Святой савва освященный. Под крылом святого Евфимия

Икона преп. Саввы Освященного

Хромолитография Н. Индутного

Императорского

Православного Палестинского Общества

Краткий вариант жизнеописания святого, часто публикуемый в церковных православных календарях, даёт общую картину о подвигах преп. Саввы.

«Преподобный Савва Освященный родился в V веке в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одарённый ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого . Но преподобный Евфимий направил святого Савву к авве Феоктисту , настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.

После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря) . Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (+ 475; память 4 марта). Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.

Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году» .

Наиболее подробное житие святого, описано в 555 году в труде Кирилла Скифопольского - древнего церковного писателя, который в своих трудах основывался на свидетельствах учеников преп. Саввы. Греческий текст жития преподобного Саввы Освященного содержался в книге Кирилла Скифопольского под общим названием «Ecclesiae Graecae monumenta». В 1823 году этот труд был переведен на русский язык и опубликован в VII части «Христианского Чтения» 1823 года , а затем в 1895 году в 1-м выпуске Палестинского патерика издания . Палестинский патерик издания 1895 года, опубликован в электронном виде на официальном портале Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества .

Палестинский патерик

Обложка издания ИППО 1895 года

Фотоархив Иерусалимского отделения

Императорского Православного Палестинского Общества

Внутренняя обложка

Фотоархив Иерусалимского отделения
Императорского Православного Палестинского Общества

Удивительно описание этого древнего агиографа о победе преп. Саввы над диаволом, искушавшим его в пустыне.

«Тогда великий Савва, будучи тридцати пяти лет от роду, увидел, что в киновии образ жизни переменился, поелику отцы обители скончались; посему удалился в ту восточную Иорданскую пустыню, в которой тогда святой Герасим сиял на подобие светила и сеял семена благочестия. Пребывая в пустыне, Савва самою жизнью своею пел сие Давидово изречете; се удалихся бегая и водворихся в пустыне (Пс.54:8). Там занимался он покоем, постом и непрестанными молитвами, и соответственно словам Писания: «утихните и познайте, что Я Бог» (Пс.45; 11), соделывал ум свой чистым зеркалом Бога и божественных предметов. Диавол, желая отвлечь его от такой жизни, по зависти своей вымышлял для него многие искушения. Так некогда в полночь Савва лежал на песке, и диавол, преобразившись в змей и скорпионов, старался устрашить его. Савва хотя сначала много устрашился, но скоро узнал, что это хитрость диавола. Почему оградившись крестным знамением и прогнавши страх, смело встал и сказал: «Хотя ты и стараешься устрашить меня, но сам остаешься побежденным; потому что со мною Господь Бог. Он дал нам власть над тобою сими словами: «се даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражью» (Лк. 10:19). Как скоро он сие произнес, то сии ядовитые животные исчезли. Также некогда явился ему сатана в виде самого страшного льва, который шел против него и свирепым своим видом угрожал ему. Савва, увидевши страшное приближение к нему зверя, сказал: «Если ты получил надо мною власть, то что медлить? Если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога: «ибо Он сам научил меня мужеству сими словами: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:13). Как скоро Савва произнес сии слова, то зверь стал невидим. И с того времени, Бог покорил Савве всякое ядовитое и плотоядное животное, так что, обращаясь в пустынях с сими животными, он не терпел от них никакого вреда» .

В XIX веке эту тему продолжает русский агиограф - святитель Дмитрий Ростовский в своем труде «Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного». Удивительны описания подвигов преп. Саввы в житийных минеях русского духовного писателя. Они перекликаются с житием преп. Саввы Кирилла Скифопольского и соответствуют иконографии уже современного монастыря преп. Саввы Освященного, в которой изображается преп. Савва Освященный, укрощающий льва.

«Блаженному Савве был тридцать пятый год от роду, когда он поселился в пустыне один, упражняясь в посте и непрестанных молитвах и соделывая ум свой чистым зеркалом божественных предметов. Тогда диавол начал строить против него козни. Однажды в полночь, когда святой после трудов спал на земле, диавол обратился в множество змей и скорпионов и, приблизившись к Савве, хотел устрашить его. Он же тотчас встал на молитву, произнося слова псалма Давидова: "Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем… на аспида и василиска наступишь" (Псалом 90: 5,13). При сих словах бес со своими ужасами тотчас исчез. Через несколько дней диавол обратился в страшного льва и кинулся на святого, как бы желая его съесть; бросаясь, он пятился назад, опять бросался и опять пятился назад. Видя, что зверь то бросается, то отступает, преподобный сказал ему:

Если у тебя есть от Бога власть съесть меня, то чего же ты пятишься назад? Если же - нет, то зачем ты трудишься понапрасну? Ибо силою Христа моего я осилю тебя, лев!"

И тотчас бес, явившийся в зверином виде, отбежал с позором. С этих пор Бог покорил Савве всех зверей и змей, и стал он ходить между ними, как между кроткими овцами» .

Икона преп. Саввы с образами двух львов (агресивного и смиренного)

Часовня св. Саввы Гроба св. Саввы

Французский писатель и исследователь Палестины XIX века Альфонс Курэ, в своей диссертации 1869 года под названием «Палестина под властью христианских императоров», которая была переведена на русский язык в 1894 году издательством «Русский паломник», оставил также жизнеописание подвигов святого Саввы:

