Что ввел перикл. Краткая биография перикла

Перикл (490-429 г. до н. э.) — афинский политический деятель, сын Ксантиппа, вождь демократической партии, знаменитый оратор и полководец.

После изгнания Фукидида 444 г. до н. э. управлял государством, в 445 г. до н. э. подчинил Эвбею, в 440 — Самос.

Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и пр.). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век). Умер Перикл в 429 г. до н. э., предположительно от чумы.

Перикл принадлежал к аристократическому роду; получил разностороннее образование. С начала политической деятельности Перикл примкнул к возглавлявшимся Эфиальтом средним слоям рабовладельческой демократии, заинтересованным в росте морского могущества Афин, расширении их торговых связей.

После гибели Эфиальта Перикл возглавил афинских демократов, а с 443 г. до н. э. стал во главе афинского государства. С именем Перикла связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя: фактическая отмена имущественного ценза и замена голосования жеребьёвкой при избрании большинства должностных лиц, введение оплаты должностным лицам.

При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра (так называемый теорикон); велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам; осуществлялся вывод бедноты в так называемые клерухии (поселения). Все эти мероприятия, однако, проводились в интересах лишь полноправных граждан.

Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. В качестве стратега Перикл лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций, подавлял попытки отдельных городов выйти из Делосского союза (например, восстание на Самосе в 440 г. до н. э., руководил борьбой Самоса против Афин — Меллисс).

В связи с Пелопоннесской войной 431-404 гг. до н. э., вторжениями спартанцев в Аттику и тяжёлой эпидемией в осажденных Афинах положение Перикла пошатнулось.

Начиная с 443 г. до н. э. народное собрание 15 раз подряд выбирало первым стратегом Перикла. Его работа была очень важна в Афинах. Он руководил флотом, войском, ведал отношениями Афин с другими государствами.

При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинского мира.

Первой женой Перикла была Телезиппа, женщина благочестивая, фанатично поклоняющаяся богам. От неё у Перикла было два сына Ксантипп и Парал. После лёгкого развода с ней Перикл даже нашёл ей мужа, а дети остались с отцом.

Второй «женой» Перикла была гетера, философ — Аспасия — чужестранка из Милета. Милетянка Аспасия была сожительницей Перикла (поскольку она не была гражданкой Афин, законный брак с нею был невозможен, хотя Перикл к тому времени развелся с первой женой). Для своего сына от брака с Аспасией — Перикла-мпадшего — стратег добился в виде исключения афинского гражданства вопреки закону, который сам и ввёл: ведь Аспасия не была афинянкой.

Даже враги Перикла признавали, что большая часть государственных доходов при нем тратилась на культурные цели. Перикл и окружавшая его группа просвещенных друзей стремились превратить Афины в культурный центр тогдашнего мира. Они полагали, что город-гегемон должен сделаться во всех отношениях гегемоном эллинского мира. Афины должны стать экономическим, политическим, культурным и религиозным центром всей Эллады, сделаться «Элладой в Элладе». Культурная политика Перикла была своего рода культурной пропагандой.

Перикл и окружавшая его группа просвещенных деятелей полагали, что и сами Афины должны получить соответствующее внешнее оформление.

Все, что было замечательного и знаменитого в каком-либо отно-

11 ар феи on.

шении во всем мире,-философы, писатели, ученые, художники и т. д.,-все направлялось в Афины и находило там широкое поприще для своей деятельности. Геродот, софисты Протагор, Горгий и многие другие знаменитости эллинского мира побывали в Афинах.

Внешний вид Афин при Перикле совершенно изменился. Из старого пол у сельского города, каким был г. Афины до персидской войны, при Перикле они превратились в большой город мирового значения, своим блеском затмивший все остальные города Греции.

«Так, ты-чурбан,-писал один современник Перикла,-если не видел Афин; осел, если видел их и не восторгался; а если по -своей охоте их покинул, то ты-верблюд».

Постройки перикловой эпохи считаются образцом классического стиля. Большая часть лучших шедевров античного строительного и изобразительного искусства принадлежит «золотому веку» Перикла. К числу наиболее замечательных в художественном отношении построек этого века принадлежат: Парфенон (храм Афины), построенный выдающимися архитекторами Греции Калликратом и Иктином, Эрсхтейон (храм Эрехтея), Тезейоп (храм, посвященный богу Гефесту) и, наконец, изумительные по красоте ворота, ведшие на Акрополь,-Пропилеи , украшенные великолепной колоннадой. Скульптурные работы, украшавшие Парфенон, производились под руководством художника Фидия , первого скульптора Эллады, ближайшего советника Перикла. Совершенно заново отстроен был Пирей , из скромной гавани афинской общины превратившийся в огромный порт Афинской республики. От Афин к Пирею и Фалеру (другой гавани Афин) тянулись массивные «длинные стены», защищавшие город от нападения с моря.

«Создания Перикла заслу?кивают величайшего удивления. Они воздвигнуты в короткое время, но не для короткого времени. По своей прочнбсти они кажутся оконченными только в настоящее время. Красота и изящество спасли их от прикосновения времени, как будто творец дал своим произведениям вечную юность и вдохнул в них нестареющую душу» ,-так расценивали архитектурные памятники классической эпохи сами древние писатели и историки.

Характерное для Афин сочетание дорийского и ионийского элементов нашло свое выражение в монументальном изобразительном искусстве. В постройках перикловой эпохи дорийский и ионийский стили гармонически" сочетаются. Дорийские элементы отчетливо выступают, например, в Парфеноне. Эрехтейон построен в ионийском стиле.

Как во всех других делах, так и в культурном отношении Перикл опирался на достижения своих предшественников. В смысле внешнего оформления города предшественниками Перикла были Писистрат и Кимон. Писпстрат построил рыночную площадь (агора), соорудил. монументальный вход в Акрополь и снабдил город водой. Кимон заложил Тезейон, построил Цветной портик (Стоа Пойкила), стены которого расписаны знаменитым мастером древности Полигнотом.

Культурно-просветительная деятельность Перикла не ограничивалась одними только постройками и скульптурами. Его намерение было гораздо шире. Он желал воспитать афинских граждан в духе добродетели (аретэ), сделать их, как тогда говорили, прекрасными во всех отношениях. Прекрасным "человеком греки классического периода считали добродетельного человека, а главными качествами добродетели признавались храбрость, правдивость, благочестие и сознание во всем чувства меры (соф]5осюне). Физические качества человека ценилпсь столь же высоко, как и духовные. Элементарная грамотность была общеобязательна для всех граждан. Из словесных искусств выше всего ценилось красноречие, находившее широкое применение в общественной жизни Афин.

Наряду с художественными целями широкое строительство, развернутое Периклом, преследовало, как сказано, и другие цели: политические, экономические и т. д. Привлекая в Афины массу иностранцев, тем самым увеличивали торговлю Афин, повышали заработок ремесленников, содержателей гостиниц,


Акрополь . Современный вид. Вдали долина р. Илисса , притока Кефиса.

постоялых дворов и т. д. На постройках работала масса ремесленников различных специальностей: плотников, скульпторов, литейщиков, ткачей, резчиков, каменщиков, рудокопов, красильщиков, золотых-дел мастеров, граверов, орнаментовщиков, хозяев судов, купцов, возчиков и т. д., и, таким образом, весь город оказывался на жаловании у государства.

