VI. По сравнению с вечностью

Значение эпиграфа рассказа. (Эпиграф к рассказу «Господин из Сан-Франциско» звучит так: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий». Смысл высказывания раскрыва-ется, если вспомнить о печальной судьбе Вавилона, оказавшегося далеко не таким крепким, как казалось. Значит, ничто не вечно на земле. Тем более человек, жизнь которого — мгновение по сравнению с вечностью.)

II. Смысл жизни господина из Сан-Франциско. (Читатель впервые видит господина из Сан-Франциско на «Атлантиде» вполне довольным жизнью. Еще бы! Все пятьдесят восемь лет своей жизни он жил только тем, что старался накопить денег. Весь смысл его жизни был лишь в том, чтобы стать богатым. Он и «не жил вовсе, а существовал», заодно заставив жить своей жизнью жену и дочь, не спрашивая, как хотят жить они сами. Казалось, цель жизни достигнута: он богат и может позволить себе и роскош-ные каюты, и комнаты в гостиницах, и первоклассное обслуживание. Он чувствовал себя одним из «хозяев жизни», потому что решил для себя: деньги — главная цель в жизни, они дают человеку все.)

III. Чего не могли дать деньги? (Если смысл жизни только в накоплении денег, то неужели онидают счастье? Циники говорят, что не в деньгах счастье, а в их количестве. Ноугероя рассказа их было много. Сделало ли это счастливым господина из Сан-Франциско и его семью? Оказывается, что все бьшо зря. Деньги давали лишь иллюзию значимости, но что-то иное ускользнуло от него. Посвятив всю жизнь зарабатыванию капитала, он стал для семьи маленьким тираном и разрушил близкие отношения, не замечая этого. Его жена и дочь, разучились радоваться. Он забыл о том, что есть духовные ценности, которые надежнее материальных способны защитить человека от безразли-чия и цинизма. Ведь когда он умер, то стал для всех обузой, потому что окружающим нужны были только его деньги, а не он сам. В своем стремлении к богатству он не заметил, что деньги стали управлять его жизнью, смещая нравственные ориентиры.

Когда жизнь героя внезапно прервалась, оказалось, что жил он зря. Даже имени его никто не запомнил. Он ничего не оставил после себя в этом мире, а деньги безлики.) IV. Главная идея рассказа. (Герой Бунина думал, что, возможно, деньги дают не только свободу, но и счастье. Но так ли уж исключителен случай, произошедший £ ним? Вовсе нет. И Бунин развенчивает идею обогащения как путь к счастью. Деньги не могут быть целью и смыслом жизни. В противном случае человека можно лишь пожалеть, как нам жаль господина из Сан-Франциско. Для каждого из нас, богатого или бедного, всегда есть смысл в том, чтобы научиться любить людей, делать добро и находить в этом причину для счастья, потому что добро всегда возвращается.)


На что будет похожа вечность рядом с Богом?

из книги "Целеустремленная жизнь" Рик Уоррен

Если бы наша жизнь ограничивалась годами земного существования, я, наверное, предложил бы вам брать от неё всё, что только можно ухватить. Можно было бы напрочь позабыть все разговоры о добре и этических принципах. Можно было бы не обращать внимания на результаты наших действий и удариться в самый что ни на есть махровый эгоизм: всё равно наши поступки не повлекут за собой долговременных последствий! Но - и как раз в этом-то всё и дело! - со смертью наше существование не прекращается. Смерть - это не конец, а переход в вечность, и любой земной поступок имеет вечные последствия. Каждое сегодняшнее действие словно эхом отзывается в грядущем.

Самая опасная черта нынешней жизни - это краткосрочное, недальновидное мышление. Чтобы сделать свою жизнь как можно более плодотворной, нам нужно постоянно держать перед глазами вечность и хранить её ценность у себя в сердце. Жизнь - это не только "здесь и сейчас". Сегодняшний день - это верхушка айсберга, которую видно на поверхности, а вечность - вся остальная его глыба, скрывающаяся под водой.

