Антирабовладельческая деятельность фредерика дугласа. От рабства к свободе

История США запятнана самой позорной формой порабощения человека человеком - рабством негров, которое существовало до 1863 года. Лучшие люди Америки, негры и белые, героически боролись за уничтожение рабства, за равноправие негров. Почетное место в их рядах принадлежит Фредерику Дугласу, который в течение многих десятилетий был общепризнанным вождем негритянского народа США. О героической жизни и деятельности этого замечательного человека в яркой и доступной форме рассказывает книга негритянской писательницы и прогрессивной общественной деятельницы США Шерли Грэхем.

Дуглас жил в бурные революционные годы XIX века, когда аболиционисты, борцы за уничтожение рабства, начинали оказывать все большее влияние на политическую жизнь страны,

В рядах аболиционистского движения объединились представители различных классов - рабочие и фермеры, интеллигенция и служители культа, буржуазия и ремесленники. Среди аболиционистов были и белые и негры. Вполне естественно, что в этом движении имелись различные направления, его участники по-разному понимали пути и средства борьбы за освобождение негров. Сильное влияние среди аболиционистов имела группа, руководимая Гаррисоном, считавшая, что надо избегать насилия, что с рабством можно бороться моральными средствами.

На практике эти взгляды вели к разоружению аболиционистского движения, лишению его единственно действенного средства в борьбе с рабовладельцами. Известный американский прогрессивный историк Герберт Аптекер пишет: «Дуглас отвергал сектантство и анархизм Гаррисона. Он настаивал на самом широком наступлении против рабства и его отражения на Севере - расовой дискриминации негров. Он первый придал аболиционистскому движению политический характер и первый нанес серьезное поражение идеологической основе рабской системы - пресловутой теории неполноценности негритянского народа».

Величайшая заслуга Дугласа заключается в том, что он возглавил революционное крыло аболиционистского движения, активно боролся за вовлечение в его ряды широких масс трудящихся. Дуглас говорил: «Если нет борьбы, то нет и прогресса. Власть имущие ничего не уступают без боя. Так было и будет всегда». Он был убежденным сторонником активных совместных действий белых и черных противников рабовладения.

Сила Дугласа как руководителя негритянского освободительного движения заключалась в том, что он являлся плотью от плоти и кровью от крови своего многострадального народа. В молодости Дуглас был рабом. Он знал, что такое подневольный каторжный труд на плантациях, бич надсмотрщика, постоянные оскорбления и унижения. Дуглас знал, какой дорогой ценой негры платят за свободу. Когда был раскрыт план побега, который готовил Дуглас и другие рабы, его пятьдесят миль протащили волоком за лошадьми, жестоко избили и бросили в тюрьму. Дуглас писал в своей автобиографии: «Мои ступни настолько потрескались, что перо, которым я пишу, можно было вложить в раны».

Испытав на себе все ужасы рабства, Дуглас умел находить слова и совершать дела, доходившие до сознания негров и всех противников рабства. Его авторитет среди аболиционистов рос изо дня в день и в канун гражданской войны 1861 года имя Дугласа было широко известно не только в США, но и за границей.

В начавшейся гражданской войне негритянский вопрос играл важную роль. Еще в 1854 году Дуглас с полным основанием заявлял: «Отношения между белыми и черными американцами являются жизненно важным вопросом нашего века». Однако гражданская война началась не как война за освобождение рабов. Важнейшей причиной начавшегося конфликта являлся антагонистический, непримиримый характер противоречий между двумя социальными системами - системой рабства на Юге и капиталистической системой на Севере. Экономическое развитие страны не могло больше базироваться на двух противоположных системах. Противоречия обострялись с каждым годом, взрыв был неизбежен, и он произошел. Началась гражданская война.

Автор подробно показывает всю жизнь и деятельность Дугласа. Читатель видит, как развивался талант Дугласа - выдающегося американского общественного деятеля, мыслителя и организатора масс, пламенного оратора и блестящего публициста. Автор подчеркивает, что эти успехи не пришли сами собой. Читатель видит, с какой энергией и настойчивостью бывший бесправный раб трудится для того, чтобы овладеть глубокими и всесторонними знаниями, без которых нельзя бороться за освобождение своего народа.