«Св. Савва расположил свою лавру в тридцати стадиях к востоку от монастыря Св. Феодосия, на крутом обрыве Кедронского потока, среди многочисленных пещер, коими изобиловали окрестности этого потока. На вершине обрыва была первоначально выстроена башня и несколько ниже часовня, но вскоре им открыта была большая пещера, имевшая форму креста; проход, образованный природой, соединял ее с башней, а большое отверстие со стороны потока давало ей свет. Св. Савва, украсив внутренность пещеры, обратил ее в церковь. Отсутствие воды, чувствуемое в лавре, было чудесным образом устранено. Однажды ночью, стоя на молитве, дивный старец услышал шум в глубине ущелья и увидел дикого осла, усиленно ударявшего копытом в землю и припадавшего к вырытому углублению. Св. Савва поспешил со своими иноками к этому месту, стали рыть землю и вскоре вырвался наружу источник, доселе не иссякающий. Лавра Св. Саввы, одна почти из всех Палестинских древних обителей, по благословенно своего основателя, без перерыва продолжает существовать до наших дней, давая нам ясное представление о том, чем были известны нам лишь по рассказам древние пустынные обители. Одиннадцать лавр или монастырей, возведенных Св. Саввой и его учениками, постепенно расположились вокруг главной лавры. Самым красивым из них был монастырь Схолария, выстроенный Св. Саввой на том крутом уступе, где некогда возвышалась над всею пустыней башня Евдокии. Несколько монахов еретиков укрылись в этой башне после разгрома Maркианом Фекойского монастыря. Св. Савва возвратил их к православию, воздвиг вокруг башни монастырь и управление им поручил Иоанну Cxoларию, прославившемуся святостью жизни и давшему свое имя монастырю. Два других монастыря: Пещерный, так называемый по пещере, служившей ему церковью, и Кастелийный, воздвигнутый на развалинах древнего римского замка, образовали как бы треугольник, с вышеупомянутым монастырем Схолария.

Кедронское ущелье. Слева видны стены и строения Лавры преп. Саввы Освященного

На дне ущелья видны сточные воды канализации,

идущие с арабских деревень восточного Иерусалима со 2-й половины XX века.

До этого времени никаких сточных вод и потоков на дне ущелья не было

Карта древних византийский монастырей вокруг Лавры преп. Саввы Освященного

Но не одним наружным устройством стольких обителей прославились оба сопостника, Свв. Савва и Феодосий; еще более прославились они установлением внутреннего иноческого жития. Св. Савве принадлежит заслуга, что он собрал воедино уставы и правила, принесенные еще Св. Харитоном из Египта, установленные Св. Евфимием и Феоктистом в их монастырях, присовокупил к ним новые, вызываемые развитием иноческой жизни, и составил так называемый типик Св. Саввы, который, последовательно дополняемый и пересмотренный Свв. Софронием Иерусалимским, Иоанном Дамаскиным и Николаем Грамматиком, Константинопольским патриархом, постепенно вошел в употребление во всех Азийских церквях и в конце XV в. Благодаря стараниям Симеона Фессалоникийского, был принят за руководство для всех православных» .

В XI и XII главах своего произведения, Альфонс Курэ подчеркивает роль преподобного Саввы в уврачевании расколов, распрей и споров, возбуждаемых различными направлениями монофизитов в Восточно-Римской Империи при императоре Анастасии в начале VI века. Для чего преп. Савве пришлось лично прибыть к императору Анастасию, с просьбой от имени «Иерусалима и его патриарха, даровать мир Палестинским церквям, дабы все мы, епископы и иноки, могли свободно и спокойно молиться за твое здоровье» . А при императоре Юстиниане (526-536), 90-летнему старцу - святому Савве, удалось разоблачить заговор самаритян:

«Император, поверив наветам, обратил свой гнев против Палестинских христиан и повелел наказать их так же строго, как мятежников. Это известие повергло всю Палестину в ужас. Патриарх Петр, епископы и иноки обратились к своему испытанному заступнику и умолили св. Савву вторично отправиться в Константинополь, чтоб отвратить эту новую угрозу и добиться для разоренных первой и второй Палестины облегчения тяжелых податей. Девяностолетний старец уступил их мольбам и явился у порога того дворца, перед которым некогда стоял для ходатайствования у императора Анастасия за Халкидонский собор и патриарха Илию.

На этот раз стража не только не остановила его, но императорские гонцы вышли к нему навстречу, Константинопольский патриарх с Ефеским и Кизикским епископами сопровождали его к императору, который пал на колени при виде Святителя.

Св. Савве не трудно было разоблачить клевету Арсения. Негодующий Юстиниан велел казнить всех находящихся в Константинополе в плену самаритянских вождей восстания, закрыть все синагоги и подчинить всех самаритян исключительному законодательству, по которому доступ им к правительственным должностям был закрыт; обязанности курии были на них возложены, но без тех преимуществ, которые смягчали их тяжесть. Наконец, самаритяне были лишены права отчуждать свои имущества, не могли ни отдавать, ни получать их по наследству, завещанию или дару. Если у них не было наследников христиан, то имущество их поступало в казну. »

Также одним из наиболее важных исследований жития преп. Саввы Освященного XIX века, является труд иеромонаха Феодосия (Олтаржевского) (будущего епископа Оренбургского и Тургайского - Русской Православной Церкви), под общим названием «Палестинское монашество с IV до VI века», опубликованный в 44-м выпуске Православного Палестинского сборника в 1896 году в Санкт-Петербурге. Мы приведем это исследование жития преп. Саввы Освященного отдельной главной. Замечательный русский духовный писатель, будучи тогда еще иеромонахом, посвящает значимую часть этого исследования преп. Савве Освященному. Подводя итог своему труду, иеромонах Феодосий особо подчеркивает:

«Монастырь Саввы Освященного находился и находится как бы под особым покровительством своего основателя. Хрисанф в своем Проскинитарии говорит, что он трижды восстановлялся после неоднократных и разрушительных набегов варваров, а между тем всегда являлся наиболее почитаемым, величественным и достойным удивления среди всех палестинских монастырей. Под названием мар-Саба, древняя лавра Саввы Освященного считается доселе одной из самых достопримечательнейших Святынь Палестины и привлекает к себе паломников всех вероисповеданий» .

Используемого по настоящее время в Православных церквях

Жизнеописание

Савва родился в 439 г. в городке Муталаска в Каппадокии в христианской семье Иоанна и Софии. Когда его отец был направлен по делам воинской службы в Александрию, восьмилетний Савва, оставленный на попечение своего дяди пришёл в монастырь святой Флавианы и стал там послушником.

После возвращения родителей он отказался покинуть монастырь и в возрасте 17 лет принял монашеский постриг.

