Быковская усадьба. Внутри нас ждал настоящий сюрприз

Текст: Ольга Пшеницына


Иллюстрация: Артем Кожемякин

Село Быково в Раменском районе существовало еще в XIV веке, а первым его владельцем был князь Дмитрий Донской. Но широко известной усадьба стала при Михаиле Измайлове, московском генерал-губернаторе, сподвижнике Екатерины II. Именно императрица повлияла на внешний вид усадьбы. Однажды, объезжая подмосковье, она заглянула в Быково и попеняла хозяину на бедноватость владений. С этого момента в усадьбе началась полная перестройка. Измайлов пригласил архитектора Василия Баженова, чтобы затмить все окрестные имения.

Наиболее запоминающимся строением в ансамбле усадьбы Быково является церковь Владимирской иконы Божией Матери, которая служит ориентиром для многочисленных туристов и посетителей. Конечно, ее нельзя пропустить, осматривая усадьбу. Как утверждают специалисты, это единственный в России храм овальной формы, построенный в стиле неоготики (направление в русской архитектуре екатерининской эпохи, основанное на вольном сочетании элементов европейской готики и московского барокко). Церковь двухэтажная, верхняя - летняя, названа в честь иконы Владимирской Божией Матери. А нижняя, зимняя, была освещена в честь Рождества Христова. Привлекают взгляд и парные колокольни по бокам от фасада церкви. Но сегодня посетители могут зайти лишь в действующую нижнюю часть.

Прогуливаясь по парку, посетители найдут два пруда, в центре одного из которых - остров с беседкой. Она называется «храм Цереры» в честь римской богини земли и плодородия. Раньше туда вел изящный мостик. Теперь пройти на остров можно только зимой, когда пруд замерзает. Но летом в парке организован прокат лодок - в них можно и поблаженствовать на водной глади, и перебраться на остров.

Немного западнее прудов располагается главный дом усадьбы. В его облике от архитектуры Баженова сохранились въездные пандусы с белокаменной балюстрадой, остальное - плоды творения другого мастера - Бернара де Симона. Балкон, опирающийся на колонны в виде женских фигур, смотрится красиво. Да и в целом вид на дом, открывающийся с холма, очень живописный. Сейчас в нем находится санаторий, и туристы могут осмотреть здание лишь снаружи. Еще в окрестностях можно набрести на источник и храм Троицы Живоначальной. Гуляя по усадьбе, посетители найдут не только прекрасные виды для фотографий, но и своеобразные «клады». Усадьбу Быково облюбовали геокешеры - любители оставлять в наиболее интересных местах небольшие «послания», и искать те, которые закопали до них. Вход на территорию усадебного парка и в церковь свободный.

От некогда прекрасной усадьбы Быково до наших дней сохранились лишь заброшенный дворец, запущенный парк с прудами, а также потрясающая Владимирская церковь. Сама усадьба прежде называлась усадьба Марьино. Основал её во второй половине XVIII века генерал-губернатор Москвы и фаворит Екатерины II М.М. Измайлов, а спроектировал один из самых популярных архитекторов того времени - Василий Баженов. Но баженовское здание дворца было перестроено в середине XIX века при новом владельце - графе И.И. Воронцове-Дашкове.

Дворец И.И.Воронцова-Дашкова в усадьбе Быково

Дворец Воронцовых-Дашковых в Быково

Граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков — один из богатейших людей России, владелец знаменитого Воронцовского дворца в Алупке. Для перестройки усадьбы он пригласил швейцарского архитектора, получившего образование в России, Бернар де Симона. Под руководством последнего были также возведены оранжереи, скотный двор, въезд в усадьбу и прочие хозяйственные постройки. От баженовского дворца сохранились только подвалы, въездные пандусы у главного входа и баллюстрада.

Пандус двореца Воронцова-Дашкова в усадьбе Быково

Холм, на котором стоит дворец, был насыпан вручную крестьянами за счет земли с выкопанных в усадьбе трех прудов. Парк, окружающий главный дом усадьбы, был разбит уступами в речной долине и не подступал столь близко к дому, как сейчас

Вид на подъездной пандус от главного крыльца дворца Воронцова-Дашкова в усадьбе Быково

Планировка дворца выдает деление на мужскую и женскую половины. Из женской открывался вид на парк и Владимирскую церковь, на мужской стороне располагалась башня с часами, а поблизости от неё — хозяйственные постройки.

Такое выражение средствами архитектуры роли хозяев, их предназначения и занятий в жизни было характерно для того времени. Вот так выглядит восточный фасад дворца, относящийся к женской половине (фотографировать с более удаленного расстояния невозможно: деревья расположены близко от здания)

Дворец по форме не строго прямоугольный. Вот сбоку, на женской половине, есть такая уютная одноэтажная пристроечка, крыша которой служит балконом для второго этажа. На сохранившемся поэтажном плане здания это помещение помечено как будуар

Будуар имеет три окна. Одно выходило на небольшую террасу, обнесенную баллюстрадой. Сейчас мало что осталось от террасы, а от ограждения — вообще ничего

Выход на террасу осуществлялся из основной части дома через эту дверь

Вот такими мощными волютами (завитками) оформлен этот выход

Второе окно будуара выходит в парк. Раньше из него открывался вид на парк и храм вдалеке. Сейчас деревья подступили вплотную и получается вот такой вид

А третье окно будуара смотрит уже с главного фасада здания и выходит на большую террасу, которая простирается во всю длину главного фасада

Терраса сложной, ломаной формы, просторная, вымощена белым камнем. Баллюстрада по её периметру почти полностью утрачена

Сохранился только небольшой участок баллюстрады. Судя по старым фотографиям, повороты и окончания перил были украшены вазонами из того же белого камня, что и баллюстрада. В вазонах росли декоративные растения и цветы.

