Cities xl советы по игре. Мэр утверждает бюджет

В сердце каждого любителя экономических/градостроительных игр живет во многом иррациональная надежда на каждый второй «тайкун» класса B. Смотришь на эти немецкие и прочие поделки, и хочется думать, что ну ладно графика, ну что там стабильный код, но играть-то в этот раз может оказаться интересно!

Такие тайные переживания - они, конечно, не от изобилия любимых симуляторов. Сейчас бодрячком держится разве что серия Anno, да остров Tropico, пусть и уходит под воду, без боя не сдается. От такого счастья и приходится искать любимый геймплей там, где его быть, как подсказывает опыт, не может.

Купить Cities XL 2012 просто - во-первых, ты клюешь на название, во-вторых - оно стоит всего рублей 300. Дороже обычного лотерейного билета, но все равно по игровым меркам немного. Другое дело, что билет здесь всегда проигрышный.

Грубо говоря, мы с вами, дорогие обладатели последней Cities XL, выиграли очередной экземпляр «SimCity для бедных» без каких-либо бонусов, зато со всеми вытекающими. Игра позволяет нам расчерчивать виртуальные гектары дорогами и традиционными жилыми/промышленными/так-далее зонами в свое удовольствие, создавая какой-нибудь там город своей мечты. Собственно, все.

Ну, джентльменский набор градостроителя тоже на месте, да. Всякие-разные графики готовы проинформировать вас о том, кому в нашем селе жить хорошо, а кто недоволен, а красно-сине-зеленый графический фильтр по старой дружбе даже подсветит, где именно живут наши недовольные и что им там надо для счастья.

Справедливости ради: когда игра не тормозит по своим, неизвестным моему компьютеру причинам, чертить дорожки и закладывать фундаменты подо всякие заводы можно без каких-либо войн с интерфейсом. То есть, кнопки-то на экране — по заведенной традиции - распиханы в неподвластном логике порядке, но вот уже дотянувшись до нужного инструмента, игрок может преспокойно линовать (скучные) текстуры ландшафта. Отдельно радует наглядность процесса застройки. Хочешь расчертить все треугольниками? Запросто, а теперь смотри, сколько именно земли уйдет от такого авангардного проекта в никуда, а какие участки благодарные горожане все же смогут приспособить под свои нужды. Устраивает расклад? Здорово, продолжаем в том же духе.

Все вышеперечисленные прелести Cities XL 2012 можно познать а) методом слепых тычков в виртуальное небо, б) засев за обучающие миссии. Добрый вам совет: не запускайте ни одной «обучающей» задачи, пока совсем не встанете в тупик. И даже когда встанете в тупик, лучше не запускайте. Громоздкая нудная тренинговая кампания начисто отбивает какое бы то ни было желание играть. Лично я продержался недолго - желание заснуть прямо на клавиатуре сократило мой рабочий день уже на пятой миссии. После пробуждения игру захотелось моментально деинсталлировать.

Но надо было еще снимать скриншоты.

В это, я понимаю, мост.

Простор для маневра

Стратегическое решение наплевать на тьюториал дало свои плоды.

Прежде всего, исчезли надоедливые помощники-наставники. Вас бесит, что в новых играх за каждую ерунду выдается по скаутской нашивке-ачивменту? Значит, вы забыли, насколько хуже дело обстояло раньше. Парочка виртуальных персонажей, выданных вам в Cities XL 2012, чтобы не было скучно учиться (вот ирония), всю дорогу разыгрывает одну и ту же шутку и больше мешает процессу, нежели помогает. Даешь ачивменты хоть за каждый чих, лишь бы я больше никогда не попадал в этот цирк.

Также игнорирование последних уроков жизни от игры открыло мне целый глобус с натыканными по нему площадками под новые города. Выбирай - не хочу. Стройся где хочешь, как хочешь, сколько хочешь. Здорово, чо.

Правда, есть у этой свободы и обратная сторона. Помнится, при зеленой траве и голубом небе даже в экономических симуляторах были свои одиночные кампании. Например, надо было «разъезжать» по разным городам и решать местные специфические проблемы. Здесь проблемы с трафиком, там постоянные забастовки рабочих, тут нужно развивать туризм… Свобода свободой, а без конкретных вызовов в Cities XL 2012 таки бывает уныло.

Меня подставили!

Несмотря на то, что опытному любителю «тайкунов» в игре все должно быть в целом понятно и знакомо, с проектами прибыльных городов у меня сразу возникли проблемы. Статистика показывала, что все в моем новом поселении здорово (только заводов я понастроил лишних), но деньги в казну почему-то не шли. Я начал по-всякому изворачиваться: строил особые автобаны, тщательно следил за занятостью офисных и прочих секторов, перераскладывал пасьянсы построек в жилых районах - не помогало ничего.

