Что такое еретик в истории. Сожжение еретика

Ересь – намеренное искажение православной догматики.
В древнегреческом языке слово ересь (др.-греч. ???????) означало «выбор», «течение» или «направление». Понятием «ересь» в иудео-эллинистической культуре обозначались религиозные или философские направления, течения и школы. Так, например, религиозно-политические партии фарисеев и саддукеев названы в Деяниях ересями (Деян.5:17, 15:5, 26:5).

В Новозаветных апостольских посланиях понятие «ересь» приобретает иной смысловой оттенок. Оно начинает противопоставляться правильному вероучению, превращается в отрицание истины Божественного Откровения. Это уже не просто направление или течение мысли, но осознанное стремление исказить основы христианского вероучения, а, значит, и лишить человека возможности спасения в вечности.

Как справедливо отмечает сектовед А. Л. Дворкин, «слово еретик… означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине».

В аскетическом плане ересь является крайней степенью прелестного мнения, которая может периодически возобновляться как типологически устойчивое пленение ума. В ереси соединяются воедино многие страстные состояния: мнение, самообольщение, гордыня, своеволие и т. д.

Возникновение ересей предсказывал апостол Петр: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет.2:1). Апостол Павел помещает ересь в один разряд с грехом волшебства и идолослужения (Гал.5:20).

Раннехристианская Церковь строго следила за чистотой своего вероучения, решительно противопоставляя себя всем искажениям христианства. Именно поэтому за ней закрепился термин Православие (греч. ????????? – православие, правоверие, правильное знание, суждение).

Распространяющийся со II века термин Православие означает веру всей Церкви в отличие от разных учений еретических сообществ, для обозначения которых использовалось слово гетеродоксия (?????????? – другое, отличное от правильного учение, знание).

Суть еретических учений прекрасно выразил св. Василий Великий. Вслед за всеми святыми отцами, он полагал, что к еретикам должны быть отнесены отчужденные от Православия в самой вере, искажающие один или несколько догматов, изложенных в Символе Веры или любое освященное изначальным и долговременным употреблением в Церкви священное предание и установление. «Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся, – говорит св. Василий о мнении свв. Отцов. – Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога».

Следуя толкованию позиции св. Василия Великого, данному выдающимся православным комментатором канонического права Иоанном Зонара, «еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались».

Следуя знатоку церковного права епископу Далматинско-Истринскому Никодиму (Милашу), ересь как «учение, противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное лице считать еретиком, – достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик».

Сущность ереси глубоко раскрыта св. Игнатием Брянчаниновым: «Ересь есть прикровенное отвержение христианства. Когда люди начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством».

Первоначально еретиками называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Родоначальником ересей считается Симон Волхв (Деян.8:9). К первому периоду относятся такие ереси, как евионитство, керинфианство, елкезаитство, докетизм, манихейство, монтанизм, хилиазм.

Триадологические: монархианство и арианство, осужденные на I и II Вселенском соборах. В списке ересей, осужденных на II Вселенском Соборе, значатся также: евномиане, аномеи, евдоксиане, полуариане, или духоборцы (македониане), савеллиане, фотиниане, аполинариане.

Христологические ереси: несторианство (евтихианство), монофизитство, монофелитство, осужденные на последующих соборах, а также иконоборчество, осужденное на VII Вс. Соборе, практически были повторением и развитием древних. В период Реформации возрождается рационализм антитринитариев (Сервет, социниане и др., в России – Феодосий Косой). Адопциане были модификацией несториан, а павликиане и богомилы – вариацией манихейства. В средние века на Западе как отголоски манихейства появились альбигойцы, катары, патарены. В XII в. возникли вальденсы – смесь пиетизма и рационализма.

«В появлении еретиков, искажавших божественное неизменяемое учение Христианской Церкви», – пишет Е. Смирнов, – «есть некоторая последовательность и система, именно – переход от общего к частному. Следовало ожидать, что на первых порах, вследствие вступления в Церковь иудеев и язычников, не хотевших вполне отказаться от иудейства и язычества и потому смешивавших христианское учение с воззрениями иудейскими, появятся еретические заблуждения относительно всей системы христианского вероучения, а не отдельного какого-либо пункта.
Так действительно и было: с одной стороны явились еретики иудействующие, называемые также евионитами, которые стремились слить христианство с иудейством, даже с подчинением первого последнему, а с другой – язычествующие, или, как они назывались во 2 веке, гностики, а потом манихеи, стремившиеся из христианского вероучения в соединении его с восточным религиозным миросозерцанием или греческой философией образовать смешанную религиозную систему.
Когда лжеучения этих еретиков были отвергнуты Церковью и уже стали отживать, на смену им появились другого рода ереси, возросшие уже на христианской почве. Предметом их служит главный догмат христианства о троичности Лиц в Божестве. Это – ереси антитринитариев.
В последующее за тем время развивается ересь по вопросу еще более частному: о Божественности Второго Лица Святой Троицы. Эта ересь, известная под именем арианства, открыто появилась уже в начале 4 века.
В век апостольский мы видим еретиков иудействующих и язычествующих. Последние положили начало тому гностицизму, который развился особенно сильно во 2 в. после времен апостольских».