С террасы можно было спуститься по двум таким лестницам, расположенным симметрично

Дворец стоит на холме, его главный фасад и терраса перед ним обращены к югу и от них открывался вид на протекающую внизу реку Быковку. Внизу располагалась пристань, где спуск к воде был оформлен такой же лестницей с вазонами, как терраса. Сейчас склон речной долины зарос деревьями и с террасы вашему взору открывается следующий вид

При моём посещении осенью 2017 года дворец был не доступен для посещения. Заглянуть внутрь невозможно: изнутри окна закрыты ветхими шторами, картоном и фанерой. Дворец производил впечатление запущенного здания, находящегося в угрожающем состоянии. Но ведь по степени сохранности интерьеров усадьба Быково считалась одной из лучших усадеб Московской области. При подготовке этого материала я нашла отличные фотографии великолепных интерьеров дворца Воронцовых-Дашковых, сделанных относительно недавно, 2-3 года назад. Вот, например, так выглядел будуар изнутри

В советский период в этом дворце размещались поочередно детская колония, школа подрывников, туберкулезный санаторий. Возможно из-за последнего и возникли проблемы с определением дальнейшей судьбы всего комплекса усадьбы – пугают, что палочка Коха живет 25 лет. Мы же вернемся к главному фасаду дворца и рассмотрим его. К будуару примыкает парадная спальня графини. Вот на первом этаже венецианское сдвоенное окно – это окно спальни хозяйки, а на втором этаже над ним – гостевая спальня

Вот потолок спальни графини, интерьеров там, судя по всему, не сохранилось

В глубине дома, за спальней хозяйки располагалась ванная комната без окон. Вот её потолок

Если двигаться далее по фасаду, за окном спальни идет окно кабинета графини. Над ним на втором этаже комната, предназначавшаяся для гостей. Большой, во всю глубину здания, кабинет графини имел два камина, не дошедших до наших дней. Помещение оформлено великолепной резьбой, которая неплохо сохранилась

К кабинету примыкает музыкальный салон или голубая гостиная, которая расположена по центру здания и объединяет женскую и мужскую части дома. Роспись стен гостиной имитирует шелковые штофные обои. По центру – белый мраморный камин с резными цветами и ветвями

Великолепен лепной потолок

На главном фасаде салону соответствует портик с кариатидами. Сохранились все четыре фигуры, хотя следы времени на них заметны

Крыша портика служит балконом, выход на который осуществляется из кабинета графа, расположенного на втором этаже прямо по центру здания. Вот как в наши дни выглядит этот выход на балкон из кабинета графа

На стенах графского кабинета росписи, изображающие уютные места усадебного парка

Над балконом главного фасада изображен герб Воронцовых-Дашковых

Вернемся к первому этажу дворца. С мужской половины дома к центральной голубой гостиной примыкает бильярдная, объединенная с библиотекой. Судя по плану, это было большое помещение, условно разделенное двойным (на две стороны) камином в центре. Окно бильярдной выходит на главный фасад дворца, окно библиотеки – на противоположный, парковый, фасад. На втором этаже над библиотекой располагалась спальня графа

В библиотеке сохранились резные деревянные потолок и книжные шкафы высотой до потолка. На фото современная мебель позволяет определить масштабность помещения: смотрите, как колоссально выглядят книжные шкафы по сравнению с обычным офисным стулом

Столовая большая, с камином – он не дошел до наших дней. В советское время помещение столовой отдали под кинозал. Сохранилось резное оформление потолка и стенных панелей

Башня использовалась в том числе для астрономических наблюдений, там находился телескоп. На ней были не просто часы, а куранты – то есть часы с колоколами, механически, без участия человека, играющими мелодию

Из башни есть выход на большую террасу перед главным фасадом дворца. Оформлен этот выход, как и на боковую террасу на женской половине, завитками-волютами

Если обойти башню, то за ней будет небольшая терраса

Эта терраса показалась мне гораздо уютнее, чем первая, на женской половине – может быть потому, что здесь сохранились перила, ограждение и вазоны в углах – такие же вазоны стояли раньше и на перилах главной террасы. Выход на террасу мужской части дома ведет из столовой.

