Cities xl советы по игре. Возвращение в город X

Термин «глобальная стратегия» походит от английского «grand strategy», и применяется к играм, предоставляющим игроку возможность управлять целым государством, планетой или даже цивилизацией. В отличие от своих ближайших родственников (классических и ), в которых геймеру приходится решать сугубо тактические задачи, разделенные к тому же на отдельные миссии, глобальные стратегии дают возможность развернуть более масштабную деятельность, включая экономическую, политическую, исследовательскую и военную составляющие.

Подробнее

Классическим примером этого весьма популярного жанра можно назвать серию стратегий Civilization. Классической она считается не только потому, что стояла у истоков жанра, но и потому, что в ее геймплее отсутствует тактическая составляющая, которая доминирует в других стратегиях. Это значит, что игроку доступна только глобальная карта, где все действия происходят в пошаговом режиме, тогда как непосредственно в боях игрок принимает минимальное участие. Такая особенность сделала глобальные стратегии нишевым продуктом, который, впрочем, очень востребован среди определенной аудитории пользователей — тех, кому неспешное, комплексное развитие важнее постоянного экшена и бесконечных войн.

Переворот в жанре совершила серия игр Total War. В 2000 году вышла первая игра серии под названием Shogun, которая совместила в себе два стратегических режима: глобальный пошаговый и тактический в реальном времени. В «Сегуне» армии больше не представляли собой абстрактные единицы, а состояли из конкретных юнитов, которыми можно было управлять на тактических картах. Проект произвел настоящий фурор в геймерской среде и надолго определил вектор развития всего жанра. Идея совмещения двух режимов была закреплена в сиквеле Medieval: Total War, в котором глобальная карта заметно расширилась, а тактическая составляющая стала гораздо разнообразнее. Сегодня практику совмещения тактического и стратегического режимов используют все лучшие глобальные стратегии, хотя детали геймплея, конечно же, могут отличаться.

Не меньшей популярностью пользуются глобальные стратегии космической тематики. Такие проекты, как Galactic Civilizations II, Master of Orion, Space Empires знакомы каждому уважающему себя геймеру. В подобных играх под контролем игрока находятся целые солнечные системы и даже созвездия, а экономическая, исследовательская и политическая составляющие настолько глубоки и сложны, что игровой процесс в них затягивается на месяцы.

Играть

Играть

Играть

Играть

Играть

Играть

1

Лучшие глобальные стратегии на ПК

1. Серия Sid Meier’s Civilization

Одна из лучших стратегических франшиз в принципе: Civilization – это развитие человечества от до полетов в космос, сложные взаимоотношения с соседями, которые нередко решаются ядерными залпами, бесконечная гонка за обладание чудесами света и культурными шедеврами, шпионаж, диверсии, революции и прочие прелести цивилизованного общества.

2. Серия Total War

Total War органично смешивает геймплей глобальной стратегии и стратегии реального времени: на общей карте вы в пошаговом режиме двигаете свои войска, управляете городами и выстраиваете дипломатические отношения с конкурентами, а на тактической – сражаетесь с вражескими армиями, руководя отрядами бойцов в качестве военачальника.

В этой серии вы найдете игры на любой вкус: исторические, фэнтезийные – не хватает только космических. Отдельные выпуски линейки Total War позволят вам изменить ход Наполеоновских войн, повлиять на завоевание Европы гуннами, побороться за Британские острова, объединить феодальную и даже поучаствовать в кровопролитной войне между людьми, гномами, и другими сказочными фракциями.

3. Серия Europa Universalis

Линейка стратегических игр, в рамках которых вы можете полностью перекроить политическую карту Европы. Причем сделать это предлагается не военным путем (хотя такая возможность также присутствует), а посредством сложной дипломатии, заключения союзов (в том числе династических браков) налаживания крепкой экономики, контроля над религией и других возможностей.

Разные выпуски франшизы переносят игроков в различные временные эпохи. Выбирая игру, вы выбираете и время с соответствующими историческими событиями: можете колонизировать Америку, устроить революцию во Франции, принять участие в Столетней войне и так далее.

4. Серия Hearts of Iron

А эта франшиза, разместившаяся в нашем топе, посвящена совсем небольшому, но очень важному отрезку человеческой истории – (а также коротким периодам до и после нее). Действие все так же разворачивается в Европе, а вам дается возможность полностью изменить ход событий: например, завоевать Германию, играя за Польшу, или дойдя до Берлина за СССР, продолжить движение на запад.

