Что такое гармония в человеческой жизни. Что такое гармония жизни

Гармония - одна из форм прекрасного, понятие, означающее упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности.

Исторический очерк

Слово «гармония» встречается в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее».

Философская трактовка гармонии (без самого слова «гармония») у греков впервые отмечается у Гераклита (первая половина V в. до н. э.):

Слоги: звонкие и незвонкие [буквы], согласное разногласное, созвучное несозвучное, из всех - одно, из одного - всё.

Автор трактата «О мире», известный как Псевдо-Аристотель (I в. до н.э.), опираясь на Гераклита, находил согласие противоположностей во всех природных сущностях, в деятельности (занятиях, «искусстве») человека и в самой Вселенной:

Природа влекома к противоположностям, и из них, а не из подобного, образует согласное (др.-греч. τὸ σύμφωνον ). Так, она свела мужчину с женщиной, а не с однополым существом (равно как и женщину) и сочетала первое согласие из противоположных, а не подобных друг другу существ. Похоже, что и искусство (др.-греч. τέχνη ), подражая природе, делает то же самое. Живопись, смешивая белые и черные, желтые и красные краски, создает изображения, соответствующие оригиналам. Музыка, смешав одновременно высокие и низкие, длительные и краткие звуки в различных голосах, создает единую гармонию (др.-греч. ἁρμονίαν ). Грамматика, смешав гласные и согласные буквы, составила из них всё [словесное] искусство. <...> Так и всё мироздание, то есть небо и землю, и весь космос в целом упорядочила единая гармония через смешение противоположнейших начал.

Такое понимание гармонии у греков получило всеобщее распространение - особенно у пифагорейцев (и неопифагорейцев). Например, в трактате «Арифметика» Никомаха из Герасы (II в. н. э.):

Гармония всегда рождается из противоположностей, ведь гармония - это единение многосмешанных [сущностей] и согласие разногласных (др.-греч. Ἁρμονία δὲ πάντως ἐξ ἐναντίων γίνεται· ἔστι γὰρ ἁρμονία πολυμιγέων ἕνωσις καὶ δίχα φρονεόντων συμφρόνησις ).

Nic. Arithm. II, 19

В латинской науке то же определение впервые регистрируется в «Арифметике» Боэция (ок. 500 г.):

Всё, что состоит из противоположностей, связано некой гармонией и сложено с её помощью, ведь гармония - это единение многого и согласие разногласного (лат. Est enim armonia plurimorum adunatio et dissentientium consensio).

Boeth. Arithm. II, 32

В классической художественной литературе гармония (без самого этого слова) описывалась как concordia discors (буквально «разногласное согласие») у Горация (в «Посланиях», 23-20 до н. э.) и Лукана («Гражданская война», 48-65 н. э.):

Cum tu inter scabiem tantam et contagia lucri
Nil parvum sapias et adhuc sublimia cures:
Quae mare conpescant causae, quid temperet annum,
Stellae sponte sua iussaene vagentur et errent,
Quid premat obscurum lunae, quid proferat orbem,
Quid velit et possit rerum concordia discors ,
Empedocles an Stertinium deliret acumen.

Horat. Epist. I,12

Temporis angusti mansit concordia discors
Paxque fuit non sponte ducum <…>

Lucan. Bell. civ. I, vers.98-99

С античности гармония (без самого слова) описывалась не только как concordia discors (разногласное согласие), но и в инверсии, как discordia concors (согласное разногласие), например в «Астрономии» Марка Манилия (I в. н. э.). Четыре элемента мироздания

…faciuntque deum per quattuor artus
Et mundi struxere globum prohibentque requiri
Ultra se quicquam, cum per se cuncta crearint:
Frigida nec calidis desint aut umida siccis,
Spiritus aut solidis, sitque haec discordia concors
Quae nexus habilis et opus generabile fingit
Atque omnis partus elementa capacia reddit:
Semper erit pugna ingeniis, dubiumque manebit
Quod latet et tantum supra est hominemque deumque.