Вид на башню с западного фасада дворца

На северном фасаде дворца расположено главное подъездное крыльцо с пандусами. Вот как оно выглядит сейчас из парка

Вот нынешний вид в противоположную сторону, от крыльца на парк

Подступы к крыльцу перекрыты, ни подойти близко, ни взобраться на него невозможно. При максимально доступном приближении сбоку крыльцо выглядит вот так. Обратите внимание: на крыше крыльца так же расположен балкон, а над ним вверху – герб Воронцовых-Дашковых

С этого крыльца посетители попадали в главный вестибюль с парадной лестницей, овальной в плане

Потолок вестибюля просто потрясает: объемная лепнина витиеватого рисунка, тонкая работа, сложные геометрические формы

С лестничной площадки между этажами можно было выйти на балкон над крыльцом и полюбоваться парком усадьбы. А по лестнице посетители поднимались на второй этаж, к комнатам гостей и кабинету хозяина

Комнаты второго этажа на фотографиях я атрибутировала по расположению окон и смежным помещениям. Получилось, что вот это гостевая спальня, расположенная над спальней графини

Вот это другая комната для гостей, смежная с предыдущей

Так же мало что осталось от спальни графа. Обратите внимание на узкий коридор, видимый через дверь, — он отделял комнаты второго этажа, выходящие на разные стороны дома

А это смежная со спальней графа комната наследника. Похоже, что и здесь роспись стен имитирует шелковый штоф. Судя по плану, комната была не такая просторная: от окна и до стены было выгорожено небольшое помещение под гардеробную или туалет

Башня на изнутри на втором этаже

Обойдя весь дворец кругом, вы возвращаетесь к первоначальной точке, откуда начали обход

Можно ещё погулять по огромному (я нашла цифру 60 гектар!) парку усадьбы. Конечно, по сравнению с эпохой графов Воронцовых, он запущен и нуждается в расчистке. Не сохранилось ничего от аллеи черных роз, которые покупались во Франции за золото. Но до сих пор в усадебном парке очень разнообразен состав деревьев — более 60 пород, в том числе немало иноземных и экзотических растений.

Заметны следы продуманной декоративной посадки парковых растений, вот, например, еловая аллея

В парке ещё сохранился пруд, правда, тоже требующий ухода

От дворца через парк пройдем ещё к одной достопримечательности – церкви Владимирской иконы Божьей матери

Дата постройки храма – 1789 год. Доска на самой церкви приписывает авторство архитектору В.Баженову, но в разных источниках называются и иные фамилии, например, М.Ф. Казакова и А.Н. Бокарева. Кто бы то он ни был, поблагодарим создателя этого чудесного псевдоготического храма, похожего на сказочный замок

Неповторимость этого храма в том, что это единственная в русской архитектуре двухэтажная церковь овальной формы (прямоугольная трапезная с парными колокольнями была пристроена позже)

Вид на Владимирскую церковь в Быково с алтарной части

Также не имеет аналогов в храмовой архитектуре России лестница, ведущая к верхнему храму и словно крыльями обнимающая главный вход в церковь первого этажа. Именно её гармоничные пропорции, изящество и лаконичность выдают руку талантливейшего мастера

По бокам западного фасада храма стоят две симметричные колокольни, увенчанные шпилями

Обойдем этот волшебный замок, чтобы поподробнее рассмотреть его. Пространство храмовых стен заполнено стрельчатыми окнами и арками, полуколоннами и барельефно выполненными портретами. Сначала я восприняла их как изображения святых, но мере того, как я обходила здание, они всё больше напоминали мне портреты великих людей. Вот лицо справа очень похоже на Коперника, а слева – на Достоевского

Не знаю, как выглядели Сократ, Аристотель, Платон и остальные гиганты мысли, но мне они мерещились в каждом старце, изображенном на стене

Вот алтарная часть храма

С двух сторон от алтарной части располагается по крыльцу

Крыльцо южного фасада Владимирской церкви в Быково

Крыльцо северного фасада Владимирской церкви в Быково

Верхняя часть храма с боковых фасадов украшена парными балкончиками с высоко вознесенной крышей, поддерживаемой тонкими колонками и увенчанной обелисками. На этом фото хорошо заметна овальная форма церкви

Растущий в ограде шиповник словно бы подчеркивает волшебно-романтический облик этого замка

Белый шиповник, страсти виновник,

Разум отнять готов.

Разве не знаешь, графский садовник

Против чужих цветов.

Рядом с Владимирским храмом в 1830-х годах была выстроена колокольня в том же стиле.

Вид на храм от колокольни:

Сейчас проход по лестнице перекрыт. На территории храма идут некрупные ремонтные работы, но лестница вроде как завершена. Верхний храм закрыт для посещений. Через главное крыльцо зайдем в нижний храм

Проход к двери храма получается длинным и по бокам открываются необычные виды

Нижний храм, который сейчас доступен, освящен в честь Рождество Христова, поэтому над дверями церкви такое изображение

В советское время храм был закрыт. Здесь располагалась швейная фабрика, а потом склад. В 1989 году храм был возвращен церкви, восстановлена роспись сводов. Видно, что самой почитаемой иконой в храме является Владимирская икона Божьей матери – у неё множество золотых и серебряных украшений в знак благодарности от верующих за помощь. Так же очень чтима икона Николая Чудотворца, которая была подарена семье Воронцовых-Дашковых императором Николаем I. Меня же поразили небольшие иконы, судя по размерам и простоте окладов, словно бы принесенные из дома, из деревенских деревянных изб. Размещены они небольшими группами. Вот на следующей фотографии внутреннего убранства храма видны такие иконы на столбе по центру снимка