5. Stellaris

4X-стратегия, которую действительно можно назвать «глобальной», ведь здесь события охватывают ни много, ни мало – целую галактику! Сотни звездных систем могут перейти под ваше управление, если вы будете грамотно расширяться, уделяя внимание и дипломатии, и научным исследованиям, и сильной экономике, и мощной армии. В противном случае вас ждет неизбежное поглощение более сильной галактической цивилизацией.

6. Victoria II

В этой глобальной стратегии под ваше управление попадает одна из 200 стран в непростой для человечества период от второй половины XIX века до начала Второй мировой войны. Это время промышленных революций, социальных потрясений и неразрешимых противоречий между империями. Сможете ли вы поднять рейтинг своего государства выше всех соперников или погибнете под гнетом внешних и внутренних проблем?

7. Master of Orion 2

Классическая (вышла в далеком 1996 году), но стратегия, до сих пор горячо любимая поклонниками, которые не перестают выпускать к ней патчи, моды и другой контент. Master of Orion 2 посвящена завоеванию космоса, и будьте уверены: она не один раз удивит вас детальной проработкой геймплея, умным ИИ и обилием необычных ситуаций. В 2016 году серия Master of Orion получила ремейк от компании , но он, хоть и выполнен весьма качественно, не дотягивает до уровня оригинальных игр.

8. Crusader Kings 1-2

9. Endless Space

Еще одна стратегия про космические завоевания в нашем списке. В соответствии с названием, космос здесь почти бесконечен – пространства для расширения галактической стратегии хватает. Интересно, что Endless Space (а также ее сиквел) является частью линейки Endless Universe, куда на 2018 год входит несколько игр в разных жанрах: кроме 4X-стратегии Endless Space, на РС можно скачать глобальную стратегию Endless Legend в духе Civilization и гибрид и Dungeon of the Endless.

10. Серия Galactic Civilizations

Последняя франшиза в нашем рейтинге также посвящена завоеванию галактик. Не дайте мультяшному визуальному стилю Galactic Civilizations обмануть себя: вас ждет непростой геймплей с планетарным , конструированием , многоуровневой дипломатией и грандиозными баталиями.

8 ноября в США начались выборы президента и связанный с ними ажиотаж - это отличный повод вспомнить о целом классе стратегий, в которых политические интриги и выборы играют ключевую роль.

Редакция DTF собрала подборку из 6 лучших политических симуляторов, которые вы можете найти в магазине Steam. Все они разные, но посвящены одному и тому же: умению управлять народными массами и быть для них обожаемым лидером.

The Political Machine 2016

The Political Machine 2016 - самая актуальная из предложенных игр. Этот политический симулятор целиком и полностью посвящен нынешним выборам в президенты США. Здесь вам предстоит выбрать из множества кандидатов (или же создать собственного) и привести его к победе. По ходу борьбы вы будете погружаться в предвыборную рутину: летать по штатам, давать речи, разбрасываться обещаниями, собирать пожертвования и участвовать в теледебатах.

Ваш претендент, так же как и противник, обладает большим набором характеристик, вроде влияния на СМИ, интеллекта и выносливости. Кроме того, ему изначально присущи те или иные позиции на политическом спектре. Само собой, играя за Дональда Трампа, будет разумно напирать на тему иммиграции и прав на оружие, а Хиллари в своих речах лучше не стоит заикаться о запрете абортов.

Для того чтобы выиграть, потребуется хотя бы небольшой багаж знаний о политической кухне США. Как минимум, нужно понимать какую речь давать в том или ином штате. Так, например, техасцы линчуют кандидата за предложение запретить гражданское оружие, а калифорнийцам гарантировано понравится обещание легализации каннабиса.

The Political Machine 2016 создана компанией Stardock, которая до этого отличилась такими серьезными и знаковыми вещами, как Galactic Civilization (2 и 3 части) и Sins of a Solar Empire. Но какой-то глубины от симулятора выборов ждать не стоит. Это - скорее пародийный проект, чем серьезная стратегия. К сожалению, играть можно лишь за кандидата от демократов или республиканцев, а однообразный геймплей наскучит за один вечер. Зато актуальность накануне выборов - максимальная.

