Что такое ферзь в шахматах. Расстановка шахмат – от пешки до короля

Считается, что ценность его равна девяти пешкам. Он равносилен двум ладьям. Существуют черная и белая разновидность, они, соответственно, занимают клетки d1 и d8.

Ход

Ферзь - это фигура, которая по правилам современных шахмат может перемещаться в любом из направлений на произвольное количество свободных полей. Таким образом он совмещает возможности слона и ладьи. Находясь на одной из центральных клеток, ферзь способен атаковать максимально 27 полей, на краю доски - 21. Согласно ранним правилам шахмат, эта фигура могла перемещаться по диагонали, горизонтали и вертикали. Однако лишь на одно поле. В старинных русских шахматах существовал термин «ферзь всяческая» - данная фигура по договорённости могла ходить дополнительно как конь.

В партии

Ферзь - это фигура, которая в начале игры предоставляется каждой из сторон в единственном экземпляре. Поля, занятые этими фигурами, аналогичны их собственному цвету. Это подтверждается знаменитым выражением. Принято говорить, что «шахматный ферзь любит свой цвет». Эта фраза активно используется во время обучения начинающих игроков.

Специалисты отмечают, что в дебюте лучше проявлять осторожность при развертывании ферзя. Дело в том, что эта фигура во время действий в лагере соперника становится крайне уязвимой для вражеских атак. Гораздо лучше она проявляет собственные возможности в эндшпиле и миттельшпиле. Считается, что в первом случае король и ферзь всегда выигрывают у противника, если у него остаются лишь лёгкие фигуры. Также высока вероятность победы при наличии у соперника ладьи.

Следует помнить насколько в эндшпиле важна пешка. Ферзь может быть получен из нее при тактически верном продвижении вперед. Данную задачу можно отнести к одной из основных на завершающем этапе игры. Именно от нее часто зависит победа в определенной партии. Правила не предусматривают ограничений на количество ферзей, которые могут одновременно находиться на доске. Так что в теории, кроме фигуры данной в начале партии, можно получить 8 дополнительных. Для этого необходимо превратить все пешки. На практике, как правило, ситуация складывается иначе. Чаще всего на доске появляется лишь второй ферзь, причем только у одной стороны. Во время атаки на «королеву» часто применяется термин «гарде», но объявление не является обязательно и отсутствует в официальных игровых правилах.

Этимология

Ферзь - это «визирь» или «полководец» в переводе на русский язык. Во многих языках Европы данная фигура называется «королевой». Этот термин характерен и для разговорного русского языка. Относительно происхождения названия существуют сразу две версии. Согласно первой, слово заимствовано из французского языка («дева»). Вторая версия основана на том, что появление фигуры «королева», которой был заменен ферзь, а также придание ей значительной силы связано с существенным усилением власти Изабеллы Кастильской в Испании в конце пятнадцатого века. Данная фигура является частым участником различных шахматных задач.

Чатуранга - первое название игры, которая сейчас известна как шахматы. Игра была придумана в Древней Индии. Играть одновременно могли 4 человека, ходы совершались поочередно, а их количество определялось бросанием костей. Цель Чатуранги заключалась в уничтожении "войска" противника, которое состояло из пехоты, слонов и коней.

Игра начала быстро распространяться по всему миру. В восьмом столетии она стала очень популярной в арабских странах, где получила новое название - шатрандж. Игра подверглась множеству изменений. Так, для победы надо было не побить все шахматные фигуры противника, а поставить мат. Количество игроков сократилось в два раза.

Испания стала первой страной Европы, где появились шахматы. Именно в Испании игра обрела внешний вид и правила, которыми пользуются и в наши дни.

Шахматные турниры считаются очень популярными и престижными соревнованиями. Победители подобных турниров получают мировую известность.

Дизайн фигур

За все время существования шахмат фигуры были изображены в форме персонажей игры. Ладья изображалась в форме башни, а слон - в виде человека, одетого как священник, потому что в Англии эта фигура называется “bishop”, то есть епископ. Короля и ферзя изображали тоже в виде людей, одетых в соответствующие костюмы.

Многие игровые комплекты делались на заказ и были очень дорогими. Часто шахматные фигуры производились из дорогих материалов, и каждая малейшая деталь отличалась высоким качеством выполнения. Массовые комплекты были более дешевыми, а фигуры - упрощенными. Главной задачей мастеров было лишь создание фигур, которые просто можно было бы легко отличить друг от друга.

Названия фигур

Правила шахмат неоднократно менялись, но фигуры оставались прежними. Всего на доске можно увидеть 32 шахматные фигуры. Названия некоторых из них в странах бывшего СССР отличаются от названий фигур на Западе и в странах Азии.

Все они делятся на 6 рангов. Самая важная фигура - король. Он только один, и его надо беречь. Ферзь (королева) - еще одна героиня, которая также доступна только в одном экземпляре на доске. Это самая сильная фигура из всех, что есть в распоряжении игрока.

Кроме короля и королевы, на доске есть 8 пешек, 2 слона (офицера), 2 коня и 2 туры (ладьи). Каждая фигура имеет свои преимущества и недостатки.

Конь

Шахматная фигура конь - единственная, которая имеет довольно оригинальный способ передвижения. Он передвигается на одно поле вертикально или горизонтально, а потом еще на одну клетку по диагонали в том же направлении. Другими словами, конь передвигается буквой «Г» в любом направлении. Таким образом, конь всегда ходит с черного поля на белое и наоборот. При этом он способен перепрыгивать все фигуры - и свои и чужие.

