Брак и семья у американцев. Американская семья отдаляется от брака

Эволюция семьи в США

(SMITH Т. Evolution de la famille aux Etats-Unis // Futuribles. - p., 2000. - № 255. - P.89-98. Опубликовано в РЖ "Экономика" №2, 2001. Реферирование: С.Н. Куликова)

За последние 30 лет, указывает американский социолог, семья в США претерпела значительную трансформацию. Оставаясь центральным институтом американского общества, семья в настоящее время играет менее важную роль, чем раньше. Доля взрослых людей, никогда не состоявших в браке, за 1972 - 1998 годы возросла с 15 до 23%. Это объясняется, во-первых, увеличением среднего возраста вступления в брак (за 1960-1997 годы с 22,8 до 26,8 года для мужчин и с 20,3 до 25 лет для женщин); во-вторых, ростом числа разводов; в-третьих, распространением совместного проживания, так называемого гражданского брака. Уровень разводимости женщин за 1960-1980 годы увеличился с 9,2 до 22,6 развода в год на 1000 замужних женщин, что отчасти связано с ростом экономической активности женщин и снижением рождаемости; в 1980-1990 годах уровень разводимости немного снизился - до 19,8‰ в 1995 году, но он все равно в два раза больше, чем в 60-х годах. Кроме этого, снизились показатели повторного вступления в брак. Среди родившихся в 1933-1942 годах женщин, доля тех, кто до замужества вступал в гражданский брак, составляла в 1963-1974 годах 7%, а среди родившихся в 1963-1974 годах эта доля достигает 64%. Среди мужчин гражданский брак столь же распространен.

Произошло снижение рождаемости: если в 1957 году коэффициент суммарной рождаемости составлял 3,65 ребенка на 1 женщину, то в 1975 году этот показатель снизился до 1,75 ребенка, т.е. был ниже уровня, обеспечивающего воспроизводство населения - 2,11. Затем этот показатель несколько возрос. Снизилось число семей, имеющих детей младше 18 лет, а также число семей с тремя с детьми. Доля детей, родившихся вне брака, увеличилась с 5,3% в 1960 году до 32% в 1996 году. Это увеличение было более выраженным среди белого населения - 25,7% в 1994 году против 2,3% в 1960 году, чем среди чернокожего населения - соответственно 70,4% против 21,6%.

Рост числа разводов, снижение рождаемости и доли детей, родившихся в браке, изменили модель типичной семьи. В 1998 году модель репрезентативной семьи начала 60-х годов - состоящая в законном браке пара с детьми - более не является доминирующей. Одновременно доля детей, воспитывающихся в рамках семьи, состоящей из одного родителя, возросла с 10% в 1972 году до 18% в 1990 году, а затем снизилась до 12% в 1998 году. Наоборот, доля детей, которые воспитывались в стабильной семье, снизилась с 73% в 1972 году до 49% в 1996 и 52% в 1998 году. Таким образом, стабильная семья не является нормой.
Следующее важное изменение, подмеченное автором, касается распределения семейных ролей. Уровень экономической активности женщин возрос с 49% в 1970 году до 71,5% в 1995 году главным образом в результате увеличения экономической активности женщин, имеющих маленьких детей. Доля традиционных семей с женой-домохозяйкой в 1972 году составляла 53% официально зарегистрированных семей; к 1998 году она снизилась до 21%. Напротив, доля семей с двумя экономически активными супругами повысилась до 59% женатых пар в 1995 году против 32% в 1972 году. Более того, вклад женщин в семейные доходы не перестает расти. С 1994 года в 22,5% семей доходы жены превышают доходы мужа.

Таким образом, за одно поколение американская семья претерпела глубокие изменения. В обществе изменилось отношение к институту семьи. Хотя большинство американцев продолжают признавать значение брака, все же около половины населения допускает, что развод является лучшим выходом для пары, не сумевшей решить свои проблемы. Большинство американцев хотят иметь детей, но число желаемых детей в семье сократилось. Изменилась и модель воспитания и образования детей. Акцент делается в меньшей степени на послушании родителям и в большей - на автономии детей. Большее значение приобрели в прошлом второстепенные семейные ценности, такие как "необходимость упорной работы".

Семейные роли мужчин и женщин стали более однородными. Значительно снизилось противодействие увеличению политической ответственности женщин и участию в профессиональной деятельности. В настоящее время более 2/3 американцев положительно относятся к экономической активности женщин и не считают, что она вредит воспитанию детей. Однако многие думают, что матери малолетних детей не должны работать полный рабочий день.

Распространено мнение, что после сексуальной революции в США господствует вольность нравов. Однако реальность оказывается более сложной. Безусловно, общество стало более терпимым по отношению к добрачным сексуальным отношениям, но это характерно в основном для 70-х и начала 90-х годов. Сейчас более 2/3 американцев не одобряют сексуальные отношения между подростками 14-16 лет. Отношение к гомосексуализму никогда не было благожелательным. Большинство американцев осуждают гомосексуализм и особенно гомосексуальные браки. Кроме этого, осуждаются супружеские измены, отрицательное отношение к которым отмечалось у 70% опрошенных в 70-х годах и у 80% в настоящее время. Таким образом, изменение отношений и поведения не укладывается в упрощенную схему либерализации нравов.

Основной чертой традиционной американской семьи является поддержание хороших соседских отношений и участие в общественной жизни. Однако за последние 30 лет такие связи ослабели, зато интенсивность общения с родителями и друзьями осталась почти на прежнем уровне. Это связано с тем, что большее количество женщин в настоящее время работает.

Сравнение моделей семьи в 24 странах показывает, что везде преобладает более позитивное отношение к работе женщин, не имеющих детей школьного возраста, и менее позитивное - в отношении женщин с малолетними детьми. В США, согласно опросам, 97% американцев одобряют профессиональную деятельность бездетных женщин или женщин, имеющих окончивших школу детей. Только 45% опрошенных одобряют работу женщин с детьми дошкольного возраста, из них только 11% - работу с полным рабочим днем. В целом международное сравнение выявило типичный подход к семье в США: американцы ищут компромисс между традиционной и современной моделями, пытаясь извлечь лучшее из обеих.

Что касается изменений в структуре семей, то главное изменение заключается в значительном снижении доли семей с детьми, где работает только один родитель (28% в 1972 году и 8% в 1998 году) и увеличение доли семей с детьми, где работают оба родителя (8% в 1972 году, 21,5% в 1998 году). Второе значительное изменение состоит в увеличении числа неполных семей и безработных бездетных холостяков. Отмеченные изменения в разной степени затронули все социальные категории; различия по категориям в настоящее время стали более выраженными, чем в 1970 году. Доля неполных семей с работающим главой семьи с 1970 года удвоилась у представителей рабочего класса и возросла на 50% среди представителей среднего класса. Модель неполной семьи становится наиболее частой у первой категории- 37,5% в 1990 году против 21% в начале 70-х и встречается реже у представителей среднего класса - 22% в 1990 году против 20% в 70-х годах.

Отношение к семье и семейным ценностям зависит от типа и социальной принадлежности семьи. От типа семьи в первую очередь зависит разделение семейных ролей. Семьи, где работает один супруг, характеризуются традиционным распределением ролей. Так, лишь 26% мужчин и женщин семей с одним работающим супругом считают, что профессиональная активность является лучшим средством для того, чтобы женщина имела определенную независимость. Эта доля возрастает до 42,5% в семьях, где оба супруга работают и до 56% в неполных семьях. Аналогично этому, в то время, как только 58,5% семей с одной заработной платой считают, что мать, имеющая профессию, может установить лучшие отношения со своими детьми, такого мнения придерживаются 77% работающих супружеских пар.

Среди супружеских пар, где работают оба, представители рабочего класса, как правило, считают работу жены экономической необходимостью, в то время как семьи среднего класса видят в работе, скорее, фактор эмансипации. Что касается отношения к детям, то в целом нет значительных различий между семьями разной социальной принадлежности. Однако представители рабочего класса придают большее значение, чем представители среднего класса, таким понятиям, как послушание и наказание, и менее склонны к автономии детей и их самостоятельности.

Представители рабочего класса в целом больше поддерживают программы оказания социальной помощи, а у представителей среднего класса большую поддержку получают программы развития образования.

В общем плане женщины более благоприятно относятся к равенству полов. Расхождения по этому вопросу между мужчинами и женщинами ярче выражены среди семейных пар рабочего класса. Женщины также более благоприятно настроены по отношению к детям и к государственным программам семейной помощи.

В США будет продолжаться процесс трансформации традиционной семьи, будут меняться взгляды на равенство полов и экономическую активность женщин. Число разводов стабилизируется на относительно высоком уровне, так же как и доля внебрачных детей и распространенность добрачных связей.

