Божья матерь ахтырская о чем ее просят. Икона "Ахтырская Божья Мать": о чем молиться? Икона "Ахтырская Божья Мать" в чем помогает? В чем помогает Ахтырская икона Божьей Матери

Пресвятая Богородица не раз являла чудодейственную помощь людям через иконы. Ахтырский образ Божией матери славится своим заступничеством за детей и сирот, исцеляет любые болезни и искореняет бедность.

Не описать словами, насколько сильны сострадание и милость Богородицы к верующим людям. Обращенные к Пречистой Деве молитвы всегда находят отклик. Читать молитвы можно как дома , так и в храме.

Ахтырская икона Божьей матери помогает матерям, которые беспокоятся о жизни своих чад, сиротам, не знающим материнской любви, бедным и обездоленным.

История иконы

Икона Божией матери была обретена 2 июля 1739 года при загадочных и чудесных обстоятельствах. Священнослужитель Покровского монастыря находился во служении Господнем в Харьковской области, в небольшом городе под названием Ахтырка.

В то время в наказание за грехи людей пронзала смертельная хворь, лихорадка, которой давно болела дочь вышеупомянутого священника. Однажды, занимаясь домашними делами, пастырь узрел яркий блик в траве. Каково было его удивление, когда по Божией воле в его сад попала икона Пресвятой Богородицы. Священник с трепетом и молитвой поднял святыню и отнес в дом. В ту же ночь к нему во сне явилась Дева Мария с указанием очистить икону от всей грязи и пыли освященной водой. Омыв икону, служитель Божий Василий не вылил воду, а оставил ее до утра.

На следующую ночь Богородица вновь явилась к священнику, возвестив, что отныне водой, которой была омыта икона, любой человек сможет излечиться от лихорадки. Поутру священник дал глоток своей дочери, терзающихся в муках, и свершилось чудо: дитя выздоровело в одно мгновение. К священнослужителю обратились все больные и страждущие люди, прося о помощи в столь нелегком выздоровлении. Каждый в городе Ахтырка был исцелен от смертельной хвори, а новоявленная икона стала почитаться как чудотворная.

Где находится икона

После обретения иконы в 1739 году священником Василием данная икона находилась в его доме ровно три года. Но затем пастырь счел, что столь чудодейственная сила необходима и другим людям, поэтому должна находиться в церкви. В 1742 года святыня была перенесена в приходской храм, где явила еще множество чудес. В 1751 году Святейший Синод провозгласил данный образ почитаемым и приравнял к списку чудотворных икон .

В начале ХХ века Ахтырской иконе Божьей матери потребовалась реставрация. При отправке в Санкт-Петербург в 1905 году святой образ был утерян: подтверждения кражи и взлома не было, но икона пропала. После революции святыня была найдена в Китае, среди русских странников и эмигрантов. Икона путешествовала из города в город, пока не была передана русскому духовенству в Сан-Франциско. На сегодняшний день святой образ находится в русской православной церкви за границей. Святейшие списки есть в Николаевской церкви в городе Москве, в Михайловском Храме города Харькова и в городе Самара в Пустынно-Николавевском соборе.

Описание иконы

На иконе Пречистая Дева изображена по пояс, со сложенными в молитве руками. Лик Богородицы обращен на распятие Иисуса Христа. Украшением иконы служат лики святых по обе стороны и надпись снизу. Святыня отражает события страшной казни Спасителя и обращает внимание людей на те муки, которые испытала Мать всех матерей. В страстную неделю перед Пасхой верующие люди вспоминают все мучения Христа в скорби и утрате.

В чем помогает Ахтырская икона

Святой образ помогает каждой матери, беспокоящейся за благоустройство своего чада в жестоком мире. К ее заступничеству обращаются люди, молящиеся за собственное исцеление и о здоровье свои детей . Богородица помогает и сиротам, которым неведома истинная любовь матери. Многие просят в молитве о помощи в делах своих, об избавлении от бедности, несчастий, дурных мыслей.

Молитва чудотворной иконе

Молитвы Богородице славятся своей силой перед тяжелыми обстоятельствами и затруднениями в жизни. Их следует произносить с искренностью, верой и любовью. Молиться перед образом Ахтырской иконы можно так:

«О, Благословенная Владычица Царствия Небесного. Мы смотрим на Твой святой образ в скорби и сострадании. Передай, Благочестивая Дева, наши молитвы Иисусу Христу да не оставь нас в минуты печали и испытаний. Огради своим участием жизнь нашу от искушений, напастей, врагов и деяний бесовских. Даруй нам милость Свою и помоги справиться с искушениями. Не допусти греховного падения нашего, даруй нам познание истины Божией, любовь христианскую к каждому, отсутствие лжи и предательства и исполнение всех предписанных заповедей. Царица Небесная, посмотри на нас с высоты и исцели болезни души и тела, искорени озлобленность, жадность, даруй терпение, праведность, защиту, утешение и прощение. Помоги нам открыть в сердце своем истинную любовь к Богу и ближнему, спаси и сохрани от неверия, нечестивости и языков злых. Помоги каждому молящемуся обрести веру крепкую и прощение грехов. Отдаем души свои на покровительство Твое. Да славится имя Твое, и Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

День почитания Ахтырской иконы приходится на 15 июля. В это время молитвы Богородице перед святым образом обладают особой силой. Мы желаем вам мира в душе, любви в сердце и покоя в мыслях. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом.

