Кто аятолла после хомейни. Аятолла Хаменеи - иранский государственный деятель: биография, семья, карьера

24 сентября 2016 исполнилось 114 лет со дня рождения имама Хомейни, одного из наиболее выдающихся деятелей Ирана и человечества в целом. Ему и его наследию посвящена эта статья.

Рухолла Мусави Хомейни (روح الله موسوی خمینی (персидский)) родился 24 сентября 1902 года в городке Хомейн, ныне провинция Центральный Остан, Персия; умер 3 июня 1989 года в Тегеране) - духовный и политический лидер иранской революции 1979 года, один из основателей Исламской Республики Иран.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Рухолла Хомейни родился в семье священнослужителя-шиита, Мустафы Мусави - потомок шиитского имама (сейид). Ещё в младенчестве потерял отца, убитого наёмником правившей в то время в стране шахской династии (по другой версии, Мустафа Хомейни был убит в стычке с другими землевладельцами в драке при дележе урожая), а его мать Хаджар Ага Ханум умерла, когда ему исполнилось 15 лет. Хомейни учился в местных религиозных школах, в Араке, а затем в Куме, где в возрасте 23 лет удостоился звания моджтахида, дававшего право преподавать. Уже тогда Хомейни занялся политической борьбой против светского режима шахов династии Пехлеви, за что к середине 1930-х годов лишился права читать лекции по исламскому праву и философии в Куме. Подпольная преподавательская деятельность и написание значимых для исламского вероучения сочинений чрезвычайно возвысили духовный авторитет Хомейни, и в конце 1950-х он получил звание «аятолла» - высший духовный титул в шиитском исламе.

В 27 лет Хомейни взял в единственные жены дочь аятоллы Сагафи из местечка Шахр-е-Рей Хадижу Сагафи. Вместе с Хадижей аятолла переезжает в Кум и организовывает своё медресе, которое быстро собирает круг преданных Хомейни студентов.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ И ИЗГНАНИЕ

В 1962 году Хомейни возглавил забастовку духовенства, вынудившую правительство Асадоллы Алама отказаться от законопроекта о региональных и местных обществах, а в январе 1963 года призвал бойкотировать шахский референдум по вопросам проведения реформ (так называемая «белая революция»), утверждая, что он не соответствует исламским нормам и Конституции страны. Начавшиеся в стране широкомасштабные выступления в поддержку имама были подавлены полицией, референдум был проведен 26 января 1963 года, а имам Хомейни арестован и препровождён в Тегеран, где провёл в заключении 2 месяца. Новые массовые выступления в крупнейших городах Ирана заставили правительство выпустить имама из-под стражи, но уже в октябре 1964 года Хомейни вновь арестовали и выслали в Турцию после того, как он осудил закон об особом статусе американских граждан в Иране. Из Турции Хомейни перебрался сперва в священный шиитский город Неджеф в Ираке, а в 1978 году - в Париж, где продолжил свою борьбу против шахского режима. В своих обращениях Хомейни пропагандировал идею свержения власти шаха и создания теократического государства во главе с духовенством.

РЕВОЛЮЦИЯ 1979 ГОДА И СОЗДАНИЕ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

Таинственная гибель сына имама Мустафы Хомейни, оскорбительная статья в адрес аятоллы, вызвали столь широкий резонанс в Иране, что всё население страны вышло на манифестации, а большинство предприятий нефтяной промышленности забастовали. В результате шахский режим смог продержаться чуть больше месяца: в январе 1979 года шах с семьёй покинул страну навсегда, 31 января 1979 года Хомейни вместе с группой своих сторонников вернулся в Иран, 11 февраля подконтрольные шаху войска прекратили сопротивление. 14 февраля «Национальный фронт» под руководством аятоллы Хомейни сформировал правительство, а большинство участников референдума 31 мая поддержало создание Исламской Республики Иран.

ПОЛИТИКА ХОМЕЙНИ С 1979 ПО 1988 ГОДЫ

По указу Хомейни был создан «Корпус стражей Исламской революции», разработана и принята новая Конституция республики, предоставившая ему верховную власть как «высшему духовному авторитету». Таким образом появилось одно из немногих в мире теократических государств. В стране был создан мощный репрессивный аппарат и введены суровые исламские законы: полная исламизация всех сторон жизни общества - политики, экономики и культуры. Женщинам запретили носить непредписанную мусульманкам одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. Началась борьба по подавлению левой оппозиции и организаций национальных меньшинств.

4 ноября 1979 года сторонники аятоллы Хомейни захватили посольство США в Тегеране, требуя вернуть в страну на расправу бывшего шаха Ирана Мухаммеда Резу Пехлеви, нашедшего пристанище в Америке. Несмотря на все усилия администрации США, включая попытку освобождения вооружённым путём, 52 американских заложника были отпущены иранцами только через 444 дня, в январе 1981 года, спустя несколько минут после инаугурации нового президента США Рональда Рейгана, сменившего на этом посту Джеймса Картера.

Обосновавшись в Куме, аятолла лично руководил политикой страны, назначая по своему усмотрению членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Ирано-иракская война (1980 - 1988) ещё более сплотила приверженцев Хомейни, хотя Ирану в конце концов пришлось подписать резолюцию № 598 Совета безопасности ООН о прекращении огня в июле 1987 года и согласиться с условиями мирного договора, максимально учитывавшего интересы Ирака.