Таким образом, будет вырабатываться модель семьи XXI века, которая постепенно вытеснит модель традиционной семьи.

О том, как живут в Америке обычные люди, среди россиян ходит два мифа. Интересно, что они прямо противоположные друг другу. Первый можно охарактеризовать так: «США - страна великих возможностей, где сапожник может стать миллионером». А второй миф выглядит так: «Америка - государство социальных контрастов. Там хорошо живут лишь олигархи, нещадно эксплуатирующие рабочих и крестьян». Нужно сказать, что оба мифа далеки от правды. В этой статье мы не будем углубляться в историю Штатов, рассуждать о рабстве и расовой дискриминации, которые имели место сто лет назад. Мы не будем восхищаться уровнем жизни семьи Сороса или заострять внимание на бездомных, ночующих у вентиляционных решеток метро. Мы просто проследим, как сейчас живут обычные люди в Америке. Возьмем среднестатистическую семью: двое работающих родителей, трое ребятишек. Обычный средний класс. Он, кстати, составляет львиную долю всех граждан США.

Жилье

США среди всех стран мира могут похвастаться одним из самых высоких уровней жизни населения. Но при этом довольно мало граждан имеют дом в полной своей собственности. И даже городские квартиры американцы предпочитают арендовать. Но семья, которая причислят себя к среднему классу, селится обязательно вдали от пыльных мегаполисов. До работы «белые воротнички» добираются на электричках или автомобилях, проводя час-полтора в дороге. Дом обычной американской семьи - это одноэтажный (для high middle-class - двухуровневый) коттедж с зеленой лужайкой спереди и пристройкой-гаражом, с просторным задним двором, на которой размещается площадка для игр детей или бассейн. Площадь дома колеблется от 150 до 250 квадратных метров, а его стоимость - от 500 до 650 тысяч долларов. Не все могут просто так взять и выложить такие Но вот обычные люди: уровень жизни в США вполне позволяет выплачивать ипотеку. Треть суммы необходимо внести авансом и взять кредит на тридцать лет под 5-10 процентов годовых. Но! Потеря работы одного из родителей грозит семье катастрофой - ведь за дом нужно платить банку не менее двух с половиной тысяч «зеленых» ежемесячно.

Коммунальные платежи

Теперь рассмотрим, как в Америке живут простые американцы и что они платят за свои хоромы кроме кредита. Так называемые таунхаузы (коттеджи) - дело очень затратное. Хотя… как посчитать. Обычные американцы не заморачиваются ЖЭКами. В подвале каждого дома есть своя мини-котельная, отвечающая за отопление и подогрев воды. Средний счет за коммунальные услуги (электроэнергия и газ) - около трехсот долларов. Поскольку вода подается холодной, плата за нее небольшая - около 10 $. Кроме коммунальных платежей, нужно заплатить налоги за недвижимость: 500 $ - муниципальный и еще 140 $ - так называемый community charges (за вывоз мусора и уборку прилегающей к дому территории). Газон перед домом должен быть ухоженным - так здесь принято. Не доходят руки подстричь его самому? Нанимай студента и готовься раскошелиться на 60 $. Ипотечные кредиты обязывают страховать недвижимость. Обычно это 300 $ в год. Итого ежемесячно нужно выложить за жилье около трех тысяч долларов.

Расходы на продовольствие

Здесь нужно сделать оговорку. В США существует большая разница между так называемыми «здоровыми» продуктами, с пометкой «био», и обычными. Так как живут в Америке обычные люди, им свойственно экономить на еде. Да, о вреде напичканной гормонами роста курятине, как и о нездоровом фастфуде, знают все. Но обычная чета американцев из среднего класса обычно отоваривается в оптовом магазине, покупая продукты с красной отметкой «Скидка» и вкушает ланч в «Старбакс-кофе», Макдональдсе или подобном заведении быстрого питания. Кстати, цены на некоторые продукты в Америке ниже, чем в России (особенно в Москве). А вот питаться в ресторанах или уважающих себя кафе очень дорого. Среднестатистическая семья из среднего класса позволяет себе это удовольствие два раза в месяц. Обычно на продукты питания уходит около четырехсот долларов - это если ни в чем себе не отказывать, и двести, если учредить режим строгой экономии.

Автомобиль и траты на другие девайсы

Как живут в Америке обычные люди за городом? Они начинают свой день с а потом садятся за руль автомобиля. Жить без машины в американской глубинке просто подозрительно. Всякий взрослый обязан иметь машину - хотя бы подержанную. Выручает лизинг. Тем более что в случае поломки траты на ремонт берет на себя компания. Таким образом, ежемесячные выплаты лизинговой фирме за две машины - от 300 до 600 долларов, а бензин - 150. Автомобили нужно обязательно страховать. Обычно это двести долларов в месяц на каждый автомобиль. Но можно удешевить страховку, воспользовавшись пакетом с большей За интернет и кабельное телевидение нужно выложить около восьмидесяти пяти «зеленых» в месяц. Никто не скажет вам, как живут в Америке обычные люди, не имеющие мобильного телефона, поскольку таковых там практически нет. Даже ребенок, посещающий детский сад, имеет такой девайс (с маячком, на всякий случай). Пакет с неограниченными разговорами будет стоить около шестидесяти пяти долларов в месяц.

Страховки

Иностранцы, которые наблюдают, как живут обычные люди в Америке, наверняка замечают, что у них множество доходов уходит на различные фонды. Страхуются от всего: от нетрудоспособности, от потери кормильца, от ослабления остроты зрения, на случай проблем с зубами и даже на ту непредвиденную ситуацию, если собака нанесет порчу имуществу соседа. Иногда полис оплачивает работодатель. Но после увольнения он перестает действовать. Итого на семью каждый месяц нужно выкладывать около пятисот долларов, обогащая различные страховые компании. Зато в США действует практика… передачи пенсии по наследству. Каждый работающий человек платит отчисления, которые скапливаются на его индивидуальной карте. Этими накопившимися средствами американцы могут распоряжаться как им угодно. После смерти человека деньги не сгорают, а, как при обычном депозите, передаются по наследству.

Траты на одежду

Еще одно открытие, которое могут сделать иностранцы, наблюдая, как живут обычные люди в Америке, это то, что те не носят дорогих вещей. Обычно они одеваются просто и практично. На улице редко когда встретишь женщину на высоченных каблуках. Зимой типичный американец носит джинсы и куртку, а летом - футболку и шорты. Но это вовсе не значит, что все граждане США не умеют одеваться. Просто здесь не принято выпячивать свои доходы. Здесь царит стиль кежуал. Брендовую одежду носят по случаю. И легко покупают ее. Дело в том, что в Америке распродажи не прекращаются никогда. Их приурочивают к каким-либо праздникам, но после них цены падают еще больше: за бесценок распродают коллекцию, которая не ушла во время распродаж. Особенный ажиотаж царит во время так называемой Черной Пятницы (после Дня Благодарения). Тогда можно купить брендовую одежду за цену, в десять раз ниже ее обычной стоимости. Таким образом, обычный гражданин США не слишком тратится на одежду: до ста долларов в месяц.

Образование

Обучение в средней школе США бесплатное. И это развенчивает миф о том, что в Америке за все нужно выкладывать деньги, и немалые. Кстати, медицина для необеспеченных слоев населения тут также бесплатна. Но как живет обычная Америка? За детский сад нужно платить около восьмисот долларов на ребенка. Или бэби-ситтеру - 10 $ в час. Доходы американца напрямую зависят от его образования. Поэтому родители любой ценой пытаются вложить «инвестиции в будущее ребенка». Для обучения в колледже или институте берут кредиты. Особо высокооплачиваемыми профессиями в Америке являются юристы, менеджеры-управленцы, врачи. Окончив вуз по данному профилю, молодой человек может рассчитывать на двадцать тысяч долларов в месяц. Чуть меньше зарабатывают работники банков, госслужащие, младший медперсонал и учителя. Но обучение в американском вузе стоит дорого: от трех до десяти тысяч долларов в год. Хотя и здесь действует гибкая и предоставления стипендий.

Доходы

Вот как на самом деле живут простые люди за границей. Огромные траты каждый месяц. Откуда же они берут такие деньжищи? Ответ тривиален: они не пьют и много работают. Они не выходят на перекур каждый час. Им платят не за просидку на рабочем месте, а за конкретный результат. И чем лучше он будет, тем выше будет оплата труда. Такая мотивировка заставляет американцев работать на совесть. При этом минимальная оплата труда - семь с половиной долларов в час. Такие деньги платят подросткам или студентам на каникулах просто за то, чтобы выгулять вашу собаку, когда вы на работе. Уборка приходящей домработницей будет стоить уже сто долларов в день. Но за такие деньги нужно не просто пропылесосить ковер: постирать, погладить, навести лоск.

