее его уровню, то наш город лишится талантливого хозяйственника, «менеджера от Бога», за которого нужно держаться двумя руками не только прихожанам, но и властям Сызрани.

ДВА МНЕНИЯ:

«Усилия нового патриарха будут направлены не только на то, чтобы окончательно встроить церковь в вертикаль власти, но и на то, чтобы укрепить эту вертикаль в самой РПЦ. Если покойный Алексий пытался соблюсти здесь баланс сил, то Кирилл будет где возможно ставить своих людей, стараясь активно контролировать все и вся. Подобная степень централизации власти была в Русской Церкви только в середине XVII века, при патриархе Никоне» (Александр Мусин, ведущий научный сотрудник РАН, доктор исторических наук, кандидат богословия)

Создание в Русской Церкви новых епархий приблизит архиереев к народу, – поясняет суть реформы Святейший Патриарх Кирилл: «Речь не идет о делении епархий, но о создании новых епархий. Это созидательный, творческий, а не разрушительный процесс, хотя кто-то, быть может, его воспринимает как личную неудачу».

Много ли талантливых управленцев осталось в нашем депрессивном городе? За них нужно держаться, за них нужно бороться и создавать им условия для работы! Этот человек талантлив и авторитетен – ибо за его спиной стоит мощнейший институт власти и духовного влияния. По инициативе Патриарха в стране возродилась миссионерская и социальная работа. Инициативу подхватил молодой тогда еще, энергичный настоятель монастыря. При содействии игумена Марка развивается казачество, построен детский образовательный центр, велось строительство и реставрация памятника регионального значения; игумен много лет посвятил научной и краеведческой деятельности.

Благодаря его влиянию многие насущные проблемы решались, казалось бы, играючи. Но главное: он активно трудится над духовным, нравственным возрождением нашего общества. Отец Марк много сделал для города, и он нужен городу. И, когда в авторитетном лидере была нужда, никто не вспоминал, что у нас, дескать, церковь отделена от государства: им охотно пользовались. Все беды и нужды Сызрани игумен Марк пропускает через свое сердце.

Сказать, что прихожане и насельники-монахи в шоке – значит, слабо выразиться. Да и в некоторых структурах муниципальной власти, в госучреждениях Сызрани, выстроивших партнерские отношения с Вознесенским монастырем, новость вызвала недоумение: зачем? По какой причине потребовалось освободить место настоятеля?

Дошло до того, что некоторые прихожане собираются направить коллективный протест в митрополию. Об этом сообщается в письме, пришедшем в редакцию «Читай и думай, Сызрань»: «Как мы позволяем выгнать из родного дома человека, который построил этот дом? Каждый уголок обители пропитан кровью и потом нашего отца, который молился за всех нас без устали. Когда молодой батюшка возглавил монастырь, благодаря своему таланту он смог создать настоящую семью с сестрами, братьями, чадами. Ему нелегко было. С людьми общаться всегда очень нелегко. Мы все разные. Но он полюбил нас! Семья - это святыня, а родного отца никто заменить не сможет. Его надо беречь, пока он есть. Если у человека появилось желание удалиться из семьи, значит, терпения уже у него не хватает жить среди не любящих его людей».

ПОПАСТЬ «ПОД РАЗДАЧУ»

Но корни этой истории выросли не на сызранской и даже не на самарской земле. В этой статье, опираясь на публикации в официальных источниках и блогах, в которых обсуждаются предпосылки реформы внутри РПЦ, мы попробуем проанализировать суть реформы, в результате которой сызранский монастырь лишился своего настоятеля.

Главная тенденция, которая прослеживается на протяжении нынешнего Патриаршества, - это деление епархий, их дробление. Внутри Русской Православной Церкви выстраивается вертикаль власти, формируется новая команда власти из современных епископов – соратников новой политики, если это слово применимо к решениям Священного Синода. Внутри Церкви выстраивается система ручного управления, которая способна выдавить всех неугодных ей.

