Что такое анафема в церкви. Вера православная - анафема

В христианском мире анафема считается одним из самых страшных наказаний для человека.

Хотя на самом деле этот церковный акт несет в себе врачующую и воспитательную функцию, любой верующий в глубине души опасается быть подвергнутым анафеме, чтобы не лишиться всяких надежд на Спасение. Что же такое анафема? Чем она опасна и за что предают этой каре?

Термин «анафема» происходит от греческого слова ἀνατίθημι , что означает «накладывать, возлагать». Первоначально он использовался в качестве определения приношения в храм или подношения богам, однако при переводе Евангелия на греческий язык термин употребили для передачи древнееврейского выражения herem, означающего нечто проклятое, обреченное на уничтожение.

С тех времен анафему стали воспринимать в отрицательном смысле и трактовать как понятие «отверженного людьми».

Согласно православным канонам, анафема подразумевает под собой отлучение от церкви и проступки. Считается, что негативные действия и мысли несут угрозу единству церкви и нарушают чистоту учений о вере, поэтому люди, особенно тяжело провинившиеся перед Богом, лишаются возможности касаться святых Таинств и общаться с другими верующими.


Анафеме предают путем соборного провозглашения, однако предоставляют возможность исправиться и вернуться в храм. Если человек осознал всю серьезность и неправомерность своих действий, допускается снятие наказания через публичное покаяние перед всеми прихожанами.

В католической церкви возврата к Богу не существует. Если верующий единожды был предан анафеме, он лишается всех надежд на Спасение и не может более быть причастным к церкви.

В давние времена людей, преданных анафеме, не просто изгоняли из храмов, но иногда и казнили. К примеру, в 1453 году отлучению от церкви подвергли Жанну д’Арк, после чего сожгли на костре. Такая же участь с преданием анафеме и сожжением постигла Джордано Бруно, но уже в 1600 году.

Под словами «предать анафеме» понимают полное отчуждение человека от церкви с исключением из церковной общины, запретом причащаться вином и хлебом, а для – невозможностью вернуться к занимаемой церковной должности.

Верующий, подвергнутый анафеме, теряет право посещать храм, исповедоваться, молиться вместе с другими прихожанами, а после смерти не может быть отпет и похоронен на христианском кладбище.

Нужно заметить, что перед преданием анафеме грешнику дают возможность осознать свою вину и исправиться. С ним ведут беседы, стараются внушить всю степень опасности, которую несут его действия и мысли, но если и тогда человек не пришел к покаянию, то его подвергают церковной каре.


Из-за большой серьезности наказания предавать анафеме может только синод, возглавляемый патриархом, или собор архиереев, а в особенно тяжелых случаях – Вселенский собор.

Чтобы быть подвергнутым анафеме, нужно совершить очень страшное догматическое либо дисциплинарное преступление. Как правило, в прошлом наказание постигало раскольников, лжеучителей, основателей, глав ереси (ересиархов).

В нашей время анафеме может быть предан верующий человек, член церковной общины, который активно проповедует ложные взгляды, публично искажает учение Божье, стремится расколоть единую Церковь на несколько течений. Кара постигает только тех, кто сознательно совершает проступки, но не касается людей заблудших, идущих на преступление против церкви по незнанию или непониманию.

Одним из самых известных людей в России, подвергнутых анафеме, был Лев Толстой. Отлучение писателя от православной церкви состоялось по определению Святейшего Синода в 1901 году в связи с его публичными высказываниями и убеждениями, не совместимыми с церковным членством.

В своих произведениях Лев Толстой явно указывал, что не принимает некоторые догматы Церкви, отрицает учение о Святой Троице и божественность Иисуса Христа. Он считал, что церковь ставит свои интересы превыше христианских идеалов, и подвергал сомнению авторитет священнослужителей.

До самой смерти в 1910 году писатель так и не покаялся, в результате чего умер без причащения и отпущения грехов. Его супруга нашла священника, который провел церемонию погребения, но Церковь объявила этот обряд частной молитвой и не приняла в качестве отпевания.

Предать анафеме - что это такое.

Достаточно известный, часто употребляемый, однако обычно не понимаемый толком, фразеологизм: предать анафеме – что это такое. Предать анафеме, объявить анафему, прочесть анафему – это синонимы отлучения от церкви человека. Однако не любого человека, а только христианина, считающего себя принадлежащим к этой церкви, но являющимся, по мнению церкви: еретиком. То есть, выражение предать анафеме – это сугубо внутренний, специальный церковный термин. И правильным было бы именно так к нему относиться, а не пытаться толковать значение выражения – предать анафеме, исходя из внешних, не церковных, светских позиций. Люди светские, не являющиеся христианами, обычно «грешат» уникальной способностью все дико упрощать. «Попутно» извращая смыл любых церковных терминов, самым непредсказуемым образом. Придавая по своему желанию совершенно не свойственный смысл фразеологизму: предать анафеме, являющемуся внутренним церковным термином. мы даже не всегда знаем как ударение в слове анафеме поставить правильно, а туда же - толкование даем.

