Как ходит король в шахматной партии? Как ходят фигуры в шахматах.




Шахматы. Древняя и самая почитаемая из интеллектуальных игр. Хорошо играть в шахматы - значит быть достойным уважения. Среди людей любого возраста, несмотря на их положение в обществе, профессию и даже национальность особой популярностью так же пользуется . Расскажите знакомым, друзьям, близким о том, каких невероятных успехов вы достигли в самой современной стратегии или гонке. И в лучшем случае ответом будет снисходительная улыбка. Но лишь упомяните вскользь, что проводите досуг за шахматной доской, - и вы мгновенно подниметесь в глазах окружающих. Играйте в шахматы, господа. Умные люди заслуживают уважения.

Особенности игры:
Сложность партий восходит от самого легкого до гроссмейстерского уровня
Трехмерные игровые доски в окружении живописных ландшафтов, а также старомодные шахматные поля в 2D
Подсказки и наглядные уроки для новичков
Разнообразные модели шахматных досок и фигур - из дерева, стекла, камня?
Множество режимов игры, а также удобный мультиплеер

Системные требования:
Взрослые люди с удовольствием играют в , ведь таким нехитрым способом они снова могут почувствовать себя детьми и снять напряжение после трудного рабочего дня. Одним из таких занятных приключений и является , которую можно скачать бесплатно в разделе

И снова здравствуйте, дорогой друг!

Там он играл виртуозно, не уставая повторять: в эндшпиле самая сильная фигура –король. Королем в окончании Валерий Ефимович действовал мастерски, выигрывая даже худшие позиции. Итак, в чем особенности короля, как ходит король в шахматах? Ответы в сегодняшней статье.

(подписывайтесь на обновления).

Уникум

Король фигура уникальная. Его даже не имеет смысла сравнивать с другими фигурами. Хотя бы потому, что он не может исчезнуть с доски. Может быть поэтому в шахматах у короля нет номинальной ценности относительно других фигур. Король он и есть король, а именно:

  • Короля нельзя побить. Если король оказался под боем вражеской фигуры, он должен уйти из-под боя.
  • Если король не может уйти из под боя никаким способом, партия заканчивается, – объявлен мат.
  • Соответственно, короля нельзя разменять на другую фигуру.

Ходы королем

Ходы короля похожи на ходы ферзя. Еще бы, король и “королева” - "одна сатана". Да простят меня поборники правильной шахматной терминологии, к числу которых автор этих строк и себя относит.

С той лишь разницей, что король ходит на одну клетку. Во все стороны, то есть по диагонали, по вертикали и по горизонтали.

Таким же образом король и бьет другие фигуры противника. Или как говорят неискушенные шахматисты — «ест» или “рубит”.

Полководец

Образно говоря, отношение к королю в шахматной партии напоминает отношение к полководцу на поле боя. То есть его надобно оберегать. Король – слишком лакомая мишень, ибо поразив ее, поставив мат, — игрок по сути дела получает джекпот в форме выигрыша партии.

В этой статье мы не будем рассматривать матовые конструкции. Мы их обсуждали уже достаточно. Сегодня в картинках разберем принципы защиты и правильного расположении короля в дебюте и середине партии (миттельшпиле).

Рокировка

Рокировка – специально придуманный в шахматах уникальный ход, в котором участвуют сразу две фигуры, – король и ладья.


Рокировка — отличный метод обезопасить короля. Король уходит из центра доски под защиту крайних пешек. Еще одна польза от рокировки, – ладья становится ближе к центральным линиям, где и завязывается обычно основная борьба за инициативу.


Есть еще длинная рокировка. Вопросы правильной рокировки мы обсудим в отдельной статье.

Пешечный забор

Лучшие защитники короля –пешки. Другие фигуры больше заняты атакой на короля противника и добычей материальных завоеваний. Пешки не обладают большой ценностью и на них невыгодно разменивать сильные атакующие фигуры.

Пример:


Форточка

Когда пешки, защищают короля горизонтальной цепью, от игрока требуется больше внимания. Причин банальна: можно прозевать мат по первой горизонтали.

По этой причине иногда полезно выдвинуть одну из пешек на одно поле вперед. На языке шахматистов этот прием называется «сделать форточку».


Король в случае опасности линейного мата может благополучно спрятаться на поле h2.

Испорченная прическа

Ситуация на диаграмме на шахматном сленге и называется «испорченной прической» короля. Такой конфигурации пешек следует избегать. Пешки не столько защищают короля, сколько сами нуждаются в защите.


Чаще всего такая ситуация возникает, когда слон бьет коня.



