8 октября сергий радонежский. Молитва о помощи в работе

Бра-тия и сест-ры! Празд-не-ства в честь свя-тых упо-доб-ля-ют-ся бли-ста-нию звезд. Как звез-ды рас-по-ло-же-ны на небес-ном сво-де в из-вест-ном по-ряд-ке, на из-вест-ном рас-сто-я-нии друг от дру-га и осве-ща-ют зем-лю, так и свя-тые угод-ни-ки Бо-жии све-тят ми-ру сво-ей бо-го-дух-но-вен-ной по-движ-ни-че-ской жиз-нью, на-уча-ют нас ис-ти-нам Хри-сто-вой ве-ры и люб-ви. Хо-тя остан-ки мно-гих свя-тых на-хо-дят-ся под спу-дом, но си-ла бла-го-да-ти, яв-лен-ная в них, так же веч-на и дей-ствен-на, как и тех свя-тых, чьи мо-щи бы-ли об-ре-те-ны.

В 1422 го-ду Гос-подь про-сла-вил Сво-е-го ве-ли-ко-го угод-ни-ка — пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го об-ре-те-ни-ем его нетлен-ных чу-до-твор-ных и мно-го-це-леб-ных мо-щей. С это-го вре-ме-ни мно-гие бо-го-сло-вы и цер-ков-ные про-по-вед-ни-ки ста-ра-лись в ме-ру сво-их сил и да-ро-ва-ний воз-но-сить хва-лу его жиз-ни и слав-ным хри-сти-ан-ским по-дви-гам. Од-на-ко они со-зна-ва-ли, что ни-кто из них не мо-жет до-стой-но вос-хва-лить его. Но “ес-ли мы умол-чим, — го-во-рил мит-ро-по-лит Мос-ков-ский Пла-тон, — то са-мое ме-сто сие, на-по-ен-ное пόтом тру-дов его и про-слав-лен-ное его ве-ли-ки-ми чу-де-са-ми и бла-го-де-я-ни-я-ми, са-мое это ме-сто все-гда оста-нет-ся гром-ким то-го про-по-вед-ни-ком. Каж-дый хри-сти-а-нин, поль-зу-ясь при-ме-ром свя-то-го его жи-тия и по-лу-чая уте-ше-ние в хо-да-тай-стве его мо-литв, каж-дый хри-сти-а-нин при-вле-ка-ет-ся си-лою бла-го-да-ти, лю-бо-вью к нему и усер-ди-ем”. И ни-ко-гда в Церк-ви Бо-жи-ей не умолк-нут хва-лы пре-по-доб-но-му Сер-гию, ибо в па-мять веч-ную бу-дет пра-вед-ник ().

Свя-тость есть ос-но-ва-ние ис-тин-но-го бо-го-муд-рия и бо-го-мыс-лия. В жиз-ни свя-тых об-ре-та-ют-ся кла-де-зи бо-го-ве-де-ния. И на-ше рус-ское пра-во-слав-ное бо-го-сло-вие со-вер-ша-ет-ся во-ди-тель-ством свя-тых угод-ни-ков-бо-го-вид-цев, в чис-ле ко-то-рых бли-же все-го сто-ит к нам ве-ли-кий Игу-мен зем-ли Рус-ской пре-по-доб-ный Сер-гий Ра-до-неж-ский. Свое бо-го-сло-вие за-клю-чил он не в кни-гах, но явил всей сво-ей жиз-нью. Он учит нас бо-го-ве-де-нию не сло-ва-ми, но мол-ча-ли-во — де-ла-ми сво-и-ми.

Жизнь свя-то-го ав-вы Сер-гия долж-на слу-жить на-зи-да-ни-ем для каж-до-го по-сле-до-ва-те-ля Хри-ста Спа-си-те-ля. Спа-се-ние, как по-ка-зал нам пре-по-доб-ный, долж-но быть глав-ной це-лью зем-ной жиз-ни че-ло-ве-ка, ко-то-рая слу-жит при-го-тов-ле-ни-ем к веч-но-сти. “Смот-ри-те на небо, — учит епи-скоп Фе-о-фан За-твор-ник, — и вся-кий шаг ва-шей жиз-ни так со-раз-ме-ряй-те, чтобы он был сту-па-ни-ем ту-да”. Для до-сти-же-ния сво-е-го спа-се-ния по-сле-до-ва-тель Хри-ста дол-жен по-сто-ян-но тру-дить-ся, чтобы ис-ко-ре-нить все гре-хов-ное и страст-ное в сво-ем че-ло-ве-че-ском есте-стве и усво-ить хри-сти-ан-ские доб-ро-де-те-ли. Но для со-вер-шен-ство-ва-ния в ду-хов-ной жиз-ни необ-хо-ди-мо со-дей-ствие бо-же-ствен-ной бла-го-да-ти, ко-то-рая ис-пра-ши-ва-ет-ся усерд-ной мо-лит-вой ко Гос-по-ду.