Центральная идея полиса-помощь гражданам и в этом случае стояла на первом плане. Число рабочих-рабов при общественных постройках ограничивалось определенным процентом. Каждое ремесло составляло как бы особую самостоятельную корпорацию, подобно военной фаланге, управляемой своим стратегом. Работы организовывались таким образом, что в них принимали участие люди всех возрастов и званий. Внешний успех строительной политики Перикла был блестящий. «Все были как бы заражены широкими замыслами Перикла. Все ремесленники старались друг перед другом довести свое ремесло до"степени искусства».

В произнесенной речи при погребении воинов Перикл нарисовал идеал политического строя , основанного на мудром сочетании интересов общества с интересами отдельного человека, предоставлении индивиду возможности развернуть свои личные таланты и инициативу. «Наш строй,-говорил Перикл,-называется демократией потому, что он сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства». Идеал афинян-красивая и простая жизнь. Они пользуются богатством скорее как условием для общественной деятельности, чем как предметом для хвастовства. Афиняне умеют объединить заботу о домашних делах с государственными делами. Человека, уклоняющегося от участия в общественных делах, афиняне считают за пустого человека, так как они считают вредным, не обсудив дела во всесторонних прениях, перейти прямо к выполнению того, что нужно.

Любя красоту и образованность, афиняне не уступают ни одному из эллинских государств, в том числе и спартанцам, также и в военном искусстве. Но сила афинян состоит не в военной муштре и хитрости, а в гражданском энтузиазме и патриотическом рвении к общему делу...

Я утверждаю, указывал в заключение своей речи Перикл, нто все наше государство-центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется/приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности и, выполняя свое дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя самодовлеющего состояния.

А что это не одни только пышные слова, а настоящая действительность, это показывает нам уже самая сила нашего государства, которую мы приобрели вышеуказанными путями» .

Приведенная речь в изложении Фукидида, ближайшим образом имела агитационное значение: показать превосходство афинского строя перед спартанским. В* ней показаны только одни положительные стороны афинской конституции и скрыты отрицательные. ПериКл обходит вопрос о противоречии между богатыми и бедными, о деспотизме полиса в отношении союзников и собственных граждан, бесправное положение рабов и т. д. Речь Перикла не дословная реальность, а только идеал, дающий нам представление о направленности политики "«золотого века» Перикла.

"Относительно самого Перикла как государственного деятеля в исторической литературе высказывались и по сие время еще высказываются самые разнообразные мнения. Та или иная оценка личности Перикла почти всегда зависит от отношения данного историка к афинской, а часто и вообще к демократии.

Высокую оценку Периклу, как его личности, так и политическим способностям, дал известный английский историк Джордж Грот в первой половине XIX в. В противовес Гроту другие, преимущественно германские, историки старались умалить значение личности вождя афинской демократии, отрицая за ним всякую оригинальность политического мышления (Вилламовиц), оттеняя его демагогические приемы (Шварц, Курциус) или же объявляя его политику недостаточно демократической. Недооценка Перикла имеется и в книге Белоха «Аттическая политика после Перикла».

Однако ни одна из приведенных точек зрения на Перикла, незаслуженно снижающих его достоинства, не может быть признана правильной. Не приходится отрицать, что в условиях Греции V в. афинский строй был наиболее прогрессивным во всем эллинском мире, а глава Афин-крупнейшим политиком своего времени, лучше других понимавшим существенные интересы Афин и того класса, который он возглавлял.

Народным массам, в том числе и рабам, в демократических Афинах жилось лучше, чем в остальных греческих полисах с иным государственным устройством. Этого не отрицали даже принципиальные противники демократии, каковым был неизвестный нам автор так называемой «Псевдоксенофонтовой политии» (вторая половина V века). «Что касается афинского строя,- заявляет он,-то я его не одобряю по той причине, что афиняне избрали такой порядок, при котором простому народу живется лучше, чем благородным...» «Афиняне во всех отношениях отдают предпочтение простым и бедным демократам перед благородными». В другом месте тот же самый автор жалуется на «распущенность рабов и метэков» в. Афинах, при которой даже нельзя побить раба. В русской историографии наиболее полная и правильная характеристика перикловых Афин дана в «Истории Греции классического периода» Р. Ю. Виппера и отчасти в «Истории афинской демократии» В. П. Вузескула.

Достаточно указать па культурные достижения перикловых Афин, чтобы по справедливости оценить «золотой век» Афин и историческое значение их вождя.

Высокую оценку афинской демократии и личности Перикла дал Маркс, называя век Перикла временем высочайшего внутреннего расцвета Греции.

«Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет-с эпохой Александра» .

Последующим поколениям век Перикла казался действительно «золотым веком», когда в государстве не было раздора между гражданами и царило спокойствие. «Единодушие и полное согласие царило тогда в государстве. Перикл сделался хозяином как над Афинами, так и над всей собственностью Афинского государства-доходами, сухопутными и морскими силами, островами и морями. Он был олицетворением того огромного значения, каким пользовались Афины среди греков и иностранцев, и того владычества над покоренными племенами, которое было утверждено союзами с различными царями и династиями» 1 . Так расценивает Перикла и его время составитель его биографии Плутарх Херонейский, правда, не свободный от идеализации Перикловых Афин.

Столь же высокую оценку Перикла как государственного деятеля дает и Фукидид. Пока Перикл, говорит Фукидид, стоял во главе государства, он правильно руководил им и твердо охранял его безопасность. При нем Афинское государство достигло высшего своего могущества.

Поддерживая и насаждая демократические учреждения, Перикл вместе с тем не заискивал и не льстил народу, держал себя с полным достоинством крупного государственного вождя, но не отделялся от народа. Выступления Перикла в народном собрании носили торжественный характер. В Афинах высоко ценилось красноречие, и Перикла считали первым оратором. В его речах гармонически сочетались ясный ум, высокая культура и непоколебимая убежденность в правоте своего дела, патриотизм и чувство меры и красоты. Недюжинные способности Перикла как оратора, прозванного «Зевсом Олимпийским», не отрицали даже и его враги. Перикл,. великий мастер слова, в красноречии видел своего рода музыкальный инструмент и умело пользовался им для приведения в исполнение своих широких планов. Перикл, говорит Плутарх, закалял и выковывал свое слово, соединяя, по примеру философа Анаксагора, красноречие с тонким знанием природы.

  • Фукидид, II, 37, 40-41.
  • Маркс и Энгельс, Соч., г. I, Стр. 194.
  • Плутарх, Перикл, 15.
  • 3 Там же, 8.
  • Эвполид, 94.

  • Участие в войнах: Пелопоннесская война. Экспедиция на Понт.
    Участие в сражениях: Трагия.

    (Pericles) Политический деятель Древней Греции, стратег Афин (444/ 443—429 до н. э.), участник Пелопоннесской войны (431—404 до н. э.)

    Сын Ксантиппа , победителя при Микале, и Агаристы, племянницы Клисфена, Перикл начал свою карьеру воином, а затем вступил на политическую арену.

    Несмотря на знатность своего происхождения, Перикл примкнул к демократической партии. Его первым делом стало выступление против главы аристократической партии по поводу их действий во Фракии. Перикл был другом вождя демоса Эфиальта, и, по некоторым сведениям, именно ему принадлежит инициатива реформы ареопага, проведенной Эфиальтом и положившей конец господству этого учреждения. Со смертью Эфиальта руководство демократической партией перешло к Периклу.

