Есть ли иконы с изображением апостолов евангелистов. Апостолы-евангелисты

Основное в апостольской иконографии.

Лик апостолов. Мозаика Софии Киевской. XI век

К иконе всегда отношение особое, поскольку это священное изображение. Все знают, что оно символично. Но порой желание увидеть символику во всем, что изображено на иконе, заставляет людей домысливать о значении того или иного предмета. Мы попытаемся рассказать об этих предметах и если уж и не расставить все точки над «і», то хотя бы объяснить основы.

Поскольку есть некие общие атрибуты для разных групп святых, то и мы с целью упростить изложение несколько обобщим информацию. В этот раз расскажем об иконографии апостолов .

Они изображаются по-разному, с индивидуальными характерными особенностями. Например, Петр обычно носит короткие седые волосы и короткую бороду, Павел – черноволос, лысоват, с длинной заостренной бородой, Андрей – с седыми несколько взъерошенными волосами и бородой и т. д. Можно отметить, что такие портретные особенности в образах конкретных апостолов часто можно наблюдать и в самых ранних их изображениях, что, по всей видимости, свидетельствует об их историчности.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. мавзолей Галлы Плацидии

Одежда апостолов – усредненный традиционный наряд жителей эллинистического востока: хитон (нижняя длинная сорочка) и гиматий – род плаща, который драпировался поверх хитона. Так в античную эпоху часто рисовали философов. В групповых изображениях апостолов их одежды хотя и отличаются оттенками, тем не менее довольно типичны и однообразны. Таким образом подчеркивается равенство учеников Христа.

Страшный суд. Фрагмент. Апостолы. XV век. Фреска прп. Андрея Рублева. Успенский собор во Владимире

В руках апостолов мы обычно видим книжные кодексы или свитки – точно такие же, как и на иконах Спасителя. Порой доводилось слышать, что в такой манере изображают исключительно евангелистов или авторов Посланий апостольских. Это не всегда так. С книгой или свитком традиционно могли писать всех апостолов, ведь все они несли Евангелие – проповедь о Мессии-Спасителе. Вообще, книга или свиток на иконе – это чаще всего символ Слова Божия, которое несут людям пророки, апостолы или их наследники – святители. Хотя, конечно, любой предмет нужно воспринимать в его контексте.

Апостол Петр. Икона. Энкаустика. VI в. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Изредка отдельные апостолы могут иметь дополнительные атрибуты. Так, первоверховный апостол Петр часто изображается с двумя ключами. Основанием этому стали слова Христа, обращенные к апостолу Петру: «Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).

Таким образом, два ключа символизируют духовную власть Церкви – «отпереть» или «запереть» врата Царства Небесного для каждого человека. Иногда этот символ в народном сознании упрощается и вульгаризируется, превращаясь в некие ключи от рая и ада, которыми якобы обладает именно апостол Петр. Не удивительно, что ключи в качестве непременного атрибута апостола Петра более характерны именно для западного христианства, где именно святой Петр стал считаться «князем апостолов», обладающим исключительным правом «вязать и решить», что активно использовали Папы Римские, объявившие себя преемниками апостола Петра и его власти. Ключи святого Петра воспринимаются в католицизме как символ самого папства, наравне с тиарой, и вошли в герб Римских Пап как выражение их претензий на господство над Церковью.

Апостол Петр с ключами. Икона. Фрагмент. XVI век. Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе

Впрочем, слова Спасителя о ключах Царствия Небесного, согласно православной экзегетике, относятся не только к апостолу Петру. «То, что сказано Петру, сказано и прочим апостолам: дам тебе ключи Царства Небесного», – говорит, например, свт. Амвросий Медиоланский.

В раннехристианскую эпоху апостолов также часто изображали с длинным крестом в руках или венком – символами их победы над диаволом.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. Баптистерий православных

В поствизантийскую эпоху под влиянием западной традиции при создании образа апостолов стали чаще использовать буквальные символы их мученичества: например, апостол Павел с мечом, которым ему отсекли голову, а апостол Андрей Первозванный с характерным косым крестом в виде буквы Х, на котором, согласно преданию, его распяли.