Становилось все более очевидно - игра мне где-то врет. Где именно, предстояло выяснить уже обкатанным ранее методом тык, но догадаться было нетрудо. Назло табличке «Уменьшите производство!», продолжавшей надо мной издеваться, я влепил на карту еще несколько заводских районов, чтобы город утонул к черту в тостерах. Тут свершилось чудо: мой неизлечимый градостоительный изъян обернулся сногсшибательной ошибкой то ли разработчиков, то ли локализаторов.

С того момента чтение графиков и прием сигналов от игры превратились в плохой интерактивный шпионский триллер. А что, если и тут дезинформация, и там тебе не то показывают, и вообще? Никакого удовольствия, сплошные нервы.

А значит - пора увольняться. То есть, пора удалять Cities XL 2012 с компьютера, любви не случилось. Движок барахлит, графика серенькая, да еще и приврать любит, ну куда это годится?

Компьютерные игры часто упрекают в излишнем потакании деструктивному началу игрока. Однако игры, подобные Cities XL 2011, служат отличным примером того, что и ничто созидательное игрокам тоже не чуждо. Здесь не нужно ничего разрушать. Напротив, все, что здесь могут предложить, — это строить, строить и еще раз строить. И, что самое главное, заниматься этим ничуть не скучно.

Городская история

Благополучный город посто-
янно растет и расширяется, прирастая новыми районами.

В 1989 году малоизвестный тогда геймдизайнер Уилл Райт выпустил SimCity — революционную игру, которой суждено было стать суперхитом и появиться чуть ли не на всех существующих платформах. Этот успех был обеспечен не имевшей аналогов концепцией и ее блестящим воплощением — игрок брал на себя роль мэра, главной задачей которого было постоянное расширение своего города. И задачей отнюдь не простой. Потому как строительство стоит денег, деньги идут от налогов, собираемых с размещенных в городе предприятий, предприятия требуют для работы электричество и рабочих, а также шумят и загрязняют окружающую среду, так что граждане не хотят селиться рядом с ними. Впрочем, слишком далеко они селиться тоже не хотят — долго на работу добираться. А еще они требуют, чтобы их защищали полиция и пожарная служба, чтобы было, куда сходить на выходные и где купить продуктов, и чтобы на дорогах не приходилось стоять по часу в пробке, и... Вы еще не вышли из бюджета? Поздравляю — вы что-то понимаете в управлении городом.

Успех игры породил множество подражателей, что вылилось в появление целого поджанра — градостроительных симуляторов. Сама серия тоже продолжила развиваться, да только после вышедшей в 2003 году SimCity 4 ни одной стоящей игры в ней не появлялось.

Спустя шесть лет пустующую нишу попыталась занять французская студия Monte Cristo, выпустив в октябре 2009 года игру Cities XL. В принципе, у них почти получилось. Игра была неплоха и могла бы стать отличной заменой старенькой SimCity 4. Но в последний момент разработчики попытались прыгнуть выше головы и сделать из обычной градостроительной стратегии онлайновую. Получилось очень топорно; единственное, чем могли заняться игроки в онлайне, — это торговать друг с другом да любоваться чужими городами. А за доступ к этим функциям предлагалось платить ежемесячную абонентскую плату. Более того, тем, кто не желал связываться со специфическим «онлайном», была недоступна большая часть карт и строений.

Эксперимент завершился неудачно. Игроки отказались платить за воздух, и уже в марте 2010 года серверы игры были отключены, поскольку абонентские взносы не окупали затрат на их поддержание. Monte Cristo объявила, что теперь работает над исключительно однопользовательской Cities XL 2011, в которой исправит свои ошибки. Но довести проект до ума компания уже не успела — из-за банкротства. Все права и наработки по Cities XL 2011 ушли издательству Focus Home Interactive.

Большие города

Мэру приходится изрядно попотеть, чтоб решить пробле-
му трафика, ведь чем больше город, тем больше нагрузка
на его транспортную сеть и меньше пространства для
ее расширения.

Несмотря на столь бурную предысторию, Cities XL 2011 производит на редкость приятное впечатление. По сути своей это такой, уж простите за избитую фигуру речи, SimCity-клон. Но клон очень основательный, правильный и симпатичный.

Как и полагается по законам жанра, игрок начинает свою карьеру посреди чистого поля, где нет вообще никаких следов цивилизации, кроме иногда пролетающих в небе самолетов. Конечно, быть мэром этакого пустыря никому не понравится, и игрок, бормоча себе под нос: «Здесь будет город заложен назло надменному соседу!», принимается за дело. Сначала нужно проложить дорогу, соединяющую будущий мегаполис с остальным миром, потом — построить мэрию (куда же без нее!) и сервисный центр, удовлетворяющий первейшие потребности населенного пункта в воде и электричестве.