    В это время на первом плане стояла борьба с внешними врагами, требовавшая страшного напряжения сил. В Египте Афинам пришлось воевать с персами, а на территории самого Пелопонеса — с Коринфом, Эпидавром, Эгиной, а затем со Спартой.

    В 457 г. до н. э. Перикл участвовал в битве при Танагре, в которой афиняне были побеждены спартанцами. Когда под влиянием этой неудачи обнаружилось желание граждан вернуть изгнанного посредством остракизма во время борьбы из-за реформ ареопага Кимона , Перикл пошел навстречу народному желанию и сам внес предложение о возвращении своего соперника из изгнания ранее срока.

    Когда спартанцы, вопреки заключенному в 451—450 гг. перемирию, вторглись в Среднюю Грецию, чтобы помочь дельфийцам против фокидян, Перикл сразу же после их удаления возвратил фокидянам обладание дельфийским святилищем.

    Вскоре в Беотии поднялось восстание против афинского господства. Толмид, поспешивший туда вопреки совету Перикла с небольшими силами, пал в 447—446 гг. до н. э. в битве при Коринфе, окончившейся поражением афинян.

    Затем восстала Евбея, отложилась Мебара, а спартанцы вторглись в Аттику. Действуя с большой осторожностью Перикл достиг отступления спартанцев, не вступая в битву, что объясняли подкупом. После этого Перикл направил все силы на покорение Евбеи , которая подчинилась афинянам.

    В 445 г. до н. э. между Афинами и Пелопоннесским союзом был заключен Тридцатилетний, т. н. Периклов, мир, по которому афиняне отказались от всего, что принадлежало им в Пелопоннесе, и возвратились к тому положению, которое занимали до войны.

    Главную силу Афин Перикл видел во флоте, на который он обращал особое внимание. При нем афинский флот состоял из трехсот триер. Перикл ввел в практику морские маневры, происходившие ежегодно в течение восьми месяцев.
    Сухопутное войско состояло при Перикле из 29 тысяч гоплитов, тысячи всадников, двухсот конных и 1600 пеших стрелков.

    Внешняя политика Перикла была направлена к расширению сферы влияния Афин и к упрочению и охранению существующего положения. Он был противником рискованных предприятий, от которых старался удержать афинян. Борьба с Персией прекратилась. Экспедиция Перикла к Херсонесу Фракийскому имела целью лишь оказать помощь местным грекам. Экспедиция на Понт, предпринятая им во главе многочисленного флота, имела целью, кроме того, показать во всем блеске могущество Афин, подчинить их протекторату припонтийские города и упрочить торговые связи, что было особенно важно, так как из понтийских стран Аттика получала необходимый для нее хлеб и другие продукты.

    На западе заключены были договоры с Эгестой (еще около середины V в. до н. э.), а затем, накануне Пелопоннесской войны , — с Регием и Леонтинами.

    Перикл сделал попытку созвать в Афинах национальный конгресс из представителей греческих городов, но эта попытка не удалась из-за противодействия Спарты.

    Зависимость союзников от Афин усилилась, а союзная казна с острова Делоса была перенесена в Афины. Общая сумма фороса (дани) перед Пелопоннесской войной равнялась шестистам талантам.

    Однако союзники были недовольны своей зависимостью от Афин. В 450—449 гг. до н. э. произошли смуты в Милете, в 440 г. до н. э. восстал Самос, бывший автономным союзником и имевший сильный флот. В восстании принял участие и Византий .

    Перикл, разбив союзный флот у Трагии, осадил Самос, но, несмотря на применение усовершенствованных орудий, прошло около девяти месяцев, прежде чем Самос сдался, обязавшись выдать флот, срыть стены, дать заложников и уплатить контрибуцию.

    Пока Афинам не угрожал внешний враг, они могли справляться с недовольными союзниками, но с началом Пелопоннесской войны опасность увеличилась.

    Когда Керкира, вступившая в столкновение с Коринфом, обратилась к Афинам в поисках союза, Перикл доказал афинянам необходимость этого союза, поскольку Керкира обладала сильным флотом и занимала важное географическое положение на пути в Италию.

    До тех пор старавшийся сохранить мир, Перикл высказался теперь в народном собрании против требований спартанцев, видя в них лишь предлог к заранее решенному разрыву. Он старался ободрить афинян, указывая на их богатые средства и сильный флот, и предостерегал лишь от рискованных предприятий. Согласно его совету, афиняне отвечали, что «сами они войны не начнут, но с тем, кто начнет ее, будут сражаться».

    К общим соображениям в пользу войны у Перикла добавились и мотивы личные. Положение его в Афинах начало колебаться, против него была самая крайняя демократическая партия. Перикл мог надеяться, что война отвлечет внимание от внутренней борьбы. Он отказался от мысли защищать Аттику и предложил действовать наступательно на море и блокировать флотом Пелопоннес.
    Но уже в первый год войны была захвачена союзная с Афинами Платея. На следующий 430 г. до н. э. в Афинах появилась чума, и народом овладело отчаяние. Перикл пошел с флотом к восточному берегу Пелопоннеса, но из-за эпидемии вынужден был вернуться. Этой неудачей воспользовалась оппозиция, выступившая против Перикла, который, по ее мнению, стал виновником войны, принесшей столько бедствий.

    Перикл был забаллотирован при выборах в стратеги, обвинен в растрате общественных денег и присужден к штрафу.

    Вскоре он вновь был выбран в стратеги, но прежнее влияние к нему не возвратилось, и год спустя Перикл скончался.

    Пери́кл (др.-греч. Περικλῆς, от περί + κλέος, - «окружённый славой»; около 494-429 г. до н. э.) - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

    Перикл родился в Афинах в семье аристократов. Свою активную политическую деятельность начал, возглавив политическую группировку. Несмотря на своё аристократическое происхождение, он выступал как сторонник демократии. В борьбе с Кимоном, вождём аристократической группировки, Периклу была необходима поддержка народа. Добившись изгнания Кимона в 461 году до н. э., он стал одним из самых влиятельных политиков в Афинах и стал проводить серию реформ, которые знаменовали собой важный этап в демократизации афинского полиса. Перикл позиционировал себя как выразителя интересов всего народа Афин, в противоположность своему противнику, Фукидиду, преемнику Кимона, опиравшемуся только на аристократию.

    После изгнания Фукидида Перикл фактически встал во главе Афин, будучи самым влиятельным и авторитетным политиком. Эпоха наивысшего расцвета демократии была, в то же время, эпохой преобладания одного государственного деятеля. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и прочие). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век). При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинского мира. В этот период Перикл расширял сферу афинского влияния и готовился к войне со Спартой.

    В 431 году до н. э. началась Пелопоннесская война. Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, афиняне смогли противостоять спартанцам, но начавшаяся в городе эпидемия спутала все его планы. Он начал терять своё влияние в полисе и умер в 429 году до н. э., возможно, став жертвой эпидемии. С его смертью закончился Периклов век, период наивысшего внутреннего расцвета Древней Греции.