Ещё на территории храма меня впечатлили стенды вдоль дорожки вот с такими плакатиками

Плакатов было несколько, я сфотографировала только два

За оградой храма, по дороге к дворцу Воронцовых-Дашковых моё внимание привлекло вот такое здание (в тени справа скрывается ещё одна подобная секция, формой похожая на замочную скважину)

Несоразмерность сложности постройки и провинциальности местоположения вкупе со старым красным кирпичом свидетельствуют за дореволюционное происхождение здания. А если посмотреть старый план всей усадьбы Быково, то примерно на этом месте располагались Большая оранжерея и Оранжерея ананасов. Может, необычное здание и есть перестроенные остатки оранжерей.

Как попасть в усадьбу Быково

Усадьба Быково относится к сельскому поселению Верейское Раменского района. Дворец Воронцовых-Дашковых находится в глубине обширного парка, ни увидеть его с дороги, ни подъехать к нему невозможно. Лучше ориентироваться на Владимирскую церковь – её шпили видны издалека, к ней ведет асфальтированная дорога, хотя и не подходит общественный транспорт. Остановка общественного тpaнcпopта расположена на Жуковском шоссе, она так и называется «Храм». Судя по Яндексу, автобусы и маршрутки идут сюда от метро Котельники.

Для автомобилистов также лучше подъехать к храму: здесь достаточно места оставить машину, хотя парковка и не обозначена. В навигаторе можно забить «Усадьба Быково» и он предложит храм Владимирской иконы Божией матери или можно задать адрес село Быково, ул.Колхозная, д.16/4. Только обратите внимание, что населенных пунктов с названием «Быково» в Московской области много, надо выбирать Раменский район.

Чтобы пройти от храма к дворцу, надо обойти ограду храма справа, т.е. идти по дороге между храмом и школьным двором, церковь остается слева. Асфальтированная дорога тут одна и она вас выведет к жилым домам, мимо которых надо идти так же по асфальту, как указывает стрелка на следующем фото

И уже сразу, повернув по стрелке, вы увидите за домом ограду парка вот с такой вертушкой – это и есть незатейливый вход в усадебный парк Быково

За калиткой не сворачивайте резко влево или вправо, идите вперед по средней тропе. На первой развилке вы выбираете левую тропу

Ориентиры – далее справа от вас остаётся котельная с горами угля под открытым небом, а слева за деревьями будет виден пруд. Пруд вы оставляете слева, обходя его на некотором расстоянии, и когда обогнете пруд, выйдете на следующее распутье, где надо выбрать уже правую тропу

Здесь уже смотрите внимательнее налево – вскоре за деревьями будет виден с угла дворец, а тропа перейдет в еловую аллею

И обратите внимание: в парке только грунтовые дороги, поэтому для прогулки выбирайте соответствующую обувь.

Также учтите следующее. Главный фасад дворца смотрит на юг и фотографировать его удобно. Храм же с южной стороны не доступен для съемки: там всё застроено и огорожено заборами – не подступиться. Хороший обзор на весь храмовый комплекс открывается с севера, но при этом может мешать солнце, невысокое в осенне-зимний период.

Удачной вам поездки в усадьбу Быково, пусть вам повезёт больше и удастся увидеть интерьеры дворца! Если же не получится – фотографии интерьеров можно посмотреть на

Село Быково находится примерно в 15 км от Москвы рядом с городом Жуковский. Здесь в полузаброшенном состоянии располагается уникальная усадьба, настоящий кусок Европы в Подмосковье.


Раньше это место носило название Марьино, а одним из первых его владельцев был князь Дмитрий Донской. Именно его перед Куликовской битвой он завещал своим сыновьям.

Село неоднократно меняло владельцев, было частной и государственной собственностью. В середине 18-го века село перешло во владение Михаила Измайлова, который был представителем старого дворянского рода, а также был камергером при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Кроме этого Измайлов был председателем Кремлёвской экспедиции дворцовых строений, где под его наблюдением возводились здания Судебной палаты и Окружного суда в Москве. Среди его подчиненных был знаменитый архитектор Баженов.

В 1775 году императрица Екатерины II, заехав в гости к Измайлову, она отметила, что его имение выглядит как-то бледновато и мало чем отличается от посещенных ей ранее подмосковных усадеб. Такое замечание сильно задело Измайлова, и он задумал превратить село Быково в роскошную усадьбу. Тут-то помогло его давнее знакомство с Баженовым, который создал уникальный архитектурно-парковый ансамбль.