Виртуоз эндшпиля

В окончании игры роль короля меняется. Он становится полноправным участником баталий. Более того, часто играет ключевую роль. Это понятно, поскольку с уменьшением количества фигур угрозы мата существенно снижаются, а иногда и вовсе сводятся на нет.

Особенно важным и интересным моментом является противоборство королей. Именно в таких дуэлях часто решается исход партии. А цена вопроса иногда – один ход королем.

Противоборство королей


От клетки f7 до клетки а7 шесть шагов. Но сделать их можно по разному. Если белый король идет прямолинейно по 7-й линии, черный успевает занять поле с7 и запереть белого короля в углу. Ничья.

Однако есть другой путь –по синусоиде:


1.Крf7-e6 Крв2-с3 2. Кре6 –d5!


Очень характерный прием в противоборстве королей, – белый король «оттесняет плечем» черного. Правила игрынеумолимы. Короли не могут столкнуться лбами. Теперь черный монарх вынужден сделать лишний ход влево или вправо. Или сейчас или после включения ходов 2… Крс3-в4 3.Крd5-с6, он должен пойти вбок: Крв4-с4

Черный король не успевает «закрыть защелку», встав на поле с7.


Белые выигрывают, успешно оттеснив своим королем короля черных.

Заключение

  1. Если вы начинающий шахматист, старайтесь как можно раньше сделать рокировку. Это поможет вам уберечь короля от атак и консолидировать фигуры.
  2. Не ослабляйте пешечное прикрытие короля. Не портите прическу короля
  3. Следите за первой (последней) горизонталью в середине игры при наличии ладей и ферзя противника. Есть опасность получить линейный мат. Если не уверены в своей внимательности – делайте «форточки».
  4. В окончании, когда с доски часто исчезают ферзи и много других фигур, — смело выводите короля в центр доски. В этой стадии партии его роль и возможности кратно увеличиваются.

Как видите, король как никакая другая фигура, требует к себе повышенного внимания, сочетая в себе силу и слабость, медлительность и активность. В зависимости от ситуации и стадии развития партии.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!

В шахматной партии участвуют 6 видов фигур – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. В распоряжении каждого игрока в начале партии 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, восемь пешек. Всего на доске 32 фигуры.
Начальная позиция фигур выглядит так:

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.


В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед. После первого хода пешку можно передвигать вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

С пешкой связано два интересных правила в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. Пешка достигает последнюю горизонталь (8-ю для белых и 1-ю для черных) и превращается в любую фигуру, за исключением короля. Такое превращение является одним ходом, и следующий ход переходит к противнику.

Второе правило – взятие на проходе. При своем ходе пешка может побить пешку противника, если та перешла через битое поле.

На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле, а не на поле, куда стала белая пешка, как случается при обычных взятиях. Выполнять взятие на проходе возможно только при очередном ходе, через ход это право теряется.

Конь

Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Конь может атаковать любую фигуру противника, находясь в недосягаемости для них. При ударе конь занимает место сбитой фигуры. Номинальная стоимость коня 3 очка. Расположенный в центре доски, он имеет 8 доступных ходов, а в угловом поле – только два.

В реальной жизни «сделать ход конем» – значит выполнить какой-то необычный или хитрый шаг.

Слон

Слон – сильная, дальнобойная фигура. Номинальная стоимость слона составляет 3 очка, и по силе он примерно равен коню. Это сравнение несколько условное, так как в открытой позиции слон может оказаться сильнее коня, а в закрытой – конь часто бывает сильнее слона. Конь и слон относят в шахматах к «легким фигурам».

Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число клеток, как показано на рисунке. Слона, который ходит по белым клеткам, называют белопольным, а по черным – чернопольным.

Ладья

Ладья, как и ферзь, считаются тяжелой фигурой. Ее номинальная стоимость 5 очков. Ладья ходит и бьет по вертикали и горизонтали на любое число клеток.

Специфический ход в шахматной партии – рокировка. Рокировка правильно выполняется так – короля передвигают на 2 клетки к ладье и ладью переставляют за короля. Рокировку можно делать при соблюдении следующих условий:

  • король и ладья, с которой происходит рокировка, до этого в игре не делали ходов;
  • на горизонтали между королем и ладьей отсутствуют другие фигуры;
  • король не находится под ударом фигуры противника;
  • поле, через которое передвигается король и поле, на которое он становится не находятся под ударами фигур противника.

Длинная рокировка выполняется в сторону ферзевого фланга, короткая – в сторону королевского.

Нельзя первой переставлять ладью. В шахматах существует правило: взялся – ходи. Если сначала передвинуть ладью к королю, противник имеет право потребовать считать ход завершенным, и рокировка не состоится. Рокировка – единственный ход в шахматах, когда один ход выполняют две фигуры.

Ферзь

Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.