На этом обязательные шаги заканчиваются и можно приступать к творчеству. Для начала разбить пару жилых кварталов, которые будут постепенно наполняться жителями. Успешные и образованные горожане не хотят селиться в неразвитом медвежьем углу, и поначалу доступны будут только дома, предназначенные для низов общества, — неквалифицированные рабочие вряд ли могут позволить себе лучшее жилье.

Затем можно подумать и о средствах пополнения бюджета. Самый простой и разумный выбор для этого — создать промышленные зоны и начать сбор налогов с предприятий, которые там откроются. Поначалу выбор тоже невелик: тяжелая индустрия первого уровня — вот и вся промышленность. Она не приносит больших денег и вредит экологии, но надо же с чего-то начинать?

Стоит также попробовать себя в управленческом бизнесе — строительство офисных кварталов низкого уровня обеспечит небольшой, но экологически чистый доход. К тому же производственным зданиям для эффективной работы всегда нужны хорошие менеджеры, и потому доступность офисных услуг в городе не даст упасть эффективности производства. Для работы в офисах нужны уже квалифицированные работники, а им и дома подавай получше.

В маленьком поселке, где все всех знают, большой необходимости в пожарной команде или полиции до поры до времени не возникает. Запросы населения по социальным службам и развлечениям невелики, был бы магазин недалеко. Но стоит городу немного разрастись, как потребности жителей тоже начнут расти, стремительно. То развлечения им подавай (начать можно с баскетбольных площадок и колеса обозрения), затем построй полицейский участок — хулиганов отлавливать. Школу, хотя бы начальную, чтобы дети не остались без образования. И так далее.

Горы, пляжи, леса — привле-
кательные места для туристов. Построив поближе к природным красотам сеть отелей, можно зарабатывать неплохие деньги.

Все эти строения стоят денег и требуют постоянной платы за содержание. Увлекшись постройкой города счастья, можно быстро вылететь в трубу. Чтобы сводить концы с концами, нужно разворачивать новые производства, а они, в свою очередь, потребуют новых работников, которым тоже надо где-то жить и чем-то развлекаться по пятницам.

Рост города обеспечивает не только новые проблемы, но и новые возможности. В больших городах можно строить объекты легкой промышленности, которая приносит много больше денег, а можно и до высоких технологий дорасти. Работающим в этой сфере умникам, конечно, высокий уровень жизни подавай, но зато и прибыль от них соответствующая.

Цикл постоянного прироста возможностей и обязанностей здесь организован так хорошо и удачно, что нисколько не надоедает и даже наоборот — увлекает и держит в постоянном бодрящем напряжении. Всякий раз, когда развитие упирается в некий мнимый потолок, игра внезапно открывает новые возможности. Каждый следующий уровень построек куда прибыльнее и, что немаловажно, красивее предыдущего (в конце концов, любование впечатляющими результатами своих трудов — один из главных источников удовольствия). Но и требования растут. Дороги не выдерживают усилившегося транспортного потока, и приходится сносить целые кварталы, чтобы проложить новые шоссе, на смену простеньким домикам приходят небоскребы...

Город растет непрерывно, становясь все красивее и величественнее. Для богатых и развитых мегаполисов предусмотрены особые, безумно дорогие, постройки, дающие постоянный плюс к качеству жизни. Согласитесь, приятно иметь в своем городе собственную Статую Свободы, Токийскую телебашню, а то и точную копию Колосса Родосского. Строятся такие сооружения очень долго, буквально часами. Но в масштабах здешнего затягивающего, обволакивающего игрового процесса (не успел оглянуться, а уже два часа прошло) это даже не ощущается.

Городская торговля

Этому району явно не хватает школы.

Небольшой курортный приго-
род — чистый рай на земле.

На поздних этапах игры в мерное развитие экономики вмешивается проблема нехватки ресурсов. К примеру, производствам для работы требуется электроэнергия, и, если электростанций в городе недостаточно, цена на электричество вырастет до умопомрачительных величин. Предприятия начнут закрываться, что плачевно скажется на бюджете. Постройка новых электростанций влетит в большую копеечку и будет требовать дополнительных затрат горючего. И если у города нет собственных нефтяных месторождений, то хочешь не хочешь, а придется импортировать топливо из соседних городов.

Поначалу в качестве торговых партнеров доступна только компания OmniCorp, дерущая за свои товары и услуги втридорога. Но если построить несколько городов, вполне можно наладить торговлю между ними. И сделать так, чтобы один поставлял топливо, другой — еду, а третий — услуги офисов и шикарных курортов. Чем больше городов, тем больше открывается возможностей!