14 февраля 1989 года аятолла Хомейни отдал приказ о физическом уничтожении писателя Салмана Рушди, книгу которого «Сатанинские стихи» мусульмане-фундаменталисты сочли оскорбительной для ислама.

После обширного инфаркта в 1980 году Хомейни вместе с семьей поселился в пригороде Тегерана, где и скончался 3 июня 1989 года. Аятолла Хомейни был похоронен в мавзолее, расположенном в 8 км к югу от Тегерана и в 25 км от международного аэропорта имени имама Хомейни, недалеко от кладбища мучеников исламской революции Ирана. Имя аятоллы носит город Хомейни-Шехр в провинции Исфахан.

ПИСЬМО ХОМЕЙНИ ГОРБАЧЁВУ

1 января 1989 года Михаилу Горбачёву специальным представителем Имама аятоллой Джавади Амоли было вручено послание от имама Хомейни.

Это послание имело большое значение, хотя и является довольно неоднозначным. Аятолла Хомейни по всей видимости не понимал процессы, происходящие в СССР. Поскольку Русь-Россия-СССР является одной из трёх мировых цивилизаций, для понимания происходящего в Русской цивилизации, необходимо обладать соответствующими знаниями. К моменту написания письма русский вариант глобализации только появился в СССР и, скорее всего, нравственные и профессиональные возможности иранской разведки в СССР были недостаточны, чтобы на фоне различных шумов выделить этот полезный сигнал и довести его до лидера Ирана. Иначе бы не было бы и этого письма, и сама политика Ирана изменилась бы.

Тщетно аятолла Хомейни писал письмо Горбачёву, поскольку тот со своей командой не собирался реформировать СССР вопреки декларациям, наоборот, был взят курс на его ликвидацию. Соответственно и ответ его разочаровал Хомейни. Аятолла должен был это понимать. Предлагаемая же альтернатива Горбачёву также не являлась по существу реальной и адекватной жизни альтернативой.

Осветим некоторые моменты данного письма:

Однако если Вы решите пойти дальше по этому пути, то первым делом, которое несомненно послужит успеху Вашего начинания, является пересмотр политики Ваших предшественников, заключавшейся в отречении общества от Бога и от религии, что, безусловно, нанесло сильнейший удар народу Советского государства. Знайте, что нет более объективного подхода к мировым событиям.

Советское общество вопреки мнению Хомейни не отказывалось от Бога и религии, оно было атеистичным и до появления СССР. Поменялись лишь формы атеизма - идеалистический атеизм церкви, приписывающий Богу человеческие качества, сменился на материалистический атеизм марксизма. Именно по этой причине Хомейни заблуждается, когда говорит о том, что текущий ислам в иранско-шиитской версии может заполнить сложившийся идеологический вакуум.

Народ не приемлет исторически сложившийся ислам, потому что по своим качествам он не отличается от исторически сложившегося христианства, которое Русь переваривала почти тысячу лет, и возврата обратно нет.

Всем ясно, что отныне коммунизм следует искать в музеях политической истории, ибо марксизм не отвечает ни одной из истинных человеческих потребностей, потому что это материалистическое учение, а материализмом нельзя спасти человека от кризиса веры и духовности, который является главной болезнью человеческого общества на Западе и на Востоке.

Этот фрагмент указывает, что Хомейни не отличает коммунизм и марксизм. Коммунизм - как идея о справедливом устройстве общества, которую несли в жизни большевики, (а не троцкисты-марксисты) ничем не отличается от праведного ислама, от русского Язычества (не путать с многобожием и идолопоклонством), от изначального учения Иисуса.

Именно по этой причине коммунизм - как внутренняя потребность человека в жизни по совести и справедливости - будет жить, ислам же, который есть в Иране, со временем исчезнет, поскольку даже под руководством Хомейни Ирану не удалось построить Царство Бога на Земле - поскольку Иран не предложил миру альтернативной концепции глобализации на принципах истинного ислама Мухаммада и комплекса наук на его базе для построения справедливого общества.

По этой причине по-прежнему в иранском обществе и науке существует конфликт между западным образованием, проистекающем из библейской концепции, которое получают многие иранцы, и своим доморощенным исторически сложившемся исламом в его шиитской упаковке, и попытками создать на его основе социологию и экономику, которая становится всё более недееспособной в условиях снятия санкций и распространения Русского варианта глобализации.

Понимал ли Хомейни проблемы ислама?

ХОМЕЙНИ ОБ ИСЛАМЕ

Себялюбцы и деспотические правители использовали священную книгу (Коран) для антикоранических целей. Под разными предлогами и путём заранее спланированных заговоров они убрали истинных толкователей Корана, тех, кто познакомился с истиной, почерпнутой в Коране от Пророка… (…) Они заложили основы для искажения Книги, Божественной Сунны и религии. И дело дошло до того, что становится стыдно от одного упоминания всего этого.

И чем больше ширились эти основы, тем больше становилось всяких извращений и искажений, пока Священный Коран, который был ниспослан Господом Богом Мухаммеду в его полном прозрении для улучшения человечества и объединения не только мусульман, но и всей людской семьи, с тем, чтобы привести человечество в состояние, которое оно должно достичь, спасти этого носителя божественных качеств от сатаны и деспотичных правителей, установить справедливость в мире и передать власть в руки безгрешных духовных правителей, чтобы те передали её достойным людям; был вытеснен из жизни, как будто он и не имел предназначения Наставления.