Как живут американцы, занимающиеся частным предпринимательством

Частная деятельность в США может обеспечить хороший доход. страны настолько велик, что при желании можно найти нишу в любой сфере. Правительство поощряет открытие собственного бизнеса и всячески его поддерживает, особенно если вы создаете новые рабочие места. Никаких бюрократических проволочек при регистрации своего дела быть не должно. Вести бизнес в Америке легко, главное, чтобы он был честным.

(Смелзер Н. Социология.М.,1994)

В 1980 г. Бюро переписи населения обнаружило, что Сан-Франциско "по количеству одиноких людей" занял 1-е место среди городов США. Это значит, что среди 679 000 жителей города большинство (53 процента) живут в "нестандартных" семьях – в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками. В этом отношении Сан-Франциско занял ведущее место во всей стране. За ним следует Сиэтл, где чис­ло одиноких составляет 48 процентов, на третьем месте Ва­шингтон (округ Колумбия) – 45, затем Окленд – 44, Лос-Анджелес – 39 и Нью-Йорк – 37 процентов. В целом 27 процентов американцев не имеют нормальной семьи.

Огромное число "нестандартных" семей в Сан-Франциско главным образом обусловлено тенденциями, оказывающими влияние на всю страну:

1) значительным увеличением числа разводов и разрывов;

2) ростом численности молодых людей, которые не торо­пятся или вовсе отказываются вступать в брак;

3) увеличением числа пожилых людей, живущих в одино­честве после смерти одного из супругов.

В то же время некоторые особенности Сан-Франциско по­могают объяснить исключительно большое число нестандарт­ных семей в этом городе. В Сан-Франциско, где издавна сло­жилось терпимое отношение к нетрадиционным образцам по­ведения (см. главу 7), проживает множество гомосексуали­стов, их примерно 100 000 человек, одна шестая часть всего населения города.

Сожительство гомосексуалистов, наверное, нельзя считать нормальной семейной жизнью независимо от того, живут ли они врозь или вместе. Предприниматели, учитывающие особенности спроса на жилье в такой ситуации, вложили большие средства в строительство кондоминиумов – жилищных комплексов, более удобных для тех, кто живет один или со своим партнером, чем для семейных людей. Агенты по прода­же недвижимости предлагают дома одиноким: "Чтобы купить дом необязательно состоять в браке...", а финансисты более охотно, чем прежде, предоставляют займы одиноким и ли­цам, не состоящим в родстве. Кроме того, образ жизни "одиночек" и "не состоящих в браке", вероятно, способствует переселению семей в пригоро­ды. Бум кондоминиумов, по-видимому, лишает семейных людей возможностей приобрести удобные жилые дома. В своей речи о "состоянии города" в 1982 г. мэр Сан-Фран­циско Диана Фейнстейн заявила: "Если мы намерены сохра­нить семьи в нашем городе, нужно удвоить усилия по обеспе­чению их удобным жильем и принять другие меры, чтобы их привлечь".

Каковы бы ни были причины того, что Сан-Франциско стал "городом одиноких", это привело к определенным по­следствиям. Изменился не только рынок жилья, получили толчок развитие ресторанного дела и создание новых куль­турных центров – одинокие люди и те, кто не состоит в браке, чаще питаются и проводят время вне дома, чем люди семей­ные.

Тенденция к созданию нестандартных семей оказала влия­ние и на другой аспект жизни Сан-Франциско. В 1982 г. Со­вет инспекторов постановил предоставлять гомосексуали­стам-служащим отпуска по случаю смерти партнера и пре­дусмотрел для партнеров дешевые страховые полисы. В про­шлом эти льготы предоставлялись лишь сотрудникам, имею­щим семьи. Данная акция вызвала горячие споры – некоторые религиозные организации и медицинские учреждения высту­пили против этого решения, в то время как члены общности гомосексуалистов и другие группы поддержали его. Постановление было отвергнуто мэром города, которая пыталась объяснить свою позицию не моральными причинами, а скорее неясностью и неправомочностью постановления. Тем не ме­нее некоторые обозреватели посчитали, что, наложив на него вето, мэр Сан-Франциско рисковала своей будущей полити­ческой карьерой.

Пример Сан-Франциско является скорее исключением, чем правилом, но в нем нашла яркое воплощение тенденция к распаду традиционной семьи, наблюдаемая во всей стране. Для более глубокого понимания этой тенденции начнем с анализа понятия "семья", членов которой связывает об­щность местожительства. Согласно данным переписи 1980 г., 97,5 процентов американцев живут в нормальных семьях, в то время как остальные проживают в студенческих общежитиях и военных казармах, отбывают срок в тюрьмах или на­ходятся в других "казенных" заведениях. Согласно переписи, существует четкое различие между "стандартными" и "не­стандартными" семьями. "Стандартная" семья состоит из двух или нескольких человек, связанных между собой кров­ным родством, брачными узами или усыновлением. Наиболее распространен тип семьи, включающей супружескую пару с детьми или без детей. В "нестандартные" семьи входят два или несколько человек любого пола, не являющиеся родст­венниками, а также люди, которые живут одни.

Хотя в США все еще преобладают традиционные семьи, наблюдается развитие новых форм семейной жизни и, по-ви­димому, институт семьи подвергается сейчас радикальным изменениям. В 1981 г. насчитывалось примерно 73 процента "стандарт­ных" и 27 процентов "нестандартных" семей. Но в 1970 г. эти числа составляли соответственно 82 и 18 процентов. В тече­ние этого периода численность одиноких мужчин возросла на 105 процентов, одиноких женщин – на 60 процентов. Кроме того, значительно выросло число семей с одним родителем. В 1981 г. оно достигло 21 процента по сравнению с 10 процента­ми в 1970 г. С 1970 г. численность семей с одним родителем, никогда не вступавшим в брак, возросла на 349 процентов, и это потрясающий факт! В то же время число семей с одним разведенным или покинутым родителем увеличилось на III процентов (U.S. Bureau of the Census, 1982).

Действительно, эти перемены кажутся невероятными. Они свидетельствуют о радикальных преобразованиях семейной структуры, отношений между родителями и детьми, а также интимных отношений вообще, происходящих в американском обществе. Глубокая тревога о будущем семьи выражается в средствах массовой информации; недавно один из обозревате­лей прямо поставил вопрос о том, не придется ли нам в будущем просто сказать: "Прощай, семья!" (Хэкер, 1982)...

Американская семья является нуклеарной, моногамной, частично патриархальной, частично эгалитарной, нормой для нее считаются нелокальное местожительство и двустороннее родство. Эти термины характеризуют семью, но не дают пол­ного представления о подлинной семейной жизни в США. Для большинства супружеских пар процесс образования но­вой семьи начинается с романтической любви.

РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

Обозреватель "Сан-Франциско кроникл" обратился к группе молодых людей из района Бэй Ареа с вопросом: "О ка­ком приключении Вы мечтаете всю жизнь?" Одна из женщин дала следующий характерный ответ: "Я уже все придумала. Поехать в Париж, встретить там свою любовь и вместе с лю­бимым плыть на лодке под парусом – у них там река течет в самом центре города. Мне хочется, чтобы это было как в фильмах. Думаю о Париже и представляю, как стою на эст­раде, сооруженной из столиков и пою знаменитые француз­ские песенки, все вокруг счастливы и любят друг друга" ("Сан-Франциско кроникл". 12 января 1980 г.). Наверное, парижанок рассмешил бы этот романтический образ. Ведь они почти не отличаются от американок – работа­ют учителями, машинистками, официантками. Но если бы репортер из "Кроникл" отправился в Париж, вероятно, он встретил бы молодых парижанок, мечтающих о долгих объя­тиях и бесконечных прогулках на лодке... по итальянским озерам.

Итальянцы, французы, американцы и другие жители За­пада усвоили такие представления о любви, которые являют­ся частью их культуры. Под влиянием этих представлений формируются ожидания влюбляющихся людей. Кроме того, они помогают людям определить свои чувства. Некоторые из этих представлений далеко не новы. Они возникли в среде придворных Х1-Х11 вв. почти 900 лет назад из феодального идеала абсолютной преданности вассала господину (Свидлер, 1980).

В XVIII в. эти представления о любви усовершенствова­лись под влиянием новых идей. Поиск любви стал решающим этапом развития личности. Для женщин из среднего класса, обычно остававшихся дома, когда мужчины уходили на рабо­ту, любовь "стала главным смыслом жизни, решающим собы­тием, от которого зависели все жизненные блага: средства к существованию, продвижение по социальной лестнице и ус­пех, игравшие для среднего класса решающую роль" (с. 123). Таким образом поиск настоящей любви олицетворяет само­сознание личности. В нем выражаются стремление человека найти свое место в социальной жизни, нравственная оценка своей подлинной сущности.