Од-на-жды свя-той Ан-то-ний Ве-ли-кий об-ра-тил-ся с моль-бой к Бо-гу: “Гос-по-ди, по-ка-жи мне путь спа-се-ния!” И ко-гда он вы-шел из сво-ей пе-ще-ры, то уви-дел ко-го-то по-хо-же-го на се-бя, ко-то-рый си-дел и ра-бо-тал, по-том встал и на-чал мо-лить-ся, по-сле опять сел и на-чал вить ве-рев-ку, по-ра-бо-тав, опять встал на мо-лит-ву. Это был ан-гел Гос-по-день, по-слан-ный для на-став-ле-ния и укреп-ле-ния свя-то-го Ан-то-ния. Ан-гел Бо-жий ска-зал ему вслух: “И ты де-лай так и спа-сешь-ся”. Это озна-ча-ло, что труд, под-креп-ля-е-мый мо-лит-вой к Бо-гу, и мо-лит-ва, со-про-вож-да-е-мая бла-гим тру-дом, при-ве-дут к спа-се-нию ду-ши.

Жизнь хри-сти-а-ни-на все-гда и во всех об-сто-я-тель-ствах долж-на быть по-свя-ще-на Бо-гу. Свое спа-се-ние че-ло-век мо-жет со-вер-шать во вся-ком по-ло-же-нии. Ни-ка-кое ме-сто, ни-ка-кое вре-мя не от-де-ля-ет нас от вез-де-су-ще-го Бо-га. Пре-по-доб-ный Сер-гий спа-сал-ся и в се-мье, ко-гда уха-жи-вал за ро-ди-те-ля-ми, спа-сал-ся и в пу-стын-ном оди-но-че-стве, ко-гда при-шел на Ма-ко-вец, спа-сал-ся и став во гла-ве мо-на-стыр-ской бра-тии, ко-гда при-нял над ней на-чаль-ство. “Ме-сто не спа-сет че-ло-ве-ка и не по-гу-бит, — го-во-рит пре-по-доб-ный Ни-фонт, — од-ни де-ла по-губ-ля-ют и спа-са-ют. Кто не со-блю-да-ет за-по-ве-дей Гос-под-них, то-му не по-мо-жет ни свя-той сан, ни свя-тое ме-сто”. Хри-сти-а-нин дол-жен спа-сать-ся в тех усло-ви-ях, в ко-то-рые он по-став-лен про-мыс-лом Бо-жи-им, чтобы все-це-ло на-пра-вить путь сво-ей жиз-ни к до-сти-же-нию Небес-но-го Оте-че-ства. “Москва од-на, — пи-шет епи-скоп Фе-о-фан За-твор-ник, — а до-рог к ней мно-го, и вся-кая в нее при-во-дит. Но ес-ли кто, на-прав-ля-ясь по од-ной до-ро-ге, бро-сит свою и пе-рей-дет на дру-гие, то он ни-ко-гда не дой-дет до Моск-вы. Так и в ду-хов-ной жиз-ни есть град пре-свет-лый, ку-да все стре-мят-ся, и до-ро-ги в него раз-ные, и всем в него дой-ти мож-но, но стань пе-ре-ме-нять до-ро-ги — очень недив-но, что ни-ко-гда не до-бе-решь-ся до то-го гра-да”. Ис-тин-ный по-сле-до-ва-тель Хри-ста дол-жен непо-ко-ле-би-мо ве-рить, что все слу-чаи жиз-ни устро-я-ют-ся про-мыс-лом Бо-жи-им, вся-кое де-ло нуж-но ста-рать-ся де-лать так, как ес-ли бы оно бы-ло по-ру-че-но ему от Бо-га. Вся-кий шаг, вся-кое сло-во, да-же дви-же-ние и взгляд на-до со-от-но-сить с во-лей Бо-жи-ей. Жи-тей-ские де-ла не мо-гут яв-лять-ся пре-пят-стви-ем в де-ле спа-се-ния в том слу-чае, ес-ли че-ло-век бу-дет по-сто-ян-но бо-роть-ся с гре-хов-ным об-ра-зом жиз-ни. Так, од-но-му из пу-стын-ных от-цов, до-стиг-ше-му ду-хов-ной вы-со-ты, Гос-подь ска-зал, что в го-ро-де Алек-сан-дрии есть хри-сти-а-нин, по спе-ци-аль-но-сти врач, ко-то-рый, имея по-сто-ян-ное об-ще-ние с людь-ми, то-же до-стиг вы-со-ко-го ду-хов-но-го со-вер-шен-ства и еже-днев-но с ан-ге-ла-ми воз-но-сит хва-лы Бо-гу.

