Высказывания абу али ибн сина. Цитаты и высказывания авиценны


Авицена (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина) родился - 16 августа 980 года, с. Афшана, государство Саманидов. Средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Автор книг - «Канон врачебной науки», «Лекарственные средства», «О пользе и вреде вина», «Трактат о пульсе», «Трактат о сексуальной силе», «Кровеносные сосуды для кровопускания» и др. Умер - 18 июня 1037 года, Хамадан, Аббасидский халифат.

Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Авицена (Ибн Сина)

  • Душа Вселенной - истина.
  • Три оружия есть у врача: слово, растение, нож.
  • Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.
  • Только здоровый дух может гарантировать здоровье.
  • Старое вино относится к разряду лекарств, а не к пище.
  • Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.
  • Счастье, что само пришло к тебе, приносит проклятья, уходя.
  • У человека, у которого страх преобладает над умом, разум молчит.
  • Желанья твоего не спросит седина, и в должный срок появится она.
  • О мудрости твердят: она бесценна, но за неё гроша не платит мир.
  • И счастье тот познал от суеты, кто на мученья шел во имя правоты.
  • Благо, если до последней из дорог ум не знал бы ни сомнений, ни тревог.
  • И малый враг для нас беда большая, но большая беда - жить, это забывая.
  • Умерен будь в еде - вот заповедь одна, вторая заповедь - поменьше пей вина.
  • Как от слепцов скрыт солнца ясный свет, так для глупцов дороги к правде нет.
  • Не спеши видеть друга в каждом встречном и не поверяй своих тайн кому попало.
  • Коль смолоду избрал к заветной правде путь, с невеждами не спорь, советы их забудь.
  • Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.
  • Движение может заменить множество лекарств, но ни одно лекарство мира не заменит движения.
  • Нельзя желать, чтобы вокруг все было так, как было. Унять вращающийся круг какая может сила?
  • Если когда-нибудь было съедено слишком много, то на следующий день нужно оставаться голодным.
  • Искусство соблюдения здоровья состоит в соблюдении соразмерности причин влияющих на здоровье.
  • Вино - твой друг, пока тверез, а если пьян - то враг, змеиный яд оно, когда напился как дурак.
  • Чем реже рука поднимает застольную чашу вина, тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она.
  • Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.
  • В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.
  • Воистину чудесные дела: возносятся безмозглые тела, их наделила тупостью природа, а родовая знатность вознесла.
  • Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.
  • Если болезнь определить затруднительно, то не вмешивайся и не торопись. Поистине, или существо возьмет верх над болезнью, или же болезнь определится.
  • Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.
  • Вино - наш друг, но в нём живет коварство: пьёшь много - яд, немного пьёшь - лекарство. Не причиняй себе излишеством вреда, пей в меру - и продлится жизни царство.
  • Если заниматься физическими упражнениями - нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.
  • Не следует есть в такой степени, при которой не остается места для дополнительной пищи, а надо переставать есть еще при наличии некоторого аппетита. Этот остаток аппетита является продолжением чувства голода, которое через незначительное время исчезает.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (Авиценна), (980–1037), персидский философ, ученый врач, поэт, музыкант

Душа Вселенной - истина.

От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Кто стар, тот молодым огнем пылать не может.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Умерен будь в еде - вот заповедь одна, Вторая заповедь - поменьше пей вина.

Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

О том, что у тебя болит живот, больному говори – здоровый не поймет.

Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

Все, что претерпевает действие ближайшей причины, испытывает его через посредство аналога, передаваемого ему этой причиной, что явствует из индукции. Жар огня, например, воздействует на то или иное тело, лишь передавая ему свой аналог, коим является теплота. Точно так же обстоит дело с прочими силами из числа качеств. Так, разумная душа воздействует на другую подобную ей разумную душу, лишь передавая ей свой аналог, каковым является умопостигаемая форма; меч рубит, лишь передавая испытывающему его действие предмету свою внешнюю форму; точило затачивает нож, лишь передавая его краям аналог того, чего он касается, а именно ровность и гладкость частей.

