Древнерусский князь написавший поучение своим сыновьям. Поучение владимира мономаха детям

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 59 VIII вида

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ВАЛЕОЛОГИИ

«ПОУЧЕНИЕ ДЕТЯМ»

ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Учитель: Е.В. Дреманович

2013 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока


«Поучение детям» Владимира Мономаха

Цель урока:

воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, формирование желания их сохранять и приумножать.

Задачи урока:

- формировать мировоззрение о жизни русского народа и великих людей в период становления русского государства;

Расширение словарного запаса воспитанников;

Способствовать нравственному развитию личности посредством изучения и осмысления «поучения» великого князя киевского Владимира Мономаха;

Воспитывать нравственные качества личности, чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.

Ход урока:


I. Организационный момент.


Вступительное слово учителя

Начать наш урок я хотела словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране – Дмитрия Сергеевича Лихачёва, его переводы древних произведений точны и понятны современному читателю.

Слайд:
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».

(Д.С. Лихачев)

Как вы понимаете слова Лихачёва?

Согласны ли вы с его мнением?

II. Сообщение темы урока.

Сегодня вы узнаете о древнерусском князе - Владимире Мономахе, познакомитесь с его «поучением детям».


III. Приём «Продвинутая лекция».

Прежде чем мы начнём знакомиться с «Поучением Владимира Мономаха», мы должны иметь представление о жизни и деятельности самого князя Владимира Мономаха.

Перед вами находятся вопросы, попробуйте ответить на них, отметив знаками «+» - знаете ответ, «-» - не знаете. Прослушав сообщение, попробуйте ответить на них, заполнив колонку «Узнал».

Вопросы

Знаю +

Не знаю -

Узнал

Время правления Владимира Мономаха:

1113-1125

Самостоятельная жизнь Владимира Мономаха началась с:

13 лет

В каком возрасте Владимир Мономах становится князем?

В 60 лет

Основные достижения в государственной деятельности:

подчинение Полоцкой земли;

объединение русских князей;

дополнение свода законов «Русская Правда»;

создание «Поучение».

Когда умер Владимир Мономах?

Рассказ о Владимире Мономахе


1 слайд:

Владимир Мономах (1113 – 1125 великий князь киевский)
«Слава о его доблести сияла как солнце и прошла по всем странам».

2 слайд:

Это был 18-й Киевский князь

Рождение

Смерть

Похоронен

Софийский собор в Киеве

Династия

Рюриковичи

Отец

Всеволод Ярославич


3 слайд:

В 1113г. в Киеве умер князь Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло
восстание горожан. Погромы продолжались несколько дней и никому не удалось остановить их.

4 слайд:

В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого
авторитетного на Руси князя – Владимира Мономаха.

5 слайд:

В то время Владимир Мономах правил в Переяславле и ему уже было 60
лет. Он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Его уже давно знала Русская земля.

6 слайд:

Владимир Мономах больше всех был заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и способствовал сплочению сил Руси для отпора половцам. Эту мысль он высказывал на княжеских съездах.

7 слайд:

После одного из таких съездов Владимир Мономах стал руководить военными походами. Половцы потерпели поражение. Они надолго оставили русские земли.

8 слайд:

Таковы были итоги военных походов.

9 слайд:

Политика Владимира Мономаха была направлена на:
- сохранение единой власти в государстве;
- борьбу против разделения Руси;
- защиту от половцев;
- реформирование внутри жизни государства.

10 слайд:

Он издал добавления к «Русской Правде», которые получили название «Устав Владимира Мономаха».

11 слайд:

Таким образом, «Устав Владимира Мономаха» определял разные отношения: политические, социальные, денежные.
В конце своей жизни Владимир Мономах написал «Поучение», в котором не
только рассказал о своей трудной жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми.

12 слайд:


«Поучение Владимира Мономаха» - это одно из выдающихся произведений древнерусской литературы.

Владимир Мономах предназначал своё «Поучение» не только для своих детей. Он придавал ему более широкое общественное значение.

IV. Подготовительный этап чтения.

Учитель: А какой же был Мономах в детстве?
Летописец пишет: «Он рано привык выполнять сложные, недетские поручения. С детства Владимир отличался отчаянной храбростью».