И се-мей-ная жизнь, и об-ще-ствен-ная, ес-ли она бу-дет со-гла-со-ва-на с за-по-ве-дя-ми Хри-сто-вы-ми, яв-ля-ет-ся спа-си-тель-ной и бо-го-угод-ной. Ес-ли устро-ить жизнь так, чтобы в ней гос-под-ство-ва-ли за-по-ве-ди Бо-жии, а не грех, то это уже бу-дет не мир-ская, а свя-тая жизнь, Бо-гом бла-го-сло-вен-ная. “Кто жи-вет в се-мье, — учат свя-тые от-цы, — то-му и спа-се-ние от се-мей-ных доб-ро-де-те-лей. Толь-ко ис-пол-няй-те всё как во-лю Бо-жию, на вас воз-ло-жен-ную”. И мно-го бы-ло угод-ни-ков Бо-жи-их, ко-то-рые сре-ди жи-тей-ской су-е-ты до-сти-га-ли спа-се-ния.

Бра-тия и сест-ры! Бу-дем нести на-ше зем-ное слу-же-ние, на-ши зем-ные обя-зан-но-сти как воз-ло-жен-ные на нас Бо-гом, ис-пол-няя их доб-ро-со-вест-но, с усер-ди-ем, при-го-тов-ля-ясь дать от-чет об ис-пол-не-нии их Бо-гу. Де-ла зем-ные бу-дем со-вер-шать с це-лью бо-го-уго-жде-ния, и зем-ные де-ла сде-ла-ют-ся небес-ны-ми. То-гда мы бу-дем ис-тин-ны-ми по-сле-до-ва-те-ля-ми Гос-по-да Иису-са Хри-ста, до-стой-ны-ми уче-ни-ка-ми ав-вы Сер-гия, ко-то-рый все-гда бу-дет нам пу-те-вод-ной звез-дой в оби-те-ли От-ца на-ше-го Небес-но-го. Аминь.


Игу-мен Ге-ор-гий (Тер-тыш-ни-ков)

Текст при-во-дит-ся по из-да-нию: Игу-мен Ге-ор-гий (Тер-тыш-ни-ков). В день па-мя-ти пре-по-доб-но-го Сер-гия, игу-ме-на Ра-до-неж-ско-го и всея Рос-сии чу-до-твор-ца // В па-мять веч-ную бу-дет пра-вед-ник. Крат-кое жи-тие пре-по-доб-но-го Сер-гия. Про-по-ве-ди на дни его па-мя-ти. Свя-то-Тро-иц-кая Сер-ги-е-ва Лав-ра, 2002. С. 90-93

Преподобный Сергий Радонежский (в миру носил имя Варфоломей) родился около 1314 года в семье боярина Кирилла и его супруги Марии. В детстве не мог освоить грамоту, но в тринадцатилетнем возрасте встретил схимника-чудотворца, по молитве которого научился читать и писать. Эта встреча запечатлена на широко известной картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

После смерти родителей Варфоломей удалился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже находился в то время его брат Стефан. Вместе братья решили уйти в густой лес (Радонежский бор). Там, на берегу реки Кончуры, на холме Маковец они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы.

Стефан впоследствии отправился в Богоявленскую обитель в Москву, а Варфоломей остался пустынножительствовать. Позже он встретил некоего игумена Митрофана и принял от него постриг с именем Сергий. Со временем подвижник образовал монастырь, приобретший славу, которая дошла до самого Константинополя. Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие).

Насельники обители жили от своих трудов, не принимая подаяния. Игумен Сергий сам трудился наравне с братией.

Преподобный Сергий пользовался большим уважением у князей. Великий князь Дмитрий Донской часто прислушивался к советам святого, благословение на Куликовскую битву князь получил именно от радонежского игумена. К этому моменту, также не без помощи Сергия, примирявшего враждующих, почти все князья уже признавали главенство князя Дмитрия.