Democracy 3

Democracy 3 может отпугнуть своим предельно лаконичным дизайном. Игра выглядит как презентация в Power Point, но за этой невзрачностью кроется глубокая и детальная стратегия. В каком-то смысле Democracy 3 продолжает историю The Political Machine 2016. Но здесь вы уже стали президентом и теперь обязаны что-то с этим делать. Ваша цель - пережить годы правления, совершать реформы и переизбраться на следующий срок.

На белом листе в схематичном виде представлена вся внутренняя политика вашего государства. Каждый из пунктов - это та или иная реформа, которую можно настроить по своему вкусу. Здесь вы - словно оператор сложного механизма: перемещая ползунки в ту или иную сторону, вы ведете страну к тем или иным результатам. Различные реформы затрагивают разные слои населения, делая их жизнь лучше или хуже. Хотите пойти на второй срок - извольте делать то, что от вас ждет электорат.

Особая глубина в Democracy 3 достигается за счет модов из Workshop, которые вводят в игру массу новых реформ, законов, государств и социальных классов. Однако всех, кто мечтал попробовать себя в роли идеального президента-реформатора, ждет разочарование. Democracy 3 - политический симулятор, в котором от вас требуется быть циничным популистом. Только потакая жадной и глупой толпе вы сможете избираться на новые сроки.

Victoria 2

Victoria 2 - одна из визитных карточек студии Paradox. В этой глобальной стратегии вы можете управлять любым из двух сотен государств, существовавших в период с 1836 по 1936 годы. Разумеется, внешняя политика, с её войнами, альянсами и колонизацией играет здесь большую роль. Но внутренняя политика делает стратегию по-настоящему глубокой.

В роли покровителя нации вам необходимо разбираться в хитросплетениях экономики и социальной сферы, постоянно лавируя между различными классами и национальными группами. Кроме того, огромную роль играет политическая структура вашей страны. Проводя последовательные реформы и принимая решения (всегда трудные), вы формируете государственный строй и характер вашей нации. Сохранить деспотическую монархию или устроить диктатуру пролетариата, вмешиваться в экономику или пойти по пути либерализации - решает именно игрок.

Выборы, особенно на поздних этапах, играют здесь огромную роль. Ваш народ, рано или поздно, захочет иметь представителей во власти и влиять на ваши решения, хотите вы того или нет. Игнорировать это опасно: подняв бунт и взяв власть в свои руки, ваши же подданные могут разрушить все, к чему вы шли десятки часов игровой партии. Но самое любопытное, что вы продолжите игру и после революции, просто вам придется иметь дело с совершенно иной формацией. Желания народа здесь часто важнее, чем ваши.

Crusader Kings 2

Crusader Kings 2 от все той же компании Paradox гораздо больше посвящена влиянию конкретной личности на историю. Здесь вам предстоит выступать в роли государя, который управляет средневековой страной и собственным кланом. У вашего правителя, так же как у каждого вассала, есть уникальный набор характеристик, который делает их личностями. Враждуя между собой, заключая браки и договоры, лоббируя тот или иной закон, все эти люди влияют на политику государства.

Грубо говоря, Crusader Kings 2 - это небольшой симулятор на глобальной стратегической карте. Но это не означает, что здесь мало переменных. Вашему правителю предстоит пережить все тяготы Средневековья: строительство крепостей и городов, борьбу с чумой и варварами, подавление восстаний и непростые религиозные решения.

Вы вынуждены одновременно разбираться со своим семейством, плетущим интриги и с государством, которое здесь всегда на грани краха. Едва приняв на Руси буддизм и отбившись от татаро-монгольского ига, вы обнаруживаете, что ваш наследник вырос психопатом и замышляет свергнуть вас с трона. Всё это делает Crusader Kings 2 лучшим генератором альтернативной истории.

Несмотря на то, что время действия - Средние века, вам постоянно придется иметь дело с выборами и голосованиями в среде ваших вассалов. Во-первых, здесь существуют республики со своими уникальными механиками, во-вторых, монарх зачастую оказывается выборным или зависит от мнения лордов. Подкупы, шантаж, предвыборные обещания, да и просто убийство оппонента - в отыгрыше этих ситуаций у Crusader Kings 2 нет равных.

