Житие и страдание святых мучеников Иулиана и Василиссы и других с ними. Иулиан тарсийский

Церковь Мученика Иулиана Тарсийского
Лейб-гвардии Кирасирского Его Императорского Величества полка.
Пушкин
Кадетский бульв., 7

Архитекторы: Курицын В. Н.
Данини С. А.
Год постройки: 1896-1899

Драгунский кавалерийский полк был сформирован 21 июня 1702 г. под командованием князя Григория Волконского. 21 июля 1733 г. полк был переформирован в Кирасирский и назван Бевернским Кирасирским. С 27 декабря 1761 г. полк именуется лейб-гвардии Кирасирским Его Императорского Величества.

Кирасирский полк прибыл в Царское Село из г. Вендела (Лифляндской губ.) 27 февраля 1832 г. Первоначально полковым праздником было 9 мая (день памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая). В 1833 г. в память 100-летия формирования полка полковой праздник перенесен на 21 июля (день памяти св. мчн. Иулиана Тарсийского).

Проект полковой церкви арх. Владимира Николаевича Курицына был высочайше одобрен 9 мая 1895 г.. 17 сентября состоялась ее закладка протоиереем Григорием Словцовым в присутствии императорской четы.
Церковь строилась в память бракосочетания имп. Николая Александровича и имп. Александры Фёдоровны. Основные средства были выделены купцом 1-й гильдии Ильей Кирилловичем Савинковым.
Завершал строительство и занимался внутренней отделкой арх. Сильвио Амвросиевич Данини .


Церковь выстроена в традициях московского и ярославского зодчества XVI-XVII вв.

19 июля 1899 г. протопросвитером Военного духовенства Александром Желобовским был освящен нижний пещерный храм во имя св. пророка Илии. 19 декабря 1899 г. освящен верхний храм протопросвитером Александром Желобовским в присутствии о. Иоанна Кронштадского.

К колокольне храма примыкали два отдельных входа в галереи в виде шатровых часовен. На наружной стене правой часовни находился образ свт. Николая Чудотворца, на левой - св. блгв. вел. кн. Александра Невского. На колокольне было 12 колоколов.

Иконостас верхнего храма, изготовленный фабрикой Ф. К. Цетлера в Мюнхене, был выполнен из стеклянной мозаики, вставленной в железный каркас, который заполнял арку алтарноо свода. Царские врата с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х Евангелистов также были сделаны из стекла. Справа от царских врат находился мозаичный образ Спасителя. Витражи заполняли также окна (изображения Двенадцати Апостолов) и купол (образ Спасителя) верхней церкви. На вечерних богослужениях иконостас подсвечивался электрическими лампочками.

В нижнем храме св. Пророка Илии находился белый мраморный иконостас с позолоченными царскими вратами.
В склепе нижнего храма были погребены купец И. К. Савинков (1825-1900), его супруга Е. М. Савинкова (1829-1897) и первый ктитор церкви полковник В. Н. Шеншин (1861-1905).


Храм был закрыт в 1924 г. и превращен в склад воинской части. Внутренне убранство и иконостас были уничтожены. Большая часть икон в июне 1924 г. сданы в Управление Детскосельскими дворцами-музеями.

В казармах Кирасарского полка разместился 22-й Воронежский кавалерийский полк.
Во воремя ВОв в казармах размещалась Испанская дивизия. Церковь во время оккупации практически не пострадала. После ВОв казармы заняла Гвардейская артиллерийская дивизия. Здание церкви сначала использовалось под каптёрку, затем здесь были производственные мастерские.

В 1987 г. здание взято под охрану. В 1992 г. храм был официально возвращен верующим (приписан к Софийскому собору).


В воспоминаниях полковника лейб-гвардии Кирасирского его величества полка Н. А. Петровского церковь описана следующим образом: "Полковая церковь была построена купцами Савинковыми: мужем и женой, похороненными в склепах нижней (подвальной) части церкви. Хлопотал и распоряжался постройкой (Савинковы только дали деньги) ротмистр Шеншин, который и был ее первым ктитором. Умерший в полку в чине полковника, Владимир Николаевич Шеншин похоронен также в нижней церкви полка. Церковь была освящена в честь Св. Муч. Иулиана Тарсийского, память которого чтится 21 июня. В этот день в 1733 г. императрица Анна Иоановна подписала указ о переформировании нашего полка из Драгунского в Кирасирский - поэтому это день нашего полкового праздника. Церковь наша была в то же время и приходская, по желанию Савинковых. Верхняя церковь имела три алтаря (средний - большой) и хоры. Амвон был отгорожен решеткой, у которой стояли старые штандарты, а перед ними в специальных ящиках-футлярах со стеклом - парадные мундиры (колеты) в Бозе почивжих державных шефов полка".
http://www.citywalls.ru/house18563.html