После отказа от претенциозного, но бессмысленного и беспощадного онлайн-режима игра превратилась в по-настоящему органичный, приятный и затягивающий градостроительный менеджер. Настоящий бальзам на душу старого поклонника серии SimCity. Видимо, с выходом Cities XL 2011 старушке SimCity 4 можно отправляться на заслуженный покой.

Увлекательность

В жанре градостроительного симулятора уже давным-давно заправляет одна «главная» серия - SimCity. Переплюнуть ее не удавалось еще никому. Совсем недавно Focus Home Interactive выпустила продолжение Cities XL с немудреным названием Cities XXL . Как оказалось, эта компания не только не хочет «догонять» SimCity, но и вообще напрочь отказывается делать хоть что-либо.

Если вы знакомы с предыдущими частями Cities, то вам наверняка известно, что основную работу по развитию игры проделывает сообщество, внося необходимые изменения и расширяя существующий функционал. Focus Home Interactive из года в год по большому счету лишь меняла цифру в названии, не предлагая пользователям никаких значимых нововведений. Казалось бы, дополнительная буква «Х» должна если не сделать маленькую революцию в серии, то, как минимум, расширить набор доступных возможностей. Увы, все новинки можно пересчитать по пальцам одной руки. О чем вообще можно говорить, если разработчики кое-где даже забыли «обновить» старое название? В нет принципиально ничего нового. Более того, в нее перекочевали практически все известные баги и недоработки из предыдущих частей.

Для нового игрока на первый взгляд все не так уж и плохо. Серия Cities всегда отличалась от своего основного конкурента куда более низким порогом входа, и, соответственно, куда меньшей глубиной механики (впрочем, нужно признаться, и последняя часть SimCity позаимствовала кое-какие идеи из Cities XL). В какой-то точке, правда сложность игрового процесса достигала своего пика и больше не возрастала, оставаясь примерно на одном уровне. Если на первых порах вы еще привыкали к особенностям управления камерой или знакомились с нюансами прокладки метрополитена, то позже, немного освоившись, совершать ошибки вы переставали.

В этом плане Cities XXL ничуть не изменилась по сравнению со своими предшественницами. Да что там говорить - игра не изменилась вообще ни в чем. Из характерных особенностей Cities XXL можно отметить все тот же детальный менеджмент сети общественного транспорта. Маршруты для автобусов необходимо прокладывать самостоятельно, учитывая при этом пассажиропоток, количество остановок и дальность. Или, допустим, необходимость не только строить офисные центры в максимальной доступности от дома рабочих, но и обеспечивать район бизнес-отелями ради максимального дохода.

Непонятно, почему новой части присвоили фактически новое название, а не очередную цифру - тогда спрос с разработчиков был бы совсем не таким. Единственное явное изменение, сразу же бросающееся в глаза - это слегка обновленный интерфейс. Теперь он стал темным, неброским и даже недружелюбным: угловатые черные меню камеры и фильтров поиска оставляют куда более неприятное впечатление, чем плавные, закругленные линии синего интерфейса предыдущей версии.

Об изменениях, заявленных разработчиком, говорить нечего. Никакой «тысячи уникальных зданий» здесь нет. Заявленная поддержка многоядерных процессоров не избавила игру от непонятных лагов и утечек памяти, возникающих при создании дорожной сети или максимальном зуме камеры. Проблемы начинают вылезать даже при незначительном расширении города. А ведь, казалось бы, к чему здесь мощность? Даже на среднем удалении камеры автомобили превращаются в блоки, а число полигонов в деревьях резко уменьшается до двух. Приближение не спасает: перед вами начинают красоваться угловатые модели и отвратительные текстуры. Ни о какой модернизации движка речи не идет.

Впрочем, у Cities XXL есть и свои плюсы. Правда, практически все они характерны и для предыдущей части. Например, все тот же менеджмент общественного транспорта. Или намного больший по сравнению с масштаб. Кстати, среди доступных локаций есть масса довольно любопытных мест: кучка небольших островов с огромным вулканом посредине, знаменитые Голливудские холмы. Есть даже снежный хребет - идеальный вариант для создания горнолыжного курорта. Другая приятная особенность - поддержка Steam Workshop. Можно ожидать, что все важные модификации будут портированы под новую игру и собраны в одном удобном месте. Наконец, последний приятный пустячок - все та же легкая ненавязчивая музыка.