Деятельность Дугласа, протекавшая в сложной политической обстановке, не была лишена ошибок. Дуглас резко критиковал республиканцев, но он ошибался, когда рассматривал республиканскую партию, партию американской буржуазии, как искреннего союзника негритянского народа. «Республиканская партия - подлинно рабочая партия страны!» - говорил Дуглас. И это была тем более ошибочная точка зрения, что Дуглас придерживался ее в 1872 году, когда достаточно убедительно проявилась предательская позиция партии по отношению к неграм, ведшим в Южных штатах упорную, кровопролитную борьбу с плантаторами.

Ошибочным было также согласие Дугласа принять из рук республиканского президента Хейса должностной пост в федеральном округе Колумбия. Дуглас дал согласие на это назначение после 1877 года, когда республиканская партия пошла на прямой сговор с плантаторами и открыто предала своих негритянских союзников.

Но, говоря об ошибках Дугласа, надо подчеркнуть, что он на протяжении всей своей жизни оставался пламенным борцом за права негров и белых трудящихся. Можно полностью согласиться со словами Дугласа, когда в 1888 году он говорил: «В течение почти пятидесяти лет своей общественной деятельности я был последовательным и непреклонным защитником угнетенных. И если в чем-либо я и ошибался, то только не в этом».

Деятельность Дугласа не ограничивалась борьбой за освобождение негров. Еще в 40-х годах XIX века он активно выступил за предоставление избирательных прав женщинам. Дуглас горячо приветствовал революцию 1848 года во Франции. Он был убежденным сторонником мира и дружбы между всеми народами. «Наше знамя - всегда знамя мира», - говорил Дуглас. Он выступал с резкой критикой агрессивной внешней политики правительства США и других стран. Дуглас заявлял: «Война, рабство, несправедливость, угнетение…было тайным девизом таких правительств», которые «были и все еще остаются вооруженными лагерями».

Шерли Грэхем часто цитирует произведения самого Дугласа, что придает работе документальный характер и является ее настоящим художественным украшением, так как Дуглас был подлинным мастером художественного слова.

В книге широко использованы работы многих американских прогрессивных авторов. Особенно чувствуется влияние работ выдающегося негритянского прогрессивного историка и общественного деятеля Уильяма Дюбуа, лауреата международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». И это вполне закономерно, так как в жизни и деятельности Дугласа и Дюбуа имеется много общего. Всю общественную и научную деятельность Дюбуа можно с полным основанием рассматривать как продолжение в новых условиях той борьбы, которую начал в 40-х годах XIX века Фредерик Дуглас.

Книга Шерли Грэхем не является только биографическим очерком жизни Фредерика Дугласа. Прочитав ее, наш советский читатель узнает много интересных фактов из истории США. В книге американского автора особенно запоминаются ярко написанные рассказы о войне в Канзасе, о восстании Джона Брауна, о гражданской войне и реконструкции Юга. Даются интересные факты о жизни и деятельности крупнейших деятелей США второй половины XIX века: Уильяма Гаррисона, Уэнделла Филиппса, Джона Брауна, Чарльза Самнера, Авраама Линкольна, автора «Хижины дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу и многих других.