Одновременно конь может контролировать не более восьми полей. Это зависит от того, где на шахматной доске он расположен. Также он способен побить фигуру противника, если та стоит на клетке, что контролируется конем.

Конь, ферзь, ладья - три шахматные фигуры, которые могут ходить по всем полям шахматной доски. Существует даже задача, суть которой заключается в том, чтобы пройти все поле, побывав на каждой клетке лишь один раз.

Ладья и слон

Ладья своим внешним видом напоминает башню. Располагаются две ладьи с правого и с левого краев шахматной доски. Ладья может ходить на одно или на несколько полей вертикально и горизонтально. При этом на ее пути не должно быть других фигур. Если передвижению ладьи препятствует фигура соперника, то она может ее побить и встать на ее поле, но перепрыгнуть через фигуру она не может. Ладья несколько отличается от всех остальных. Ее отличие заключается в том, что на пустой доске ладья может передвигаться на одинаковое количество полей, где бы она ни стояла.

Слон - шахматная фигура, которая ходит по диагонали своего цвета как на одно, так и на несколько полей сразу. В начале игры один слон располагается между королевой и конем, а второй - между конем и королем. Как и ладья, слон не может перепрыгивать ни через свои фигуры, ни через фигуры соперника, но может их бить и занимать их поле.

На пустой доске слон способен передвигаться на разное количество клеток. Это зависит от его местоположения. Если же он стоит в центре доски, то может передвигаться на такое же количество клеток, как и ладья.

Король и королева

Король с королевой - это две самые важные шахматные фигуры. Названия говорят сами за себя. Они расположены рядом друг с другом между двумя слонами. Кроме того, что король является самой важной фигурой, он имеет несколько особенностей по сравнению с прочими фигурами. Король может перемещаться за один ход только на ближайшее поле. При этом он не может занять клетку, которая находится под ударом любой фигуры противника. Такая особенность означает, что король не может быть побит. Он способен контролировать 8 клеток одновременно.

Шахматная фигура ферзь может передвигаться и как слон, и как ладья. Ферзь может перейти на любое поле вертикального, горизонтального или диагонального рядов. Но только при условии, что на пути не будет других фигур, потому что ферзь не способен перепрыгивать через них. Если же на пути королевы встречается фигура соперника (кроме короля), то королева может побить эту фигуру и занять ее место.

Пешка

Все считают пешку ненужной фигурой. Всего игрок располагает восемью пешками на старте игры. Возможно, именно такое количество делает их не столь важными фигурами. Но разумное расположение пешек - ключ к успешной игре, так как они способны создать хорошую защиту.

Пешки - шахматные фигуры, обладающие уникальной способностью. Все дело в том, что пешка может быть обменена на любую другую фигуру (за исключением короля), если пройдет через все игровое поле. Так как ферзь считается самой сильной фигурой, пешку обычно меняют именно на королеву. Так и возникло выражение: «провести пешку в ферзи».

Пешка очень сильно ограничена в передвижении. Ходить она способна только вперед. Первый ход может быть сделан на одно или два поля, а все последующие - только на одно. Еще одна черта, присущая пешке, это то, что она бьет только вперед по диагонали. Пешка не может бить вертикально вперед. Если на ее пути находится фигура противника, то пешка не может дальше передвигаться.

Уважаемые родители, очень полезно читать сказку "Шахматная Королева" Артюхина Ольга деткам перед сном, чтобы хорошее окончание сказки их радовало и успокаивало и они засыпали. Сталкиваясь со столь сильными, волевыми и добрыми качествами героя, невольно чувствуешь желание и самому преобразиться в лучшую сторону. "Добро всегда побеждает зло" - на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. Каждый раз, прочитывая ту или иную былину, чувствуется невероятная любовь с которой описываются изображения окружающей среды. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. Несмотря на то, что все сказки - это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. Сказка "Шахматная Королева" Артюхина Ольга читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

Ч то было, то было. А было это давным-давно.
В одной убогой индийской хижине, на берегу реки Ганг, потрескивал костер. Над костром бедный старик держал кувшин, и грустными глазами смотрел, как обжигаются стенки кувшина, только что им вылепленного. Светом, исходящим от костра, освещалась его хижина. Этот же тусклый свет иногда озарял лицо забившегося в угол маленького мальчика — сына старика.
Мальчик печальным и диковатым взглядом следил за движениями отца, прислушиваясь к стукам о крышу очумевшего дождя. Его капли просачивались сквозь дырявую крышу, отчего в убогом доме ремесленника становилось еще тоскливее.
Отец и его сын Аджар лепили из глины горшки да кувшины, а потом продавали их на базарной площади. За эту работу им перепадало совсем немного денег, так что жили они впроголодь.
Закончив обжиг кувшина, старик поставил его рядом с вереницей других таких же кувшинов и взглянул на сына.
— Аджар, иди за глиной.
— В такую-то погоду?
— Ну что же! Сезон дождей еще не закончился. Если мы не будем работать, то умрем с голоду. Не будь ленивцем. Сходи, — просил отец.
Аджар вздохнул и, подойдя к трехногому качавшемуся столу, взял последние монеты. Их было только три — три рупии.
Конечно, это очень мало для того, чтобы купить хорошую глину, но все-таки кое-что купить было можно. Накинув на худенькие плечи дырявую серую накидку, босой мальчик поплелся в лавку по мокрому песку вдоль реки.
Войдя в лавку, Аджар вздрогнул от неожиданности. С полки на него смотрела мудрыми глазами удивительная длинноногая игрушка.
— Что это? — спросил Аджар у лавочника, очарованный красотой игрушки.
— Лошадка, — ответил тот.
— Красивая, — задумчиво произнес мальчик.
От этой чудо игрушки Аджар просто не мог отвести глаз.
— О-о! Если бы я мог купить эту чудесную лошадку…
— Аджар! Ты стоишь слишком долго. Зачем пришел? Говори! Если за глиной, так покупай, — раздраженно сказал лавочник.
Мальчик очнулся от грез и взглянул на кучу глины, лежавшую в углу. Она показалась ему грязью.
— А сколько стоит лошадка? — дрогнувшим голосом спросил Аджар.
— Три рупии, — сказал лавочник.
— Три рупии, — удивленно произнес Аджар, сверкая черными глазенками.
— Да. Три рупии, — повторил лавочник.