Проведя в этом монастыре 10 лет Савва перешёл в палестинский монастырь Пассариона Великого. После знакомства с Савва, по его совету, перешёл в монастырь Мукеллик, известным своим строгим общежительным уставом.

В нём он провёл 17 лет в послушании у аввы Евфимия, а после его смерти ушёл в затвор, покидая его по субботам для участия в богослужениях.

Проведя в затворе пять лет, Савва не прекращал общение с Евфимием Великим и после его смерти ушёл в Иорданскую пустыню, где поселился в окрестностях .

Через некоторое время к нему начали стекаться ученики, и в 484 г. ими была построена пещерная церковь, ставшая основой . Всего в Иорданской пустыне Саввой было основано семь монастырей типа.

При иерусалимском патриархе Салюстии (486-494 гг.) монахи палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить «Феодосия и Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого Града».

Effib , GNU 1.2

Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Савва был поставлен начальником и блюстителем всех палестинских лавр (собраний отшельнических жилищ или уединенных келий).

Alekjds , Public Domain

Житие сообщает об участии Саввы в константинопольских богословских споров относительно решений Халкидонского собора. Савва, приглашённый в столицу императором Анастасием I по настоянию Иерусалимского патриарха, проявил себя как защитник халкидонской веры, чем вызывал недовольство императора, сторонника монофизитов.

После смерти Анастасия при императоре Юстиниане I споры завершились и Савва вернулся в свой монастырь.

Sir kiss , CC BY-SA 3.0

Преподобный Савва скончался 5 декабря 532 г. Его житие было написано его современником Кириллом Скифопольским.

В 1256 г. мощи Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 г. мощи были возвращены в .

Мощи Саввы почитаются как нетленные, о чём пишет составитель его первого жития Кирилл:

«Тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. Это я сам своими глазами видел в прошедший индиктион».

Нетленными мощи Саввы в начале XII в. видел русский паломник .

Житие приписывает преподобному Савве ряд чудотворений - по его молитве в лавре забил источник воды, а во время засухи пролился обильный дождь, также сообщается об исцелении им больных и бесноватых.

Фотогалерея


В 439 году. Уже в восьмилетнем возрасте он, осознав суетность мира сего и исполненный пламенной любви к Богу, вступил в расположенный неподалеку Флавианский монастырь. Несмотря на все старания его семьи вернуть мальчика назад, тот остался непреклонным в своем решении и быстро приобщился ко всем монашеским послушаниям, в особенности к воздержанию и чтению Псалтири наизусть.

Однажды, работая в саду, он ощутил желание съесть яблоко, однако, едва лишь сорвав плод с ветки, силой преодолел в душе соблазн чревоугодия, сказав себе: «Хорош на вид и приятен на вкус был плод, принесший мне смерть посредством Адама, который возжелал того, что прельщало его плотские очи, и более заботился об услаждении своего чрева, нежели о духовном блаженстве. Неужели же мы станем, впав в духовную дремоту и оцепенение, удаляться от благостного воздержания?» Тотчас бросив яблоко на землю и поправ его стопами, он одержал победу над вожделением и за всю жизнь не вкусил более яблок. В мальчике было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и бдению наравне с самыми опытными подвижниками и превосходил всех собратьев в смирении, послушании и самообладании.

Проведя в этом монастыре десять лет, святой Савва с благословения настоятеля отправился в Иерусалим (456). Разыскав там знаменитого святой жизнью преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе в ученики. Однако тот сперва отослал юношу в монастырь святого Феоктиста, поскольку не в его обычаях было принимать безбородых юнцов в число суровых пустынножителей. Под началом святого Феоктиста Савва, являя собой образец отречения от собственной воли и смирения, целый день неустанно служил братиям, проводя ночи в молитвах и песнопениях. Вскоре юноша достиг такого совершенства в добродетелях, что сам преподобный Евфимий называл его «отроком-старцем».

По смерти святого Феоктиста в 469 году, Савва получил позволение удалиться в пещеру, расположенную на некотором расстоянии от монастыря. Там он проводил пять дней в неделю в непрестанной молитве, без всякой пищи, занимая руки плетением пальмовых листьев, по субботам же и воскресеньям приходил в монастырь для участия в литургии и совместной трапезе. С отдания праздника Богоявления и до Вербного воскресенья преподобный Евфимий имел обыкновение брать его с собой в пустыню Рува, где, никем не отвлекаемый, он упражнялся в самых высоких добродетелях и богообщении. Так святой Савва возрос в меру величайших подвижников веры и после кончины святого Евфимия окончательно удалился в безлюдную пустыню для единоборства с самим сатаной и его служителями. Его оружием были лишь знамение Креста Господня и призывание святого имени Иисуса.

Проведя в отшельничестве четыре года, святой Савва был приведен ангелом к пещере, расположенной у самого края обрыва на левом берегу Кедрона. Здесь преподобный провел в созерцании и молитве следующие пять лет. Лишь после этого Господь дал знать Своему испытанному воину, что настало время передавать опыт подвижнической жизни ученикам.

Каждому приходящему к нему послушнику святой устраивал отдельную келью в одной из многочисленных окрестных пещер и обучал новоначальных всем премудростям пустыннического жития. После того как число его учеников очень скоро достигло 70, по молитве святого из расселины у подножия его пещеры забил источник живой воды в утешение и укрепление братии. Монахи собирались вместе для совершения общих богослужений в просторной пещере, видом напоминавшей храм. Эту пещеру святой Савва отыскал, ведомый знамением огненного столпа.

Число насельников основанной преподобным лавры непрерывно увеличивалось, достигнув 150 человек. Множество паломников все время стекалось в обитель, чтобы получить спасительное наставление и благословение и принести дары и пожертвования, благодаря которым монахи могли снабжать себя всем необходимым, не отвлекаясь заботами суетного мира. Несмотря на смиренный отказ преподобного принять священство, он все же был рукоположен в пресвитера в 53 года, дабы иметь возможность должным образом руководить учениками.