Manilius. Astronomica, I.137-146

В эпоху Средних веков, Ренессанса и барокко гармонию продолжали описывать и тем другим клише - и как concordia discors , и как discordia concors . Например, на фронтисписе трактата Ф.Гафури «Труд о гармонии музыкальных инструментов» (1518) автор изображён на кафедре, вещающий ученикам «древнюю истину» о гармонии, во второй (инвертированной) формулировке: Harmonia est discordia concors (цифровое факсимиле фронтисписа см. в статье Гафури). Такая же формулировка в эпистолярии А. Банкьери «Гармонические письма» (1628, p. 131) сопровождается гравюрой, призванной символически иллюстрировать приложение этого эстетического принципа к музыке (см. цифровое факсимиле).

В преобразованной форме идея гармонии продолжила существование в новой философии у Шефтсбери , Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в немецком идеализме . Педагогическим идеалом Гёте , как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков («Метаморфоза животных», 1819).

Гармония в музыке

Музыкальная гармония со времён античности непосредственно выводилась из общего (философско-эстетического) представления гармонии - у греков см., например, третью книгу «Гармоники» Птолемея (особенно гл.3), у латинян, например, - первую книгу фундаментального труда «Основы музыки» Боэция . Термином «гармония» (др.-греч. ἁρμονία ) в платоновско-пифагорейской традиции также обозначались виды октавы как интервала, объемлющего все звуковысотные различия (отсюда оригинальное название октавы - др.-греч. διὰ πασῶν , «через все»).

В Средние века, в знаменитом трактате Псевдо-Хукбальда «Musica enchiriadis» (IX в.) «согласное различие» (diversitas concors) подаётся как фундаменательное основание музыкальной целостности тетрахорда , звуки которого объемлют всё разнообразие монодических ладов (точнее, их финалисов). Действие фундаментального принципа в том же источнике распространяется и на многоголосие «диафонии» (органума) , которое определяется как «согласно-разнозвучная слаженность» (concentus concorditer dissonus) . Определение музыкальной гармонии как «слаженного объединения разных голосов» (с вариантами) - ещё одно клише во многих средневековых музыкальных трактатах . Другое популярное определение музыкальной гармонии дал в VII в. Исидор Севильский : «Гармония - это соразмерное движение голоса, согласование, или слаженность, различных звуков [мелодии]» . Характерно, что в этих определениях гармонии «разные/различные» не означает одновременности взятия разновысотных звуков, т.е. определение музыкальной гармонии никак не связано с фактурой (с тем, сколько голосов звучит в одновременности).

Традиции экстраполяции гармонии «онтологической» на гармонию музыкальную Европа долго держалась и в последующие времена - на всём протяжении эпохи Ренессанса и (особенно) в эпоху барокко; например, в «Синопсисе новой музыки» - Иоганн Липпий , в «Универсальной музургии» - А.Кирхер , в «Универсальной гармонии» - М. Мерсенн и многие другие музыканты, философы, богословы и писатели иного рода.

См. также

Напишите отзыв о статье "Гармония"

Литература

  • Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Москва, 1973.
  • Махов А.Е. Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005.
  • Flotzinger R. Harmonie: um einen kulturellen Grundbegriff. Wien, 2016. ISBN 978-3-205-78556-9 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гармония

Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего.]
Возвращаясь домой из Воронцова и проезжая по Болотной площади, Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу.
– Что это? Кто? За что? – спрашивал он. Но вниманье толпы – чиновников, мещан, купцов, мужиков, женщин в салопах и шубках – так было жадно сосредоточено на то, что происходило на Лобном месте, что никто не отвечал ему. Толстый человек поднялся, нахмурившись, пожал плечами и, очевидно, желая выразить твердость, стал, не глядя вокруг себя, надевать камзол; но вдруг губы его задрожали, и он заплакал, сам сердясь на себя, как плачут взрослые сангвинические люди. Толпа громко заговорила, как показалось Пьеру, – для того, чтобы заглушить в самой себе чувство жалости.
– Повар чей то княжеский…
– Что, мусью, видно, русский соус кисел французу пришелся… оскомину набил, – сказал сморщенный приказный, стоявший подле Пьера, в то время как француз заплакал. Приказный оглянулся вокруг себя, видимо, ожидая оценки своей шутки. Некоторые засмеялись, некоторые испуганно продолжали смотреть на палача, который раздевал другого.
Пьер засопел носом, сморщился и, быстро повернувшись, пошел назад к дрожкам, не переставая что то бормотать про себя в то время, как он шел и садился. В продолжение дороги он несколько раз вздрагивал и вскрикивал так громко, что кучер спрашивал его:
– Что прикажете?
– Куда ж ты едешь? – крикнул Пьер на кучера, выезжавшего на Лубянку.
– К главнокомандующему приказали, – отвечал кучер.
– Дурак! скотина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера. – Домой я велел; и скорее ступай, болван. Еще нынче надо выехать, – про себя проговорил Пьер.
Пьер при виде наказанного француза и толпы, окружавшей Лобное место, так окончательно решил, что не может долее оставаться в Москве и едет нынче же в армию, что ему казалось, что он или сказал об этом кучеру, или что кучер сам должен был знать это.
Приехав домой, Пьер отдал приказание своему все знающему, все умеющему, известному всей Москве кучеру Евстафьевичу о том, что он в ночь едет в Можайск к войску и чтобы туда были высланы его верховые лошади. Все это не могло быть сделано в тот же день, и потому, по представлению Евстафьевича, Пьер должен был отложить свой отъезд до другого дня, с тем чтобы дать время подставам выехать на дорогу.
24 го числа прояснело после дурной погоды, и в этот день после обеда Пьер выехал из Москвы. Ночью, переменя лошадей в Перхушкове, Пьер узнал, что в этот вечер было большое сражение. Рассказывали, что здесь, в Перхушкове, земля дрожала от выстрелов. На вопросы Пьера о том, кто победил, никто не мог дать ему ответа. (Это было сражение 24 го числа при Шевардине.) На рассвете Пьер подъезжал к Можайску.
Все дома Можайска были заняты постоем войск, и на постоялом дворе, на котором Пьера встретили его берейтор и кучер, в горницах не было места: все было полно офицерами.
В Можайске и за Можайском везде стояли и шли войска. Казаки, пешие, конные солдаты, фуры, ящики, пушки виднелись со всех сторон. Пьер торопился скорее ехать вперед, и чем дальше он отъезжал от Москвы и чем глубже погружался в это море войск, тем больше им овладевала тревога беспокойства и не испытанное еще им новое радостное чувство. Это было чувство, подобное тому, которое он испытывал и в Слободском дворце во время приезда государя, – чувство необходимости предпринять что то и пожертвовать чем то. Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем то… С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и ее старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство.

24 го было сражение при Шевардинском редуте, 25 го не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны, 26 го произошло Бородинское сражение.
Для чего и как были даны и приняты сражения при Шевардине и при Бородине? Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно было быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы (чего мы боялись больше всего в мире), а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии (чего они тоже боялись больше всего в мире). Результат этот был тогда же совершении очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение.
Ежели бы полководцы руководились разумными причинами, казалось, как ясно должно было быть для Наполеона, что, зайдя за две тысячи верст и принимая сражение с вероятной случайностью потери четверти армии, он шел на верную погибель; и столь же ясно бы должно было казаться Кутузову, что, принимая сражение и тоже рискуя потерять четверть армии, он наверное теряет Москву. Для Кутузова это было математически ясно, как ясно то, что ежели в шашках у меня меньше одной шашкой и я буду меняться, я наверное проиграю и потому не должен меняться.
Когда у противника шестнадцать шашек, а у меня четырнадцать, то я только на одну восьмую слабее его; а когда я поменяюсь тринадцатью шашками, то он будет втрое сильнее меня.
До Бородинского сражения наши силы приблизительно относились к французским как пять к шести, а после сражения как один к двум, то есть до сражения сто тысяч; ста двадцати, а после сражения пятьдесят к ста. А вместе с тем умный и опытный Кутузов принял сражение. Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию. Ежели скажут, что, заняв Москву, он думал, как занятием Вены, кончить кампанию, то против этого есть много доказательств. Сами историки Наполеона рассказывают, что еще от Смоленска он хотел остановиться, знал опасность своего растянутого положения знал, что занятие Москвы не будет концом кампании, потому что от Смоленска он видел, в каком положении оставлялись ему русские города, и не получал ни одного ответа на свои неоднократные заявления о желании вести переговоры.
Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев, которые из всех непроизвольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроизвольными деятелями.
Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, и мы все еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла.
На другой вопрос: как даны были Бородинское и предшествующее ему Шевардинское сражения – существует точно так же весьма определенное и всем известное, совершенно ложное представление. Все историки описывают дело следующим образом:
Русская армия будто бы в отступлении своем от Смоленска отыскивала себе наилучшую позицию для генерального сражения, и таковая позиция была найдена будто бы у Бородина.
Русские будто бы укрепили вперед эту позицию, влево от дороги (из Москвы в Смоленск), под прямым почти углом к ней, от Бородина к Утице, на том самом месте, где произошло сражение.
Впереди этой позиции будто бы был выставлен для наблюдения за неприятелем укрепленный передовой пост на Шевардинском кургане. 24 го будто бы Наполеон атаковал передовой пост и взял его; 26 го же атаковал всю русскую армию, стоявшую на позиции на Бородинском поле.
Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела.
Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте.
Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.