«У меня же есть три рупии, но они… они для глины» — размышлял мальчик.
Аджар протянул дрожащую руку с тремя монетами лавочнику и, сам того не ожидая, сказал:
— Лошадку!
Лавочник взял монеты и подал лошадку ошалевшему от своих же слов мальчику.
Осторожно взяв игрушку и бережно прижав к серой накидке, Аджар направился к выходу. Открыв дверь, мальчик остолбенел, сощурившись. Через все небо сияла красавица Радуга, соединившая землю с небом.

«Вот и Боги даже радуются за меня», — думал Аджар. Окрыленный радужной надеждой, счастливый мальчик с красивой игрушкой влетел в хижину.
— Отец! Я купил чудо!
— Что?
— Смотри! Я купил лошадку! Ну, разве это не чудо! Всего за три рупии!
— Три рупии?! — взревел отец. — Последние монеты истратил на бессмысленную игрушку! Где же мы теперь возьмем денег на хлеб! Ты об этом подумал! — схватясь за голову, застонал старик. — Глупец! Кто тебя просил купить эту лошадь! Я же просил купить немного глины, а ты купил эту ерунду!
И отец со злостью швырнул игрушку на пол. Лошадка разлетелась на мелкие осколочки. Старик в гневе и ярости выскочил из хижины. При этом он так сильно хлопнул дверью, что кувшины посыпались с полки, разбиваясь о земляной пол. Словно не лошадка, а сердечко раскололось у маленького Аджара. Мальчик бросился собирать осколочки от лошадки, но собрать их было невозможно. Они перемешались с осколками от кувшинов. Расстроенный Аджар забился в свой угол и уснул на соломе. А ночью привиделась ему вчерашняя Радуга, а по ней скачет на лошадке Владыка Неба — Индра.
— Аджа-а-а-ар, — слышит он голос Владыки. — Тебе нравится моя лошадка?
— Да-а-а, — как эхо прозвучал ответ мальчика.
— Такую лошадку сделай сам и продай её за три золотые монеты-ы-ы. Прода-а-ай её, прода-а-ай!
Аджар мгновенно проснулся. Была еще глубокая ночь, и он разочарованно подумал:

«Это всего лишь сон. Как жаль».
Но тут же его осенила мысль:

«Я сам слеплю себе лошадку. Но у нас кончилась глина. А вдруг…»
И мальчик, ступая осторожно босыми ногами по осколкам вчерашних разбитых горшков, добрался до чулана, где обычно хранилась глина. Чтобы не разбудить отца, он тихо открыл скрипучую дверь.