Впрочем, ни одна из вышеперечисленных причин не сможет убедить вас заплатить за Cities XXL заявленную сумму в 20 долларов. Красная цена игры близка к стоимости какого-нибудь DLC, но никак не полноценной новой части. Настолько наглой и халтурной работы мы не видели уже давно.

Градостроительные симуляторы завоевали сердца геймеров во времена создания культа SimCity . Тогда, в 1989-м году, это был настоящий прорыв игровой индустрии, гениальное творение Уилла Райта (William R. Wright), принесшее великую славу компании Maxis . Популярность проекта стала основой рождения целой серии, посвященной прокладке автомобильных дорог, строительству домов и офисов, удовлетворению потребностей красочных виртуальных человечков. Эпопея гениальности фактически закончилась в 2003-м году, когда состоялся релиз SimCity 4 . Важно отметить, что в нее до сих пор играют миллионы фанов по всему миру, о чем красноречиво свидетельствует процветающий интернациональный сайт Simtropolis.com , где пользователи создают журналы со скриншотами их виртуальных городов (например, Калининград), проводятся конкурсы с призами и, конечно же, выкладываются десятки и сотни дополнений.

Впоследствии в жанре периодически появлялись новички, но они лишь напоминали нам о существовании старой доброй SimCity 4 . Например, в 2007-м вышла злополучная SimCity Societies , которая также создавалась в недрах Maxis , но она, как и многие другие представители жанра, попросту пародировала возможности «подлинной» SimCity и подавалась при этом под красивой оберткой: 3D-графика, громкое название. Однако куцый геймплей не способен надолго удержать наше внимание. Сегодня все поделки и вовсе стали не более чем частью истории без своих поклонников, а некоторые лишились даже своих официальных сайтов. Поэтому можно смело утверждать, что с 2004-го года не было ни одной действительно качественной разработки в этом жанре за исключением разве что Tropico 3 , но она относится больше к симуляторам политиканов. Но одни энтузиасты все же предприняли попытку сдвинуть с насиженного пьедестала легенду.

Мэра отшлепали за растраты

Настоящая звезда надежды для любителей побывать в шкуре мэра засверкала на небосводе в 2008-м году. Французские разработчики из Monte Cristo Games , немного известные по не очень популярной City Life , несостоявшегося «убийцы» SimCity 4 , решили прыгнуть выше головы и снова попытать свое счастье на этом поприще, анонсировав многообещающий проект Cities Unlimited . Началось все с форума, где посетителям позволялось вести открытый диалог с сотрудниками компании по всем элементам будущей игры, начиная с общих вопросов, касающихся геймплея, заканчивая внешним видом виртуальных тротуаров. Это рождало ощущение всеобщей причастности к созданию идеального градостроительного симулятора - мечты фанатов SimCity . Масла в огонь подливали регулярные откровения в официальном блоге Monte Cristo с обязательным приложением красивых скриншотов и видеороликов.

Затем наступили времена перемен, сопровождающиеся сменой имени будущего хита в несколько неблагозвучное Cities XL и вроде бы не предвещавшим беды внедрением онлайн-режима. Теперь нам предстояло строить города на общей планете и торговать друг с другом, а за данное удовольствие требовалось ежемесячно платить. Тогда же в коммьюнити прозвучали первые нотки сомнения в успехе. Как ни странно, на этом цепочка разочарований еще только начиналась: практически перед самым релизом авторы начали активно рекламировать Cities XL , однако в списке ее особенностей было очень немногое из того, что обещалось годом ранее.

Оказалось, что девелоперы не воспринимали всерьез ни одного сообщения или пожелания со стороны участников официального форума. Тысячи предложений так и остались лишь в воспоминаниях и архивах сайта. Monte Cristo шла по неведомым путям в неизвестность, теряя приверженность фанатов и поддавшись единственному желанию заработать денег уже известным брендом. Все опасения подтвердились в октябре 2009-го года, когда игра появилась на свет, серверы были запущены, а первые зарегистрировавшиеся пользователи начали застраивать виртуальные планеты. Красивые виды в 3D, смена времени суток, возможность прогуляться по улицам возведенного своими руками города, полное отсутствие ограничений в строительстве дорог - ничто из этого не смогло спасти проект от неминуемой гибели. Cities XL задохнулась в своих амбициях по прошествии трех месяцев - сервера были закрыты в марте 2010-го года из-за очень низкого числа подписчиков и крайне опасного финансового состояния разработчика. Причина проста - было неинтересно, обещанное не реализовали, геймплей быстро надоедал. Все знакомые болезни коллег по цеху, проваливших задание «убить SimCity 4» , здесь были налицо.