В романах Джейн Остин так описывается познание своего "Я": "в чувстве любви как бы происходит слияние двух душ, раскрываются черты характера героини, которые способен оценить только ее возлюбленный. А осознание его достоинств способствует нравственному совершенствованию героини. Поскольку любовь пробудила лучшие качества влюбленных, в браке оба вознаграждены по справедливости. Согласно ми­фу о любви, в мире, где люди часто бывают глубоко одиноки, любовь способна разрушить все наносное и проникнуть в са­мую глубину души. Поэтому в любви люди познают друг дру­га и свой собственный внутренний мир".

Брак в США основан на любви в большей мере, чем в лю­бом другом обществе. В большинстве других обществ (особен­но в прошлом) браки устраивались семьями жениха и неве­сты. Например, в Англии в XVII в. брак был своего рода обме­ном между семейными кланами, иногда предполагалось на­личие приданого, равного небольшому состоянию. Поэтому судьба семьи зависела от брака, благодаря которому могло бы полностью сохраниться семейное имущество (Постер, 1980, с. 179). В таком контексте брак заключался отнюдь не на ос­нове любви.

РАЗВОДЫ

Иногда после того, как отзвенели свадебные колокола, миф о романтической любви может разрушиться. Высказыва­ние одной жены цитируется в книге Лилиан Рубин "Миры бо­ли" (1976): "Первый удар, который обрушился на нас, был вызван финансовыми проблемами. Мы погрязли в бедности. Выходя замуж, я мечтала совсем о другой жизни, но оказа­лась в тяжелом положении, пытаясь сводить концы с конца­ми, получая от мужа лишь 1,5 долл. в час; к тому же он часто не работал и ничего не получал много дней и часов" (с.71). Молодой супруг поведал: "Я не мог понять, какого черта она придирается ко мне, пытался что-то предпринять, ведь меня тоже не устраивает такая жизнь... Я никак не мог понять, ка­ким образом оказался в этой кабале. Сравнивал себя с друзь­ями, ведь они по-прежнему получали удовольствие от жизни. Никто ими не понукал, не указывал им, что делать и как тра­тить деньги. Они работали по своему желанию. Я завидовал парням, которые еще не были женаты, и мне хотелось снова оказаться на их месте" (с.77).

Безусловно денежные проблемы являются лишь одной из причин конфликтов между супругами. Споры по поводу вос­питания детей, секса, отношений с родственниками, а также религиозные и политические различия могут послужить дру­гими возможными причинами неудач в супружеской жизни. По мнению Блада и Вольфе (1960), браки оказываются не­устойчивыми, если отношения супругов с родственниками становятся главной проблемой, разрушающей их жизнь. Са­мые серьезные конфликты возникают между супругами по поводу воспитания детей. Множество разногласий может быть связано с ролевыми конфликтами, но они в меньшей ме­ре способствуют неустойчивости брака, чем другие проблемы. (Ролевые конфликты возникают по поводу работы жены и разделения домашнего труда. Жены часто жалуются, что их мужья мало получают, в то время как мужья упрекают жен за неумелое ведение домашнего хозяйства.) По-видимому, наиболее опасны конфликты, обусловленные личностными различиями между супругами. Привычки, которые осуждает один из партнеров, например пьянство или курение, часто приводят к столкновениям. Они могут стать причиной тяже­лого стресса в супружеской жизни.

Независимо от причин уровень разводов в США самый вы­сокий в мире: в 1981 г. он достиг 5,3 на каждую 1000 браков. С 1965 по 1978 г. этот уровень был вдвое выше. Однако за время 1977 и 1978 гг. он несколько выровнялся и составил примерно 5 на каждую 1000 браков (Глик, Нортон. 1979).

Как показано на схеме 13-2, увеличение количества разво­дов происходит в течение длительного времени и неравномер­но. С середины XIX в. до второго десятилетия XX в. наблюда­лось лишь незначительное повышение уровня разводов. Вско­ре после первой мировой (1920 г.) и второй мировой войны (1946 г.) этот уровень значительно возрос в связи с распадом браков, заключенных во время войны. Он понизился в период великой депрессии в 30-е годы. Несомненно, это было обус­ловлено нехваткой рабочих мест и жилья, и люди просто не могли себе позволить разводиться. Наконец, как уже отмеча­лось, самое заметное увеличение уровня разводов произошло в период с 1965 г. до конца 70-х годов.

На уровень разводов оказывают влияние многие факторы. Самыми важными среди них являются экономические усло­вия. Когда легко найти работу, молодые люди настроены оптимистически в отношении своей способности обеспечивать семью. Но чем раньше люди вступают в брак, тем выше веро­ятность их развода. Тинэйджеры разводятся вдвое чаще, чем люди, вступающие в брак в возрасте 20 с лишним лет. Однако некоторые социологи считают, что тенденция к возрастанию числа разводов не обусловлена неустойчивостью браков, а скорее связана с возможностями легко получить развод. Они отмечают, что число разведенных пар увеличилось больше, чем количество супругов, живущих отдельно. Таким обра­зом, развод, по-видимому, стал более распространенным спо­собом улаживания серьезных конфликтов между супругами, которые существовали всегда (Глик, Нортон, 1979).

Изменение отношения к разводам и улучшение экономи­ческого положения женщин, наверное, тоже способствовали разводу некоторых супружеских пар. Если женщина имеет постоянную работу, ей легче обеспечить себя и своих детей, чем в том случае, когда она должна рассчитывать только на элементы, пособия на содержание ребенка и другие государ­ственные дотации. Наличие пособий, вероятно, выгодно для женщин с низким уровнем образования и не стремящихся сделать карьеру, но это также способствует распространению разводов.

Последствия развода

Увеличение числа разводов вдвое по сравнению с 1956 г. означает, что многие супружеские пары и их дети глубоко пе­реживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Обобщив результаты многих исследований, Черлин отмечает, что разведенные мужчины и женщины временами скучают по своим бывшим мужьям или женам, испытывают тревогу, даже если сами были инициаторами развода и счита­ли свой брак несчастливым. Развод немедленно тяжело ска­зывается и на моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разрыве родителей. Дети более старшего возра­ста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течение года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя не­счастными и одинокими в течение пяти лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступил в брак.

СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА

В этой главе мы узнали о возникновении многих перемен в семье и семейной жизни; многие наблюдатели рассматривают их как социальные проблемы, заслуживающие внимания со стороны общества. Среди них следует выделить следующие проблемы:

1) снижение уровня браков;

2) возрастание числа разводов и супругов, живущих от­дельно;

3) повышение численности совместно проживающих пар, не вступающих в брак;

4) увеличение числа детей, родившихся вне брака;

5) возрастание числа семей с одним родителем, возглавля­емых женщинами;

6) уменьшение уровня рождаемости и размера семьи; 7) изменение в распределении семейных обязанностей, обусловленное растущим вовлечением женщин в трудовую деятельность; участие обоих родителей в воспитании ребенка.

В то время как эти перемены происходят неравномерно и вызывают тревогу в разной мере, все вместе они повлияли на создание новой области знания, получившей название "се­мейная политика" (Каммерман, Кан, 1978). Этот термин от­носится ко всем аспектам социальной политики, оказываю­щим прямое или косвенное воздействие на размер семьи, ее устойчивость, здоровье, достаток и т.п. Искренний интерес к семейной политике в масштабах всей страны стал особенно заметно проявляться в 1973 г.

Именно тогда происходили заседания экспертов под пред­седательством сенатора Уолтера Монфэйла. Они подчеркива­ли важность семьи в американском обществе и выражали оза­боченность в связи с переменами, о которых мы только что упомянули. Многое из этих экспертов недвусмысленно при­зывали к осуществлению "национальной семейной полити­ки".

В отличие от многих стран Европы и всего мира в США отсутствует точно определенная семейная политика. Скорее она оказывает лишь незначитель­ное влияние на общество, и ее осуществляют несколько не связанных между собой организаций. Среда мер, оказывающих влияние на семью, следует от­метить удержание подоходного налога на детей, помощь семьям, имеющим детей, находящихся на иждивении родителей (пособие), усилия по обеспече­нию семей государственными квартирами низкой стоимости и предоставле­ние услуг по планированию семьи. Трудно сказать, будет ли в США когда-нибудь проводиться единая национальная семейная политика. Но легко предвидеть, что в связи с происходящими переменами, вероятно, возникнут проблемы семьи как института и будут по-прежнему выдвигаться требования о вмешательстве правительства.

БУДУЩЕЕ АМЕРИКАНСКОЙ СЕМЬИ

Каково значение перемен в семейной жизни, обсуждав­шихся в этой главе? На этот вопрос нет ясного ответа. По мнению некоторых обозревателей, эти перемены предвещают "мрак и гибель". Они считают, что семья достигла состояния глубокого распада, и этот процесс необратим. На жизни взрослых людей завтрашнего дня отразится пагубное воздей­ствие среды, которая окружала их в детстве. Однако оптимисты придерживаются противоположной точки зрения. Они позитивно относятся к разрушению нуклеарной семьи. Они с радостью ожидают, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию более благоприят­ной окружающей среды и самовыражению всех членов семьи.