Masters Of The World: Geopolitical Simulator 3

На данный момент Masters Of The World - наиболее подробный, достоверный и детальный политический симулятор. Так же, как и в Victoria 2, вы пытаетесь привести вашу нацию к процветанию, играя при этом на глобальной карте. Для того, чтобы не превратить страну в рассадник нищеты и преступности, придется заняться невероятно дотошным микроменеджементом. Он - одновременно лучшая часть игры и её проклятье.

С одной стороны, быть в курсе абсолютно всего и контролировать абсолютно все сферы жизни общества невероятно интересно. С другой стороны, это же делает её затянутой и даже однообразной.

Граждане здесь не смогут ступить и шагу без ваших эдиктов, постановлений и законов, так что оставить все на самотек - смерти подобно. Опять же, реализована игра не лучшим образом: интерфейс крайне неаккуратен и недружелюбен, да и багов довольно много. В целом, Masters Of The World очень любопытный опыт тотального управления нацией, но в какой-то момент все сводится к попыткам удержать на плаву изначально обреченное государство.

Tropico 4

Tropico 4 - колоритная стратегия, посвященная будням латиноамериканского диктатора, правящего на удаленном острове в Карибском море. Вся серия полна юмора и сатиры и на первый взгляд воспринимается как простенький градостроительный симулятор. Но за его карнавальной атмосферой многие не замечают, что это - еще и отличный и даже весьма достоверный политический симулятор.

Буквально каждый житель острова обладает своим собственным характером, классовой принадлежностью и политическими предпочтениями. И все эти личности изначально плевать хотели на свое правительство.

Однако у «эль президенте», в роли которого выступает игрок, есть большое количество механизмов, с помощью которых он может влиять на ситуацию и править по принципу «разделяй и властвуй». Миграционная политика, уровень зарплат, спецслужбы, подкуп профсоюзов и законодательство - эти и многие другие инструменты помогут остаться на посту диктатора до конца жизни.

Серия Tropico уникальна в том смысле, что позволяет проводить политику на микро и макро уровнях. Плохо пошли эдикты об урезании пайка? Можно самостоятельно отловить каждого недовольного жителя и отправить в концлагерь. Учительница в школе воспитывает в детях ненависть к властям? «Эль президенте» уже доложили, и он лично отправится в школу для разъяснительной беседы.

Регулярные выборы в стране - отдельный аттракцион, который заставляет игрока идти на уловки, подделку голосов и подкуп избирателей. Как и в Democracy 3, не зная тонкостей внутренней политики, переизбраться будет невозможно.

Cities XL 2011 - градостроительный симулятор, призванный всколыхнуть сонное болото, в котором жанр пребывает уже не первый год. Смогла ли новая игра от французской студии Monte Cristo превзойти легендарную SimCity? Об этом - в нашем обзоре!

Отправить

- Алло! Да, что? Сдавайте эти дома в эксплуатацию, и точка! И автобусную остановку неподалеку... что значит, там не ходят автобусы? Так набросайте маршрут, потом мне на согласование - заодно частично устраним проблему пробок в этом районе. Выполняйте, до свидания.

А, это вы - извините, не заметил. Строим, знаете ли, новый город, а работы - конь не валялся: ни дорог, ни магазинов, даже электростанцию и ту не запустили. Дел, как обычно выше крыши. Вы точно справитесь с обязанностями мэра?

Эх, когда я только занял это место, таким же уверенным был: мол, чего там, город строить - не мир спасать. Но и тут забот хватает: то завалят жалобами на шум от дорог, то предприятие обанкротится... Вы справитесь?! Погодите, не отвечайте, давайте я вам сперва небольшую экскурсию проведу.

Как заметил мэр, города строить - та ещё морока, особенно в компьютерных играх. В реальном мире работает целый полк специалистов: архитекторы, заместители, заместители заместителей, городские службы разного калибра, а в все приходится делать самому. У кого-то кран потек - с воплем несутся к нам; пробка на дороге, высокие налоги, кому-то захотелось покататься на колесе обозрения - все претензии к игроку.

Возвращение в город X

Наши заботы можно условно поделить на три категории: качество жизни населения, производственные проблемы и дороги. Надо упомянуть ещё о торговле, но это не ступень, а так, камешек в башмаке.