- Frederick Douglass
Context: Fellow citizens, ours is no new-born zeal and devotion - merely a thing of this moment. The name of Abraham Lincoln was near and dear to our hearts in the darkest and most perilous hours of the republic. We were no more ashamed of him when shrouded in clouds of darkness, of doubt, and defeat than when we saw him crowned with victory, honor, and glory. Our faith in him was often taxed and strained to the uttermost, but it never failed. When he tarried long in the mountain; when he strangely told us that we were the cause of the war; when he still more strangely told us that we were to leave the land in which we were born; when he refused to employ our arms in defense of the Union; when, after accepting our services as colored soldiers, he refused to retaliate our murder and torture as colored prisoners; when he told us he would save the Union if he could with slavery; when he revoked the Proclamation of Emancipation of General Fremont; when he refused to remove the popular commander of the Army of the Potomac, in the days of its inaction and defeat, who was more zealous in his efforts to protect slavery than to suppress rebellion; when we saw all this, and more, we were at times grieved, stunned, and greatly bewildered; but our hearts believed while they ached and bled. Nor was this, even at that time, a blind and unreasoning superstition. Despite the mist and haze that surrounded him; despite the tumult, the hurry, and confusion of the hour, we were able to take a comprehensive view of Abraham Lincoln, and to make reasonable allowance for the circumstances of his position. We saw him, measured him, and estimated him; not by stray utterances to injudicious and tedious delegations, who often tried his patience; not by isolated facts torn from their connection; not by any partial and imperfect glimpses, caught at inopportune moments; but by a broad survey, in the light of the stern logic of great events, and in view of that divinity which shapes our ends, rough hew them how we will, we came to the conclusion that the hour and the man of our redemption had somehow met in the person of Abraham Lincoln. It mattered little to us what language he might employ on special occasions; it mattered little to us, when we fully knew him, whether he was swift or slow in his movements; it was enough for us that Abraham Lincoln was at the head of a great movement, and was in living and earnest sympathy with that movement, which, in the nature of things, must go on until slavery should be utterly and forever abolished in the United States.

- Frederick Douglass
Context: Men differ widely as to the magnitude of this potential Chinese immigration. The fact that by the late treaty with China we bind ourselves to receive immigrants from that country only as the subjects of the Emperor, and by the construction at least are bound not to naturalize them, and the further fact that Chinamen themselves have a superstitious devotion to their country and an aversion to permanent location in any other, contracting even to have their bones carried back, should they die abroad, and from the fact that many have returned to China, and the still more stubborn fact that resistance to their coming has increased rather than diminished, it is inferred that we shall never have a large Chinese population in America. This, however, is not my opinion. It may be admitted that these reasons, and others, may check and moderate the tide of immigration; but it is absurd to think that they will do more than this. Counting their number now by the thousands, the time is not remote when they will count them by the millions. The emperor hold upon the Chinamen may be strong, but the Chinaman"s hold upon himself is stronger.

- Frederick Douglass
Context: The American people in the Northern States have helped to enslave the black people. Their duty will not have been done till they give them back their plundered rights. Reference was made at the City Hall to my having once held other opinions, and very different opinions to those I have now expressed. An old speech of mine delivered fourteen years ago was read to show - I know not what. Perhaps it was to show that I am not infallible. If so, I have to say in defense, that I never pretended to be.

- Frederick Douglass
Context: Jefferson was not ashamed to call the black man his brother and to address him as a gentleman.

- Frederick Douglass

- Frederick Douglass
Context: I had been living four or five months in New Bedford when there came a young man to me with a copy of the Liberator, the paper edited by William Lloyd Garrison and published by Isaac Knapp, and asked me to subscribe for it. I told him I had but just escaped from slavery, and was of course very poor, and had no money then to pay for it. He was very willing to take me as a subscriber, notwithstanding, and from this time I was brought into contact with the mind of Mr. Garrison, and his paper took a place in my heart second only to the Bible. It detested slavery, and made no truce with the traffickers in the bodies and souls of men. It preached human brotherhood; it exposed hypocrisy and wickedness in high places; it denounced oppression; and with all the solemnity of "Thus saith the Lord," demanded the complete emancipation of my race. I loved this paper and its editor. He seemed to me an all-sufficient match to every opponent, whether they spoke in the name of the law or the gospel. His words were full of holy fire, and straight to the point. Something of a hero-worshiper by nature, here was one to excite my admiration and reverence. It was my privilege to listen to a lecture in Liberty Hall by Mr. Garrison, its editor. He was then a young man, of a singularly pleasing countenance, and earnest and impressive manner. On this occasion he announced nearly all his heresies. His Bible was his textbook - held sacred as the very word of the Eternal Father. He believed in sinless perfection, complete submission to insults and injuries, and literal obedience to the injunction if smitten "on one cheek to turn the other also." Not only was Sunday a Sabbath, but all days were Sabbaths, and to be kept holy. All sectarianism was false and mischievous - the regenerated throughout the world being members of one body, and the head Christ Jesus. Prejudice against color was rebellion against God. Of all men beneath the sky, the slaves, because most neglected and despised, were nearest and dearest to his great heart. Those ministers who defended slavery from the Bible were of their "father the devil"; and those churches which fellowshiped slaveholders as Christians, were synagogues of Satan, and our nation was a nation of liars. He was never loud and noisy, but calm and serene as a summer sky, and as pure. "You are the man - the Moses, raised up by God, to deliver his modern Israel from bondage," was the spontaneous feeling of my heart, as I sat away back in the hall and listened to his mighty words, - mighty in truth, - mighty in their simple earnestness. pp. 263-264.