На что будет похожа вечность рядом с Богом? Откровенно говоря, человеческое сознание просто неспособно объять и осознать величие и чудеса Небес. Это всё равно, что попытаться объяснить муравью, что такое интернет. Совершенно бесполезно. Человечество ещё не придумало таких слов, чтобы передать, на что будет похожа вечность. В Библии говорится: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9).

Однако в Своём Слове Бог всё же позволил нам одним глазком заглянуть в то, что ожидает нас потом. Мы знаем, что сейчас Бог приготавливает для нас вечный дом. На Небесах мы воссоединимся с теми родными и близкими, которые были верующими, навсегда освободимся от боли и страданий, а Бог вознаградит нас за верность, проявленную на земле, и поручит нам такое дело, которое непременно придётся нам по душе. Не беспокойтесь, мы не будем возлежать на облаках, распространяя сияние и наигрывая на арфах! Мы будем радоваться тому, что наконец-то можно беспрепятственно общаться с Богом, а Он будет радоваться нам безгранично, бесконечно, всегда. Настанет день, когда Иисус скажет: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованноевам от создания мира" (Мф. 25:34).

Кл. Льюис очень точно выразил сущность вечности на последней странице своей знаменитой серии сказочных повестей для детей под названием "Хроники Нарнии": "Для нас это завершение всех историй... Но для них это было только началом настоящей истории. Вся их жизнь в нашем мире... была только обложкой и титульным листом; теперь, наконец, началась Глава Первая Великой Истории, которую не читал ни один человек на земле; Истории, которая длится вечно; Истории, в которой каждая глава лучше предыдущей".

У Бога действительно есть цель для нашей земной жизни, но этим всё не кончается. Его замысел включает в себя куда больше тех нескольких десятилетий, что вы проведёте на земле. Он предлагает нам не только самую лучшую возможность, какая бывает лишь раз в жизни, а возможность, простирающуюся далеко за пределы земного существования. В Библии написано: "Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его - в род и род" (Пс. 32:11).

Большинство людей думает о вечности исключительно на похоронах, но даже тогда мысли их часто бывают поверхностными, сентиментальными и основанными на самых невежественных представлениях. Возможно, вам кажется, что размышления о смерти присущи лишь болезненно-восприимчивому сознанию, но на самом деле жить, отрицая реальность смерти и не думая о том, что неизбежно ожидает каждого из нас, вредно и неразумно (Еккл. 7:2). Только глупец будет идти по жизни, нимало не готовясь к тому, что, как известно, рано или поздно произойдёт. О вечности нужно думать не меньше, а больше !

Те девять месяцев, что вы провели в утробе своей матери, были не самоцелью, а подготовкой к земной жизни. Точно так же нынешняя жизнь является подготовкой для жизни грядущей. Если у вас есть личные взаимоотношения с Богом во Христе Иисусе, вам не нужно бояться смерти, ведь она будет для вас вратами в жизнь. Она разрушит ваше физическое тело, но не вас, и станет не окончанием всякого существования, а днём вашего рождения в жизнь вечную. В Писании говорится: "[Мы] не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего " (Евр. 13:14).

По сравнению с вечностью время нашего земного странствования подобно мгновению ока, но его последствия останутся с нами навсегда. Дела нынешней жизни определят нашу будущую участь. Мы должны осознать, что "пока мы живём дома, в собственном теле, мы на чужбине, не у Господа" (2 Кор. 5:6 [РВ]). Несколько лет назад нас то и дело призывали проживать каждый день так, как будто он - "первый день всей оставшейся жизни". На самом деле, было бы куда мудрее проводить каждый день так, будто он самый последний в жизни. Мэтью Генри13 сказал: "Каждый день своей жизни мы должны готовиться к её последнему дню". (Мэтью Генри (1662 - 1714) - английский английский священник, автор известных комментариев к Библии).

"И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек" (Ин. 2:17).

Алексей Лапшин
В сравнении с вечностью

Трудно найти более расплывчатое и демагогическое понятие, чем «современность». При первом же приближении сразу становится видна его уязвимость со всех точек зрения. Чаще всего термин «современность» используется в социальном смысле. Но очевидно, что люди даже в пределах одного общества живут в разных социокультурных пространствах. Ещё более ощутимы противоречия в планетарном масштабе.

