Апокриф хождение богородицы по мукам читать. Электронные публикации

Эжен Ионеско

Лысая певица

Пьеса предоставлена Ольгой Амелиной

(Библиотека драматургии - http://lib-drama.narod.ru)

Антипьеса. Перевод Е.Суриц

Москва, изд-во "Известия", 1990

OCR & spellcheck: Ольга Амелина, ноябрь 2005

Действующие лица:

Мистер Смит

Миссис Смит

Мистер Мартин

Миссис Мартин

Мэри , служанка

Капитан пожарной команды

Буржуазный английский интерьер с английскими креслами. Английский вечер. Мистер Смит, англичанин, в английском кресле и английских туфлях, курит английскую трубку и читает английскую газету у английского камина. На нем английские очки, у него седые английские усики. Рядом в английском же кресле миссис Смит, англичанка, штопает английские носки. Долгая английская пауза. Английские часы на стене отбивают семнадцать английских ударов.

Миссис Смит . Вот и девять часов. Мы ели суп, рыбу, картошку с салом и английский салат. Дети пили английскую воду. Мы сегодня хорошо поужинали. А все потому, что мы живем в окрестностях Лондона и наша фамилия Смит.

Картошка с салом - очень вкусная вещь, масло в салате не прогоркло. Масло в бакалее на углу гораздо, гораздо лучше, чем масло в бакалее напротив, и лучше даже, чем в бакалее дальше по берегу. Но я вовсе не хочу сказать, что в тех бакалеях плохое масло...

Мистер Смит щелкает языком, не отрываясь от газеты.

А все-таки масло в бакалее на углу лучше всего...

Мистер Смит щелкает языком, не отрываясь от газеты.

На сей раз Мэри пожарила картошку как следует. В прошлый раз она ее недожарила. А я люблю картошку, когда она пожарена как следует.

Мистер Смит щелкает языком, не отрываясь от газеты.

Рыба была свежая. Я ела с наслаждением. Два раза брала добавку. Нет, три раза. Потом пришлось пойти в туалет. Ты тоже три раза брал добавку. Но ты в третий раз взял гораздо меньше, чем раньше, а я, наоборот, гораздо больше. Я сегодня ела лучше, чем ты. С чего бы это? Обычно ты гораздо больше ешь. На отсутствие аппетита ты не можешь пожаловаться.

Мистер Смит щелкает языком.

А суп, кстати, был чуточку пересолен. В нем соли было больше, чем в тебе. Ха-ха-ха. И чересчур много порея и мало лука. Жалко, я не сказала Мэри, чтоб гвоздики положила. Не забыть бы в следующий раз.

Мистер Смит щелкает языком, не отрываясь от газеты.

Наш малыш с удовольствием бы выпил пива, скоро будет им накачиваться - он весь в тебя. Ты заметил, как он косился на бутылку? А я налила ему воды из графина. Ему хотелось пить, и он выпил воду. Елена - та вся в меня: хозяйственная, экономная, играет на пианино. Никогда не попросит английского пива. Совсем как наша крошка, которая пьет исключительно молочко и ест исключительно кашку. Сразу видно, что ей всего два года. Ее зовут Пегги. Торт с айвой и фасолью был изумительный. Может, за ужином и не мешало бы выпить по стаканчику австралийского бургундского, но я не поставила вина на стол, чтоб не подавать детям дурной пример. Пусть учатся трезвости и умеренности.

Мистер Смит щелкает языком, не отрываясь от газеты.

У миссис Паркер есть знакомый болгарский бакалейщик Попошев Розенфельд, он только что приехал из Константинополя. Большой специалист по йогурту. Окончил институт йогурта в Андринополе. Завтра же надо будет у него купить большой горшок болгарского фольклорного йогурта. Такие вещи редко встретишь у нас в окрестностях Лондона.

Мистер Смит щелкает языком, не отрываясь от газеты.

Йогурт прекрасно действует на желудок, почки, аппендицит и апофеоз. Это мне доктор Маккензи-Кинг сказал, который лечит детей у наших соседей, у Джонсов. Он хороший врач. Ему можно верить. Он никогда не пропишет средства, которого бы на себе не испробовал. Прежде чем оперировать Паркера, он сперва сам лег на операцию печени, хоть был абсолютно здоров.

Мистер Смит . Так почему же доктор выкарабкался, а Паркер умер?

Миссис Смит . Потому что операция доктора прошла удачно, а операция Паркера неудачно.

Мистер Смит . Значит, Маккензи плохой врач. Операция должна была пройти удачно в обоих случаях либо в обоих случаях дать летальный исход.

Миссис Смит . Почему?

Мистер Смит . Добросовестный врач умирает вместе с больным, если оба они не выздоравливают. Капитан корабля вместе с кораблем гибнет в волнах. Если тонет корабль, он не может остаться в живых.

Миссис Смит . Нельзя больного сравнивать с кораблем.

Мистер Смит . Почему это? У кораблей тоже бывают свои болезни. Да и доктор твой здоров, как линкор, тем более он должен был погибнуть вместе с больным, как врач со своим кораблем.

Миссис Смит . Ах, я и не подумала... Ты, наверное, прав. Ну и какой же ты отсюда делаешь вывод?

Мистер Смит . Что все врачи шарлатаны. И все больные тоже. Только флот у нас в Англии честен.

Миссис Смит . Но не моряки.

Мистер Смит . Само собой. (Пауза. Опять глядя в газету .) Одного я никак не пойму. Почему в рубрике гражданских состояний всегда указывается возраст усопших, а у новорожденных систематически не указывается? Это абсурд.

Миссис Смит . А я и не замечала!

Снова пауза. Часы на стене бьют семь раз. Пауза. Часы бьют три раза. Пауза. Часы бьют ноль раз.

Мистер Смит (все еще глядя в газету ). Смотри-ка, здесь написано, что умер Бобби Уотсон.

Миссис Смит . Господи! Бедный! И когда это он умер?

Мистер Смит . Нечего делать удивленный вид. Ты прекрасно знала. Он вот уже два года, как умер. Не помнишь? Мы были на похоронах полтора года назад.

Миссис Смит . Ну конечно, я помню. Я сразу вспомнила, просто я не поняла, почему ты так удивился, прочитав про это в газете.

Мистер Смит . В газете про это ничего нет. Мне уже три года назад говорили о его смерти. И я по ассоциации вспомнил.

Миссис Смит . Какая жалость! Он так хорошо сохранился.

Мистер Смит . Это был красивейший труп во всей Великобритании! Совершенно не выглядел на свой возраст. Бедный Бобби! Четыре года, как умер, а был еще теплый. Вот уж поистине живой труп. А какой веселый!

Миссис Смит . Бедная Бобби!

Мистер Смит . Ты хочешь сказать - бедный Бобби.

Миссис Смит . Нет, это я про его жену. Ее тоже звали Бобби. Бобби Уотсон. Из-за этого совпадения их вечно путали, когда видели вместе. Только после его смерти и разобрались наконец, кто из них кто. Да и сейчас еще находятся люди, которые путают ее с покойником и приносят ей соболезнования. Ты с ней знаком?

Мистер Смит . Я только раз ее видел, совершенно случайно, на похоронах Бобби.

Миссис Смит . А я никогда не видела. Она хорошенькая?

Мистер Смит . Черты у нее правильные, но хорошенькой ее не назовешь. Слишком толстенная и большая. Черты у нее неправильные, но она, можно сказать, очень даже хорошенькая. Только чересчур хрупкая и маленькая. Она учительница пения.