Большое число послушников не мешало, однако же, святому Савве по-прежнему питать любовь к уединению. Ежегодно, по примеру своего духовного отца преподобного Евфимия, он на время Великого поста уходил далеко в пустыню. Во время одного такого пребывания в безлюдных местах преподобный обосновался на холме под названием Кастеллий, где обитали бесы. Очистив это место молитвами, он основал там новый общежительный монастырь для уже испытанных в подвижнической жизни иноков (492). Для тех же, кто только недавно ушел из мира, святой Савва устроил к северу от лавры третью обитель, чтобы они обучались аскетической жизни и чтению Псалтири наизусть (493).

Преподобный позволял подвизаться в уединении лишь опытным монахам, которые приобрели навык различения и хранения помыслов, сердечное смирение и совершенное отречение от собственной воли. Юных же иноков он отправлял сперва на послушание в обитель к святому Феодосию.

В то время, когда многочисленное палестинское монашество смущалось монофизитской ересью, противной решениям Халкидонского Собора, патриарх Иерусалимский Саллюстий назначил святого Феодосия и святого Савву архимандритами и экзархами всех монастырей, находившихся в юрисдикции святого града (494): Феодосию было вверено общежительное, а Савве - отшельническое монашество, а также иноки, жившие по кельям в лаврах.

Непримиримый враг служителей ада, святой Савва всегда был кроток и снисходителен по отношению к людям. Так, когда дважды, в 490 и 503 годах, часть его братии поднимала возмущение против настоятеля, он сам добровольно покидал свой пост, не пытаясь отстоять словами либо навязать силой свою власть, и лишь по настоянию патриарха снова принимал бразды правления. Узнав о том, что 60 монахов, ушедших из-под его власти в заброшенную обитель, так называемую Новую лавру (507), находятся в крайней нужде, преподобный испросил у патриарха некоторую сумму золотом, которую сам доставил к ним и даже помог ослушникам построить церковь и организовать новый монастырь со своим собственным игуменом.

Достигнув блаженного бесстрастия и неколебимого предстояния Богу в душе, святой Савва приручал диких зверей, исцелял больных и молитвами призвал благодатный дождь на область, мучимую засухой и голодом. Преподобный продолжал и дело насаждения новых обителей в безлюдной пустыне, так что, помимо должности главы отшельников, на нем лежали обязанности духовника семи монашеских общин. Святой Савва мудро предводительствовал легионами смиренного Христова воинства, всеми силами заботясь о единстве в вере своей паствы.

В 512 году он вместе с другими монахами был направлен в Константинополь к императору Анастасию, благосклонно относившемуся к монофизитам, дабы поддержать православную веру, а также добиться некоторых налоговых льгот для Иерусалимской Церкви. Императорская стража не желала поначалу впускать во дворец бедного и смиренного пустынника в ветхом одеянии, приняв его за нищего. Преподобный Савва произвел столь сильное впечатление на императора, что тот во время долгого пребывания святого в столице охотно призывал его к себе, наслаждаясь мудростью речей святого.

По возвращении в Палестину Савва должен был вступить в упорную борьбу с еретическим патриархом Антиохийским Севиром. Сумев вновь завлечь императора в тенета ложных учений, Севир добился в 516 году смещения святого Илии с Иерусалимской кафедры. Тогда по призыву святых Саввы и Феодосия более 6 тысяч монахов собрались вместе, дабы побудить его преемника, патриарха Иоанна, продолжать защиту решений Халкидонского Собора. Услышав об этом, император уже был готов применить силу. Тогда святой Савва направил ему от имени всех монахов Святой Земли смелую петицию.

Однако в том же 518 году Анастасий умер, и новый властитель Юстин I по милости Божией подтвердил свою приверженность Православию и распорядился внести Халкидонский Собор в святые диптихи. Святой Савва был тогда же послан в Скифополь и Кесарию, чтобы сообщить верным радостную весть о победе.

В 531 году, во время кровавого восстания самаритян, святой Савва вновь отправился в Константинополь к благоверному императору Юстиниану, дабы заручиться его помощью и покровительством. Со своей стороны, он пророчески предсказал правителю предстоящее отвоевание Рима и Африки, а также будущую славную победу над монофизитством, несторианством и оригенизмом - события, которым суждено было прославить царствование Юстиниана.

С радостью встреченный в Иерусалиме, неутомимый служитель Господень основал там монастырь Иеремии, а затем окончательно удалился в Великую лавру. Достигнув 94 лет, святой Савва заболел и мирно почил в Господе 5 декабря 532 года, оставив своим преемником святого Мелитона (Мелита).

Нетленные мощи преподобного были положены в его лавре при огромном стечении монахов и мирян. Во времена Крестовых походов их перевезли в Венецию; вновь возвращены в монастырь святого Саввы уже в наше время, 26 октября 1965 года.

Лавра святого Саввы, ставшая впоследствии общежительным монастырем, сыграла выдающуюся роль в истории египетского и палестинского монашества. В ней просияли многие святые: Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Стефан Савваит, Андрей Критский и др. Именно здесь сложился и был принят в окончательном виде Типикон, по которому доныне совершаются богослужения в Православной Церкви, и была написана значительная часть существующих церковных песнопений.

Самое подробное описание: молитва савве освященному о даровании детей - для наших читателей и подписчиков.

К святому Савве обращаются с молитвами за помощью при бесплодии, за дарованием детей и за помощью в других недугах.

Текст молитвы

О предивный и всехвальный угодниче Божий, преподобне отче Савво!

Днесь (во святем храме твоем) благоговейно предстояще пред святою иконою твоею и радостно совершающе пресветлую память твою, ублажаем тя заступника нашего.

Почитающе же твое велие дерзновение пред Господем, смиренно молим тя, преблаженне: приими милостивно от нас хвалебное пение сие, от любве и усердия тебе приносимое.

И, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, потщися богоприятным твоим ходатайством испросити у Царя царствующих и Господа господствующих,

яко да пробавит великия и богатыя милости Своя на нас грешных,

да подаст нам дух правыя веры, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да избавит от бед и напастей, да низпослет вся полезная ко спасению душ наших.

Всем же православным да ниспослет мир, тишину, безмятежие, усердие ко исполнению заповедей его, изобилие плодов земных, и да избавит всю русскую страну от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла.