Иконография образа сложилась от указующих на Нее ветхозаветных пророчеств и предсказаний об Ее особой "уготованности", "очищенности" от "чрева матери", переложенные сирийским богословом IVв. Ефремом Сириным. Задолго до рождения Христа Ей было дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божией. "Се Раба Господня". Это предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, предречен великий конец - "альфа и омега", - у порога которого стояла юная Дева Мария. В древности по сторонам престола - священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, просящей за весь род человеческий.

Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года, о чем свидетельствует надпись под изображением Богородицы, разделенная двуглавым орлом. Такая самобытная иконография говорит о признании чудотворного образа "государями всероссийскими" и одновременно - это знак Торжества Православия.

В первой половине XVIII века в Ахтырке была ветхая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, служителем которой был благочестивый и добродетельный священник Василий Данилов (в службе он называется иереем Даниилом) "муж благоговейный, простой и кроткой жизни". Ему было суждено обрести чудотворную икону и стать первым свидетелем Ее явления. В летописях сообщается о том, что, выйдя во двор своего дома, густо поросшего дикой ромашкой, и пару раз ударив новой косой, священник увидел стоящую в траве икону, от которой исходило необыкновенное сияние, "... и сотворив на себя крестное знамение начал читать пришедший ему на память кондак празднеству Рождества Богородицы". Потом он с благоговением принял икону и, никому ничего не сказав, отнес ее к себе в дом. Здесь она стояла 3 года. Было замечено, что на человека, находившего в одиночестве в комнате, где стояла икона, нападал непонятный страх, и он невольно выбегал из комнаты.

В октябре 1742 года, через три года со дня принесения иконы в дом, в праздник Покрова, священник вошел в комнату, где была икона, и был поражен необычайным светом от иконы. Это стало часто повторяться, но священник благоговейно молился и никому об этом не говорил. Однажды в легком сне священник увидел Богоматерь и услышал ее повеление очистить от пыли и омыть чистою водою обретенную им икону. Священник, пробудившись ото сна, тотчас же исполнил это и собрал воду в сосуде, чтобы поутру отнести в реку. Вскоре, снова заснув, он увидел второй необыкновенный сон. Снилось ему, будто он идет к реке, чтобы вылить в нее воду, оставшуюся после омовения иконы. А навстречу ему идет в образе Прекрасной Девы Сама Богоматерь и говорит: "Куда несешь ты воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки". У священника же была дочь, давно болевшая лихорадкою. Проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь сразу выздоровела. С этого времени о. Даниил, по велению Богородицы, явившейся ему во сне, перестал скрывать этот чудотворный образ.

Священник поручил иконописцу Иоанну закрасить повреждения на иконе. Зная о чудесных исцелениях, иконописец омыл икону водою и напоил ею сына, страдавшего от лихорадки. Мальчик выздоровел. Иконописец готовился к началу работы, но ночью услышал исходящий от иконы голос: "Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь". Иконописец до утра молился перед иконой, а рано утром отнес ее о.Василию, который, убедившись в её чудотворной силе, поставил её в Покровском храме, после чего страдавшие лихорадкою стали молитвенно прибегать к этой иконе и во множестве получали чудесное исцеление.

Известие о новой чудотворной иконе быстро распространилось. По благословению Молдавского митрополита Антония (Черновского; 1742-1748), в 1743 году было произведено расследование чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено донесение в Синод. По повелению императрицы Елизаветы Петровны от 26 ноября 1744 года было произведено новое расследование, а затем, в 1746 году,- еще одно, которое возглавили архиепископ Черниговский Амвросий (Дубневич; 1742-1750) и архимандрит Киево-Печерской Лавры Тимофей (Щербатский; впоследствии митрополит Киевский). Приезжавшие в Ахтырку следователи вызывали всех лиц, испытавших на себе проявления благодатной силы иконы. Показания давались под присягой. Прославлению иконы способствовало и следующее обстоятельство.

В 1748 г. в Ахтырке остановилась больная вдова генерала барона Вейделя с двумя малолетними дочерьми. Баронесса горячо молилась пред иконою Богородицы об исцелении. Ночью она увидела во сне Владычицу, которая сказала: "Напрасно просишь ты об исцелении. Тебя ждет смерть. Поспеши раздать по церквам и нуждающимся все твое имение. Это полезно будет для твоей души." "Но как же дети?" "Не заботься о них", - отвечала Богородица. "Я буду всегдашнею их Покровительницею. А ты готовься к смерти, так как умрешь через пять дней, и раздай свое имущество по церквам и нищим, чтоб они молились о тебе". Больная утром стала спешно раздавать имущество. Через 5 дней она действительно умерла. Весть обо всем этом дошла до императрицы, и Елизавета Петровна взяла сирот ко двору, воспитала их и выдала замуж одну за графа Панина, другую за графа Чернышова. Обе они до смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное "следствие о чудесах святой иконы", постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (заложен по указу императрицы в 1753 г.; архитектор Ф. Б. Растрелли), в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903 году (по другим данным: в 1905 г) во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург. Забыли, что Богородица запретила исправлять икону!

Впоследствии, святая икона оказалась неведомыми путями в Харбине и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, который неоднократно прикладывался к Ахтырской иконе в Ахтырке, икона приобретенная Степановым была той самой чудотворной Ахтырской иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где он ее передал Комитету Русской Православной молодёжи как благословение.

В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско (США) достигли СССР, откуда в 1995 году митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием был возобновлён крестный ход на третий день после Дня Святой Троицы со списком иконы на место Ахтырского во имя Святой Троицы монастыря. Ход этот совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех святых. В настоящее время Ахтырская икона находится в ведении архиепископа Иллариона Сиднейского.