Выразительное чтение воспитанниками по цепочке :
«… Любя охоту, часто ловил зверей с отцом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол метал меня на рогах, олень бодал, топтал ногами, вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь пронзил седло. Лютый зверь однажды бросился и повалил коня вместе со мной. Сколько раз я падал с лошади!
Дважды я разбивал себе голову, повреждал руки и ноги, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей…»

Текст «Поучения Владимира Мономаха» - это своеобразное собрание сочинений князя, состоящее из 3-х частей. Первая часть - само Поучение детям, вторая часть – автобиография, третья часть - письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

Словарная работа:

Поучение – один из жанров древнерусской литературы.

Как вы понимаете значение слова «поучение»?

(Поучение – совет, наставление, проповедь, речь,содержащая в себе наставления о жизни).

Подберите однокоренные слова.

(Учить, выучить, заучить, изучить, научить, обучаться, обучение, поучать, поучительный, поучить, приучать, учащийся, учёба, учебник, учение, ученик, учитель, учиться).

Поучение = побуждение к учению.

Определение жанра. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя; он поучал его.

Это произведение нравственного характера.

Поэтому наставления Мономаха и воспринимаются как мудрая заповедь, призывающая к состраданию, уклонению от зла, покаянию, молитве, усердию, справедливости, милосердию и попечению о слабых.

Слайд:

- Что мы нового узнаём о Владимире Мономахе? (имя при крещении - Василий )

Когда он пишет «Поучение»? Как вы понимаете фразу «Сидя на санях»? (Оно может иметь значение: «в преклонных годах», «на краю смерти». Значение его основывается на обрядовой стороне похорон. Перевозка тела умершего на санях была существенною частью древнерусского погребального обычая.)

Кому оно адресовано?

V. Физкультминутка.

Мы узнали много интересного о личности великого князя Владимира Мономаха. Сделаем перерыв: проведём физкультминутку.

Физкультминутка

Славный князь Мономах правил на Руси. (Повороты туловища.)
Кто не слышал о нём, послушай, уясни:
Был он честен, и смел, и исполнен сил (Махи руками.)
Русь святую собрать, избавить от войны.
От половецких племён он избавил Русь. (Наклоны туловища.)
Подружил всех князей и возглавил их.
Сыновьям Мономах дал такой наказ: (Вращения глазами.)
В дружбе жить, уважать старых и больных,
Не лениться, учиться, дружбой дорожить. (Вращения кистями рук.)
И тогда вспомнит Русь сыновей своих.

VI. Актуализация урока.

Учитель: Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым человеком, если создал «Поучение», которое актуально и по сей день. Попробуем разобраться, в чём же заключается его актуальность.

Владимир Мономах старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы.

Вот какие основы православной веры выделяет Владимир Мономах:

Слайд:

Основы православной веры:

  • Победить врага нужно покаянием, слезами и милостынею.
  • Малым делом можно получить милость Божию.
  • Не клянитесь Богом.
  • Священников чтите.
  • Основа всему – страх Божий имейте.
  • Посещайте церковь.
  • Прославляйте Бога.

Вот какие советы даёт христианским людям Владимир Мономах:

Слайд:

Советы христианским людям:

  • Убогих не забывайте.
  • Подавайте сироте.
  • Не губите христианской души.
  • Гордости не имейте
  • Чтите старых.
  • Не ленитесь.
  • Остерегайтесь лжи, пьянства, блуда.
  • Чтите гостя.
  • Навестите больного.
  • Поприветствуйте человека.
  • Учитесь всему.
  • Творите добро.

… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… выражением нашего сердечного горения могут быть и малые дела, которые в глазах Божиих не отличаются от таких великих, как монашество, затворничество или голодание, если они творятся с чистым сердцем

… соблюдайте своё слово…

… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

… Не пропустите человека, не приветив его.

… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

«Поучение Владимира Мономаха» адресовано княжеским детям. Между тем в нем содержатся рекомендации по утверждению в жизни общечеловеческих ценностей, добродетелей, не теряющих своего значения во все времена.

  1. Этап контроля и самоконтроля

Работа в группах «Восстановите цитату»

1 группа: вставить пропущенные слова и восстановить цитату из «Поучения Владимира Мономаха»

2 группа: вставить пропущенные слова и восстановить отрывок из «Поучения Владимира Мономаха»

Взаимопроверка цитат.

  1. Этап подведения итогов урока

Повторительно-обобщающая беседа

Что мы узнали о Владимире Мономахе?

Что мы можем сказать о «Поучении Владимира Мономаха»?