Древние еретические тексты, как правило, уничтожались, поэтому сведения о ересях можно почерпнуть у их обличителей: св. Иринея Лионского, св. Ипполита Римского, Тертуллиана, Оригена, св. Киприана Карфагенского, св. Епифания Кипрского (его вместе с Иринеем и Ипполитом называют ересеологами), Климента Александрийского, Евсевия Памфила, бл.Феодорита, бл.Августина, Евфимия Зигабена.

Помимо ереси, Церковью выделены и иные категории отступничества: раскол и самочинное сборище (парасинагога).

Источник Азбука Веры

Е́ресь (от греч. αἵρεσις - направление, выбор) - 1) утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению ; 2) заблуждение относительно Православных , поддерживаемое сознательным, упорным противлением Истине.

Ересь — намеренное искажение православной догматики.

В древнегреческом языке слово ересь (др.-греч. αἵρεσις) означало «выбор», «течение» или «направление». Понятием «ересь» в иудео-эллинистической культуре обозначались религиозные или философские направления, течения и школы. Так, например, религиозно-политические партии фарисеев и саддукеев названы в Деяниях ересями ().

Помимо ереси, Церковью выделены и иные категории отступничества: и самочинное сборище ().

Почему регулярно нарушающий нравственные нормы не подлежит непременной анафеме, а упорствующий в нарушении догматов анафематствуется?

Нарушение заповедей Христовых бывает связано как с произвольным желанием человека, так и с его зараженностью скверной греха.

Стало быть, присутствие нарушителей заповедей в земной Церкви - не исключение, а богоустановленная норма. Если бы греховность, как таковая, служила основанием немедленного отлучения человека от Церкви, земная тут же опустела бы (), а на земле приумножилось бы зло. Это было бы угодно не Богу, но .

Несмотря на то, что земная Церковь создана для грешников (), это не значит, что грешник и вовсе не может быть отлучен от церковного общения. В зависимости от тяжести совершенных им преступлений он может быть отлучен от полноправного общения с братиями и сестрами во Христе в той или иной мере (например, он может подпасть под запрет на участие в Таинстве сроком на несколько дней или недель).

Подобные меры не отделяют грешника от Вселенской Церкви, но напротив, бывают направлены на его исправление и дальнейшее единение с Церковью и её Главой, Господом Иисусом Христом.

Другое дело, если речь идёт не просто о нарушителях нравственных заповедей, а о еретиках. Конечно, как и всякий грех вообще, грех уклонения в ересь омывается . В этом отношении он не сильно отличается от прочих грехов. Зато в другом отношении он имеет принципиальное отличие.

Тот, кто впал в ересь, не желает прислушаться к голосу Церкви и отказаться от заблуждения, выражает тем самым, что исповедует какую-то особую веру, отличную от той веры, какую должны исповедовать члены Вселенской Церкви и каковая служит залогом их духовного единства.

Получается, что анафематствуя такого преступника, Церковь, по сути, всего лишь констатирует, что своим нежеланием исповедовать общую всем православным веру, он сам себя отлучает (отлучил).

Можно сказать, что еретики являются своего рода , ведь они верят в какого-то особого, созданного в их сознании Бога, или в какую-то особую, созданную в их воображении истину, но не в Того Бога (не в Ту Истину), в Которого верит Вселенская Церковь.

священник Михаил Легеев :

Об отличии ошибки от ереси

По степени ясности и точности осмысления человеком учения Церкви можно выделить пять стадий. Первая - догматы, заключенные в слова. Здесь все кристально чисто, лишнее отсечено, все нужное сказано.

Вторая - акцент. Акцент выделяет лишь какую-то грань полноты картины. Святой за «единосущие» всю жизнь положил. Но «единосущие» - это еще не полнота догмата. Богословие святых отцов по большей части - богословие акцентов. Один мог выделять один акцент, а другой - другой.