Новый мэр действует в соответствии с планом

Спустя несколько месяцев на страницах игровых интернет-изданий вновь звучит запомнившееся неудачами «Cities XL» , но на этот раз с суффиксом «2011». Анонс прозвучал из уст другого разработчика - французов из Focus Home Interactive , купивших к тому моменту у Monte Cristo все права на проект. Очередная попытка воссоздать нереализованное или испытать свои силы в исправлении ошибок провальной, но готовой и отлаженной игры - это стало загадкой для всех. Тогда генеральный директор компании Седрик Лагарриг (Cedric Lagarrigue) заявил буквально следующее: «Мы хотим, чтобы у Cities XL было будущее. Несмотря на то, что она не смогла добиться успеха, она могла быть довольно успешна в Европе. Нельзя оставлять без будущего и коммьюнити, которое развивалось вокруг проекта все это время. Кроме того, мы убеждены, что серия оставит свой след в истории, как и было обещано в пресс-релизах первой части Cities XL . Поэтому Focus Home Interactive готовит продолжение. Что касается поклонников других градостроительных симуляторов - контент Cities XL 2011 , его насыщенность и функциональность понравятся всем и каждому».

Снова череда обещаний, вновь старая песня о главном - достичь уровня популярности и продаж SimCity 4 . И, как мы уже убедились на провалах подобных симуляторов, сделать это очень нелегко. Ключевой особенностью нового образа Cities XL стало полное отсутствие сетевого режима. И хотя интернет-соединение потребуется для запуска и регистрации, все признаки онлайнового функционала разработчики пообещали вырезать подчистую. Теперь никакого ажиотажа, работа с сообществом практически не велась, раскрутка бренда была намного менее масштабной, чем при Monte Cristo . Тихо и без шика 15 октября состоялся релиз Cities XL 2011 для Европы и США (а русскоязычный вариант совсем недавно выпустила компания «Акелла »), доделанного и включающего только «сингл».

Мэр утверждает бюджет

Cities XL 2011 , безусловно, - одна из самых красивых игр не только среди конкурентов, но и вообще среди игр в целом, где есть столь огромные локации с большим количеством домов, улиц, автомобильного трафика, прохожих. Благодаря полноценному 3D мы вольны взглянуть на все это с высоты птичьего полета, либо «вселиться» камерой в прохожего или машину и понаблюдать за происходящими событиями в городе с видом от первого лица. Смена дня и ночи демонстрирует графические изыски обновленного движка, а анимированные люди дарят ощущение, что наш мегаполис живет своеобразной интересной жизнью. Строить и наблюдать за результатом своих трудов - это одно из местных развлечений виртуального мэра. И если в Cities XL это было чуть ли не основой всего, то здесь к прекрасной визуальной составляющей прибавляется масса расширенных геймплейных возможностей.

Перекочевавшая из предыдущего проекта система свободного планирования застройки выгодно отличается от клеточной в SimCity 4 . Это позволяет нам придумывать совершенно непохожие друг на друга схемы дорожных развязок, повторять обустройство микрорайонов в существующем городе или просто создать свой способ размещения высоток, например, с видом именно на залив. В Cities XL 2011 была улучшена система поиска путей для транспорта и пассажирского потока от домов горожан к офисам, магазинам или заводам. Так, широкая трасса с шестью полосами будет приоритетнее для трафика, нежели узкая улица. Кроме того, если вы построите поликлинику или пожарную часть не в отдаленной и запутанной перекрестками улочке, а на трассе, пролегающей через весь город, то уровень влияния муниципального здания будет иметь больший радиус.

Обещанные ранее в онлайн-режиме Cities XL и введенные теперь автобусы честно перемещают пассажиров по проложенным заранее маршрутам и установленным вручную остановкам. Действительно важная фишка в градостроительном симуляторе. У нас имеется возможность даже заменить подвижной состав в депо на маловместительные и недорогие микроавтобусы, либо пустить обычные рейсовые машины или даже двухэтажные вольготные рутмастеры. Еще одно серьезное нововведение, приближающее проект к легендарной Transport Tycoon , - железнодорожный транспорт. Точнее, здесь нам представлено только метро, которое строится либо под землей, либо по эстакаде. На деле присутствует ощущение, что его ввели на поздней стадии разработки. Во-первых, не хватает станций для наземных путей (есть подземные вестибюли с «дырявой» 3D-моделью, ее не изменили даже в патче), а во-вторых, не всегда понятно, что виртуальным жителям приоритетно - метро или автобусы. Вопреки логике, первое они почему-то используют гораздо реже, чем последнее.