Эжен Ионеско

Лысая певица

Пьеса предоставлена Ольгой Амелиной

(Библиотека драматургии - http://lib-drama.narod.ru)

Антипьеса. Перевод Е.Суриц

Москва, изд-во "Известия", 1990

OCR & spellcheck: Ольга Амелина, ноябрь 2005

Действующие лица:

Мистер Смит

Миссис Смит

Мистер Мартин

Миссис Мартин

Мэри , служанка

Капитан пожарной команды

Буржуазный английский интерьер с английскими креслами. Английский вечер. Мистер Смит, англичанин, в английском кресле и английских туфлях, курит английскую трубку и читает английскую газету у английского камина. На нем английские очки, у него седые английские усики. Рядом в английском же кресле миссис Смит, англичанка, штопает английские носки. Долгая английская пауза. Английские часы на стене отбивают семнадцать английских ударов.

Миссис Смит . Вот и девять часов. Мы ели суп, рыбу, картошку с салом и английский салат. Дети пили английскую воду. Мы сегодня хорошо поужинали. А все потому, что мы живем в окрестностях Лондона и наша фамилия Смит.

Картошка с салом - очень вкусная вещь, масло в салате не прогоркло. Масло в бакалее на углу гораздо, гораздо лучше, чем масло в бакалее напротив, и лучше даже, чем в бакалее дальше по берегу. Но я вовсе не хочу сказать, что в тех бакалеях плохое масло...

Мистер Смит щелкает языком, не отрываясь от газеты.

А все-таки масло в бакалее на углу лучше всего...

Мистер Смит щелкает языком, не отрываясь от газеты.

На сей раз Мэри пожарила картошку как следует. В прошлый раз она ее недожарила. А я люблю картошку, когда она пожарена как следует.

Мистер Смит щелкает языком, не отрываясь от газеты.

Рыба была свежая. Я ела с наслаждением. Два раза брала добавку. Нет, три раза. Потом пришлось пойти в туалет. Ты тоже три раза брал добавку. Но ты в третий раз взял гораздо меньше, чем раньше, а я, наоборот, гораздо больше. Я сегодня ела лучше, чем ты. С чего бы это? Обычно ты гораздо больше ешь. На отсутствие аппетита ты не можешь пожаловаться.

Мистер Смит щелкает языком.

А суп, кстати, был чуточку пересолен. В нем соли было больше, чем в тебе. Ха-ха-ха. И чересчур много порея и мало лука. Жалко, я не сказала Мэри, чтоб гвоздики положила. Не забыть бы в следующий раз.

Мистер Смит щелкает языком, не отрываясь от газеты.

Наш малыш с удовольствием бы выпил пива, скоро будет им накачиваться - он весь в тебя. Ты заметил, как он косился на бутылку? А я налила ему воды из графина. Ему хотелось пить, и он выпил воду. Елена - та вся в меня: хозяйственная, экономная, играет на пианино. Никогда не попросит английского пива. Совсем как наша крошка, которая пьет исключительно молочко и ест исключительно кашку. Сразу видно, что ей всего два года. Ее зовут Пегги. Торт с айвой и фасолью был изумительный. Может, за ужином и не мешало бы выпить по стаканчику австралийского бургундского, но я не поставила вина на стол, чтоб не подавать детям дурной пример. Пусть учатся трезвости и умеренности.

Мистер Смит щелкает языком, не отрываясь от газеты.

У миссис Паркер есть знакомый болгарский бакалейщик Попошев Розенфельд, он только что приехал из Константинополя. Большой специалист по йогурту. Окончил институт йогурта в Андринополе. Завтра же надо будет у него купить большой горшок болгарского фольклорного йогурта. Такие вещи редко встретишь у нас в окрестностях Лондона.

Мистер Смит щелкает языком, не отрываясь от газеты.

Йогурт прекрасно действует на желудок, почки, аппендицит и апофеоз. Это мне доктор Маккензи-Кинг сказал, который лечит детей у наших соседей, у Джонсов. Он хороший врач. Ему можно верить. Он никогда не пропишет средства, которого бы на себе не испробовал. Прежде чем оперировать Паркера, он сперва сам лег на операцию печени, хоть был абсолютно здоров.

Мистер Смит . Так почему же доктор выкарабкался, а Паркер умер?

Миссис Смит . Потому что операция доктора прошла удачно, а операция Паркера неудачно.

Мистер Смит . Значит, Маккензи плохой врач. Операция должна была пройти удачно в обоих случаях либо в обоих случаях дать летальный исход.

Миссис Смит . Почему?

Мистер Смит . Добросовестный врач умирает вместе с больным, если оба они не выздоравливают. Капитан корабля вместе с кораблем гибнет в волнах. Если тонет корабль, он не может остаться в живых.

Миссис Смит . Нельзя больного сравнивать с кораблем.

Мистер Смит . Почему это? У кораблей тоже бывают свои болезни. Да и доктор твой здоров, как линкор, тем более он должен был погибнуть вместе с больным, как врач со своим кораблем.

Миссис Смит . Ах, я и не подумала... Ты, наверное, прав. Ну и какой же ты отсюда делаешь вывод?

Мистер Смит . Что все врачи шарлатаны. И все больные тоже. Только флот у нас в Англии честен.

Миссис Смит . Но не моряки.

Мистер Смит . Само собой. (Пауза. Опять глядя в газету .) Одного я никак не пойму. Почему в рубрике гражданских состояний всегда указывается возраст усопших, а у новорожденных систематически не указывается? Это абсурд.

Миссис Смит . А я и не замечала!

Снова пауза. Часы на стене бьют семь раз. Пауза. Часы бьют три раза. Пауза. Часы бьют ноль раз.

Мистер Смит (все еще глядя в газету ). Смотри-ка, здесь написано, что умер Бобби Уотсон.

Миссис Смит . Господи! Бедный! И когда это он умер?

Мистер Смит . Нечего делать удивленный вид. Ты прекрасно знала. Он вот уже два года, как умер. Не помнишь? Мы были на похоронах полтора года назад.

Миссис Смит . Ну конечно, я помню. Я сразу вспомнила, просто я не поняла, почему ты так удивился, прочитав про это в газете.

Мистер Смит . В газете про это ничего нет. Мне уже три года назад говорили о его смерти. И я по ассоциации вспомнил.

Миссис Смит . Какая жалость! Он так хорошо сохранился.

Мистер Смит . Это был красивейший труп во всей Великобритании! Совершенно не выглядел на свой возраст. Бедный Бобби! Четыре года, как умер, а был еще теплый. Вот уж поистине живой труп. А какой веселый!

Миссис Смит . Бедная Бобби!

Мистер Смит . Ты хочешь сказать - бедный Бобби.

Миссис Смит . Нет, это я про его жену. Ее тоже звали Бобби. Бобби Уотсон. Из-за этого совпадения их вечно путали, когда видели вместе. Только после его смерти и разобрались наконец, кто из них кто. Да и сейчас еще находятся люди, которые путают ее с покойником и приносят ей соболезнования. Ты с ней знаком?

Мистер Смит . Я только раз ее видел, совершенно случайно, на похоронах Бобби.

Миссис Смит . А я никогда не видела. Она хорошенькая?