План усадьбы Быково на основе чертежа 1983 г:

1. Главные ворота и кордегардия, 2. Людские, 3. Кузница, 4. Хозяйственный корпус, 5. Верховые конюшни, 6. Гостевой дом, 7. Кухня, 8. Ледник, 9. Дворец, 10. Пристань, 11. Устройства гимнастические, 12. Пристань, 13. Пристань, 14. Эрмитаж, 15. Большая оранжерея, 16. Обелиск, 17. Грот, 18. Пристань, 19. Беседка «Трех философов», 20. Мраморная колонна, 21. Водослив, 22. Оранжерея ананасов, 23. Устройство для вишен, 24. Русские бани, 25. Дом доктора, 26. Госпиталь, 27. Владимирская церковь и дом причта, 28. Мост, 29. Святой колодец, 30. Источники, 31. Мост, 32. Пристань, 33. Грот (погреб), 34. Швейцарская ферма, 35. Людская, 36. Плотина, 37. Роща

Главный дом представляет собой величественный двухэтажный дворец на искусственном холме:

Старые фотографии:

В начале 19-го века Быкова переходит во владение к Воронцовым. В 1855 году граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков приглашает в усадьбу архитектора Бернара де Симона, который частично переделывает дворец и делает величественные интерьеры, который дожили и до нашего времени (об интерьерах можно почитать у deadokey , которому удалось посетить главный дом, и ).

Панорама усадьбы Быково, сделана сразу после реконструкции, произведенной Воронцовыми-Дашковыми по проекту Бернара Симона. Художник Д.Э. Хаген, 1853. Раменский историко-художественный музей.

Тогда же на аттике дворца появляется герб Воронцовых-Дашковых с девизом по-латыни: «Верность всегда непоколебима».

Последним владельцем Быкова был Николай Ильин — инженер-путеец. В 1860-е гг. строительство железных дорог в России только налаживалось. Предвидя открывающиеся с развитием нового вида транспорта перспективы, группа единомышленников (в числе которых и был Н.И. Ильин) во главе с К.Ф. фон Мекком (про усадьбу фон Мекка я писал ранее) создали в 1863 г. первую частную железнодорожную компанию. В 1874 г. Ильин приобрел у Воронцовых его усадьбу.

Ильины были владельцами усадьбы в Быково до революции 1917 года. Затем усадьба была передана детскому дому для сирот красноармейцев. В годы Великой Отечественной войны в усадьбе находилась школа подрывников:

Позже в усадьбе расположился туберкулезный санаторий, вывеска которого и встречает нас сейчас:

От входа идет аллея в сторону дворца:

По бокам полуразрушенные вазоны:

Санаторий построил на территории усадьбы несколько зданий для своих нужд:

На них до сих пор вист аншлаги с нумерацией корпусов:

Объявлений нет:

Здание дворца вырастает из зарослей:

Настоящая махина с трехуровневой башней с одной стороны:

Немного ближе:

К главному входу тянутся симметричные пандусы:

С другой стороны:

Над главным входом сооружена крыша:

Лечебный корпус "Дворец":

Чуть в стороне другая табличка:

Еще один общий вид на дворец:

Старая фотография с похожим ракурсом:

В зарослях попадаются вазоны:

Вид на главный дом со стороны прудов:

На башню ведет лестница и установлена какая-то антенна:

Здесь когда-то были балюстрады по всей террасе:

Сейчас это все, что осталось:

Хотя всего 20 лет назад их еще можно было наблюдать:

С торцевой стороны ситуация немного лучше, если тут уместно это слово:

Когда-то лестницы были украшены статуями:

Со временем все это утеряно и продолжает разрушаться:

Удивительно, что да наших дней дожили кариатиды:

Они здесь все разные:

Освещение на фасаде:

Обломки декора возле здания:

Теперь прогуляемся немного по территории. Спуск от дома к прудам:

В парке множество разнообразных деревьев:

Один из прудов облюбовали рыбаки:

Ротонда на острове в одном из прудов, которая была построена в 18 веке Баженовым.

Раньше к ней шел мост, который не сохранился, и попасть туда можно только с наступлением зимы.

Она же на старой фотографии:

Кроме этого возле одного из прудов раньше находился Эрмитаж, который до нас не дошел:

Также здесь был грот:

На территории усадьбы находится святой источник, возле которого раньше существовала часовня:

Зато до наших дней сохранилось еще одно уникальное, с точки зрения архитектуры, строение, выполнено в псевдоготическом стиле - церковь Владимирской иконы Божией Матери:

Но о ней подробнее в следующий раз...

В прошедшее воскресенье съездили в усадьбу Быково-Марьино, что в селе Быково, Раменского района Московской области. Пока ехал до усадьбы, не думал увидеть что-то новое. Но на моё удивление, я ошибся.

И так, вот она, главная достопримечательность усадьбы Быково - Владимирская церковь. Находится церковь прямо посреди села, в окружении пятиэтажек и коттеджей. В 1930-е годы церковь была закрыта. В здании храма разместилась швейная фабрика, а позднее склад. И лишь в 1989 году церковь была возвращена верующим. Сейчас церковь не спешно реставрируют. Территория открыта, рядом тусуются цыгане, и просят денег.
Координаты объекта: 55.610205, 38.058159
1.

А так церковь изображена на картине, нарисованной в 1804 году.
Непонятно почему художник изобразил вокруг горы. Небольшая холмистость конечно присутствует. Но ущелье гор не наблюдается.