    Этимология

    Имя «Перикл», означающее «окружённый славой», было редким в Афинах и не зафиксировано среди ближайших предков и родственников Перикла. Историк И. Е. Суриков предполагает, что имя «Перикл» - стяжённое от «Периклимен». Таким образом, Ксантипп и Агариста назвали сына в честь легендарного Периклимена, одного из крупных представителей пилосской династии Нелеидов. Его внук Меланф бежал во время дорийского нашествия в Аттику и стал там царём. Алкмеониды относили себя к Нелеидам, но не к прямой ветви, а к одной из боковых.

    Источники

    В нарративной традиции деятельность Перикла отражена не лучше и не хуже, чем деятельность его современников. Однако в современной историографии принято резко выделять Перикла из их числа. Древнегреческие же авторы рассматривали его наряду со многими другими, причём далеко не всегда отзывались о нём положительно.

    Среди древнегреческих писателей только Фукидид резко выделяет Перикла из числа всех его современников. Именно он сыграл решающую роль в формировании современного образа Перикла. Труд Фукидида является важнейшим источником о Перикле, потому что представляет собой отчасти и воспоминания современника описываемых событий, видевшего Перикла вживую. Фукидид описывает подробно лишь последние годы жизни Перикла, но даёт ему оценку, превозносящую его над всеми другими политическими деятелями его времени:

    «…Для государственной деятельности Перикла считали наиболее достойным. Пока Перикл в мирное время стоял во главе города, он всегда управлял мирно и справедливо, прочно укреплял его безопасность, и при нём город достиг вершины могущества. Когда же началась война, то оказалось, что он также правильно оценил её важность и значение… После его кончины афиняне убедились в том, насколько правильны были его расчёты и предвидения относительно хода войны… Перикл, как человек, пользовавшийся величайшим уважением сограждан за свой проницательный ум и несомненную неподкупность, управлял гражданами, не ограничивая их свободы, и не столько поддавался настроениям народной массы, сколько сам руководил народом. Не стремясь к власти неподобающими средствами, он не потворствовал гражданам, а мог, опираясь на свой авторитет, и резко возразить им. Когда он видел, что афиняне несвоевременно затевают слишком дерзкие планы, то умел своими речами внушить осторожность, а если они неразумно впадали в уныние, поднять их бодрость. По названию это было правление народа, а на деле власть первого гражданина. Из преемников Перикла ни один не выдавался как государственный деятель среди других, но каждый стремился к первенству и поэтому был готов, потакая народу, пожертвовать даже государственными интересами».

    Фукидид завершил своё произведение уже после поражения Афин в Пелопоннесской войне. Пытаясь выявить причины поражения, он видит одной из главных причин неопытность нового поколения политиков в противоположность старому поколению, одним из представителей которого был Перикл. Новое поколение рассматривается Фукидидом как слабое подобие старого.

    Образ Перикла у других авторов, в отличие от Фукидида, отнюдь не положительный. Его даже обвиняли в тирании, что было весьма серьёзным обвинением. Платон и Аристотель рассматривали Перикла как одного из многочисленных афинских демагогов, внёсшего свой вклад в процесс деградации демократии.

    В эллинистическую эпоху Перикла также считали недостойным быть в одном ряду с великими деятелями прошлого - Мильтиадом, Фемистоклом или Кимоном. В противоположность этому образу, древнегреческий биограф и моралист I века Плутарх в жизнеописании Перикла ещё более усилил его идеализацию. Плутарх хорошо относился к Фукидиду и поддержал его оценку Перикла. Причём он ставит в заслугу Периклу не только политические и военные успехи, но и культурный расцвет Афин, строительную программу на Акрополе и создание плеяды ведущих интеллектуалов эпохи. В целом жизнеописание Перикла является одним из лучших в его цикле «Сравнительные жизнеописания».

    Ранние годы

    Перикл, сын Ксантиппа, из дема Холарг родился, скорее всего, в 494 году до н. э. По мужской линии он происходил из рода Бузигов - древнего и почтенного, но не слишком влиятельного, по материнской - из Алкмеонидов. Его отец Ксантипп был видным военным и политическим деятелем Афин и лидером группировки Алкмеонидов. Матерью Перикла была Агариста. У Ксантиппа и Агаристы было два сына (Перикл и Арифрон) и дочь, имя которой неизвестно.

    Детство Перикла проходило в тревожной обстановке 80-х годов V века до н. э., характеризовавшихся усилением персидской угрозы и обострением борьбы политических группировок. Остракофории, инициированные вождём народной «партии» Фемистоклом, были направлены в первую очередь против Алкмеонидов. В 486 году до н. э. был изгнан Мегакл, дядя Перикла, брат его матери. В 484 году до н. э. остракизму был подвергнут отец Перикла. Эти события оставили тяжёлый след в душе мальчика; отсюда боязнь остракизма у взрослого Перикла. Об образовании Перикла мало что достоверного известно. Программа обучения аристократов в то время была довольно поверхностной, и углубленного изучения какого-то предмета она не предусматривала. Плутарх писал, что музыке его обучали Дамон и Пифоклид, а философии - Зенон Элейский и Анаксагор. Однако эти люди не могли обучать Перикла в юности, так как были примерно его ровесниками.

    В 480 году до н. э. отец и дядя Перикла досрочно вернулись из изгнания. По инициативе Аристида была создана оппозиция Фемистоклу, состоявшая из трёх аристократических родов - Алкмеонидов, Филаидов и Кериков. Ведущую роль в этом союзе играл Филаид Кимон. Перикл, судя по всему, входил в окружение Кимона. Но он был его неискренним сторонником. Препятствиями на пути к власти были его молодость, происхождение из слывшего «проклятым» рода Алкмеонидов. Кроме того, Перикл был внешне похож на тирана Писистрата, своего прапрадеда. Это не нравилось его согражданам, ненавидевшим тиранию.

    Начало политической деятельности

    В 473/472 году до н. э. умер или погиб Ксантипп. Группировка Алкмеонидов осталась без вождя. Тогда Перикл, несмотря на свою молодость, взял на себя руководство группировкой Алкмеонидов. До этого он служил в афинской армии. В 472 году до н. э. Перикл был одним из хорегов, это был однин из способов заявить о себе. Также он на свои деньги поставил трагедию Эсхила «Персы».

    Перикл позиционировал себя как политик демократической ориентации в противовес аристократу Кимону. Несмотря на происхождение из аристократии, Перикл был сторонником демократии. В 60-х годах начинается борьба Перикла и Кимона. Сначала Перикл атаковал осторожно, а затем - всё более смело и остро. Но он пока состоял в демократической группировке, заинтересованной в росте морского могущества Афин, расширении их торговых связей, лидером которой был Эфиальт. В 464/463 г. до н. э. они оба были стратегами. Перикл занимал эту должность впервые. Они совершили морскую экспедицию в Восточное Средиземноморье, в зону персидского контроля. За пограничными островами они не встретили ни одного персидского корабля. Это было дерзкое предприятие, нарушавшее Кимонов мир 466 или 465 года до н. э. Персидский царь Артаксеркс I предпочёл не обратить никакого внимания на этот инцидент. Эта экспедиция прибавила популярности Периклу.

    В 463 г. до н. э. был организован судебный процесс против Кимона, и Перикл выступал одним из его обвинителей. Однако Кимон был оправдан.