Дело дошло до того, что в руках продажных властей и порочных ахундов, которые были хуже деспотичных правителей, Священный Коран использовался как инструмент для насаждения насилия, жестокости и коррупции и оправдания угнетателей и врагов Господа. К сожалению, в руках врагов, готовящих заговоры, и в руках неискушенных друзей, Коран, книга, призванная определять судьбы, не использовалась и не используется нигде, кроме как на кладбищах и поминках. То, что призвано быть средством объединения мусульман и всего человечества и должно стать Книгой нашей жизни, превратилось в орудие раскола или вообще ушло из повседневной жизни.

Это свидетельство одного из наиболее чистосердечных руководителей мусульман о том, что мусульманская цивилизация более чем за 1300 лет не осуществила даже того минимума благодетельности, что зафиксирован в каноническом тексте Корана. Но сверх того, это и признание факта, что под руководством Хомейни в течение срока отпущенной ему жизни мусульманская культура в Иране не смогла сойти с пути деградации и выйти из тупика на путь бескризисного развития в Богодержавии.

И как показало течение событий в жизни Ирана после смерти Хомейни, этот кризис не может быть преодолён на основе попытки утверждения какой-либо одной традиции толкования писания, признаваемого священным, и споров о том, какие его толкователи и толкования являются истинными, а какие ложными.

Мы ещё вернёмся к столь интересной личности, как Аятолла Хомейни, в будущих статьях.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Подписывайтесь на наш канал на Youtube : https://www.youtube.com/c/inan...

Вступайте в группу Вконтакте .

Имама Хомейни.

Будущий имам, подписывавшийся полным именем Рухолла Аль-Мусави Аль-Хомейни, родился 20 джамади аль-тани 1320 года по лунному календарю хиджры или 30 шахривара 1281 года по солнечному, принятому в Иране, что приходится на 24 сентября 1902 года, в городке Хомейн, находившемся в центральной части Иранского нагорья, в трехстах километрах к югу от Тегерана.

Уже в самом имени для иранца-шиита заключено много сведений. Рухолла значит "Божий дух". Мусави, перешедшее из имени отца сейида Мустафы Мусави, говорит, что его род восходит к седьмому святому и непорочному имаму Мусе Казему, а следовательно к пророку Мухаммеду.

Сейид Рухолла находился в пятимесячном возрасте, когда его отец был убит.

После смерти отца он находился под покровительством матери и сестры отца. Однако когда мальчику исполнилось 15 лет его мать умерла.

Имам Хомейни получил начальное образование в местных школах. Затем начал изучать арабскую грамматику и логику у своего старшего брата Сейида Мортазы, известного как аятолла Пасандиде. В 1920 г. он поехал в город Арак и начал учиться в религиозной школе этого города, которой руководил аятолла Сейид Абдолькарим Хаэри. До 1926 года он прошел все уровни обучения и под руководством аятоллы Хаэри получил степень муджтахида после чего начал преподавать в Куме.

1929 году имам Хомейни женился на дочери аятоллы Сакафи Техрани, одного из выдающихся кумских теологов. С 1929 по 1936г. преподавал в религиозной семинарии и писал научные работы. Одной из важнейших особенностей деятельности имама стало то, что он проявил новаторство в фикхе и открыл закрытые до этого врата иджтихада и фетв.

Широкая и открытая политическая деятельность имама начинается в 1962 году, когда шахский премьер-министр Амир Асадолла Алам утвердил на заседании правительства законопроект об региональных и местных обществах. В законопроекте содержались условия избрания членов этих обществ, которые носили секуляристский характер. В частности, в документе говорилось, что избранные депутаты должны перед началом работы принести клятву на Священном писании, а не на священном Коране. Именно поэтому сведущие улемы и духовные лица развернули широкую борьбу против этого закона, которую возглавил имам Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!).

По рекомендации президента США 8 января 1963 года шах объявил о проведение референдума по реформам т.н. "белой революции", а уже 31 января 1963 года имам Хомейни призвал бойкотировать шахский референдум, назвав его не имеющим ценности с точки зрения исламских норм и Конституции страны. После заявления, которое прозвучало за 4 дня до проведения референдума начались широкомасштабные выступления в поддержку имама, однако они были подавлены полицией и шах провел референдум 6 бахмана 1341 года (25 января 1963 года). После этого следовали одна мера за другой, не скупясь на методы шахский режим усиливал давление на духовенство. 15 хордада 1342 года агенты САВАК

(Организации информации и безопасности страны) тайно проникли в дом имама и арестовали его, отправив при этом в Тегеран.

Арест Хомейни вызвал массовые выступления в крупнейших городах Ирана. Пробыв в тюремном заключении 2 месяца имам был выпущен под надзор полиции. В сентябре 1964 года в результате усиления американского влияния в Иране и расширения деятельности американских военных советников правительство Хасанали Мансура приняло закон об экстерриториальности американских граждан.

Реакция была незамедлительной, 4 абана (25 октября), в день рождения шаха имам Хомейни осудил эти действия правительства. 13 абана 1343 года шахские силы окружили дом имама в Куме, арестовали его и отправили в Тегеран, откуда выслали в Турцию. Так началась пятнадцатилетняя разлука с родиной. Одновременно с высылкой имама был арестован и его сын Сейид Мостафа Хомейни и после недолгого тюремного заключения также выслан в Турцию.