Существует множество различных предсказаний о буду­щем семьи. Например, Эдвард Корниш (1979) предположил возможность семи тенденций в развитии будущей семьи. Сре­ди них сохранение современной семьи; возврат к традицион­ной семье; уничтожение семьи; возрождение семьи (путем усовершенствования службы знакомств с применением ком­пьютеров, предоставления консультаций и т.д.) и создание "ненастоящих" семей, основанных на общих интересах и по­требностях. То, что произойдет в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. С другой сторо­ны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказа­ния "мрака и гибели" отражают скорее тревогу исследовате­лей, а не реальную ситуацию. В конце концов признаков пол­ного уничтожения семьи не наблюдается.

Вместе с тем мы может уверенно сказать, что традицион­ная семья отошла в прошлое. На американскую семью оказы­вают влияние такие мощные и устойчивые силы, что возрож­дения традиционной семьи не предвидится. Как мы узнали, история американской семьи сопровождается постепенной ут­ратой ее функций. Современные тенденции указывают, что монополия американской семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится и в будущем. Однако произойдет частич­ный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществ­ляться и незамужними женщинами. Функция социализации, выполняемая семьей, будет в большей мере разделена между семьей и посторонними людьми (воспитателями игровых групп, центрами по уходу за детьми). Дружеское расположе­ние и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье. Таким образом, семья займет свое место среди нескольких других социальных структур, управляющих восп­роизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Поскольку разрушение функций семьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость, но, безусловно, не исчезнет из американского общества.

С самого начала американская семья использовала те блага, которые появились в результате

резких изменений в этике семьи, охвативших Европу и колонии в середине XVIII столетия.

Хотя отеческая власть была все еще ядром «упорядоченной семьи», новая этика

«эмоционального индивидуализма» вела к идеалу более теплых и близких отношений между

мужем и женой и между родителями и детьми. Следуя «наплыву чувств», мужчину и

женщину поощряли вступать в брак на основе взаимной привязанности; брак расценивали как

«союз индивидов», а не как «союз двух генеалогий». Уменьшилось число случаев жестокого

обращения мужей со своими женами: снизилось количество избиений жен, а также мужей,

настаивавших на своих супружеских «правах». Родители стали менее жестоки к своим детям,

о чем можно судить по данным о снижении частоты телесного наказания детей4.

Американские женщины имели больше свободы, чем европейские. Без приданого,

связывавшего жену экономически с ее семьей и с правом сохранять владение своим

имуществом при вступлении в брак, они гораздо легче могли и выйти замуж, и вступить в

повторный брак. Таким образом, американская семья XVIII и начала XIX в. меньше походила

на миниатюрную монархию и больше на «небольшое содружество наций», в котором муж,

жена и дети «работали вместе как члены общего предприятия». Было гораздо меньше

дифференциации между

«его» и «ее» сферами: женщины и мужчины работали и дома, и вне его; женщины

производили многое из того, что необходимо для семьи; мужчины работали, следуя ритму

семейного, а не индустриального времени. Поскольку и женщины, и мужчины работали, оба

родителя принимали участие в воспитании детей. Историк Джон Демос пишет об «активном,

полном отцовстве, пронизывавшем всю ткань домашней и производственной жизни».

Фактически вначале XIXв. руководства по воспитанию детей писали отцы, а не матери, и

ребенка в основном воспитывал родитель соответствующего пола, следуя неофициальной, но

общепринятой модели разделения воспитания по половому признаку5.

Однако впервые десятилетия XIXв. этот мир изменился. К середине столетия разрыв между

работой и домом резко обозначился, и в действительности, и в идеологии стало утверждаться

разделение сфер. Семейную жизнь «вырвали из мира работы». Рабочее место и дом стали

четко обозначенными его и ее сферами.

В 1849 г. лорд Альфред Теннисон выразил это разделение сфер в поэме «Принцесса»:

Мужчина для поля, а женщина для очага. Мужчина для меча, а она для иглы. Мужчина с головой, а

женщина с сердцем. Мужчина командует, и женщина повинуется; Иначе наступит хаос.



Мужчины ощутили это разделение сфер в двух аспектах. Во-первых, из дома и с фермы место

зарабатывания денег переместилось на мельницу и фабрику, в магазин и офис. Мужчины

оказались подчинены другому ритму д:;я, продиктованному растущей специализацией

промышленнссти. Во-вторых, мужская доля работы в доме была постепенно индустриализи-

рована, и из нее были устранены такие задачи, как сбор топлива, обработка кожи и зерна,

поскольку они оказались перемещены во внешний мир. Это «освободило» мужчин, чтобы они

оставили свои дома и передали женам воспитание уже не только дочерей, но и сыновей.

При такой эмансипации мужчин популярная литература занималась возвеличиванием

положения женщин, которые на самом деле оказались заперты дома. Начиная с кафедры про-

поведника и заканчивая образцами высокого искусства, женскую работу переосмысляли не

как «работу» вообще, а скорее как миссию, возложенную Богом на женщину. Некоторые

виды домашней работы исчезли, как, например, прядение и ткачество, но большая часть

женской сферы оставалась незатронутой. Женщины продолжали готовить пищу и печь хлеб,

даже если их мужья больше не выращивали и не мололи зерно или не забивали скот на мясо.

Уборка и воспитание детей все сильнее маркировались как «женская работа». Хотя мужские и

женские сферы являлись симметричными и взаимодополняющими, они не были равны.

Кэтрин Бичер и Гарриет Бичер-Стоу писали в своей знаменитой книге «Дом американской

женщины» (1869):

«С брака начинается семья, и именно мужчина ею управляет, обладая физической властью и

требованиями ответственности главы семьи, а также согласно христианскому закону, по

которому, когда возникают разногласия, муж имеет право на окончательное решение, а жена

должна повиноваться»7.

Многие историки утверждают, что эта новая идеология на самом деле репрезентировала

историческое снижение статуса женщины. Историк Герда Лернер, например, указывает, что в

1830-х гг. было меньше женщин, владеющих магазинами, и деловых женщин, чем в 1780-х:

«Женщину исключили из новой демократии», - пишет она. Демократия означала геогра-

фическую мобильность, а также социальную и экономическую. Женщину же «заключили в

тюрьму», в «дом», в новую идеологию женской домашней жизни. Утверждение «маленькой

чудесной женской сферы» нуждалось видеологической поддержке со стороны рапсодической

поэзии и религиозных проповедей. Но мужское «освобождение» от дома частично оказалось

жаловались, что мужчины проводят слишком мало времени дома. «Отеческое пренебрежение

в настоящее время - один из самых обильных источников домашнего разлада», - писал

преподобный Джон Эббот в «Журнале для родителей» в 1842 г. Отец, «весь в спешке ради

своих деловых интересов, рано или поздно обнаруживает, что ему не хватает времени на

исполнение... своего родительского долга». В «Книге для отцов» (1834) Теодор Дуайт писал о

необходимости убедить мужчин вновь взять на себя свои домашние обязанности8.

Семья становится «приютом и убежищем от бессердечного мира», который великий

французский теоретик Алексис де Токвиль наблюдал во время путешествия по Соединенным

Штатам вначале 1830-х гг. «Лишенная своих производительных функций, семья теперь

специализируется на воспитании

детей и эмоциональном утешении, обеспечивая весьма необходимую святость в мире,

основанном на безличных принципах рынка», - пишет историк Кристофер Лэш9.

Конечно, идеология и реальность разделения сфер в середине XIX в. в Америке были в

значительной степени характерны для белого среднего класса, но именно эта идеология

пропагандировалась как норма и для всех остальных, как «американская» форма семьи.

Женщины рабочего класса и цветные женщины продолжали трудиться вне дома, в то время

как мужчины с готовностью делили с ними работу по дому и воспитанию детей, если не из-за

идеологических обязательств, то из экономической потребности. «Расцениваясь, скорее, как

работницы, чем как члены семейных групп, женщины из непривилегированных слоев

работали для обеспечения, поддержки, стабилизации и воспроизводства своих семей как в

публичной (производительной), так и в приватной (репродуктивной) сферах»"0.

Поскольку семья теперь была отнесена к области ответственности женщин, уменьшилась ее

значимость и ослабла степень интеграции в более широкие общности. Словно в качестве

компенсации за это изменение, символическая значимость семьи увеличилась. События,

которые раньше торжественно организовывались от случая к случаю, стали теперь рутиной

семейных праздников; праздники сообщества должны были стать домашними. «Семья» как

место идеализированной романтической тоски было изобретением XIX в., поскольку она

Джон Гиллис пишет:

«Когда мужчины работали дома, трапезы редко бывали приватными или даже регулярными.