Можно, конечно, сказать, что современностью является вся совокупность существующих на сегодняшний день разнообразных факторов. Однако тогда из определения выпадет оценочная составляющая, которая в социальном контексте ему неизбежно сопутствует. Современность ведь нуждается в антитезе: это «современно», а это уже отжило свой век. Именно поэтому под современностью нам предлагается понимать господствующий идеологический дискурс и все вытекающие из него последствия. Начиная от джинсов и заканчивая политикой, искусством, общим мировоззрением. В этом и проявляется демагогическая и одновременно диктаторская суть разбираемого нами понятия. «Современностью» оказывается то, что навязано нам извне, а не то, что существует в нашем восприятии как объективная данность.

На социальном уровне всё более или менее ясно. А как трактовать «современность» в рамках философского понятия времени? Начиная с Платона, время сопоставляется с вечностью. Является ли вечность бесконечно длящимся временем, либо, напротив, отсутствием времени, безвременьем – вопрос, от ответа на который, в огромной степени зависят все дальнейшие рассуждения о бытии. Да и существует ли время в том смысле, который принимают люди, или же это только иллюзия, а реальна лишь вечность?

Сомнения по этому поводу существовали в философии очень давно. На заре постмодернистской эпохи Жиль Делёз выразил подобные мысли в теории двух времён.

«Иногда можно сказать, что существует только настоящее, что оно впитывает в себя прошлое и будущее, сжимает их в себе… С другой стороны, можно сказать, что существует только прошлое и будущее, что они делят каждое настоящее до бесконечности… Таким образом есть два времени: одно состоит только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутые прошлые и будущие… Одно время – циклично – оно измеряет движение тел и зависит от материи. Другое – бестелесное, безграничное, не зависящее от всякой материи». Приведенный фрагмент из книги «Логика смысла» интересен для нас, прежде всего, тем, что здесь Делёз обозначил одну из фундаментальных особенностей наступавшего постмодернизма: понимание времени как сплошного настоящего. Сам Делёз видимо надеялся на возможность циркулирования между «двумя временами», но постмодернизм пошёл по другому пути.

«Сплошное настоящее» постмодерна – это время лишённое своего исторического измерения. Прошлое и будущее человечества подаются нам просто как различные фазы бесконечно длящейся «современности». Хотя навязываются такие представления в основном интеллектуально примитивными средствами масс-культуры, эффект получается очень сильным. Так называемое поколение кнопки уже практически не чувствует ментальной разницы между эпохами – ни границ, ни взаимосвязи между ними. Викинги, мушкетёры, черепашки ниндзя, пришельцы – всё едино. Теряют элементарную историческую ориентацию и старшие поколения.

Часто «сплошное настоящее» прямо служит идеологическим целям. Любопытный в этом отношении пример представляют российские телесериалы, демонстрирующие истории семейств. По аналогии с мыльными операми, их можно назвать мыльными хрониками. Общим местом этого жанра является подчёркнутая неизменность социальных отношений. Одинаковы они и в СССР, и в постсоветской России. Меняются только костюмы, машины и место работы героев. Никакие общественные катаклизмы, потрясения не могут изменить раз и навсегда заведённый распорядок системы. Собственно, эти катаклизмы и не берутся в расчёт, как если бы их не существовало вовсе. Происходит лишь смена вывесок без видимых причинно-следственных связей. Всё это не так поверхностно, как может показаться на первый взгляд. На самом деле, государство подспудно внушает мысль, что только оно является единственно подлинным субъектом истории. Отсюда недалеко и до концепции вечности элиты.

В философии Платона, которую можно считать фундаментом всех теорий элит, вечность характеризует мир богов. Время же в платоновской модели есть признак отсутствия блага, несовершенства земного мира. Соответственно, стремление к благу, так или иначе, означает и стремление к вечности: преодолению времени – этой юдоли печали, и приобщению к божественному.