Кроме того, отказавшись от онлайновых ограничений «сингла», авторы предоставили на выбор порядка 50 различных карт с отличающимся климатом, которые ранее были доступны сетевым подписчикам. Помимо общественного транспорта теперь имеются и все здания, разбавлена нововведениями экономика и торговля городов, детализирован интерфейс налоговой системы, добавлено большое количество мелочей вроде новой анимации или обновленных шейдеров. В отличие от предшественника, все возможности не сбоят. В остальном все как раньше: налоги влияют на спрос, торговля между городами открывает новые возможности дальнейшего роста и развития, а от вашей изобретательности зависит счастье граждан. И вот вроде бы Cities XL 2011 во всех отношениях идеальна и сбалансирована, однако спустя несколько часов стройки и планирования приходит осознание пугающих недоработок, скрытых за пеленой счастья и радости первых впечатлений.

Постройка пожарной части помогла мэру не прогореть

Оказывается, что электроэнергию и воду развозят грузовики, которым все равно, где находится пункт назначения, даже если он на соседнем материке через океан. Оба ресурса включены в огромный список объектов купли-продажи, включающий также, например, самих горожан! Да-да, за то, что вы позволяете ездить трудягам на предприятия в соседний город, они обязаны вам платить деньгами или ресурсами. Это было бы логично для нефти или товаров, но ведь эти изъяны были на каждом шагу еще в годовалой давности Cities XL. Если вспомнить регионы в SimCity 4 , то там граждане были вольны самостоятельно перемещаться между населенными пунктами, искать себе более привлекательное место для жизни или работы. Электроэнергию и воду нужно было передавать через ЛЭП и трубы - и только городам на границе и остальным по цепочке. При этом объемы перевозок и транзита ресурсов исчислялись конкретными единицами измерения. Подобное стремление к реализму чуждо для Cities XL 2011 .

На первый взгляд логичное деление жителей на несколько сословий (необученные и обученные рабочие, исполнители, элита) кажется хорошей задумкой. Упрощается управление городом, поскольку мы наделены полномочиями планирования не только отдельных зон для каждого класса, но и отдельных вакансий для них. Чем выше класс, тем труднее ему угодить. Например, элита хочет селиться рядом с парками и рекреационными зонами, но при этом требует, чтобы поблизости были работа, хорошее медицинское обслуживание и образование, а еще лучше - курорт прямо под окнами их пентхауса. И в очередной раз мы натыкаемся на оплошность девелоперов, омрачающую видимость сбалансированности геймплея. Как бы это странно ни звучало, необученные рабочие не смогут стать обученными, построй рядом с ними хоть десяток школ. И наоборот, элита никак не сможет обеднеть. В SimCity 4 , помнится, этот момент очень удачно реализовали: нижний класс мог стать средним, если район обустроить и создать в нем хорошие условия для жизни. А богачи сами искали те районы для проживания, где можно построить дорогой особняк и не бояться быть обворованным бедняками. Другими словами, в отличие от Cities XL 2011 , там не требовалось выделять новые зоны - для повышения их привлекательности достаточно было лишь улучшить условия жизни.

По этой причине суть всего игрового процесса сводится к повторяющимся и однообразным действиям. Сначала строим город с низкой плотностью населения, сносим старые дома, на их местах ставим новые с высокой плотностью и так до тех пор, пока не упремся в границы карты, либо нехватку ресурсов. На этом все, game over, можно начинать строительство другого города. И нет здесь никаких событий, нет новостей, никто не выходит на митинги и забастовки, не происходят пожары, вагоны метро не падают с эстакад, машины не бьются в авариях. И все эти неувязки и недоделки раскрываются все чаще с течением игры. Многообещающая экономика находится вообще на втором плане: за все время развития деревни до мегаполиса можно вообще ни разу не заглянуть в раздел интерфейса «Налоги» с многочисленными ползунками - и жители при этом останутся счастливы, и казна в профиците.

И тут назревает вопрос: как при таком уровне внимания к деталям, почти идеальной системе прокладки дорог, неограниченных возможностях экономики не довели до ума, по сути, мелкие «ляпы», сводящие все на нет? Ответ известен одной лишь Focus Home Interactive . Но мы лишены сомнений в огромном потенциале этого симулятора. Возможно, в будущем разработчики выпустят громоздкий аддон с исправлением рассмотренных сегодня нами проблем. Хотя когда годом ранее вышла Cities XL , игру посчитали слишком рано рожденной на свет, но наделенной большим потенциалом. Удивительно, но после релиза Cities XL 2011 год спустя характеристика почти не изменилась. Только отказ от онлайна спас ее. Да, выглядит она чуть более совершенной, чем ее младшая сестра. Однако ей удалось выбраться лишь в полуфинал решающей схватки с SimCity 4 , немного приблизиться к ней по своим возможностям и геймплею. И сегодня никто так и не будет спорить с утверждением, что место «убийцы» легендарного творения Уилла Райта пока еще вакантно.