В 1965 году имам Хомейни вместе со своим сыном отправился из Турции в Ирак, где продолжил свою борьбу. Важным моментом пребывания имама в Ираке было то, что он не вступал ни в какие отношения с шахским режимом. Найденные документы в архивах САВАК свидетельствуют о том, что имам неоднократно получал такие предложения от режима, но каждый раз отказывался от сотрудничества. 22 октября 1977 года при загадочных обстоятельствах погибает сын имама Мостафа Хомейни, что вызвало широкий резонанс в стране. Имя имама приобретало все больший авторитет в народе и с целью его подрыва 6 января 1978г. по личному приказу Мохамада Резы Пехлеви и его двора в газете "Эттелаат" была напечатана статья с оскорблениями и наговорами в адрес имама Хомейни. Народ не мог вынести таких оскорблений в сторону своего духовного лидера и вышел на манифестации. Вдохновляющие послания и жесткие речи имама Хомейни придали новую силу революционному движению. В поисках укрытия имам отправился сначала в Кувейт, но правительство последнего не приняло его и по совету соратников он поселяется в парижском пригороде Нофль-ле-Шато во Франции. Революционный прорыв в Иране стал очевидным и эти обстоятельства вынудили шаха, под предлогом отдыха, покинуть страну.

Это обстоятельство создало возможность для возвращения имама Хомейни в Иран. 31 января 1979 года после долгих лет изгнания имам вместе с группой своих сторонников вернулся на родину. Приезд имама оказал огромное влияние на обстановку в стране: шахский режим не продержался и 10 дней, 11 февраля (22 бахмана) 1979 года рухнули все опоры шахского режима и все органы государственной власти перешли в руки революционных сил.

После победы Исламской революции начался новый этап в руководящей роли имама Хомейни для иранского народа.

Был проведен всеобщий референдум о создании Исламской Республики Иран (Джомхури-йе Ислами-йе Иран). Создавались комиссии и комитеты по различным, важным вопросам управления государством. По указу Хомейни был создан "Корпус стражей Исламской революции".

С началом военной агрессии Ирака против Ирана , начался предельно ответственный этап в истории Ирана, когда имам сыграл особо важную роль в обеспечении безопасности и внутреннего развития страны.

В конце концов, по предложению военного командования 17 июля 1988 года имам высказал намерение принять резолюцию СБ ООН № 598, в которой предусматривалось наказание агрессора и выплата пострадавшей стороне репараций.

В период после принятия резолюции 598 большие изменения произошли и в бывшем СССР. В этот период (4 января 1989года) имам Хомейни направил в Москву к М.И. Горбачеву делегацию с красноречивым посланием. В своем послании он призывал советский народ и лично Горбачева пересмотреть свои марксистские убеждения и обратить внимание на наступление эры возрождения религиозного мировоззрения во всем мире.

Еще одним заслуживающим внимания моментом в политической деятельности имама является подход к делу Салмана Рушди. В 1988 году Рушди написал роман "Сатанинские стихи", в котором содержались непристойные оскорбления в адрес Пророка ислама (да приветствует Аллах его и его род!) и членов его семьи. Согласно исламским нормам Рушди был признан ренегатом, за что в исламе предусматривается смертная казнь. Таким образом, объявив Рушди ренегатом, имам заявил о том, что он должен быть казнен. Следует заметить, что имам всегда был на страже исламских интересов, его с полным правом можно назвать знаменосцем исламского возрождения современности. Тем не менее, имам вел простую и непритязательную жизнь. Даже находясь на вершине власти, он никогда не предавался роскоши и вел простой образ жизни. Свои последние годы он провел в скромном доме в Джамаране, одном из пригородов Тегерана. В своих политических поступках, как и во всех других делах, он не принимал во внимание никаких других соображений, кроме следования пути Господа и соблюдения интересов исламской веры.


(1981-1989) Супруга Хадидже Сакафи [d]

Сейид Рухолла Мостафави Мусави Хомейни или Имам Хомейни (перс. سيد روح الله مصطفوی موسوی خمینی ; 24 сентября , по другим данным, родился в или 1900 году , Хомейн , Персия - 3 июня , Тегеран , Иран) - иранский политический деятель, великий аятолла , лидер исламской революции 1979 года в Иране. Верховный руководитель Ирана с по 1989 год .

Личность

В соответствии с Конституцией, принятой в декабре 1979 года, занял пост Высшего руководителя Исламской Республики Иран. Проживал в городе Куме, но деятельно участвовал в политической жизни страны.

Из иностранных политических лидеров встречался только с Ясиром Арафатом и Э. А. Шеварднадзе . На многочисленные поздравительные телеграммы Леонида Брежнева не отвечал.

В течение своего правления поддерживал экспорт исламской революции в страны региона, рассматривая как возможность такового ирано-иракскую войну. Когда в августе 1988 года он согласился на прекращение войны с Ираком , то решение далось ему тяжело, «как выпить чашу с ядом» .