Выходные выливались в общинные празднества и взаимное хождение по гостям, а не в

приватные семейные праздники с приготовленной для них домашней пищей. Неторопливые

часы обеда, проведение воскресного дня с семьей и воссоединение нуклеарной семьи по

большим праздникам, например во время Рождества, были изобретены лишь начиная с

середины XIX в.»11

Быстрая индустриализация американской экономики в десятилетия после гражданской войны

только укрепила эти тенденции. К 1890г. всего лишь около 1% замужних женщин работали

вне дома. Поскольку материнство все чаще рассматривалось как единственное «призвание»

женщины, важность отцовства преуменьшалась. «Муж и отец в семье среднего достатка,

проживающей в пригороде, - почти полностью вос-

названием «Отцы, время вернуться в семью!» с определенной регулярностью появлялись в

популярных журналах. «Бедного отца оставили за дверью, - делилась своими наблюдениями

член движения прогрессивных реформаторов Джейн Адаме в 1911 г. - Он не получает

особого признания. Было бы хорошо, если бы у отца был специальный день, когда бы он

получал это признание». (Эта благородная идея шестьдесят один год ждала момента своего

осуществления"2.)

Комментаторы на рубеже XIX и XX вв. также немало волновались из-за кризиса семьи. Число

разводов устойчиво росло начиная со времени возвращения солдат после гражданской войны

От семи тысяч в 1860 г. до пятидесяти шести тысяч в 1900 г. иста тысяч в 1914 г. В 1916 г. в

Сан-Франциско один из каждых четырех браков заканчивался разводом; в Лос-Анджелесе -

один из пяти, в более традиционном и католическом Чикаго - один из семи. В 1914 г.

исследование семейного положения женщин - дипломированных выпускниц колледжей

Барнард, Брин-Мор, Корнелл, Маунт-Холиок, Рэдклифф, Смит, Вассар, Уэлсли и Уэллс

показало, что менее 40% выпускниц вышли замуж. Из выпускниц Гарварда 1870-х гг. почти

треть женщин между сорока и пятьюдесятью годами оказались одинокими. «Через пятьдесят

лет брак исчезнет», - предсказывал уважаемый гарвардский психолог Джон Уотсон в начале

Кризис семьи был настолько животрепещущим вопросом, что президент Теодор Рузвельт в

1909 г. созвал первую конференцию Белого дома по вопросам детей. Рузвельт полагал, что

необходимо поощрять мужчин к более активному отцовству, а белые урожденные

американки, в свою очередь, нуждаются в поддержке, чтобы рожать больше детей, чтобы

белые люди не кончили, по его выражению, «расовым самоубийством». Он также полагал, что

бедность, особенно бедность овдовевших матерей, - главная проблема в жизни их детей и

помощь таким семьям является обязанностью правительства. Рузвельт считал необходимым

материально поддерживать матерей-одиночек, которые, по общему мнению, были способны

обеспечить достойный уход за своими детьми, если им добавить немножко денег14.

Разделение сфер обеспечило основу для фактически бесконечного кризиса семьи на

протяжении всего XX в. Попытки женщин выйти за пределы дома, чтобы поступить в

институт,

прийти на рынок труда, вступить в профсоюзы, получить профессиональное образование,

встретили существенное сопротивление, а мужское желание вернуться домой, в семью, падало

вплотьдо 1940-х гг. Вторая мировая война прервала этот процесс, поскольку женщины снова в

огромном количестве оказались на рынке труда. Но послевоенный экономический бум,

питавшийся огромными правительственными расходами на строительство дорог, школ, а

также законодательством, направленным на поддержку ветеранов войны, сделал нуклеарную

семью, проживающую в своем доме в пригороде, жизненной реальностью для все

возрастающего числа американских семей. Все это стабилизировало данную форму семьи, на

самом деле искусственную и чреватую проблемами: нуклеарную семью Джун и Уорда

Кливеров с их детьми Уолли и Бивером*15.

Огромные государственные инвестиции в поддержку идеальной модели семьи, состоящей из

мужа-кормильца, матери-домохозяйки и их детей, сопровождались резким повышением числа

браков и столь же резким снижением возраста заключения первого брака. В то время как

сегодняшние показатели в этой области соответствуют показателям остальной части XX в.,

эра 1945-1960гг. резко выделяется, так как «молодые мужчины и женщины... в качестве

реакции на трудности и разлуки, связанные с депрессией и войной... вступали в брак необыч-

но рано». В 1867 г. в США было заключено 9,6 браков на 1000 человек; столетие спустя - 9,7

браков. А вот в 1946г. это число достигло своего абсолютного максимума - 14,2. При таком

высоком показателе брачности, высокой фертильнос-ти и стабильно низких показателях

разводов семья 1950-х гг. превратилась в образец, который многие продолжают расценивать

как идеал. На самом деле такая модель семьи оказалась «результатом взаимодействия

необычного радч исторических, демографических и экономических обстоятельств, к которым

вряд ли можно возвратиться снова», - таков итог двух ведущих специалистов по истории

Но сформировавшуюся новую модель семьи объявили естественной, т.е. и биологически

неизбежной, и нравственно соответствующей общественному прогрессу. Попытки укрепить

эту модель превратились в постоянное назойливое жужжание в ушах нации. «Требование

укреплять традиционные нормы казалось почти неистовым, - пишет историк Уильям Чейф,

Речь идет о персонажах популярного фильма «Предоставьте это Биверу!» (режиссер Энди Кэдифф, 1997 г.). -

Прим. ред.

как если бы в действительности происходило что-то совершенно другое». В академической

сфере ученые структурно-функ-ционалистской школы в социальных науках также обеспечили

легитимность этой модели, утверждая, что изолированная нук-леарная семья среднего класса,

с разделением сфер, обслуживает потребности и детей, и общества. Такая система семьи

требует присутствия и экспрессивных (женских), и инструментальных (мужских)

компонентов, писал Толкотт Парсонс, и этого возможно достигнуть только в семье, где мать-

домохозяйка сохраняет домашнюю сферу для мужа-кормильца, работающего вне дома. В

1955 г. другой социолог описал этот домашний рай следующим образом:

«Отец помогает матери помыть посуду. Он накрывает на стол. Он разводит молочную смесь

для ребенка. Мать может дополнить доход семьи, где-нибудь подрабатывая. Однако именно

американский мужчина по определению должен „обеспечить" свое семейство. Он

ответственен за свою жену и детей. Его главная сфера самореализации - профессиональная

роль, от которой непосредственно зависит его статус; и его главнейшая функция в семье

заключается в обеспечении „дохода", в том, чтобы быть „кормильцем". Что-то не в порядке с

американским взрослым мужчиной, который не имеет работы".

Американские женщины, с другой стороны, имеют тенденцию работать до замужества и

прекращать это делать, когда приходит „их день"; или продолжают выполнять работу более

низкого статуса, чем у их мужей. Мать играет центральную роль в эмоциональной поддержке

ребенка в американской семье среднего класса и намного больше посвящает себя этому, чем в

большинстве других обществ... Культ „материнской теплоты" противостоит культу

„способного", „компетентного", „предприимчивого" мужчины. Более экспрессивный тип

мужчины, фактически, будет расценен как „женоподобный" (слишком много жира у него на

ляжках)»17.

Целое поколение мужчин среднего класса пробовало соответствовать типажу кормильца

семьи, проживающей в пригороде. Они стали коллективным персонажем, объектом бесчис-

ленной сатиры, «мужчинами в серых фланелевых костюмах», которые каждое утро мчатся на

своих автомобилях последней модели к пригородному вокзалу, чтобы успеть на один поезд

вместе с другим мужчиной, соседом по улице. И поколение их жен готовило и убирало,

чистило и мыло, стирало и гладило, и все ради того, чтобы соответствовать постоянно

возрастающим стандартам чистоты.

Для многих родителей и детей из поколения демографического взрыва эта форма семьи

оказалась удачной. Пригородная жизнь была безопаснее и проще, чем в переполненных

городах, из которых в 1950-е гг. сбежали многие семьи. Жизнь в такой семье создала

мужчинам послевоенных поколений безопасный якорь во все более и более опасном

корпоративном мире. Домашняя жизнь сосредоточилась на времяпрепровождении с детьми и

множестве хобби на досуге, от пешего туризма и кемпинга, концертов и театра до парусного

спорта и увлечения фотографией. Американцы среднего класса предпочитали семейные

отпуска, въезжая все вместе в рассчитанные на семью номера отелей, покупая «семейные

упаковки» готовой пищи - если только не занимались кулинарией, следуя французским

гурманам. Они вместе ходили в местную библиотеку или кинотеатр. Некоторые мужья

обожали своих жен-компаньонов и строили вместе с ними свою, более устойчивую, удобную,

дето центристскую и товарищескую семью, чем могли вообразить себе их родители (развод

был последним средством решения проблем). Вот какие нежные строки посвятил поэт

Арчибальд Маклейш своей жене, которой он благодарен за свое семейное счастье:

Все, что становится женщиной Слова ли, пути ли - все прекрасно Сладкий долг любви Чисто

выметенная комната

И в заключение:

Величайшее и изобильнейшее мое богатство -

Вся моя жизнь -

Вот ее дар мне

Все, что она смогла мне дать.