«Ну, хоть чуть, чуть, хоть самую малость наскрести бы глины», — думал мальчик.
Своими маленькими ладошками он подмел весь земляной пол в чулане и наскреб две пригоршни глины.
Еще за черными деревьями блестели звезды, а в реке уже отражался ночной костер, у которого Аджар лепил лошадку. Мальчик и не заметил, как травка уже раньше всех на цыпочки встала, и как Солнышко проснулось, чтобы первым увидеть его лошадку.
— Получилось! Получилось! — обрадовался Аджар. — Как же тебя назвать? — задумался мальчик, вертя в руках только что слепленную лошадку. А назову тебя я «Конь».
— Надо же! — услышал он голос отца за спиной.
Мальчик вздрогнул, испугавшись, что отец задаст ему трепку.
— Я… — начал оправдываться сын, но увидел улыбку на лице старика.
— Молодец, сынок! Красивая у тебя получилась лошадка. Продай её. Я куплю хорошую глину. Ты будешь делать игрушки, и мы будем их продавать. Горшки уже у всех есть, их уже никто не покупает. А это, это да…
Аджару очень не хотелось продавать игрушку, но он знал, что дома нет ни гроша, ни глины, и пошел на базарную площадь. Желающих купить Коня было много, но Аджар надеялся, что сон его сбудется, и он продаст игрушку за три золотые монеты. И вот, подошел старичок, и предложил мальчику три золотые монеты. Крепко сжав их в кулачке, счастливый Аджар во всю прыть понесся домой, и только брызги разлетались во все стороны из под его босых ног.
— Отец! Мы теперь богаты! Я продал Коня за три золотые монеты!
— Не верю.
— Вот смотри! Настоящие три золотые монеты!
И мальчик рассказал отцу про свой вещий сон. На заработанные деньги отец купил сыну краски, хорошую глину, новую одежду и даже отремонтировал крышу в хижине.
Бежали дни. Аджар лепил разные игрушки — коней, слонов, птиц — и продавал их с отцом. Но вот однажды на базарной площади к Аджару подошли две прехорошенькие маленькие девочки со своими служанками. Они обе были в сари из нарядного шелка, а головы их украшали диадемы с драгоценными камнями.
— Кукла у тебя есть? — спросила одна из девочек.
— Нет госпожа. Кукол я никогда не лепил, ответил Аджар… -Так сделай! — приказала другая девочка. — И чтобы они были похожи на нас. Одну из кукол назовешь Рахта, а другую Крида. Так нас зовут.
— Постараюсь, — ответил мальчик.
Изо дня в день мальчик лепил кукол. Много дней корпел он над глиняными игрушками, но они все не получались такими красивыми, как Ратха и Крида.
Но вот как-то на закате дня Аджар вдруг улыбнулся отложив прехорошенькую куколку, напоминавшую одну из девочек. Вскоре он изготовил и другую. Любуясь куклами, Аджар, довольный собой, крепко уснул. А утром, взяв краски и кукол, отправился на берег. Усевшись на песок, макая кисточку в речку, он разрисовывал их.
И вот уже одна чудная смуглянка с косой, черной как смоль, весело улыбалась и сверкала еще невысохшими глазами на фоне голубой воды, в лучах встающего из-за горизонта солнца, а из-под кисти мальчика уже появлялись незатейливые изящные линии другой куклы. И вскоре две куклы, две красавицы, стояли рядом.
На следующий день, взяв игрушки и двух кукол, Аджар отправился на базарную площадь. Ото всюду спешили сюда купцы с различным товаром на слонах и верблюдах. Здесь всегда толпился народ, то и дело слышались выкрики: «Медовые лепешки! Кому финики? Чудесные финики! Сладкие бананы!». Аджар улыбнулся всей этой суете и, расстелив свой старый плащ, разложил на нем принесенные игрушки. Народ сразу потянулся к мальчику. Людей привлекали разноцветные игрушки: птички, лошадки, рыбки. Многим хотелось купить кукол Ратху и Криду. Но даже за десять золотых Аджар их не продал. А две прехорошенькие девочки все не приходили. Они не пришли и на следующий день, и ни на какой другой. И так две малюсенькие куклы, стоя на трехногом столе, стали украшением их скромной хижины.
На этом трехногом столе Аджар вел счет сделанным и проданным игрушкам. Сделав одну, он рисовал черную клетку, а, продав её, рядом рисовал белую клетку. Вот так однажды в черную и белую клетку был разрисован весь стол. Как-то несколько дней подряд шел проливной дождь. Базарная площадь была пуста, но в хижине ремесленника по-прежнему кипела работа. У мальчика кончились краски, поэтому фигурки были не раскрашены. А так как они одни были изготовлены из белой и темной, почти черной глины они и получились, одни белые, словно выточенные из слоновой кости, другие черные, словно из черного дерева. Так на трехногом клетчатом столе и скопились черные и белые игрушки.
Этими дождливыми вечерами, чтобы скоротать время, Аджар играл глиняными фигурками, передвигая их с одной клетки на другую, пока не засыпал крепким сном. Но вот как-то во сне явилась Аджару Небесная Нимфа. Она прикоснулась к игрушкам своей волшебной палочкой, и глиняные фигурки на столе ожили, засуетились. На одном краю клетчатого стола собрались белые фигурки из глины, а на другом краю — черные. Мгновенно образовалось царство-государство черных и белых фигурок.
— Я царь клетчатого государства белых фигурок, — провозгласила величественная фигура в короне из красивых камней. Величать меня — Белый Король.
— Ха-ха-ха! А я твоя Королева! — смеялась смуглая красавица Ратха.
Услышала на другом краю стола черная фигура, тоже в короне из красивых камней, и тот час провозгласила:
— Я царь клетчатого государства черных фигурок. А величать меня — Черный Король. А ты моя Королева, — сказал он, обращаясь к беленькой Криде.
Вокруг двух Королей собрались маленькие человечки, Слоны, Кони и прелестные Королевы. Они ждали с нетерпением, что скажут Короли.
— Играем в догонялки, — весело сообщил Белый Король, посоветовавшись с Черным Королем.
И тот час, чтобы спрятаться от соперника, по углам царства маленькие человечки поставили зубчатые Крепости, возле Крепостей — быстроногих Коней. Рядом с Конями встали телохранители Королей — Слоны. Посередине — Король с Королевой. Ну, а сами маленькие человечки встали стеной впереди Короля с Королевой.
— Итак! Объясняю правила игры! — воскликнул Белый Король. — Если фигура дотронется до фигуры соперника, то фигура соперника считается побежденной и покидает поле игры. Начинаем!
— Ну, я побежал! — с готовностью воскликнул белый крошечный человечек.
Навстречу ему сразу же выбежал черный крошечный человечек,
— Догоню! — кричал черный человечек, гоняясь за белым.
Но внезапно белый человечек, изловчившись, дотронулся до черного, и черный человечек покинул поле игры.
Черный Король впал в отчаяние. Вокруг него разочарованно все вздыхали:

«Такой проворный, такой смелый и… побежден».
— Не волнуйтесь, Ваше Пре благородство! Я обязательно настигну соперника и лягну его ногой! — воскликнул Черный Конь, притаившись за спиной Слона.
И очень ловкий прыжок совершает Черный Конь, аж до середины поля, туда, где поджидал его Белый Конь. Но Белый Конь силен. Необычно перепрыгивает он через фигуры, которые его окружают. Белый Конь недооценил хитрюгу Черного Коня, который прыгнул прямо, а потом вбок и сбил Белого Коня. Белый Конь пошатнулся и упал, коря себя за невнимательность. На поле белых — суматоха. Белый Король огорчен.
— Что ж, мой верный Слон! — воскликнул Белый Король. — Ты мне верный слуга. Моя последняя надежда.
Белый Слон с готовностью выбежал на поле, а навстречу ему уже ковылял Черный Слон,
— Защищайся! — крикнул Черный Слон Белому Слону.
Но вдруг сам пошатнулся и наступил на запретную белую клетку.
— Тебе нельзя наступать на белые клетки! Ты побежден! — торжествовал Белый Король.
И бедняга Черный Слон поплелся с поля игры страшно подавленный, не говоря уже о своем чувствительном Черном Короле. Черный Король взволнован.
— Белые выигрывают! Что мне делать? — спрашивает Черный Король свою Королеву Криду.
— Я помогу! Ведь я — Королева. За мною трудно уследить. Я хитра и смогу пробежать в любом направлении.
— Мой верный друг. Королеве же не принять бегать.
— Я надену облачение мужчины, и имя мое будет — Ферзь.
— Вижу, Ферзь, желание твое победить огромно, и мне тебя не переубедить.
И храбрая, как настоящий воин, Черная Королева Крида ринулась защищать Короля. Белая Королева Ратха с опаской глядела на соперницу.
— Что ж! — с ухмылкой сказал Черный Ферзь — Крида. — Ты не сможешь победить меня.
И сделал маленький шаг. Немного поразмыслив, вернулся на свое прежнее место, и молниеносно, сделав круг, оказался наискосок с Белым Ферзем — Ратхой, глядя в Королевские растерянные глаза. Белый Ферзь не готов был к такому стремительному нападению, и решил отступить назад, но споткнулся о черного человечка. Так, Белый Ферзь ничего не понял, что произошло, а его уже признали побежденным и слуги унесли Белую Королеву с поля игры. А у Черного Ферзя — Криды от радости вскружилась голова, в глазах засверкали звезды победы, и, сам того не ожидая, он стукнулся о зубчатую Башню. И слугам пришлось уносить и Черную Королеву Криду с поля игры. На клетчатом столе оста-
лись только Короли — Белый и Черный.
— Наша игра закончилась, — сказал Белый Король.
— Ничья, — подтвердил другой.
И они пожали друг другу руки с такой силой, что глина чуть не сплющилась.
— Аджар! Аджа-а-ар! — слышит мальчик голос с небес. — Аджар, проснись! На твоем столе иде-е-е-т притягательная игра-а-а! Всемогущие Боги наделили эту игру-у-у-у волшебными свойствами. А тебя, Аджар, Боги наградили умом, добротой, несравненной красотой, удачливостью и отменным здоровьем. Твои-и-и забавные фигурки называются
«ШАХМАТЫ». Я — Муза Каисса, покровительница шахмат, награждаю их бессмертие-е-ем! Слава о них разгорится подобно огню-ю-ю и охватит все наро-о-о-ды. А твое трехногое клетчатое царство превратилось в «Королевство Шахматных Чудес!»
Аджар проснулся, но глаза не открывал. Лежа, он мысленно переставлял фигурки по клеточкам, пытаясь восстановить привидевшуюся ему игру. А с рассветом он стал осваивать искусство волшебной игры шахматных фигурок и загадочные особенности клетчатого стола.
Время пролетало, точно ветер над водами священной реки Ганг. Куда-то умчалось детство. Аджар вырос, возмужал, стал хорошим ремесленником. В то время уже много лет счастливым царством правил один мудрый и славный раджа. И было у него царя две дочери красоты подобной цветку лотоса. Жили они, не тужили. Но старость распростерла свои крылья над жизнью правителя. Он заболел и умер. По завещанию раджи царством должны управлять обе его дочери. И в тронном зале состоялось коронование дочерей венцами на специально изготовленный трон с двумя местами. Обе царевны умно управляли своим царством. Оно процветало. Но как-то однажды, семя зла упало на землю их царства и стало прорастать.
— Какая скуку у нас! В замке давно уже не зажигаются свечи в честь шумного бала, — говорила Крида сестре Ратхе, прогуливаясь по саду.
— Нет! Нет! Мы не можем позволить себе такую роскошь. Балы могут разорить нас, — убеждала сестру Ратха.
— Я хочу жить весело!
— Но помилуй, сестрица!
— Я предлагаю разделить наше царство поровну. Одной половиной будешь править ты, а другой я, — предложила Крида.
— Надеюсь, это шутка!
— Нет! Я не шучу!
— Но мы ведь до сих пор ладили и сейчас поладим, — уговаривала сестру Ратха.
— Нет, не поладим.
— Раз ты, Крида, настаиваешь, то я согласна.
Так царство было разделено пополам. Даже через весь дворец проходила линия разделяющая владения сестер.
Весело и шумно стала жить Крида, а Ратха тихо и скромно. Вскоре балы и забавы опустошили казну Криды, да и к тому же её половина царства пришла в упадок. Там всюду царило уныние и нищета.
— Сестра-то моя богаче стала, — с завистью говорила Крида Советнику. Как я могу без страдания видеть её успехи и мои неудачи. О, если бы все её богатства принадлежали мне одной! — недобрые эти мысли обуяли сердце Криды.
— Я должна сокрушить Ратху силой, — решила она. — Пиши указ! — приказала она Советнику. Я своим указом оповещаю всех о моей прихоти.
— Указ?
— Я объявляю войну моей сестре Ратхе.
— Войну? Сестре! Может, помиритесь?
— Низа что! Написал? Уходи!
Рано утром Ратха вышла к морю. Ничего не предвещало войну. Над морем поднималось Солнце. Лучи его согревали морскую пену. А вода прозрачная, прозрачная, как стекло. Но война, словно грозовая туча, которая вот-вот должна была разразиться над ее царством, стояла у Ратхи в глазах.
— Воевать против сестры у меня нет желания, но Крида своенравна и капризна, говорила Ратха подошедшему Советнику. — Как её остановить? Я не вижу пути к спасению царства.
— Может стоит обратиться за помощью в другие царства?
— Пожалуй. И пусть будут отправлены гонцы в другие царства немедленно. Пишите:
«Кто помирит сестер Ратху и Криду, тот получит в награду всё, что душа пожелает».
Весть о ссоре двух сестер дошла и до Аджара. Вспомнив двух девочек, он буквально был пронзен состраданием к ним.