Но пока новоявленный мэр всех этих премудростей не знает. Первым делом он с энтузиазмом прокладывает путь из асфальта в светлое будущее нового города. С оптимизмом он возводит новые жилые кварталы, налаживает производство подгузников и автомобилей Ford - так он дает горожанам работу. И пребывает в предвкушении: сейчас, дескать, с потоком людей хлынет и поток денежек.

Вместо этого начинаются проблемы. Особенно когда в пределах города заработает первая нефтедобывающая вышка по соседству со всемирно известным курортом «У озера». И вот: соседям визг отдыхающих мешает выспаться, а кому-то брызги нефти заляпали брюки. Тут-то полетят в нас все шишки - только и успевай уворачиваться.


Как только боезапас шишек у жителей иссякнет, в наш воображаемый кабинет постучатся директора: оказывается электричества мало, не может завод Intel работать в полную силу, а начальники офисов жалуются, что предложение превышает спрос.

Почти все строения в игре в чем-то нуждаются и что-то производят. Например, фермам нужна вода, а производят они пищу, которую можно продать или съесть. Фабрикам требуется тяжелая промышленность, офисные услуги и электричество. На этих взаимосвязях покоится весь социально-экономический потенциал игры.


По другим сведениям, покоится он на наших плечах. Не будь в городе людей, все эти производственные схемы работали бы как часы, но, увы, люди - это похуже любого там урагана. Ну а если общество поделено на классы (согласно Марксу), то такая тарабарщина начинается! Это мы ещё по выучили, ну или, на худой конец по .

Все для людей

Последняя, к слову, идейная предшественница , и прямой потомок провальной многопользовательской стратегии от Monte Cristo . Правда, вместо шести слоев, игра ограничивается четырьмя: необученными, и обученными рабочими, исполнителями и элитой. У каждой группы свои представление о качестве жизни. Как вы догадались, элите угодить труднее, чем исполнителям, а им - чем простым работникам.

Для игрока трудность не только в этом, а в, казалось бы, безобидной истине: нет универсального понятия «дом» и «предприятие». Элита не согласится жить в «хрущевке» - им особняки с бассейнами подавай. А что делать - придется строить. Одно приятно: за это им можно такой налог на жилье вломить! Да и показывать их замок потом можно, как некую достопримечательность: «а здесь у нас живет олигарх Б.»


С элитой понятно, но весьма спорно и неправдоподобно, что неквалифицированный работник не станет обученным, хоть ты десять школ и институтов построй. С одной стороны это упрощает управление городом, с другой - остается ощущение статичности общества. Хорошо хоть, что в отличие от до межклассового рукоприкладства не доходит.

Рабочие места организованы таким образом: у каждого предприятия есть три ступени «плотности». Если низшие ступени требуют какой-то один класс рабочих, то высокие - два, три, а то и четыре класса. К сожалению, сколько именно сотрудников нужно, узнать не получится - этой опции почему-то нет в меню. Кстати, точно также негде посмотреть, сколько людей живет в каждой новостройке. Все прикидки приходится делать на глаз. Так что может получиться так, что у нас окажется орава неработающих, а значит не платящих налоги горожан.

Между прочим, у безработных радость падает чуть ли ни до нуля, а ублажение наших подданных - непосредственная обязанность мэра. В отличие от той же , где у разных классов совершенно разные взгляды на жизнь, тут у всех потребности одинаковые, зато поводов для счастья или несчастья ого-го, как много - приходится каждый шаг взвешивать.


Захотелось вам построить индустриальный город - распрощайтесь с чистым воздухом. Мало того, что сами предприятия коптят легкие, так ещё и нужно кучу электростанций строить и место для утилизации отходов предусмотреть. Это с одной стороны. С другой - придется поскрести по сусекам, и построить парки и аттракционы, чтобы хоть как-то восстановить довольство «окружающей средой». Вот только не стоит пытаться окружить заводы пальмами - не поможет.

Город с аскетичным профилем

Можно пойти и другим путем: покупать недостающие ресурсы у соседних городов. То есть наш град вовсе не обязан быть автономной стратегической единицей. Это шокирующая новость для всех любителей , где город может страдать от недостатка электростанций и не знать, что в соседнем поселке электричество хоть лопатами греби. А раз так, то выход один: увеличивай мощности. вместо этого предлагает торговаться. Помните, как в детстве: ты мне две жвачку с фантиком, а я тебе шоколадку. Идея та же: у вас есть целых две единицы бездельников среди элиты? Да сплавьте вы их в обмен на две единицы продовольствия и одну электричества. Совершенно верно, все именно так - вместо киловатт/час и тонн продовольствия введено универсальное понятие token («значок»). Разумеется, не все значки равнозначны по цене, как и шоколадка стоит аж двух жвачек.