Один из наиболее поэтических и популярных на Руси апокрифов - «Хождение Богородицы по мукам. В древнерусском обществе «Хождение Богородицы по мукам» получило распространение не позднее XII столетия, к которому относится древнейший список из собрания Троице-Сергиевой лавры. Можно говорить о непрерывности рукописной традиции памятника вплоть до недавнего времени. Из письменности мотивы и образы апокрифа перешли в христианский фольклор и даже в литературу. Огромное влияние оказал апокриф на иконографию загробных мучений. Исследователи считают, что древнерусский вариант «Хождения» существенно отличается от греческих прототипов, которые более обширны по своему объему, но не знакомы с сюжетом о наказании язычников. Отсутствуют там и упоминания славянских божеств, фрагмент о которых был вставлен в произведение русским переводчиком или одним из первых переписчиков памятника. Славянские и русские списки Индексов более позднего времени сохранили наименование произведения в числе не рекомендованной к распространению литературы. Списки запрещенной литературы отражают изменение названия апокрифа («Сон Богородицы», «Богородицыно действо»), хотя некоторые из поздних списков апокрифа надписывались как «Слово о муках». По своей жанрово-тематической природе «Хождение Богородицы по мукам» относится к кругу произведений, посвященных описанию иного мира, поэтому в целом ряде аспектов его можно соотнести с апокрифическими видениями и хождениями в рай. Герои этих неканонических произведений оказываются свидетелями сокровенных тайн, которые открываются им по воле Бога. Апокрифы содержат красочные описания того, как избранники Божии чудесными способами попадают на небо - в рай или ад - и что они там наблюдают. Апокрифы «визионерского» плана в яркой образной и впечатляющей форме изображали недоступную обыденному опыту реальность и являлись основным источником сведений об ином мире. В них конкретизировались христианские воззрения на посмертную судьбу людей, о которой в Писании сказано слишком общо (см.: Откр. 19, 20; 20, 15; Мф. 13, 42; 22, 13). Из всех перечисленных «визионерских» апокрифов «Хождение Богородицы по мукам» признается «самым поэтическим апокрифом о загробной жизни». В образно-поэтической, высоко эмоциональной форме прорисованы в произведении впечатляющие, можно сказать даже чрезмерно натуралистические, картины посмертного существования душ. О могучей, впечатляющей силе воздействия «Хождения» говорит в «Братьях Карамазовых» Ф.М.Достоевский, увидевший в нем «картины и смелость не ниже дантовской». Апокриф в деталях воспроизводит т. н. «малую» эсхатологию, основанную на принципе двойного Суда, предполагавшего наказание душам грешников еще до Страшного суда. Муки, которые грешники претерпевают сразу после смерти, не столько прообразуют собой будущие вечные муки, сколько делают «малую» эсхатологию неотъемлемой частью «большой». Надо отметить еще одну важную апокрифическую особенность «Хождения» - Господь слишком явно уступает Марии в милосердии. Думается, что именно с этим, близким народному восприятию Богородицы-заступницы, было обусловлено исключением «Хождения» из разряда рекомендованной к чтению литературы. И тем не менее запреты не смогли воспрепятствовать широчайшему распространению памятника в письменности. Сочинение заключает в себе целый ряд проблем и идей, характеризовавших духовные искания наших средневековых предков, которые были порождены напряженными поиском золотой середины в выборе между суровой заслуженной карой и христианским милосердием. Апокриф донес до нас черты древнего народного культа милосердной матери-заступницы.

ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ

и Сына, и Святого Духа. [Люди эти] забыли Бога и [не] верили, [что] нас, тварное создание, Бог сотворил для работы. Это те, которые все богами назвали: солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто [в жестокосердии своем] дал богам имена как людям, и [те, которые почитали] Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых [богов] верили [люди]. И до сих пор мраком злым они [люди] окружены. Поэтому здесь так мучаются». И увидела [Богородица] на другом месте тьму великую. И воскликнула Святая Госпожа: «Что значит тьма эта и кто [эти] пребывающие в ней?» И ответил [ей] архистратиг: «Многие души находятся в месте том». И сказала Святая Богородица [так]: «Пусть рассеется тьма, чтобы я увидела и эту муку». И отвечали ангелы, стерегущие муку: «Поручено нам, пусть [грешники] не видят света, пока не явится Сын твой милосердный, более семи солнц сияющий». И стала печальной Святая Богородица, и к ангелам подняла очи свои, и посмотрела на невидимый [людьми] престол Отца Своего. И сказала [Богородица]: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Пусть рассеется тьма эта, чтобы я увидела [и ту муку]». И рассеялась тьма, и семь небес открылось. [И увидела Богородица] множество народа: мужчин и женщин, и [услышала] вопли [их], и [ужаснул ее] исходящий стон великий. И, увидев их [людей], Пресвятая Богородица сказала им, плача: «Что сделали [вы], бедные, грешные и недостойные, [хочу я знать о том, за что попали вы сюда?]» [И] не было [слышно ни] голоса их, ни ответа. [Тогда] сказали ангелы, стерегущие [их]: «Почему не говорите?» И [дали ответ те, которые] мучились: «Благодатная! Искони света не видели, поэтому не можем взглянуть вверх». И, посмотрев на них, Святая Богородица горько зарыдала. И увидели [это] мученики и обратились к ней: «Вот ты нам оказала милость, Святая Богородица. [Ибо даже] Сын твой милосердный, [когда] на землю приходил, то не [вспомнил о] нас. [Также] и ни Авраам прадед, ни Моисей пророк, ни Иоанн Креститель, ни апостол Павел, любимец Божий, [не обратили милосердия своего к нам]. Только ты, Пресвятая Богородица, [единственная] роду христианскому и заступница, и защита. Ты молишь Бога, [ты сподобилась прийти сюда], нас [здесь] посетив, бедных». Тогда сказала Святая Богородица архистратигу Михаилу: «Какой грех тех [мучеников]?» И [ответил тот: «Это те,] которые не верили в Отца, и Сына, и Святого Духа и ни в тебя, Святая Богородица. Не хотели [они] оповещать об имени твоем, когда родился Господь Иисус Христос, от тебя плоть принявший. [Он] освятил землю крещением. Поэтому [эти, не веровавшие в тебя и Сына твоего люди], на том месте мучаются». И [в ответ] заплакала Святая Богородица и обратилась к ним [мученикам]: «Зачем согрешили? Разве вы не знаете, как имя мое чтут все, созданные Богом?» И [когда] сказала [так] Святая Богородица, [то] опять тьма окружила их. [Вновь] обратился к ней архистратиг: «Куда хочешь [терепь направиться], Благодатная? Давай пойдем на юг или на север». И отвечала Благодатная: «Давай пойдем на юг». И тогда повернулись херувимы и серафимы и 400 ангелов и привели Богородицу на юг, откуда река вытекала огненная. И было там множество мужчин и женщин. И были они погружены: одни до пояса, другие до груди, третьи до шеи, а четвертые с головой. И увидев [это], Святая Богородица издала громкий вопль. И спросила [Богородица] архистратига: «[Кто эти люди], которые до пояса в огонь погружены?» И сказал ей архистратиг: «Это те, что от отца и матери проклятие получили, за это здесь мучаются как проклятые». И опять спросила Богородица: «А те, которые по грудь в огне, кто они?» И ответил ей архистратиг: «Это те, которые своих кум били, укоряя их [за греховные проступки], а [сами] другие, [еще большие, грехи] совершали. За это [они] здесь мучаются». И [еще] вопросила Пресвятая Богородица: «А эти, которые до шеи в пламени, кто они?» И ответил ей ангел: «Это [те], которые мясо ели человеческое. Да за это здесь [и] мучаются так». И [снова] вопросила Святая: «[Кто эти], которые с головой погружены в пламень огненный, кто они?» И ответствовал архистратиг: «Эти, Госпожа, [те], кто Крест Честный держа, давали ложные клятвы. Ибо такая сила Честного Креста, что ангелы, видя его, трепещут и со страхом поклоняются ему. Люди же, держа его, клянутся, не зная, какая мука ожидает их. Из-за этого так [здесь] мучаются». Потом увидела Святая Богородица мужа, подвешенного за ноги, и черви ели его. И спросила [она] ангела: «Кто это, и какой грех он совершил?» И сказал ей архистратиг: «Это [один из тех], которые давали в рост золото и серебро свое. За это навеки мучиться ему. И [еще] увидела [Богородица] женщину, висящую за зубы, и разные змеи выходили из уст ее, и [те змеи] ели ее. И, увидев это, Пресвятая Богородица спросила ангела: «[Кто] женщина эта, какой грех ее?» И, отвечая, архистратиг сказал: «Это, Госпожа, та, которая ходила к своим ближним и к соседям, чтобы послушать, что [они] говорят. И, выбирая неприятные слова [для тех и для других], возбуждала сплетнями [между ними] ссоры. Из-за этого так мучается». И воскликнула Святая Богородица: «Хорошо было бы человеку тому, если бы [он и] не родился!» И сказал ей Михаил [так]: «Еще [ты], Святая Богородица, не видела великих мук». Отвечала [же] Святая ангелу: «Пойдем и походим, чтобы увидеть все муки». И сказал Михаил: «Куда хочешь, Благодатная, [туда] и пойдем». И решила Святая: «На север». И повернулись херувимы, и серафимы, и 400 ангелов [и] привели Благодатную на север. И [вот видят] висящее облако огненное, и ложе [на облаке том], как пламя и огонь. Лежали на ложах тех множество мужчин и женщин. Когда же увидела [это] Святая, то отвернулась. И [о них спросила она] архистратига: «Кто эти [люди] и в чем согрешили [они]?» И сказал архистратиг: «Эти [мученики], Госпожа, в Святое воскресенье к утрени не вставали, но ленились [и лежали] как мертвые. За это мучаются». И засомневалась Святая Богородица: «[А] если кто [по болезни или иной немощи] не мог встать, [разве заслужили они] наказание [такое]?» И ответил Михаил: «Послушай, Пресвятая. Если у кого загорится жилище с четырех сторон и сгорит в огне, и будет в жилище человек в таком состоянии, что не сможет встать [и спастись], то такой [лежащий перед Богом] не имеет греха». [Еще] увидела [Богородица] на другом месте столы огненные и на них множество народа: и мужчин, и женщин, [которые] горели на [этих столах]. И спросила архистратига Пресвятая [о них]. [ И сказал архистратиг: «Это те], которые попов не почитали и [с готовностью не принимали их], когда [те приходили в дома к ним] из Церкви Божией. Из-за того мучаются». [Потом] увидела Святая дерево железное, верхние ветви [которого походили на крюки]. И было здесь [на ветвях тех] множество мужчин и женщин, за языки подвешенных. Увидев же [это], Святая прослезилась и спроcила Михаила: «Кто это и в чем их грех?» И отвечал архистратиг: „Это клеветники, возбудители ссор и [те], которые разлучили брата с братом, [а] мужа с женой своей». И [еще] сказал Михаил: «Послушай, Пресвятая. Я расскажу тебе об этих [грешниках и винах их, за которые они попали сюда]. Если кто хотел креститься или покаяться в грехах своих, то они отговаривали и [тем препятствовали] спасению [ближнего]. Из-за этого мучаются вечно». Увидела же Святая на другом месте висящего мужа, [подвешенного] за четыре части тела [т. е. за руки и за ноги с четырех сторон]. Из-под ногтей его текла кровь очень сильно, [и] язык его был в плену пламени огненного. И не мог [грешник тот ни] вздохнуть, ни сказать: «Господи, помилуй меня!» И увидела его Пресвятая Богородица, и расплакалась, и сказала: «Господи, помилуй! Господи, [позволь ему] сотворить молитву». И пришел к ней ангел, что распоряжался муками [т. е. следил за тем, чтобы грешники мучились за свои грехи]. [Он] освободил язык мужу тому. И спросила Пресвятая: «Кто этот бедный человек, принимающий такую муку?» И ответил ангел: «Это служитель Церкви. [Он] не исполнял волю Божию, но продавал сосуды и имущество церковное, [а при этом так] говорил: „Кто служит Церкви, тот от Церкви питается”. Из-за этого [он] мучается здесь». И сказала Пресвятая [так]: «[За все], что сделал [грешного], за это [по делам своим пусть и] мучается». [Как проговорила это Богородица] снова ангел поместил язык [грешника] в огонь. И [после этого] сказал архистратиг: «Пойдем, Госпожа, я покажу тебе [еще другие места], где мучаются священники». [Посмотрела Богородица] и увидела попов висящих. От концов ногтей [их] исходил огонь, от темени тоже исходил огонь и опалял тех священнослужителей [грешных]. Увидев же [это], Пресвятая вопросила: «Кто это и в чем грех их?» И ответил Михаил: «Это служители литургий и предстоятели престолу Божьему. Были [они] достойными служителями, но когда проскомидию творили, то не хранили частицы [просфоры] и роняли крупицы их на землю. [Падали благословенные частицы те, будто] звезды Божьи, и тогда престол [Бога] страшно колебался, а подножие Божье дрожало. Из-за этого они [священники] здесь мучаются». [Еще] увидела Святая мужа и змея крылатого, имеющего три головы. Две из голов [змея того] была около очей мужа, а третья - около уст его. Архистратиг же сказал: «Бедный человек тот, ибо не может [он] отдохнуть от змея этого». И [еще] сказал архистратиг: «Этот человек, Госпожа, и святые книги читал, и Евангелие, сам же не следовал тому, [что прочитал]. Людей [же] учил, а сам не исполнял волю Божью, [но] грешил, совершал злые дела». [После всего] архистратиг сказал [Богородице]: «[Вот] силы Господа. Иди, Пресвятая, я покажу, где мучаются ангельский чин и апостольский». И увидела Святая, : «Пусть я увижу все муки». И сказал ей Михаил: «Куда ты хочешь [пойти], Благодатная? Можем мы направиться или на восток, или на запад, или в рай. [Можем пойти] направо или налево, где есть великие муки». И сказала Пресвятая: «Направимся на левую сторону». И [как только это] сказала Пресвятая, вернулись херувимы, серафимы и 400 ангелов