Не кажется ли вам, что «Поучение» устарело в наши дни?

А советы только детям? Или они обращены и к взрослым?

- Какое поучение своим детям оставил князь Владимир?
- Что он завещал?

Какое наставление вы бы взяли для себя? Для своих друзей?

  1. Этап информации о домашнем задании

Составить поучение (брату, сестре, однокласснику) по плану:

1. Обращение.

2. Советы.

  1. Этап рефлексии.

Выберите то высказывание, которое вы хотели бы произнести в конце нашего урока. Свой ответ обоснуйте.

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому не хватает времени быть добрым.

Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает.

Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.

Владимир Мономах

Как видим, представления о человеческих ценностях не меняются на протяжении многих веков. И во времена Владимира Мономаха, и в наше время они одинаково чтимы и значимы. Вот почему и сейчас, спустя много веков, мы обращаемся к произведениям прошлого, осмысливаем их содержание и суть, обогащая свой внутренний мир.

И пусть добрым напутствием вам прозвучат слова Д.С.Лихачева:

«Будем любить все русское, исконно русское … но будем неустанно учиться ценить и то…что таится нового в нас самих».

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли - плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта - возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворни­чеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями - и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь - страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещён его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мёртвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

Исторический контекст.

Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) - киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью - византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.

У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве. Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами - отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни. Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.

Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство. Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе. Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.

Идейное содержание и жанровые особенности «Поучения» . «Поучение Владимира Мономаха» - это первое в древнерусской литературе автобиографическое произведение, памятник религиозной и философско-политической литературы. «Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Это сложное произведение, состоящее из трех частей, написанных по разному поводу, поэтому датировать его непросто.

Ученые относят «Поучение» к 1117 году. Основная мысль «Поучения» - изображение идеала княжеского «поведения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагаться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, должен во все вникать сам…

Композиция произведения.

Первая часть «Поучения» представляет собой молитву, источником которой были библейские и другие религиозные тексты: «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, также и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», - и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?

И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом. Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.

Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. «И благословен. Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!».

В тексте всего «Поучения» очень велико влияние христианской веры, принятой на Руси. Крещение Руси состоялось в 988 году: об этом рассказывается в «Повести временных лет». Вторая часть «Поучения» - это повествование Владимира Мономаха о своей деятельности: сжатое перечисление походов и основных событий жизни. Перечень непрерывно следующих походов показывает, насколько энергичным и настойчивым в достижении цели был Владимир Мономах.

За скупыми и, казалось бы, бесстрастными сообщениями о том или ином событии встает драматичная и суровая жизнь князя и воина: «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с ко - 32 Нем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал.

Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. Что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился. Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуадайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным». Третья часть «Поучения» отражает переписку Владимира Моно- маха со своим двоюродным братом и давним противников Олегом Святославичем, с которым князь воевал за Чернигов. Велика вражда между князьями: Олег Святославич в союзе с половцами отнял в 1094 году у Владимира Мономаха Чернигов, в битве с ним погиб сын Мономаха - Изяслав: «О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою… Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня.

Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!» Однако Владимир Мономах подавляет в себе чувство мщения во имя Христовой любви и прекращения междоусобицы. «Не хочу я лиха, но добра хочу я братьям и Русской земле» - говорит в обращении к Олегу Святославичу Владимир Мономах.

«Поучение» Владимира Мономаха в оценке литературоведов. «Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием «Поучения», написаны в конце XI - начале XII в. «Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным…

У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики. Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу… Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности - идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления.

В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.

Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…

Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Моно - махом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчизны. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно разумел всех русских князей.

Именно к князьям обращены «Поучение» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит в своем «Поучении» князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д.

Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения - среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.

При старых следует молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться, с равными и меньшими любовь иметь и умерять «увлекающихся властью». Это выражение - «не уклоняться учить увлекающихся властью» («не стрекати учить легких власти»), самая идея того, что власть «увлекает», замечательны… Весь тон «Поучения» задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный - строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах»…

Страстная политическая целенаправленность «Поучения» Владимира Мономаха, тесная связь его с политическими событиями его времени, последовательное проведение в нем единой политической идеи, правда замаскированной порой религиозной формой, делает его одним из самых значительнейших публицистических произведений на Руси…

«Поучение» - отнюдь не обычное рассуждение о необходимости соблюдать христианскую мораль и быть благоразумным в своем поведении, а темпераментный политический трактат, отстаивающий необходимость соблюдать новый принцип - «кождо да держит отчину свою». В этом трактате удивительно слиты этическая система и эстетическая, исповедь с элегическим тоном… Проблемы этической ответственности человека постоянно занимали в литературе самое важное место. Вспомним Радищева, Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Горького и многих других.