Биография

Юность и начало политической борьбы

Рухолла Хомейни в молодости

Рухолла Хомейни родился в семье священнослужителя-шиита , Мустафы Мусави - потомок шиитского имама (сейид). Ещё в младенчестве потерял отца, убитого наёмником правившей в то время в стране шахской династии (по другой версии, Мустафа Хомейни был убит в стычке с другими землевладельцами в драке при дележе урожая), а его мать Хаджар Ага Ханум умерла, когда ему исполнилось 15 лет. Хомейни учился в местных религиозных школах, в Эраке , а затем в Куме, где в возрасте 23 лет удостоился звания моджтахида, дававшего право преподавать. Уже тогда Хомейни занялся политической борьбой против светского режима шахов династии Пехлеви , за что к середине 1930-х годов лишился права читать лекции по исламскому праву и философии в Куме. В 27 лет Хомейни взял в жены дочь аятоллы Сагафи из местечка Шахр-е-Рей Хадижу Сагафи. Вместе с Хадижей аятолла переезжает в Кум и организовывает своё медресе , которое быстро собирает круг преданных Хомейни студентов. Подпольная преподавательская деятельность и написание значимых для исламского вероучения сочинений чрезвычайно возвысили духовный авторитет Хомейни, и в конце 1950-х он получил звание «аятолла » - высший духовный титул в шиитском исламе.

Первые победы и изгнание

Революция 1979 года и создание Исламской Республики Иран

Таинственная гибель сына имама Мостафы Хомейни и оскорбительная статья в адрес аятоллы вызвали столь широкий резонанс в Иране, что значительная часть населения страны вышла на манифестации, а большинство предприятий нефтяной промышленности забастовали. В результате шахский режим смог продержаться чуть больше месяца: в январе 1979 года шах с семьей покинул страну навсегда, 31 января 1979 года Хомейни вместе с группой своих сторонников вернулся в Иран, 11 февраля подконтрольные шаху войска прекратили сопротивление. 14 февраля «Национальный фронт» под руководством аятоллы Хомейни сформировал правительство, а абсолютное большинство участников мартовского референдума поддержало создание Исламской Республики Иран.

Политика Хомейни в 1979-1989 годах

По указу Хомейни был создан «Корпус стражей Исламской революции », разработана и принята новая Конституция республики , предоставившая ему верховную власть как «высшему духовному авторитету». В стране был создан мощный силовой аппарат и введены исламские законы: полная исламизация всех сторон жизни общества - политики, экономики и культуры. Женщинам запретили носить непредписанную мусульманкам одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. Началась борьба по подавлению левой оппозиции и организаций национальных меньшинств.

4 ноября 1979 года сторонники аятоллы Хомейни захватили посольство США в Тегеране , требуя вернуть в страну на расправу бывшего шаха Ирана Мухаммеда Резу Пехлеви , нашедшего пристанище в Америке. Несмотря на все усилия администрации США, включая попытку освобождения вооруженным путём , 52 американских заложника были отпущены иранцами только через 444 дня, 20 января 1981 года, после смерти шаха и в результате договоренностей между США и Ираном.

Обосновавшись в Куме, аятолла лично руководил политикой страны, назначая по своему усмотрению членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Ирано-иракская война (1980-1988) ещё более сплотила приверженцев Хомейни, хотя Ирану в конце концов пришлось подписать резолюцию № 598 Совета безопасности ООН о прекращении огня в июле 1987 года и согласиться с условиями мирного договора, максимально учитывавшего интересы Ирака.

Письмо Михаилу Горбачёву в 1989 году

Послание было вручено Михаилу Горбачёву 4 января специальным представителем имама аятоллой Джавади-Амоли . Михаил Горбачёв дал письменный ответ, в котором рассматривались вопросы двусторонних отношений и регионального сотрудничества. Его вручил лично 25 февраля 1989 года Эдуард Шеварднадзе в доме Хомейни, несмотря на то, что Хомейни по причине неважного самочувствия и по рекомендации врачей никого не принимал. Шеварднадзе был единственным иностранцем, который встречался с Хомейни после исламской революции . По свидетельству Шеварднадзе, Хомейни так прокомментировал его изложение ответа Горбачёва:

«Я разочарован. Я слышал, что Горбачёв - мыслящий человек. Я не случайно написал ему письмо. В письме речь шла о месте человечества в этом мире и в потустороннем мире . Я не задумываюсь о проблемах этого мира. Я размышляю о потустороннем мире, и на этот вопрос я не получил ответа. Что касается нормализации отношений, то я поддерживаю это».

Для СМИ иранской и советской стороной была согласована следующая формулировка: «имам, выслушав содержание письма Горбачёва, одобрил его».

Деятельность в 1989 году

14 февраля 1989 года аятолла Хомейни отдал приказ о физическом уничтожении писателя Салмана Рушди , книгу которого - «Сатанинские стихи » - мусульмане сочли оскорбительной для ислама. (Теймураз Степанов , присутствовавший в ходе одной из встреч Шеварднадзе с министром иностранных дел Ирака Тариком Азизом в начале 1989 года, отмечал в своём дневнике, что Тарик Азиз высказывался, что «Вынеся приговор писателю, Хомейни объявил войну своим противникам в Иране. Так он пытается решить внутренние проблемы. Режим Хомейни находится в состоянии постоянной войны с самим собой и с остальным миром. Эту историю с книгой сравнивают с захватом американского посольства» .)