История строительства церкви

Кирасиры - это военнослужащие частей тяжелой кавалерии, одетые в кирасу (латынь). В России кирасиры появились в 1702 году в войне со Швецией, когда по указу Петра I драгунский полк князя Волконского получил кирасы.Первые упоминания о полковой походной церкви относятся к войне 1812 года. В 1832 году Кирасирский полк прибыл в Царское Село. Для служб военным назначили северный придел Софийского собора. К концу XIX века возникла необходимость в отдельной полковой церкви. Деньги на строительство пожертвовал известный благотворитель, купец первой гильдии Илья Кириллович Савинков.

Храм строился в память о бракосочетании императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. 21 июня 1894 года, в день полкового праздника (день памяти святого мученика Иулиана Тарсийского), произошло освящения места, отведенного под строительство храма. Первые три года проект вел архитектором В. Курицыным, но по неизвестным причинам был отстранен и на его место был назначен С. Данини, который и завершил строительство. Храм был освящен в 1899 году. В храме было устроено два придела: верхний - в честь святого Иулиана, а также нижний (пещерный) - в честь святого пророка Илии. В склепе нижнего храма был похоронен купец Илья Савинков с супругой.

Архитетурные особенности церкви

Одной из традиционных особенностей устройства православных храмов было освещение иконостаса из середины церкви свечами и окнами. Архитектор В. Курицын сделал по-другому: главным источником света в церкви стал сам алтарь. Иконостас представлял собой огромное светящееся окно во всю арку алтарного свода. За ними были сделаны большие окна, свет которых проходил через прозрачный иконостас и падал на верующих, вызывая их благоговейный трепет. Чтобы в окна за алтарем попадало больше света, церковь была построена «наоборот», т. е. алтарь был размещен с южной стороны здания, а главный вход - с севернойОбраза на иконостасе тоже несколько отличались от традиции иконописи, принятой в России.

На северных и южных вратах вместо ликов архангелов или святых диаконов были изображены ветхозаветные пророки: святой Моисей и святой Илия (он был ангелом купца Ильи Савинкова). Изображения Спасителя и Божией Матери на иконостасе тоже отличались от традиционных образов и были единственными в своем роде. Перед ликом Богоматери предстояли Николай Чудотворец и святая мученица царица Александра - ангелы императорской четы. На образе Спасителя были изображены брат Господен во плоти Иаков (в день его памяти было совершено бракосочетание государя и государыни) и ангел-хранитель Кирасирского полка - святой Иулиан. Полковые церкви, кроме функции храма и места захоронения, были еще и музеями воинской славы. В них хранились трофейные знамена и ключи от взятых крепостей, полковые штандарты и знамена, памятные награды, фотографии и документы погибших в боях офицеров и солдат. В Кирасирской церкви хранились полковые мундиры шефов, кираса Николая I, старые штандарты Кирасирского и Драгунского полков.

Современное время

  • В 1924 году храм был закрыт и превращен в военный склад. Все церковные ценности были вывезены, а иконостас разбит.
  • Во время Великой Отечественной войны в здании размещались подразделения испанской Голубой дивизии.


  • В последующие годы здание использовалось под хозяйственные нужды артиллерийской дивизией.
  • В 1987 году здание церкви было взято под охрану государства как памятник архитектуры.


  • В 1992 году храм был передан Русской Православной церкви.
  • В 2006 году началась комплексная реставрация церкви, которая продолжается до сих пор.


Редакция сайта Пушкин.ру

Святой мученик Иулиан Тарсийский родился в малоазийской провинции Киликия. Он был сыном сенатора-язычника, мать его исповедовала христианство. После смерти мужа мать святого Иулиана переселилась в город Тарс, где крестила сына и воспитала в христианском благочестии. Когда святому исполнилось 18 лет, император Диоклитиан (284-305) начал гонение на христиан. В числе других был схвачен и святой Иулиан. Его привели к правителю Маркиану на суд, где долго уговаривали отречься от Христа. Ни истязания, ни угрозы, ни обещания даров и почестей не могли склонить благочестивого юношу к принесению языческих жертв и отречению от Христа. Святой исповедник оставался непоколебимым в твердой вере. Целый год мученика водили по городам Киликийской области, в каждом из них подвергая допросам и жестоким истязаниям, после чего бросили в темницу. Мать святого Иулиана следовала за сыном и молилась, чтобы Господь еще более укрепил его в вере и подвиге. В городе Эгее под предлогом убедить сына принести жертву идолам, она просила правителя разрешить ей посещать темницу. Три дня она провела в темнице со святым Иулианом, умоляя его быть твердым до конца.