Безусловно, представление поэта о домашнем счастье опиралось на неоспоримое для него

обязательство разделения сфер и мужского первенства (она дает ему его жизнь, но он не дает

ей ее жизни). Хотелось бы послушать его жену. Тем не менее, «эти идеи и образы, подобно

религиозному языку и воображению, все еще имеют сложную власть над нами, - написал

мне недавно мой друг, пославший мне поэму Маклейша как напоминание о той эре. - Когда

мы читаем про переход Романтической страсти в домашний мир любви и спокойствия, Даже у

наиболее циничных и свободных из нас перехватывает Дыхание, и мы задаемся вопросом, не

было ли здесь потеряно

нечто незаменимое». Если современные защитники семейных ценностей испытывают

чрезмерную ностальгию по этой романтизированной форме семейства, то часто и их критики

в равной степени проявляют односторонний подход18.

Видимость домашнего счастья только частично скрывает увеличивающееся беспокойство и со

стороны мужей, и со стороны жен (не говоря о детях, которые дадут много творческих [и не

только творческих] выходов своему недовольству в 1960-е гг.). Многие женщины и мужчины

чувствовали себя расстроенными и несчастными в этой предположительно «естественной»

форме семьи. Некоторым отцам казалось, что они отчуждены от своих семей и особенно от

детей. Хотя они видели Уорда Кливера, Джима Андерсона и других «преданных папаш» в те-

левизионных комедиях, большинство американских мужчин среднего класса были лучшими

отцами в теории, чем на практике, они больше говорили о необходимости проводить время с

детьми, чем на самом деле это делали. Положение профессиональной домашней хозяйки и

матери было «чем-то новым и исторически беспрецедентным», и жены, следуя требованиям

«бессмысленной тирании безупречных рубашек и сверкающих чистотой полов», сдерживали

растущее негодование на мир, обходящий их стороной. В своем обзоре американской куль-

туры «Америка как цивилизация» (1957) историк Макс Лер-нер писал о «суровом испытании»

для современной женщины, утверждая, что «несчастная жена стала характерным типом

культуры»19.

Такое несчастное положение питало все более и более политизированный гнев женщин. В

1963 г. вызов феминистки Бетти Фридан в «Женской тайне» прозвучал подобно набату над

всеми тщательно вылизанными пригородными лужайками и двориками университетских

кампусов. Называя пригородный дом «комфортабельным концлагерем», она объявила, что

реальная жизнь лежит за пределами сковородников и раздражения кожи от пеленок. Битники,

плейбои и юные преступники возникли как три альтернативы образу кормильца из пригорода.

И конечно, популярная музыка той эпохи подвергала насмешкам «уважаемых» мужчин и их

жен, тоннами глотающих «маленьких маминых помощников» (mother"s little helper)*20.

* Имеются в виду транквилизаторы, по названию одной из композиций группы «Роллинг Стоунз»,

посвященной этой же теме. - Прим. ред.

Фактически, как только эта «традиционная» семья была полностью упрочена и признана, она

начала давать трещины под огромным весом, который был на нее возложен. Семья, как

предполагалось, являлась единственным источником комфорта и удовольствия во все более

холодном бюрократическом мире; брачный союз был единственным, самым важным

бастионом близости и дружбы, на которые только способен человек. Лишившись более

«традиционной» поддержки со стороны сетей локального сообщества, гражданского участия и

уз расширенного родства, семья должна была в одиночестве удовлетворять все

психологические и эмоциональные потребности.

И это было слишком тяжело: «традиционная» семья была анахронизмом с момента своего

возникновения. В 1960-е гг. меньше половины (43%) американских семей соответствовали

традиционной модели семьи с одним кормильцем; одну четверть (23%) составляли семьи с

двумя кормильцами. Все же почти девять из десяти (88%) белых детей до восемнадцати лет

жили с обоими родителями, 9% с одним родителем и 3% - без родителей. Среди

афроамериканских семей две трети (67%) жили с обоими родителями, и одна пятая - только

с матерью.

Семья 1970-х и начала 1980-х гг. была фактически более устойчивой и одновременно более

гибкой именно из-за растущего разнообразия форм семьи. В начале 1970-х гг. Теодор Кап-лоу

и команда социологов возвратились в Мидлтаун (Мунси, штат Индиана) спустя пятьдесят лет

после знаменитого исторического исследования провинциальной.Америки, проведенного

Робертом и Хелен Линд. Социологи пришли к выводу, что семья находится влучшей форме по

сравнению с 1920-ми гг. Объяснялось это экономически и социально улучшенными

условиями, а также улучшенными оплатой, досугом, жильем. Родители проводили больше

времени с детьми, чем полстолетия тому назад. Более гибкие тендерные роли, расширение

возможностей для женщин и выросший уровень знаний о контроле над рождаемостью и

сексуальности также заметно улучшили супружеские отношения21.

Но с начала 1980-х гг. семья действительно стала испытывать неприятности, частично из-за

резкого уменьшения социальных услуг. Снижение и замораживание заработной платы, осо-

бенно для мужчин, сокращение досуга и общественного финансирования жилья, большая

необходимость занятости обоих родителей и возвращение прежних ограничений контроля над

рождаемостью и абортов - все это вело к резкому снижению качества жизни семьи. Многие

из проблем семьи были на самом деле вызваны экономическим спадом. В 1970 г. 15% всех

детей до восемнадцати лет жили в семьях, подпадавших под определение «бедных»; сегодня

же это число достигает одной четвертой22.

В семьях среднего класса уменьшение времени досуга и выросшие профессиональные

папа» семьи 1950-х гг. превратился в «вымирающий вид». Более 10% мужчин с детьми до

шести лет работают более шестидесяти часов в неделю, а 25% - между 50 и 60 часами.

(Менее 8% женщин с детьми этого возраста имеют такой же режим работы.) Всегда гибкая и

отзывчивая к продолжающемуся размыванию своих основ, американская семья ответила

рядом изменений и модификаций, а также появлением кучи пророков и ученых мужей,

прокламирующих ложные решения23.

Начиная с 1960-х гг. возраст вступления в первый брак устойчиво полз вверх, увеличиваясь на

три года и для женщин (двадцать четыре года), и для мужчин (двадцать шесть лет).

Количество детей в семье устойчиво снижалось, поскольку женатые пары задерживали

рождение ребенка из-за получения обоими супругами высшего образования и реализации их

профессиональных интересов. Сегодня только половина американских детей живут

внуклеарных семьях с обоими родителями. Одна пятая живет с отчимами или мачехами и

одна четвертая - в семье с единственным родителем. Число родителей-одиночек

увеличивается приблизительно на 6% в год. Если в 1970 г. родители-од и ночки составляли

лишь 13% всех семей, то к 1991 г. они составляли уже более четверти (29%) всех семей и 23%

всех семей, в которых детям восемнадцать лет или меньше. Отцы в настоящее время

возглавляют 14% таких семей. Эти показатели являются наиболее высокими среди

индустриальных наций24.

Число людей, не вступающих в брак до тридцати лет, увеличилось с 11% для женщин и 19%

для мужчин в 1970 г. до 31% женщин и 45% мужчин. Доля женщин в возрасте от двадцати

пяти до сорока четырех лет, которые никогда не были замужем, в 1950 г. составляла 9% среди

цветных женщин и 10% среди белых; к 1979 г. эти показатели составляли уже 23% для

цветных женщин и 10% среди белых женщин. Сожительство становится все более обычным, и

не просто как явление среди студентов

колледжа и молодых людей. (Фактически большинство таких пар никогда не учились в

колледже и представляют наименее образованный сектор общества; сожительство заменяет

ранний брак для бедных и представителей рабочего класса.) 40% всех сожительствующих

семей имеют детей25.