Что такое гармония в человеке? Для многих – это влекущее понятие, которое является маяком, путеводной звездой в жизни. Однако очень часто ищущие ее сталкиваются с заблуждениями по поводу того, что это такое и как ее достичь.

Поиск внутренней гармонии и гармонии с миром был для меня тем вечным двигателем, который толкал к действию. Я понимала, что достижение этого состояния требует большой внутренней работы, однако ни один из предложенных методов самопознания и духовного развития не давал даже понимания, что такое гармония, не говоря уже о прикосновении к этому состоянию.

В ходе моих поисков я, конечно же, столкнулась с разными моделями построения мира и человека. Например, всем известная семицентровая модель человека, когда каждый центр (чакра) отвечает за определенную область его жизни и психики. Или для меня долгое время была рабочей трехцентровая модель, где низ отвечает за физическую устойчивость, материальное благополучие, середина (сердце) – за чувства и эмоции, а верх (голова) – за интеллект и духовное развитие.

Попытки привести себя в равновесие, опираясь на эти модели, почему-то никак не хотели заканчиваться успехом. Памятуя известные слова Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно», я изо всех сил старалась развить в себе то, что никак не хотело развиваться. Например, ходила на курсы ораторов, чтобы научиться говорить и выступать на сцене, но это совершенно не помогло мне в моих проблемах – я по-прежнему не любила говорить и чувствовала себя дискомфортно перед публикой. Более того, я абсолютно не получала от этого удовольствия. А ведь в моем понимании гармония – это когда есть целостность всех частей человека, их согласованность и развитость. И это очень хорошее внутреннее состояние. Почему же тогда развитие «отстающих» частей не дает переживания удовольствия? Что такое гармония? Этот вопрос оставался без ответа.

Что такое гармония в человеческой жизни? Самодостаточность?

Надо сказать, что побочным эффектом моих попыток достижения внутреннего равновесия стало представление о том, что гармоничный человек является полностью самодостаточным, способным быть абсолютно независимым от других людей. Этакая отдельная Вселенная, совершенно не нуждающаяся во вливаниях извне. «Я сама!» — было фактически девизом моей жизни. Я бралась за все, но это было непосильной ношей. Я думала, что все могу, но как сильно я заблуждалась! К какой усталости это приводило! И к ощущению, что стенки моего кокона, в который я все больше заворачивалась, становятся все толще и толще, что жизнь идет где-то там, а у меня нирвана и полное спокойствие. Только вот жизнь ли это?

Позднее, когда я попала на тренинг по системно-векторной психологии, Юрий Бурлан очень точно определил это состояние – «самодостаточный аутист». И как же оно далеко от состояния гармонии, которое только на тренинге, наконец-то, обрело свои очертания. Что такое гармония в человеческой жизни , стало наконец-то понятно, а также – сколько мифов связано с этим понятием и к чему нужно стремиться.

Что такое гармония Википедия так определяет это понятие

Само определение гармонии не дает четкого ответа на вопрос, как же ее достичь.