Душа похожа на стеклянный светильник, знание есть свет, дающий огонь, а мудрость Бога - масло. Если светильник горит, ты жив, если он погас - ты мертв.

Мудрость - это то, что подготавливает нас к величайшему счастью в горней жизни.

Назначение силы размножения заключается в том, чтобы сохранить вид, ибо стремление к долговечности есть нечто истекающее от божества, которое возвышается над всем. А в том, что не способно продолжать существование в качестве особи, но способно продолжить существование вида, определенная сила побуждается к возмещению его следующей за ним особью, дабы таким путем был сохранен его вид. Таким образом, питательная сила возмещает то, что разлагается в особи, а сила размножения возмещает то, что разлагается в виде.

Сила размножения помещается в весьма чувствительном органе, дабы она вожделением способствовала позыву к соитию. В противном случае, если бы в этом не было определенного наслаждения и если бы это не было предметом вожделения, никто не стал бы затруднять себя этим, ибо этого не требуется для продолжения существования особи.

Три оружия есть у врача: слово, растение, нож.

Тайн хранить не умеет глупец и бахвал,
Осторожность поистине выше похвал,
Тайна - пленница, если ее бережешь ты,
Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.

Философу надлежит в своих книгах пользоваться символами и намеками. Ведь известно, как порицал Платон Аристотеля за то, что тот распространял мудрость и демонстрировал знания. И Аристотель был вполне согласен с ним: «Хоть я и сделал это, но оставил в моих книгах много пробелов, и их дано восполнить только немногим из ученых и разумных».

    от том что он все труды написал на фарси- дари и жил в Бухаре- центре Ислама и науки, это известно всем, а мне смешно то что он ел плов который сегодня называется узбекским, а узбеки как народность появились через 6 столетия. и то благодаря Абдурахмана Джами который вырастил сироту и дал знания Великому Алишеру Навои -основоположнику узбекской письменности…Так что у нас корни одни, ЗРИ В КОРЕНЬ…

Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

О том, что у тебя болит живот, больному говори – здоровый не поймет.

Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

Все, что претерпевает действие ближайшей причины, испытывает его через посредство аналога, передаваемого ему этой причиной, что явствует из индукции. Жар огня, например, воздействует на то или иное тело, лишь передавая ему свой аналог, коим является теплота. Точно так же обстоит дело с прочими силами из числа качеств. Так, разумная душа воздействует на другую подобную ей разумную душу, лишь передавая ей свой аналог, каковым является умопостигаемая форма; меч рубит, лишь передавая испытывающему его действие предмету свою внешнюю форму; точило затачивает нож, лишь передавая его краям аналог того, чего он касается, а именно ровность и гладкость частей.

Душа похожа на стеклянный светильник, знание есть свет, дающий огонь, а мудрость Бога - масло. Если светильник горит, ты жив, если он погас - ты мертв.

Мудрость - это то, что подготавливает нас к величайшему счастью в горней жизни.

Назначение силы размножения заключается в том, чтобы сохранить вид, ибо стремление к долговечности есть нечто истекающее от божества, которое возвышается над всем. А в том, что не способно продолжать существование в качестве особи, но способно продолжить существование вида, определенная сила побуждается к возмещению его следующей за ним особью, дабы таким путем был сохранен его вид. Таким образом, питательная сила возмещает то, что разлагается в особи, а сила размножения возмещает то, что разлагается в виде.

Сила размножения помещается в весьма чувствительном органе, дабы она вожделением способствовала позыву к соитию. В противном случае, если бы в этом не было определенного наслаждения и если бы это не было предметом вожделения, никто не стал бы затруднять себя этим, ибо этого не требуется для продолжения существования особи.

Три оружия есть у врача: слово, растение, нож.