(11.(14)02.1817 - 20.02.1895)

Дуглас (Douglass) Фредерик [настоящие имя и фамилия Фредерик Огастес Уошингтон Бейли (Bailey)] (февраль 1817, Такахо, - 20.2.1895, Анакостия-Хайтс), американский аболиционист, революционный демократ, руководитель негритянского освободительного движения, общественный деятель и писатель. Родился рабом. В 1838 бежал на Север; активно участвовал в антирабовладельческом движении. Вначале Д. разделял иллюзии многих лидеров аболиционизма о необходимости морального увещевания рабовладельцев. Однако в дальнейшем решительно выступил за революционные методы борьбы. Политическая деятельность Д. была подчинена идее объединения всех антирабовладельческих сил, создания массовой аболиционистской партии. Д. принимал участие в организации Национальной партии свободы, деятельности партии фрисойлеров, движении негритянских съездов, работе «Подземной железной дороги». Блестящий публицист и оратор, Д. в 1847 начал издавать газету «Норт стар» («The North Star»), ставшую одним из ведущих антирабовладельческих органов. В 50-х гг. Д. под влиянием Дж. Брауна выступил за вооружённую борьбу против рабства. Он ясно представлял революционный характер Гражданской войны в США 1861-1865 и выдвинул лозунг немедленного освобождения рабов. Д. принимал участие в формировании первых негритянских полков. В период Реконструкции Юга Д. участвовал в борьбе негритянских народных масс за равенство в экономической, политической и общественной жизни США. Он играл руководящую роль в негритянской политической организации Национальная лига борьбы за равноправие, являлся в 1870 председателем Национального союза цветных рабочих. Активно выступал за демократизацию общественно-политической жизни США, отстаивал права женщин. Автобиография «Повесть о жизни Фредерика Дугласа, американского раба» (1845, переработанное изд. - «Моя жизнь в рабстве и на свободе», 1855, и «Жизнь и эпоха Фредерика Дугласа», 1881) разоблачает рабовладение.

Источн.: The life and writings of Frederick Douglass, ed. Ph. Foner, v. 1-4, N. Y., 1950-55.

Лит.: Фостер У. З., Негритянский народ в истории Америки, пер. с англ., М., 1955; Грэхем Ш., Фредерик Дуглас, пер. с англ., М., 1959; Иванов Р. Ф., Фредерик Дуглас - руководитель революционного крыла аболиционистского движения, в сб.: К столетию гражданской войны в США, М., 1961; Беккер М. И., Прогрессивная негритянская литература США, Л., 1957.

Краткая биография

Когда Дугласу было около двенадцати лет, жена Хью София Аульд начала учить его алфавиту , несмотря на то, что закон запрещал учить рабов грамоте. Дуглас описывал Софию как добрую, заботливую женщину, которая относилась к нему так, как один человек должен относиться к другому. Когда Хью узнал о действиях своей жены, он осудил ее, сказав, что раб, научившись читать, будет недоволен своим положением и будет требовать свободу. Позднее Дуглас назовет это определение «первым бесспорным поучением против рабства» Как сказано в автобиографии Дугласа, он достиг больших успехов в обучении чтению у белых детей.

В тайне от хозяев он продолжал учиться читать и писать. Одно из его утверждений - «знание - это дорога от рабства к свободе» . Начав читать газеты, политические материалы и книги, он начал задумываться о рабстве и осуждать его. В поздние годы, Дуглас финансово поддерживал Колумбийский Оратор, журнал, который в двенадцать лет открыл ему глаза на понятия свободы и прав человека.