С Ахтырской иконы, почитавшейся как целительница от многих болезней, был сделан ряд списков. Один из таких списков, также прославившихся исцелениями и чудесами, находится в Ахтырском соборе г.Орла, построенном в благодарность за исцеление по молитве перед иконой орловского купца Константина Семеновича Пастухова, происшедшее в 1773 году, вскоре после прославления иконы. Таким образом, это один из первых по времени списков с чудотворной иконы. Ряд списков распространен на юге России, в Харьковской епархии. Известны, также, почитаемые списки Ахтырской иконы в храме "Николы Явленного" и в главном приделе храма Воскресения Словущего (ап. Филиппа) на Арбате в Москве, в Козельске в Вознесенской церкви. Ахтырская икона Божией Матери, именуемая "Самарская", - главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря.

Пред этой иконой молятся о благополучном замужестве дочерей, об исцелении от разных болезней, она также считается покровительницей детей.

Молитва

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира!

Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных:

исцели болезни недужных,

умири сердца озлобленных,

даждь терпение страждущим,

внуши страх Божий обидящим,

укрепи гонимыя за правду,

сироты и вдовы защити,

подаждь утешение плачущим,

испроси прощение кающимся,

демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши

и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени

и духом милосердия и сострадания сия утверди; отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,

у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

За материалами: ;

Полное собрание и описание: ахтырская божья матерь молитва для духовной жизни верующего человека.

Молитвы Пресвятой Богородице перед иконой «Ахтырская»

Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании

распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще,

усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу:

не остави нас в день испытания и скорби,

но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим

от враг видимых и невидимых и даждь нам силу,

во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити.

не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем.

ум наш познанием Божественныя истины просвети,

сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай,

волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди.

умири сердца озлобленных,

даждь терпение страждущим,

внуши страх Божий обидящим,

укрепи гонимыя за правду,

сироты и вдовы защити,

подаждь утешение плачущим,

испроси прощение кающимся,

демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши

и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени

и духом милосердия и сострадания сия утверди;

отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и

уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради.

Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия,

прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси.

приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой,

идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят

державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа

и Твое матернее о нас предстательство и заступление,

ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,

у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси

и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати.

пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием:

Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша,

да Тя со благодарением славим во веки.

К началу страницы

© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского

(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41)

Ахтырская божья матерь молитва

икона Божией Матери « АХТЫРСКАЯ »

Ахтырская икона Божией Матери была обретена 2 июля 1739 года священником Покровской церкви Василием Даниловым в городке Ахтырка Харьковской губернии. Священник косил траву на своём огороде и вдруг увидел блистающую необыкновенным светом икону, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Распятием. Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице, а затем внёс икону в свой дом.

В течение трёх лет икона находилась в доме священника. Однажды в тонком сне он увидел Божию Матерь, повелевшую обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник поспешил отереть пыль с иконы и омыть её. Эту воду он собрал в сосуд с намерением поутру вылить в реку. Ночью во сне он увидел, что идёт к реке и несёт сосуд с водой, которой омыл икону, но на пути ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эту воду, она будет исцелять всех страждущих лихорадкою».

У иерея Василия была дочь, давно страдавшая лихорадкой. Проснувшись, он дал ей попить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкою стали приходить в дом священника и, как только пили воду от иконы, немедленно выздоравливали. По благословению молдавского митрополита Антония (Черновского) было проведено тщательное расследование чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено соответствующее донесение в Синод. Тщательно изученив Материалы о чудесах, истекаемых от Ахтырской иконы, Святейший Синод в 1751 году постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.

В 1905 году во время отправки Ахтырской иконы на реставрацию в Санкт-Петербург образ Божией Матери при невыясненных обстоятельствах пропал. После революции икона Ахтырская икона Богородицы объявилась в Харбине в среде русских эмигрантов. Святой образ Божией Матери разделил участь русской эмиграции, побывал во многих странах, и, в конце концов, был передан владельцами Комитету русской православной молодёжи в Сан-Франциско. В настоящее время чудотворная Ахтырская икона Пресвятой Богородицы находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Ахтырская» молятся об исцелении от лихорадки и горячки, о благоустройстве детей в обществе, о покровительстве сиротам, в бедности и сиротстве.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Ахтырская»

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Ахтырская»

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Ахтырская»

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, предивно цельбоносную икону Свою явившей, на нейже у Креста Христова стоящую Заступницу нашу видяще, похвальное Той возглашаем пение: Ты же, Госпоже Всемилостивая, яко имущая милосердие неизреченное, теплым Твоим предстательством и заступлением от всяких нас бед и недугов свобождай, во умилении Тебе зовущих: Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Ангелов Царице и всея твари Владычице, Пречистая Дево Богородице, егда у Креста возлюбленнаго Сына Твоего предстояла еси, Того страдания, нас ради претерпенная, зрящи, тогда сердцем люте уязвлялася еси: воистину оружие скорбное пройде душу Твою. Темже и мы, многоболезненное Твое у Креста предстояние, на иконе изображенное, видящи, сице вопити Тебе дерзаем: Радуйся, Отца Безначальнаго Невесто Прекрасная; Радуйся, Сына Предвечнаго Родительнице неискусобрачная. Радуйся, Духа Святаго Палато непорочная; Радуйся Троице Живоначальныя Таиннице Божественная. Радуйся, ангельских воинств удивление; Радуйся, рода человеческаго возвышение. Радуйся, воспеваемая от Херувим; Радуйся велегласно славимая от Серафим. Радуйся, радость неизреченную в нетленнем рождестве Сына Твоего приявшая; Радуйся, скорбь велию Того в смерти крестней претерпевшая. Радуйся, Благодать, во еже скорбныя утешати, от Него приявшая; Радуйся, радость милосердаго Твоего заступления всему миру даровавшая. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Видев Тя, Богородительнице Чистая, на Кресте пригвожденный Сын Твой и Бог у Креста Его предстоящу и болезненному Тому состраждущу, возлюбленному ученику Своему Иоанну Тя в Матерь нарече и сим весь род христианский Тебе усынови, да одет воистину Мати всем скорбящим, Сына Твоего Христа Бога призывающим и поющим Ему: Аллилуиа.