«Может это те две маленькие прехорошенькие госпожи, вот эти две маленькие куколки Ратха и Крида, которые до сих пор стоят на моем столе? Может это они?»
— Между сестрами не должно быть зависти, кто бы они ни были. И я помогу им! — решил Аджар.
На ослиной шкуре нарисовал Аджар одинаковые черные и белые клетки, завернул в неё шахматные фигуры и отправился во дворец поссорившихся сестер. Шел он мимо хижин, мимо рисовых полей все дальше и дальше. Наконец, вдали засверкали ворота прекрасного дворца. Аджар прошел мимо стражей, охранявших ворота к площади, где было много народа. Толпа шумела.
— Неужели так никто и не сможет помирить сестер? Неужели будет война и брат пойдет на брата с оружием в руках?
И тогда их толпы вышел прекрасный юноша. Почтительно сложив руки, он поклонился всем, находящимся на площади, и направился ко дворцу… Кто этот нищий? — раздавались голоса из толпы. — Он должен просить подаяние, а берется не за свое дело, — смеялись придворные.
— Я знаю способ выиграть войну не проливая крови. Я могу устроить битву, которая поможет разрешить все разногласия и помирить сестер, — сказал Аджар стражникам, охранявшим дворец.
— Это примирение может в твоей ослиной шкуре? — смеялись слуги.
— И я, и эта ослиная шкура можем помочь сестрам, — уверенно сказал юноша.
И тогда слуги подали Аджару для омовения воду, чистую одежду, медовую еду и проводили в тронный зал. На троне, украшенном золотом, восседали сестры. Аджар признал в них тех маленьких девочек давно минувших дней.
— Что привело тебя, юноша, к нам? — спросила Ратха.
— Ваше царство, Ваш народ, да и мою душу печалят раздоры между вами. Это может привести к гибели всего, что Вам было когда то дорого. Но я вижу путь к примирению, я знаю как устранить Ваши разногласия, — робко начал Аджар.
— Не медли, благородный юноша, скажи скорее, что это за способ и что нам следует делать? — торопила Ратха Аджара.
Молча расстелил Аджар ослиную шкуру, расставил на ней фигурки и говорит сестрам:
— Эта игра называется шахматы. Вы, должны сыграть. Кто победит, тот и будет править царством.
— Так просто! — удивилась Крида.
Придворные с любопытством рассматривали прекрасно изготовленные фигурки.
— Кукла! Красивая кукла! — восторгалась Крида. — Как зовут куклу?
— Белая Королева — Ратха, а в шахматной игре она же и Белый Ферзь.
— Как Ратха? А другую куклу зовут Крида? — интересовалась Ратха.
— Да. Другую зовут Черная Королева — Крида или Черный Ферзь.
— Почему ты кукол назвал нашими именами? — интересовались сестры.
— Однажды, когда я был еще ребенком, на базарной площади подошли ко мне две прехорошенькие госпожи…
— И они приказали сделать куклы и назвать их Ратха и Крида, — продолжила рассказ Крида.
— Да, да.
— Так ты тот мальчик, который продавал игрушки?
— Да, это я. Меня зовут Аджар.
— Как куклы похожи на нас! — радовались сестры. — И почему столько лет ты хранишь их? Почему не продал? Ведь ты похоже не богат?
— Покупателей находилось много. Много было желающих купить этих кукол, но я лепил для вас. Веру и надежду не терял в то, что когда-нибудь подарю их вам.
— Мы благодарны тебе, Аджар. Теперь обучи нас игре.0

Второй шахматной фигурой , с которой нужно обязательно познакомиться является шахматный ферзь. Он чуть меньше шахматного короля на шахматной доске , но в то же самое время и в разы сильнее. У шахматного ферзя на голове небольшая круглая шапочка, которую еще называют короной, но на вид это маленькая круглая шапочка. На демонстрационной шахматной доске или шахматной диаграмме у ферзя красивая корона с пятью зубцами. Шахматного ферзя иногда называют шахматной королевой.

Шахматный ферзь, шахматная королева на Руси и в России

С шахматным ферзем у славян Киевской Руси возникли большие проблемы. Славные воины даже не могли представить, что возможно появление фигуры , почти равной Царю по рангу. Великий князь обычно все решал сам: и мирные дела, и, тем более, военные.

И поэтому, на всякий случай, чтобы не смущать сознание русского воина, решено было не переводить на наш язык этот восточный термин. Вначале в России эту шахматную фигуру в России называли «Ферязь всяческая», из-за умения передвигать по шахматной доске самыми разнообразными способами. А затем одна буковка из слова «Ферязь» выпала и остался «Ферзь». Звучит гордо и мощно!

Подвиги шахматного Ферзя заставляли русских шахматистов относиться к этой фигуре, как к мужчине. Слишком уж велики и значительны его успехи на шахматной доске . Поэтому русские так никогда и не восприняли Ферзя как супругу Царя, а то бы она, безусловно, стала Царицей, а затем, возможно, и шахматной королевой.