Преставился преподобный Сергий в 1392 году, а уже через тридцать лет были обретены его мощи. Ныне они находятся в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В 1919 году мощи были вскрыты и находились в музее, но затем в 1946 году вновь возвращены Церкви.

Чудеса, приписываемые Сергию Радонежскому

Ещё при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Так, он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершённых Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов.

Исцелённые прославляли Преподобного Сергия, благоговейно почитали его наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Святитель Стефан не успевал на этот раз заехать туда, а потому остановился на дороге и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время Литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему святой Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле. Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием, митрополитом Московским. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию. Однако святой Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришёл в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонахов Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию - будущему святому благоверному князю Дмитрию Донскому.

Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 21 сентября 1380 года, в День праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Однажды, глубокой ночью, Преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнёс эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядёт!»

Преподобного Сергия внезапно осиял неземной свет. Он увидел Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, Преподобный благоговейно склонился перед Божией Матерью. «Не бойся, избранниче мой, - изрекла Она. - Я пришла посетить тебя, услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу. Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его…» Божия Матерь стала невидима. А Преподобный Сергий долго оставался в оцепенении. Только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой.

Явление Божией Матери в келье Преподобного Сергия - на месте нынешней Серапионовой палаты - было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Её обетовании свято хранилась учениками Преподобного Сергия.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство преподобного Никона, опытного в духовной жизни и послушании ученика. В безмолвном уединении Преподобный отошёл ко Господу 8 октября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился к ней со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...»

Преподобный Сергий Радонежский, память которого мы с вами сегодня празднуем, родился в 1314 году. Он прожил 78 лет и в конце XIV века в 1392 году преставился о Господе. Сегодня – день его блаженной кончины. Нужно ли пересказывать житие преподобного, которое нам всем более или менее известно? Нужно ли говорить о его жизни, прошедшей в такое страшное для нашей Родины столетие полного разгрома и русской государственности, и русской культурной жизни, и задержки на многое время не только культуры, а и религиозной, духовной нашей жизни?

Это было очень страшное столетие… Именно в него вписалась жизнь преподобного Сергия. Мы не только слышали, читали о его жизни, о тех страшных условиях, в которых он жил, мы не только помним некоторые обстоятельства, связанные с жизнью государства, с Москвой, с освобождением от татар, с гибелью Мамая… Многие из нас даже видели кое-что о его жизни. Кто из нас с вами, например, не видел и не знает картину нашего знаменитого художника Нестерова – отрок Варфоломей, стоящий перед старцем, благословляющим его на учение грамоте, что отроку так трудно давалось?.. Повторяю: житие его нам известно. Но не так уж нам известна его святость.

Какие особенные черты были в святости преподобного Сергия, что подняло его на такую высоту?

Я хочу вам напомнить об одной черте в житии преподобного Сергия, которая, собственно говоря, и есть самое главное, самое существенное в его жизни, его подвиге и его завете нам.

Пятьсот с лишним лет тому назад жил преподобный Сергий. А вот то, чему он нас учил и что он оставил нам, как свой завет, мы, считающие себя духовными детьми преподобного Сергия, совсем забыли. Преподобный Сергий учил о том, что самое страшное зло на земле – это есть рознь, страшная рознь между людьми. Это та самая рознь, которая началась с Каина и Авеля. И он ее назвал «ненавистной рознью мира сего».

Этой самой розни подвергся и стал её жертвой сам преподобный Сергий, изгнанный из монастыря своего. И кем бы вы подумали? Прежде всего – братом своим родным! Родным братом и по монашеству, и по рождению! Эта рознь, о которой говорил преподобный Сергий – основное зло нашей жизни.

Мы просыпаемся по утрам, читаем утренние молитвы. В одной из первых молитв имеется такое прошение к Богу: мы просим сделать нас причастниками Его Божественной вечной славы. Вот что дано человеку! А во что человек превращает этот данный ему от Бога дар? Во что превратил его Каин? Во что его превращаем мы все? В следующей молитве, тоже одной из первых утренних молитв, мы признаем, что в нашей душе есть «семя тли». Именно из этого страшного семени тли и вырастают огромные деревья невероятной силы, силы той розни, которую преподобный Сергий так клеймил, ненавидел и прямо называл эту злую силу «ненавистной рознью мира сего!»