После обширного инфаркта в 1980 году Хомейни вместе с семьей поселился в пригороде Тегерана, где и скончался 3 июня 1989 года. Аятолла Хомейни был похоронен в мавзолее , расположенном в 8 км к югу от Тегерана и в 25 км от международного аэропорта имени имама Хомейни, недалеко от военного кладбища Бехеште-Захра . Имя аятоллы носят города Хомейни-Шехр в провинции Исфахан и Бендер-Хомейни в Хузестане .

В бонистике

  • Хомейни изображён на лицевой стороне банкнот Ирана начиная от 1000 риалов, начиная с выпуска 1992 года по настоящее время. См. иранский риал .

В литературе

Хомейни под именем Имама негативно изображен в романе Рушди С. Сатанинские стихи .

Галерея

Краткое описание персоны

Рухолла Мусави Хомейни (родился 17 мая 1900, по другим данным, родился в 1898 или 1902 году — умер 3 июня 1989) — иранский политический деятель, аятолла, рахбар (вождь), лидер исламской революции 1979 года в Иране. Высший руководитель Ирана с 1979 по 1989.

Преподавал в Куме, в 50-е годы получил титул «аятолла». С 1963 года находился в оппозиции к шахскому режиму Ирана. Его арест повлек самые крупные волнения за десятилетие, свыше 1000 убитых. Был выслан властями в Турцию, затем переехал в Ирак, в 1978 году — в Париж.

В январе 1979 года возглавил исламскую революцию в Иране. Через две недели после бегства шаха, 1 февраля 1979 года, вернулся в Иран. 11 февраля назначил временное правительство во главе с Мехди Базарганом.

В соответствии с Конституцией, принятой в декабре 1979 года, занял пост Высшего руководителя Исламской Республики Иран. Проживал в городе Куме, но деятельно участвовал в политической жизни страны.

Из иностранных политических лидеров встречался только с Ясиром Арафатом и Э. А. Шеварднадзе. На многочисленные поздравительные телеграммы Леонида Брежнева не отвечал. В 1989 году направил личное послание Михаилу Горбачёву, в котором призвал его отказаться от идеологии коммунизма и заявил, что ислам «может с легкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества» (более подробно см. ниже). 14 февраля 1989 года издал религиозный эдикт — фетву, в которой назвал убийство писателя Салмана Рушди богоугодным делом. За голову писателя различные радикальные исламские организации назначали награды, их величина доходила до 3,3 миллиона долларов.

В течение своего правления поддерживал экспорт исламской революции в страны региона, рассматривая как возможность такового ирано-иракскую войну. Когда в августе 1988 года он согласился на прекращение войны с Ираком, то решение далось ему тяжело, «как выпить чашу с ядом».

В 2008 году в России знаменитое «Завещание» аятоллы Хомейни было официально признано экстремистской литературой (решением Городищенского районного суда Пензенской области от 21.02.2008 г.) и 2.06.2008 г. включено в обобщённый список экстремистской литературы Федеральной регистрационной службы РФ. Данное решение суда вызвало протесты в некоторых исламских кругах России.

Биография

Рухолла Аль-Мусави Аль-Хомейни, родился в семье священнослужителя-шиита, ещё в младенчестве потерял отца, убитого наемником правившей в то время в стране шахской династии, а его мать умерла, когда ему исполнилось 15 лет. Хомейни учился в местных религиозных школах, в Эраке, а затем в Куме, где в возрасте 23 лет удостоился звания моджтахида, дававшего право преподавать.

Уже тогда Хомейни занялся политической борьбой против светского режима шахов династии Пехлеви, за что к середине 1930-х лишился права читать лекции по исламскому праву и философии в Куме. Подпольная преподавательская деятельность и написание значимых для исламского вероучения сочинений чрезвычайно возвысили духовный авторитет Хомейни, и в конце 1950-х он получил звание «аятолла» — высший духовный титул в шиитском исламе.

Первые победы и изгнание

В 1962 Хомейни возглавил забастовку духовенства, вынудившую правительство Асадоллы Алама отказаться от законопроекта о региональных и местных обществах, а в январе 1963 призвал бойкотировать шахский референдум по вопросам проведения реформ (так называемая «белая революция»), утверждая, что он не соответствует исламским нормам и Конституции страны.

Начавшиеся в стране широкомасштабные выступления в поддержку имама были подавлены полицией, референдум был проведен 26 января 1963, а имам Хомейни арестован и препровожден в Тегеран, где провел в заключении 2 месяца. После референдума и провозглашения курса на реформы Хомейни назвал «белую революцию» черной и в открытом манифесте заявил:

Я вижу решение - в смещении этого правительства за нарушение заветов ислама… О, Господи, я доведу [дело] до конца! И если я останусь в живых, с Божьей помощью непременно исполню свой долг.

Я готов к тому, что мое сердце будет пронзено штыками ваших агентов, но я никогда не подчинюсь вашим несправедливым требованиям и не склонюсь перед вашей жестокостью
Новые массовые выступления в крупнейших городах Ирана заставили правительство выпустить имама из-под стражи, но уже в октябре 1964 Хомейни вновь арестовали и выслали в Турцию после того, как он осудил закон об особом статусе американских граждан в Иране. Из Турции Хомейни перебрался сперва в священный шиитский город Неджеф в Ираке, а в 1978 — в Париж, где продолжил свою борьбу против шахского режима.