Оказавшись у Вильяма Фриланда, он учил других рабов читать Новый Завет в еженедельной Воскресной школе . По некоторым данным, еженедельно у него обучались более 40 рабов. Более полугода эти занятия оставались незамеченными властями. Когда о школе стало известно, Вильям Фриланд благосклонно отнесся к занятиям рабов, остальные плантаторы были в ярости. В одно воскресенье они ворвались на занятие, вооруженные камнями и дубинами чтобы навсегда остановить эти собрания.

В 1833 году Хью Аульд забирает Дугласа обратно и отсылает его работать на Эдварда Кови, бедного фермера, которого называли «ломатель рабов». Он регулярно порол Дугласа. Шестнадцатилетний Дуглас восстал против Кови и после стычки с Дугласом, Кови больше никогда его не бил.

От рабства к свободе

Впервые Дуглас пытался убежать от Фриланда, но побег был неудачным. В 1836 году он совершил попытку бегства от Кови, но снова безуспешно. В 1837 году Дуглас встретил Анну Мюррей, свободную чёрную женщину, которая старше его на пять лет, и влюбился в неё. Её свобода укрепляет его уверенность в том, что он так же может быть свободным .

3 сентября 1838 года он успешно бежал, забравшись на поезд до Гавр де Грейс (Мериленд). Он был одет в морскую форму, которую ему передала Мюррей. Она также дала ему денег для побега и подготовила ему бумаги, говорящие о том что он - свободный чёрный моряк . Он бежал в Уилмингтон (Делавэр) . Оттуда на пароходе он перебрался в «Город Квакеров» (Филадельфия , Пенсильвания), а затем поселился в доме аболициониста Девида Рагглеса в Нью-Йорке . Все путешествие у него заняло около 24 часов .

Творчество

Написал автобиографию «Повесть о жизни Фредерика Дугласа, американского раба» в 1845 году .

Ссылки

Примечания

Категории:

  • Писатели США
  • Аболиционисты США
  • Деятели феминизма
  • Родившиеся в 1818 году
  • Умершие в 1895 году
  • Умершие 20 февраля
  • Англиканские святые

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дуглас, Фредерик" в других словарях:

    Фредерик Дуглас Фредерик Дуглас (англ. Frederick Douglass, февраль 1818 20 февраля, 1895; наст. имя Фредерик Огастес Уошингтон Бейли) американский писатель, просветитель, аболиционист, редактор и оратор. Один из известнейших борцов за права… … Википедия

    - (Douglass) (1817 1895), американский аболиционист, публицист. Выступал за вооруженную борьбу с рабством. Один из создателей «подземной железной дороги» и (во время Гражданской войны в США 1861 65) первых негритянских полков. * * * ДУГЛАС Фредерик … Энциклопедический словарь

    Дуглас (Douglass) Фредерик [настоящие имя и фамилия Фредерик Огастес Уошингтон Бейли (Bailey)] (февраль 1817, Такахо, ‒ 20.2.1895, Анакостия Хайтс), американский аболиционист, революционный демократ, руководитель негритянского освободительного… … Большая советская энциклопедия

    I (Douglass) америк. журналист, род. в штате Мерилэнд в 1817 г. от белого отца и черной невольницы матери. Отец вскоре умер; ребенка отняли у матери и продали в рабство: только в 1838 г. юноше удалось бежать в Нью Бедфорд, где он в 1841 г. был… …

    - (Douglas) американский журналист; умер в 1895 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (англ. Frederick Douglass, февраль 1818 20 февраля, 1895; наст. имя Фредерик Огастес Уошингтон Бейли) американский писатель, просветитель, аболиционист, редактор и оратор. Один из известнейших борцов за права чернокожего населения Америки,… … Википедия

В своей автобиографии "Повесть о жизни Фредерика Дугласа, американского раба" 1845-го Дуглас красноречиво описал свои рабские будни. Книга стала бестселлером и влиятельным произведением в поддержку отмены рабства, впрочем, как и его другая писательская работа, "Мое рабство, моя свобода" 1855-го. После Гражданской войны Дуглас оставался активным борцом против рабства и написал свою последнюю автобиографию, "Жизнь и эпоха Фредерика Дугласа". Он также поддерживал женское избирательное право.