Проблема в том, с кем торговать. Экономика в нынешнем виде досталась игре от многопользовательской предшественницы. Подразумевалось, что один игрок создаст тропический рай, другой - «Силиконовую долину» и так далее. Теперь в однопользовательском продолжении нам остается либо самим потратить треть жизни, чтобы развить с дюжину городов всех мастей, либо на невыгодных условиях торговаться с Omnicorp под руководством AI. Словом, выбора нам не оставили.


Путь к счастью

О последней составляющей , о дорогах, нужно сказать отдельно - они этого заслуживают. Можно критиковать экономику, неправдоподобное деление людей на классы, но местная система прокладки трасс не знает себе равных. Кроме шуток: путям уделено столько внимания, что можно подумать, будто перед нами обновленная версия . К сожалению, сходство быстро улетучивается: ни самолетов, ни поездов здесь нет, зато сама прокладка дорог сама по себе способна доставить много удовольствия. Вместо прокладки скучных прямых линий пути можно закрутить спиралью, изогнуть почти под любым углом - словом, рисовать силуэты городов, как вздумается.

От восхода до заката

Наступит день, когда матерый градостроитель-мэр наконец сможет отдохнуть от дел своих. Не на седьмой день, конечно, а как только на карте не останется места для новых построек. Что тогда останется делать игроку? Выходит, только раскрыть шезлонг, и, попивая Мохито, любоваться закатами, красот которых не описать словами.

В этом-то и можно усмотреть главную проблему игры: в ней непременно настает момент, когда делать больше нечего. Каждый клочок суши разлинован сетью дорог, через реки наведены мосты; самолеты летают, машинки ездят и бибикают; граждане сыты и довольны, а элита требует добавки - это её основное свойство.

Здешний город совершенно не может жить; он развивается и чахнет исключительно по мановению волшебного курсора игрока. Стихийных бедствий, забастовок, даже газет со сводками новостей не предусмотрено. Что уж говорить о сценариях, где нужно спасти город и добиться каких-то результатов - их тоже нет.

Как следствие, достаточно быстро надоедает, и потенциальное разнообразие городов - от промышленных до курортных - спасает мало. По сути, это лишь незначительно влияет на производственные цепочки и значки, которые мы производим и экспортируем.

Вряд ли дело спасут заплатки и дополнения, если даже они и появятся: игре не хватает мелочей, чтобы оживить этот красивый мир. Впрочем, как симулятор ландшафтного дизайнера оправдывает себя на все сто. Где ещё можно так просто и с удовольствием вычерчивать по земле каракули из асфальта, чтобы позднее превратить их в произведение искусства.

Новая стратегия «Cities XXL» от французской компании Focus Home Interactive, разрабатывающей компьютерные игры с 1996 года, представляет собой один из лучших градостроительных симуляторов на сегодняшний день. Официально игра вышла в свет 25 февраля 2015 года.

Первая онлайн-версия этой игры назвалась «Cities XL» и появилась в 2009 году. Подписка на нее была платной, поэтому особой популярности среди геймеров она не вызвала. Слишком мало оказалось фанатов строительного дела, которые смогли в течение нескольких месяцев подряд строить виртуальный город вместе с заводами и при этом еще платить ежемесячно за это деньги. Студия Monte Cristo, занимавшаяся этим проектом, оказалась на грани банкротства, поэтому все права на игру продала Focus Home Interactive, которая предпочитает не первый год за бесценок скупать неплохие идеи, не нашедшие по разным причинам своего места на рынке компьютерных игр. В итоге ежегодно стала выходить новая версия игры, имеющая некоторые отличия от предыдущей серии.