Разума неразуменна вольнаго Христова страдания не разумеша богоубийцы иудее и Тебе, Богоневеста, горце обезчадиша, мы же Тя, у Креста Сына Твоего и Господа на иконе изображенную, видяще, тепле веруем. яко скорбныя гласы молитвенник Твоих приемеши и того ради благодарне глаголем: Радуйся, о Христе Спасителе нашем и нам Благая Мати; Радуйся, всех нас в скорбный час страстей Его усыновившая. Радуйся, нас сирых и безпомощных Твоею Матернею любовию не оставляющая; Радуйся милосердным ухом Твоим к нам приникающая. Радуйся, крест скорбных испытаний сама добльственно понесшая; Радуйся, Твоим сострастием и нам несение Его облегчающая. Радуйся, в земней юдоли скорбей несумненная наша Надежда и Утешение; Радуйся, в будущем веце всех верных Радость и Защищение. Радуйся, страхом смерти и суда Божия спящия совести пробуждающая; Радуйся, коснеющая во гресех к покаянию спасительному приводящая. Радуйся, из рова погибельного отчаянныя похищающая; Радуйся, в светлыя обители покоя вечнаго труждающихся возводящая. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Силою Божиею чрез святыя иконы Твоя являемою спасати нас не престаеши, Всеблагая Владычице: тако и зде в малороссийстем граде нашем великия чудеса светоносным явлением многоцелебного образа Твоего показала еси: емуже поклоняющеся с любовию, вопием Христу Богу: Аллилуиа.

Имущи матернее попечение о людех Честною Кровию Сына Твоего искушенных, Госпоже Пресвятая, благодатную икону Твою в былии травнем смиренномудрому иерею Даниилу явити благоволила еси и сию светоносным сиянием и чудесы многими прославила еси, да вси вернии похвальными песньми Тебе взывают: Радуйся, многотекущий источник милости Божией нам даровавшая; Радуйся, залог Твоего матерняго о нас попечения пречудно преподавшая. Радуйся, иерею благоговейному в травнем злаце икону Твою святую явившая; Радуйся, солнцеподобными лучами тую озарившая. Радуйся, наш малый град чудесы великими прославльшая; Радуйся, незнамое дотоле имя его всем верным известно сотво¬рившая. Радуйся, всю Церковь Российскую явлением иконы Твоея духовно возвеселившая; Радуйся, всю страну нашу по-кровом Твоим святым осенившая. Радуйся, верным исцеления от иконы Твоея подающая; Радуйся, неверныя чудесы Твоими посрамляющая. Радуйся, скоропослушно молитвам смиренным внемлющая; Радуйся, скорбная воздыхания страждущих и печалию угнетенных незримо утоляющая. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Буря недоумения смути Даниила иерея святую икону Твою обретшаго, обаче со страхом молебно к Тебе возопи, да будеши ему в животе помощница, в час смертный Заступница: сему убо и мы подражающе, таяжде моления Тебе, Мати Божия возносити дерзаем, Владычице же живота и смерти, Христу Богу зовем: Аллилуиа.

Слышав иерей Даниил во сне повеление Твое, Пречистая Дева, да омыет водою лик Твой Святый на иконе и да украсит сию благолепно, потщася волю Твою благоговейно исполнити, Тебе же Своим милосердием неизреченным его взыскавшей, благодарственно вопияше: Радуйся, Мати Господа Вышняго; Радуйся, яко Господь присно с Тобою пребывает. Радуйся, небес Похвало и земли Заступление; Радуйся рода христианскаго непрестанное пение. Радуйся, любящая смиренныя сердцем; Радуйся, богатящая нищия духом. Радуйся, избранныя рабы своя благодатно посещающая; Радуйся в сонних видениих волю Свою им открывающая. Радуйся, светлостию иконы Твоея мрак грехов прогоняющая; Радуйся знаменми и чудесы от нея источаемыми в православной вере всех утверждающая. Радуйся, верным Путеводительнице ко спасению; Радуйся, кающимся Утешительнице и упование. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Боготечная звезда, святая и чудотворная икона Твоя, Владычице, явися, дивным сиянием храмину смиренномудраго иерея Даниила озарившая, целебную Силу прияти сподобися: темже люди с верою сию поюще и тою окропляеми врачевство благодатное получила и хвалу Богу сице воспеша: Аллилуиа.