Дмитрий Марченко

С вопросом идентификации личности апостола Фаддея имеются определённые сложности. Дело в том, что на страницах Нового Завета он упоминается под несколькими различными именами, что вполне соответствует обычаям того времени. Причём если у исследователей не возникает сомнений по поводу того, что его называют Иудой Иаковлевым и Леввеем, то по поводу нескольких иных, возможно, соответствующих ему имён, например Варсавы (Деяния апостолов 15:22), возникают разногласия. Остановимся на этом подробнее.

Перечень апостолов

Прежде всего обратимся к каноническому перечню имён 12 апостолов Христа, ставших Его ближайшими учениками. Их принято называть в следующем порядке:

  1. Андрей, упоминаемый обычно с добавлением титула Первозванный.
  2. Пётр ─ его брат.
  3. Иоанн ─ евангелист, самый молодой из апостолов, любимый ученик Христа, заслуживший титул Богослова.
  4. Иаков Заведеев, брат апостола
  5. Филипп, о котором известно лишь, что он родом из Вифсаиды.
  6. Варфоломей ─ тот самый апостол, которого Иисус назвал «истинным израильтянином, в котором нет лукавства».
  7. Матфей ─ евангелист, бывший мытарь, занимавшийся сбором налогов.
  8. Фома, прозванный Неверующим за его сомнения в воскрешении Иисуса.
  9. Иаков Алфеев ─ брат апостола Фаддея.
  10. Иуда Фаддей ─ апостол, о котором идёт речь в нашей статье. Следует обратить внимание, что в каноническом списке он упомянут сразу под двумя именами.
  11. Симон Кананит, называемый также в Новом Завете
  12. Иуда Искариот ─ предатель, который после своего отступничества и последующего самоубийства был заменён апостолом, носившим имя Матфий (не путать с Матфеем!).

Ученик Христа

В перечне имён 12 апостолов Христа Фаддей традиционно упоминается десятым по счёту с добавлением ещё одной составной части имени ─ важно учесть, например, для правильного понимания эпизода, описанного в Евангелии от Иоанна, когда во время Тайной Вечере один из апостолов, названный Иудой, но с оговоркой, что это был не Искариот, задаёт Иисусу вопрос, касающийся Его предстоящего воскресения. Обратившись к списку имён апостолов, нетрудно догадаться, что речь в данном случае идёт именно об апостоле Фаддее.

В Новом Завете сведения об этом ученике Иисуса Христа, вошедшем в число 12 апостолов, весьма ограничены. Известно лишь, что он являлся сыном Алфея и Клеопы. Несколько более подробную информацию можно получить из Священного Предания, гласящего, что после Вознесения Спасителя апостол Фаддей (он же Иуда) проповедовал слово Божие вначале в Иудее, Идумее, Самарии и Галилеи, а вслед за тем отправился на Аравийский полуостров, побывал в Месопотамии и Сирии, после чего прибыл в Эдессу.

Автор Соборного послания

С этим городом, располагавшимся на юго-востоке современной Турции, связано одно из его наиболее значимых деяний. В Эдессе (по другим источникам, в Персии) апостол написал своё знаменитое Соборное послание, включённое в состав Нового Завета. В нём он кратко, но при этом необычайно ёмко и убедительно изложил целый ряд истин, являющихся составной частью христианского учения. В частности, им был изложен догмат о Святой Троице, о грядущем Страшном Суде, воплощении Спасителя нашего Иисуса Христа, а также об ангелах Божьих и духах тьмы.

Этот его труд имеет не только догматическое, но и большое воспитательное значение, поскольку в нём святой апостол призывает к соблюдению плотской чистоты и целомудрия, добросовестному исполнению своих повседневных трудов и усердию в молитве. Кроме того, он предостерегает членов религиозных общин от возможного влияния различных еретических лжеучений, получивших в тот период весьма широкое распространение. Ставя превыше всего веру во Христа, апостол Иуда (Фаддей) указывает на то, что без добрых дел и реальных проявлений любви к ближним она бывает мертва.

Венец мученичества

Свой земной путь ученик Христов завершил в 80 или 82 году в Армении, где, согласно Священному Писанию, принял мученическую смерть от язычников. Его святые мощи затем предали земле на территории, являющейся сегодня северо-западной частью Ирана. Впоследствии там был учреждён монастырь Святого Фаддея, в который ныне стекаются миллионы паломников со всего мира.