Бежавший из рабства Дуглас стал лидером аболиционистского движения. Обладая выдающимися ораторскими способностями и умением излагать свои мысли на письме, Дуглас развернул обширную антирабовладельческую кампанию. Он стал живым ответом на аргументы рабовладельцев, утверждавших, что рабам не хватает интеллекта, чтобы стать независимыми американскими гражданами. Многие жители северных штатов США даже не могли поверить, что такой великий оратор как Фредерик был рабом.

Фредерик Огастес Уошингтон Бейли родился в 1818-м, в округе Талбот, Мериленд (Talbot County, Maryland), и практически сразу был отнят от материнской груди. Его воспитывала бабушка Бетти Бейли. Мать скончалась, когда Фредерику было около десяти. Еще в семь лет мальчика разлучили с бабушкой и отправили на плантацию к белому хозяину Аарону Энтони, которого Дуглас какое-то время считал своим отцом. Со смертью Энтони юного раба отдали жене Томаса Аулда, которая, в свою очередь, направила его к родне мужа в Балтимор (Baltimore).



Фредерику было около 12 лет, когда жена нового хозяина, София Аулд, начала преподавать мальчику алфавит, невзирая на законы штата Мэриленд, запрещавшие учить рабов грамоте. В своей биографии Дуглас написал, что научился читать у белых детей. Он понял, что "образование и рабство – вещи несовместимые", втайне продолжил самообучение и все чаще повторял себе и другим подневольным, что "знание – это путь от рабства к свободе".


Чем больше Дуглас читал газеты, брошюры, политические материалы и книги всевозможных жанров, тем больше понимал, что ни один человек не должен быть рабом. Принятый на работу Уильямом Фриландом, Фредерик учил читать других рабов на плантации. Около сорока желающих шаг за шагом осваивали вместе с ним "Новый Завет" во время еженедельной Воскресной школы. Фриланд был доволен просветительской деятельностью, тогда как большинство плантаторов видели в этом огромную угрозу. Однажды они ворвались в школу, вооруженные дубинками и камнями, и навсегда разогнали собрание.

В 1833-м Дугласа вернули назад к Аулдам, а затем отправили к "крушителю рабов", бедному фермеру Эдварду Кови, постоянно вымещавшему свою злобу на темнокожих. Этот тиран порол Дугласа и едва не сломил его волю. И все же 16-летний Фредерик нашел в себе смелость, чтобы дать сдачу, после чего Эдвард больше никогда не поднимал на него руку.

Первую попытку к бегству Дуглас предпринял, когда еще работал на Фриланда. После неудачи он пытался скрыться, но вновь тщетно. В 1837-м Фредерик встретил и влюбился в Анну Мюррей, свободную темнокожую женщину из Балтимора. Она была старше его примерно на пять лет. Встреча с ней еще больше укрепила веру Дугласа в то, что он имеет право освободиться от рабских оков. Мюррей оставалась его супругой в течение 44 лет.

Анна нашла для Фредерика морскую форму для побега; собрала бумаги, согласно которым ее возлюбленный был свободным темнокожим моряком; и отдала ему часть своих сбережений. 3 сентября 1838-го Дуглас в морской форме сел на поезд. Он покинул Уилмингтон, штат Делавэр (Wilmington, Delaware), а затем пароходом доплыл до Филадельфии, штат Пенсильвания (Philadelphia, Pennsylvania). Наконец, Дуглас добрался до нью-йоркского дома аболициониста Дэвида Рагглса (David Ruggles). Вся спасательная операция заняла меньше суток.


Твердо веря в равенство всех людей, будь то темнокожий, женщина, американский индеец или иммигрант, Фредерик однажды заявил: "Я бы объединился со всеми, кто делает правильные вещи, и ни с одним из тех, кто поступает неправильно".