Видев иерей Даниил в соннем видении Тя, Владычице, во образе Невесты прекрасныя явльшуюся и от омытия иконы Твоея воду слиянную недужным вкушати повелевша, позна Тя, Преблагословенная Дево, Целительницу благодатную и, тою водою болящую исцелив, во умилении сердца вопияше Тебе: Радуйся в недузех страждущих врачевство благодатное; Радуйся, болезней многолетних исцеление скорое и совершенное. Радуйся, единым прикосновением к иконе Твоей святей здравие недугующим подающая; Радуйся, водою и елеем, от нея освященным, смертные болящие возставляющая. Радуйся, пред Сыном Твоим и Богом дерзновенная наша Предстательнице; Радуйся, гнев Его праведно на нас движимый на милость преклоняющая. Радуйся, скорбию сокрушенных Утешительнице; Радуйся, печалию удрученных Ободрительнице. Радуйся, Радосте наша пресвятая; Радуйся, Отрадо наша неизглаголанная. Радуйся, премилосердая требующим Помощнице; Радуйся, рода христианскаго неусыпающая Попечительнице. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Проповедник чудес, от иконы Твоея явленных, иерей Даниил явися егда целебный Твой образ, Владычице, в храм Божий принесе и благоговейно постави, да всеми видим пребывает и, аки залог благодатный Твоего к людям благоволения, почитается, о немже радующиеся, яко о сокровище Богом даннем, зовем дароподателю Христу: Аллилуиа.

Светом многоразличных чудес святую икону Твою, Богомати, прославити и обретшаго ю, яко избранника своего знаменовавши, сего путем скорбных лишений и напастей к блаженству райскому возвела еси, егоже и нас сподоби, Госпоже Всемилостивая, с верою и любовию Тебе взывающих: Радуйся, поборников веры и благочестия к чертогам Отца Небеснаго приводящая; Радуйся, надеждою благ вечных скудость благ временных восполняющая. Радуйся, слезами горести и лишений нечистоту греховную омывающая; Радуйся, попущением земных скорбей путь к радостям райским открывающая. Радуйся, кроткия духом во уповании на Тя утверждающая; Радуйся, гонимым за правду Царствие Небесное уготовляющая. Радуйся, иконою Твоею святою преславно чудодействующая; Радуйся, дивныя знамения тою совершающая. Радуйся, служителей Церкви Христовой благодатная Помощнице; Радуйся, иереев благоговейных богомудрая Наставнице. Радуйся, веры православныя утверждение; Радуйся, рода христианскаго возвышение. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Хотящи паче прославити икону Твою святую, Богомати, и богатыя милости от нея людем низпослати, некия жены пред-смертную мольбу о дщерех ея иконою Твоею вознесенную, див¬но услышала еси и, благочес¬тивейшей царице Елисавете во сне явившися, осиротелыя отро¬ковицы воспитати той повелела еси, яже до конца живота своего Твою милость памятующе, Всевышнему Отцу сирот благодарственно воспеваем: Аллилуиа.

Дивное повеление Твое исполняющи, благочестивейшая царица обе юные отроковицы со тщанием воспита и сама на поклонение чудотворному Твоему образу прийти потщася, идеже храм благолепен соорудити повеле, в немже ныне предстояще, благоговейно вопием Ти:

Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице; Радуйся юных и безпомощных дев благосердная Попечительнице. Радуйся, матернею любовию Твоею всяк возраст верных объемлющая; Радуйся, во благих усердныя молитвы исполняющая. Радуйся, царства российскаго благодатное утверждение; Радуйся, церкве святыя благолепное украшение. Радуйся, Царице Небесная, от цариц земных благоговейное приемшая поклонение; Радуйся, благолепный храм аки жертву приятную, Тебе принесенну, благословившая. Радуйся, в нем милостиво молитвы верных приемлющая; Радуйся, чудеса многими его святившая. Радуйся во храме земнем неизреченную красоту храма небеснаго показующая; Радуйся, молебные гласы земных с гласом сил небесных сое-диняющая. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Странницы есмы и пришельцы на земли сей, скорбей и болезней исполненней, прелестьми мира сего и наветы духа злобы искушаеми: в Тебе же, Мати Божия, неисчерпаемый источник благодатных дарований обретающе и Небеснаго отечества, достигнути уповаем, взывающе совершителю нашего спасения Христу Господу: Аллилуиа.

Весь мир преблагословенное имя Твое, Богородице, славит и Твоего Божественнаго лика изображение чтит благоговейно, имже предивная чудеса во вселенней совершаеши. Темже и мы чудотворную икону Твою, Богомати, яко солнце лучами чудес сияющую, видяще, со умилением Тебе взываем: Радуйся, яко от востока и до запада имя Твое ублажается; Радуйся яко вси роди благоговейно Тя величают. Радуйся, Православную Россию паче иных стран возлюбившая; Радуйся, чудотворными иконами Твоими сию обогатившая. Радуйся, сиянием чудес Твоих мрак ересей и расколов прогоняющая; Радуйся, богатыми милостыни Твоими неверныя к вере приводящая. Радуйся, ревнителей веры Христовой многопопечительная Наставнице; Радуйся, отпадающих от нея грозная Обличительнице. Радуйся, ищущих Христова просвещения светом Боговедения озаряющая; Радуйся, хулителей веры православныя в пучину томления душевнаго ввергающая. Радуйся, надежду имущих на Тя николиже оставляющая; Радуйся, моления верных присно исполняющая. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Вся ангельская воинства служат Тебе, Владычице Мира пре-вознесенну в Сионе Небеснем Тя созерцающе, и неземными похвалами чествуют Тя с любовию, единому же прославившему Тя Богу немолчно взывают: Аллилуиа.