    От остракизма Кимона до остракизма Фукидида

    Весной 461 года до н. э. Кимон был изгнан остракизмом, а Эфиальт провёл реформу Ареопага. Вскоре при невыясненных обстоятельствах Эфиальт был убит, и, по одной из версий, это было делом рук Перикла. Теперь именно он стал лидером демократической группировки. Ещё во время борьбы с Кимоном и в 50-е годы Перикл проводил серию реформ, знаменовавших собой важный этап демократизации Афин. Среди них введение мистофории, допуск зевгитов к архонтату, возрождение института «судей по демам» и закон о гражданстве. Благодаря этим реформам Перикл стал со временем лидером демократических Афин.

    Во внешней политике Перикл выступал за обострение отношений со Спартой. Он храбро сражался в битве при Танагре в 457 году до н. э. Неизвестно, был ли он стратегом или рядовым воином в этой битве. Достоверно подтверждено, что в 455 году до н. э. Перикл был стратегом. Он вышел из гавани Пеги в Мегариде с крупной эскадрой и провёл несколько операций, отчасти удачных, отчасти безуспешных. Вскоре после поражения при Танагре Перикл выступил с предложением вернуть Кимона из остракизма. На это он пошёл из соображений политической целесообразности. Услуги Кимона могли пригодиться в новой войне Афин с Персией, в которой афиняне действовали не очень удачно. В 454 году до н. э. афинский флот потерпел поражение, а сухопутный экспедиционный корпус был разгромлен в Египте. Перикл воспользовался этим, чтобы под предлогом новой персидской угрозы перенести казну Делосского союза с Делоса на афинский Акрополь.

    После смерти Кимона в ходе осады Кития лидером аристократической группировки стал его родственник Фукидид, сын Мелесия. Для противодействия влиянию Перикла он создал аристократическую гетерию, в которой были единые организационные принципы, целенаправленно действующую против Перикла. Фукидид опирался только на аристократию - слабеющую, уходящую в прошлое социальную группу, Перикл же выступал выразителем интересов всего полиса.

    Фукидид создавал и укреплял гетерию, Перикл действовал противоположными методами. Плутарх писал:

    «Перикл переменил и весь свой образ жизни. В городе его видели идущим лишь по одной дороге - на площадь и в Совет. Он отказался от приглашений на обеды и от всех такого рода дружеских, коротких отношений, так что во время своей долгой политической деятельности он не ходил ни к кому из друзей на обед; только, когда женился его родственник Эвриптолем, он пробыл на пире до возлияния и тотчас потом встал из-за стола».

    Перикл позиционировал себя как «чисто публичную» личность, которая ни при каких условиях не поступится законностью и интересами государства ради каких-либо дружеских или родственных связей. Поэтому он стал сторониться своих сограждан, прежде всего, Алкмеонидов, чтобы ни у кого даже и мысли не возникало, что он находится с тем или иным афинянином в дружеских отношениях, а его друзьями стали метэки Анаксагор, Протагор, Геродот и другие. В эти же годы Перикл развёлся со своей женой, принадлежавшей к роду Алкмеонидов.

    Стычки между Периклом и Фукидидом происходили регулярно, и чаще всего выигрывал Перикл. Наиболее частой темой для споров была внешняя политика. В 449 году до н. э. афиняне подписали мирный договор с Персией, закончив тем самым продолжавшиеся полвека греко-персидские войны.

    В 448 году до н. э. фокидяне, союзники Афин, захватили Дельфы. Спартанцы пришли с войском и снова отдали Дельфы дельфийскому жречеству. Но после того, как спартанцы вернулись в Пелопоннес, в Фокиду вступила афинская армия под командованием Перикла и вернула Дельфы Фокиде. На этом Вторая Священная война закончилась. В это же время, после Каллиева мира, Перикл

    «… внёс в Народное собрание предложение о том, чтобы все эллины, где бы они ни жили, в Европе или в Азии, в малых городах и больших, послали на общий съезд в Афины уполномоченных для совещания об эллинских храмах, сожжённых варварами, о жертвах, которые они должны принести за спасение Эллады по обету, данному богам, когда они сражались с варварами, о безопасном для всех плавании по морю и о мире».

    Таким образом, Перикл предлагал созвать общегреческий конгресс и обсуждать на нём вопросы послевоенного устройства. Конгресс должен был носить ярко выраженный религиозный оттенок. Если бы конгресс состоялся, Афины бы стали главной религиозной святыней Греции, оттеснив Дельфы. Но из-за противодействия Спарты конгресс не состоялся. Тогда в 447 году до н. э. Перикл предложил начать восстанавливать храмы в Афинах. Надзирал за строительством сам Перикл, а главным архитектором был Фидий.

    Программа реконструкции Акрополя реализовывалась несколько десятилетий и закончилась уже после смерти Перикла. Созданные сооружения представляли собой единое целое, единый ансамбль. На западном подъёме на Акрополь были воздвигнуты Пропилеи - крытая колоннада из мрамора, представлявшая собой монументальные ворота в Акрополь. Они строились под руководством Мнесикла. На площади поставлена колоссальная статуя Афины-Защитницы работы Фидия. В южной части Акрополя был построен храм Афины Парфенон. Его построили архитекторы Калликрат и Иктин. Постройка Парфенона и Пропилей началась в 447 и 438 годах соответственно, а закончилась к 431 году до н. э. Вне Акрополя при Перикле были построены Тесейон, храм Гефеста, и Одеон, место музыкальных состязаний.

    В 447 году до н. э. афиняне потерпели поражение в битве при Коронее со спартанцами и беотийцами. В 446 году до н. э. восстала Эвбея, входившая в Делосский союз, недовольная жёстким нажимом Афин. Афинская армия под командованием Перикла направилась на Эвбею и вернула эвбейские города в состав симмахии. Затем отпали Мегары и вернулись в состав Пелопоннесского союза. В Аттику шло большое спартанское войско под командованием царя Плистоанакта. Номинально войском командовал он, а фактически - эфор Клеандрид. Перикл, согласно Плутарху, вступил с ним в тайные переговоры и дал ему взятку, чтобы спартанцы отступили из Аттики. Вскоре был заключён Тридцатилетний мир между Спартой и Афинами, называемый также Перикловым миром. Согласно Плутарху, Перикл ежегодно, начиная с 445 года до н. э., посылал в Спарту большую сумму денег в качестве взятки, с помощью которой он оттягивал начало новой войны.

    После окончания Малой Пелопоннесской войны внутриполитическая борьба вновь обострилась. Фукидид обвинял Перикла в том, что он очень жёстко эксплуатирует союзников и зря тратит государственные деньги на строительные программы. Но влияние Перикла было очень значительным, и Фукидид не мог сравняться с ним по авторитету в афинском демосе. В 444 или 443 году до н. э. Перикл инициировал остракофорию и добился изгнания Фукидида.

    Во главе Афин

    Афины и их союзники в 431 году до н. э.

    «…после падения Фукидида и изгнания его остракизмом он не менее пятнадцати лет обладал непрерывной, единоличной властью, хотя должность стратега даётся на один год».

    С 443 года до н. э. Перикл ежегодно занимал должность стратега. Около пятнадцати лет он обладал безусловным лидерством в Афинах. В то же время формально он был одним из ежегодно избираемых демосом магистратов. Никаких чрезвычайных полномочий он не получал. Должность стратега фактически была самой значимой в Афинах, но это была коллегия из десяти стратегов, и Перикл был одним из них. Большое влияние Перикла основывалось на его личном авторитете.