Предать анафеме – что это такое? Синонимом предания анафеме, как мы знаем, будет выражение: отлучение от церкви. Если мы говорим о Православии, то отлучаются от церкви люди, считающие себя православными христианами или заявляющие о себе, как о православном христианине. Однако, на практике исповедующие другую религию и проповедующие учение не совместимое с христианством – антихристианские взгляды от имени церкви. Ведущие антихристианскую проповедь, как бы изнутри православной церкви, выдавая свои взгляды за обновленную, улучшенную, продвинутую версию Православия, в противовес «устаревшей, искаженной» церковью. То есть – еретики.

Понятно, что такая лукавая позиция еретика и ситуация в целом, не может считаться нормальной и возникает естественная реакция церкви выраженная в желании дистанцироваться от еретического учения или антихристианской проповеди, ведущейся от ее имени. Как форма предупреждения христиан, что взгляды еретика по вероучительным и догматическим вопросам, не могут быть отождествлены с мнением церкви и подкреплены ссылкой на ее авторитет, существует практика официального объявления подтверждающего фактическую ситуацию, «разделяющего стороны». Такое официальное объявление или предупреждение называется отлучением от церкви или анафемой еретику. Типа сигнала: осторожно - это секта.

Предать анафеме – что это такое в практическом смысле? Реальных физических действий или каких-то ограничений на свободу высказывания собственных религиозных взглядов еретика, анафема не предусматривает. Кроме запрета на проповедь еретического учения в стенах храмов и церковных учебных заведений. Поэтому, предание анафеме или отлучение от церкви не рассматривается в Православии как наказание или проклятие. А только как информационное сообщение о фактически сложившейся ситуации. Иногда указывается такой аспект предания анафеме, как запрет на посещение православного храма. Однако – это не соответствует действительности. Отлученный от церкви человек, по своему желанию, может посещать православный храм, молиться, ставить свечи перед иконами, присутствовать на службе.

В православной церкви просто не существует механизма, карающего органа или следящей организации, позволяющих, хотя бы теоретически, реализовать такой запрет на практике. Да и глупо гоняться за человеком по храму, не позволяя ему зажигать свечи – это абсурд. До такого идиотизма еще ни кто не доходил. Хочет еретик поставить свечку в церкви – пусть ставит. В православном храме ставить свечи и молиться перед иконами может представитель любой религии, даже самой антихристианской. Лишь бы гражданин соблюдал правила поведения в православном храме, вел себя прилично – этого достаточно. Тем более, что молиться можно и дома - было бы желание.

Предание анафеме – что это такое и можно ли отлученному от церкви человеку ходить в храм? Предполагается, что отлученный от церкви еретик, не может быть допущен к Таинствам Христовым. Однако, на практике такой запрет может быть реализован только при совершенно фантастической ситуации. Когда отлученный еретик, сам сообщит священнику о том, что он предан анафеме и попросит допустить к церковному Таинству. Естественно, в такой ситуации священник откажет. Но при допущении к Таинствам Христовым, ни кто не устраивает «паспортный контроль» и не существует практики «сверки с черным списком».

Раскаявшийся еретик, отказавшийся от своих взглядов, без особых процедур может быть воцерковлен, без повторного крещения, после снятия анафемы и допущен ко всем церковным Таинствам. С единственным ограничением, что обычно считается невозможным восстановление его в священническом сане, если он был ранее. Но и здесь есть свои тонкости, исключения, особые ситуации, принимаемые во внимание церковью.

(от греч. anatithenai – учреждать или посвящать), в Ветхом Завете словом анафема обозначается существо или предмет, приносимые в жертву. Жертва считалась одновременно и священной, и проклятой. В описаниях религиозных войн анафемами названы также враги и их осажденные города.

В Новом Завете термин приобрел другое значение. Св. Павел обозначал словом анафема проклятие и изгнание из христианской общины. В 431 г. Св. Кирилл Александрийский выдвинул знаменитые 12 анафем против еретика Нестория. Начиная с VI в. анафема стала означать наисуровейшую форму отлучения еретика от христианской церкви и осуждение его доктрины. Более мягкой формой считалось отлучение от таинств, вину можно было искупить с помощью епитимьи.

Ритуал и порядок провозглашения анафемы был установлен на Халкедонском соборе (451 г.) с тех пор она неоднократно использовалась в политических целях против различных общественных деятелей, что, в конце концов, подорвало веру большинства христиан в мистическую действенность ритуала. Последняя анафема в православной церкви была провозглашена в 1918 г. патриархом Тихоном, который проклял таким образом диктатуру большевиков в католичестве же анафемы коммунистам провозглашались до конца 60-х годов.

Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия

Анафема (заклятие, отлучение) (I Кор. XVI, 22) - под сим словом в общем смысле разумеется обречение какого-либо животного, лица, или места конечной гибели, или Божескому отмщению (Лев. XXVII, 28, Нав. VI, 16). В более тесном смысле под словом анафема в древней христианской...