и вывели Пресвятую с востока и [привели ее] на левую сторону. [И была там река], и около реки той была тьма беспросветная. Лежали здесь [то есть в реке этой] множество мужчин и женщин, и кипели [они], как в котле. [Волны реки той, будто] морские волны, - [когда набегали], разбивались над грешниками. Когда же волны поднимались, [то] грешники погружались на тысячу локтей [в воду] и не могли сказать: «Помилуй нас, праведный судья». Ел тех [грешников] червь неумирающий, и [раздавался здесь] скрежет зубов. [Когда же] увидели Пресвятую ангелы, стерегущие [мучеников], то воскликнули в один голос, говоря [так]: «Свят Ты, Боже, и ты, Богородица! Благословляем тебя и Сына Божия, родившегося от тебя. Ведь до сих пор [мы] не видели света, а сегодня видим свет благодаря тебе, Богородица». И опять воскликнули все в один голос, говоря [так]: «Радуйся, давшая Вечный Свет, радуйся и ты, архистратиг Михаил! [Слава тебе], Владычица, молящаяся за весь мир! Здесь нам приходится видеть мучающихся грешников, и очень [мы] скорбим [о них]». Увидела Богородица ангелов скорбных, унылых из-за грешников, и заплакала Пресвятая. Тогда воскликнули все [ангелы] в один голос, говоря: «Хорошо, что вы пришли в тьму эту, чтобы увидеть, как мучаемся мы здесь, [находясь рядом с грешниками]». И помолились Пресвятая с архангелом, и услышали они плач грешников, и [тогда еще] повысили [они] голос свой, восклицая [так]: «Господи, помилуй нас!» Когда же они окончили молитву, [то] прекратилась буря речная и волны огненные [остановились]. Тогда явились грешники, как зерна горчичные. И, увидев их, Святая заплакала и спросила: «Что значит река эта и волны ее?» И ответил ей архистратиг: «Эта река смоляная, волны же ее огненные, а те, которые здесь страдают, это жиды, которые мучили Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. [Еще здесь мучаются] все народы, которые крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, те, которые назывались христианами, но веровали в демонов, отвергнув Бога и святое крещение. [Здесь находятся также и те], которые согрешили после [принятия] святого крещения с кумами своими, и с матерями своими, и с дочерьми своими. [Здесь] отравители, [которые отравленной] едой морили людей и [те, которые] оружием убивали, [а также и те], которые удавливали детей своих. Поэтому [здесь все] они мучаются за дела свои». И сказала Святая: «За [злые] дела их пусть будет так, как заслужили они. И тогда снова приблизилась к ним [грешникам] бурная река, и [поднялись] огненные волны, и тьма накрыла их. Сказал же Михаил Богородице: «Если кто будет заключен во тьме этой, [то] не помнит о нем Бог». И сказала Пресвятая: «О, тяжело грешникам! Ибо неугасаемо пламя огня этого». И вновь обратился архистратиг [к Богородице, сказав ей так]: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе озеро огненное, и ты увидишь, где мучается род христианский». [Когда же пришли туда, то Богородица] услышала плач и вопль [грешников], но их самих не могла видеть. И спросила [Богородица]: «Кто это, и в чем они согрешили?» И ответил ей Михаил: «Это те, которые крестились и крест Христов признавали, а [сами] дьявольские дела творили и упустили время раскаяться. Поэтому [они] так здесь мучаются». И сказала Пресвятая архистратигу: «С единственной молитвой обращаюсь к тебе, пусть войду и я [к этим несчастным] и буду мучиться [вместе] с христианами, ведь они называются детьми Сына моего». Ответил же ей архистратиг: «Оставайся в раю». Тогда сказала Пресвятая: «Молю тебя, устреми все ангельское воинство семи небес, чтобы мы [вместе] помолились за грешников. Разве [тогда] не услышит нас Господь Бог и не помилует их?» [Архистратиг сказал]: «Жив Господь Бог, [и] имя его величественно. Семь раз на день и семь раз на ночь славу возглашаем Владыке, тогда же и за грешников, Госпожа, Господу молимся, чтобы слышал от нас о том Владыка». [Так] сказала Пресвятая Богородица: «Молю тебя, архистратиг, вели воинству ангельскому - пусть вознесут меня на высоту небесную, поставя перед невидимым Отцом». И повелел архистратиг [исполнить пожелание Богородицы], и появились херувим и серафим, и вознесли Благодатную на высоту небесную, и поставили ее перед невидимым [Богом] у престола. [Богородица же] подняла руки свои к Благодатному [Отцу и] Сыну своему и сказала: «Помилуй, Владыка, грешных, которых я видела, ибо не могу терпеть [муки их]. [Сделай так] - пусть и я буду мучиться вместе с христианами». И услышала [Богородица] голос, говорящий ей: «Когда хочу тех [грешников] помиловать, то вижу гвозди в ладонях моего Сына, поэтому не должен Я тех [грешников] помиловать». И [в ответ] сказала [Богородица]: «Владыка, я не молюсь [Тебе] за неверных жидов, но [только] за христиан молю тебя о милости». И раздался голос, говорящий: «[Поскольку] не помиловали [моего Сына], не должен [и] Я тех [грешников] помиловать». Сказала [же] опять Пресвятая: «Помилуй, Владыка, грешных, созданных Тобою. Везде на земле имя Твое называют. [Еще же, когда люди христианские] страдают, то на всяком месте по всей земле они говорят: „Пресвятая Госпожа Богородица, помогай нам”. А когда рождается человек, то [роженица] говорит: „Святая Богородица, помоги мне”». Тогда сказал ей Господь: «Послушай, Пресвятая Госпожа Богородица, Владычица [честная]. Нет такого человека, кто не молит тебя. Я же не оставлю тех ни на небесах, ни на земле». И воскликнула Пресвятая Богородица: «Где Моисей пророк? Где все пророки? И вы, отцы, что никогда не сотворили греха? Где Павел, любимец Божий? Где воскресение, слава христианская? Где сила Честного Креста, которым [Ты] Адама и Еву от клятвы избавил?» Тогда Михаил архистратиг и все ангелы [взмолились к Господу]: «Помилуй, Владыка, грешных!» Тогда [же и] Моисей воскликнул, говоря: «Помилуй, Владыка, [творение Твое], я же закон Твой дал им». [Следом за ним] Иоанн воскликнул, говоря: «Помилуй, Владыка, [рабов Твоих]! Я Евангелие Твое проповедовал им». Тогда и Павел воскликнул, говоря: «Помилуй, Владыка, [грешное человечество], я же послания Твои принес Церквям». И сказал Господь Бог: «Слушайте [же] все вы. Если [есть такие, что поступали] по Евангелию моему, или по закону моему, или по евангельской проповеди, что проповедовал Иоанн, [если жили по] посланиям, что принес Павел - то такие [милостивый] Суд [Мой] примут, и ты поймешь, [Богородица], ради чего [могут] говорить ангелы: „Столько [грешников] помиловавший, праведный Ты, Господи”». И вновь попросила Пресвятая Богородица: «Помилуй, Господи, [тех] грешных, которые Твое Евангелие приняли и закон Твой сохранили». Тогда сказал ей Господь: «Послушай, Пресвятая. Если кто из тех [грешников, о которых ты молились], согрешил и не покаялся невольно, как ты хорошо говоришь, [то какова должна быть участь их? Думаю же я, что] если закону научились [люди] и, отпав, совершили грех, разве [они] не согрешили? [Поэтому] я говорю, пусть [будет], как сказано: „[Господь] воздаст [всем людям] за грехи их”». Тогда и все святые, слышавшие Господа, не смели что-нибудь ему [возразить]. И увидела Пресвятая, что все [вместе они ничего] не сумели [достичь]. Господь святых [Своих] не послушал и отдаляет милость Свою от грешников. И сказала [тогда] Пресвятая: «Где [же] архистратиг Гавриил, который возвестил мне: „Радуйся, что прежде всех веков слышала Отца”. А сейчас [Господь] не оказывает милости грешникам. Где же Великий, который город имеет на куполе своем, [или] злыми человеческими делами загрязнена была земля? [Разве не] послал [на эту грешную землю] Господь Бог Сына Своего, [разве не] утвердил [Он тем] племя земное? Где служители престола [Божьего]? Где Иоанн Богослов? Почему не явились с нами на молитву Богу за грешных христиан? [Разве] не видите меня, как я плачу о грешниках? Придите, все ангелы, которые есть на небесах. Придите, все праведники, которых Господь оправдал. Ибо вам дано молиться о грешных. Приди и ты, Михаил. Ты - первый среди бесплотных [невидимых созданий Бога] у престола Бога [предстоишь]. Вели и всем [другим праведникам явиться]. Вместе все склонимся перед невидимым Отцом и не сдвинемся [с места], пока не услышит нас Бог и не помилует грешных». Тогда упал ниц Михаил [архангел] перед престолом, и [упали ниц] все небесные силы и все чины бесплотных. И увидел Господь, [как молят] его святые, и смилостивился ради Сына Своего единородного. И сказал [Господь]: «Сойди, Сын Мой возлюбленный, и посмотри, как молят Меня святые». И явился Господь грешникам, и сошел с невидимого престола. И увидели Его [грешники], находящиеся во тьме, и воскликнули все в один голос, говоря: «Помилуй нас, Сын Божий! Помилуй нас, Царь вечный!» И сказал Господь: «Слушайте все. Я создал рай и человека по образу [своему и подобию]. И сделал [Я человека] владыкой рая. И жизнь вечную Я дал им [людям]. Но люди проявили непослушание и по своей воле согрешили. [За то они] были преданы смерти. Когда не захотел Я видеть [грешных], мучимых дьяволом, то сошел на землю и воплотился, взошел на Крест, чтобы освободить [людей] от неволи и первородного проклятия. Я просил воды, а мне дали желчи, смешанной с уксусом. Своими руками Я создал людей, а [люди] в гроб положили Меня. Я же в ад сошел и врага своего победил. [Я] избранных своих воскресил и Иордан благословил, чтобы вас освободить от первородного проклятия. Вы [же] пренебрегли покаянием в своих грехах. Христианами [вы] были только по названию и заповедей Моих не соблюли. Поэтому оказались в огне негасимом. Я не должен вас помиловать, но сейчас по милосердию Отца Моего, который послал Меня к вам, и по молитве матери Моей, которая плакала много из-за вас, по просьбе Михаила архистратига и множества мучеников Моих, которые много пострадали за вас, - вот даю Я вам, мучающимся день и ночь, отдых от Великого четверга до Святой Пятидесятницы, [чтобы] у вас был покой и [чтобы вы могли] прославить Отца, и Сына, и Святого Духа». И отвечали все: «Слава милосердию Твоему! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! Сейчас и всегда, и во веки [веков. Аминь]».

ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ

Святая Богородица хотела помолиться Господу Богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя Отца и Сына и Святого Духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто - с западной, сто - с южной, сто - с северной. И приветствовали Благодатную Михаил и ангелы, и сказал архангел: «Радуйся, завершение Отца; радуйся, обитель Сына; радуйся, похвала Святого Духа; радуйся, Христово... и утверждение; радуйся, Давидово пророчество; радуйся, святое поклонение; радуйся, пророками провозглашенная; радуйся, стоящая всех выше у престола Божьего».

Ответила Благодатная архангелу Михаилу: «Радуйся ты, архистратиг, первый воин, служитель невидимого Отца и светильник; радуйся, Михаил, первый в воинстве, повеление Святого Духа; радуйся, архистратиг, похвала серафимам; радуйся, Михаил-архистратиг, побеждающий мучителей, а пред престолом Владыки достойно стоящий; радуйся, Михаил, свет непрестанный; радуйся, архистратиг, первый воин, хотевший вострубить и разбудить мертвых от века; радуйся, Михаил, главный над всеми небесными силами, первый, кого прославили до престола Божьего все ангелы».

Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем». И ответил ей Михаил: «Что (...) просишь, Благодатная, я все тебе расскажу». И спросила его Святая Богородица: «Сколько мук, какими мучится род христианский?» И ответил ей архистратиг: «Не назвать всех мук». Попросила его Благодатная: «Расскажи мне, какие они на небесах и на земле?»

Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся Ад, и увидела Богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила Благодатная архистратига: «Кто это такие?» И ответил архистратиг: «Это те, кто не веровали в Отца и Сына, и Святого Духа, забыли Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, - Траяна, Хорса, Белеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются...»

В другом месте она увидела тьму великую, и спросила Святая Богородица: «Что это за тьма такая и кто находится там?» И ответил архистратиг: «Много душ пребывает в том месте». И сказала Святая Богородица: «Пусть разойдется тьма, чтобы видела я и те мучения». Ангелы, стерегущие их, отвечали: «Сказано, что не увидят они света, пока не явится твой благостный Сын, светлее, чем семь солнц». Огорчилась Святая

Богородица, подняла на ангела свои глаза и, взглянув на невидимый престол Своего Отца, сказала: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа пусть рассеется тьма сия, чтобы я видела это мучение». И распалась тьма, и показалось семь небес, и было тут множество народу, мужей и жен, (...) и доносился вопль сильный и плач. Увидев их, Пресвятая Богородица воскликнула со слезами: «Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?» Но ни голоса, ни ответа не слышно было, и сказали ангелы, стерегущие их: «Почему не отвечаете?» Тогда мученики сказали: «О Благодатная, мы никогда света не видели, не можем смотреть наверх». Святая Богородица взглянула на них и горько заплакала. И увидели мученики ее, и сказали Ей: «Почему ты пришла к нам, Святая Богородица? твой Сын благодатный приходил на землю и не спросил нас ни о чем, ни прадед Авраам, ни пророк Моисей, ни Иоанн Креститель, ни апостол Павел, божий любимец, но ты, Пресвятая Богородица, заступница, ты, стена роду христианскому, молишь Бога, как же ты пришла к нам, бедным?» Тогда спросила Святая Богородица у архистратига Михаила: «В чем их грех?» И ответил Михаил: «Это те, кто не верил в Отца и Сына и Святого Духа, и в тебя, Святая Богородица; они не хотели проповедовать имени твоего и что родился от тебя наш Иисус Христос, воплотился и освятил землю крещением - вот из-за этого и мучаются они там». И вновь заплакала Святая Богородица, и спросила их: «Почему вы впали в соблазны, разве не знаете, что вся тварь чтит мое имя?»

Прорекла это Святая Богородица, и снова застлала их тьма. Архистратиг спросил ее: «Куда хочешь теперь, Благодатная, на юг или на север?» И ответила благодатная: «Пойдем к югу». Тогда повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, привели Богородицу на южную сторону, где протекала огненная река, там было множество мужей и жен, все погружены в реку - одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой.

Увидев их, Святая Богородица заплакала громким голосом и спросила архистратига: «Кто это, по пояс в огонь погруженные?» И сказал ей архистратиг: «Это те, кого прокляли отцы и матери, за это здесь, проклятые, мучаются». Снова спросила Богородица: «А кто те, что до подмышек в огне?» И ответил ей архистратиг: «Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются». И спросила Пресвятая Богородица: «А кто те, что по шею в огненном пламени?» И сказал ей архангел: «Это те, кто ел человеческое мясо, за то здесь и мучаются так». И спросила Святая Богородица: «А кто те, что с головой ввержены в

огонь?» И ответил ей архистратиг: «Это те, Госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста, а даже ангелы при взгляде на него трепещут и со страхом поклоняются ему. Эти же люди, держа крест, клянутся на нем, не зная, какая мука их ожидает, потому-то так и мучаются».