Но человек, обладающий системным мышлением, сразу понимает, о чем идет речь. Это вовсе не ответ на вопрос «Что такое гармония в искусстве? ». Это о мире и человеке. Наилучшая модель гармонии, которая существует на сегодняшний день – это матрица Ганзена-Толкачева, основа новейшей науки о психическом – системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Согласно этой модели весь мир может быть описан с помощью четырех квартелей – «Пространство», «Время», «Информация» и «Энергия». В свою очередь каждая из квартелей делится еще на две части – вектора. Четыре вектора являются внутренними частями квартелей и четыре внешними.

Вся целостность матрицы, то есть мира, является как раз тем отображением гармонии, для которой свойственны «упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности». Вектора и квартели находятся в разных отношениях между собой. Одни комплементарны друг другу (близки по свойствам, усиливают и поддерживают друг друга), другие контрарны (противоположны, конфликтуют по свойствам). Однако все они объединены в одно целое, которое может существовать в равновесии, только если каждый из векторов будет занимать в общности свое место.

Что такое гармония в отношениях? Гармония целого

Если исходить из того, что через человека проявляются не все восемь векторов, а часть из них, можно сделать вывод, что человек сам по себе не может быть уравновешенной, гармоничной, самодостаточной системой. Проще говоря, если во мне природой не заложен оральный вектор, сколько бы я не развивала свое ораторское мастерство, я никогда не буду успешной в нем и не буду получать удовольствия от говорения.

Полного равновесия человек может достичь только при взаимодействии с целым и только вместе с целым, только в рамках всей матрицы. Из этого вытекает два простых практических вывода. Во-первых, каждый человек может быть счастлив на своем месте, реализуя свои вектора, но не будет успешен в той области, в которой природа не одарила его способностями. Во-вторых, вся матрица будет успешна, если каждый будет выполнять свою роль в ней. Человек не может быть гармоничен в одиночку, когда не реализуются и страдают остальные части матрицы. Равновесие между внутренним и внешним – вот основа гармонии. И поэтому только личностное развитие, без вклада в развитие общего, не дает ощущения окончательной гармонии. Мы все в одной лодке, в одной матрице.

Что такое гармония в человеке? Стержень доминанты

Если говорить о гармонии внутри человека (или о состоянии, приближенном к ней), то внутренняя работа, направленная на ее достижение, должна быть сосредоточена на принятии себя и осознании своих приоритетов. Внутри человека тоже могут присутствовать противоположные вектора, которые дают противоречивые желания, нарушающие равновесие и дающие вследствие их непримиримости плохие состояния. Но знание о доминирующих векторах позволяет выстраивать тот стержень внутри себя, который и является основой целостности. Такой человек производит впечатление гармоничного человека, хотя и не является «мастером на все руки», как довольно часто представляют нам его портрет различные эзотерические учения.

Мой поиск гармонии, к счастью, завершился встречей с системно-векторной психологией, которая дает очень точные ориентиры для ее достижения. И хотя сейчас есть понимание, что в одиночку я никогда не достигну состояния полной гармонии, что я несу свою долю ответственности за все, что происходит в этом мире, а значит, ноша моя стала тяжелее, все же сейчас я гораздо более близка к этому состоянию. Понимание себя, своего потенциала, умение улаживать внутри себя природой заложенные противоречия ради высшего смысла жизни дает ранее недостижимое чувство равновесия, устойчивости, силы, которые и есть проявления настоящей гармонии в человеке.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно векторной психологии Юрия Бурлана