Третья стадия - неточность. Неточность связана с некоторым недопониманием. Например, святитель слово «ипостась» употреблял в значении «сущность». Он не имел в виду тот смысл, который потом вкладывали в его слова монофизиты, но не мог еще свою мысль облечь в правильные слова. Поэтому для нас это неточность.

Четвертая стадия - ошибка. Ошибка есть ошибка. Святитель (богослов IV в. - Прим. ред.) исповедовал апокатастасис, то есть учение о всеобщем избавлении от вечного посмертного воздаяния. Но если бы Церковь указала ему на ошибку, он бы не стал упорствовать.

Пятая стадия - ересь. Святые отцы могли ошибаться, а вот упорствовать в этом - нет. Святой Викентий Леринский (галльский богослов V в.) пишет: «Виновники того мнения признаются православными, а последователи - еретиками, учителя разрешаются, а ученики осуждаются, писатели сочинений будут сынами царствия, а защитники оных подвергнутся геенне». Где-то между четвертой и пятой стадиями, между ошибкой и ересью, и пролегает граница, отделяющая еще церковное бытие от уже внецерковного. Опять же, важен сам вектор движения. Если он направлен к Церкви и Богу - это путь к истине, если в обратную сторону - к ереси. Еретиком не становятся в одночасье, это результат длительного процесса, того самого неправильного движения.

Из интервью в журнале «Вода Живая» №10 2015

Так сложилось, что о еретиках, а точнее о наказаниях еретиков, вспоминают чаще всего в связи с ведовскими процессами и инквизицией - явлениями, характерными для стран Европы: преимущественно Италии, Южной Франции, Испании и Португалии. Но было бы ошибкой считать, что в землях, неподвластных Папе Римскому, инакомыслящие могли чувствовать себя в безопасности. Публичное сожжение еретика - самая распространенная мера наказания - практиковалось и в Византии, и на Руси.

Зарождение ересей

С греческого слово «ересь» переводится как «направление» или «школа». На заре христианства, в 1-2-м веках н. э., единой культовой системы еще не сложилось. Существовало множество общин, сект, каждая из которых по-своему трактовала отдельные аспекты учения: триединство, природу Христа и Богоматери, эсхатологию, иерархическое устройство церкви. В 4-м веке н. э. этому положил конец без поддержки светской власти официальная церковь, тогда еще слабая, не смогла бы унифицировать культ. Ересями было объявлено сперва арианство, потом несторианство. Подверглись преследованиям донатисты и монтанисты. Церковные иерархи раннего Средневековья, руководствуясь новозаветными посланиями, придали этому понятию негативный оттенок. Однако сожжение на костре еретиков в те времена еще не стало обычным явлением.

В еретических учениях начала новой эпохи не было яркого политического или социального подтекста. Но с течением времени верующие начали критиковать существующую сотрудничество церкви с мирской властью, обогащение священников и их лицемерие.

Катары

В 11-13-м веках костры запылали по всей Европе. Сожжение еретика стало представляться церковным иерархам самым простым способом избавиться от оппозиционеров. Раскол Церкви на Западную (Католическую) и Восточную (Православную) в 11-м веке послужил стимулом к появлению новых учений. Самыми известными идеологическими противниками стали катары, или «чистые». В большой степени их развитая богословская система опиралась на языческие традиции, в частности на манихейство, которое предполагало равенство сил бога и дьявола. Устройство мира катары не считали совершенным. Они критиковали государственные институты, стяжательство священнослужителей и открыто назвали Папу слугой дьявола. Катары проповедовали аскетизм, добродетельность, трудолюбие. Они создали свою собственную церковную организацию и пользовались большим авторитетом. Иногда словом «катары» объединяют представителей других учений, имеющих сходные черты: вальденсов, богомилов, павликиан. В 1209 году папа взялся за катаров всерьез, предложив соседним феодалам искоренить еретиков и забрать себе их земли.

Как боролись с еретиками

Духовенство предпочитало расправляться с инакомыслящими руками мирских правителей. Те чаще всего не возражали, поскольку сами боялись В 1215 году Иннокентием III был создан специальный орган церковного суда - инквизиция. Работникам (преимущественно из ордена доминиканцев - «Псов Господних») следовало отыскивать еретиков, составлять обвинения против них, допрашивать и карать.