Плюсы: новая попытка побороться с легендой в жанре градостроительных симуляторов -SimCity 4; превосходная 3D-графика; внимание художников и аниматоров к мелочам; свободная планировка строительных зон, почти идеальная система прокладки дорог и тоннелей метро; продуманная система общественного транспорта; исторические объекты; без онлайн-режима теперь нет ограничений «сингла»; вселяет надежду, что у игры есть будущее.

Минусы: город самостоятельно не развивается, нет никаких событий или происшествий; движок не использует все имеющиеся ресурсы компьютера, из-за чего игра очень сильно тормозит даже на мощных системах; огромный потенциал экономики не востребован; нелогичные решения с ресурсами: жители в обмен на нефть - это сильно.

Детище Focus Home Interactive переживает уже третью реинкарнацию. Удалось ли разработчикам доработать те элементы, которые так раздражали в Cities XL 2011 ? Насколько серьезные изменения были внесены в баланс и экономическую систему игры? Подробности читайте в обзоре!

Игровая механика

Для людей не знакомых с предыдущими поделками Focus Home Interactive (Сities XL и Cities XL 2011) Cities XL 2012 покажется отличной игрой. И вправду, в этой версии градостроительный симулятор наконец-то предстает во всей красе, предоставляя игрокам широкую свободу действий и большие возможности при строительстве города. А поскольку серьезных конкурентов у игры нет еще с 2004-года, то Cities XL 2012 – практически идеальный градостроительный симулятор.

Заложив первый камень своего города, Вы пройдете путь от небольшой «деревни» на 2-5 тысяч человек до огромного мегаполиса с населением в несколько миллионов человек! Пропорционально росту численности населения будут расти и Ваши заботы – чем больше людей приходится на квадратный метр площади города и чем выше их жизненные запросы – тем больше Вам придется строить развлекательных и общественных зданий, не говоря уже о безопасности и здравоохранении.

Обеспечить солидный уровень доходов предназначены промышленные предприятия, коих целых четыре типа + офисы и отели, которые хоть и не являются промышленностью, способны принести существенные средства в казну города. Помочь с доходами могут и целевые ресурсы карты, как-то пашни под сельское хозяйство, пресная вода, нефтедобывающие и другие сырьевые районы.

Добавить адреналина и хоть какой-то динамики помогут различные мегаструктуры – они повышают уровень развития города и могут существенно увеличить выработку предприятий. Стоит это удовольствие дорого, так что использовать их следует при соответствующем уровне прибыли. Излишки конечной продукции можно продавать транскорпорации «Омникорп», либо другим своим городам. Омникорп жадная корпорация покупающая Ваши товары за дешево и продающая за дорого, отчасти именно это и стимулирует исследовать новые карты и строить на них города. Экономическая система в игре достаточно прозрачна и не представляет никаких трудностей в обучении.

Особое внимание советую обратить на основу «жизни» любого города – дороги. В игре доступны всевозможные комбинации строительства дорог, позволяя создавать города с кольцеобразной, линейной, смешанной или случайной системой дорог. Каждый тип постройки дорог существенно изменяет привычную стратегию создания города.

В отличии от конкурентов из серии ANNO (да-да, это ближайшие конкуренты), серия Cities XL нацелена на максимальный реализм современной городской жизни, поэтому в игре есть и другие аспекты современной транспортного управления: аэро- и морские порты (для средних и больших городов), мосты и дороги, скоростные шоссе, метро и автобусные парки. К тому же Cities XL больше завязан на эффективности бизнеса (бизнес-структуры) и строительстве разных зданий, дорог, других объектов, чем серия игр ANNO – специализирующаяся на добыче ресурсов для удовлетворения населения. В Cities XL 2012 «люди» поумнее и в состоянии обеспечить себя всем необходимым самостоятельно.

Графически игра выглядит достаточно свежо, а учитывая что это градостроительный симулятор, потребляющий множество ресурсов компьютера, то очень хорошо, что игра не тормозит даже на высоких настройках графики. Добавили и поддержку многоядерных процессоров – теперь игра использует ресурсы вашего двух-/четырех- и более ядерного процессора как следует.

Старая игра за те же деньги

Ну а тем, кто хорошо знаком, хотябы с Cities XL 2011 , продолжение не доставит столько радости сколько новичкам из-за очень малого количества нововведений. Новая часть Вам может показаться аддоном а не полноценной игрой. Сюжет игры по прежнему представляет больше сонное царство — хоть бы вулкан какой проснулся, или цунами накрыло свеже отстроенный город. Ожидаемые снежные карты с практической стороны реализованы слабо, хотя будут заметны полезные изменения баланса.