Расположен он в горной местности, на расстоянии 20 км от города Маку. Главный храм монастыря - его фото представлено в статье, - согласно легенде, был возведён в 68 году н. э., то есть ещё при жизни апостола. Известно, что в 1319 году он серьёзно пострадал во время землетрясения, и затем был заново отстроен.

Тем не менее отдельные части здания, в частности алтарный выступ и прилегающие к нему стены, датируются как минимум X веком. Самые древние части храма выложены из чёрного камня, поэтому в народе ему дано название «Кара Келис», что означает «Чёрная церковь».

Апостол армянской церкви

Любопытно отметить, что, несмотря на большое стечение паломников, в храме проводится только одно богослужение в год, а именно в праздник святого апостола, который по местному обычаю отмечается 1 июля. В этот день молитва апостолу Фаддею звучит на армянском языке. Дело в том, что именно этой поместной церкви принадлежит монастырь, и среди иранских армян его почитание наиболее распространено.

В монастыре находится наиболее ранняя икона апостола Фаддея, с которой впоследствии было сделано много списков, разошедшихся по всему православному миру. Фото одного из них представлено в статье. Кроме того, отдельные фрагменты мощей апостола, переданные в Ватикан, хранятся также в соборе Святого Петра. В западноевропейском искусстве непременным атрибутом изображений апостола Фаддея является алебарда, что можно видеть на приведённой в статье репродукции.

Брат Иисуса

Всё изложенное выше является наиболее распространённым вариантом идентификации апостола Фаддея, а между тем, часть исследователей отождествляет его с ещё одним евангельским персонажем ─ Иудой, называемым братом Иисуса Христа, поскольку он являлся сыном Иосифа Обручника от его первого брака. И эта версия также представляет интерес. Прежде чем её изложить, отметим, что данный евангельский персонаж также упоминается под именем Иакова, что не должно никого смущать, поскольку соответствует обычаю употреблять несколько имён, о котором упоминалось выше.

Эта традиция берёт своё начало ещё в Средние века, когда не только в Западной Европе, но и на Руси было принято отождествлять апостола Иуду (Фаддея) с братом Иисуса Христа, о котором говорится в 6-й главе Евангелия от Марка. В связи с этим ему приписывается авторство Послания от Иуды, входящее в состав текстов Нового Завета.

Потомок царей Израилевых

Если остановиться на этой версии, то апостола Фаддея следует признать сыном от первого брака праведного Иосифа Обручника, лишь формально являвшегося мужем Пресвятой Девы Марии. В этом случае святой апостол является прямым потомком израильских царей Давида и Соломона.

Согласно Священному Писанию, у апостола Иуды (Фаддея) было три родных брата ─ Симеон, Иуда и Иосия, а также две сестры, имена которых не указаны. Поскольку все они являлись детьми праведного Иосифа ─ обручника Девы Марии, то вошло в традицию именовать их Сродниками Господними, подчёркивая тем, что, несмотря на отсутствие с ним кровной связи, они, тем не менее, принадлежат к одной семье.

Наследство праведного Иосифа

Упоминая о братьях Иисуса Христа, в число которых, по данной версии, входил и апостол Фаддей, евангелист Иоанн говорит, что вначале они не верили в Его Божественную сущность и не придавали значения словам, произносимых Им проповедей. Так же относились к нему и сёстры.

Более того, как указывает в житие Апостола Фаддея святитель после своего возвращения из Египта праведный Иосиф пожелал разделить между сыновьями принадлежавшую ему землю. Равную со всеми долю он отвёл и Иисусу, несмотря на то, что он был рождён Пречистой Девой Марией не от него, а преестественным образом, по наитию Святого Духа.

Обретение веры

Братья же воспротивились его решению, и один лишь Иуда (Фаддей), поддержав отца, согласился на совместное владение с Иисусом выделенным ему участком земли. Это послужило поводом для того, чтобы именовать его Братом Господним. Поскольку, как указывалось выше, он часто упоминается под именем Иакова, то и в употребление вошло выражение ─ Иаков, брат Господень. Следует иметь в виду, что это одно и то же лицо.

На более позднем этапе земного служения Спасителя Иуда (Фаддей) уверовал в то, что Иисус является именно тем Мессией, которого уже много веков ожидает весь еврейский народ. Обратившись всем сердцем к своему Учителю, он был включён им в число 12-ти апостолов. Тем не менее, помня своё прежнее неверие, и справедливо почитая его тяжким грехом, апостол считал себя недостойным носить звание Божьего брата. Это нашло своё отражение в его соборном послании, где он именует себя лишь братом Иакова.

Две календарные даты

Согласно традиции, установившейся в Русской православной церкви, память святого апостола Фаддея принято отмечать дважды в год. Первый раз это происходит 2 июля, когда по Церковному календарю чествуется брат Господний ─ апостол Иуда Иаковлев. Из приведённого выше текста видно, что он отождествляется с апостолом Фаддеем, величание которому воздаётся как одному из ближайших учеников и последователей Иисуса Христа. Повторно его чествуют 13 июля в праздник, именуемый Собором 12 апостолов, поскольку он входит в их число.

ЗАДАНИЕ 1.


1. Кто автор слов: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения» ?

А. Александра Федоровна Романова

2. У А.А. Ахматовой есть такие сроки: «Я в этой церкви слушала Канон Андрея Критского в день строгий и печальный» . Каким постом читается канон, о котором написано в стихотворении?

А. Великий

3. Излюбленным местом летнего отдыха царской семьи Романовых был…

Г. Крым

4. Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог» ?

Д. Цветаева М.А.

5. В закладке первого камня собора святого Александра Невского 1 марта 1891 участвовала императрица Мария Феодоровна. Освящение собора происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II и его семьи. В память какого события был заложен этот храм?

А. В память десятой годовщины с момента гибели Александра II

6. В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?

А. В том, что он является усыпальницей адмиралов

«Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?

В. Вел.князь К.К. Романов (К.Р.)

8. Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?

Б. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

9. Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?

Г. Митра

10. « Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля(по старому стилю) - дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?

А. Именины


Система оценивания:

За каждый правильный ответ в задании 1 начисляется 1 балл .

Максимум 10 балловза задание 1 .

ЗАДАНИЕ 2. Рассмотрите иконы святых Апостолов.

Каждый из них изображен пишущим Евангелие.

В Новом Завете на первом месте обычно располагают Евангелие того Апостола, рядом с которым на данных иконах изображен Ангел. В других случаях вместо Ангела изображен человек - в ознаменование того, что в этом Евангелии повествуется о происхождении Спасителя по человечеству.

На втором месте располагают Евангелие того Апостола, рядом с которым изображен лев, т.к. это Евангелие начинается словами о «гласе вопиющего в пустыне».

На третьем - того, рядом с которым телец, т.к. это Евангелие начинается рассказом о жертвоприношении Захарии.

На четвертом - того, рядом с которым орел - в ознаменование высоты богословия пролога этого Евангелия.

Под каждым изображением подпишите имя Апостола.

Имя: Иоанн Имя: Матфей Имя: Марк Имя: Лука

Каким другим словом можно назвать этих четырех Апостолов?

Евангелисты

Один из этих Апостолов за проповедь Евангелия был сослан на остров Патмос. Впишите его имя в стихотворение «Патмос» архиепископа Иоанна Сан-Францисского. В этом стихотворении упоминается животное, изображаемое на иконах рядом с этим Апостолом.


Здесь Иоанн свою пещеру,

Как землю новую, обрёл,

И из пещеры вынес веру

На крыльях медленных орёл,

И всё кружил над пеной белой,

И отлетел в свой Горний Град.

С тех пор на Патмосе закат

Стоит средь волн осиротелых.


Система оценивания:

За каждое правильно указанное имя под изображением начисляется 1,5 балла .

За правильное указание названия начисляется 0,5балла .

За правильно указанное имя в стихотворении начисляется 1 балл .

Максимум 7,5 баллов за задание 2 .

ЗАДАНИЕ 3. Продолжите логический ряд. Для каждой логической цепочки напишите обобщающее слово.

(в логическом ряду семь позиций) Покаяние, Елеосвящение, Венчание…

… Крещение, Миропомазание, Причащение, Священство

Обобщающее слово: Таинство

(в логическом ряду двенадцать позиций) Вход Господень в Иерусалим, Рождество Христово, Богоявление…

… Рождество Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Сретение Господне; Благовещение Пресвятой Богородицы; Вознесение Господне; День Святой Троицы; Преображение Господне; Успение Богородицы

Обобщающее слово: Двунадесятый праздник

Система оценивания:

За каждую правильно указанную позицию в логических цепочках начисляется 0,5 балла .

За каждое правильно указанное обобщающее слово начисляется 1 балл .

Максимум 8,5 баллов за задание 3 .

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте факты о Крыме царских времен.

Факт: Императрица Мария Александровна пожелала назвать будущий храм в Ливадии в честь одного из наиболее почитаемых двунадесятых православных праздников. Этот праздник связан со следующими событиями: в IV веке мать византийского императора Константина, Елена, совершила паломничество в Иерусалим, где обрела подлинный Крест, на котором был распят Иисус Христос, и вновь воздвигла его на горе Голгофе - там, где совершилось распятие.

Напишите название воздвигнутого в Ливадии храма: Крестовоздвиженский храм (церковь)

Факт: Однако на последующие Высочайшие приезды в Крым уже легла тень постоянной угрозы жизни членам царской семьи от рук террористов: имение стало более тщательно охраняться, и допуск посетителей во время пребывания Императора по распоряжению Министра Двора Адлерберга ограничили.

О каком императоре идет речь?Александр II

Факт: Именно то, что в этом выдающемся сыне России «струилась царская кровь», стало причиной полного забвения его имени на многие десятилетия. Несколько поколений советских людей, слушая шедевры мировой вокальной культуры - романсы Чайковского и Глазунова «Растворил я окно», «Сирень», «Повеяло черемухой», «О дитя, под окошком твоим», не знали, что музыку к ним великие композиторы сочиняли на его стихи.

О каком князе идет речь?князь Константин Романов (К.Р.)

Факт: За всю историю императорского южнобережного имения только один раз Романовы встречали в нем Рождество и Новый год - зимой 1900/1901 гг. Есть что-то символическое в том, как начался XX век для царской семьи: обстоятельства, заставившие их остаться в Крыму, сама обстановка встречи первого года нового столетия как будто предрекали трагические события последующих лет...

Напишите название имения, где императорская семья встретила новое столетие:

Ливадия

Система оценивания:

За каждый правильный ответ в задании 4 начисляется 1 балл .

Максимум за задание 4 начисляется 4 балла .

Всего за все задания 30 баллов.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Двенадцать апостолов Иисуса Христа были основой Его церкви, не говоря уже о том, что некоторые из них даже написали Евангелия как свидетельства очевидцев. Поэтому неудивительно, что восточно-православные иконы, изображающие этих героев веры, настолько популярны среди христианских верующих и коллекционеров религиозных икон. Мы уже писали о том, как распознать некоторых на рукописных иконах, но позвольте нам предоставить дополнительную информацию, которая поможет вам в вашем поиске!

Святой Иаков Алфеев

Святой Иаков Алфеев, известный как Иаков Младший, обычно изображается с каштановой остроконечной бородой и вьющимися или волнистыми волосами. Как известно, в восточно-православной иконографии существуют несколько Иаковов. Вы уже знакомы со Св. Иаковом Старшим, сыном Зеведея, так что теперь вы знаете, как их различить. Однако Св. Иакова Алфеева можно также спутать со Св. Иаковом Праведным, «братом Господним». Последний был первым епископом Иерусалимским, и поэтому его обычно изображают в епископских одеяниях.

Святой Иуда

Не путать с Иудой Искариотом! Св. Иуда был братом Св. Иакова Алфеева и одним из двенадцати апостолов. Он также известен как Иуда Леввей, Иуда Фаддей, Иуда Иаковлев и даже «брат Господень». На православных иконах Св. Иуда показан как зрелый мужчина с кудрявыми каштановыми или седыми волосами и бородой. Кроме того, на некоторых известных религиозных иконах он держит свиток с цитатой из своего Библейского Послания.

Святой Филипп

Св. Филипп славится своим теплым сердцем, миссионерским инстинктом и простой верой в Господа. Он был одним из первых апостолов, которые признали Иисуса Христа Мессией и немедленно откликнулись на Его призыв. Более того, именно благодаря ему крест стал символом Христианства. По этим причинам восточно-православные иконы с изображением Св. Филиппа являются одними из самых популярных и любимых. Выдающегося апостола обычно изображают как безбородого молодого человека, иногда держащего свиток.

Иуда Искариот

Предатель Иуда Искариот, конечно, не является святым, но он был одним из первых двенадцати апостолов, и поэтому изображен на некоторых известных религиозных иконах. Например, на старинной иконе «Тайная Вечеря» Иуда Искариот показан как темноволосый мужчина с бородой, опустивший свою руку в блюдо. Однако на других православных иконах он обычно изображается безбородым молодым человеком, таким как Св. Фома, Св. Филипп или Св. Иоанн. Кроме того, Иуда Искариот – единственный апостол, который всегда изображен без нимба над головой.

Святой Матфий

Св. Матфий был выбран верующими как замена Иуде Искариоту после его предательства Иисуса Христа и самоубийства. На восточно-православных иконах святых его обычно изображают как седовласого пожилого мужчину. Считается, что задолго до того, как стать учеником Христа, Св. Матфий уже был зрелым человеком, что делает его самым старшим среди двенадцати апостолов.

Это самая важная информация, которая может помочь вам распознать святых апостолов на знаменитых религиозных иконах. Однако не забывайте, что в каждом правиле всегда есть исключения. Поэтому, если у вас возникли какие-либо сомнения, не стесняйтесь связаться с нашими экспертами по православной иконографии.

Эта тема родилась из вопроса читателя нашей рубрики и звучал он так: "Есть четверо евангелистов. У каждого из них свое изображение, причем обязательно с какими-то природными знаками. Матфей изображен в виде ангела, Марк - это лев, Лука - крылатый бык, а Иоанн - орел. Объясните, почему именно эти символы? Откуда они взялись и что конкретно обозначают?"

Вопрос этот показался нам настолько интересным и объемным, что мы решили сделать его главной темой этого номера. Вместе с пресс-секретарем Блаженнейшего митрополита Онуфрия архимандритом Пафнутием мы вооружились Священным Писанием, книгами о Жизни святых апостолов, чтобы разобраться в символизме изображения икон Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

ЛЕВ: АПОСТОЛ МАРК

"О крылатом мифическом существе, олицетворяющем разные качества восприятия человеком Божества, известно еще из Ветхого Завета, - говорит архимандрит Пафнутий. - В видении пророка Иезекииля находим свидетельство о существе с четырьмя лицами - человека, льва, быка и орла. В более позднем Откровении Иоанна Богослова высшее существо уже представлено в образе отдельных четырех апокалиптических существ, которые стали символами древней иконографической традиции. Они раскрывают четыре стороны искупительного подвига и учения Иисуса Христа в изложении евангелистов - мессианское посланничество, любовь Господа к человеку, могущество и достоинство Христа и Его искупительную жертву. Чаще всего в росписи православного храма они помещаются по четырем сторонам на так называемых "парусах", поддерживающих купол, внутри которого обычно – Господь Вседержитель. Также образы четырех евангелистов с четырьмя "животными" Апокалипсиса, по традиции, находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

Евангелист Марк по преданиям был юношей, который следовал за Христом в ночь, когда его предали и оставили даже ученики (кроме Иоанна). Его же позднее апостол Петр называл своим духовным сыном. На иконах Марк символизируется со львом, что показывает могущество и царственное достоинство Христа.

Евангелие от Марка - вторая по времени написания и месту книга Нового Завета. В своем Евангелии Марк не столько излагает учение Христа, сколько изображает чудесные божественные Его действия, ясно доказывающие в Нем Владыку всех тварей, видимых и невидимых, всемогущего Бога, что особенно убедительно для язычников. Повествование евангельское Марк начинает рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своей проповедью огласил пустыню иудейскую, был "гласом вопиющего в пустыне" и уподобился льву, живущему и рыскающему в пустыне. Поэтому на иконах святой евангелист Марк изображается вместе со львом.

Святой Марк. Как рыкающий лев в пустыне.

АНГЕЛ: МЫТАРЬ МАТФЕЙ

Как пояснил "Сегодня" архимандрит Пафнутий, на иконах евангелиста Матфея изображают Ангела, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия.

Во времена пришествия Христа Иудея была римской провинцией и облагала податью все завоеванные области. Подать эту собирали мытари, которых римляне выбирали исключительно из местных жителей. За всеобщее презрение мытарь получал "преференции" от римлян - им позволялось всякое злоупотребление и притеснение ради наживы.