Процесс над еретиком обычно сопровождался пытками (палаческое искусство в этот период получило стимул к развитию, и сформировался впечатляющий арсенал пыточных орудий). Но вне зависимости от того, чем завершалось дознание, вынесение приговора и его исполнение должно было осуществлять светское лицо. Какой приговор выносили чаще всего? Сожжение еретика при большом скоплении народа. Почему именно сожжение? Потому что казнь должна была быть такой, чтобы Церковь нельзя было уличить в кровопролитии. Кроме того, пламя наделялось очистительными свойствами.

Аутодафе

Сожжение еретикабыло актом устрашения. Поэтому на казни должно было присутствовать как можно больше народа всех сословий. Церемония назначалась на праздничный день и называлась «аутодафе» («акт веры»). Накануне украшали площадь, строили трибуны для знатных господ и общественные туалеты. Церковные колокола было принято оборачивать мокрой тканью: так они звучали более глухо и «траурно». С утра священник служил мессу, инквизитор читал проповедь, а школьники пели гимны. Наконец, оглашались приговоры. Затем их приводили в исполнение. Сожжение еретика было одним из самых строгих наказаний, осуществлявшихся в рамках аутодафе. Также практиковались: епитимья (например, паломничество), пожизненное ношение позорных знаков, прилюдное бичевание, тюремное заключение.

Но если обвинение было серьезным, у осужденного практически не было шансов. Вследствие пыток «еретик» в большинстве случаев признавал свою вину. После этого его удавливали и сжигали привязанный к столбу труп. Если же перед самой казнью он вдруг начинал отрицать то, что сказал накануне, его ждало сожжение живьем, иногда на медленном огне (для этого специально готовили сырые дрова).

Кто еще приравнивался к еретикам?

Если кто-то из родственников осужденного не приходил на казнь, его могли заподозрить в пособничестве. Поэтому аутодафе всегда пользовались популярностью. Несмотря на то что на месте осужденного мог оказаться практически кто угодно, толпа издевалась над «еретиками» и осыпала их оскорблениями.

Сожжение грозило не только политическим и идеологическим оппонентам Церкви и феодалам. Массово казнили женщин по обвинению в ведовстве (на них было удобно перекладывать вину за разного рода бедствия), ученых - преимущественно астрономов, философов и врачей (так как церковь опиралась на невежество народа и не была заинтересована в распространении знаний), изобретателей (за попытки усовершенствования идеально устроенного Богом мира), беглых монахов, иноверцев (особенно иудеев), проповедников иных религий. На самом деле, осудить могли кого угодно и за что угодно. Отметим также, что церковь забирала имущество казненного.

Церковь и еретики на Руси

Самыми главными врагами Православной Церкви стали старообрядцы. Но раскол произошел только в 17-м веке, а до этого времени по всей стране активно сжигали представителей различных ересей идеологически-социального толка: стригольников, жидовствующих и других. Казнили также за хранение еретических книг, хулу на церковь, Христа и Богородицу, колдовство, побеги из монастыря. В общем, Московия мало отличалась от Испании по части фанатизма местных «инквизиторов», разве что казни были более разнообразными и имели национальную специфику: например, сожжение еретика осуществлялось не на столбе, а в срубе.

Русская Православная Церковь только в 1971 году признала свои заблуждения относительно старообрядцев. Но покаяния другим «еретикам» она так и не принесла.

Еретик, Даниил Романович Даниил Романович Еретик 1916(1916) 10 октября 1941 Место рождения Павловка, Машевский район, Полтавская область, Украинская ССР Место смерти … Википедия

еретик - еретик, род. еретика и устарелое еретик, еретика. В поэзии XIX века нередко встречалось ударение еретик. Например, у А. К. Толстого: «[Инквизитор]: Сомненья нет. Преступник был Маранья, Еретик он, святого братства враг» (Дон Жуан) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

еретик - а, м. hérétique <гр. 1. Последователь ереси 1. Еретичка женщина е. Крысин 1998. 2. обл. Бранное слово. От он мой еретик рябой идет. Еретник а, м. То же, что еретик. Еретница ы, ж. Сл. Урала Доп … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Архиеретик, богоотступник, николаит, инакомыслящий, отступник, катар, маркионит, вероотступник Словарь русских синонимов. еретик сущ., кол во синонимов: 10 архиеретик (1) … Словарь синонимов

Приверженец ереси … Большой Энциклопедический словарь

ЕРЕТИК, еретика, муж. (церк. и книжн.). Последователь ереси. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