Это одна из специфических, национальных черт русской литературы. И проявлялась эта черта уже в первые века ее существования» (Д. С. Лихачев. Великое наследие)

«Поучение Владимира Мономаха» Анализ

5 (100%) 3 votes

На проповедях и поучениях приходится несколько задержаться потому, что этот жанр имел в средние века влияние и на произведения не специально церковные.

Так, например, проповедь-поучение вполне церковного типа отразилась в произведении совершенно светского, военного феодала Владимира Мономаха , который сам написал поучение : у него есть письмо к детям, которое по существу является не чем иным, как поучением.

Первая, парадная часть этого поучения-письма имеет явно клерикальный, церковный стиль. Здесь, сверх выражений, источники которых находятся в проповедных сборниках определенного состава, каковы: «Златоуст», «Измарагд», «Златая цепь», можно найти и отзвуки морали византийского христианства.

Поучения потомкам были распространены чрезвычайно широко. Нет страны на Востоке и Западе, где бы в древности не существовали такие поучения, чаще всего связанные с религиозной стихией, особенно на Востоке, с его развитыми религиозными системами.

Бывали поучения и без церковного элемента, но все-таки и в этих поучениях мораль основывалась на религиозных представлениях.

Но есть и третий род поучений, где уже нет ни явной церковности, ни морали, основанной на религии, т. е. есть поучения чисто материалистические, чрезвычайно реальные, деловые.

Например, Константин Багрянородный, византийский император, пишет в половине X в. своему сыну наставление о том, как надо вести государственную политику по отношению к варварам, т. е. к тем националам, которых желательно обратить в зависимое, колониальное существование. Это наставление, свободное от всяких моралей и церковной стилистики, с откровенным цинизмом трактует международные отношения, допуская обман и коварство.

Эти три рода поучений были и в Византии, и в Болгарии, и в России.

Летопись приводит следующее предсмертное поучение Ярослава, в котором нет церковной фразеологии, но есть некоторые моральные моменты, основанные на религии.

«В лето 6552 (т. е. в 1054 г.) преставился великий князь русский Ярослав. Когда еще он был жив, то распорядился со своими сыновьями, сказавши им: «Вот я ухожу с этого света, дети мои. Сохраняйте между собой любовь, потому что вы братья по отцу и матери. Если будет любовь между вами, то бог будет присутствовать среди вас и покорит вам ваших неприятелей, и вы будете жить в мире. Если же вы будете жить в ненависти, в распрях, в междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю своих отцов и дедов, которую они отыскали трудом своим великим. Живите мирно, служа брат брату. Вот таким образом поручаю я вместо себя престол старшему сыну моему и брату вашему Изяславу - Киев. Его слушайте, как слушали меня, и тот пусть будет вам вместо меня. Святославу даю Чернигов, а Всеволоду - Переяславль, а Игорю - Владимир и Вячеславу - Смоленск». И разделил города, завещая им не переступать границ своих братьев, не изгонять их, сказавши Изяславу: «если кто хочет убить брата своего, то ты помогай тому, кого намерены обидеть. И так распорядился со своими сыновьями, завещав им жить в любви, а затем умер».

Тут в одном лишь месте упомянут бог, и то не кстати; но, все-таки, наставление, чтобы дети «мирно жили», не только продиктовано практикой, но и основано на каком-то религиозном моменте. Вероятно, бог, который тут упоминается, поставлен был не автором завещания, а монахом летописцем. Да и вообще слова Ярослава едва ли приведены в точности.

Владимира Мономаха учил знаменитый грек, митрополит Киевской Руси Никифор. Он первый дает характеристику Мономаха, притом такую характеристику, которая находит себе оправдание в отеческом поучении этого князя.