Согласованность в сочетании чего-либо

  • муз. , стройность звучания; благозвучие
  • муз. теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов
  • лингв. в ряде языков - по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм
  • муз. клавишно-пневматический с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук.
    • Когда бутылки наполовину пустели, студенты начинали петь, играть на гармонии и кого-нибудь посылали за Райко, который считался специалистом по бубну.
  • благозвучие
  • греческое "созвучие"
  • дочь Зевса
  • ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях. Гармонический, стройный, созвучный соразмерный, добростройный, согласный. Гармонировать, отвечать, соответствовать, согласоваться созвучить; быть под одно, подстать, подмасть, под лад. Гармонист м. о сочинителе музыки: искусный в составлении и расположении созвучий. Мелодист, изобретатель голосов, напевов; гармонист, согласователь многозвучий. Гармоника ж. музыкальное орудие различного устройства, со стеклянными или деревянными клавишами, по которым бьют палочками; со стеклянными кругами, чашками, по которым водят пальцами; также мех, со вставлеными пищиками и затворками
  • мать амазонок
  • мир и согласие между людьми
  • опера немецкого композитора П. Хиндемита "... мира"
  • прекрасная дочь бога войны Ареса и богини любви Афродиты, жена Кадма в древнегреческой мифологии
  • пушкин алгеброй ее поверил
  • раздел теории музыки
  • раздел теории музыки, изучающий созвучия
  • сборник американского поэта Уоллеса Стивенса
  • согласованность в семье
  • (греч. harmonia, от harmoso - приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях. 3) согласие с кем-либо в мнениях или поступках. 4) вообще созвучие, благозвучие, согласие, соразмерность, 5) греческая богиня согласия, дочь Арея и Афродиты.
  • 1) благозвучное соединение нескольких звуков в один аккорд; 2) отдел теории музыки, рассматривающий построение аккордов, модуляции, интервалы и проч.; 3) вообще - единодушие, согласие.
  • 1) в музыке одновременное соединение различных тонов в один аккорд, представляющей благозвучие; 2) наука, рассматривающая аккорды и модуляции, отношения интервалов и пр., иначе - теория музыки; 3) вообще согласование, созвучие.
  • греч. harmonia, от harmozo, приводить в порядок. а) Наука о созвучиях. b) Созвучие. с) Согласие двух лиц. d) Соразмерность. е) Греческая богиня согласия.
  • (гр. связь, порядок) 1) область выразительных средств музыки, основанная на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении (основной тип созвучия - аккорд); 2) раздел теории музыки, изучающий созвучия
  • 1. Закономерное сочетание тонов в одновременном звучании
  • 2. Наука об аккордах, их связях и последовательностях, приводящих к созданию различных музыкальных построений
  • 3. Учебный предмет в системе музыкального образования
  • 4. Название отдельных аккордов или созвучий как определение их выразительности
  • 5. Характерная для творчества какого-либо композитора последовательность аккордов и созвучий, специфическое использование гармонических функций
  • благозвучие, мелодичность
  • в греч. миф. дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма, от которого получила ожерелье, имевшее свойство приносить несчастье владельцу; вместе с мужем превращена в дракона (миф.)
  • клавишно-пневматический инструмент, предшественник аккордеона и баяна
  • согласованность, стойкое сочетание разных качеств, предметов, явлений, частей целого
  • согласованность, стройное сочетание, соразмерность (разных качеств, предметов, явлений, частей целого)
  • согласованность, стройность в сочетании чего-либо
  • средство музыкальной выразительности
  • таинственная сообразность разнородного
  • Опера немецкого композитора П.Хиндемита «... мира».
  • Мать амазонок.
  • Сборник американского поэта Уоллеса Стивенса.
  • Прекрасная дочь бога войны Ареса и богини любви Афродиты, жена Кадма в древнегреческой мифологии.
  • Раздел теории музыки.
  • Греческое «созвучие».
  • опера немецкого композитора П. Хиндемита «ГАРМОНИЯ мира»
  • греческое «созвучие»
  • Синонимы к слову гармония

      • благозвучие
      • согласованность
      • соразмерность
      • стройность

    Антонимы к слову гармония

      • дисгармония
      • диссонанс

    Однокоренные слова для гармония

    • наречия

      • гармонично

      прилагательные

      • гармоничный

      существительные

      • гармоничность

    Если стараться ответить на вопрос: что такое гармония, коротко, то это некий внешний и внутренний баланс человека, согласованность его сердца и ума, и равновесие между жизненными целями и реальными действиями. Как правило, выделяется два вида личностной гармонии – внутренняя и внешняя.

