На прощеное воскресение литургия без причастия. Как возникла такая традиция? Что делают в Прощеное воскресенье

Количество записей: 275

Спасибо Вам огромное за ответ! Если будет возможно, посоветуйте мне, пожалуйста, с чего мне начать. Может, сходить на исповедь, или попробовать подержать пост?..

Здравствуйте, Юлия. Начать надо, конечно же, с начала. Не надо ставить непосильных задач. Но то, что Вы можете, то делайте. Не дать себе съесть лишнего. Удержаться от слов, без которых можно обойтись. Вместо прессы или художественной книги прочесть главу из Аввы Дорофея, или Игнатия Брянчанинова. Вместо телевизора прочитать детям немного из Евангелия, или Деяний Апостольских. Стремиться всегда сопоставлять себя с заповедями Христовыми. Удерживаться от осуждения, уныния, праздности. Каяться немедленно, как только совесть укажет проявившийся в Вас грех. Сейчас начинается Великий Пост. Воспользуйтесь этим временем. Пробовать не нужно. Надо просто определить для себя границы поста. Решите, от чего Вы можете отказаться без ущерба для здоровья. Можете удержаться от мяса, и это хорошо, можете ограничить себя в сладостях и вкусностях, и это хорошо. Возьмите на себя столько, сколько сможете понести. Если покажется легко, увеличьте нагрузку, но не наоборот. Не хватайтесь сразу за те уставы, которые печатают в календарях. Приучайте себя к молитве. Тоже постепенно, но настойчиво. Молитва труд, сама собой не делается. И надо знать ее основные законы. Лучше всего для нас объясняет их уже упомянутый святитель Игнатий. В конце первой седмицы поста обычно во всех храмах бывает исповедь. Подготовьтесь к ней, это сильная терапия для души. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Мама умерла 16 февраля, сожжение было 19 февраля, тогда же заказала сорокоуст, когда можно заказать следующий, если предыдущий заканчивается на Великий пост?

Елена

Елена, конечно, мы не приветствуем кремацию. По православной традиции мы должны хоронить умерших, а не сжигать. "Из земли взят и в землю возвратишься". За усопших необходимо всегда молиться, в течение всей своей жизни, так как они за себя молиться не могут, а надеются на молитву церкви, если они крещеные, и нашу домашнюю молитву. Обычно после сорокоуста мы не заказываем повторный сорокоуст о усопших. Сорокоуст нужен только в первые сорок дней после смерти. После сорокоуста мы заказываем поминовение на год, на два, или бывает вечное поминовение в церкви, но лучше после сорокоуста заказывать на год, а по истечении года еще раз на год, и так до бесконечности, можно до конца жизни. В некоторых храмах и монастырях пишут особые записки о здравии и о упокоении только на Великий пост - это такая хорошая традиция, когда поминают усопших усиленно, и о живых молятся усиленно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер, батюшка! Может, задам смешной вопрос, но я как-то растерялась. Собираемся освятить дом, но все как-то не получается. И правда, странно. Пойдешь на воскресную службу, возвращаешься в теплом настроении домой, а там как-то жестко и неуютно. Сейчас, вроде собрались, но тут вспомнили, что на следующей неделе - Великий пост. Помню, что в это время не венчают, а вот освятить жилище в это время можно?

Галина

Галина, мы должны всегда, перед тем как вселиться в новую квартиру или дом, обязательно освящать его. Освящать свое жилище можно в любое время, и в Великий пост, и не следует с этим затягивать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Если можете, подскажите ответ на такой вопрос: как поститься среди невоцерковленных ближних? Семья достаточно большая, к огромному сожалению, никто пока глубоко не верует, есть атеисты, в храм никто не ходит и, соответственно, не постится. Как соблюдать посты, и главное, Великий пост, в таких обстоятельствах? Читая о подвижниках, не раз встречал, что они в дни поста, оказавшись, бывало, с непостящимися за столом или в гостях, позволяли себе есть скоромное, лишь бы не ввести остальных в смущение. Как быть, исходя из такого? Общего застолья в семье нет, но один человек точно узнает, как я питаюсь, да и другие могут заметить. Поститься или не поститься? Ведь можно вызвать осуждение и ропот, мысли всякие у близких людей. Спаси Бог!