Что мы с вами делаем для того, чтобы семя тли в себе убить? Так мало… А из этого семени вырастает огромное зло, которое совершенно разрушает человека. Ведь, что такое рознь? Откуда она взялась? На чем она держится и как развивается? – Всегда на страстях, всегда из страстей! И прежде всего – из тщеславия, из честолюбия, из гордости. Именно с этими страстями – с тщеславием, честолюбием, гордостью – связаны и все остальные страсти, и все остальные грехи, и вся страшная рознь, которая родит зло в этом мире. Она делает человека нечистым. Тут всё: и прелюбодеяние, и любодеяние, и всё, всё – из этого тщеславия, из этого честолюбия, из этой гордости. И преподобный Сергий нас учил постоянно бороться с той рознью, которая вырастает из этих страстей, т.е. с этими страстями прежде всего.

Задайте вопрос сами себе и сами же и ответьте на него: как я с этим боролся, что я делаю для этого? Стараюсь ли я быть чистым, прежде всего – чистым? Куда девалось целомудрие? Мы всегда просим у Бога: целомудрие дай нам, Господи. А всегда целомудрие связано с кротостью. А куда девалась кротость?

Вот что мы должны запомнить сегодня, в день праздника нашего небесного покровителя, учителя нашего: более всего бороться с этой страшной рознью, которая происходит всегда из страстей. И главные страсти – тщеславие и честолюбие. (Ведь брат-то выгнал преподобного Сергия из его монастыря именно подчинившись этой страсти…)

Укрепляемые молитвенным заступлением преподобного Сергия, будем бороться! И мы не будем побеждены по молитвам преподобного Сергия, как и он не был побежден, а восторжествовал в конце концов. И будем бороться не унывая, не сомневаясь в том, что кроме семени тли, в нас есть и те силы, которые приведут нас к причастности Божественной вечной славе. Аминь.

Сергий Радонежский, один из самых известных русских святых, почитается несколько раз в году. В день его памяти в октябре верующие могут помолиться о помощи в насущных делах, об исцелении и исполнении желаний.

8 октября 2018 года в церквях состоятся торжественные богослужения, на которых почтут память Сергия Радонежского . Его жизнь и деяния остаются примером искренней веры в Господа, помогают христианам встать на путь исправления.

Традиции праздника

С утра верующие устремляются в церкви и храмы, чтобы еще раз вспомнить монашеский подвиг Сергия Радонежского. В церкви возносят молитвы о помощи в насущных делах и обучении , о благополучии.

Сергий Радонежский особенно помогает в обучении, поэтому в день праздника ему молятся все, кто хочет постичь азы профессии, успешно сдать экзамены и преодолеть все трудности науки.

В народной традиции 8 октября отмечали праздник Сергея Капустника : рубили капусту, а также возносили молитвы святому. Святого Сергия считали покровителем домашней птицы, особенно кур. В этот день кур не забивали и не готовили ничего из их мяса, чтобы не прогневать святого. Нередко птице давали особое угощение, варили кашу, чтобы досыта накормить животных.

Пекли капустные пироги, и первый по традиции закапывали в капустную грядку, чтобы на будущий год вырастить богатый урожай. Считалось, что такой обряд помогает отогнать лихо от дома.

Молитва Сергию Радонежскому об учебе

«Преподобный Сергий Радонежский! Молитвой твоей и верой в Господа нашего Всемогущего путь к знаниям открываю. Помоги, преподобный, справиться с трудностями обучения, укрепи ум мой и дай сил справиться со всем, что уготовано мне. Аминь».

Молитва об исцелении

«Святитель Сергий Радонежский! Помоги сохранить здравие и не дай недугу сломить меня. Молитвами твоими и верой в Господа укрепляюсь, в борьбу с болезнями вступаю. Даруй выздоровление скорое, дабы продолжал я дела праведные. Аминь».

Молитва о помощи в работе

«Преподобный Сергий! Защити меня от злословия и не дай свернуть с пути истинного. Помоги бороться со злобой внутри и отврати от меня неприятности. Дай мне сил справиться с трудностями, пошли ума для работы честной. Аминь».

Молитвенные обращения к святому можно читать в любой момент, когда требуется поддержка Высших Сил . 9 октября помолитесь Сергию Радонежскому всей семьей, чтобы избежать неприятностей и привлечь в жизнь благополучие. Счастья вам и удачи во всех начинаниях, и не забывайте нажимать на кнопки и

02.10.2018 02:08

Как в детстве святой заслужил божью милость. Как он открыл новое течение в православии и основал Троице-Сергиеву Лавру. О чем...

Великий пост - особое время, когда каждый христианин может очиститься от грехов, возрасти духовно и...