    Что такое внутренняя гармония

    Под этим термином подразумевается баланс внутреннего мира человека, который обеспечивает жизненную силу и мир в душе. Проявляется внутренняя гармония в согласованном взаимодействии подсознания и сознания. Люди, постигшие внутреннюю гармонию, отлично понимают, что они хотят в глубине души. Это значит, что у внутренне гармоничного человека мысли соответствуют глубинным убеждениям, для него не существует накопленных негативных эмоций или внутренних противоречий. У таких людей чистое сознание, поддерживающее сбалансированное подсознание, а также внутренний мир.

    Увы, в жизни большинства людей этой согласованности не существует. И если люди совершают то, с чем не согласны в глубине души, то порождают в себе дисгармонию и внутренний дисбаланс. Если ум и подсознание работают не сообща, то человек живет против собственной истины. В итоге можно зайти в область полнейшей дисгармонии, а вследствие и физических недугов.

    Что такое внешняя гармония

    Под этими словами «скрывается» баланс человека в отношениях с миром, то есть в разных сферах жизни – отношениях, работе, финансах, хобби, личностном и духовном развитии. Внешняя гармония предполагает равную удовлетворенность человека в каждой области жизни.

    Если жить в гармонии с собственными ценностями и внутренними убеждениями, то можно легко достичь мира в душе, который обеспечит внутреннюю силу и возможность добиться всего – успеха, счастья и материального благополучия.

    Очень редко современные люди понимают, что такое гармония, а это ведь всего лишь означает что жить, и поступать необходимо в соответствии и с умом и с сердцем. Гармоничная личность осознает и верит во все, что делает и прекрасно понимает, чего хочет. Она не просто прислушивается к своим глубинным убеждениям, но и все время совершенствует их.

    В наше время очень редко случается так, что люди сами по себе или в результате воспитания становятся полностью гармоничными личностями. Достичь этой цели помогают различные духовные техники и практики, которые последние 50 лет все больше и больше приобретают популярность.

    от греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность) - соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое, а также созвучие, согласие, в эстетике как существенная характеристика прекрасного. В философии Пифагора - организованность космоса, в противоположность хаосу.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ГАРМОНИЯ