Остается надеяться, что новая команда не станет бюрократическим аппаратом, что она будет помогать Патриарху и станет его опорой. Что епархиальные управления будут служить процветанию, а не собственной «кормежке» и отчислению «наверх» церковного дохода.

Деление первых епархий началось еще в 2011 году и далеко не везде шло в ногу с логикой. От епархий «отхватывались» прибыльные районы (например, в Мордовии). Попробуй реализуй крупные проекты при урезанном финансировании! Влияние внутри митрополий, связи с губернаторами и светскими институтами власти ослаблялись – а это сказывалось на благосостоянии городов, входящих в состав епархий.

Как пройдет реформа в Самарской области – пока не ясно, но в Самарской митрополии была создана Сызранская и Жигулевская епархия, ее возглавил (если говорить светским языком) член новой «команды Патриарха» епископ Фома. О том, насколько большое значение в РПЦ придается формированию новой команды, свидетельствует тот факт, что будущий сызранский епископ был наречен не где-нибудь, а в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. При рукоположении сызранского епископа богослужение проводил сам Святейший Патриарх Кирилл.

По имеющейся в редакции информации, следующим шагом должно стать назначение сызранского священноначальника Фомы на должность настоятеля мужского монастыря. А, поскольку в епархии нет другого монастыря, кроме Вознесенского, возникла необходимость в освобождении «штатной единицы». И игумена Марка уволили «по собственному желанию». Пока это предположение, которое, возможно, найдет подтверждение в уже ноябре.

Чем данная ситуация неприятна для Сызрани и ее жителей, которым дорого состояние прославленного монастыря: руководитель такого серьезного хозяйственного объекта должен 24 часа в сутки заниматься его благоустройством и процветанием. А перед членом «команды» епископом Фомой поставлены несколько иные задачи.

При тесной «связке» светской и духовной властей быстрее решались многие вопросы хозяйственного и духовного значения, воплощались в жизнь образовательные, научные, просветительские проекты.

Тем, кто переживает за судьбу отставного настоятеля монастыря, спешим сообщить: у него, как обычно, работа кипит в руках. Отец Марк планирует в ближайшее время заняться укреплением позиций образовательного епархиального детского центра; надеется на помощь города в благоустройстве и ремонте новокашпирского храма, который является объектом туристических маршрутов в Сызрани. Надеется продолжить цикл авторских программ на городском телевидении. Готовится к юбилейному, пятнадцатому, окружному творческому конкурсу «Русь моя родная» и надеется, что получит обещанную помощь и поддержку, чтобы детский конкурс прошел на должном уровне. Словом, работает.

То, что делал в Сызрани игумен Марк – это очень личностная гуманитарная работа, требующая глубокой веры и четкого видения перспектив. Есть надежда, что популярный и любимый многими священник сумеет найти себя в новой реальности, если постоянно будет чувствовать не только любовь прихожан, но и благодарность города. Ибо - есть за что.

(г.р. 1951)

Родился в дер. Ханино Спас-Клепиковского р-на Рязанской обл. в крестьянской семье. В 1966 г. окончил среднюю школу-интернат, в 1969 г. строительный техникум в Москве, работал в строительно-монтажном управлении.

Текст предоставлен сайтом Русская Православная Церковь

В 1972-1973 гг. служил иподиаконом у еп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) в Борисоглебском кафедральном соборе Рязани. В 1977 г. окончил МДС, в 1981 г. МДА со степенью кандидата богословия, оставлен при МДА профессорским стипендиатом, преподавал в МДС. 26 апреля 1981 г. в состоянии целибата рукоположен во диакона, 24 июля 1982 г. во иерея. 20 июня 1983 г. перешел в клир Ростовской епархии, служил в Рождество-Богородичном кафедральном соборе Ростова-на-Дону и до 1988 г. исполнял обязанности секретаря митр. Владимира (Сабодана, ныне митр. Киевский и всея Украины) и делопроизводителя епархиального управления. 5 августа 1984 г. назначен клириком Владимирского собора Ростова-на-Дону, 23 декабря в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита. В 1988-1989 гг. заведовал канцелярией МП.