    В 440-х годах до н. э. Перикл после развода с законной женой вступил в связь с гетерой из Милета Аспасией, не являвшейся гражданкой Афин. У Перикла родился сын от Аспасии - Перикл Младший, который не мог получить гражданство, но в последние годы жизни своего отца смог получить по его личной просьбе.

    Западная политика

    Первой внешнеполитической акцией Перикла как единоличного правителя Афин было основание панэллинской колонии Фурии в Южной Италии. Этот вопрос обсуждался ещё во время борьбы Перикла и Фукидида. Фукидид хотел, чтобы колония на самом деле стала панэллинской, без преобладания какого-либо полиса, а Перикл желал упрочить в Фуриях афинское влияние.

    Западная политика Перикла была направлена на усиление позиций Афин в Сицилии и Южной Италии. В 50-е гг. афиняне заключили союз с Эгестой, затем - с Регием, Леонтинами, возможно, Метапонтом и Неаполем в Кампании. Изгнав Фукидида, Перикл взял «фурийский проект» под свой контроль. Фурии были основаны, скорее всего, в 443 году до н. э. Но Фурии, где преобладало дорийское население, очень скоро вышли из-под афинского контроля, началась внутриполитическая борьба. Есть предположение, что в срыве планов Перикла сыграл свою роль Фукидид, изгнанный из Афин и, возможно, прибывший в Фурии.

    Западная политика Перикла фактически противоречила Тридцатилетнему миру 446 г. до н. э. Афины начали вмешиваться в дела спартанско-коринфской сферы влияния. Это вызывало недовольство прежде всего коринфян, интересы которых задевались афинской конкуренцией.

    Самосская война

    Командующий флотом Самоса - философ Мелисс (Нюренбергская хроника)

    Жёсткое давление Афин при Перикле на союзников по Афинскому морскому союзу стало причиной Самосской войны. Самос был вторым по значению и силе членом союза после самих Афин. Самос был одним из привилегированных союзников: не платил фороса, а поставлял непосредственно корабли. Кроме этого, на острове сохранялось олигархическое правление.

    Самос воевал с Милетом из-за спорных территорий в Малой Азии, и в этом конфликте Перикл выступил на стороне последнего (по одной из версий, из-за милетянки Аспасии). Афинянин прибыл на Самос, низложил олигархов и установил демократию.

    После отбытия Перикла олигархи возвратились на Самос и подняли антиафинское восстание. Восстал также Византий. К Самосу направился мощный афинский флот со всеми десятью стратегами. Город Самос был осаждён и сдался лишь через девять месяцев. Афиняне велели самосцам срыть оборонительные укрепления, выдать корабли и заплатить контрибуцию. Кроме того, Самос был лишён статуса привилегированного союзника и начал платить форос. Византий также пал.

    Понтийская экспедиция

    Обладание Византием имело важное значение для Афин, так как через Босфор в Афины поступало зерно из Причерноморья, в котором афиняне очень нуждались. Так как попытки афинян установить контроль над Египтом и Южной Италией, в которых также производилось зерно, провалились, Причерноморье становилось главным источником для получения зерна.

    В Причерноморье направился сам Перикл с афинской эскадрой. Понтийская экспедиция произошла, скорее всего, в период между 437 и 435 годами до н. э. Одной из целей экспедиции было установление дружеских контактов с новой династией боспорских царей Спартокидов. Об этом походе есть упоминание лишь у Плутарха. Согласно ему, Перикл побывал в Синопе и Амисе и основал там колонии - в Синопе клерухию, а в Амисе - апойкию. В Синопе он оставил 13 кораблей для борьбы с изгнанным тираном Тимеселеем. Историк И. Е. Суриков предполагает, что флот Перикла побывал также у берегов Северного Причерноморья, которые должны быть главной целью экспедиции - для установления контроля над путём попадания хлеба в Афины.

    Перикл поначалу плыл вдоль западного и северно-западного побережья Чёрного моря. Здесь в Афинский морской союз вступили несколько местных полисов, названия которых есть в найденных фрагментах афинских списков фороса. Затем флот Перикла прибыл в Боспор Киммерийский, Перикл установил дружеские отношения с царём Спартоком и основал афинские форпосты возле Пантикапеи. Историки не пришли к единому мнению относительно результатов этой экспедиции. Есть тенденции преувеличивать и преуменьшать масштабы Понтийской экспедиции. В целом результатами этой экспедиции были включение в Афинскую державу новых членов, основание форпостов, усиление контроля над путём хлебной торговли, установление дружеских отношений со Спартокидами.

    Развязывание Пелопоннесской войны

    Развязыванию Пелопоннесской войны способствовали три инцидента, произошедшие во второй половине 430-х гг. до н. э. В 433 г. до н. э. Керкира, остров в Ионическом море, в борьбе со своей метрополией - Коринфом - обратилась за помощью к афинянам. Афиняне приняли керкирян благосклонно и заключили с ними оборонительный союз. Это привело к возмущению коринфян, которые посчитали этот союзный договор вмешательством в их внутренние дела.

    В 432 г. до н. э. афиняне приказали Потидее, входившей в Афинский морской союз колонии коринфян, разорвать все связи с метрополией. Потидейцы подняли восстание и заявили о своём выходе из союза. В ответ афиняне осадили Потидею, что ещё более ухудшило отношения Афин и Коринфа.

    Примерно тогда же Афины ввели жёсткие экономические санкции против Мегар, которые в 446 г. до н. э. перешли на сторону Спарты. Теперь Перикл решил отомстить мегарцам и лично провёл через народное собрание псефисму, по которой мегарцам и мегарским товарам было запрещено появляться на рынках Афин и союзников. Экономика Мегар быстро пришла в упадок.

    В Спарте состоялся конгресс Пелопоннесского союза. Там было принято решение направить афинянам ультимативные требования, а в случае отказа их выполнить - начать военные действия. После этого в Афины несколько раз прибывали спартанские послы и предлагали афинянам разорвать союз с Керкирой, снять осаду Потидеи и отменить санкции против Мегар. Причём более всего они настаивали на отмене санкций против Мегар. Перикл предлагал не уступать требованиям спартанцев и занял жёсткую позицию. По его инициативе народное собрание Афин ответило решительным отказом на требования Спарты.

    Перикл считал, что Афины уже готовы к решающей схватке за гегемонию. Также на его непримиримую позицию повлияли внутриполитический и личностный факторы. К концу 30-х годов V в. до н. э. положение Перикла несколько пошатнулось. В демосе нарастало недовольство его властью. Возвысился политик Клеон, радикальный демократ, и начал нападки на Перикла.

    Противники Перикла смогли договориться, но не решались нанести удар по самому Периклу. Вместо этого они начали ряд судебных процессов против друзей Перикла. Анаксагор был обвинён в нечестии и покинул город, Фидий при невыясненных обстоятельствах умер в тюрьме, Аспасия была обвинена в нечестии, но оправдана после прошения Перикла.

    Перикл решил ускорить начало войны, чтобы в условиях военных действий заставить народ сплотиться вокруг своего испытанного лидера. После провала дипломатических миссий Пелопоннесский союз на новом конгрессе, заручившись поддержкой Дельфийского оракула, объявил Афинам войну. Весной 431 года до н. э. фиванцы напали на дружественные Афинам Платеи. Это событие стало началом Пелопоннесской войны.

    Начало Пелопоннесской войны и смерть Перикла

    Карта Греции к началу Пелопоннесской войны (431 г. до н. э.)