Ей, угодниче Божий!

Не презри молений наших, но услыши нас молящихся тебе, и под кровом заступления твоего сохрани нас (и обитель твою) ненаветны от враг видимых и невидимых,

да сподобимся скончати житие наше в покаянии и восприимем вечная благая во Царствии Христа Бога нашего, идеже восхвалим с тобою и всеми святыми достопоклоняемое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

РУССКОЕ АФОНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Официальный сайт Региональной общественной организации «Русское афонское общество»

  • 18 декабря – День памяти преподобного Саввы Освященного

    Преподобный Савва – великий христианский подвижник и проповедник – родился в 439 г. в городке Муталаска в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Когда его отец был направлен по делам воинской службы в Александрию, восьмилетний Савва, оставленный на попечение своего дяди пришёл в монастырь святой Флавианы и стал там послушником. После возвращения родителей он отказался покинуть монастырь и в возрасте 17 лет принял монашеский постриг.

    Проведя в этом монастыре 10 лет Савва перешёл в палестинский монастырь Пассариона Великого. После знакомства с Евфимием Великим Савва, по его совету, перешёл в монастырь Мукеллик, известным своим строгим общежительным уставом. В нём он провёл 17 лет в послушании у аввы Феоктиста, а после его смерти ушёл в затвор, покидая его по субботам для участия в богослужениях.

    Проведя в затворе 5 лет, Савва не прекращал общение с Евфимием Великим и после его смерти ушёл в Иорданскую пустыню, где поселился в окрестностях монастыря преподобного Герасима Иорданского.

    Через некоторое время к нему начали стекаться ученики, и в 484 году ими была построена пещерная церковь, ставшая основой лавры Саввы Освященного. Всего в Иорданской пустыне Саввой было основано семь монастырей киновенного типа.

    При иерусалимском патриархе Салюстии (486-494 годы) монахи палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить «Феодосия и Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого Града». Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Савва был поставлен начальником и блюстителем всех палестинских лавр (собраний отшельнических жилищ или уединенных келий).

    Житие сообщает об участии Саввы в константинопольских богословских споров относительно решений Халкидонского собора. Савва, приглашённый в столицу императором Анастасием I по настоянию Иерусалимского патриарха, проявил себя как защитник халкидонской веры, чем вызывал недовольство императора, сторонника монофизитов.

    После смерти Анастасия при императоре Юстиниане I споры завершились и Савва вернулся в свой монастырь.

    Под конец жизни был послан Иерусалимским святителем Петром к императору Юстиниану, с тем чтобы царь воздвиг госпиталь и достроил Новую церковь в Иерусалиме. Император согласился и щедро одарил святого Савву средствами для благоустройства Лавры, получившей в последствии имя святого.

    Составил "Богослужебный устав" (Типик), известный также под именем Иерусалимского.

    Преподобный Савва скончался 5 декабря (ст.ст.) 532 г. Его житие было написано его современником Кириллом Скифопольским. В 1256 г. мощи Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церквь Сан Антонио. 12 ноября 1965 г. мощи были возвращены в основанную им Лавру Саввы Освященного. Мощи Саввы почитаются как нетленные, о чём пишет составитель его первого жития Кирилл Скифопольский: «Тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. Это я сам своими глазами видел в прошедший индиктион». Нетленными мощи Саввы в начале XII в. видел русский паломник игумен Даниил.

    Молитва Преподобному Савве Освященному

    Православный календарь

    Наши партнёры

    Навигация по сайту

    Контактная информация

    • Наш адрес: 115184, Москва, Средний Овчинниковский пер., 12
    • Эл.почта:
    • Порядок пожертвования

    (c) 2005-2017 РУССКОЕ АФОНСКОЕ ОБЩЕСТВО

    Символ Веры

    Молитвы при бесплодии. Чудодейственная помощь листьев пальмы св.Саввы Освященного

    Божья Матерь Помощница в родах. Молитвы перед образом помогают при родах даже при серьезных осложнениях, а также подается исцеление от бесплодия.

    Исцеление от бесплодия

    У меня с будущим мужем закончилась помолвка, которая длилась 2 года. За это время Бог помог разрешить много вопросов, очистил и приготовил сердца для совместной жизни в Господе. Бог показал, что Он благословляет наш союз.

    Молитва от бесплодия Богу

    Услышь нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, воспомяни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на нас, рабов Твоих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на нас милость Твоя, да будем плодовиты и да увидим мы сыны сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное по милости Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь.

    Молитва Иоакиму и Анне – родителям Пресвятой Богородицы, Девы Марии

    Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

    Неусыпаемая псалтирь

    Молитва святым – пророку Захария и праведной Елизавете

    Молебен о здравии

    Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

    Молитва Ксении Петербуржской

    Молитва о здравии

    О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и святыми и под сенью Всемогущего покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: примии прошения наша и принеси яко Престолу Милосерднаго Отца Небесного, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстан и святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святого Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца м Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва святому – преподобному Александру Свирскому

    Свеча о здравии

    О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй. Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, правителем страны нашея России. И да в мире глубоце пребудет святая православная Церковь Христова. Буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощниче. Наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступниче благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнагожо миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред Престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойны есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

    Молитва Матроне Московской

    Сорокоуст о здравии

    О блаженная подвижнице Христова, мати наша Матроно! Припадаем ныне и прибегаем к твоему предстательству, и смиренно просим тя: многая скорби и болезни в жизни своей претерпевшая, призри и на наша скорби и болезни, крепость бо наша оскуде в нас, не можем ни подвиги творити, ни молитися усердно. Воздохни за ны ко Господу и умоли Его, да помилует нас и исцелит наша болезни неисцельныя, жизнь нашу да сохранит в мире и тишине, и за молитвы твоя и теплая ходатайства соберет нас во Царствии Своем со всеми святыми славити Бога во веки веков. Аминь.