I ерет ик, ер етик м. Приверженец ереси [ересь I]. II ерет ик, ер етик м. Тот, кто решительно отступает от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ЕРЕТИК, а, муж. Последователь ереси (в 1 знач.). | жен. еретичка, и. | прил. еретический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Ересь (еретик) отщепенство (отступник) Ср. Про еретиков в писании сказано: и тати, и разбойницы, и волхвы, и человекоубийцы, и всякие другие грешники внидут в царство небесное, только еретикам, врагам Божиим, нет места в горних обителях... П.И.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Еретик , Мигель Делибес. Мигель Делибес, корифей и живой классик испанской литературы, лауреат всех мыслимых литературных премий давно и хорошо известен в России ("Дорога", "Пять часов с Марио", "У кипариса длинная…
  • Еретик , Алекс Нагорный. Осознать собственное предназначение и следовать ему – это ли не главная цель всей нашей жизни? Так было тысячи лет назад, так будет и впредь. Одни ищут ответы на вопросы рядом, в ближнем…

Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин. ), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет. ), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал. ). Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

Бытовое понятие термина

В разговорной речи «ересью» иногда называется любое сознательное отрицание или искажение того учения, которое говорящий считает истинным.

Богословское определение

Производные понятия

  • Ересиа́рх (греч. αἱρεσιάρχης ) - глава еретической религиозной общины, движения.
  • Ерети́к (греч. αἱρετικός ) - приверженец еретической идеологии, член еретической общины.

В христианстве

Ереси в исламе

В исламе любая религиозная ересь («бида ») строго осуждается. При этом ересью считается любое нововведение в религии. К сторонникам ереси применяются термины «мубтади» (еретик), «зиндик» (еретик), а также нередко «кафир» (неверный) или «мунафик» (тайный неверный).

Традиционно еретиками называли друг друга сунниты , ибадиты , шииты , а также шииты разных направлений. Но в настоящее время в связи с членством в Организации исламского сотрудничества , где представлены государства с доминированием каждого из всех трёх течений правительства мусульманских государств обычно признают все три течения мусульманскими, хотя часто и не одинаково истинными. В то же время вслед за салафитами экстремистские суннитские организации считают шиитов и суфистов как минимум еретиками; аналогичные организации есть и у шиитов. Ахмадия считается еретическим учением в Пакистане, но допустимым мусульманским (наряду с суннизмом и рядом направлений шиизма) в Иране, где официальная конфессия ислама - шииты-двунадесятники . Некоторые новые религии, выросшие из ислама (например, салафиты , сикхи , бахаи и Нация ислама), первоначально считались еретическими. В настоящее время чаще всего еретическими называют следующие исламские течения:

См. также

  • Кафир (= Гяур)

Напишите отзыв о статье "Ересь"

Примечания

Литература

  • Булгаков С. В. // Москва: Современник, 1994.
  • о религиях и конфессиях, вошедших в энциклопедию «Народы и религии мира »
  • прот. Иванцов-Платонов . «Ереси и расколы первых веков христианства» (Москва, 1878)
  • Генри Чарльз Ли, Николай Осокин, Лев Карсавин и др. История ересей. - М.: АСТ, 2007. - 576 с. - ISBN 978-5-17-023677-0
  • Барсов Н. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ересь