    Пелопоннесская война стала самым длительным и кровопролитным конфликтом в Древней Греции. В войну оказались втянуты почти все греческие государства, так как каждое из них тяготело либо к Афинам, либо к Спарте. Демократические полисы обычно были на стороне Афин, полисы с олигархическим устройством - на стороне Спарты. Имелись и исключения из этого правила.

    Весной 431 г. до н. э. большое пелопоннесское войско под командованием спартанского царя Архидама вторглось в Аттику и начало разорять окрестности Афин. Всё сельское население Аттики было заблаговременно эвакуировано в Афины под надёжную защиту стен. Перикл понимал, что не следует отвечать на провокации спартанцев и начинать генеральное сражение. Пока пелопоннесцы стояли в Аттике, афинская эскадра из 100 кораблей вышла в море и курсировала вокруг Пелопоннеса, нанося неожиданные удары по прибрежным поселениям пелопоннесцев. Спартанцы и их союзники, не добившись генерального сражения, осенью отступили обратно. Сразу же после этого афинская армия вторглась в Мегариду и опустошила территорию. На похоронах афинских воинов, погибших в первый год войны, Перикл произнёс «Надгробную речь», которая дошла до нашего времени в пересказе Фукидида.

    В следующем году пелопоннесцы вновь вторглись в Аттику. Афинский флот под командованием самого Перикла совершил экспедицию к восточным берегам Пелопоннеса. Начавшаяся эпидемия спутала все планы Перикла. В религиозных представлениях афинян чума была расценена как очередная кара богов за родовое проклятие Алкмеонидов. Это привело к новой атаке на Перикла и окончательной утрате им былого влияния. Он был досрочно отстранён от должности стратега. Затем его обвинили в финансовых злоупотреблениях. Перикл был приговорён к уплате крупного денежного штрафа.

    От эпидемии умер старший сын Перикла - Ксантипп, который уже давно не ладил с отцом. Тем не менее, эта утрата была большим горем для Перикла. Затем умер его второй сын - Парал. Теперь у Перикла не было законного потомства, и ему пришлось ходатайствовать перед народным собранием о присвоении гражданских прав его младшему сыну от Аспасии - Периклу Младшему. Просьба была удовлетворена.

    В 429 году до н. э. Перикла вновь избрали стратегом. Правда, это была уже просто милость демоса, посчитавшего, что Перикл искупил свою вину. В том же году Перикл заболел и осенью умер. Неизвестно, что стало причиной его гибели - чума или горе. Согласно Фукидиду и Плутарху, у него не наблюдалось симптомов, от которых страдали другие афиняне. Плутарх так писал о его смерти:

    «Когда Перикл был уже при смерти, вокруг него сидели лучшие граждане и остававшиеся в живых друзья его. Они рассуждали о его высоких качествах и политическом могуществе, перечисляли его подвиги и количество трофеев: он воздвиг девять трофеев в память побед, одержанных под его предводительством во славу отечества. Так говорили они между собою, думая, что он уже потерял сознание и не понимает их. Но Перикл внимательно всё это слушал и, прервавши их разговор, сказал, что удивляется, как они прославляют и вспоминают такие его заслуги, в которых равная доля принадлежит и счастью и которые бывали уже у многих полководцев, а о самой славной и важной заслуге не говорят: „Ни один афинский гражданин, - прибавил он, - из-за меня не надел чёрного плаща“».

    Личность

    Характер и мировоззрение

    Перикл был человеком ярко выраженного рационального склада мышления. Он не верил в суеверия и пренебрегал приметами, пытаясь объяснить их логически. В то же время Перикл не был атеистом, являясь религиозным человеком. Согласно Плутарху, рационалистом он стал под влиянием философа Анаксагора.

    Под влиянием этого философа и повседневное поведение Перикла стало рационализированным. Плутарх писал:

    «…серьёзное выражение лица, недоступное смеху, спокойная походка, скромность в манере носить одежду, не нарушаемая ни при каком аффекте во время речи, ровный голос и тому подобные свойства Перикла производили на всех удивительно сильное впечатление. Так, например, какой-то подлый нахал однажды целый день его бранил и оскорблял; он молча терпел это на площади, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело; вечером он скромно пошёл домой, а тот человек шёл за ним и осыпал его всякими ругательствами. Перед тем как войти в дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять светильник и проводить этого человека до самого его дома. Поэт Ион утверждает, что обхождение Перикла с людьми было довольно надменное и что к самохвальству его примешивалось много высокомерия и презрения к другим, а хвалит Кимона за его обходительность, гибкость и благовоспитанность в обращении».

    Личная жизнь

    Первой женой Перикла была Телезиппа, женщина благочестивая, фанатично поклоняющаяся богам. Она раньше была женой Гиппоника из рода Кериков, от которого она родила сына Каллия. От неё у Перикла было два сына - Ксантипп и Парал. «Когда совместная жизнь перестала им нравиться», Перикл развёлся с ней и даже нашёл ей мужа, а дети остались с отцом.

    Второй «женой» Перикла была гетера Аспасия - чужестранка из Милета. Милетянка Аспасия была сожительницей Перикла (поскольку она не была гражданкой Афин, законный брак с нею был невозможен, хотя Перикл к тому времени развёлся с первой женой). Для своего сына от брака с Аспасией - Перикла Младшего - стратег добился в виде исключения афинского гражданства вопреки закону, который сам и ввёл: ведь Аспасия не была афинянкой.

    Старший сын Ксантипп к началу Пелопоннесской войны женился на некой дочери Тисандра. Его отношения с отцом с временем испортились: Ксантипп упрекал Перикла в скаредности, осмеивал его и даже распускал порочащие сплетни. Во время эпидемии он умер. Тогда же умерли сестра Перикла и его средний сын Парал. На его похоронах Перикла впервые увидели рыдающим.

    С 447 года до н. э. в доме Перикла воспитывался его двоюродный племянник Алкивиад. Отец последнего, Клиний, был сподвижником Перикла и погиб в битве при Коронее. Историк Эдуард Мейер высказывал предположение, что Перикл прочил Алкивиада в свои политические преемники, так как у его сыновей Ксантиппа и Парала не было никаких особых талантов. Честолюбивый Алкивиад, скорее всего, испытывал ревность к лидеру афинского полиса, а друзья Алкивиада нашёптывали ему взять власть в полисе в свои руки. Плутарх рассказывает одну историю, которая характеризует склонность Алкивиада к тирании. Однажды он пришёл к Периклу, но ему сказали, что Перикл занят - он размышлял над отчётом народному собранию. Тогда Алкивиад, уходя, сказал: «А не лучше ли было бы ему подумать о том, как вообще не давать отчётов?»

    Ораторские способности

    Уже с молодости Перикл выступал в качестве оратора в народном собрании и судах, сразу снискав себе репутацию искусного мастера красноречия. Плутарх так характеризовал ораторский дар Перикла, прозванного за своё красноречие «Олимпийцем»:

    «…он далеко превзошёл всех ораторов. По этой причине, говорят, ему и было дано его известное прозвище… Из комедий того времени, авторы которых часто поминают его имя как серьёзно, так и со смехом, видно, что это прозвище было дано ему главным образом за его дар слова: как они говорят, он гремел и метал молнии, когда говорил перед народом, и носил страшный перун на языке».