Игра «Cities XXL» имеет обширные карты, на которых игрокам предлагается собственноручно разрабатывать проекты и возводить настоящие города с их полной инфраструктурой. Для любителей архитектуры и связанных с ней аспектами человеческой деятельности это просто неоценимая находка. При желании можно выбрать практически любую страну на земном шаре и начать строительство мегаполиса. Игра, по сути, бесконечна, поэтому можно застроить всю сушу планеты, если для этого хватит терпения и усидчивости. Игрок может почувствовать себя в шкуре мэра, которому дали участок земли, где он сможет полностью осуществить мечту своего детства и построить свой неповторимый город. Кроме зданий ему предстоит сначала проложить дороги и соответствующие коммуникации, которые свяжут будущий мегаполис с внешним миром и на первых порах обеспечат хотя бы минимальным комфортом его жителей.

Участки для строительства попадаются совершенно разные. Они сильно отличаются друг от друга по рельефу, сложности для проведения строительных и инженерных работ, а также наличием поблизости полезных ископаемых. Очень легко строить новый город в плодородной равнине, где вдобавок можно добывать нефть или газ. Невероятные трудности возникнут в градостроительстве в горной местности из-за того, что доставка всех строительных материалов, топлива и продовольствия для рабочих будет сопряжена с дополнительными расходами и техническими трудностями.

В то же время в руках умелого хозяйственника даже самый плохой участок земли в скором времени превращается в источник несметных богатств. Достаточно только наладить какое-ни будь производство и начать продавать излишки продукции. На полученные деньги можно будет закупать необходимое количество продовольствия и стимулировать постоянный приток рабочей силы.

В большинстве случаев строительство города начинается с административного центра, состоящего из ратуши, складов и домиков для проживания рабочих без опыта. Рабочие, обогатившись необходимым опытом, по ходу игры становятся необходимыми для проведения сложных работ специалистами и администраторами. Однако у этих ребят ограниченный потенциал для роста, они навсегда останутся низкооплачиваемыми сотрудниками, как и в реальной жизни. Для выполнения особо сложных задач и руководства промышленностью надо приглашать действительно яйцеголовых специалистов и строить для них благоустроенное жилье. Низкой зарплатой и комнаткой в общежитии хорошего специалиста заманить не удастся. Особенно это касается высокотехнологичных отраслей промышленности, которая сулит огромные прибыли и процветание городу, но в тоже время требует больших капиталовложений и привлечение квалифицированной рабочей силы.

Разработчики игры предлагают целый набор правил о том, как и в каком порядке надо развивать свой город, что немного сковывает творческую энергию игрока, но заставляет более ответственно подходить к вырабатываемой стратегии. Это в первую очередь касается порядка, согласно которому надо строить те или иные здания и развивать соответствующую инфраструктуру.

Большое значение имеет строительство дорог и создание оптимальной транспортной инфраструктуры. Дорог будет очень много, и они будут иметь самую причудливую форму из-за необходимости делать постоянную привязку к рельефу местности. Градостроительный симулятор позволяет сразу же возводить целые жилые и торговые комплексы в определенных зонах, но коварно не предупреждает игрока о том, что их нельзя строить слишком близко друг к другу. При ошибках планировки рано или поздно возникнут ужасные автомобильные пробки, которые сделают бессмысленным все дальнейшее развитие. По этой причине в современном градостроительстве правильное с точки зрения логистики расположение дорог является краеугольным камнем будущего процветания строящегося города.

Приятным элементом игры стала возможность рассмотреть свои архитектурные потуги с разных сторон, в том числе и с высоты птичьего полета. Так можно лучше оценить любые архитектурные ансамбли и их удобство для местных жителей. Правда, самим горожанам разработчики уделили мало времени, поэтому выглядят они, мягко говоря, неестественно и больше напоминают заснувших зомби, чем обитателей современного мегаполиса.

В игре «Cities XXL» мало просто строить жилые кварталы. После окончания их строительства надо возводить деловые и заводские районы, чтобы дать горожанам возможность зарабатывать себе на жизнь. Потом надо думать об увеселительных заведениях, аттракционах, развлекательных и образовательных комплексах.

Далее все повторяется снова и снова, поэтому выделение адреналина у игроков возможно только у редких ценителей архитектурного искусства, а остальным геймплей покажется довольно скучным и малоинтересным. В игре отсутствуют какие-либо катаклизмы вроде эпидемий, землетрясений, наводнений или извержения вулканов. В то же время игра может приобрести явный смысл, если пытаться делать виртуальные копии реальных городов, в том числе своего собственного населенного пункта.