2. В конце XIX века по соседству с церковью возвысилась колокольня, выполненная в схожем стиле.

3.

4. Неподалёку от церкви, стоит забавное двухэтажное здание, с необычными окнами.

5. Осмотрев церковь, пошли искать усадьбу. Сперва заблудились. Зашли в глубь села, наткнулись на КПП. Через КПП на территорию не пустили. Пришлось идти обратно, и искать "официальный" вход на территорию усадьбы.

6. "Официальный вход" на территорию усадьбы выглядит так.

7. Пройдя метров 500 по парку, попали на возвышенность, где стоит главный дом. Правда от дворца Баженова остались лишь фундамент и пандусы у главного входа: в середине XIX века, когда Быково перешло во владение графа Иллариона Воронцова-Дашкова, дом перестроил швейцарский архитектор Бернар Симон. Получился пышный двухэтажный дворец из красного кирпича с башней в стиле английских замков. С советских времен здесь размещался туберкулезный санаторий. Сейчас внутри в некоторых комнатах горит свет, но здание закрыто.

8. Табличка, которая гласит: ПОДЛЕЖИТ ОХРАНЕ КАК ВСЕНАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ.

9. Обойдя здание по кругу, видим, как достояние охраняется.

10.

11. От былой роскоши не осталось и следа, балюстрада почти полностью разрушена.

12.

Еще совсем недавно, в 1995 году, балюстрада была полностью цела. И за каких то 18 лет, уничтожено то, что стояло больше века.

13. Мощение крыльца потихоньку исчезает. Видимо дачники из соседних деревень сперва растащили колонны от балюстрады, а теперь принялись и за напольные плиты.

14.

14. Кариатиды - статуи-колонны, поддерживающие балкон.

15.

16. Главный вход.

17. И вид с него. Как пишут в разных источниках, раньше здесь был несвойственный для подмосковья ботанический сад. Росли 200-летнее пробковое дерево, хлебное дерево и другие экзотические растения. В Московской области! Нам не удалось увидеть даже остатков этого ботанического сада. Сейчас это просто заросший усадебный парк.

18.

19. Природа, потихоньку отвоёвывает своё.

20. Главный дом усадьбы, фронтальная сторона. Стоит на возвышенности.

21. А такой вид открывается от него. 200 лет назад тут скорее всего не было деревьев, и открывался вид на бескрайние просторы.

23. Одно из озер на территории усадьбы.

24. Отвалы угля, для котельной. Котельную построили прям на территории.

Историческая справка: для любителей истории.
Возникновение села Быково относится к 14-му веку и впервые оно упоминается в духовной грамоте великого князя Дмитрия Донского, завещавшего его перед Куликовской битвой своим младшим сыновьям Василию и Ивану.
Позже, в начале 17-го века, село Быково уже упоминается в окладных книгах казенного приказа как "великого государя дворцовое село у озера" с церковью Рождества Христова, деревянной, "построенной истари", с пашнями и лугами.

В старину на просторных лугах, расположенных в междуречье южнее Быково, находился скотопрогонный пункт, где откармливался скот перед его отправкой в Москву. Не исключено, что наименование села как раз и связано было с этим событием. Кстати, существовавший до революции в этих местах трактир тоже носил похожее название — "Бычий".В 1704 году указом Петра I село Быково было пожаловано ростовскому воеводе Иллариону Воронцову "за заслуги перед Отечеством".
Во второй половине 18-го века, в 1762 году, село Быково переходит в собственность к видному сановнику М. М. Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских и принявшему православие. Новый владелец был одним из участников дворцового переворота 1762, в результате которого на престол взошла Екатерина II.
В течение ряда лет он был начальником Экспедиции Кремлевского строения, с которым были связаны по службе В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Для перестройки усадьбы М. М. Измайлов привлек одного из самых талантливых архитекторов того времени — В. И. Баженова. Архитектор горячо взялся за работу и принял смелое решение в корне изменить облик барской усадьбы. Новый дворец он решил построить в западной части усадьбы на дубовых сваях искусственного холма, землю для которого крестьянам пришлось таскать на себе в плетеных корзинах с мест, где были выкопаны три пруда. Одновременно с дворцом В. И. Баженов решил создать новый, по-настоящему архитектурно-парковый ансамбль, состоящий из церкви, парка, прудов, зимнего сада, грота и Эрмитажа.

Двухэтажный дворец из красного кирпича, несмотря на незначительные переделки, выполненные чуть позже швейцарским зодчим Бернардом Симоном, почти полностью хорошо сохранился до наших дней и производит яркое впечатление.
Его четыре фасада не повторяются. Так, например, южный фасад выполнен в классическом стиле и его украшает великолепный портик с кариатидами — колоннами в виде прекрасных женских фигур. На эти колонны опирается балкон. Перед портиком находится гульбище, обрамленное балюстрадой с вазами. Слева от дворца стоит высокая башня, на которой был установлен телескоп. Здесь же находились солнечные часы. С северной стороны в центре фасада можно увидеть парадную лестницу, украшенную греческими вазами. Парк был пейзажного типа (на английский манер). Достопримечательностью этого парка была аллея из черных роз, которые владельцы усадьбы покупали во Франции за золото. Эта аллея находилась восточнее дворца и пролегала до ближайшего пруда. Там же, у пруда, находилось двухэтажное здание Эрмитажа, предназначенное для музицирования и бесед хозяев с гостями. Кроме музыкального салона в Эрмитаже имелись фисташковая, оливковая, лиловая комнаты и комната-аквариум, у которой одна из стен была выполнена из стекла и выходила прямо на пруд, что позволяло наблюдать за поведением рыб.