5 мая 1989 г. в Рождество-Богородичном кафедральном соборе Ростова-на-Дону хиротонисан во епископа Азовского, викария Ростовской епархии. 23 февраля 1993 г. назначен епископом Самарским и Сызранским. 25 февраля 1998 г. возведен в сан архиепископа.

Автобиография

Родился я 14 апреля 1951 года в есенинских краях в маленькой деревне Ханино Клепиковского района Рязанской области в многодетной крестьянской семье, был восьмым ребенком. В крещении получил имя Виктор.

Близость природы сильно влияла на мой внутренний мир. Я очень любил рыбалку. Когда подрос, помогал родителям. Поскольку старшие уже разъехались, рано начал работать, в 13 лет. Сенокос самая трудная пора, а так хочется и погулять, и покупаться со своими сверстниками. Но приходилось помогать. Жили мы скромно.

Ближайший храм Успения Божией Матери от нашей деревни был в двенадцати километрах, в селе Стружаны. Меня туда брал отец. Шли сквозь леса и гати. Весной через разлив. Там служил прекрасный батюшка, ныне покойный, архимандрит Серафим (Урбановский). Ему я впервые в жизни сознательно исповедался, и он стал моим первым духовным наставником. После окончания строительного техникума я был рекомендован отцом архимандритом только что назначенному на Рязанскую кафедру епископу Симону. Владыка определил меня иподиаконом, и год я прислуживал в Борисоглебском соборе. Затем поступил в Духовную семинарию. Там, в Троице-Сергиевой лавре, я и провел лучшие годы моей жизни. В 1981 году был рукоположен во диакона в состоянии целибата. Хиротония состоялась в академическом храме в честь Покрова Божией Матери. А в следующем году был рукоположен во пресвитера. И в течение последующего года состоял профессорским стипендиатом на кафедре «Основное богословие». По окончании Духовной академии защитил диссертацию на тему « Нравственно-богословское обоснование христианского подвижничества» и получил степень кандидата богословия.

духовное просвещение. Необходимо обращение людей к нашей исторической православной вере, восстановление традиционных нравственно-религиозных ценностей нашего Отечества.

С 1983 года я служил в Ростове-на-Дону в кафедральном соборе и одновременно вел делопроизводство епархиального управления. 23 декабря 1984 года в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия состоялся мой монашеский постриг. Совершил его наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Алексий (ныне архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский). На следующий день я был возведен в сан архимандрита.

4 мая 1989 года в Белом зале Московской Патриархии состоялся чин наречения меня во епископа, который совершили патриарх Пимен, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Зарайский Алексий, Владимирский и Суздальский Валентин и епископ Можайский Григорий. 5 мая 1989 года, на пятый день Пасхальной седмицы, на праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», в кафедральном соборе Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону состоялась моя хиротония во епископа Азовского. В ней участвовали четырнадцать архиереев. Возглавил мою хиротонию митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины).

В 1993 году 23 февраля Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода я был определен на Самарскую кафедру.

К 1000-летию крещения Руси был награжден орденом святого Владимира второй степени. Решением Международного фонда «Милосердие и здоровье» Дипломом Милосердия, постановлением Президиума Академии Российской словесности медалью «Ревнителю просвещения». В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1999 году в Самарском кафедральном Покровском соборе из рук Его Святейшества, Святейшего Патриарха Алексия II принял орден святого благоверного князя Даниила Московского второй степени.

За годы служения на Самарской кафедре мною было организовано свыше ста приходов, обустроена духовная жизнь в Иверской женской обители, открыты два мужских монастыря Вознесенский в г. Сызрани и Воскресенский в г. Тольятти. Ведется активная социальная работа в местах лишения свободы, в домах престарелых, в интернатах. Налажена просветительская деятельность в вузах, школах, подростковых центрах. Издаются журналы и газеты. Продолжают выходить в эфир еженедельные православные программы по каналам местного радио и телевещания.