    Молитва священномученику Ипатию, епископу Гангрскому

    Трисолнечного Света светозарная звездо, вводящая в мир Трисолнечный Свет апостольскими твоими, богоевангельскаго проповедания священноучении, священномучениче, иерарше Христов, Богоблаженне Ипатие. Ты приял еси от Святые Троицы равноапостольную благодать, серафимскую в горечестии к Богу любовь, яко же верховнейший апостолов Петр, и херувимскую многоочитую во учении премудрость, яко же вторый Павел. Просветивый премудрым твоим благочестия учением тьмочисленныя народы, присноусердно подражая всемирнаго Учителя, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Его же ради всесмиренно молю богоподражательное отеческое твое благоутробие: призри милостивно богосветлыми очима твоима на сущее недостоинство мое, яко всечадолюбивый по Бозе отец, и присноусердный нашего спасения наставниче, и всех в Горних правонеизменный строитель, адамантная Православию стена и пресветлый столп, вводящий второноваго Израиля во всепросветлейший Горний Сион. Потщися вскоре помоществовати на бранех воинству нашему. Проси же присно у Святыя Троицы всем православным христианом мира и тишины, душевного спасения и многолетняго в телеси здравия, воздуха благорастворения, земли благоплодия, неплодствующим благочадия, и в законе Господнем воспитания, и всех благих умножения. А после жития коемуждо жизни сея сподоби святыми твоими молитвами улучити христианскую кончину благу, непостыдну и мирну, со всепреподобнейшим исповеданием и со причастием Святых Бессмертных Небесных и Животворяхцих Христовых Тайн, и с молитвомаслием беспрепятное воздушных мытарств прошествие, наследие со святыми всерадостныя присносущныя жизни, в ней же купно со ангельскими чинми непрестанныя хвалы вознесем Отцу со Единородным Его Сыном и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и тебе, великое твое отеческое милостивое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    Неусыпаемая псалтирь

    Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

    Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,

    Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

    Молитва Преподобному Давиду Гареджийскому

    Сорокоуст о здравии

    О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы валящееее совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Чудодейственная помощь листьев и плодов пальмы бездетным супругам

    Лавра прп. Саввы Освещенного

    Правила пользования листьями от пальмы св. Саввы:

    Монастырь Святого Саввы.

    Чудотворная финиковая пальма святого Саввы (от бесплодия)

    Заказ треб на Святой Земле

    Copyright Символ Веры ©2007 – 2017. All Rights Reserved.

    Молитва савве освященному о даровании детей

    Молитвы о зачатии ребенка

    И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете;

    стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает,

    и ищущий находит, и стучащему отворят. (Лук.11:9-10)

    Батюшки в храмах советуют своим прихожанам никогда не опускать руки,

    ведь Всевышний слышит любые молитвы и приходит просящим на помощь.

    Молитвы, если они искренние, идут от души и сердца, помогают во многом. Еще для наших предков бездетность представлялась великим горем и наказанием за грехи. Зато чадородие почиталось как Божье благословение для счастливой семьи.

    Молитва о зачатии ребенка – вот к чему нередко приходят женщины, желающие иметь настоящую полноценную семью. Многие бездетные родители, обратившиеся к Господу с искренней просьбой о даровании им малыша, получают в ответ долгожданную беременность.

    В какие дни нельзя заниматься сексом и зачинать ребенка?

    В посты и накануне крупных, двунадесятых праздников; так же накануне постных дней (среда, пятница), накануне, значит после 16.00 часов текущего дня (вторника и четверга), так как постный день начинается накануне, а именно в 16.00 предыдущего, не рекомендуется для этого воскресенье, праздники, в том числе день венчания: освящение брака Богом – великое таинство, и его не надо осквернять зацикленностью на плотской стороне).

    Как молятся о рождении ребенка?

    Служители церкви утверждают, что молящиеся о рождении ребенка супруги должны быть готовы принять волю Божию в свою жизнь. Поэтому молитва о зачатии ребенка – акт смирения и повиновения. Во многих подобных молитвах звучит: «Да будет воля Твоя». Не помешает перед такой молитвой исповедаться в прегрешениях. Ведь некоторые супружеские пары теряют способность иметь детей вследствие беспорядочной половой жизни, которую они бездумно вели в юности.

    Не исключено, что в некоторых случаях Господь не дарует ребенка, подавая своеобразный знак, что бездетные супруги могут стать приемными родителями брошенного малыша. Имеют место нередки случаи, когда после усыновления ребенка в семье рождался собственный карапуз. Недаром Церковь утверждает, что если просить Бога от всего сердца, то молитва о зачатии ребенка будет услышана.

    Молитва супругов о даровании детей

    Услышь нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, воспомяни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на нас, рабов Твоих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на нас милость Твоя, да будем плодовиты и да увидим мы сыны сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное по милости Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь

    Молитва супругов к Пресвятой Деве

    О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, скоропослушная заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на меня непотребную, припадающую к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене грешной и принеси ю к Сыну Своем; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественный благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся соделанная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О, Преблагословенная Богородице! Ты благоизволила еси нарещися во образе Своем Грузинской, повелевающи всем притекати к Тебе с верою, не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На Тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Славлю и Благодарю Господа, что послал мне счастие супружеского состояния. Молю Тебя, Матерь Господа и Бога и Спасителя моего, да Твоими Матерними молитвами пошлет мне и супругу моему возлюбленному чадо. Да дарует Он мне плод чрево моего. Да устроится он волею Его, во славу Его. Перемени скорби души моей на радость зачатия во чреве моем. Да славлю и благодарю Тебя Матерь Господа моего во вся дни жизни моей. Аминь

    Молитва для быстрого зачатия ребенка, читается перед чудотворной иконой

    Пресвятой Богородицы, именуемой "Целительница "

    Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, печальный сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей и прислушающей моления наша и подающей с верою просящим. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцелявши, от бесных бесы прогонявши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженных очищавши и малых детей милуеши, еще же Госпоже Владычице Богородице, от уз и темницы свобождаеши и всякия многоразличный страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему Христу Богу нашему.

    О, Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе Присно деве Преславней и Непорочней, славящих и чтущих Тя и вопиющих во веки веков. Аминь.