В середине марта, накануне иранского Нового года, Хомейни призвал иранцев отказаться от любых празднований и выйти на улицу с политическими лозунгами. Шах приказал разогнать демонстрантов. 22 марта был осуществлен вооруженный налет агентов тайной полиции САВАК на медресе Февзийе в Куме, руководителем которого был Хомейни; один учащийся погиб. Аятоллу арестовали, но вскоре отпустили после «разъяснительной работы».

В своих обращениях Хомейни пропагандировал идею свержения власти шаха и создания теократического государства во главе с духовенством. Все его заявления практически не содержали каких-либо конкретных предложений для совместного решения назревших проблем. Он питал патологическую ненависть к шаху и его правительству, к Израилю, к Америке, ко всему зарубежному и неисламскому. На одном из собраний духовенства в Куме он обобщил свои взгляды следующим образом:

Америка хуже Англии, Англия хуже Советского Союза, а Советы хуже обеих! Но сейчас Америка является воплощением всей мерзости. Пусть президент США знает, что наш народ ненавидит его больше всех… Все наши беды исходят от Америки и от Израиля. Исламские народы ненавидят иностранцев вообще

Исламская революция в Иране. Возвращение в Иран

Таинственная гибель сына имама Мостафы Хомейни, оскорбительная статья в адрес аятоллы, вызвали столь широкий резонанс в Иране, что все население страны вышло на манифестации, а большинство предприятий нефтяной промышленности забастовали. В результате шахский режим смог продержаться чуть больше месяца: в январе 1979 шах с семьей покинул страну навсегда, 31 января 1979 Хомейни вместе с группой своих сторонников вернулся в Иран, 11 февраля подконтрольные шаху войска прекратили сопротивление. 14 февраля «Национальный фронт» под руководством аятоллы Хомейни сформировал правительство, а большинство участников референдума 31 мая поддержало создание Исламской Республики Иран.

Политика Хомейни в 1979—1989

По указу Хомейни был создан «Корпус стражей Исламской революции», разработана и принята новая Конституция республики, предоставившая ему верховную власть как «высшему духовному авторитету». В стране был создан мощный репрессивный аппарат и введены суровые исламские законы: полная исламизация всех сторон жизни общества — политики, экономики и культуры. Женщинам запретили носить непредписанную мусульманкам одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. Началась борьба по подавлению левой оппозиции и организаций национальных меньшинств.

4 ноября 1979 сторонники аятоллы Хомейни захватили посольство США в Тегеране, требуя вернуть в страну на расправу бывшего шаха Ирана Мухаммеда Резу Пехлеви, нашедшего пристанище в Америке. Несмотря на все усилия администрации США, включая попытку освобождения вооруженным путем, 52 американских заложника были отпущены иранцами только через 444 дня, в январе 1981, спустя несколько минут после инаугурации нового президента США Рональда Рейгана, сменившего на этом посту Джеймса Картера.

Обосновавшись в Куме, аятолла лично руководил политикой страны, назначая по своему усмотрению членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Ирано-иракская война (1980—1988) ещё более сплотила приверженцев Хомейни, хотя Ирану в конце концов пришлось подписать резолюцию № 598 Совет безопасности ООН о прекращении огня в июле 1987 и согласиться с условиями мирного договора, максимально учитывавшего интересы Ирака.

Письмо Михаилу Горбачёву в 1989 году

1 января 1989 года направил личное послание Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Горбачёву, в котором призвал его отказаться от идеологии коммунизма и пересмотреть политику предшественников Горбачёва, «заключавшейся в отречении общества от Бога и от религии». Он предостерёг от распутывания клубка экономических проблем социализма и коммунизма возвращением с этой целью к капитализму и заявил, что «Исламская Республика Иран как самый могущественный оплот исламского мира может с лёгкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества», отмечая также, что «Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, и это ведет и будет вести Запад в трясину пошлости, в тупик. Ваша основная трудность заключается в тщетной длительной борьбе против Бога, основного источника бытия и всего сущего».

Послание было вручено Михаилу Горбачёву 4 января специальным представителем имама аятоллой Джавади-Амоли (англ. Abdollah Javadi-Amoli). Михаил Горбачёв дал письменный ответ, в котором рассматривались вопросы двусторонних отношений и регионального сотрудничества. Его вручил лично 25 февраля 1989 года Эдуард Шеварднадзе в доме Хомейни, несмотря на то, что Хомейни по причине неважного самочувствия и по рекомендации врачей никого не принимал. Шеварднадзе был единственным иностранцем, который встречался с Хомейни после исламской революции. По свидетельству Шеварднадзе, Хомейни так прокомментировал его изложение ответа Горбачёва:

«Я разочарован. Я слышал, что Горбачёв — мыслящий человек. Я не случайно написал ему письмо. В письме речь шла о месте человечества в этом мире и в потустороннем мире. Я не задумываюсь о проблемах этого мира. Я размышляю о потустороннем мире, и на этот вопрос я не получил ответа. Что касается нормализации отношений, то я поддерживаю это».
Для СМИ иранской и советской стороной была согласована следующая формулировка: «имам, выслушав содержание письма Горбачёва, одобрил его». Через пять месяцев после написания этого письма Хомейни умер.