    от греч. ??????? – связь, стройность, соразмерность частей) – категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутр. и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы эстетич. объекта. В истории философии категория Г. получала многообразное толкование, связываясь с проблемами этики, космологии и гносеологии. Тем не менее в основе всех этих учений о Г. лежали определ. эстетич. идеалы в представления о человеке, природе и обществе. В Древней Греции термин "Г." непосредственно связывался с человеч. практикой. У Гомера Г. означает либо скрепы для досок вроде гвоздей или брусьев, либо "согласие", "договор", "мирное сожительство" людей. В др.-греч. философии Г. означала организованность Вселенной, противостоящую хаосу. Так, согласно пифагорейцу Филолаю, "все произошло по необходимости и согласно с гармонией" ("О ритмах и мерах"). Мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли полых прозрачных сфер, к к-рым прикреплены небесные светила. Расстояния между сферами соответствуют числовым соотношениям муз. октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие "Г.", понимая ее как единство противоположностей: "Враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу" (Аристотель, Никомахова этика, VIII 2, 1155 в 4). У Гераклита Г. – не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутр. единство, основанное на существенной связи: "Скрытая гармония лучше явной" (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. космоса развил Платон в диалоге "Тимей". Кроме того, он придал понятию "Г." социальное, нравств. значение, понимая ее как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющуюся в его физич. облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях ("Государство" III 400 Е). Аристотель рассматривал Г. как единство и завершенность целого, как единство в многообразии, применяя это понятие решительно ко всем областям действительности. Он пользуется этим понятием прежде всего в музыке (Probl. XIX, 917 в17 – 923а3). Разные Г., т.е. различного рода последовательность тонов, имеют, по Аристотелю, разное этич. и обществ. значение; поэтому для воспитания тех или иных обществ. групп Аристотель рекомендует пользоваться специфич. Г. (Polit. VIII 7). Свою теорию подражания Аристотель постоянно связывал с ритмами и Г. (там же, I5, 1254 а 33), однако он не ограничивал Г. формально- математич. отношениями, выступал с опровержением пифагорейской теории души как Г. тела (De an. I4). В антич. эстетике Г. явилась отражением незрелых социальных отношений антич. полиса, в к-ром еще недостаточно развились обществ. антагонизмы. В последующие эпохи Г. греч. классич. иск-ва часто воспринималась как образец Г. вообще. Значит. место понятие "Г." занимало в эстетике Возрождения. Поиски Г., попытки научно сформулировать ее законы характерны для Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Эпоха Возрождения выдвинула понятие о гармонически, всесторонне развитом человеке, к-рое стало знаменем гуманизма. Основы Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластич. организации человеч. тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математич. точности законов перспективы и др. Г. считалась существенным признаком и даже источникам прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, "...гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота" (Избр. произв., т. 2, М.–Л., 1935, с. 76). В 18 в. понятие "Г." усиленно разрабатывалось метафизиками-рационалистами (Лейбниц, Вольф, Баумгартен, Бияьфингер, Г. Ф. Мейер). Лейбниц учил о "предустановленной" Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу, и это соответствие установлено богом ("Монадология", § 51 сл.): в частности, соответствуют друг другу душа и тело (там же, § 78). У Лейбница это учение развито в целую филос. систему, к-рая оказала влияние на материалистов 18 в., напр. на Кондильяка (см. "Трактат о системах", М., 1938, ч. 2, § 5). Просветители-материалисты согласованность в природе и в жизни объясняли объективной необходимостью, а идею Г. приписывали субъективным измышлениям человека (Гольбах, Система природы, М., 1940, ч. 1, гл. 5; Гельвеций, Бог, природа и человек, Харьков, 1923, гл. 5; Робине, О природе, М., 1936, ч. 1, гл. 1). Эстетика Просвещения, восприняв антич. понимание Г., подчеркивала ее воспитат. значение. Англ. философ Шефтсбери считает гл. задачей воспитание в человеке гармонич. уравновешенности различных аффектов. Эта Г. достигается не хладнокровным размышлением, а полнотой человеч. чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions, times, v. 1–3, 1711). Понятие "Г." было широко использовано в эстетике классицизма бурж. просветителей (Винкельман, Гете, Шиллер). Кант, перенеся источник Г. в человеч. субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью ("Критика способности суждения"). В 19 в. наиболее развернутую теорию Г. создал Гегель. "Гармония есть... соотношение качественных различий и притом совокупности таких различий, как она находит свое основание в сущности самой вещи" (Соч., т. 12, М., 1938, с. 143). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувств. определенность материала иск-ва. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазия характерна для сравнительно ранних этапов истории, для "героического века" и особенно для Древней Греции. По мнению Гегеля, Г. не способна выразить богатства духовной жизни, к-рое несет в себе "романтическое искусство", т.е. иск-во нового времени. Она уступает место коллизиям, к-рые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Признав дисгармоничность бурж. общества, Гегель воспринял ее как неизбежный итог истории, как окончат. и безвозвратную утрату человеком и иск-вом Г. Выступая против фаталистич. концепции Гегеля об утрате иск-вом Г., марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистич. противоречия бурж. общества могут быть преодолены путем социалистич. революции и построения коммунизма – неантагонистич. общества, к-рое обеспечивает свободное и гармонич. развитие человека. Проблема Г. как проблема эстетич. воспитания всесторонне развитой человеч. личности приобретает большое значение в период развернутого строительства коммунистич., общества, к-рое "открывает небывалый простор для наиболее полного и всестороннего раскрытия и выявления всех творческих возможностей и дарований человека" (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы, 1959, с. 67). Тем самым создается реальная почва и для Г. в иск-ве. Отрицая нормативистскую трактовку Г., как внешней согласованности частей, как бесконфликтность, сов. эстетика понимает Г. как отражение в иск-ве единства противоположностей и закономерности развития действительности. В произведениях социалистич. реализма Г. не противоречит драматич. конфликтам жизни, а вытекает из необходимого революц. их разрешения и борьбы сов. народа за построение коммунистич. общества. См. ст. Идеал, Мера, Симметрия. Лит.:

    Неполное определение ↓