Витийство человеческое не может достойно прославити Тя, Мати Господа вышних сил: изумевают бо и умы ангельскии пети Тя, Богородице, обаче мы, грешнии благодарне Тя чтуще, сицевыя песни, аки детей лепетание, Тебе приносити дерзаем: Радуйся, Лествице, небо и землю соединившая; Радуйся, Стамно, благодати Божия преисполненная. Радуйся, Бога Слова в плоть земнородных облекшая; Радуйся, дольнему миру Христа Спасителя породившая. Радуйся, именем Матере Божия возвеличенная; Радуйся, превыше небес вознесенная. Радуйся, пред Неюже силы ада и тьмы трепещут; Радуйся, Юже светлии лици небесных сил славословят непрестанно. Радуйся, святых храмов благодатное освящение; Радуйся, иноческих обителей покров и снабдение. Радуйся, христианских жилищ благодатное охранение; Радуйся, всего мира освящение. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Спастися всем верным желающи, обильно на вся притекающия к Тебе, Богородице Дево, дары Твоея благодатныя помощи изливаеши и Твоим матерним покровом от козней и ловления диавольскаго всяк возраст ограждаеши верно вопиющих Богу: Аллилуиа.

Стена еси девам, Преблагословенная Дево, и всем верным от враг видимых и невидимых Покров и Защищение. Темже помощь Твою благую от святаго образа Твоего являти нам и доднесь не престаеши, к немуже припадающе, умильно взываем Тебе: Радуйся, домы наша иконою Твоею благословляющая; Радуйся, нивы и пажити наша осенением ея освящающая. Радуйся, возвеянием добрых ветров и росою благовременных дождей земли плодородие дарующая; Радуйся, всю тварь от щедрот Сына Твоего обильно питающая. Радуйся, грады и веси наша от смертоносныя язвы спасающая; Радуйся, в годину бедствий на помощь к нам ускоряющая. Радуйся, яко Твоя матерняя молитва много может к благосердию Владыки; Радуйся, яко Твоим предстательством от прощения за грехи наша бываемаго освобождаемся. Радуйся, от жития временнаго отходящих державная Заступнице; Радуйся, в грозный час смертный верным изрядная Пособнице. Радуйся, ключу Царствия Христова; Радуйся, двере райская. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Пение благодарственное приносим Ти, Владычице Пречистая, яко многоцелебный Твой образ нам даровала еси, на немже плачущую Тя зрим со умилением: убо и наше окаменелое в беззакониих сердце, слезами умиления напои обильно, о Всеблагая, да, ими от скверны греховныя очистившеся, сподобимся пети со святыми Царю Славы, Христу Богу: Аллилуиа.

Светоносная лампада, елеем милости преисполненная, явилася еси в Церкви Христовой, Владычице, вся концы земли светом истиннаго Боговедения просвещающая и к блаженству вечному приводящая зовущих Ти таковая: Радуйся, суемудрие противников веры Христовы посрамляющая; Радуйся, чистоту догматов Пра-вославия чудесы Твоими охраняющая. Радуйся, заблуждшим от пути праваго Путеводительнице ко спа¬сению; Радуйся, во прегрешения тяжкая впавшим Пособнице к покаянию и исправлению. Радуйся, в сердца закоснелых грешников светлый луч надежды на прощение Божие вселяющая; Радуйся, тем от отчаяния и вечныя гибели души их спасающая. Радуйся, благовестником учения Христова всегдашняя По¬мощнице; Радуйся, проповедником Царства Божия Богоглаголивая Споспешнице. Радуйся, молитвы верных к престолу Небеснаго Царя возносящая; Радуйся, и Сама пред Сыном Твоим и Богом всегда о нас молящаяся. Радуйся, мира Заступнице; Радуйся, милости и щедрот неоскудевающий Источниче. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Благодати залог, многоцелебный образ Твой даровала еси нам,. Владычице, к немуже притекающие, прилежно молимся Тебе: приими, Госпоже Всеблагая, пред сим чудодейственным образом приносимое Тебе поклонение и в напастех наших помощь и защиту нам подаждь, да выну вопием даровавшему Тебе толикую силу благодати Христу Богу: Аллилуиа.

Поюще Твоя чудеса, Богомати Пречистая, проповедуем Твою к христианскому роду милость: се бо и многажды дивная знамения милосердия Твоего, от многоцелебнаго образа Твоего являемая, зде видехом, яже разум наш бренный превосходят и токмо верою постигается, верных же вопити Тебе подвизают: Радуйся, образ Твой честный во утешение и освящение нам даровавшая; Радуйся, сим милость многу людем Твоим явльшая и присно являющая. Радуйся, неоскудный источник помощи и исцелений в нем открывающая; Радуйся, молитвы усердно пред Ним возносимыя, благоутробне приемлющая. Радуйся, о том освященному собору Церкве Российския усты раб Твоих поведавшая; Радуйся, граду нашему милосердие Твое иконы явлением запечатлевшая. Радуйся, крестному поклонению ею нас научающая; Радуйся, силу спасительную распятия Христова на ней показующая. Радуйся, руце Твои в помощь нам простирающая; Радуйся, всем верным двери милосердия Божия отверзающая. Радуйся, Судию праведнаго о нас умоляющая; Радуйся, Царствия Небеснаго верныя сподобляющая. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

О Всепетая Мати, Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа нетленно рождшая и спасительным страданием Его многоболезненно спострадавшая, приими милостиво сие малое моление наше, пред многоцелебным Твоим образом с любовию Тебе приносимое, и всемощным Твоим предстательством и заступлением избави нас от временныя напасти и муки вечныя, да сподобимся, по кончине жития нашего, со всеми святыми взывати Спасителю Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Богородицы – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные “духовные” практики.