К сожалению, после революции не сохранились ни аллея из роз, ни здание Эрмитажа, которое было разобрано на кирпичи для постройки столовой санатория. Деревья парка окаймляют два пруда, на одном из них сохранилась баженовская беседка — Храм Цереры — принадлежавшая к лучшим образцам парковой архитектуры конца 18 в. Беседка-ротонда имеет три поставленных по кругу пилона, чередующихся с коринфскими колоннами, несущими полусферу купола. Медальоны на стенах пилонов были украшены барельефами, ниши в интерьере — статуями.

Жемчужиной всей усадьбы, несомненно, была двухэтажная церковь, построенная по проекту В. И. Баженова в 1789 году в честь Владимирской Божьей Матери на месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Специалисты утверждают, что это единственный у нас храм овальной формы. На его нижнем этаже был храм Рождества Христова, а на втором этаже — церковь Владимирской Божьей Матери.

К центральной части храма примыкает трапезная, увенчанная ротондой и крестом. Вход на второй этаж храма возможен через дивную двух-маршевую белокаменную лестницу с балюстрадой. Над кровлей храма возвышаются две башенки, одна из которых предназначалась для установки часов, а на другой было водружено семь колоколов, самый большой из которых весил 117 пудов, а самый маленький — всего 70 фунтов. В конце 19-го века рядом с церковью была построена большая колокольня, но так удачно и гармонично, как будто она была задумана самим Баженовым.

Роспись стен храма поздняя, была выполнена по просьбе прихожан в 1912 году, но не завершена. Храмовая икона Владимирской Божьей Матери появилась здесь после М. М. Измайлова, а до этого там находилась фамильная икона Измайловых — Казанской Божьей Матери. Следует упомянуть об иконе Николая-чудо творца, которая была подарена Николаем 1 одному из графов Воронцовых-Дашковых и находилась в верхнем храме. После смерти М. М. Измайлова, у которого не было наследников, усадьба в Быково перешла во владение к уже упоминавшимся Воронцовым- Дашковым.

В начале нынешнего века в усадьбе Быково сменился хозяин: им стал инженер-путеец Иван Николаевич Ильин. Однако фактическим владельцем усадьбы до революции
была его жена, помещица Екатерина Андреевна. Существует романтическая легенда, что один из Воронцовых Дашковых в отсутствие жены устроил во дворце товарищеский ужин, на котором присутствовала и его возлюбленная, которой он якобы пообещал подарить этот дворец. Жена, узнав от одного из своих слуг об этом обещании, потребовала немедленно продать усадьбу. Так ее хозяевами стали Ильины. Но недолго им пришлось ею владеть. В России вспыхнула революция, к власти пришли большевики, которые вскоре и национализировали усадьбу в Быково. Старожилы вспоминают о том, как однажды утром они увидели идущую с небольшой котомкой на станцию Быково бывшую владелицу усадьбы, которая переехала на житье в Москву, где и прожила на Арбате до самой войны.

Ну, а как сложилась судьба бывшей усадьбы? Сразу после ее так называемой национализации она была передана детскому дому для сирот красноармейцев. Из дворца стали постепенно исчезать дорогие картины, ковры, старинная мебель, хрустальные люстры. Потом сломали орган, серебряные трубы которого еще долго валялись в разных местах заброшенного парка. Исчезла розовая аллея, полностью была разрушена оранжерея, загажен святой источник, куда круглый год приходили за целебной водой верующие люди. Потом часто стали меняться арендаторы дворца, и чем их больше менялось, тем потери становились все ощутимей.
В конце концов, исчезли конюшня, так называемая швейцарская ферма, оранжерея и был разобран на кирпичи Эрмитаж. А когда после войны арендатором дворца стал санаторий 4-го Управления Минздрава, то восточная часть парка была застроена жилыми домами и гаражами, а рядом с дворцом появились спальные корпуса барачного типа. В настоящее время парк находится в полном запустении, везде валяется всевозможный мусор, бутылки, консервные банки, дворец тоже постепенно разрушается, если так пойдет и дальше от былого великолепия не останется и следа.

- Село Быково находится недалеко от Москвы рядом с городом Жуковский. Здесь в полузаброшенном состоянии располагается уникальная усадьба, настоящий кусок Европы в Подмосковье. Раньше это место носило название Марьино, а одним из первых его владельцев был князь Дмитрий Донской. Именно его перед Куликовской битвой он завещал своим сыновьям.

Село неоднократно меняло владельцев, было частной и государственной собственностью. В середине 18-го века село перешло во владение Михаила Измайлова, который был представителем старого дворянского рода, а также был камергером при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Кроме этого Измайлов был председателем Кремлёвской экспедиции дворцовых строений, где под его наблюдением возводились здания Судебной палаты и Окружного суда в Москве. Среди его подчиненных был знаменитый архитектор Баженов.