Считаю одним из самых главных дел моего архипастырского служения на Самарской земле духовное просвещение. Необходимо обращение людей к нашей исторической православной вере, восстановление традиционных нравственно-религиозных ценностей нашего Отечества. Люди должны знать подлинную историю своего народа, очищенную от всех домыслов и искажений. В наше время особенно важно воспитание чувства национального единства на основе православного мировоззрения.

Эти задачи побудили меня к открытию Самарской духовной семинарии, в которой я вижу основание для развития православной богословской мысли и укрепления нашей веры на Самарской земле.

Епископ Сызранский и Жигулевский Фома оказывает давление на протоиерея Анатолия Чибова настоятеля Храма Святой Троицы за его принципиальную позицию по ряду вопросов. В первую очередь за обличение гомосексуалистов в рядах Сызранской Епархии и противодействие приобретению церковных должностей за деньги во вновь образованной епархии.
Отец Анатолий создал свой приход с нуля на пустыре в 2000-м году по благословению Митрополита Самарского и Сызранского Сергия и Благочинного города Сызрани -отца Григория.
Построив небольшой Храм, отец Анатолий не сложил руки, как сделали многие, а учитывая потребности огромного спального микрорайона "Монгора" заложил стройку нового большого Храма.
Ударивший по России кризис в 2008 обанкротил многих спонсоров и благодетелей, поэтому отец Анатолий заложил свой дом в банк, что бы стройка не останавливалась (и до сих пор платит по этому кредиту).
Из-за того, что отец Анатолий Чибов не фарисействовал и лицемерил, как многие современные служители РПЦ и не шел на поводу массового шаманизма (аля, всех водой святой зальем, по времени молится посоветуем, абортированных младенцев отпоем) захлестнувшего умы многих священнослужителей, но наоборот твердо стоял на пути Христовых заповедей и Апостольских правил, то особых миллионов приход не приносил. Ибо наш постсоветский народ кучами бежит туда, где ему комфортно в его заблуждениях, а не туда где ему прямо говорят, что христианская вера это совсем не то, во что верят бывшие комсомолки с краеугольным камнем греха в виде майонеза с оливье в пост.
Отец Анатолий смело обличал в своих проповедях действующие в Сызрани элиты. Один из немногих в городе поддерживал любые формы самоорганизации граждан: начиная от казаков и заканчивая "Скорой молодежной помощью".
Не боялся выступать против сект и радикального ислама.
Выражал свое несогласие с действующей демографической политикой администрации города.
Открыто выступал против гомосексуалистов священников (да, есть и такие.) в Сызранской Епархии и высмеивал такое явление,как покупка священного сана и должностей во вновь образованной Епархии.
Епископ Фома с первых дней своего служения в Сызранской Епархии проявил себя не как заботливый пастырь, а как лучший друг Мотиевского, Симонова и прочих паразитирующих на Сызрани олигархов-полубандитов. Выступая перед прихожанами в виде агнца, он показывал свое истинное лицо лишь в тесном кругу людей глубоко призераемых в Сызрани.
И лишь по его делам, как учил Христос мы можем наблюдать истину:
-Первым делом по всем приходам Сызрани он установил повышенный налог.
- Вторым делом он рукоположил в сан священника ряд лиц, ориентация которых под большим вопросом.
- В третьих он стал убирать наиболее авторитетных священнослужителей: в начале января 2018 года он тихо снял с должности настоятеля Кафедрального собора- Благочинного города отца Григория Коберника- человека, который поднял из руин Сызранское благочиние и восстановил и отстроил десятки Храмов. Спустя неделю, под надуманным предлогом он решил снять должности отца Анатолия Чибова.
Прошу молитв всех православных христиан!
В молчании предается Бог!