Библейская энциклопедия

Анафема, маран-афа (I Кор. XVI, 22) - сирийское восклицание, значащее: да будет отлучен до пришествия Господа. Сими словами иудеи начинали суровый приговор крайнего отлучения, и силой означенных слов виновный не только отлучался из среды их, но уже обрекался, насколько это было...

Энциклопедия "Религия"

АНАФЕМА (от греч. "воздвигать", "посвящать") - исходно (Ветхий Завет [см.]) - существо или предмет, предназначенные для жертвоприношения. Их использование в иных целях запрещалось, они обрекались на уничтожение, становясь священными или проклятыми в одно и то же время. Апостол...

Предавать анафеме ПРЕДАВАТЬ АНАФЕМЕ. ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ. Экспрес. 1. кого . Отлучать от церкви кого-либо. В 1667 году московский собор предал непокорных господствующей церкви двуперстников анафеме: они на анафему отвечали анафемой (Мельников-Печерский. Очерки поповщины). [Павлин: ] Лев Толстой еретик был, почти анафеме предан за неверие, а от смелости бежал в леса, подобно зверю (М. Горький. Егор Булычёв и другие). 2. кого, что . Решительно, категорически отказываться от кого-либо или от чего-либо. Он предал анафеме всякое оборонительное, ещё более отступательное действие в российской армии (Д. Давыдов. Встреча с великим Суворовым). Разумеется, было бы глупо предавать анафеме всех, кто позволяет себе в зрелые годы переиначивать свою семейную жизнь. Человек в любом возрасте хочет быть счастливым, да и право на счастье, пока он жив, он не теряет (А. Плутник. Развод накануне серебряной свадьбы). 3. кого, что . Экспрес. Выражать сильное недовольство, возмущение кем-либо или чем-либо; бранить, проклинать кого-либо или что-либо. Жена и мать Федьки по сему поводу с утра неистово пилили его… Наконец, они, дружно предав его анафеме, замолкли (М. Горький. Дипломатия).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Предавать анафеме" в других словарях:

    предавать анафеме - См … Словарь синонимов

    Предавать/ предать анафеме - кого, что. Книжн. 1. Проклинать, отлучать от церкви кого л. 2. Клеймить, подвергать резкому осуждению. БМС 1998, 25; БТС, 38; Ф 2, 85 … Большой словарь русских поговорок

    ПРЕДАВАТЬ АНАФЕМЕ. ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ. Экспрес. 1. кого. Отлучать от церкви кого либо. В 1667 году московский собор предал непокорных господствующей церкви двуперстников анафеме: они на анафему отвечали анафемой (Мельников Печерский. Очерки… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    анафематствовать - предавать анафеме … Cловарь архаизмов русского языка

    проклинать - Клясть, налагать проклятие, предавать проклятию, анафеме, анафематствовать (анафемствовать), ругать. Ср. бранить... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. проклинать … Словарь синонимов

    АНАФЕМА - [греч. ἀνάθεμα отлучение от Церкви], отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно… … Православная энциклопедия

    Сисенанд - готск. Sisinanþs, лат. Sisenandus … Википедия

    клясть - См. проклинать... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. клясть бранить, проклинать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Посвящение (в сан) - на церковном языке возведение того или другого лица, посредством установленного таинства или церковного обряда, в ту или иную степень духовного служения. В церковнослужители, т. е. в низшие церковные должности (чтеца, певца, иподиакона), П.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Спрашивает максим
Отвечает Василий Юнак, 07.11.2007


Анафема - это отвержение, непринятие. Это греческое слово, вошедшее в русский язык с христианским учением.

Подробнее о значении слова можно узнать в словаре :

Заклятие [евр. херем]. Предавать З. означает отлучать к.-л. лицо, животное или предмет от мира человеч. существования и отдавать его в распоряжение Бога. Как правило, существо или предмет, предаваемые З., уничтожались. Именно поэтому они считались священными. Евр. харам означает "предавать уничтожению, уничтожать", эфиоп. харама - "отлучать от мирского общества" (ср. также араб. харем).
II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Соотв. греч. слово анатема (-" Заклятие) встречается здесь в разных значениях. В это понятие обозначает "приношения, посвящ. Богу или храму (в Синод. пер. - "вклады"). Обычно греч. слово анатема переводится как "предавать проклятию". Согл. ап. Павлу, прокляты, преданы анафеме были те, кто превратно толковал Евангелие и не любил Господа Иисуса Христа ( ; и след.). При этом Павел имеет в виду членов общины. Но у нас нет сведений о том, какие практич. последствия имела анафема, и поэтому мы не можем с уверенностью утверждать, была ли анафема тождественна отлучению от церкви. Довольно неожиданное употребление понятия анафемы можно обнаружить в , где Павел согласен быть отлученным (анатема) от Христа, если это поможет спасению его народа. Тем самым он показывает, насколько сильна его любовь к собств. народу. В новом Иерусалиме больше не будет ничего проклятого и, соотв., не будет и анафемы ( ; см. также ). В говорится о том, что нек-рые иудеи договорились наложить проклятие на самих себя в случае на-рушения ими клятвы. С похожим употреблением этого слова мы встречаемся и в .

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":