Обретена икона была 2 июля 1739 года в городке Ахтырка Харьковской губернии. Священник Покровской церкви Василий Данилов косил траву на своём огороде и вдруг увидел блистающую необыкновенным светом икону, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Распятием. Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице, а затем внёс икону в свой дом.

В течение трёх лет икона находилась в доме священника. Однажды в тонком сне он увидел Божию Матерь, повелевшую обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник поспешил отереть пыль с иконы и омыть её. Эту воду он собрал в сосуд с намерением поутру вылить в реку. Ночью во сне он увидел, что идёт к реке и несёт сосуд с водой, которой омыл икону, но на пути ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эту воду, она будет исцелять всех страждущих лихорадкою».

У иерея Василия была дочь, давно страдавшая лихорадкой. Проснувшись, он дал ей попить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкою стали приходить в дом священника и, как только пили воду от иконы, немедленно выздоравливали. По благословению молдавского митрополита Антония (Черновского) было проведено тщательное расследование чудесных исцелений. Дело было потребовано в Петербург, в Святейший Синод, и императрица Елисавета Петровна приказала вновь исследовать чудеса, которые все оказались действительными. Было назначено даже третье следствие; приехавшие в Ахтырку следователи вызывали всех лиц, испытавших на себе проявление благодатной силы иконы. Показания давались под присягой. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено соответствующее донесение в Синод. Тщательно изучив материалы о чудесах, истекаемых от Ахтырской иконы, Святейший Синод в 1751 году постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.

Прославление иконы очень радовало императрицу Елисавету Петровну. Чтобы почтить икону, она решила воздвигнуть для нее в Ахтырке каменный храм. План для храма был составлен знаменитым зодчим графом Растрелли. Императрица собственной рукой вписала в сборную книгу две тысячи рублей - сумму, по тому времени очень значительную. Книга эта доселе сохраняется. Собор, освященный в 1768 году, вышел очень величественным и обширным: 24 сажени в длину, 14 в ширину и 30 в вышину.

Много совершалось чудесных исцелений от этой чудотворной иконы по вере прибегающих к исходящей от нее благодатной силе. Одно из них следующее.

Во времена императрицы Екатерины Великой жена генерала Вейделя приехала в Ахтырку крайне больная. На следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Ее повеление: «Напрасно ты просишь избавления от болезни. Раздай по церквам и нищим твое состояние; такая жертва послужит на пользу души твоей. О детях своих не заботься. Я буду их покровительницей, а через пять дней ты умрешь». Больная, проснувшись, призвала своего духовника, рассказала ему все виденное и с миром отошла ко Господу. Дочерей ее забрала к себе Екатерина II и выдала их замуж за графов Палена и Чернышева.

С чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери русскими иконописцами написано множество списков с удивительными судьбами. Один из списков, как святыня и семейная реликвия, хранился в семье русских эмигрантов в США. В июле 2004 года по желанию представителей семьи образ Пресвятой Богородицы возвратился на Родину. Особенностью этого чтимого образа, украшенного серебряным окладом, является то, что вокруг изображения Пресвятой Богородицы с Младенцем расположены мощевики, в которых хранятся частицы святых мощей святого Иоанна Предтечи, святого апостола Андрея Первозванного, святых апостолов Филиппа и Варфоломея, святых бессребреников Космы и Дамиана, святого преподобного Сергия Радонежского и других чтимых угодников Божиих.

В 1905 году во время отправки Ахтырской иконы на реставрацию в Санкт-Петербург образ при невыясненных обстоятельствах пропал. После революции икона объявилась в Харбине в среде русских эмигрантов. Святой образ разделил участь русской эмиграции, побывал во многих странах, и, в конце концов, был передан владельцами Комитету русской православной молодёжи в Сан-Франциско. Есть версия, что подлинная Ахтырская икона из Харбина была вывезена в Австралию. Возможно что икона, которая в настоящее время находится в городе Кройдон в Крестовской церкви в честь Всех святых в Земле Российской просиявших, и есть подлинник Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Ахтырская» О Преблагословенна я и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Предание

Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года в городе Ахтырка Харьковской губернии (Сумская обл., Украина). Священник Покровского храма Василий Данилов, отличавшийся праведной, благочестивой жизнью, во время сенокоса обрел в высокой траве излучавший ослепительный свет образ Богоматери, на котором было изображено моление Богородицы перед распятым на Голгофе Господом Иисусом Христом. Иерей благоговейно поднял икону и перенес ее к себе в дом, где она находилась три года.

По прошествии трех лет, в праздник Покрова, о.Василий был поражен исходившим от иконы необычайным светом. В этот же день в тонком сне он получил от Богоматери повеление омыть образ чистой водой. Поступив, как указала ему Богородица, священник собрал воду в сосуд, чтобы поутру вылить ее в реку, но той же ночью он увидел второй необыкновенный сон. Снилось о. Василию, что он идет к реке с водой, оставшейся после омовения иконы, и слышит голос Богородицы: «Куда ты несешь воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки». Отец Василий имел дочь, страдавшую от этой болезни. Он дал ей испить святой воды, и больная мгновенно выздоровела. Убедившись в несомненной чудотворной силе иконы, священник решил, что образ должен быть в храме, и перенес его в сельскую Покровскую церковь.