    Эта молитва будет услышана тем скорее, чем чаще вы будете молиться.

    Икона Божией Матери "Целительница" с иконой "Утоли болезни"

    Святая блаженная Матрона Московская

    Молитва для зачатия ребенка святой блаженной Матроне Московской

    О, блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся к тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждующих и скорбящих с верою и надеждою к твоему заступлению и

    помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетном мире сем и нигдеже не обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных, исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства дьявола страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потерять в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним, дабы помози нам по отшетствии из жития сего достигнути Царствия Небесного со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небесного, в Троице славимого: Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь

    О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред престолом божиим предстоящи, телом же на земли почивающи,и данной ти с выше благодатию различные чудеса истоющи!

    Призри ныне милостивым твоим оком на ны, грешных, в скорбях, болезнях и бесовских искушениях дни свои иждивающих, утеши ны отчаянные, исцели недуги наши лютыя, от бога нам по грехом нашим попущаемые, избави нас от многих скорбей и обстояний и умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам все наша согрешения, беззакония и грехопадения, яже мы от юности нашея даже до настоящего дне и часа согрешихом, да твоими же молитвами, получивше благодать и велию милость, прославим в троице единого Бога – Отца и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

    Молитва для зачатия ребенка святой блаженной Ксении Петербургской

    О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и святыми и под сенью Всемогущего покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: примии прошения наша и принеси яко Престолу Милосерднаго Отца Небесного, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстан и святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святого Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца м Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь

    Молитва о зачатии ребенка Богородице перед иконой "Нечаянная радость"

    О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице!

    Приими молебное пение сие от нас, недостойных рабов Твоих, Тебе возносимое: и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но нечаянную радость покаяния даровала еси, и усердным к Сыну Твоему ходатайством Сего ко прощению грешника преклонила еси тако и ныне не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением пред цельбоносным образом Твоим покланяющимся, по коегождо потребе нечаянную радость дарует: да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского, и сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва о зачатии ребенка Богородице "Скоропослушница" (она быстро слышит наши молитвы, и если они угодны Богу, просит Сына Своего об их исполнении – на самом деле очень, очень помогает (может, не моментально, но по прошествии некоторого времени – точно).

    Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая, море явльшаяся Божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем, с верою к Тебе прибегающим!

    Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити все, еже на пользу во утешение и спасение коемуждо устрояющи.

    Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоей, подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу, и различными образы страждущих утеши.

    Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, Матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий; и душевнаго разслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва про беременность родителям Богородицы –

    Праведному Иоакиму и Анне

    О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему!

    К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии.

    Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас.

    Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь

    Молитва о зачатии ребенка перед православной иконой

    "Зачатие Иоанна Предтечи"

    Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов.

    Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов.

    Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых. Ей, Господи Иисусе Христе!

    Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

    Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому

    о даровании детей

    О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.

    Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбя-щим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.

    Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов.

    Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

    Чудодейственная помощь листьев пальмы бездетным супругам

    Лавра Саввы Освященного – православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей.

    Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532 года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи святого были возвращены обратно в монастырь.

    Чудотворная финиковая пальма святого Саввы

    Внутри стен монастыря растет финиковая пальма, посаженная самим святым, чьи листья и плоды оказывают чудотворное действие в случаях бесплодия, их раздают вместе с пальмовыми листочками в монастыре св.Саввы Освященного. Пальма засохла в 1954 году, но на том же месте выросли две новых, имеющих такие же чудодейственные свойства.

    Правила пользования листьями от пальмы св. Саввы:

    Как только это будет возможно, листья следует отнести к православному священнику и попросить его положить их на сорок дней под престол в алтаре церкви, где часто совершаются Богослужения.

    Супружеская пара должна придерживаться следующих указаний в течение сорока дней, пока освящаются листья:

    В течение сорока дней пара должна строго поститься и воздерживаться от рыбного, мясного, молочного и яиц. По вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям разрешается растительное масло и немного вина.

    Необходимо, чтобы на это время пара строго воздержалась от супружеской близости.

    Нужно, чтобы супруги исповедовались и причащались так часто, как на то благословляет их духовник. Каждый день следует читать тропарь св. Савве (глас 8):

    Слез твоих теченъми пустыни безплодное возделал ecи/ и иже из глубины воздыханъми во сто трудов уплодоносил ecи/ и был ecи светильник вселенней/ сияя чудесы, Савво, отче наш / моли Христа Бога спастися душам нашиим.

    Правила пользования листьями нельзя изменять, хотя мы понимаем, что могут быть препятствия для их соблюдения.

    По истечении сорока дней из листьев нужно сварить крепкий чай, который супруги должны вместе выпить, не оставив ни капли. Листья следует высушить, сжечь, и пепел зарыть в землю.

    Через два-три дня после того, как выпили чай, пусть супруги, с верой, любовью, молитвой и благодарением, вступят в супружеское общение и ожидают Божьего решения.

    Бог любви, радости и жизни бесконечной да будет с вами отныне и до века. С любовью во Христе.

    Архимандрит Евдоким, Монастырь Святого Саввы

    Чудотворная финиковая пальма

    "Благочестивые поклонники Святых Мест и нашей Святой Обители, Вы держите сейчас в своих руках, как великое благословение, несколько листочков от чудотворной финиковой пальмы, которую посадил в своей лавре сам св. Савва. Несколько десятилетий назад дерево засохло, но чудесным образом вновь дало ростки и продолжает быть источником многочисленных чудес, особенно, для благочестивых супругов, которые страдают бесплодием.

    Возлюбленные во Христе братья, не забывайте, что главным условием действия Благодати Божией является непоколебимая вера, страх Божий и благочестивое почитание Святого Саввы. Кроме этого от вас требуется пост – по силам и возможности каждого – в сочетании с воздержанием от телесного супружеского общения. Само собой разумеется. что при этом надо усилить как личную, так и совместную вашу супружескую молитву и часто приступать к Святым Таинствам исповеди и причастия.