Деятельность в 1989 году

14 февраля 1989 аятолла Хомейни отдал приказ о физическом уничтожении писателя Салмана Рушди, книгу которого — «Сатанинские стихи» — мусульмане сочли оскорбительной для ислама. (Теймураз Степанов, присутствовавший в ходе одной из встреч Шеварнадзе с министром иностранных дел Ирака Тариком Азизом в начале 1989 года, отмечал в своём дневнике, что Тарик Азиз высказывался, что «Вынеся приговор писателю, Хомейни объявил войну своим противникам в Иране. Так он пытается решить внутренние проблемы. Режим Хомейни находится в состоянии постоянной войны с самим собой и с остальным миром. Эту историю с книгой сравнивают с захватом американского посольства»).

После обширного инфаркта в 1980 Хомейни вместе с семьей поселился в пригороде Тегерана, где и скончался 3 июня 1989. Аятолла Хомейни был похоронен в мавзолее, расположенном в 8 км к югу от Тегерана и в 25 км от международного аэропорта имени имама Хомейни, недалеко от военного кладбища Бехеште-Захра.

Имя аятоллы носят города Хомейни-Шехр в провинции Исфахан и Бендер-Хомейни в Хузестане.Похоронен на кладбище Бехеште-Захра. На его похороны собралось около 10 млн человек.

Рухолла Мусави Хомейни – иранский религиозно-политический деятель, организовавший так называемую Исламскую революцию. В ходе неё был свергнут диктаторский режим шаха Пехлеви и провозглашена теократическая республика.

В новом Иране Хомейни, имевший титул «аятолла» (высший ранг шиитского духовенства), стал первым руководителем страны.

Биография

Рухолла Мусави родился в Хомейне, от которого и образовалась его фамилия. Его отцом был шиитский священник, считавшийся потомком седьмого «святого» имама Мусы и, следовательно, потомком самого Мухаммеда.

Когда Рухолла был маленький, его отец умер. Точная причина не установлена, но считается, что его убил агент, подосланный шахом, или умертвили землевладельцы-партнёры, с которыми он поспорил из-за урожая. Мать Рухоллы умерла, когда ему было пятнадцать лет.

Точная дата рождения Хомейни не установлена: он родился в период между 1898 и 1902 годом. Учился Хомейни в нескольких исламских учебных заведениях – в Хомейне, Эраке, Куме.

В религиозной школе Кума он в 23 года получил звание мутджахида, это означало, что он наделялся правом преподавать. Однако уже тогда он начал выступать против светского шахского режима, из-за чего права на преподавание был лишён. Дальнейшая его «педагогическая» деятельность проходила в подпольных условиях. Именно в этот период он и забрался на самый верх шиитской духовной «лестницы», удостоившись титула аятоллы.

Когда ему было 27 лет, он взял в жёны Хадижу, дочь другого аятоллы. Вместе с ней он поселился в Куме, где открыл собственное медресе, ставшее пристанищем радикально настроенных студентов-исламистов.

Борьба с «белой революцией»

В 1963 году шах Мохаммед Реза Пехлеви инициировал масштабный комплекс реформ, получивший название «белой революции». Политика правителя и до этого шла вразрез с традициями ислама: шах ненавидел религию и пытался покончить с ней раз и навсегда. Реформы 1963 года явились закономерным итогом устремлений прогрессивного монарха.

В частности, реформы подразумевали следующие шаги:

  • Основание огромного количества производственных предприятий, включая машиностроительные, металлургические, самолётостроительные и автомобилестроительные;
  • Иран должен был превратиться в крупную индустриальную державу;
  • Выкуп обрабатываемой земли у помещиков и продажу крестьянам по доступной цене;
  • Национализацию лесов и пастбищ, которые становились общественным достоянием;
  • Открытие высших учебных заведений, готовивших национальные кадры в разных сферах науки и производства;
  • Либерализацию всей общественной и политической жизни страны.

Всё это вызвало поддержку у прогрессивной части иранского общества, однако значительная часть народа, необразованного и отсталого по своей сути, воспротивилась шахским реформам. Одним из признанных «борцов за справедливость» и стал аятолла Хомейни. Начал он с выступлений, критикующих действия шахского правительства, за что несколько раз попадал в тюрьмы.

Полиция также совершила нападение на медресе Хомейни в Куме, при этом погиб один учащийся. Аресты и погромы духовного лидера вызывали массовые протесты, поэтому властям приходилось выпускать Хомейни на свободу. В конце концов его выслали в Турцию. Однако светская Турция, построенная Мустафой Кемалем Ататюрком, также не приняла священника-экстремиста, поэтому тот перебрался вначале в священный для шиитов иракский город Неджеф, а затем уехал в Париж.

Победа «исламской революции»

После отъезда Хомейни из Ирана массовые протесты только усилились. Работники нефтяных предприятий, бывших основой экономического процветания страны, объявили всеобщую забастовку. В результате шаху, его семье и сторонникам пришлось покинуть Иран. Образовавшийся политический кризис держался недолго: в январе 1979 году опальный аятолла вернулся и при участии своих единомышленников сформировал новое правительство.

Отныне Иран становился религиозной республикой во главе с духовенством. Все реформы шаха Пехлеви были отменены, жизнь в стране была подчинена жёсткому исламскому режиму. Аятолла был абсолютным правителем нового Ирана, однако не проживал в столице. Вначале он жил в Куме, а затем перебрался в пригород Тегерана. Там он и скончался в 1989 году от серьёзной болезни.