История шахматного ферзя в разных странах

Европейские народы общались с азиатами меньше, чем русские, и не поэтому они совсем не приняли названия Ферзь. У поляков Ферзь стал Шахматной Королевой, а затем – Гетманом, у чехов – Краловной, у болгар – Царицей. В наше время почти во всех языках Ферзь стал Шахматной Дамой. Так эту фигуру зовут и немцы, и болгары, и чехи.

И когда наши шахматисты стали играть с европейскими, то и они частенько сталкивались с тем, что их боевой шахматный ферзь – это подруга шахматного короля . Многие даже с этим стали соглашаться. Но при издании в России шахматного учебника Лабурдоннэ род Ферзя все же стал мужским, и к этому постепенно и навсегда привыкли.

Сказочная шахматная история о шахматной королеве

Теперь стоит рассказать сказку о подруге короля. Чем раньше занимались Короли? Ходили на войну да на охоту! А удел Цариц – сидеть у окна и пришивать пуговицы. Подруга Великого Шаха это страшно не любила делать. И поэтому один раз сказала: «Я тоже отправлюсь в поход!» Шах испуганно замахал руками: «Что ты, что ты!» Но Царица его убедила, что мешать особо царским утехам не будет, а чем может, тем поможет. И в следующий поход они отправились вместе!

Однажды случилась такая история. Стоит ШАХская армия у одной вражеской неприступной крепости. Схожу штурмом взять крепость не удалось: враг камнями да стрелами бедных солдат закидал. Слоны, которые раньше вместо танков использовались, своими лбами прошибить каменные стены не сумели, только шишки большие набили. Конница через ров и высокие стены перепрыгнуть не смогла. Сидят все грустные, а враг с высоких стен дразнится, рожи противные корчит. Обидно, конечно! Вероятно, пришлось бы возвращаться назад, если бы не Королева. «Что же Вы ничего не соображаете?!» - говорит. Весь генеральский совет с удивлением посмотрел на нее. – «А боевых наших крокодилов вы почему не использовали! Пускай они подкоп своими зубами выроют.» Ночь не прошла, как мощными челюстями боевые десятиметровые крокодилы прорыли подкоп, и утром все враги проснулись в крепости уже связанными. Не раз еще своими советами помогали Королева войску. И в конце концов, совет старейшин присвоил ей звание Самого Большого Военачальника – Ферзя. Стал Ферзь главным советником и помощником Шаха!
Король стал сидеть на троне – учиться играть в шахматы , ну и управлять, то есть смотреть в окно и ждать свою Царицу – Ферзя, который носился по полям и командовал огромным войском. Войско не знало поражений со своим мощным Ферзем. Ферзь в переводе означает «умный, ученый, советник». Но запомни, что шахматный ферзь настолько быстро бегает, что советы может давать только себе. Медлительному Шахматному Королю за ним просто не успеть.

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

Описания фигур

Король, ферзь, слон, ладья, конь, пешка

Король Ходит на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке . Считается самой важной фигурой, поскольку невозможность защитить короля от атаки противника (эта ситуация называется «мат») означает проигрыш партии. В комплекте шахматных фигур король обычно - самая высокая фигура, либо одна из двух самых высоких фигур (вторая - ферзь). Ферзь (королева) Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Самая сильная фигура на шахматной доске. Изначально (в старом арабском шатрандже) ферзь ходил лишь на одно поле по диагонали; превращение его в наиболее сильную фигуру произошло уже в европейских шахматах. В современной шахматной теории ферзь относится к «тяжёлым фигурам», наряду с ладьёй. Внешний вид фигуры в традиционных «стаунтоновских» шахматах аналогичен королю, но фигура увенчана небольшим шариком и обычно несколько ниже, в отличие от короля, который, как правило, выше ферзя и увенчан крестом. Ладья (турá) Ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке . Игрок начинает партию с двумя ладьями, стоящими на крайных полях первой горизонтали. Как и ферзь, относится теорией к «тяжёлым фигурам». Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни (что соответствует европейскому её названию, с разных языков переводящимся именно как «крепостная башня»). В старых русских шахматных комплектах имела вид стилизованного корабля (ладьи). По некоторым предположениям, различные наименования данной фигуры связаны с её первоначальным названием и видом. В чатуранге она называлась «колесница», то есть «ратх». В арабском шатрандже название превратилось в «Рух» (имелась в виду мифическая птица). Её стилизованные изображения, по предположениям шахматных историков, на Руси были приняты за изображения визуально похожей русской ладьи , от чего и произошло русское название фигуры. В Европе же изображение фигуры было связано с названием, созвучным с «rook» (утёс, башня), в результате соответствующая европейская шахматная фигура стала изображаться в виде крепостной башни. Слон (офицер) Ходит на любое число полей по диагоналям. В чатуранге и шатрандже ходил через одно поле по диагонали, являясь, как и конь, «прыгающей» фигурой (при ходе перешагивал через свои и чужие фигуры, стоящие на пути). В начале игры у игрока есть два слона - белопольный и чёрнопольный. В силу геометрии шахматной доски, слоны перемещаются только по диагоналям своего цвета. Относится к классу «лёгких фигур», вместе с конём. Фигура обычно ниже короля и ферзя, верхняя часть имеет вид капли (или капюшона) заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и протестантских священников, что соответствует английскому названию «bishop» - «епископ». Конь Ходит русской буквой «Г» - сначала на два поля по вертикали или горизонтали, потом ещё на одно поле по горизонтали или вертикали перпендикулярно первоначальному направлению. Единственная фигура в современных шахматах, которая ходит не по прямой линии и является «прыгающей» - ходит не в плоскости доски и может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры. Одна из двух фигур (вторая - король), ход которой не изменился со времён чатуранги. В начале партии у каждого игрока два коня, стоящих на вторых слева и справа полях первой от него горизонтали. Относится к «лёгким фигурам». Фигура имеет вид головы коня на подставке. Английское название «knight» - рыцарь. Пешка Ходит на одно поле по вертикали вперёд. Из исходного положения может сделать один ход на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника (т. н. взятие «энпассан»). Единственная фигура в шахматах, у которой тихий ход и ход со взятием различаются. В комплекте фигур у каждого игрока по восемь пешек, в начальной позиции пешки стоят на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля. За редкими исключениями, обычно пешку превращают в ферзя. Фигура самая маленькая из всех в комплекте. Несмотря на слабость, пешки очень важны в шахматной партии, так как зачастую составляют основу оборонительной структуры игрока, являясь и «наполнителем» поля, и «пушечным мясом». В эндшпиле роль пешек многократно возрастает обычно за счёт того, что часть из них являются так называемыми «проходными пешками», потенциально способными достигнуть последней горизонтали и превратиться в фигуру.