«Послание» Мономаху, написанное Никифором во время поста, начинается похвалою. Постом следует говорить полезное и князьям. Но Мономаха нельзя упрекать ни в каком грехе, и нечего объяснять ему значение поста: он воспитан в благочестии, и его воздержание все видят. «Что говорить такому князю, который больше на сырой земле спит, дома избегает, платье светлое отвергает, по лесам ходя, сиротинскую носит одежду, и, только входя в город, одевается, как властелин! Что говорить князю, который другим любит готовить пышные обеды, а сам служит гостям, делает своими руками, и подаяние его доходит даже до палатей; подвластные ему едят и пьют до отвалу, а он только сидит и смотрит, довольствуясь малой пищей и водою. Руки его ко всем простерты, никогда не прячет он сокровищ, не считает ни золота, ни серебра, но все раздает, казна же его пуста не бывает». Одно только не нравится митрополиту: «Кажется мне, князь мой, что, не будучи в состоянии видеть все сам, ты слушаешь других, и в открытый слух твой вонзается стрела. Подумай же об этом внимательнее; подумай об изгнанных тобою, об осужденных, оклеветанных, сам рассуди о них, всех вспомни и отпусти им вины...»

Похвалами летописцев исполнен некролог Мономаха под 1125 г.: он и «добрый страдалец за русскую землю», и «украшен добрыми нравы», «невеличав и милостив, щедрый и жалостливый, обладавший даром слез» и т. д.; «весь народ и вси люди по нем плакахуся, якоже дети по отцу или по матере».

Конечно, эти идиллические краски заимствовали свои цвета из верхнего слоя феодалов, отражая интересы киевской знати, военной и церковной. Но обилие и стойкость похвал свидетельствуют о незаурядных качествах этого ловкого хозяина, который сумел в руках своей семьи соединить по крайней мере три четверти тогдашней Руси и поддержать в ней возможный порядок.

Как «поучение» Мономаха своим сыновьям, так и его письмо князю Черниговскому Олегу, включенные вместе в летопись под 1096 г., свидетельствуют о том, что он был умелый писатель и образованный человек, жадный до знания и пропагандировавший его. Нельзя, например, считать банальным то место поучения, где Мономах говорит, что «леность всему мать: ленивый, если что и знает, то забудет, а чего не знает, тому не научится». «Что хорошего вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как мой отец, который овладел пятью языками, проживая дома».

Затем, Мономах был несомненный поэт, что видно как из его «поучения», так и из письма Олегу. В «поучении» он изумляется красоте и стройности мира, природы, ее весеннему пробуждению, когда «птицы небесные из ирья идут и наполняют леса и поля» («ирье» - рай пернатых - до сих пор существует в украинском фольклоре; это слово сближают с греческим, которое означает весну).

Или вот еще пример из письма к Олегу Черниговскому: «Когда перед тобою убили дитя мое и твое (16-летнего Изяслава), то, увидевши его кровь, увидев тело его, увянувшее как новый (т. е. весенний) цветок, сказать бы тебе, стоя над ним в раздумья: увы, что я сделал? дождавшись его безумства, ради кривды призрачного этого света, причинил я себе грех, а отцу и матери слезы... Следовало бы тебе покаяться, а мне написать грамоту утешительную; а сноху мою отправить ко мне (ведь в ней тебе нет ни зла, ни добра), чтобы, обняв ее, оплакал я с нею мужа ее и их свадьбу, эти слезы были бы мне вместо свадебных песней. Ведь я раньше не видел ни радости, ни венчания их, за свои грехи. А ради бога, отпусти ее ко мне поскорей, с первым же словом... пусть она сядет у меня, как горлица на сухом дереве, жалеючи, а я утешусь...»

Начало «поучения» Мономаха подверглось при переписке некоторой порче, и после первой же фразы оставлен в рукописи пробел в четыре незаполненных текстом строки. Начальная же фраза может быть приблизительно передана так:

«Я, худой, имевший дедом своим благословенного и славного Ярослава, наречен отцом своим возлюбленным во крещении - Василием, а русским именем - Владимиром, матерью же своею - Мономахом». Крестильное имя Мономаха «Василий» нам уже известно из надписи на «Черниговской гривне». Другие два имени свидетельствуют о том, что он был, с одной стороны, обрусевший варяг, т. е. скандинав, и, с другой стороны, грек. «Владимир» - имя скандинавское, а «Мономах» значит по-гречески «единоборец», богатырь. Мономахом называется то лицо, которое, выступая перед войском, бьется один на один. Вспомним летописный, бой русского с печенегом, сочиненный в подражание библейскому рассказу о Давиде и Голиафе.