В 1775 году императрица Екатерины II, заехав в гости к Измайлову, она отметила, что его имение выглядит как-то бледновато и мало чем отличается от посещенных ей ранее подмосковных усадеб. Такое замечание сильно задело Измайлова, и он задумал превратить село Быково в роскошную усадьбу. Тут-то помогло его давнее знакомство с Баженовым, который создал уникальный архитектурно-парковый ансамбль. План усадьбы Быково на основе чертежа 1983 г:

1. Главные ворота и кордегардия, 2. Людские, 3. Кузница, 4. Хозяйственный корпус, 5. Верховые конюшни, 6. Гостевой дом, 7. Кухня, 8. Ледник, 9. Дворец, 10. Пристань, 11. Устройства гимнастические, 12. Пристань, 13. Пристань, 14. Эрмитаж, 15. Большая оранжерея, 16. Обелиск, 17. Грот, 18. Пристань, 19. Беседка «Трех философов», 20. Мраморная колонна, 21. Водослив, 22. Оранжерея ананасов, 23. Устройство для вишен, 24. Русские бани, 25. Дом доктора, 26. Госпиталь, 27. Владимирская церковь и дом причта, 28. Мост, 29. Святой колодец, 30. Источники, 31. Мост, 32. Пристань, 33. Грот (погреб), 34. Швейцарская ферма, 35. Людская, 36. Плотина, 37. Роща

Главный дом представляет собой величественный двухэтажный дворец на искусственном холме:

Старые фотографии:


В начале 19-го века Быкова переходит во владение к Воронцовым. В 1855 году граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков приглашает в усадьбу архитектора Бернара де Симона, который частично переделывает дворец и делает величественные интерьеры, который дожили и до нашего времени. Попасть внутрь мне не удалось (хотя я писал письмо с просьбой), но в интернете можно посмотреть, насколько там все прекрасно:

Панорама усадьбы Быково, сделана сразу после реконструкции, произведенной Воронцовыми-Дашковыми по проекту Бернара Симона. Художник Д. Э. Хаген, 1853. Раменский историко-художественный музей.

Тогда же на аттике дворца появляется герб Воронцовых-Дашковых с девизом по-латыни: «Верность всегда непоколебима».

Последним владельцем Быкова был Николай Ильин — инженер-путеец. В 1860-е гг. строительство железных дорог в России только налаживалось. Предвидя открывающиеся с развитием нового вида транспорта перспективы, группа единомышленников (в числе которых и был Н.И. Ильин) во главе с К.Ф. фон Мекком создали в 1863 г. первую частную железнодорожную компанию. В 1874 г. Ильин приобрел у Воронцовых его усадьбу. Ильины были владельцами усадьбы в Быково до революции 1917 года. Затем усадьба была передана детскому дому для сирот красноармейцев. В годы Великой Отечественной войны в усадьбе находилась школа подрывников:

Позже в усадьбе расположился туберкулезный санаторий, вывеска которого и встречает нас сейчас:

От входа идет аллея в сторону дворца:

По бокам полуразрушенные вазоны:

Санаторий построил на территории усадьбы несколько зданий для своих нужд:

На них до сих пор вист аншлаги с нумерацией корпусов:

Объявлений нет:

Здание дворца вырастает из зарослей:

Настоящая махина с трехуровневой башней с одной стороны:

Немного ближе:

К главному входу тянутся симметричные пандусы:

С другой стороны:

Над главным входом сооружена крыша:

Лечебный корпус «Дворец»:

Чуть в стороне другая табличка:

Еще один общий вид на дворец:

Старая фотография с похожим ракурсом:

В зарослях попадаются вазоны:

Вид на главный дом со стороны прудов:

На башню ведет лестница и установлена какая-то антенна:

Здесь когда-то были балюстрады по всей террасе:

Сейчас это все, что осталось:

Хотя всего 20 лет назад их еще можно было наблюдать:

С торцевой стороны ситуация немного лучше, если тут уместно это слово:

Когда-то лестницы были украшены статуями:

Со временем все это утеряно и продолжает разрушаться:

Удивительно, что да наших дней дожили кариатиды:

Они здесь все разные:

Освещение на фасаде:

Обломки декора возле здания:

Теперь прогуляемся немного по территории. Спуск от дома к прудам:

В парке множество разнообразных деревьев:

Один из прудов облюбовали рыбаки:

Ротонда на острове в одном из прудов, которая была построена в 18 веке Баженовым.

Раньше к ней шел мост, который не сохранился, и попасть туда можно только с наступлением зимы.

Она же на старой фотографии:

Кроме этого возле одного из прудов раньше находился Эрмитаж, который до нас не дошел:

Также здесь был грот:

На территории усадьбы находится святой источник, возле которого раньше существовала часовня:

Зато до наших дней сохранилось еще одно уникальное, с точки зрения архитектуры, строение, выполнено в псевдоготическом стиле — церковь Владимирской иконы Божией Матери: