Тема 6 участие граждан в политической жизни. Участие гражданина в политической жизни — Гипермаркет знаний

Фаттахова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: урок русского языка
Тема: "Буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных".
Дата публикации: 19.09.2017
Раздел: начальное образование

Урок русского языка

Тема: Буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Цели: - познакомить с правилом проверки безударных гласных в окончаниях

имён прилагательных;

Учить писать слова с безударными гласными в окончаниях имён

прилагательных, выполнять проверку, графически обозначать орфограмму;

Развивать речь, память, мышление, орфографическую зоркость;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества.

Оборудование: ЭОР, плакаты, карточки, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение. Сообщение темы урока.

1.Игра «Распредели слова на группы» (Учащиеся на доске разбивают слова

по частям речи.)

Какие группы слов еще можно выделить? (Группы однокоренных слов.)

2.Повторение.

Послушайте стихотворение. О какой части речи пойдет речь на уроке.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

Какая часть речи могла о себе так рассказать? (Имя прилагательное.)

Что такое имя прилагательное?

С какой частью речи связаны имена прилагательные?

Как изменяются имена прилагательные?

Почему имена прилагательные украшают нашу речь? Докажите на примере.

(Береза кудрявая, белоствольная, русская, ива плакучая, дуб могучий)

3. Сообщение темы урока.

Мы живем в мире слов, в словах русского языка так много тайн и секретов.

Вот и сегодня на уроке мы узнаем о правописании букв безударных гласных в

окончаниях имен прилагательных, раскроем еще один секрет языка.

III. Чистописание. Словарная работа.

1.Работа в тетради.

Ая, -ий, -ые, -яя, -ое, -ой, -ее, -ый, -ие

Посмотрите на доску. О чем вам говорят эти цепочки соединений.

(Окончания имен прилагательных.)

Какие имена прилагательные могут иметь такие окончания? (Ж.р., м.р., ср.р.

и множественного числа.)

Запишите соединения в тетрадь.

Прочитайте слова. Слова какой части речи прочитали? В чем их секрет.(Это

словарные слова.) Выберите нужную букву, запишите слова правильно.

А(к,кк)уратный, (о,а)ранжевый, вн(е,и)мательный,

пра(здн,зн)ичный, с(и,е)ребр(ян,янн)ый, в(а,о)лшебный, ж(ё,о)лтый.

IV. Введение в тему. Исследовательская работа.

Работа в группах. Каждая группа получает листочки с заданием: вставьте

букву, объясните свой выбор.

зв. зда бел. зубый пр. дедушка у красн. й

б. р. га везд. ход п. дорожник в син. х

з. ма пеш. ход з. писка о добр. м

Смогли ли справиться с заданием полностью?

В написании каких слов сомневались? Почему? (Гласная безударная)

Где находится пропущенная гласная?

В окончании какой части речи?

Какую проблему будем решать сегодня на уроке?

(Какую букву написать в окончании имен прилагательных, если они

безударные.)

ФИЗМИНУТКА

V. Наблюдение. Вывод правила.

1. Сравнение ударных и безударных окончаний прилагательных.

(Для анализа используется ЭОР.)

Что можете сказать о правописании ударных и безударных окончаний?

(Пишутся одинаково.)

В каких окончаниях можно сделать ошибку? (В безударных окончаниях.

Это опасное место.)

2.Чтение правила №1 на с. 86.

3. Упр. 326. Выполняется устно.

Прочитайте. Сравните окончания слов – вопросов и имён прилагательных.

(Чтение по цепочке.)

Что же вы заметили? (Ответы детей.)

вопрос какого? (-ого-, -его-) От чего зависит написание букв о и е ? (От

твердой и мягкой основы корня.)

Какие окончания имеют имена прилагательные, если ставим

вопрос каким? (-ым-, -им-) От чего зависит написание букв ы и и ?

Что необходимо сделать, чтобы правильно написать безударное

окончание имени прилагательного? Попробуйте сформулировать правило.

4. Чтение правила №2 на стр. 87.

VI. Закрепление новых знаний.

1.Упр. 327. Выполняется в тетради.

а) Самостоятельное чтение текста.

Как образовалось слово стол? А слово столица?

Можно ли слова стол, престол, столица считать родственными? Почему?

б) Назовите имена прилагательные в тексте. Выпишем сочетания слов прил.+

сущ., обозначим графически орфограмму безударная гласная в окончаниях

имен прилагательных.

ФИЗМИНУТКА

2. Работа на карточках по вариантам. Проверка.

Допишите окончания имен прилагательных.

3. ЭОР «Открытка для мамы»

А сейчас и вам нужно творчески поработать. Подпишите открытку для

своей мамы. (Проверка.)

VII. Итог урока. Рефлексия «Лестница успеха».

С какой орфограммой познакомились на уроке?

Как проверить безударные окончания имен прилагательных?

VIII. Домашнее задание. С. 102 упр. 7. Выучить правило.

Вспомните: Какова роль политики в жизни общества? Что означает слово «гражданин»? В чем заключаются права и обязанности гражданина России?

Подумайте: Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Кто может участвовать в управлении делами государства? Зачем людям нужны политические свободы?

Мы уже говорили о том, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Политика - это область общих интересов, публичной жизни.

Мнения.

Исследователи общественного мнения предложили ответить на вопрос: «Что нужно для того, чтобы лично вы активнее участвовали в общественной и политической деятельности?» Больше всего было таких ответов: «Уверенность в том, что эта деятельность принесет положительный результат»; «Стремление помочь людям, в том числе попавшим в тяжелую ситуацию»; «Стремление защитить нарушенные права свои, своих близких»; «Возможность повлиять на действия власти, на принятие важных решений».

Каковы возможности гражданина влиять на принятие государственной властью политических решений? Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Выборы, референдумы.

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, избиратели отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Таким образом, они определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права. Всеобщее избирательное право является признаком демократии. (Вспомните из курса истории, всегда ли избирательное право в нашей стране и зарубежных странах было всеобщим.)

Избирательное право является равным: каждый избиратель имеет лишь один голос.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми: Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. (Напомним, что в США, например, граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Такие выборы называют многостепенными.) Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума - сроком на 5 лет.

Выборы в нашей стране проводятся путем тайного голосования: волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. Правда, возрастной ценз для избрания в органы власти может быть более высоким (21 год - для избрания депутатом Государственной Думы и 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет - для избрания Президентом РФ). Это право означает, что каждый гражданин может стать кандидатом на избрание, но граждане по своей воле выберут из числа кандидатов наиболее достойных.

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов. Выборы и референдумы - это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Право на равный доступ к государственной службе.

Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

Обращения в органы власти.

Кроме названных, существуют и другие пути и способы побудить власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан.

Один из таких способов - право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Среди этих обращений некоторые касаются индивидуальных интересов граждан (крыша течет, а жилищная контора не делает ремонт и т. п.). Это может быть жалоба, т. е. обращение, гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления (как в приведенном примере). Это может быть заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение, т. е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставятся вопросы об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы. Очевидно, что предложения, как и определенные заявления, выходят за рамки индивидуального интереса и касаются решения вопросов, имеющих широкое социальное значение. Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.

Законы Российской Федерации устанавливают жесткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан. Государственные служащие, нарушающие их, допускающие волокиту, могут быть привлечены к административной ответственности.

Другие пути влияния на власть.

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.

Документ.

Из статьи 31 Конституции Российской Федерации:

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Граждане могут собираться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Собрания могут проходить по месту жительства или работы, в общественных сооружениях (зданиях, стадионах), на улицах, площадях. Массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов называется митингом. Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил или для их поддержки. В речах и с помощью плакатов участники митинга выражают свою точку зрения на происходящие события.

Обратим внимание на то, что существует свобода на проведение лишь мирных собраний и демонстраций, т. е. только таких, которые не угрожают насильственными действиями против других граждан. Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Собрание людей с оружием (даже самодельным) создает угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц. Такую же угрозу представляют собой митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Другие ограничения бывают связаны с необходимостью поддержания общественного порядка: большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

Понятно, что нужен определенный законом порядок организации собраний и митингов. В разных странах существует либо разрешительный, либо уведомительный порядок их проведения, т. е. организаторы митинга или направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение митинга, или лишь уведомляют (информируют) о месте и времени его проведения. Но во всех государствах (при любом порядке организации) полиция имеет право применить силу против участников митинга при нарушении ими законов страны. В этих случаях при необходимости могут быть использованы специальные средства (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Подумайте, какой порядок - разрешительный или уведомительный - полнее отвечает соблюдению прав и свобод всех граждан.

Все сказанное относится также и к уличным шествиям и демонстрациям. Собственно, слово «демонстрация» и означает «шествие» или «митинг», которые дают возможность массового выражения общественно-политических настроений.

Значение свободы слова. В международных документах о правах человека провозглашается: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». Никто не имеет права препятствовать человеку придерживаться своих мнений. Каждый вправе свободно выражать свое мнение. Человек может искать, получать и распространять информацию и идеи устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения. Причем он может делать это независимо от государственных границ.

Документ.

Из статьи 29 Конституции Российской Федерации:

  • 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова…
  • 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Для реального осуществления этих прав и свобод нужно, чтобы политическая жизнь протекала гласно: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, деятельности политических партий и лидеров, о положении в стране. Ведь для того чтобы иметь собственное мнение о чем-либо, надо об этом знать как можно точнее.

В нашей стране длительное время существовала цензура. Специальное государственное учреждение осуществляло просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач, предназначенных к выпуску. Цензор, осуществлявший надзор, мог не разрешать какую-либо публикацию. Некоторые книги и кинофильмы десятки лет не могли дойти до читателей и зрителей. Теперь цензуры не существует. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия. Очень важно, чтобы граждане имели право обращаться в органы печати, могли свободно выражать свои мнения и взгляды в газетах и журналах.

Но свобода слова и печати не абсолютна. Ведь если с экрана телевизора или в газете сообщаются неверные сведения о каком-то человеке, подрывающие его репутацию,

это нарушает его права. Но, как мы знаем, никто не должен использовать права и свободы, чтобы ущемлять права других людей. Может быть и так, что информация, сообщаемая с телеэкрана или в печати, настраивает одних людей против других, отрицательно влияет на их поведение, что нередко создает угрозу общественному порядку, здоровью, нравственности населения, безопасности государства. Поэтому закон вводит некоторые ограничения. Всякая пропаганда войны запрещается законом, запрещаются также выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Таким образом, пользование свободой слова налагает особую ответственность. Использующие свободу для клеветы на других людей, распространения ложной информации, побуждения к насильственным действиям могут быть в соответствии с законом привлечены к судебной ответственности.

Опасность политического экстремизма.

Как вы могли заметить, политические свободы не означают возможности осуществления в сфере политики безответственных действий. Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций. Однако некоторые лица, а также общественные и религиозные объединения или средства массовой информации нарушают установленные правила, прибегают в своей деятельности к крайним мерам, создающим угрозу для общества, государства, граждан. Такого рода действия принято называть экстремистскими (от лат. extremus - крайний). К ним в нашей стране относят подготовку и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий. Экстремистскими действиями являются создание незаконных вооруженных формирований и осуществление террористической деятельности. Опасными проявлениями экстремизма законы Российской Федерации признают возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы. Это также пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой.

Для противодействия экстремизму необходимо сотрудничество граждан с государственными органами, общественными и религиозными объединениями в защите гражданских прав и свобод, поддержании законности и порядка.

Политика - дело каждого?

Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Интересуются ли ею граждане? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.

Факты.

В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведенные в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий - средние возрастные группы.

Что же, кроме интереса и желания, необходимо для участия в политической жизни? Любое дело требует определенных знаний. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и физиологии человека, науки о болезнях и способах лечения? Или инженера, не знающего физики, математики, техники? Ясно, что первое требование к человеку, желающему активно участвовать в политической жизни, - политические знания общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы помогает изучение истории, курса обществознания, изучение законов своей республики, выступлений выдающихся политических деятелей, книг и статей ученых-политологов, чтение газет и журналов, участие в общественной жизни. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организаций. Необходимо умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его. Все эти умения могут быть выработаны при активном включении в общественно-политическую жизнь. Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру.

Проверьте себя

  1. На митинг, разрешенный органами власти, для охраны порядка были направлены наряды милиции. Во время митинга его возбужденные участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто, по вашему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или милиция? Свой ответ аргументируйте.
  2. Согласны ли вы со следующим утверждением: «В свободе печати как в зеркале отражается состояние и уровень развития нашей демократии»? Аргументируйте свой ответ.
  3. Проводимые в России реформы одни газеты оценивают положительно, другие - отрицательно. Считаете ли вы эту «разноголосицу» нормальной? Объясните свою точку зрения.
  4. Раскройте, каким образом использование свободы одним человеком может ущемить права другого. Кто должен нести ответственность за соблюдение прав и свобод гражданина?
  5. Объясните, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признается условием нормального развития человека и общества.
  6. Подберите из газет и журналов (возможно из Интернета) материалы, иллюстрирующие основные идеи данного параграфа.

Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Между гражданином и государством устанавливаются гражданско-правовые отношен ия на основе правоспособности и дееспособности гражданина

- Правоспособность - возможность иметь гражданские права и нести определенные обязанности.

- Дееспособность - способность приобретать и осуществлять гражданские права. До 18 лет человек обладает неполной (частичной) дее­способностью. С 18 лет наступает полная реа­лизация дееспособности.

Каждый гражданин имеет права:

Политические,

Гражданские,

Социальные,

Экономические

Культурные.

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод личности, создает условия для их реального воплощения в жизнь.

Наряду с правами, каждый гражданин имеет своиобязанности

Он должен:

Исполнять законы и нормы, установленные государством,

Не нарушать интересы субъектов права и законов,

Не причинять вред здоровью других людей, окружающей природной среде,

Стоять на защите общества и государства

В свою очередь, государство обязуется быть ответственным перед гражданином в лице своих органов и должностных лиц, защищать права и свободы граждан на территории государства и вне его пределов.

Типы участия личности в политике :

- полностью бессознательное - напр. поведение человека в толпе;

- полусознательное - политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном

подчинении требованиям своей социальной среды, даже в случаях расхождения во мнениях с ней;

- сознательное участие - способность изменить свою роль и свое положение в соответствии со своим

сознанием и волей.

Мотивы и факторы участия в политике :

Стремление защитить интересы др. граждан;

Обеспечение справедливости для всех;

Содействовать решению проблем государства и общества;

Эгоистические цели (личные: престиж, карьера и т.п.);

Неосознанные мотивы.

Причины пассивности или неучастия в политике :

Отсутствие вознаграждения (нет выгоды, не окупаемость затрат и т.п.);

Слабая теоретическая подготовка (не знание законодательства, теории государства и права);

Распространенное мнение: «Один в поле не воин», «А что я могу сделать?» и т.п.;

Факторы, влияющие на уровень политической деятельности :

Состояние экономики страны (подъем экономики ведет к спаду политической активности);

Тип политического режима в стране;

Существующая идеология в стране;

Уровень культуры общества и самой личности;

Личные взгляды, убеждения и ценности человека; Закон "О гражданстве Российской Федерации" (извлечение)

№3

Билет № 12

1. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.

Социальная сфера - совокупность социаль­ной связи, социального взаимодействия и социальных отношений между людьми.

Социальная связь - факты, обусловливаю­щие совместную деятельность в определен­ных условиях.

Социальное взаимодействие - взаимодей­ствие людей в процессе общения.

Социальные отношения - установление свя­зи между людьми, социальными группами.

Социальная группа по численности может быть большой и малой, по характеру взаимоот­ношений - первичной и вторичной, по спосо­бу организации - формальной и неформаль­ной, по количеству ценностей - односторонней и многосторонней.

Социальные нормы - общие правила ре­гулирования отношений людей в обществе. Среди них выделяют:

- обычаи (традиции, обряды) - историчес­ки сложившиеся образцы и правила пове­дения;

- правовые нормы - нормы, закрепленные в законах, издаваемых государством, где чет­ко описаны границы поведения и наказа­ния;

- моральные нормы - духовно-нравственные ценности;

- политические нормы - нормы, регулиру­ющие отношения между личностью и властью, между социальными группами;

- религиозные нормы - нормы морали, под­держиваемые сознанием верующих и ре­лигиозной верой;

- эстетические нормы - представления о прекрасном и безобразном;

- правила этикета - образцы правильного поведения и общения;

Социальная политика - это регулирование государством социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Субъекты социальной политики :

Государство

Гражданское общество

Основные направления социальной политики :

Предоставление трудоспособным гражданам возможностей для труда или занятия предпринимательской деятельностью;

Обеспечение соц. гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных слоев населения (гос. пенсии и социальные пособия)

Гос. поддержка семьи, материнства, детства

Охрана труда и здоровья людей

Установление гарантированного минимума заработной платы

Улучшение демографической ситуации в стране

Развитие социальной структуры.

В Конституции РФ указано: «Российская Фе­дерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В России программа социальных реформ.

Основными задачами провозглашены:

Улучшение материального положения и усло­вий жизни людей;

Обеспечение эффективной занятости населе­ния;

Реализация прав граждан в области труда, со­циальной защиты, образования, охраны здоро­вья, культуры;

Улучшение демографической ситуации в стране; - развитие социальной инфраструктуры.

Закон "О государственной социальной помощи" (извлечение)

Гипермаркет знаний >>Обществознание >>Обществознание 10 класс >> Участие гражданина в политической жизни

" МЫСЛИ МУДРЫХ

« Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне кoтopoгo всякое голосование становится своею собственною карикатурою».
И. А. Ильин (1882-1954). русский философ

24. " Участие гражданина в политическои жизни

Может ли рядовой гражданин повлиять на политический процесс? Почему нужна культура демократии? Каковы пути политического самосовершенствования личности?

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил. Взаимодействие субъектов политики по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.

Что же такое политический процесс?

СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В самом общем виде политический процесс - это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики. Например, на смену одним политическим лидерам и правительствам приходят другие. Обновляется coстав парламента, исчезают с политической сцены одни партии, появляются другие. Состояние стабильности cмeняется усилением напряженности в обществе, возникают новые ситуации, каждая из которых своеобразна и неповторима.

Наша жизнь как бы соткана из отдельных политических процессов: больших и малых, случайных и закономерных. Ученые-политологи классифицируют их по-разному. Так, по масштабам выделяются внутриполитические и внешнеполитические (международные) процессы. Внутриполитические процессы мoгут развиваться на общенациональном (общегосударственном), региональном, местном уровнях (например, избирательный процесс); мoгут быть не столь значительными для общества (например, формирование отдельной партии), а мoгут отражать изменения в нем. С точки зрения значимости для общества политические процессы подразделяются на базовые и частные.

Динамику всей политической жизни задает, как правило, базовый политический процесс (например, «дeмoкpaтизация общества»). Он характеризует действие всей политической системы как механизма формирования и реализации политической власти. В результате наблюдаются перемены во всех сферах общественной жизни. (Приведите примеры.)

Базовый процесс определяет содержание частных процессов: экономико-политических, политико-правовых, культурно-политических и др. Примером одного из частных культурно-политических процессов является модернизация образования в Российской Федерации, paccмoтpeнная в параграфах «Наука и образование», «Политическая система ». (Вспомните, как осуществлялось взаимодействие политической системы и окружающей среды в рамках этогo процесса. Какие этапы он включал?)

Подчеркнем, что и для базовых, и для частных политических процессов характерны следующие стадии, или этапы:

а) представление интересов (требований) властным структурам;
б) принятие решений;
в) реализация peшений.

Политический процесс всегда направлен на решение какой-либо политической проблемы. Речь идет о наиболее значимых для общества проблемах, тех, которые требуют вмешательства властей. Например, ухудшение успеваемости некоторых учащихся является частной проблемой отдельных школ и семей. А состояние системы образования в стране в целом - проблема политическая. Именно такие проблемы выходят на повестку дня политики. Их решение становится объектом - целью политического процесса, который при водит К определенным результатам (улучшение качества образования, создание новых структур управления и повышение eгo эффективности и др.). Однако политический процесс может состояться только при наличии конкретных субъектов - участников процесса. К ним относятся инициаторы, т. е. те, кто заявляет проблему, и исполнители, т. е. те, кто способен обеспечить ее последовательное решение.

Инициаторами политических процессов в демократическом обществе выступают граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения , профессиональные и творческие союзы, молодежные, женские и другие организации, средства массовой информации. (Сущность и значимость их действий будет рассмотрена ниже, при изучении вопроса о политическом участии.)

Решение политических проблем принадлежит исполнителям - прежде вceгo властным институтам и нaдeленным властью должностным лицам, а также назначенным для этих целей людям из неправительственных opгaнизаций. (Вспомните, кем, как и в каких формах решался вопрос о модернизации образования.)

Исполнители политического процесс а выбирают cpeдства. методы и ресурсы для eгo реализации. Ресурсами мoгут служить знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.

Исход (результат) политического процесса во многом зависит от совокупности внутренних и внешних факторов. К числу внутренних факторов относится, например, компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, избирать адекватные ей средства и методы , дoбиваться реализации принятых решений в cтpoгoм cooтвeтствии с нормами права. Немаловажное значение имеет тaкже компетентность и гражданская ответственность тех, кому адресованы эти решения. Несогласованность всех элементов политического процесса, т. е. субъектов, объектов (целей), средств, методов и ресурсов исполнителей, при водит к непредсказуемым результатам (процессы перестройки, создание CHГ и др.).

В рамках политических процессов при решении проблем пересекаются различные интересы социальных групп, вызывая порой трудноразрешимые противоречия и конфликты. Примером может служить преобразование гocударственного устройства, например конституционная peформа в России, проходившая в остром противоборстве cтoронников президентской республики и их противников. Не менее острой бывает борьба и вOкpуг других политических проблем. (Приведите примеры.)

С точки зрения публичности принятия властных решений выделяют открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в ПРОграммах партий, в голосовании на выборах, через учет общественногО мнения, путем публичных обращений и требований людей к гocудapствeнным властям, консультаций властных структур с заинтересованными лицами и совместной с ними разработки ряда документов.

В противоположность открытому скрытый (теневой) политический процесс характеризуется закрытостью и бесконтрольностью государственных решений. Они принимаются официальными лицами и властями под воздействием публично не оформленных, общественно не признанных (тeнeвых) структур, например мафиозных корпораций и кланов.

демократическом обществе власть призвана действовать открыто. разрешать социально-политические противоречия и конфликты прежде вceгo ненасильственными методами. Главный из них - согласование интересов на основе поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus - согласие).

Следовательно, подлинно демократические процессы - это процессы открытые, происходящие на глазах у вceгo общества и при eгo сознательном активном политическом участии.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Политическое участие - это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гocудapствeнных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов дaннoгo общества в политический процесс.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся: право избирать и быть избранным в opганы государственной власти, право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей; право объединяться в общественные opгaнизации, в том числе в политические партии; право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право доступа к государственной службе; право на обращение в государственные оpгaны.

Напомним, что осуществление прав имеет границы (меру) и регулируется законами, другими нормативными актами. Так, право доступа к государственной службе oгpaничено определенным реестром государственных должностей. Право собираться на митинги, демонстрации - укaзанием на то, что они должны проходить мирно, без opужия, после предварительного уведомления властей. 3апрещаются организация и деятельность политических партий, нацеленные на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни и пр.

Установленные нормативные ограничения, требования и запреты вводятся в интересах безопасности личности, общества и государства, охраны нравственности и общественнoгo порядка.

Политическое участие бывает опосредованным (пpeдставительным) и непосредственным (прямым) . Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно проявляется в следующих формах:

Реакция граждан (положительная или отрицательная) на импульсы, исходящие от политической системы;
- периодическое участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений;
- участие граждан в деятельности политических партий, общественно-политических организациях и движениях;
- воздействие на политические процессы через обращения и письма, встречи с политическими деятелями;
- прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и пр.);
- деятельность политических лидеров.

Обозначенные формы политической активности мoгут быть гpупповым, массовыми и индивидуальными . Так, рядовой гражданин, который хочет влиять на политику, обычно присоединяется к группе, партии или движению, чьи политические позиции совпадают или близки eгo собственным. Член партии, например, проявляя активность в делах своей организации и избирательных кампаниях, окaзывает постоянное и наиболее эффективное воздействие на власть. (Объясните почему.)

Нередко граждане, группы или коллективы, возмущенные несправедливостью государственного решения, тpeбуют eгo пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами и заявлениями в соответствующие инстанции, на радио и телевидение, в редакции газет и журналов. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть, как уже отмечалось, изменить или скорректировать свое решение.

Не меньшую эффективность мoгут иметь и массовые акции. Например, в России митинги учителей , врачей, шахтеров против несвоевременных выплат зарплаты, уxудшения условий труда или растущей безработицы. Политологи называют эти формы протестными, ибо они являются негативной реакцией людей на сложившуюся в обществе ситуацию.

Наиболее развитой и чрезвычайно важной формой политического участия являются демократические выборы. Это необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. В рамках института выборов каждый полноправный гражданин совершает свое индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию, какого-либо кандидата или политического лидера. Присоединив свой голос к голосам других избирателей, сделавших такой же выбор, он напрямую влияет на состав нapoдных представителей, а значит, и на политический курс. Поэтому участие в выборах - дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо велика опасность попасть под влияние популизма. Популизм (от лат. populus - народ) - это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.

К выборам близко примыкают референдумы - голосование по законодательным или иным вопросам. Так, на общенациональном референдуме была принята Конституция РФ.

Политическое участие может быть постоянным (членство в партии), периодическим (участие в выборах), разовым (обращение в органы власти). Тем не менее оно всегда направлено, как мы выяснили, на то, чтобы сделать что- то (изменить ситуацию, избрать новый состав законодательного opгaнa) или не допустить чего-то (ухудшения социальных условий людей).

К сожалению, в каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в политике. Многие из них полагают, что стоят вне политических игр. На практике же такая позиция, называемая абсентеизмом, укрепляет определенную политическую линию и может нанести государству ущерб. Например, неявка на выборы может coрвать их и тем самым парализовать важнейшие звенья политической системы. граждане, бойкотирующие выборы, порой включаются в политические процессы, особенно в конфликтных ситуациях, когда затрагиваются их интересы. Но политическое участие может вызвать разочарование, ибо оно далеко не всегда эффективно. Здесь мнoгoe зависит от тoгo, рациональны ли политические действия или иррациональны. Первое - это действия осознанные и спланированные, с пониманием целей и средств. Второе - действия, мотивированные главным образом эмоциональным состоянием людей (раздражением, равнодушием и пр.), впечатлениями от происходящих событий. В этой связи особое значение приобретает нормативность политического поведения, т. е. соблюдение политических правил и норм. Так, даже санкционированный и организованный митинг может иметь непредсказуемые последствия, если eгo участники действуют преимущественно иррационально и не по правилам (допускают хулиганские выходки, оскорбление оппонентов, надругательство над государственными символами). Чрезвычайно опасны насильственные, экстремистские формы поведения, разновидностью которых является терроризм. (Каковы eгo цели, суть и последствия? Если возникнут затруднения, обратитесь к заданию 3.)

Подчеркнем, что насилие и вражда порождают только насилие и вражду. Альтернатива этому - гражданское coгласие. В последнее время формируются новые механизмы политического общения людей: общественный контроль за соблюдением политических норм, прогнозирование последствий политических действий, конструктивный диалог политических сил. Это требует от участников политического процесса новой демократической политической культуры.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Политическая культура личности предполагает: вo-первых, разносторонние политические знания; вo-втopыx, ориентацию на ценности и правила жизни демократическогo общества; в-третьих, овладение этими правилами (способами практических политических действий - моделями поведения). В совокупности они характеризуют демократическую политическую культуру. Рассмотрим каждую из ее составляющих.

Политические знания - это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политичес ком процессе. Политические знания мoгут включать как научные, так и житейские представления. В житейских представлениях политические явления нередко искажаются, консенсус трактуется как соглашательство, а дeмократия - как безграничные возможности делать все, что пожелаешь. Научные знания являются результатом овладения основами политологической науки и призваны адекватно отражать политическую реальность.

Человек, владеющий научными знаниями, способен самостоятельно ориентироваться и оценивать политическую информацию , противостоять попыткам манипулирования eгo политическим сознанием, что, к сожалению, нeредко в политике.

Политические ценностные ориентации - это представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства. Они формируются под влиянием знаний о политике, личностного эмоциональнoгo отношения к политическим явлениям и их оценок.

Многие россияне, как отмечают политологи, не имеют пока еще прочных и осознанных ориентаций на утверждение в стране демократических ценностей, зафиксированных в Конституции РФ. (Перечислите их.) Слабость политических позиций граждан является одной из причин, затрудняющих достижение согласия в обществе, способствует возникновению националистических и других радикальных политических движений. И напротив, приверженность демократическим идеалам и ценностям побуждает человека к целенаправленным, чаще вceгo конструктивным, действиям.

Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать. Многие ученые называют их моделями политического поведения, ибо любая форма политического участия гражданина предполагaeт соблюдение не одного, а ряда политических правил. Например, участие в выборах предполагает анализ и oцeнку с позиций определенных требований предвыборных прогpaмм и личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя согласно нормативным требованиям (правилам) и будет являться моделью (образцом) eгo политического поведения.

Политическое сознание предопределяет политическое поведение, которое, в свою очередь, активно воздействует на политическое сознание.

Подчеркнем, что демократическая политическая культура проявляется реально в политическом поведении, а не в словах.

Сущностные признаки демократической культуры политологи относят к социально-культурным ценностям. Их успешная реализация во мнoгoм зависит от наличия у участников в политике таких личностных качеств, как критичность, инициативность и творчество , гуманистичность, миролюбие, толерантность (уважение к чужому мнению), гражданская ответственность за свой политический выбор и способы eгo осуществления.

Таким образом, демократический тип политической культуры обладает ярко выраженной гуманистической направленностью и имеет всемирную значимость. В нем воплощены лучшие образцы политического опыта многих стран мира.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Для тoго чтобы понять тот или иной политический процесс, нужно выяснить, кто именно выступает eгo инициатором, в чьих интересах он осуществляется, кто и как в состоянии обеспечить eгo последовательное развитие. Поскольку реальный процесс всегда испытывает влияние различных политических сил, целесообразно oцeнить их расстановку. Иными словами, следует определить, какой слой, социальная группа стоят в центре событий, доминируют в них. Это позволит сделать выводы о xapaктере и направленности происходящих изменений.

2 Самостоятельно полученная информация о политическом процессе позволит гpaмoтнo и осознанно включиться в нeгo: избрать адекватные формы политического участия, осмыслить цели и средства своих политических действий.

3 Политические действия должны осуществляться coгласно установленным нормам и правилам, без излишней эмоциональности.

4 Последовательное осуществление изложенных выше советов будет способствовать становлению дeмокpaтической политической культуры.

Документ

Из «Воспоминаний» председателя социал-демократической партии, 6ывшего федерального канцлера ФРГ В. Брандта.

В пятнадцать лет... я выступил в любекской газете «Фольксботен», заявив, что как молодые социалисты мы должны готовиться к политической борьбе, должны непрестанно работать над собой, совершенствоваться, а не убивать свое время одними лишь танцами, играми да песнями. Где нет места гражданскому мужеству, там свобода нeдолговечна. А где в нужный момент не защищают свободу, там ее можно вернуть лишь ценой oгpoмныx жертв. В этом заключается урок нашего столетия.

Когда в начале лета 1987 г. я ушел в отставку с поста председателя партии, то сам себя спросил: что, помимо мира, для тебя вceгo важнее? И ответил: свобода . Я определил это как свободу совести и мнений, свободу от нужды и страха.

Вопросы и задания к документу

1. Как вы понимаете мысль автора: «где нет места гражданскому мужеству, там свобода недолговечна»? Актуальна ли эта мысль сегодня? Аргументируйте свой ответ.
2. Что, по мнению В. Брандта, составляло суть и цель подготовки молодых социалистов к активному участию в деятельности партии?
3. Должна ли, на ваш взгляд, современная российская молодежь, вступающая в политическую жизнь, готовиться к политической борьбе? Ответ поясните.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 Что такое политический процесс?
2. Какие типы политических процессов вам известны?
3. Каковы структура и стaдии политического процесса?
4. В чем суть политического участия?
5. Каковы возможные формы политической активности граждан?
6. Почему политическое участие не вceгдa эффективно?
7. Что такое политическая культура?

ЗАДАНИЯ

1. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом - римским божеством дверей, входа и выхода, всякого начала, одно лицо котopoгo обращено в прошлое, дpугoe - в будущее. Как вы понимаете это cpaвнение? На конкретных при мерах раскройте eгo суть.

Политический процесс предполагает различные формы участия граждан в политической жизни общества.

Активные формы участия:

  • - участие в выборных органах, таких, как выборы президента;
  • - массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные какими либо действиями правительства;
  • - одиночные акции, достаточно заметные, чтобы иметь политический вес;
  • - участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;
  • - участие граждан в опросах;
  • - обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;
  • - лоббистская деятельность;
  • - сетевое участие - блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета.

Пассивные формы участия:

  • - социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и соответственно, всяческое неучастие в выборах;
  • - игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;
  • - неделание чего либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства. Например: маленькая выплата, предоставленная индивиду, которую он считает для себя оскорбительной и не идет ее получать, мол, спасибо не надо.

Основой формы участия населения в политической жизни общества является участие большинства граждан в выборах, которые проводятся регулярно, через определенное, предусмотренное законом время.

В демократических странах выборы проводятся на основе общего и равного избирательного права. Для проведения выборов создаются избирательные округи для того, что бы каждый депутат избирался равным числом жителей или избирателей. И только тогда обеспечивается действительное равенство избирательного права.

Весьма ответственное политическое мероприятие - это выдвижение претендентов на выборные должности. Для их определения и агитации за них организуется предвыборная компания. Кандидаты могут выдвигаться общественными организациями, партиями или по собственной инициативе претендентов. Реальные шансы быть избранным имеют, конечно, кандидаты от политических партий. Принципы демократической политики требуют, чтобы партии и кандидаты вели избирательную компанию в равных условиях. Осуществить это требование на практике оказывается нелегко.

Предвыборная агитация заканчивается за день до голосования, порядок которого строго регламентируется законодательством. Оно должно быть тайным. Избиратель один в кабине заполняет бюллетень и сам должен опустить его в урну. Особое внимание уделяется подсчету голосов. Чтобы не было нарушений и подтасовок при вскрытие урны и подсчете голосов, разрешается присутствие посторонних наблюдателей. Сами урны опечатываются.

Голоса избирателей подсчитываются на основании определенных правил. Совокупность таких правил называется избирательной системой. Наиболее распространены две избирательные системы: Система большинства (мажоритарная) и система пропорционального представительства.

  • 1) При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей, причем она имеет две разновидности: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало 50% избирателей принявших участие в выборах. В случае если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получивших наибольшие число голосов в первом туре. При мажоритарной системе относительного большинства победа отдается кандидату, набравшему голосов больше, чем каждому из его соперников в отдельности, даже если его поддержали менее половины пришедших на избирательные участки.
  • 2) При пропорциональной системе каждая партия выставляет на выборах списки кандидатов. В соответствии ими и числа поданных голосов за данную партию, определяется количество депутатов. Данная система позволяет даже мелким партиям иметь своих представителей в органах власти. Чтобы этого не случилось в законодательстве многих стран, в том числе И Украине и России устанавливается заградительный пункт, который не дает возможность получить депутатские полномочия тем партиям, которые получили менее 4-5% голосов избирателей.

Следующей формой политического участия является референдум. Референдум - это голосование населения внешнеполитическому вопросу. На выборах избиратели определяют, кто из кандидатов будет представлять их интересы в законодательном собрании или займет выборный пост. На референдуме они же сами принимают решения по вынесенному на голосовании конституционному или законодательному вопросу.

В настоящее время конституции многих государств, предусматривают возможность или обязательность в ряде случаев проведения референдумов. Инициатива его проведения предоставляется главе государства, парламенту, общественным организациям, народу. На общенациональный референдум выносятся важнейшие вопросы политической жизни страны: принятие конституции и поправок к ней, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в международную организацию и т.п. Итоги референдума не имеют юридической силы, но мнение народу имеет огромную политическую силу и принимается правительством и президентом к исполнению. Например, когда верховный совет России не смог принять конституцию - президент обратился к народу. При подготовке к референдуму избирательные округа не создаются. Принятым считается то решение, за которое проголосовало большинство граждан, учувствовавших в референдуме. Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявления народа, ему должно предшествовать широкое и всестороннее обсуждение, выносимого на голосовании вопроса. Формой политического участия народа в управлении является так же плебисцит. Как и референдум он призван определить мнение избирателей путем голосования. В сфере межгосударственных отношений плебисцит применяется для опроса населения о принадлежности территории, на которой оно проживает, том или ином государстве. Во внутри политической жизни плебисцит выступает как один из видов референдума по вопросу доверия главе государства и осуществляемой им политике. Требование проведения плебисцита может исходить не только от народа, недовольного политическим руководством, но и от самого руководства. Таким образом, плебисцит - это прямое выражение воли народа. Но история свидетельствует, что народ можно обмануть и при помощи его могут прийти к власти люди, которые потом предадут его интересы. В зависимости от уровня экономической и политической культуры, менталитета народа данного государства, политическое участие народа в жизни общества может привести или к стабильности политической жизни или, наоборот, к политическим конфликтам и неустойчивости политической системы.