Идеальное государство, описанное Платоном, вроде бы не имеет ничего общего с установившейся в последние века бюрократической системой. Тем не менее, идея элиты, как узкой группы, регламентирующей ход человеческой истории, никуда не исчезала. Более того, эта идея имеет совершенно конкретное воплощение в политической, финансовой, культурной и религиозной сфере. Разумеется, это вовсе не значит, что ситуация всегда и везде под контролем. История – принципиально неуправляемый процесс уже хотя бы потому, что протекает в разрушающем времени, влиять на которое смертные люди не в силах. Незыблемость системы, к которой стремится элита – это своего рода отражение стремления к вечности. Но чего стоит эта незыблемость без личного бессмертия? Масштабное финансирование научных исследований в области технологий продления жизни свидетельствует о страстном желании решить проблему. Ведь проект максимального продления жизни, а в перспективе и бессмертия, имеет явно суперэлитарный характер. Не для широких же масс перенаселённой земли с наступающим острым дефицитом ресурсов он предназначен! Бессмертная, недосягаемая, подобно богам, элита – грандиозная утопия апологетов закона «господство-подчинение».

Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов метафизики: тождественны ли бессмертие и вечность? Бессмертие означает непрерывность жизни в потоке времени. Но бесконечно ли само время или же оно имеет своё начало и свой финал? Очевидно, что если время конечно, то идея бессмертия ничто иное, как метафизическая ловушка. Однако вопрос о бессмертии это и вопрос о смысле бытия. Обладает ли бытие самодостаточностью или же имеет предназначение? Предназначение может иметь только то, что конечно. Самодостаточность, пребывающая в бесконечном времени, лишена смысла. Эти же рассуждения применимы и к бессмертию. То есть, проявление смысла возможно лишь при условии конечности.

Характерно, что одной из главных примет нашей «современности» является старательное игнорирование метафизики. Религии озабочены преимущественно проблемами этики и морали, академическая философия сторонится метафизики как чуждой парадигмы мышления, культура, если и касается этой темы, то преимущественно в поп-формате в духе Пелевина. Иные неуклюжие снобы рассуждают о метафизике чуть ли не как о рецидиве «средневекового мракобесия». При этом их представления о средневековье столь же вульгарны, как и о метафизике. По всей видимости, это объясняется отказом от поисков смыслов, связанным именно с появившимся ощущением возможности бесконечного существования общества во времени. Таков пока ведущий дискурс современности. Но что такое современность по сравнению с вечностью?

В комментариях на IMDB люди с биполярным расстройством отмечают очень достоверную игру актеров. Я за собой маниакально-депрессивного психоза вроде не замечал, поэтому просто поверю им на слово.

Играют актеры и правда неплохо. Особенно порадовал Бредли Купер, мне от фильма к фильму все больше нравится его игра. Дженифер Лоуренс, конечно, тоже хорошо сыграла и вообще отличная девчонка... НО ОСКАР???? Честно говоря, вообще не понимаю, за что. Ну да, хорошо сыграла, убедительно вроде даже, но этот Оскар выглядит таким же авансом, как в свое время Нобелевская премия мира Бараку Обаме, который на тот момент успел побыть президентом всего полгода.

В целом фильм неплох, добрый такой. Куча психов, как водится в американском обществе, где люди не привыкли самостоятельно справляться со своими проблемами. На каждый заёб у них есть свое название - OCD, bipolar, ADHD и т. п. Чуть что не так в жизни, так тут же следует впасть в депрессию, начать жрать наркотические пилюльки, а окружающие должны уважать твое заболевание и всячески тебе потворствовать. Любят американцы выставлять своих тараканов на показ, целые выставки устраивать, наподобие кошачьих или собачьих. Гордятся своими таракашками, имена им дают. Тьфу блять.

Мне больше нравится, как у нас в России к этому относятся - просто, дешево и сердито. Умные научные термины люди не признают, если человек ебанутый, про него так и говорят - ебанутый. Ну или, в зависимости от степени этой ебанутости, "с прибабахом", "ёбнутый (на всю голову)", "придурковатый" и т. д. Как мне кажется, в России "нормальность" - гораздо более широкое понятие, чем в Штатах. В фильме, например, чувак обнаружил свою жену в душе с любовником и отпиздил того до полусмерти. У нас бы как сказали: "Ну да, может, и перегнул слегка палку, но, в принципе, поступил, как нормальный мужик". А в фильме сразу restriction order наложили, запретили к бывшей жене приближаться и на свое бывшее место работы заходить. Продержали 8 месяцев в психушке, пичкают таблетками, полицейского приставили, чтобы проверял. Ну разве это по-человечески?