Классификация

Фигуры делятся на:

  • Лёгкие фигуры - конь и слон.
  • Тяжёлые фигуры - ладья и ферзь.
  • Король - из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.
  • Пешка - так же, как и король, не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.

В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки.

Сравнительная сила фигур

Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие примерные соотношения:

Фигуры Символ Ценность
Пешка 1
Конь 3
Слон 3
Ладья 5
Ферзь 9 [источник? ]

Следует учитывать, что приведённые соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от ситуации. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю, двумя конями - нет. В шахматах действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться - нужно либо отходить королем, либо забирать коня.

Ударная сила фигур

Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей шахматной доски свободной от других фигур называется ударной силой этой фигуры.

Кроме ладьи централизация фигур повышает их ударную силу.

История облика

Точная копия старинных английских шахмат XIX век, стиль «Барлейкорн»

Обычно (ещё со времён чатуранги и шатранджа) шахматные фигуры представляли изображения соответствующих «персонажей» игры, выполненные в более или менее реалистичной манере. Издавна известны исключительные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат (пешки), крепостные или осадные башни (ладьи), коней, слонов (или людей, одетых как христианских священников, в соответствии с английским названием фигуры слона - bishop ), короля и королеву (либо советника или генерала) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости), соответственно, они были редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными; задача достижения внешнего подобия реальным объектам для них не ставилась, существеннее было лёгкое опознание фигуры и невозможность перепутать одну фигуру с другой.

До середины XIX века внешность шахматных фигур была достаточно произвольной. В предыдущие века выделилось несколько наиболее распространённых в каждой стране стилей. Так, стиль «барлейкорн» получил распространение в Англии. Доска изготавливалась из ореха, красного дерева, венге . Фигуры из дорогих пород дерева, бивня мамонта или слоновой кости. Характерен большими размерами фигур. Подставки фигур, подбитые натуральной кожей, содержат металлические утяжеления, делающие фигуры более устойчивыми. Шахматная доска, изготовленная из светлого или затемненного дуба, покоится на четырёх ножках. Шахматное поле набиралось из натурального шпона различных пород дерева. Внутренняя часть шахматной доски содержит декоративную деревянную решетку, на красивой ткани, внутри которой эффектно размещены шахматные фигуры. Форма главных фигур - короля и ферзя, - сходна с кукурузными початками. . Также в Англии был распространён стиль «калверт». Для английских стилей характерна тонкая токарная работа и ажурная резьба. В Германии был популярен старый стиль «селенус», напоминающий «барлейкорн», но с более тонкими фигурами, имеющими больше поперечных элементов. Во Франции и России предпочитали шахматы стиля «режанс».

Точная копия шахмат в стиле «Стаунтон»

В середине XIX века, когда начали проводиться международные шахматные турниры, потребовалось стандартизировать шахматные фигуры. Специально для Лондонского турнира 1851 года был разработан новый стиль шахматных фигур, так называемые «стаунтоновские» шахматы, которые создал британский художник Натаниэль Кук. Простые осесимметричные (за исключением коня) высокие фигуры, обычно изготавливаемые из дерева, хотя применялись и другие, самые различные, материалы. Одной из характерных особенностей являются гривы коней, сделанные по образцу одного из коней с фриза Парфенона , увиденного художником в Британском музее. Организатор турнира Говард Стаунтон , заказчик новых фигур, разрешил ставить на коробках с наборами своё факсимиле, в результате дизайн получил его имя. Стаунтоновские шахматы были запатентованы 1 марта 1849 года. Исключительным производителем сначала была фирма «Джон Жаке и сын», но когда истёк срок действия патента, их стали изготавливать повсеместно, в результате стаунтоновские шахматы стали стандартом де-факто, турнирные наборы по сей день следуют именно этому образцу.

Названия

Туры могли сойти за рюмки, король - за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы : блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…

Символы в Юникоде

Кодировка Юникод имеет специальные символы, которыми обозначаются шахматные фигуры.

Название Король Ферзь Ладья Слон Конь Пешка
Белые Символ
Код U+2654 U+2655 U+2656 U+2657 U+2658 U+2659
HTML
Чёрные Символ
Код U+265A U+265B U+265C U+265D U+265E U+265F
HTML

Примечания

Литература