Преподобный Сергий Радонежский (3 мая 1314 г. - 8 октября 1392 г.), церковный и государственный деятель Святой Руси, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, почитается величайшим подвижником земли русской. Он - идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Благословил его и его войско на победу в Куликовской битве. Воспитал плеяду учеников и последователей.

Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варницы (под Ростовом Великим) в 1314 году в семье знатных и благочестивых родителей — бояр Кирилла и Марии. Еще во чреве матери будущий подвижник трижды возгласил в храме во время литургии, славя Святую Троицу. С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не пил материнского молока; мяса он не ел всю жизнь. При крещении он был наречен Варфоломеем.

(Троице-Сергиев Варницкий монастырь - родина прп.Сергия Радонежского)

(Святой колодец на территории монастыря. По преданию из этого колодца пили родители Сергия - прп.Кирилл и Мария и сам прп.Серигий)

Когда ему исполнилось 7 лет, родители отдали мальчика учиться грамоте, но она не давалась ему, пока однажды в лесу он не увидел инока и не попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил отрока. С тех пор он стал успевать в науках. При этом мальчик был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

Когда родители Варфоломея переселились в Радонеж, а старшие братья женились, он захотел идти в монахи. Но родители, видя молодость сына, удерживали его. После кончины родителей Варфоломей стал искать удобное место для пустынных подвигов. Вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном он поселился в глухом лесу, выкопал здесь пещеру, построил келью и маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан вскоре ушел в один из московских монастырей, а Варфоломей, будучи 24 лет от роду, принял постриг с именем Сергий и, живя в лесу, посвятил себя трудам, борьбе со злыми помыслами, посту и молитве. Число иноков стало быстро увеличиваться, и таким образом основалась обитель.

(с.Радонеж)

В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский Патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял прп. Сергия за его подвижничество и дал совет ввести строгое общинножитие. Преподобный последовал этому совету и с благословения митрополита Алексия ввел общинножительный устав.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

(Покровский монастырь в Хотьково - здесь хранятся мощи родителей Сергия - прп.Кирилла и Марии)

Прп. Сергий умел воздействовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же совершал панихиды.

В 1389 году Димитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, призванное узаконить новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью преподобный Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6/19 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Многие благочестивые мужи просияли славой в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями. Его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года в Свято-Троицком монастыре. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых. И по нынешнее время подает он помощь притекающим с молитвой к его мощам, покоящимся в Троице-Сергиевой лавре.

Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского - это его жизнь.

Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.

В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Как упоминалось выше, незадолго до смерти Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения». По сути дела в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи «высокого жития».

Проповедуя «высокое житие», Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов - богатства, власти, ненависти, насилия. Преподобный Сергий Радонежский считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. «А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим», - говорил Преподобный Сергий Радонежский.


(Троице-Сергиева Лавра - детище прп.Сергия Радонежского)

Поэтому в самом Свято-Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий Радонежский не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.

Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков - человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит и парадоксальным - всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII-XIV столетиях.

Вскоре после смерти преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей.

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу

Молитва первая

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия.

Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Молитва вторая

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши.

Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очами нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится.

Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О небеснаго гражданине Иерусалима, Преподобне отче Сергие! Воззри на нас милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе, на Небеси; мы на земли, низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехами своими и беззакониями; но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Свойственно есть тебе, отче наш, благоутробие и человеколюбие: на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих. Наставления твоя быша трость книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающая. Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всякия добродетели. Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси, на Небеси! Ты днесь предстоиши Престолу Света Неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения; ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единем грешнице кающемся радующимися. И человеколюбие Божие есть неистощимо, и твое к Нему дерзновение много: не престани о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих.

Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель быв человеколюбия Божия, сотвори ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию. Вся Богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуеши. Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет. Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси. Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог.

Предстояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь. Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудросте: подвизающимся помоги, разслабленныя возстави, споспеши иго Христово несть во благодушии и терпении, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Молитва четвертая

О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо благопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Тропарь преподобному Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4 (Обретение мощей)

Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие; пречестная же и славная обитель твоя, юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется. Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных, яко цвет благоуханен и кадило благовонно, любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, отче преподобне Сергие, моли Святую Троицу спасти души наша.

Тропарь, глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, и паче всего возжелал еси мирскаго мятежа уклонитися: мужески в пустыню вселился еси, и чада послушания в ней, плоды смирения возрастил еси. Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, исцеления всем подавал обильно, отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.