    Когда духовный труд ваш (усиленная молитва и половое воздержание) кончится, сделайте из листьев отвар (листочки потом надо сжечь), выпейте его и после этого вновь – со страхом Божием, верой и любовью – вступайте в физическое общение.

    Подумайте, сколько бесплодных жен в Священном Писании благодаря своему терпению, совершенной любви и надежде на милость Божию стали счастливейшими матерями! Анна, мать пророка Самуила, Елизавета, мать Иоанна Предтечи, Св. Праматерь Божия Анна, мать Пресвятой Богородицы, и множество других святых Ветхого и Нового Завета, перечисляя имена которых пришлось бы написать целую книгу.

    Возлюбленные братья, да сотворит с нами Господь, как Он Сам знает. Будем благодарить Его всегда и за благословения Его и за благословенные Его отеческие воспитательные меры. Только одно надо понимать хорошо: Господь не хочет, чтобы мы давали Ему для того, чтобы что – то получить взамен. Но Он хочет, чтобы мы предались Ему всем сердцем и всем помышлением. Если Он удостоит вас когда-либо обрести детей, не думайте, что они безраздельно и окончательно принадлежат вам: все, чем мы владеем, – Его дары. Если же Он не даст детей, то и это по одной только любви. Научимся не ждать одних лишь даров от Бога, но искать Его Самого и Царствия Его, как Он Сам сказал (Матф. 6:33), и тогда все, что нам действительно нужно, Он дарует нам изобильно и богомудро.

    От всего сердца молимся, дабы Благодать Божия и благословение Преподобного Саввы Освященного пребыли с нами всегда и везде".

  • February 2nd, 2014 , 03:57 pm

    Преподобный Савва Освященный

    Начал свою подвижническую деятельность с 8-летнего возраста. Юношей добывал себе пропитание плетением корзин. Затем, когда к нему стали стекаться другие ревнители пустынножительства, преподобный Савва в нескольких километрах от Иерусалима основал обитель, которая впоследствии стала знаменитой Лаврой Саввы Освященного . Будучи настоятелем обители, преподобный Савва написал первый Устав последования церковных служб, известный под названием Иерусалимский Устав, принятый во всех палестинских монастырях . Святой отличался прозорливостью, его молитвами совершались чудеса.

    Преставился ко Господу в 532 году .

    Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

    В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом . В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.

    После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

    Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

    Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (+ 475; память 4 марта) Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна, их память 8 февраля . А в усыпальнице мощи святого Саввы в гробнице из стекла.


    Мощи святого Саввы в стеклянной гробнице

    Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.

    На месте где был похоронен святой Савва, ныне стоит построена усыпальница.

    Великая Лавра святого Саввы Освященного

    Многочисленные Святыни Святой Земли остаются без внимания , в том числе и по политическим причинам: они располагаются на территории Палестины, чье существование официальный Тель-Авив не признает. Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды, водители автобусов, посещение территории, находящейся под арабским контролем правительством запрещается. Поэтому, если мимо Вифлеема пройти не удается никак, то многие монастыри, да и памятные места остаются почти без внимания израильских туроператоров.

    Наш сегодняшний разговор пойдет как раз о месте, добраться до которого на туристическом автобусе невозможно — о Лавре св. Саввы Освященного , крупнейшем монастыре Иудейской пустыни, воспитавшем сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.

    К сожалению, прекрасная Лавра не пользуется большим вниманием паломников не только из-за ее некоторой удаленности от стандартных туристических маршрутов. Ведь наши паломники — это, в основном, женщины, а им на территорию монастыря вход запрещен . Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню », которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой. Мужчинам же позволяется не только осмотреть Лавру, но и, при желании, остаться там на некоторое время для участия в полном монастырском цикле богослужений.

    Еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведенные при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С — в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва .

    Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы , сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.

    Монастырь неоднократно подвергался разорению.


    В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 г.

    В 786 г. бедуины, после месячной осады, взяли лавру штурмом. Святыни были разграблены, либо поруганы, а монахи поголовно вырезаны.

    В 1187 г. после завоевания Иерусалимского королевства Саладином лавра св. Саввы опять серьезно пострадала, часть монастырских построек была разрушена и погибло множество монахов.

    Будучи не в силах противостоять постоянным набегам бедуинов, последние насельники лавры покинули ее еще до 1440 г. и она простояла необитаемой около 100 лет, пока власть в Палестине не перешла к туркам-османам. Охранные грамоты Сулеймана II позволили монахам возобновить деятельность лавры.

    Монастырь был снова разрушен и разграблен бедуинами в 1834 г. и землетрясения 1837 г.

    В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет и ни когда не было электричества, не работает сотовая связь . Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Некоторые немногочисленные паломники и России, Греции, Румынии живут там по несколько недель, насколько позволяет виза.


    Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир. Русских монахов всего двое , поэтому, они обязательно попросят вас прочесть за богослужением пару внушительных пачек записок на кириллице, которые подают паломники. В основном, конечно, русские, но очень много грузинских и сербских. В 8 веке в лавре проживало аж до 5.000 иноков !!! . Настоятелем лавры является сам Иерусалимский Патриарх.


    Кстати, в Лавре св. Саввы, в отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, глубокая исповедь и приготовление к таинству Святого Причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен Евдоким на греческом языке под перевод русского насельника, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень .


    Одна из величайших святынь монастыря — гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру. На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

    Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел — можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

    Монастырь очень популярен не только среди местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку до самого недавнего времени кормил жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе играют вокруг Лавры, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды маленькой речки, протекающей в Кедронском ущелье под стенами обители.


    Мощи Св.Саввы.

    В Крыму, на Украине, тоже есть большой монастырь освящённый в честь Святого Савы Освященного и находится он в Мелитополе .

    К сожалению, не сохранился в полном виде в Палестине монастырь духовного наставника Саввы, Святого Ефимия Великого. Однако остались развалины монастыря в котором молился святой Савва в свои ранние годы приняв монашество.


    Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, /
    и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, /
    и был еси светильник вселенней, /
    сияя чудесы, Савво, отче наш, /
    моли Христа Бога спастися душам нашим.