В тоже самое время показатели разводов взлетели вверх. В 1860 г. на

однутысячузамужнихженщин было приблизительно два развода, приблизительно четыре

развода в 1900г. и более двадцати на сегодняшний день. Почти половина всех браков,

заключенных в 1980 и 1990 гг., закончится разводом. Эти показатели развода в Америке -

наиболее высокие в индустриальном мире. Большинство разводов происходит лишь через

несколько лет брака. Можно сказать, что семья все меньше служит «приютом в бессердечном

мире» ностальгического сентиментализма и больше похожа на «амортизатор»

противоречивых воздействий из внешнего мира. «Традиционная» семья - отец-кормилец и

мать-домохозяйка - остается нормой приблизительно в одной семье из десяти, в то время как

модель двойного кормильца и другие формы семьи (включая семьи родителей-одиночек, а

также семьи геев и лесбиянок) составляют приблизительно 40%26.

Недавняя статья в «Ньюсуик» утверждает, что «американской семьи как таковой не

разнообразных стилей и форм... Есть семьи, в которых отец работает, а мать ведет хозяйство;

есть, где работают оба - мать истец; есть родители-одиночки; вторые браки и бездетные

пары; а также не состоящие в браке пары с детьми и без детей; семьи геев и лесбиянок с

детьми». Такое разнообразие семей хорошо проиллюстрировано одной извесгяой

современной политической фигурой: белый мальчик среднего класса, рожденный на Юге в

неполной семье, воспитанный матерью-одиночкой, который затем, когда вырос, развелся со

своей первой женой, никогда не платил алименты или пособие на ребенка, не поддерживает

никакого контакта со своими детьми и имеет сестру лесбиянку, которая недавно завела свою

собственную семью. Кто бы мог принадлежать к такой разнообразной семье? Это - Ньют

Гингрич, до недавнего времени спикер Палаты представителей, так много радевший о

семейных ценностях27.

По мере того как меняются семьи, меняются и наши представления о них. Социолог семьи Скотт

Колтрейн пишет, что «поддержка разделения сфер жизни и автоматического

господства мужчин резко снизилась за прошедшие несколько десятилетий, хотя существенное

меньшинство американцев все еще цепляется за так называемые традиционные взгляды».

Рассмотрим один или два примера. В середине 1970-х гг. один мужчина сказал в интервью

социологу Лилиан Рубин, что, «[если} мужчина с женой и детьми нуждается в работе, никакая

женщина не должна иметь права отнять у него эту работу». Немногие мужчины сегодня

выразили бы такое ощущение права на рабочие места как «свою» собственность. В 1977г. две

трети американцев согласились с утверждением, что «намного лучше для всех членов семьи,

если мужчина добивается успеха вне дома, а женщина заботится о доме и семье». Двадцать

лет спустя с этим утверждением согласились меньше двух из пяти человек (38%) и менее 30%

людей «поколения демографического взрыва». В 1977 г. более половины американцев

утверждали, что «для жены важнее помочь карьере ее мужа, чем самой делать карьеру». К

1985 г. немногим более трети (36%) согласились с этим, а к 1991 г. число согласных составило

лишь 29%. Сегодня оно приближается к одной

четверти.

Такое отношение ощущается во всем мире. В недавнем международном опросе Института

Гэллапа менее половины людей согласились с тем, что «традиционная» семейная модель

«кормилец-домохозяйка» была бы желательна: в Соединенных Штатах - 48%, в Чили 49%,

во Франции 46% и в Японии 46%. Только в одной стране, Венгрии, эту структуру семьи

поддержало большинство - 66%, вто время как в нескольких странах число таковых

достигло лишь трети, включая Испанию (27%), Индию (28%), Германию (28%) и Тайвань

«Традиционная» семья как нормативный идеал не была действительностью для всех

американских семей даже тогда, когда этот идеал был изобретен. И сегодня тем более. Этот

идеал представляет собой последний оплот традиционных тендерных отношений -

тендерных различий, созданных тендерным неравенством, которым сегодня бросают вызов во

всех видимых сферах жизни. Семьи - гендерно сформированные институты; они

воспроизводят тендерные различия и тендерные неравенства среди взрослых и детей. Семьи

дают тендерное воспитание детям и напоминают родителям, что они должны вести себя

соответственно своему тендеру. Неудивительно поэтому, что каждый специфический аспект

семейной жизни - брак, воспитание детей, работа по дому, развод - выражает различие и

тендерное неравенство.

Это не моя семья и даже не мои знакомые. Статья взята из интернета. Хочу только заметить, что у родителей специальности довольно дорогие, так что на мой взгляд, эта семья живет выше средней.

Брайан и Мэйри МакМанус с тремя детьми живут в городе Сиракузы, в штате Нью Йорк. Брайан работает инженером-механиком (mechanical engineer), а его жена Мэйри работает медицинским асистентом хирурга (physician assistant, это такая специальность на ступеньку ниже чем врач, что-то вроде фельдшера или продвинутой медсестры).

Брайан ведет подробный бюджет своей семьи, в котором более 40 отдельных категорий расходов. «Каждое утро я прихожу на работу, и проверяю банковские счета и кредитных карточки, и записывают последние траты в таблицу», объясняет Брайан МакМанус. «Я стараюсь делать это каждый день — и это занимает, может быть, три минуты.»

В 2014 году они заработали чистыми (после уплаты налогов) в среднем $14735 в месяц. Конечно, кто-то может возразить что их доход выше среднего. Например, согласно статистике, средний доход семьи с детьми составляет около $7500 в месяц после налогов. Однако, этот средний доход включает в себя очень разные семьи — и семьи, в которых один супруг не работает, и те, которые живут в других местах страны с более низкой стоимостью жизни, и те, в которых супруги не имеют образования.

Поэтому, доход семьи МакМанус, хотя и выше среднего, но тем не менее довольно типичный для семей подобных им — два работающих супруга живущих в штате Нью Йорк, с нормальным профессиональным образованием, и востребованными специальностями. Средний доход physician assistant в 2012 году был около 90 тысяч в год, и средний доход инженера-механика в 2012 году был около 80 тысяч в год. Налоговая ставка для людей в их ситуации (дом, ипотека, 3 ребенка) состявляет около 18% (включая федеральный налог, налог штата Нью Йорк, и социальные налоги).

В таблице ниже, приведены из ежемесячные расходы в 2014 году.

Доход (после налогов) $14,735.00
Ра​сходы :
Ипотека $1,510.49 долг около 320 тысяч под 4%
Детский сад/школа $2,076.92 похоже что старшая дочка ходит в частную школу, а двое младших в детский сад
Студенческий займ (федеральный) $171.77 три разных займа, изначально было 54 тысячи долгов, осталось 14 тысяч
Студенческий займ (частный) $222.57
Студенческий займ (частный) $119.94
Страхование жизни $43.84
Продукты питания для дома $1,130.69
Еда вне дома $122.98
Бензин $311.21
Телефоны $112.90
Электричество $217.44 отопление в доме электрическое
Кабельное ТВ/Интернет $75.78
Спортзал $86.87
Автомобиль Брайана $394.01 кредит на автомобиль
Автомобиль Мэйри $364.79 кредит на автомобиль
Страхование автомобилей $124.89
Развлечения $575.79
Домашние расходы $377.22 уборка дома, садовник, и тд.
Лекарства $29.65
Медицинские/зубоврачебные расходы $406.92
Мебель для дома $239.22
Ремонт/улучшение дома $482.23
Одежда $160.87
Расходы на Социальные Сбережения:
Пенсионный накопительный счет 401К Мэйри $1,016.67
Пенсионный накопительный счет 401К Брайана $1,484.74
Образовательный накопительный счет 529 первого ребенка $114.58
Образовательный накопительный счет 529 второго ребенка $114.58
Образовательный накопительный счет 529 третьего ребенка $116.67
Сберегательный счет первого ребенка $41.67
Сберегательный счет второго ребенка $41.67
Сберегательный счет третьего ребенка $-
Другие сбережения:
На ремонт машин $120.00
На праздники $400.00
На непредвиденный случай $-
На ремонт дома $572.43
На выплату налога на недвижимость/страховку $829.25
На отпуск $370.00
Всего расходы: $9,358.99
Всего социальные сбережения: $2,930.58
Всего другие сбережения: $2,291.68

В 2005 году (еще до их свадьбы) Мэйри купила за $207 тысяч дом, в котором они жили до 2013 года. Дом был с 4 спальными комнатами, 3 сан. узлами, столовой комнатой, гостинной, стиральной комнатой, и общей площадью около 240 кв. м. (плюс подвал 500 кв. м и гараж на две машины).

В 2013 году, незадолго до рождения третьего ребенка, семья решила что им нужен более просторный дом. Они купили участок земли размером в 1 акр (40 соток) за $62 тысячи и построили себе вот такой дом в пригороде, потратив около $360 тысяч на строительство.

Деньги на строительство дома были взяты в ипотеку. Новый дом немного более просторный, 300 кв. метров жилой площади, 4 спальни, 2 с половиной сан узла, подвал, гараж на 2 машины. Налоги на недвижимость за этот дом составляют около 12 тысяч в год.