    Перикл был крупнейшим греческим оратором «дориторической» эпохи, когда искусство красноречия ещё не стало предметом преподавания. Он, как и другие ораторы его времени, опирался главным образом на импровизацию и не записывал своих речей. Никаких сочинений Перикла не сохранилось. Несколько речей Перикла передаёт Фукидид, но это пересказ по памяти с добавлением собственных взглядов Фукидида.

    Красноречие Перикла было его природным талантом, а не результатом специального обучения. В юности Перикл получил хорошее образование, но в обучении аристократов ораторское искусство и политика изучались поверхностно. В 440-е годы до н. э. он общался с софистами, которые первыми начали обучать красноречию и от которых Перикл мог многое почерпнуть.

    Военные достижения

    Перикл не был крупным полководцем. В чисто военной сфере он почти ничем особенным не отличился. Самым знаменитым его военным достижением было покорение восставшего Самоса, достигнутое путём длительной и методичной девятимесячной осады. Этой удачей он, согласно Иону Хиосскому, «ужасно возгордился: Агамемнон в десять лет взял варварский город, а он в девять месяцев покорил первых, самых сильных ионян!»Тактику Перикла описал Плутарх:

    «Как стратег, Перикл славился больше всего своею осторожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно было опасно и исход его был сомнителен; тем военачальникам, которые рискованным путём получали блестящий успех и возбуждали общий восторг как великие полководцы, он не подражал и не ставил их себе в образец…»

    Образ Перикла в искусстве

    • Перикл - главный герой исторического романа Георгия Гулиа «Человек из Афин».
    • Перикл является персонажем нескольких фильмов: «Die Frauen des Herrn S.» (ФРГ, 1951), «The War That Never Ends» (1991) и «Empires: The Greeks - Crucible of Civilization» (2000).
    • В игре Sid Meier’s Civilization VI Перикл представляет цивилизацию Греция.

    Афины при Перикле

    Перикл родился в 495 г. до н.э. Отцом его был герой греко-персидских войн Ксантипп, впоследствии победитель персов в битве при Микале, мать Перикла принадлежала к знатному роду Алкмеонидов, давшему Афинам многих видных политических деятелей.

    Свой жизненный путь Перикл начал военным. "Он был храбр в походах и искал опасностей”, - писал о нём древнегреческий историк Плутарх. Но в то время особой славы на военном поприще он себе не добыл. Перикл был молод и честолюбив, занятие политикой было в традициях его семьи, и в середине 60-х гг. V в. до н.э. он появился на политической арене. В это время в Афинах разгорелась схватка между демократами - сторонниками правления большинства граждан и аристократами - приверженцами правления немногих знатных родов. Перикл, хотя и происходил из знатного рода, стал на сторону демоса - народа, возможно, потому, что Алкмеониды всегда поддерживали демократию, или же Перикл понял, что величие Афин и его собственная слава - именно в демократическом устройстве государства.

    В укреплении могуществе Афин и создании афинской державы огромную роль сыграл Перикл, сын Ксантиппа (495-429). Принадл к знат афин роду, Перикл с начала своей полит деят в сер 60-х стал одним из лидеров афин демократии и верно служ ей всю свою жизнь. Перикл получил прекр образование, был выдающ оратором, талант гос деятелем и полковод. Его группир-ке принадл инициатива в провед реформ внутр упр-ния, кот привел к торж демокр сист в Афинах. Вместе с Эфиальтом он способствовал падению политической роли Ареопага и расшир функции Народного собрания, с его именем связввед платы за участие в засед гелиеи, Совете 500. перикл и его сторонники разраб полит по превращ равноправ союза полисов, Делосской симмахии, в Афинскую державу. Перикл много сделал для превращ Афин в полит и культ столицу Эллады. Афиняне поддерж деят Перикла, одобр его поит. Выраж такого доверия было ежег изб-ние Перикла на высшую должн первого стратега с 444 по 429, единств случай в ист Афин, основн конституц принц кот-х было ежегод переизбр долж лиц. Не тлько ряд гражд, но и выдающ люди греч мира ценили гос мудрость и образ-ость Перикла. Близ друзьями и совет-ми Перикла были философ Анаксагор, учёный Дамон, скульптор Фидий, историк Геродот. В Афины съезж из многих городов лучшие художники, скульпторы, философы, поэты. При Перикле Афины стали центром культ жизни Греции.

    Перикл возглавил демократическую партию. В этом положении ему совершенно необходимо было заручиться поддержкой народа и стать для него вождём. Перикл понимал, как много в политике зависит от симпатий афинских граждан. Вождь аристократов Кимон был готов на всё, чтобы снискать их любовь: устраивал обеды для бедных, дарил им одежду, даже убрал изгородь в своей усадьбе, чтобы все желающие могли рвать плоды в его саду. Перикл так поступать не мог и не желал, не только потому, что он не был так богат, как Кимон, - подобные поступки были не в его характере.

    Перикл считал, что, соря деньгами и подарками, можно сделаться любимцем народа, но не вождём. Любовь народа непостоянна в отличие от авторитета признанного лидера. Перикл сразу заметно выделился из числа афинских политиков. Он не оскорблял людей заносчивостью и не опускался до панибратства, не выставлял напоказ свою персону и не стремился постоянно напоминать о себе. Наоборот, Перикл стал редко появляться на людях. "Его видели идущим лишь по одной дороге - на площадь и в Совет”, - сообщает Плутарх. В Народном собрании он выступал только в особо важных случаях, простые дела поручая соратникам. В обхождении с людьми Перикл отличался рассудительностью и завидным спокойствием. Это было непросто, потому что злые языки были щедры на колкости по отношению к своим политическим деятелям. Он терпеливо сносил насмешки, не роняя собственного достоинства, чем вызывал уважение горожан. Кроме того, Перикл никогда не заигрывал с толпой, не строил фантастических планов и не обещал золотых гор. На него обратили внимание как на человека серьёзного. Ещё большему росту его авторитета способствовали мероприятия, которые он предлагал во имя укрепления афинского государства.

    Когда в 460 г. до н.э. демократы во главе с Периклом пришли к власти, первой их заботой стала внешняя политика. Одной из-задач было укрепление Делосской симмахии (военного союза) или Афинского морского союза - созданного в 478 г. до н.э. объединения греческих полисов во главе с Афинами для предотвращения военной угрозы со стороны Персидской державы. Персы давно уже прямо не угрожали Афинам, но в 454 г. до н.э. афиняне вновь столкнулись с ними в Египте, где оказывали помощь восставшим ливийцам. Персы одержали победу, что очень встревожило афинян и их союзников.

    Перикл перед лицом нависшей опасности предложил следующее: в критической ситуации надо забыть раздоры и подчинить интересы союзников Афинам, потому что ни один город в союзе не мог сравниться с ними силой и величиной флота. Делосский союз, по замыслу Перикла, должен был превратиться в Афинскую державу, распоряжавшуюся военными силами и денежными средствами всех союзных городов, которых было около 300. Военные силы союза складывались из общественного флота, а средства - из казны, в которую каждый город платил ежегодный взнос (форос). Эта казна хранилась на острове Делос. Сославшись на угрозу нашествия, Перикл настоял, чтобы казна Делосского союза была перевезена в Афины. В 454 г. до н.э. Афины стали обладателями союзных денег, распоряжаясь ими по своему усмотрению.