Святой Иулиан вновь предстал перед правителем. Думая, что мать убедила сына повиноваться императорскому указу, правитель стал хвалить ее благоразумие. Неожиданно святая смело исповедала себя христианкой. Святой мученик Иулиан все так же бесстрашно и мужественно обличал языческое многобожие. Тогда правитель приказал отрубить матери святого Иулиана ступни ног за то, что она сопровождала сына из Тарса. Святая мученица скончалась от нанесенных ран. Мученика Иулиана зашили в мешок, наполненный песком и ядовитыми гадами, и бросили в море. Тело страдальца было вынесено волнами на берег около Александрии и с честью погребено одной благочестивой александрийской христианкой. Мученическая кончина его последовала около 305 года. Впоследствии мощи святого мученика перенесли в город Антиохию. почтил память святого мученика Иулиана похвальным словом.

Иконописный подлинник

Русь. XVII.

Минея - Июнь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Афон. XV.

Мч. Иулиан. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Афон. 1547.

Мучение св. Иулиана. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Святой Иулиан, сын сенатора язычника и матери христианки, родился в киликийском1 городе Аназарве. По смерти мужа, мать святого Иулиана переселилась из Аназарва в киликийский же город Тарс2. Здесь она крестила отрока Иулиана в христианскую веру и воспитывала его, обучая вместе с книжным учением истинам веры и правилам благочестия христианского.
Когда Иулиану исполнилось 18 лет, то поднялось сильное гонение на христиан, воздвигнутое императором Диоклитианом3. В числе других христиан был взят и святой Иулиан и приведен на суд к игемону Маркиану4. Но ни жестокие истязания, ни угрозы, ни обещания даров и почестей не могли склонить благочестивого юношу к принесению языческих жертв и к отречению от Христа. Целый год водили Иулиана по разным городам Киликии, везде подвергая истязаниям, но он, подобно адаманту5, оставался непреклонен в исповедании веры в Иисуса Христа. Когда святого Иулиана привели в город Эгею6, то там нечестивые язычники силою открыли рот святому мученику и вкладывали туда идоложертвенное мясо и кровь, желая нечестивыми жертвами осквернить чистого и святого раба Христова. После этого святой Иулиан был ввергнут в темницу. Сюда к нему пришла его благочестивая мать, которая всюду сопутствовала Иулиану, умоляя Господа укрепить сына ее в страдальческом его подвиге. Когда же мучители взяли мать святого Иулиана и привели ее на суд, то она просила игемону позволить ей в продолжение трех дней навещать сына своего в темнице, дабы убедить его поклониться идолам. Игемон разрешил ей невозбранно приходить к сыну ее в темницу. Она же, проводя с ним в темнице дни и ночи и с материнскою любовью беседуя с ним, со слезами увещевала его претерпеть до конца временные мучения, дабы сподобиться от Господа вечных благ в царстве мучеников.
По прошествии трех дней, святого Иулиана вместе с матерью привели на суд к игемону. Думая, что мать уже уговорила сына к принесению идольских жертв, игемон стал хвалить ее за это увещание, но та громко и безбоязненно начала исповедовать имя Иисуса Христа и обличать языческое безбожие. Также и святой Иулиан неустрашимо исповедовал и прославлял Иисуса Христа - Единого истинного Бога и обличал языческое многобожие. Тогда разгневанный игемон повелел мучить обоих - и мать и сына. Матери святого, после многих истязаний, отрубили ступни ног, которыми она шествовала за своим сыном, следуя за ним из Тарса; святого же мученика Иулиана положили в мешок, наполненный песком и разными ядовитыми гадами, и бросили в море. Так кончил свои страдания святой Иулиан. Чрез несколько времени скончалась в страданиях и благочестивая мать его, - и оба получили венец победы от Христа Бога.
Тело святого Иулиана было вынесено волнами на берег, где его нашла одна благочестивая вдова из Александрии и с честью предала погребению. Впоследствии святые мощи Иулиана перенесены были в Антиохию7 . Святой Иоанн Златоуст8, когда был пресвитером в Антиохии, почтил память святого мученика Иулиана похвальным словом.
Кондак, глас 2:
Благочестия непобедимаго воина, и истины согласника и оружника, вси достойно восхвалим Иулиана днесь, и к нему возопиим: моли Христа Бога о всех нас.