И увидела Святая Богородица мужа, висящего за ноги, поедаемого червями, и спросила ангела: «Кто это? какой грех он совершил?» И сказал ей архистратиг: «Это человек, который получал прибыль за свое золото и серебро, за то он навеки мучается».

И увидела Богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, Пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина, и в чем грех ее?» И отвечая, архистратиг сказал ей: «Эта женщина, Госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни; из-за этого и мучается». И сказала Святая Богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться». Михаил сказал ей: «Еще не видела ты, Святая Богородица, великих мук». Святая сказала архистратигу: «Пойдем и увидим все муки». И сказал Михаил: «Куда ты хочешь идти, Благодатная?» Святая ответила: «На север». И, повернувшись, херувимы и серафимы и четыреста ангелов вывели Благодатную на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество мужей и жен. Увидев это, Святая вздохнула и сказала архистратигу: «Кто это такие, в чем согрешили?» Архистратиг сказал: «Это те, кто в Святое воскресение не встают на заутреню, ленятся и лежат, как мертвые, за это они мучаются». И сказала Святая Богородица: «Но если кто не может встать, то какой грех сотворили они?» И ответил Михаил: «Послушай, Святая, если у кого загорится дом с четырех сторон, и обойдет его огонь кругом, и сгорит этот человек, так как встать не сможет, то он не грешен».

В другом месте Богородица увидела огненные столы и горящих на них многих мужей и жен, и Святая спросила архистратига: (...) «те, кто попов не почитает, не встает им навстречу, когда они идут из церкви Божией, - из-за этого и мучаются».

И увидела Святая Богородица железное дерево, с железными ветвями и сучьями, а на вершине его были железные крюки, а на них множество мужей и жен, подвешенных за языки. Увидев это, святая заплакала и спросила Михаила: «Кто это, в чем их грехи?»

И сказал архистратиг: «Это клеветники и сплетники, разлучившие брата с братом и мужа с женой». И сказал Михаил: «Послушай, Пресвятая, что я тебе скажу о них: если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, то эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению, за это они навек мучаются».

А в другом месте Святая увидела мужа, подвешенного за ноги и за руки с четырех сторон, за края ногтей его; он сильно исходил кровью, а язык его от огненного пламени скрутился, и не мог он ни вздохнуть, ни сказать: «Господи, помилуй меня». Глядя на него, Пресвятая Богородица сказала: «Господи, помилуй» - трижды - и сотворила молитву. К ней подошел ангел, владеющий муками, чтобы освободить этому человеку язык. И спросила его Святая: «Кто этот бедный человек, который так мучается?» И

сказал ангел: «Это эконом и служитель церкви, он не волю Божию творил, но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: “Кто работает в церкви, тот от церкви и питается”, поэтому он и мучается здесь». И сказала Святая: «Что заслужил, то и получает». И ангел снова связал ему язык.

И сказал архистратиг: «Пойдем, Госпожа, покажу тебе, где мучаются иереи», и она увидела попов, подвешенных за края ногтей, от их голов исходил огонь и опалял их. Увидев это, Пресвятая спросила: «Кто они и в чем согрешили?» И ответил Михаил: «Это те, кто служили литургию, и пред престолом Божьим предстояли, почитая себя достойными, а когда совершали проскомидию, не хранили просвиру, роняли крупинки ее, как звезды Божий, на землю, и тогда колебался страшный престол и подножие Божие дрожало, за то они теперь так мучаются».

И увидела Святая мужа и крылатого змея с тремя головами - одна голова была обращена к глазам мужа, а другая - к его губам. И сказал архистратиг: «Этот бедный человек не может отдохнуть от змея». И добавил архистратиг: «Он, Госпожа, и святые книги, и Евангелие прочитал, сам не следовал им; учил людей, а сам не волю Божию творил, а жил в блуде и беззаконии».

И сказал предводитель господних сил: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе, где мучается чин ангельский и апостольский». И Святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем неусыпающим. Святая спросила: «Кто это такие?» И отвечал ей Михаил: «Это те, кто имеет образ ангельский и апостольский, на земле называются славными именами патриархов и епископов, и говорили им: “Благословите, отцы святые”; но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего, чтобы иметь ангельский и апостольский образ, за это и мучаются так».

И увидела Пресвятая женщин, подвешенных за ногти, и пламя выходило у них изо рта и опаляло их, а змея выползала из пламени того и обвивала их; они вопили: «Помилуйте нас, так как мы одни мучаемся тяжелее всех». И, заплакав, спросила Святая: «В чем их грехи?» И ответил архистратиг: «Это попадьи, которые не почитали своих попов и после их смерти выходили замуж, поэтому и мучаются».

И увидела Богородица других женщин, лежащих в огне, поедаемых разными змеями, и спросила Святая: «В чем их грехи?» И ответил Михаил: «Это монастырские черницы, которые тело свое предавали блуду, потому здесь они мучаются».

И сказал архистратиг: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И Святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод - много грешников. Увидев это, Богородица прослезилась и сказала: «В чем их грехи?» Ответил архистратиг: «Это

блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, это сплетники и клеветники, и те, кто пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питается чужими трудами, разлучают супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю Божью, сребролюбцы, которые берут проценты, беззаконники». Услышав это, Пречистая Богородица заплакала и сказала: «О горе грешникам!» И добавила архистратигу: «Лучше таким грешникам и не рождаться!»

И спросил ее Михаил: «Отчего плачешь, Святая? Разве ты не видела великих мучений?» И ответила Пресвятая: «Поведи меня, чтобы я увидела все мучения». И сказал ей Михаил: «Пойдем, Благодатная, куда хочешь, на восток или на запад, в рай, направо или налево, где великие мучения?» И ответила Пресвятая: «Пойдем на левую сторону». Сказала Пресвятая слово, и повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, вывели ее от востока в левую сторону, а около той реки была глубокая тьма: там лежало много мужей и жен, и вокруг клокотало, словно в котле и словно морские волны разбивались над грешниками, и когда волны вздымались, то погружались грешники на тысячу локтей, не в силах сказать: «Праведный судья, помилуй нас». Их непрестанно ели черви, и был слышен скрежет зубовный. И увидели Пресвятую в окружении ангелов, и вскричали в один голос: «Свят, свят, свят, Боже Святый, и ты, Богородица, благословляем тебя и Сына Божия, родившегося у тебя, так как спокон века не видели света, а сейчас видим свет благодаря тебе, Богородица». И снова вскричали они все вместе: «Радуйся, Благодатная Богородица; радуйся, сияние света вечного; радуйся, святой архистратиг Михаил, молящийся Владычице за весь мир, мы же видим мучающихся грешников и сильно скорбим».