Алексей

Алексей, надо бояться, чтобы Бог нас не осудил за то, что мы стесняемся своей веры, своих воззрений. Люди устроены так, что они ко всему привыкают. Готовьте себе отдельно и не смущайтесь, и особо не скрывайте своих убеждений. Если узнают, что Вы поститесь, так и не скрывайте, говорите: да, я пощусь, я верующий, я православный. Да, будут возмущения, осуждения, но это пройдет, и к Вам привыкнут, что Вы такой вот православный, и не будут особо потом на Вас обращать внимания. Что же касается святых, которые ели скоромную пищу, то у них была другая ситуация, и они могли есть скоромную пищу, не нанося вред своей душе. Для вас же сейчас начать соблюдать пост необходимо. Считайте это испытанием, посылаемым Вам от Бога - сможете ли Вы противостоять соблазнам мира сего?

иеромонах Викторин (Асеев)

Любовь

Любовь, Вы сами соблюдайте пост, а за других Вы не в ответе. Если Ваши домашние будут Вас просить для них готовить скоромную пищу, то готовьте, для Вас это не будет считаться грехом, они же не постятся. Будет хуже, если Вы не будете им готовить, и от этого будет в семье разлад и скандал.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, святой отец! У меня вопрос, скоро великий пост, я военный, офицер, служу в горах Дагестана, 20 марта день рождение. Я сейчас в Кисловодске и разговаривал с батюшкой, он сказал, что на день рождения можешь отметить, только я не понял, чего можно то? Кушать, выпить или только друзей позвать? И еще, у меня с женой проблемы с зачатием ребенка, мы пытаемся каждый месяц, но не получается. Я женат второй раз, есть дочь от первого брака, а сейчас жена очень расстраивается по этому поводу. Я хотел узнать, можно ли нам в пост пытаться зачать ребенка? Заранее спасибо!

Сергей

Сергей, отметить можно так, как обычно Вы отмечали - позвав друзей, устроив трапезу. Раз Вы беседовали с батюшкой, думаю, что Вы христианин, и не забудете о том, что Великим постом празднуя, мы помним об умеренности (в смысле, покушать и выпить). Супружеское общение постом зависит от того, как вы с женой договорились поститься. Если обычно Вы постом не вступаете в это общение, то делать исключение для зачатия ребенка не надо; а если так строго супружеский пост не соблюдаете, то предайтесь воле Божией, прося даровать вам дитя. Помоги Господь вашему семейству.

иерей Сергий Осипов

Добрый день, мы хотим зарегистрировать брак, но по незнанию дату выбрали на апрель! В Великий Пост. Можно ли это будет сделать без веселья и празднования? Мы живем друг от друга на большом расстоянии, тяжело просто очень, ей еще учиться 4 месяца. Подскажите, как быть? Прошу Вас!

Денис

Здравствуйте, Денис! Если не получается подождать конца учебы, то расписаться можно без торжеств. А празднование приурочьте ко дню венчания.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Как быть с постом, если родные далеки от церкви, готовят обычно. Мне, как начинающему, самому постоянно не приготовить, на работе общая кухня, тоже о посте нет речи. Работаю сутки.

Олег

Олег, если обстоятельства таковы, то поститесь по мере сил, а еще можете просто ограничить себя в количестве пищи или отказаться от завтрака, ужина (как душа подскажет). Это тоже будет пост.

игумен Никон (Головко)

Добрый день. Я первый раз собираюсь соблюдать пост. Но слышала, что нельзя соблюдать пост, если не будешь придерживаться правил. Мой муж атеист. Воздержание от сексуальной жизни я, скорее всего, не смогу себе обеспечить. Подскажите, пожалуйста, как поступить в данном случае?

Ради сохранения мира в семье придется Вам пожертвовать своим душевным спокойствием. Ваше тело принадлежит не только Вам, но и мужу. Раз уж Вы согласились жить с неверующим мужем, то должны принять и тот факт, что не сможете получить во всей полноте пользу от поста. Хотя вполне можете договориться о ряде разумных ограничений на это время. Главное же для Вас, это воздержание от всего излишнего, как в еде, так во всех внешних впечатлениях. Старайтесь никого не осуждать, не обсуждать, не болтать попусту, не сидеть без дела, а каждую свободную минуту использовать для чтения Евангелия, Святых Отцов и молитвы. Постарайтесь хотя бы пару раз за пост исповедоваться и причаститься. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! В первые два дня Великого поста, насколько мне известно, абсолютно нельзя вкушать пищу. Я боюсь, что не смогу выдержать эти дни. Подскажите, как мне быть? Спаси Вас Господи!

Полина

Полина, то, что Вы говорите, верно, но такой строгий устав предусмотрен больше для монахов, которые живут в монастыре. Вам необязательно соблюдать такой строгий устав. Для Вас будет достаточно, если Вы будете в эти дни есть меньше обычного: скажем, один-два раза в день, и, конечно, все постное и без растительного масла (значит, ничего не жарить). Обычно в эти дни едят отварную пищу. Но есть устав, где сказано, что нельзя есть пищу приготовленную на огне. Но, в любом случае, покушать Вы можете. Думаю, если будете соблюдать так, то и это будет для Вас очень хорошо.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер. Батюшка, подскажите, пожалуйста: наша тетя умерла 13.02.13. 40 дней приходятся на 24 марта. Можно ли их делать?

Лариса

Лариса, 24 марта - это Великий пост. Молиться за усопших можно всегда. 40 дней отмечать - это значит, в первую очередь, – молиться за душу усопшей. Необходимо в этот день подать заказную записку о упокоении на Литургию и самой молиться в этот день на Литургии, также необходимо отслужить после службы панихиду в храме. Можно в этот день и помин сделать, но трапеза должна быть строго постной. Нельзя есть мясных, молочных и рыбных продуктов, яиц. Можно сделать блины, но тоже постные.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Бабушка умерла 4 марта. А 40 дней приходятся на 12 апреля. Может, надо перенести на какой-то другой день? Подскажите, пожалуйста. Благодарна Вам заранее.

Оксана

Здравствуйте, Оксана! 12 апреля приходится на пятницу, а особенности великопостной службы не позволяют поминать на ней усопших. Поэтому Вы сможете помянуть бабушку на следующий день, в субботу, когда церковью как раз установлено поминовение усопших на литургии. Думаю, собраться для поминок вам тоже будет удобнее в субботу.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! У меня вот какой вопрос. Мы планируем ребенка уже несколько месяцев, и все никак не получается. Грядет великий пост, и мы с мужем решили в этом году держать его, но получается, что у меня дни, благоприятные для зачатия, выпадают на первые дни поста. Я надеялась, что этот цикл начнется раньше, и мы бы успели уделить вопросу зачатия время до поста, но произошла задержка, и цикл сбился, и теперь выпадает прямо на первые дни поста. Как быть? Воздержаться, или же все же ради зачатия можно не воздерживаться от супружеской близости? Просто я еще пью специальные сильные таблетки, чтобы увеличить шанс зачатия, прописанные врачом. Я бы спросила лично у священника, но в данный момент нахожусь в длительной командировке, и когда попаду домой и схожу в свою церковь, не знаю... Заранее благодарю.

Наталия

Наталия, лучше отложить до конца поста. А это время использовать для научению молитве и смирению. Не выпрашивайте ребенка во что бы то ни стало, молитесь примерно так: "Господи, Тебе открыто, как мы хотим иметь чадо, и Ты один знаешь, что нам полезно, да будет воля Твоя". После Пасхи все получится по милости Божией.

иерей Александр Белослюдов

Доброго дня. Подскажите, пожалуйста. Я хочу начать поститься. Как получить благословение, в какой день это нужно сделать, как нужно подготовиться, я ничего не знаю об этом. Заранее благодарна.

Алевтина

Алевтина, мы уже все получили благословение на пост от Святых Апостолов. Нам необходимо соблюдать все посты, которые есть в церкви в течении всего года. Этот пост - строгий или Великий, во время этого поста нельзя есть мясные, молочные и рыбные продукты. Православные христиане причащаются в первую неделю поста, а перед этим нужно исповедаться и, конечно, поститься. 17 марта, в Прощеное воскресение, придите в церковь, и после службы батюшка будет всех благословлять на Великий пост. В церковной лавке найдите небольшую брошюру "В помощь кающимся", там написано, как готовиться к исповеди и Причастию и как поститься.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки. В преддверии Великого Поста все - ТВ, интернет, - будут говорить, что у православных начинается пост. Начнутся вопросы от нецерковный людей: ты постишься? Как ты постишься? А не хочется ли тебе мясного? Вопрос заключается вот в чем - не будет ли считаться обманом, если я буду отвечать: нет, не пощусь, силы не хватает на пост. На такие праздные вопросы просто не хочется и отвечать.

Андрей

Андрей, а чего Вам стесняться, собственно говоря? Почему Вы хотите скрывать, что Вы поститесь? Не нужно этого скрывать, но и всем говорить об этом не нужно. Если Вас спросят, Вы отвечайте, как есть – да, пощусь. Спросят, как – отвечайте, как. Глядя на Вас, может, и другие захотят последовать Вашему примеру. Обманывать намеренно плохо, греховно. Сейчас не то время и не тот случай, чтобы мы скрывали свою веру. Вы отвечайте на эти вопросы, они могут принести пользу другим, а если заведомо знаете, что над Вами будут подшучивать, тогда можно и не отвечать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 23 марта будет мужу 40 дней, он некрещеный, я дома читаю молитву, получила от батюшки благословение, а скажите мне, пожалуйста, на кладбище я могу поехать на 40-й день, ведь как раз будет пост? Так как это будет суббота, а мои дети в садике и в школе не учатся, когда они могут раздать конфеты (после или до 40 дня)? Спасибо большое, извините, если немного некорректно составила свое письмо.

Вероника

Вероника, как Вы уже знаете что в церкви не молятся за не крещенных людей. Не крещенные - не члены церкви. Молиться же дома за них Вам ни кто не запрещает, и конечно, Вы можете поехать на кладбище всегда, когда захотите. Не принято ездить на кладбище в воскресные дни, в дни больших церковных праздников и на Пасху. Самый подходящий день - это суббота. Все родительские поминовения совершаются в субботу. Делать подаяние за усопших можно всегда, но больше всего это надо делать до 40 дней.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я постилась в Великий пост 2 года назад, но мной не были соблюдены все правила подготовки к посту, в результате на исповеди перед Пасхой батюшка сделал мне замечание, сказав, что бессмысленно было мне поститься, если мной не были соблюдены все правила подготовки к Великому посту... Подскажите, пожалуйста, как правильно подготовить себя к Великому Посту, когда именно нужно исповедаться и причаститься перед постом (и нужно ли это делать), когда просить благословение у батюшки и какие еще процедуры нужно соблюсти? Очень хочется все сделать правильно, как положено, чтобы пост не обернулся формальной диетой. Спасибо!

Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять, время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру…

Книга Екклесиаста, гл. 3

Быстро летит время. Совсем, кажется, недавно были Рождество Христово и Святки — радостные, праздничные дни. Однако, вот уже и праздник Крещения Господня с трескучими морозами прошел, а за ним незаметно подошел февраль с вьюгами и снегопадами.
В конце февраля появляются первые признаки скорой весны. Заметно прибавляется день, а проглянет солнышко, и небо становится по-весеннему бирюзовым.
На пороге весны начинается Великий Пост — время перемен. В природе — это весеннее половодье, яркие солнечные дни, прилет первых птиц. В жизни людей Великий Пост — время духовного обновления, время покаяния.

На первый взгляд в жизни церкви с приближением Великого Поста мало что изменяется. Но это обманчивое впечатление.
В храме становится меньше яркого света, а прихожане стараются избегать ярких праздничных нарядов. С приближением Великого Поста начинает изменяться ход Богослужений. Особенно заметно изменяются песнопения во время церковных служб.
В своих проповедях во время праздничных воскресных Богослужений отец Андрей постепенно приготовляет прихожан к Великому Посту.
Перед Великим Постом таких подготовительных воскресных праздников три.

Подготовка к Великому Посту начинается с первого подготовительного воскресного праздника — Недели о мытаре и фарисее (12 февраля).
Евангельская притча о мытаре и фарисее хорошо известна всем воцерковленным людям. Смиренную молитву мытаря —
«Боже, милостив буди ко мне, грешному» — повторяет каждый прихожанин, входя в храм и осеняя себя крестным знамением.
В этот праздник прихожане впервые в этом году слышат покаянную молитву:
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,
Утреннеет бо дух мой ко храму Святому Твоему.

В следующее воскресенье (19 февраля) празднуется Неделя о блудном сыне. В этот праздник особенно подчеркивается возможность для каждого человека возвращения к Богу, Который всегда готов встретить его как блудного сына.
В этот праздник впервые звучит песнопение «На реках Вавилонских» — горестное повествование о судьбе людей, лишившихся помощи Божией.

В следующее воскресенье (26 февраля) — Неделя о Страшном Суде.
Накануне в церкви — день особенного поминовения усопших — родительская суббота. В этот день в церкви поминаются все «от Адама до днесь усопших в благочестии и вере» . Как символ веры в Воскресение из мертвых в этот день готовят кутью.
В воскресенье во время литургии читается Евангелие о Страшном суде.
В этот день для верующих — заговенье на мясо.

После Недели о Страшном Суде начинается масленица, которую как только не называют — и объедухой, и честной, и веселой, и широкой.
У нас это время масленичных развлечений и увеселений перед началом продолжительного и строгого Великого Поста. В эти дни люди пекут блины, встречают гостей, беззаботно веселятся. Для всех дней масленицы придуманы свои названия:
понедельник — встреча;
вторник — заигрыши;
среда -лакомка;
четверг — широкий;
пятница — тещины вечёрки;
суббота — золовкины посиделки;
воскресенье — прощение или прощёный день.

Вот и наступило 5 марта — прощёное воскресенье. С раннего утра в храм на литургию собралось множество прихожан, среди которых много детей.

Масленица имеет языческие корни. В церкви масленица не празднуется. Более того, на вечерней службе накануне прощеного воскресенья в церкви читаются скорбные коленопреклоненные молитвы. Накануне прощёного воскресенья многие прихожане исповедуются перед причащением на литургии.

В прощёное воскресенье в храме святого Александра Невского в Вербилках продолжительная служба. Сначала служится литургия, затем вечерня, после которой совершается чин прощения, а после этого служится еще водосвятный молебен и панихида.
В этот день священник служит литургию в обычном золотистом облачении.

После совершения в алтаре таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христово священник выносит Святую Чашу из алтаря. Хор поет:
Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам.
Вслед за священником все причастники повторяют слова молитвы:
Верую, Господи, и исповедаю, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от нихже первый есьм аз…
Начинается причащение

Среди причастников — и взрослые, и дети.

Сразу после завершения литургии начинается вечерня.

Во время вечерни совершается каждение храма

Священник читает в алтаре молитвы.

Кульминацией прощёного воскресенья стал чин прощения, который служится после завершения вечерни.
Перед началом чина прощения священник переоблачается в алтаре в черные великопостные облачения

Во время чина прощения впервые священник с земными поклонами читает молитву святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему!
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков!

Молитву святого Ефрема Сирина с земными поклонами вслед за священником повторяют и все прихожане. Эта молитва особенно важна для верующих в период поста. В ней очень кратко и в то же время со всей полнотой выражены духовные нужды верующих.
Молитва Ефрема Сирина, начиная с чина прощения, становится одной из основных молитв на весь период Великого Поста

В своей проповеди отец Андрей основное внимание уделил духовным задачам начинающегося Великого Поста.
Подавая пример прихожанам, отец Андрей, опустившись на колени, просил прощения у прихожан за прегрешения вольные и невольные.
В свою очередь прихожане во время отпуста, прикладываясь ко кресту, просили прощения у своего духовного отца.
После окончания службы в храме прихожане просили прощения друг у друга.

Прощеное воскресенье. Можно ли в один день все всем простить и что делать, если не получается? Священник Константин Кобелев, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме:

Этап первый: не заведи себе врага

Самый правильный способ поведения с врагами – вовсе врагов не иметь. Первая стадия достижения мира с обидчикам – избегать ситуаций, когда люди становятся таковыми. Чаще всего вражду между людьми создает грех. Поэтому надо быть внимательным к себе, анализировать свое поведение, не уходить в эмоции. Если вы чувствуете рост напряженности в отношениях с кем-либо, постарайтесь быть именно в эти моменты тише, смолчите, потерпите, если возможно, постарайтесь просто сделать паузу в общении.

Этап второй: конфликтуя, не переходи на личности

Но вот не хватило сил удержаться на первой ступени, и конфликт произошел. Надо отметить, что конфликты с людьми возникали даже у самого Господа Иисуса Христа. Порой без прямого конфликта невозможно прожить на земле, сохранив свои взгляды и убеждения, свою душу. Иногда действительно возникают ситуации, когда нужно открыто постоять за правду, не побоявшись противостоять злу.

Но при этом нужно разделить человека и его действия и противостоять не человеку, а его неверным действиям. Осудить грех, но не грешника. Сам грех не нуждается в оправдании, это даже опасно: если мы перестанем осуждать грех, то можем утратить понимание границ между правдой и неправдой.

Не осуждать человека – не значит безвольно позволять ему и дальше совершать неприглядные поступки .

Неосуждение не имеет ничего общего с попустительством. Более того, в случае, если человек упорствует в своем грехе, с ним следует разорвать общение.

Протоиерей Константин Кобелев

Этап третий: предай обидчика Богу

Вот конфликт исчерпан, а в отношениях с человеком появился разлом – обида. В нас горит жажда мести, явно или тайно. На этой стадии правильнее всего не изыскивать подобные возможности, не ратовать «за справедливость» - а всецело предать своего обидчика в руки Божьи. Если он достоин наказания – пусть его накажет Бог.

Наказание Господне – это не столько кара за грех, сколько вразумление человека, недаром само слово «наказание» происходит от слова «наказ» .

Видя, что мы сами бессильны вразумить обидчика, мы вполне можем просить Божьего вразумления для него (не боли и не муки просто в отместку!), а уж Господь управит Сам, как лучше, полезнее и доходчивее для человека.

Этап четвертый: отойди с миром

Есть распространенное заблуждение: раз после конфликта отношения не восстановились, значит, люди не простили друг друга. Но это не совсем так.

Человек ведь не может в одночасье стать другим, измениться. Но и от нас не требуется продолжать отношения с без конца обижающим нас человеком. Не надо держать внутри себя зла и обиды против него – да, но тянуть лямку дружбы или иных близких отношений необязательно и даже вредно.

Например, если муж без конца изменяет жене, то ей, внутренне простив изменника, позволяется оставить такого мужа, чтобы сохранить самое себя от разрушения.

Нельзя попустительствовать греху и потому, что он все усугубляется и усугубляется, и привести это может к настоящей трагедии. Например, если жена без конца будет прощать мужу рукоприкладство и оставаться с ним, а он не станет менять свое поведение, то кончиться это может тем, что муж окажется в тюрьме, а жена – в могиле.

Поэтому нет необходимости натужно «дружить» с тем, кто нас без конца обижает. Прости – и отойди .

На приходе бывают ситуации, когда кто-то из прихожан не ладит друг с другом, хотя оба – замечательные люди, но вот есть какое-то недопонимание… Ну что поделать, не всегда получается во всеми быть в друзьях. Это было бы идеально, но люди не дотягивают до идеала.

Священники в таком случае советуют: не клеятся взаимоотношения – попросите друг у друга прощения ну и держитесь друг от друга подальше. И неважно, кто прав, кто виноват. Чем навязываться друг другу и искушаться – лучше заранее убежать от греха.

Но как ощутить это внутреннее прощение? Попробуйте мысленно предать обидчика в руки Божьи. Но речь ни в коем случае не идет о злорадном ожидании человеческих мук. Даже чувствуя, как все внутри кипит и болит, даже будучи не в состоянии лично простить, мы должны просить обидчику Божьего прощения. Это самое лучшее, самое высшее на пути прощения – когда мы искренне хотим, чтобы Господь был милосерд к обидевшему нас.

Поэтому в Прощеное воскресение и говорят: «Бог простит». Это значит, что в вечной жизни, в Царстве Небесном мы пожелали этому человеку быть прощеным Богом .

Этап пятый: если злость не проходит, забудь о своем враге

Бывает, что время идет, а мы никак не можем забыть свою боль, простить обидчика. Наша вражда перешла в хроническую стадию. На этом этапе правильнее всего постараться искренне забыть врага своего. Перестать о нем думать.

Представьте, что вы мчитесь в машине по прямой гладкой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад. Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу – то не только не поедете назад, вы машину угробите. Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом в обратном направлении.

Вот этот тормозной путь и остановка – и есть путь от гнева и ненависти к прощению и миру. Нам обязательно нужно успокоиться и даже пройти некий этап равнодушия по отношению к обидчику.

Умение прощать не дается просто так – его следует в себе развивать .

И не в последнюю очередь это умение взглянуть на человека шире, чем мы привыкли. Ведь когда мы причисляем кого-то к врагам, то мы видим в нем только одну какую-то грань, которая нас раздражает и обижает. Мы можем даже приравнять человека со всем его многообразием к какому-то одному его поступку. Но люди-то устроены сложнее!

Нужно понимать, что зло, сотворенное человеком, не отражает всей его сущности .

И важнейшее из умений – навык видеть в каждом нечто доброе. Ведь именно так прощает нас Бог – видит в каждом за множеством грехов доброе начало.

Этап шестой: молись за врагов своих

Следующая стадия избавления от греха вражды – это молитва. Безусловно, она должна присутствовать и на всех предыдущих этапах. И на первой стадии мы молимся Богу, прося уберечь нас от зла. И во время конфликта хорошо бы не запальчиво отвечать собеседнику, а помолившись в сердце.

Тем не менее, на предыдущих стадиях молитва – это средство, на данном же этапе она становится целью. Именно молитва за человека – самое большое добро, самое главное проявление любви, которое мы можем сделать.

Ведь на самом деле всерьез, искренне простить не получается. Надо признать в себе это и перестать мучить и насиловать свою душу, требуя от нее непосильного.

А молитва за человека, в которой мы хотя бы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира, нам по плечу.

Только не надо выискивать всюду своих старых недругов, чтобы «испытать» себя – мол, простил я или нет. Во-первых, это может воспламенить старую обиду. А во вторых, это может привести еще к худшему греху: к гордости. Мол, вот я какой, всех прощаю .

Чтобы уберечь нас от этого, Господь может и не дать нам сладкого чувства прощения. Но следует сделать то, на что мы способны: не желать зла, искренне пожелать нашему недругу Божьего прощения. Достаточно даже мысленно сказать – «Бог простит».

Этап седьмой: уклонись от зла, сотвори благо

Может быть, это прозвучит неожиданно, но враг в наших добрых делах нуждается даже больше, чем друг. Конечно, друзьям надо помогать, надо их поддерживать… но друзья и так нас любят. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?

А делание добра врагу имеет огромный смысл как для нашей собственной души, так и для отношений с нашим обидчиком. Ведь такое наше поведение, возможно, послужит ему толчком для того, чтобы с нами помириться и нас простить. В конце концов, вражда – обоюдоострое оружие, и на другой ее стороне – такой же человек, такая же обида, которую так же надо исцелять.

Священник Константин Кобелев, Степан Абрикосов
Милосердие.ru

Просмотрено (291) раз

Началу Великого поста предшествует Прощеное воскресенье . Так называется оно не случайно: в этот день принято просить друг у друга прощения за совершенные обиды.

Как возникла такая традиция?

Этот обычай появился еще в древности. Подвижники того времени удалялись на период поста из монастырей для уединенной молитвы. Они точно не знали, доживут ли до Светлого Христова Воскресения и увидят ли братию. Поэтому прощались и примирялись со всеми — а вдруг это последняя возможность? Лишь после этого уходили в пустыню или затвор.

Важность примирения

На протяжении всей христианской истории всегда особое внимание уделялось прощению.

Например, в «Отче наш» есть строки И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Если человек держит на кого-то обиду, то как он может читать «Молитву Господню»? Не лицемерит ли, когда просит Бога отпустить ему грехи, а сам не может примириться с родственником, другом, коллегой?

Чтобы наладить отношения с тем, на кого мы обижаемся, не нужно ждать Прощеного воскресенья.

Священники не допускают к Святому Причастию человека, держащего затаенное зло. И это — не проявление жестокосердия со стороны священнослужителя, а исполнения заповеди Самого Спасителя. Ведь Христос говорит в Нагорной проповеди:

Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

В Последовании ко Святому Причащению есть слова с похожим смыслом:

Божественную пьюще кровь для Причащения, прежде примирись с оскорбившими тебя, и потом с дерзновением вкушай таинственную пищу

Получается, что для каждого верующего свое «Прощеное воскресенье» наступает не только раз в году, но и постоянно во время подготовки к Евхаристии.

Пример Христа

Бог любит каждого и отпускает ему грехи. Но и человек, как образ Божий, должен также не держать ни на кого зла. Конечно, бывают случаи, когда избавиться от обиды очень сложно.

Иногда человек даже жаждет мести. Как родителям простить убийцу их ребенка? Как пережить смерть близкого человека, наступившую в результате врачебной ошибки?

В таких случаях можно разве что вспоминать пример Христа. Иисус ничем не согрешил, но Его приговорили к казни и распяли. И даже на кресте он молился за обидчиков: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают.

Сам Христос первым показывает нам пример, как надо поступать.

Некоторые святые дают ценный совет: не ложись спать, пока не примиришься со всеми обидчиками. Если ты попросил прощения у другого, а он отверг его, помолись о человеке. Ведь он несчастен.

Евангельское чтение в Прощеное воскресенье

О негативном влиянии обид говорят не только священники, но и психологи. Человек съедает себя изнутри, теряет спокойствие и мир душевный. Также держание зла на других может стать причиной возникновения онкозаболеваний.

Но для верующего даже не это самое худшее следствие затаенных обид. Что может быть хуже неизлечимых болезней? — спросите вы. Ответ кроется в евангельском отрывке, читаемом на Литургии в Прощеное воскресенье:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших

Действительно, а что может быть хуже, чем быть непрощеным Самим Богом?

Вот поэтому перед началом Великого поста и великого покаяния надо отпустить все обиды, обрести мир душевный. Так будет намного легче настроиться на молитвенный лад.

Надо встретиться с теми, кому вы причинили зло. Если не получается повидаться, то можно позвонить. Главное — делать все это не формально, а с сердечным сокрушением.

В храмах также принято после вечерни Прощеного воскресенья совершать чин прощения. Сначала священник становится на колени и просит прощения у прихожан. Верующие также отвечают земным поклоном и словами «Бог простит, и мы прощаем». Потом прихожане по одному подходят к настоятелю, делают земной поклон и просят у него прощения. Затем все верующие по очереди подходят к присутствующим в храме и просят простить их грешных. На что получают ответ: Бог простит, и я прощаю .

Особенное значение этот чин имеет в общинах или сплоченных приходах, где все друг друга знают и общаются помимо храма. Если же вы видите человека впервые, никогда с ним не пересекались раньше, то вряд ли могли его обидеть. Тогда стоит ли просить прощения?

Также и среди знакомых прихожан будут те, что не сделали вам ничего плохого. Протоиерей Димитрий Струев в таких случаях советует отвечать: «Мне не за что тебя прощать», чтобы всуе не упоминать имя Господне.

В Прощеное воскресенье важно примириться не только с теми, кого мы сами обидели, но и кто нам причинил зло. Надо «заткнуть» свою гордость и проявить смирение. Если безгрешный Христос простил даже Своих убийц, искупил каждого Своею Кровью, то как мы можем держать обиду на ближнего? Ведь от нас требуется только искреннее желание и смелость произнести всего два слова: «Прости меня» .

Проповедь в Прощеное воскресенье и фрагмент чина прощения смотрите в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Действительно, существует такое мнение, что православный христианин должен причащаться на каждой воскресной Литургии.

В принципе, теоретически - это очень хорошо. Ведь Господь, по сути, нас к тому и призвал. Для того и совершается Таинство Евхаристии. И возглас священнический «Вонмем. Святая святым» обращен к нам и переводится как «Будем предельно внимательны! Святая, т. е. Тело и Кровь Христовы преподается святым - т. е. всем нам - царственному священству, освященному в Таинстве Крещения и добывающему благодать Божию усилием очищения своих души и тела от греха, происходящими в Таинстве Исповеди, в молитве, в посте, в добрых делах». И эти люди, максимально очистившиеся с Божьей помощью, приходят, чтобы им была преподана величайшая святыня Евхаристии, которая соединяет их с Богом. И происходит дивное преображение, воскресение, исцеление человека во Христе!

Потому, конечно же, причащаться нужно. Желательно почаще. Причащающийся человек максимально полнокровно участвует в Литургии, проживая ее огненно, воистину Божественно, словно пылающий любовью к Богу серафим.

Каждый, желательно со своим духовником или со священником, которому он доверяет, должен выработать максимально приемлемую для себя норму причастия, если так можно выразиться. Потому что легко попытаться, скажем образно, лечь под эту «духовную штангу», мысленно наложить на нее металлических тяжелых «блинов» для веса и в горячке рвануть ее. Но этой штангой можно проломить себе грудную клетку в худшем случае, а в лучшем - разорвать себе мышечную ткань. И остаться инвалидом. Такие случаи в церковной практике тоже известны. Человек по собственному произволу берет на себя духовный подвиг не по силам, а потом не может его выдержать. Бывало, когда люди из-за этого даже уходили из Церкви. В этом случае очень полезны книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «О прелести» или «Аскетические опыты». Ведь вспомним, например, печерского преподобного Исаакия Затворника, который помимо воли настоятеля без благословения ушел в затвор, там через некоторое время стал жертвой беса, и преподобные отцы потом несколько лет вымаливали его у Бога, потому что он лежал будто бы мертвый в параличе, немой.

Нужно все соразмерять со своими силами. Легче всего в романтическом энергичном порыве взять низкий старт, а потом угрюмо и мрачно сойти с дистанции, потому что не выдержишь добровольно возложенного на себя подвига.

Я своим прихожанам иногда в шутку говорю. Если сравнивать православного христианина с каким-нибудь животным, то это точно не гепард, который со старта развивает скорость в сто километров. Да, он ее развивает. Но не может бежать с ней все время. Это его стартовая скорость, хищнический бросок, который длится всего 10-20 секунд. А потом гепард устает. Православного человека скорее можно сравнить с верблюдом, который неторопливо, но спокойно и уверенно, терпеливо перенося тяжелейшие погодные условия, движется к своей цели.

В случае с православным христианином - к Царствию Небесному.

Мне кажется из священнического опыта, что мирянину очень сложно будет причащаться на каждой воскресной Литургии: три дня поста, четыре дня (включая сам день причастия) супружеское воздержание, молитвы, каноны, Последование ко причастию Святых Христовых Тайн довольно нелегко выдержать даже поставленному на то священнику. А работа, дети, семья, домашние обязанности? Все это может стать непосильной ношей. Потому, конечно же, лучше причащаться более четырех раз в год (в большие посты), но все-таки соразмерять причастие с собственными силами, временем и занятостью.

К тому же есть экстраординарные ситуации, когда по благословению архиерея или священника можно причащаться каждый день: предсмертное состояние, тяжелая болезнь.

Но в случае со здоровым человеком лучше соблюсти, на мой взгляд, разумную золотую середину, чтобы причастие не превратилось для вас в обыденную привычку или в тяжелую повинность, которую вы, скрипя зубами отбываете, но в легчающую и золотую радость.