Совсем уж серьезно мои слова не воспринимайте, я какбэ слегка шучу. Понимаю, что есть психические заболевания, с которыми человек самостоятельно справиться не может, как не может справиться, например, с заболеваниями сердца или желудка. Нужно это учитывать, и относиться к болезни соответственно. Но поощрять и оправдывать всяческие выходки, как в Штатах, - это перебор, на мой взгляд. Если у тебя жесточайшее расстройство желудка, будь готов в какой-то момент не добежать до унитаза. Если у тебя неконтролируемые приступы ярости, будь готов в какой-то момент получить пиздюлей от недостаточно толерантных людей.

В общем, если фильм не смотрели, посмотрите. Хотя бы для того, чтобы оценить замечательную игру Дженифер Лоуренс и объяснить мне, невежде, что такого оскароносного есть в ее роли.


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.686 Дмитрий Епифанов (opvas@???.ru) пишет: "При Втором Пришествии Христа все праведники, умершие и живые возносятся на небеса в обновлённом виде. - Вопрос о человеческой ПАМЯТИ, У умерших после воскрешения в обновлённом виде, ПАМЯТЬ о прошлой жизни ВОЗВРАЩАЕТСЯ?, и что происходит с памятью после вознесения у живых? Вопрос о памяти очень важен, если после воскрешения умерших в новом обновлённом теле не будет его прежней памяти о прошлой жизни, то это будет уже не тот человек, какая радость от этого воскрешения, если нет информации, кем он был и кем стал. Уточните об обновлённом теле после воскрешения на примере: - человек умирает в возрасте 93года от старости, в каком теле он воскреснет, какой его возраст будет(10,20,30 или 93 года) каковы его будут мысли, ум, память?"

Естественно, память сохранится. Иначе, не имеет смысла вся эта земная жизнь, в которой мы страдаем и учимся. Характер создается только на основании нашего опыта. А как сохраниться опыту без памяти? Более того, память нужна для того, чтобы выполнить одну из задач во время тысячелетнего царства - судить мир. Апостол Павел пишет об этом в - "святые будут судить мир... вами будет судим мир". То, что это речь идет именно о суде после пришествия Христа, а значит и после воскресения, мы узнаем из следующего, третьего стиха: "мы будем судить ангелов". А это соотносится с 2Петра 2:4 и , которые говорят, что ангелы будут судимы на том же суде, который произойдет после второго воскресения, то есть воскресения нечестивых по окончании тысячи лет, которое завершится полным уничтожением сатаны и нечестивых второй смертью - все это описано в . Итак, память будет восстановлена. Это же подразумевается и в , где говорится о продолжении нашего познания, а также о том, что мы будем узнаваемы другими так как если бы мы встретились лицом к лицу.

Какой будет возраст воскресшего для вечной жизни? Его возраст будет тот, в котором он умер, но его тело будет обновлено так, что у него уже не будет никакого физического недостатка. А что значит разница в возрасте в 100 лет по сравнению с вечностью? Сегодня на земле разница в возрасте в 10 лет для детей - чрезвычайно большая. Для молодых людей разница уже не так чувствуется. Для среднего возраста - почти не заметно. А в старости мы практически не видим разницы в 10 лет. А когда речь идет о вечности?! Естественно, младенцы и дети воскреснут в своем возрасте () и вскоре (у Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день - 2Петра 3:8) они станут людьми в зрелом возрасте. И такими они будут оставаться всю жизнь, потому что там старости, болезни и смерти не будет ().

Апостол Павел в и в говорит о преобразовании живых вместе с воскресением умерших. Естественно, эти обе группы людей будут одинаковыми по всем характеристикам. Если у живых будет оставаться знание и память, то и воскресшие обретут свои знания и память, которые они имели на момент смерти.

Читайте еще по теме "Разное":