После чудесного случая исцеления дочери священника последовали еще несколько необычайных событий. Водой от святой иконы исцелился больной лихорадкой сын иконописца Иоанна, бравшегося поновить чудотворный образ. Распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери во сне больной вдове баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году. Богородица указала ей день ее скорой кончины и обещала покровительство двум малолетним дочерям баронессы. Обе сироты после смерти матери были взяты ко двору императрицей Елизаветой Петровной и впоследствии выданы замуж за богатых вельмож, графов Панина и Чернышова. Графини до самой смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное следствие о чудесах от святой иконы, постановил почитать Ахтырский образ как чудотворный. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (архитектор Ф. Б. Растрелли), в котором образ находился вплоть до его похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург.

Неведомыми путями после своего исчезновения святая икона оказалась в Китае (г. Харбин) и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, хорошо знавшего Ахтырскую святыню в г. Ахтырке, образ, приобретенный Степановым, был подлинной чудотворной иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал ее в благословение Комитету Русской Православной молодежи.

В 1975 году о местонахождении Ахтырской иконы стало известно в СССР, и через 20 лет, в 1995 году, митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с чудотворного образа и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием на третий день после праздника Святой Троицы был возобновлен крестный ход с чтимым списком на место Ахтырского во имя Святой Троицы монастыря. Этот ход совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех святых.

Перед чудотворной иконой Ахтырской Пресвятой Богородицы издревле принято молиться не только об исцелении от лихорадки и других болезней, но и о благополучном замужестве дочерей. Также икона считается покровительницей детей.

Празднование образу Ахтырской Божией Матери совершается 2/15 июля, в день положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Иконография

В иконографии Ахтырской иконы Божией Матери явственно прослеживаются черты итало-греческой школы. Скорбящая Богоматерь, в соответствии с католической традицией, изображена со сложенными на груди в молении руками (имеются другие изводы того же образа с иным положением рук), слева от нее - Иисус Христос , распятый на Голгофском кресте . Такая примечательная деталь, как значительная разница в высоте фигур Христа и Богоматери, относит изображенное не столько к определенному моменту предстояния Богородицы у креста Спасителя, но, скорее, символически говорит о подвиге всей жизни Богоматери, еще задолго до рождения Христа знавшей о том, что Она станет Матерью Сына Божия, Который пострадает за грехи людские. Богородица предстает на Ахтырском образе в глубоком смирении и полной покорности воли Божией, выраженными в Евангелии словами: «Се Раба Господня».

Иконография образа отражает и некоторые черты литургической практики. Известно, что в древности по сторонам престола - священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, молящейся за весь род человеческий.

В различных иконографических вариантах Ахтырской иконы Богородица изображается в мафории (XIX в., ПГХГ), в короне с непокрытой головой (XIXв., ЦАК МДА), с непокрытой головой (кон. XVIII - сер. XIX в., ГММК). Также иконографическая схема Ахтырского образа послужила основой для созданной в XX веке Равенсбрюкской иконы , которая отличается от прототипа тем, что на ней Христос изображен распятым в отроческом или младенческом возрасте.

Списки с иконы

После прославления Ахтырской иконы Божией Матери в 1751 году с образа был сделан ряд списков. Один из первых по времени списков с чудотворной иконы, также прославившийся многими исцелениями и чудесами, находится в Ахтырском соборе г. Орла , построенном в благодарность за исцеление по молитве перед иконой орловского купца Константина Семеновича Пастухова в 1773 году.

Особое распространение копии с Ахтырского образа получили на юге России, в Харьковской епархии. Известны также чтимые списки с Ахтырской иконы в храме «Николы Явленного» и в главном приделе храма Воскресения Словущего (ап. Филиппа) на Арбате в Москве , в Козельске в Вознесенской церкви . Ахтырская икона Божией Матери, именуемая «Самарской», является главной святыней Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря .

В честь чудотворной иконы был освящен также ряд храмов: в селе Чернетове Брянской области (построен в 1805 году на средства помещицы А. Н. Надаржинской, родной тетки Ф. И. Тютчева), Ахтырский женский монастырь в селе Гусевка Волгоградской области (основан в 1870-е, местночтимый список с Ахтырской иконы был спрятан в 1920-х гг.), храм в селе Ахтырка Сергиево-Посадского района Московской области (построен в 1825 году А. С. Кутеповым в бывшем имении князей Трубецких, возвращен Церкви в 1991 году), храм Ахтырской Божией Матери и Крестовоздвижения в с. Лукино (Псковская область), часовня при республиканской больнице в Петрозаводске (освящена в 2000 г.).

Еще одним святым местом, связанным с чудотворной иконой, являются часовня и купель в честь Ахтырской иконы Божией Матери в с. Архангельские Борки Липецкого района, созданные в 1816 году. Источник стал почитаемым после того, как в нем омыли икону Божией Матери «Ахтырская», прославившуюся после этого многочисленными исцелениями.

Тропарь, глас 4

Преблагословенная Дево Богородице чистая, / у креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, / скорбь велию претерпела еси / и благодать от Него прияла еси / сущия в скорбех утешати. / Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе / и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, / умиленно к Тебе вопием: / Заступнице усердная, / благая и милостивая! / Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни / и спаси души наша, // да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак, глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику, / чудотворному Пречистыя Девы образу; / сей бо нам свыше даровася, душам и телесем во спасение, / емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице:/ о всепетая Мати, о Царице всемилостивая, // покрый и соблюди нас от всякаго зла Твоим к Богу Матерним предстательством.

Молитва

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди; отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
© Все права защищены