Кстати сказать, некоторые русские прозвища несомненно переведены с греческого; например, Юрий «Долгорукий». В византийской хронике Амартола Артаксеркс назывался «Макрохейр», т. е. Долгорукий.

Далее «поучение», вероятно, читалось так: «вот пишу я для вас, возлюбленные, для христианских людей, как сохранил меня бог от всех бед по милости своей и по отцовской молитве». «Христианских» - т. е. культурных, потому что язычники в это время считались некультурными, невеждами, непонимающими.

«Сидя на санях» - это значит, может быть, «при смерти», потому что в Киевской Руси покойников носили в церковь на санях.

В пергаменном Новгородском (сборнике XIV в., который в XVI в. принадлежал попу Сильвестру, есть житие Бориса и Глеба. В этом житии, списанном с подлинника XII в., много иллюстраций и, между прочим, нарисовано, как покойника, облеченного в саван и положенного в сани, несут в церковь.

Слова: «похвалих бога, иже мя сих днев, грешного допровади» надо понимать как благодарность Мономаха за то, что ему пришлось дожить до очень поздних лет.

Думают, что ему тогда было около 70 лет. Читаем далее:

«Пусть вы, дети мои, или иной кто, прослушав эту грамотицу , не посмеется».

Грамотицей называлось в старину письмо (позднее - грамотка). Мономах назначал эту грамотицу не только для семейного употребления, не только для своих детей, но и для иных людей.

«Но тот из моих детей, кому эта грамотица понравится, пусть примет ее в свое сердце и не станет лениться, а трудиться».

«Прежде всего, ради бога и ради души своей, страх имейте божий в своем сердце». (Здесь уже сказывается воспитание митрополита Никифора.) «Нищих милуйте, подавая им щедрую милостыню: ведь, это начало всему добру. Если же кому неприятна моя грамотица, пусть не подосадует, а так скажет: на далечи пути, да на санях сидя, безлепицу си молвил».

«Встретили меня послы от братии моей на Волге».

Тут у ученых начинается сомнение в том, что «на санях сидя» значит «при смерти»; может быть, просто Мономах ехал в зимний поход, и на этом пути его встретили послы от других князей. Итак:

«Встретили меня послы от братии моей на Волге и сказали: соединись с нами, да и выгоним обоих Ростиславичей, и волость их отнимем; а если с нами не пойдешь, то мы сами по себе будем, а ты сам по себе».

Это значит, что в случае отказа Мономаха в союзе, ему ничего не достанется при дележе отнятых волостей.

«И сказал я: если вы даже и гневаетесь, не могу я с вами идти и преступить клятвы (ни креста переступить)».

«И отпустив их, взял я псалтырь, в печали развернул его, и вот что мне оттуда вынулось: «Вскую печалуеши, душе? вскую смущаеши мя?» и прочая».

Этот факт, вероятно, говорит о том, что Мономах гадал по псалтырю.

В той же библиотеке, где хранится Сильвестровский сборник, имеется и псалтырь XIV в., под основным текстом которого помещены замечания, относящиеся к отдельным выражениям и изречениям псалтырного текста. Человеку, раскрывающему псалтырь в целях гадания на любом месте и останавливающемуся здесь на том или другом изречении, эти замечания поясняют их пророческое значение для гадающего.

Гадания по святым книгам практиковались и в Византии. Так, в хронике Феофана под 614 годом рассказывается, что император Ираклий, сомневаясь в месте зимней стоянки своего войска, «раскрывая святые Евангелия, нашел указание зимовать ему в Албании».

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов, 2012 — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций; все права сохранены.

«ПОУЧЕНИЕ», «Поучение детям» Владимира Мономаха

памятник древнерус. лит-ры и пед. мысли. Автор - великий князь киевский, полит. и воен. деятель, писатель (1053-1125).

Произведение состоит из трёх, первоначально самостоятельных частей: собственно «Поучения», «Автобиографии» и письма («Грамотицы») князю Олегу Свя-тославичу, к-рые впоследствии были объединены автором. «Поучение» сохранилось в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи под 1096. Но очевидно, что окончательный вариант был написан позднее, к концу жизни Владимира Мономаха.

Жанр поучений детям был широко распространён в европ. культуре средневековья. Автор адресовал произведение своим Детям и всем, кто захочет его выслушать. Обращённый в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение полит. завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собств. жизни. Он стремился уберечь гос-во от княжеских междоусобиц и, опираясь на христ. вероучения, пытался силой морального повлиять на своих потомков и предостеречь их от гибельной политики.

Три добрых дела, по мысли автора, дают победу над врагом и избавление от грехов: покаяние, слезы и . Покаяние - это признание своих недостатков, стремление избежать ошибок, честность перед собой и людьми. Слезы - сокрушение о своих неблаговидных поступках, бренности человеческой жизни. Милосердие - к бедным и слабым.

Большое место в памятнике отведено прославлению труда и борьбе с леностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять главное муж. дело - защищать родную землю, не давать в обиду своих подданных. Указывал на необходимость для будущего правителя разностороннего книжного учения. В представлении автора, человека княжеского положения включал такие качества, как осторожность, взаимная уступчивость, послушание и «покорение» старшим, уважение прав младших, к-рые должны были стать основой полит. единения Руси.

«Поучение» содержит многочисл. цитаты из Псалтири, из «Поучения» Василия Великого и др. памятников книжности. Написанное с большим лит. мастерством, оно отражает черты творческой индивидуальности автора.

Изд.: Поучение Владимира Мономаха, в кн.: Памятники литературы Др. Руси. Начало рус. лит-ры XI - нач. XII вв., М., 1978.

Лит.: Орлов А. С., Владимир Мономах, М. - Л., 1946; Повесть временных лет, ч. 1, М. - Л., 1950; Лихачев Д. С, Сочинения князя Владимира Мономаха, в его кн.: Великое наследие. Классич. произведения лит-ры Др. Руси, M.; его же, Владимир Всеволодович Мономах, в кн.: Словарь книжников и книжности Др. Руси, в. 1 (XI - первая пол. XIV в.), Л., 1987; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в., М., 1989.

О. Е. Кошелева.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "«ПОУЧЕНИЕ», «Поучение детям» Владимира Мономаха" в других словарях:

    Поучение, Поучение детям Владимира Мономаха

    Поучение детям Владимира Мономаха - памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. П. написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053 1125). Произведение состоит из собственно Поучения, Автобиографии и письма (Грамотицы) князю Олегу Святославовичу. Жанр… … Педагогический терминологический словарь

    Поучение Владимира Мономаха - «Завещание Владимира Мономаха детям». Литография 1836 года по рисунку Бориса Чорикова. «Поучен … Википедия

    ПОУЧЕНИЕ СВОИМ ДЕТЯМ - нравоучительное сочинение кн. Владимира Мономаха (1053 1125), отражало те христианские идеалы, на основании которых должна была жить великокняжеская семья: «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни… … Русская история

    - «Поучение детям» Владимира Мономаха, памятник древнерус. лит ры и пед. мысли. Автор великий князь киевский, полит, и воен. деятель, писатель (1053 1125). Произведение состоит из трёх, первоначально самостоятельных частей: собственно «Поучения»,… … Российская педагогическая энциклопедия

    Поучение - в узком смысле церковная проповедь (см.), в широком же вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; от П. школьная теория различает слово как проповедь, оформленную по правилам ораторского искусства, и беседу как П.,… … Литературная энциклопедия

    «ПОУЧЕНИЕ» - Владимира Мономаха, памятник др. рус. лит ры 11 12 вв. Написано вел. киевским кн. Владимиром Мономахом в виде полит., морального и воен. наставления своим детям. Состоит из 3 самостоят. частей и содержит сведения о воен. походах и войнах Руси… … Военный энциклопедический словарь

    Поучение - метод воспитания человека, способ передачи ему опыта предшествующих поколений, состоящий в наставлениях, назиданиях, советах нравоучительного характера. В глубокой древности, еще в Византии существовал обычай на старости лет оставлять наставления … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    1125.ранее - Поучение детям Владимира Мономаха … Хронология всемирной истории: словарь

    Владимир Всеволодович Мономах - (1053–1125) – великий князь Киевский, автор «Поучения». Получил свое прозвание по линии матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI и XII в. и вместе с тем… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Книги

  • Князь Владимир Всеволодович Мономах и потомки его, Мономаховичи, или о временах княжеских смут и усобиц. С приложением "Духовной великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, названной в летописи Суздальской Поучение" , Бестужев-Рюмин К.Н.. Книга рекомендуется историкам, литературоведам, филологам-славистам, обществоведам, политологам, а также широкому кругу читателей, увлекающихся историей ДревнейРуси. С приложением "Духовной…