Богородица увидела, что ангелы печальны и грустны из-за грешников, расплакалась Пресвятая, и вскричали все в один голос: «Хорошо, что вы пришли в эту тьму увидеть нас и наше мучение; помолись, Пресвятая, с архистратигом». И, слыша плач и крик грешников, сама зарыдала, причитая и говоря: «Господи, помилуй нас», чтобы, когда кончила молитву, утихла речная буря и огненные волны, и явились грешники, словно семена горчичные. Увидев это, заплакала Святая и спросила: «Что это за река и волны ее?» И ответил ей архистратиг: «Это река вся смоляная, а волны ее все огненные, а те, кто в них мучается, это евреи, которые мучили господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия; это все народы, которые крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа и, называясь христианами, веруют в демонов и отказались от Бога и святого крещения; здесь те, кто блуд творил после святого крещения с кумами своими (...) с матерями своими и дочерьми, и отравители, которые морят людей ядами, оружием убивают людей и удушают своих детей, за свои дела и мучаются они так». И сказала Святая: «Пусть будет так по заслугам их!» И снова залила их бурная река и огненные волны, и тьма покрыла их. И сказал Михаил Богородице: «Если кто попадет в эту тьму, не

будет Бог помнить его». И сказала Пресвятая: «О горе грешникам в неугасимом пламени сего огня!»

И сказал ей архистратиг: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе огненное озеро, где мучается род христианский». И она увидела и услышала их плач и вопль, а самих грешников не было видно, и спросила: «В чем грех тех, кто здесь находится?» И сказал ей Михаил: «Это те, что крестились и крест поминали, а творили дьявольские дела и не успевали покаяться, из-за этого они так мучаются здесь».

И сказала Пресвятая архистратигу: «Единственную молитву обращаю к тебе, чтобы и я могла войти и мучиться с христианами, потому что они назвались чадами сына моего». И сказал архистратиг: «Отдыхай в раю». И ответила Пресвятая: «Молю тебя, чтобы ты позвал воинство семи небес и все воинство ангелов для того, чтобы помолиться за грешников, и пусть услышит нас Господь Бог и помилует их».

«Жив Господь Бог, имя его величественно, мы поклоняемся Господу семижды днем и семижды ночью, когда хвалу возносим Владыке и за грешников просим, Госпожа, но нисколько нас не слышит Владыка». И сказала Пресвятая Богородица: «Молим тебя, вели ангельскому воинству вознести меня на небесную высоту и поставить перед невидимым Отцом».

И архистратиг повелел, и появились херувимы и серафимы, и вознесли Благодатную на высоту небесную, и поставили ее перед невидимым Отцом у престола; Богородица воздела руки к благодатному Сыну своему и сказала: «Помилуй грешников, Владыка, так как я видела и не могу переносить их мучений, пусть буду и я мучиться вместе с христианами». И раздался голос, ей говоривший: «Как я помилую их? Вижу гвозди в ладонях сына моего, и не знаю, как можно их помиловать». И сказала Богородица: «Владыко, я не прошу за неверных иудеев, но прошу милосердия твоего для христиан».

И раздался голос, говоривший: «Вижу, что братию мою не помиловали, и не могу тех помиловать». B cнова сказала Пресвятая: «Помилуй, Владыко, грешников; помилуй, Господи, сотворенных твоими руками, потому что они по всей земле произносят твое имя, и в мучениях, и во всех местах по всей земле, говоря: “Пресвятая Госпожа Богородица, помоги нам”, и когда человек рождается, говорит: “Святая Богородица, помоги мне”». Тогда сказал ей Господь: «Послушай, Пресвятая Богородица, владычица, нет того человека, кто не молился бы имени твоему, и я не оставлю их ни на небесах, ни на земле».

И сказала Пресвятая Богородица: «Где пророк Моисей, где все пророки и вы, отцы, которые никогда не грешили; где Павел, божий любимец; где воскресение, христианская похвала; где сила честного креста, которая избавила Адама и Еву от проклятия?» Тогда архистратиг Михаил и все ангелы сказали: «Помилуй, Владыко, грешных». Тогда Моисей возопил, говоря: «Помилуй, Владыко, ведь я дал им закон

твой». Тогда Иоанн вскричал, говоря: «Помилуй, Владыко, я твое Евангелие им проповедовал». Тогда и Павел возопил, говоря: «Помилуй, Господи Владыко, так как я церквам дал твое послание». И сказал Господь Бог: «Послушайте вы все: если по Евангелию моему или по закону моему и если по евангельской проповеди, которую провозгласил Иоанн, по посланиям, которые принес Павел, судить, - то такой суд и примут. И имеют ангелы, за что просить, только: “Помилуй, Господи, - праведны мы”». И сказала Пресвятая Богородица: «Помилуй, Владыко, грешников, так как они Евангелие приняли и закон твой сохранили». Тогда Господь сказал ей: «Послушай, Пресвятая, если кто-то из них сделал зло, но не покаялся в рабстве - а ты верно говоришь, что они закону твоему научились, - и снова они сделали зло, когда не отплатили им за зло, что говорю - уже сказано, и воздается им по злобе их». Тогда все святые, слышавшие Владыку, говорящего это, не смели ничего ответить.

И увидела Пресвятая, что никто ничего не достиг и Господь святых не послушал, но удаляет от грешников свою милость, и сказала Пресвятая: «Где архистратиг Гавриил, который возвестил мне: “Радуйся”, ведь он прежде всех услышал Отца, он теперь на грешников не смотрит; где великий, тот, кто носит город на вершине своей и на единой земле, а земля из-за гнусных человеческих дел испачкана, и послал Господь Бог своего Сына, и утвердил земной плод, где служители престола, где Иоанн Богослов? почему не молитесь с нами Владыке за христианских грешников? Разве вы не видите, что я плачу о грешниках? Придите все ангелы и все, кто на небесах; придите все праведные, кого оправдал Господь, вам позволено молиться за грешников. Приди и ты, Михаил, ты - первый среди бесплотных, стоящих у престола Божия, - вели всем припасть к невидимому Отцу, и не подымемся, пока не послушает нас Бог и не помилует грешников». Тогда Михаил пал ниц пред престолом, и с ним все лики небесные и все чины бесплотных. И увидел Владыка моление святых, смилостивился ради Сына своего единородного и сказал: «Сойди, Сын мой возлюбленный, посмотри на моление святых и яви лицо свое грешникам».

И сошел Господь с невидимого престола, и его увидели сидящие во тьме, и возопили в один голос, говоря: «Помилуй нас, Сын Божий; помилуй нас, царь всех времен». И сказал Владыка: «Слушайте все. Я рай насадил и создал человека по образу своему, и сделал его хозяином рая, и дал им вечную жизнь, они же ослушались и в своем желании согрешили, и предались смерти; я не хотел видеть, как Дьявол мучает творение моих рук, сошел на землю и воплотился в деву, вознесся на крест, чтобы их освободить от рабства и от первого проклятия; просил воды, а дали мне желчи, смешанной с уксусом; руки мои создали человека, и они положили меня во гроб; и сошел я в Ад, победил своего врага, избранных своих воскресил, благословил Иордан, чтобы искупить ваше первое проклятие, а вы пренебрегли покаянием в грехах своих. Христианами вы называетесь только на словах, а заповедей моих не соблюдаете -

поэтому и находитесь в огне негасимом, и не помилую вас. Теперь же ради милосердия моего Отца, который послал меня к вам, ради молитв матери моей, которая много плакала о вас, ради завета архистратига Михаила и ради многих моих мучеников, которые много страдали за вас, - я даю вам, мучающимся день и ночь, покой от Великого четверга до святой Пятидесятницы, прославьте Отца и Сына и Святого Духа». И все отвечали: «Слава милосердию твоему».

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.