В Ростове, также как и во всей армии, из которой он приехал, еще далеко не совершился в отношении Наполеона и французов, из врагов сделавшихся друзьями, тот переворот, который произошел в главной квартире и в Борисе. Все еще продолжали в армии испытывать прежнее смешанное чувство злобы, презрения и страха к Бонапарте и французам. Еще недавно Ростов, разговаривая с Платовским казачьим офицером, спорил о том, что ежели бы Наполеон был взят в плен, с ним обратились бы не как с государем, а как с преступником. Еще недавно на дороге, встретившись с французским раненым полковником, Ростов разгорячился, доказывая ему, что не может быть мира между законным государем и преступником Бонапарте. Поэтому Ростова странно поразил в квартире Бориса вид французских офицеров в тех самых мундирах, на которые он привык совсем иначе смотреть из фланкерской цепи. Как только он увидал высунувшегося из двери французского офицера, это чувство войны, враждебности, которое он всегда испытывал при виде неприятеля, вдруг обхватило его. Он остановился на пороге и по русски спросил, тут ли живет Друбецкой. Борис, заслышав чужой голос в передней, вышел к нему навстречу. Лицо его в первую минуту, когда он узнал Ростова, выразило досаду.
– Ах это ты, очень рад, очень рад тебя видеть, – сказал он однако, улыбаясь и подвигаясь к нему. Но Ростов заметил первое его движение.
– Я не во время кажется, – сказал он, – я бы не приехал, но мне дело есть, – сказал он холодно…
– Нет, я только удивляюсь, как ты из полка приехал. – «Dans un moment je suis a vous», [Сию минуту я к твоим услугам,] – обратился он на голос звавшего его.
– Я вижу, что я не во время, – повторил Ростов.
Выражение досады уже исчезло на лице Бориса; видимо обдумав и решив, что ему делать, он с особенным спокойствием взял его за обе руки и повел в соседнюю комнату. Глаза Бориса, спокойно и твердо глядевшие на Ростова, были как будто застланы чем то, как будто какая то заслонка – синие очки общежития – были надеты на них. Так казалось Ростову.
– Ах полно, пожалуйста, можешь ли ты быть не во время, – сказал Борис. – Борис ввел его в комнату, где был накрыт ужин, познакомил с гостями, назвав его и объяснив, что он был не статский, но гусарский офицер, его старый приятель. – Граф Жилинский, le comte N.N., le capitaine S.S., [граф Н.Н., капитан С.С.] – называл он гостей. Ростов нахмуренно глядел на французов, неохотно раскланивался и молчал.
Жилинский, видимо, не радостно принял это новое русское лицо в свой кружок и ничего не сказал Ростову. Борис, казалось, не замечал происшедшего стеснения от нового лица и с тем же приятным спокойствием и застланностью в глазах, с которыми он встретил Ростова, старался оживить разговор. Один из французов обратился с обыкновенной французской учтивостью к упорно молчавшему Ростову и сказал ему, что вероятно для того, чтобы увидать императора, он приехал в Тильзит.
– Нет, у меня есть дело, – коротко ответил Ростов.
Ростов сделался не в духе тотчас же после того, как он заметил неудовольствие на лице Бориса, и, как всегда бывает с людьми, которые не в духе, ему казалось, что все неприязненно смотрят на него и что всем он мешает. И действительно он мешал всем и один оставался вне вновь завязавшегося общего разговора. «И зачем он сидит тут?» говорили взгляды, которые бросали на него гости. Он встал и подошел к Борису.
– Однако я тебя стесняю, – сказал он ему тихо, – пойдем, поговорим о деле, и я уйду.
– Да нет, нисколько, сказал Борис. А ежели ты устал, пойдем в мою комнатку и ложись отдохни.
– И в самом деле…
Они вошли в маленькую комнатку, где спал Борис. Ростов, не садясь, тотчас же с раздраженьем – как будто Борис был в чем нибудь виноват перед ним – начал ему рассказывать дело Денисова, спрашивая, хочет ли и может ли он просить о Денисове через своего генерала у государя и через него передать письмо. Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. Борис заложив ногу на ногу и поглаживая левой рукой тонкие пальцы правой руки, слушал Ростова, как слушает генерал доклад подчиненного, то глядя в сторону, то с тою же застланностию во взгляде прямо глядя в глаза Ростову. Ростову всякий раз при этом становилось неловко и он опускал глаза.
– Я слыхал про такого рода дела и знаю, что Государь очень строг в этих случаях. Я думаю, надо бы не доводить до Его Величества. По моему, лучше бы прямо просить корпусного командира… Но вообще я думаю…
– Так ты ничего не хочешь сделать, так и скажи! – закричал почти Ростов, не глядя в глаза Борису.
Борис улыбнулся: – Напротив, я сделаю, что могу, только я думал…
В это время в двери послышался голос Жилинского, звавший Бориса.
– Ну иди, иди, иди… – сказал Ростов и отказавшись от ужина, и оставшись один в маленькой комнатке, он долго ходил в ней взад и вперед, и слушал веселый французский говор из соседней комнаты.

Ростов приехал в Тильзит в день, менее всего удобный для ходатайства за Денисова. Самому ему нельзя было итти к дежурному генералу, так как он был во фраке и без разрешения начальства приехал в Тильзит, а Борис, ежели даже и хотел, не мог сделать этого на другой день после приезда Ростова. В этот день, 27 го июня, были подписаны первые условия мира. Императоры поменялись орденами: Александр получил Почетного легиона, а Наполеон Андрея 1 й степени, и в этот день был назначен обед Преображенскому батальону, который давал ему батальон французской гвардии. Государи должны были присутствовать на этом банкете.