1 Киликия - юго-восточная римская провинция в Малой Азии.
2 Тарс - большой и населенный город в южной части Киликии, при реке Кидне, недалеко от него впадающей в Средиземное море. И в настоящее время Тарс - еще довольно значительный город.
3 Диоклитиан царствовал с 284 г. по 305 г.
4 Игемон - правитель области
5 Адамант (алмаз) - камень имеющий такую крепость, что чертит прочие камни, сам не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым, прославившимся твердостью свое веры.
6 Эгея - один из приморских городов в Киликии.
7 Антиохия - древнейший город Сирии, лежит при р. Оронте, верстах в 10 от впадения ее в Средиземное море.
8 Святой Иоанн Златоуст - знаменитый отец Церкви IV-го и начала V-го века; память его - 13 ноября.

, 18 марта (Греч.), 24 июня (Греч.)

Тело страдальца было вынесено волнами на берег и с честью было погребено одной благочестивой александрийской христианкой. Согласно Императорскому Минологию, вдова обрела мощи на побережье в месте, называемом Вафей, недалеко от Антиохии. Впоследствии мощи святого мученика перенесли в город Антиохию , где построили храм во имя этого мученика. Свт. Иоанн Златоуст свидетельствовал, что от мощей происходили исцеления бесноватых.

Севир, патриарх Антиохийский (512-518), написал в честь мч. Иулиана гомилию на сирийском языке. Почитание этого мученика получило широкое распространение в Италии (особенно в Аримине, ныне Римини), Сев. Африке, Испании и Галлии, в чем сыграла определенную роль путаница с одноименными местными святыми.

В честь мч. Иулиана установлено две даты празднования - 16 марта и 21 июня . Под 21 июня в Минологии Василия II вместо Жития Иулиана помещен рассказ об Иулиане из Антинои , основавшем монастырь и обратившем в христианство Келсия, сына правителя Маркиана. В Синаксаре Константинопольской церкви под этой датой приведены оба текста - об Иулиане из Киликии и об Иулиане из Антинои. Видимо, Житие Иулиана послужило одним из источников Жития Иулиана египтянина: оба в 18 лет начали свой христианский подвиг (первый - исповедание Христа, а второй - девственный брак) и оба претерпели муки от правителя Маркиана.

В Иеронимовом Мартирологе память мч. Иулиана отмечена под 14 февраля и 22 июня; в сир. Мартирологе Раббана Слибы - под 1 октября. В некоторых византийских рукописях Житие мч. Иулиана помещено под 18 марта или под 24 июня. В пространной редакции древнерусского Пролога, составленной в 3-й четверти XII в., 5 февраля именем Иулиана ошибочно надписано Житие Иулиана, мч. Эмесского.

Литература

  • BHG, N 965-967е;
  • ActaSS. Mart. T. 2. P. 415-418, 421-424;
  • Ioannes Chrysostomus. Ad homiliam in sanctum Julianum martyrem // PG. 50. Col. 665-676 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвала св. мч. Юлиану // Творения: В 12 т. СПб., 1896. М., 1994р. Т. 2. Кн. 2. С. 713-723);
  • PG. 117. Col. 353, 505;
  • Gheyn I., van den. Un fragment des Actes de S. Julien d"Anazarbe // AnBoll. 1896. T. 15. P. 73-76;
  • SynCP. Col. 541-542, 545, 762;
  • Latyšev. Menol. T. 2. P. 83-87;
  • Les homiliae cathedrales de Sévère d"Antioche: Trad. syriaque de Jacques d"Édesse // PO. 1919. T. 12. Fasc. 1. P. 112-132;
  • MartHieron. Comment. P. 94, 101, 330;
  • MartRom. Comment. P. 99-100;
  • ЖСв. Июнь. С. 478-480;
  • Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 255-256.
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 35, 76, 187; Т. 3. С. 228-229;
  • Delehaye. Origines. P. 62, 93, 121, 153, 166, 186, 189, 194, 200, 208, 241, 343;
  • Sauget J.-M. Giuliano di Anazarbo // BiblSS. Vol. 6. Col. 1189-1190;
  • ᾿Ιουλιανός (10) // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 947-948;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 220;
  • Aubert R. Julien (11) // DHGE. T. 28. Col. 498-499.

Использованные материалы