Тайн хранить не умеет глупец и бахвал,

Осторожность поистине выше похвал,

Тайна - пленница, если ее бережешь ты,

Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.

Философу надлежит в своих книгах пользоваться символами и намеками. Ведь известно, как порицал Платон Аристотеля за то, что тот распространял мудрость и демонстрировал знания. И Аристотель был вполне согласен с ним: «Хоть я и сделал это, но оставил в моих книгах много пробелов, и их дано восполнить только немногим из ученых и разумных».

Авиценна (Ибн Сина)

известный на западе как Авиценна ; перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎

средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма; был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане; всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274; самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

Море слов сокровенного смысла полно,
Этот смысл я читать научился давно.
Но когда размышляю о тайнах Вселенной,
Понимаю, что мне их прочесть не дано.

Как от слепцов скрыт солнца ясный свет,
Так для глупцов дороги к правде нет.

Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.

Растительную если ты предпочел еду,
То с пищею скоромной будь строго не в ладу.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Если заниматься физическими упражнениями - нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Ты, оставивший в мире злодейства печать,
Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.
Не надейся: вовеки не будет прощенья,
Ибо сеявший зло - зло и должен пожать.

Душа Вселенной - истина.

Сердца наши, скальной породы, связала любовь оттого,
Что ты неприступна, как камень, а я - терпеливей его.

Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.

О мудрости твердят: она бесценна,
Но за неё гроша не платит мир.

Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.

Коль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.

Велик от Земли до Сатурна предел,
Невежество в нем я осилить хотел.
Я тайн разгадал в этом мире немало,
А смерти загадку, увы, - не сумел.

Кто стар, тот молодым огнем пылать не может.

Благо, если до последней из дорог
Ум не знал бы ни сомнений, ни тревог.

Вино - наш друг, но в нём живет коварство:
Пьёшь много - яд, немного пьёшь - лекарство.
Не причиняй себе излишеством вреда,
Пей в меру - и продлится жизни царство…

Умерен будь в еде - вот заповедь одна,
Вторая заповедь: поменьше пей вина.


А просители придут, повернётся к ним спиной.

на другие темы

«Я стократ щедрей тебя», - похваляется иной,
А просители придут, повернется к нам спиной.

Басмой волосы окрашу, снова буду молодым,
Но не ранее, чем ворон, сможет стать, как я, седым.

Воистину чудесные дела: возносятся безмозглые тела,
Их наделила тупостью природа, а родовая знатность вознесла.

Заклинаю тебя, небо, бога ради, дай ответ:
Ты вращаешься, но есть ли в этом смысл какой иль нет?

Когда к невеждам ты идешь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослиных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

Когда умрём, то все до одного
Познаем, что не знаем ничего.

Не лезь в огонь и к банному котлу
Не прижимайся, если он в пылу.

- Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (abu ali hossein ebn-e abdallah ebn-e sina), Ибн Сина (ebn-e sina - отсюда «Авиценна»; родился в селе Афшана близ Бухары, 18 июня 980 года - умер в г. Хамадан, 16 августа 1037 г.) - таджикский философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. В ряде стран известен под латинизированным именем Авиценна. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые - Авиценния. В Таджикистане в его честь названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее известная как Пик Ленина. В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления. К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении». Ему же принадлежат стихотворения на персидском языке, большей частью в форме рубаи.

Цитаты и aфоризмы

« Я стократ щедрей тебя», - похваляется иной,
А просители придут, повернется к нам спиной.

Б асмой волосы окрашу, снова буду молодым,
Но не ранее, чем ворон, сможет стать, как я, седым.

Б езделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

Б лаго, если до последней из дорог
Ум не знал бы ни сомнений, ни тревог.

Б росивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

В нарды смерть играет.
Мы - словно шашки в той игре.
Мир - доска, а день и ночь
- две игральных кости, брат.

В елик от 3емли до Сатурна предел,
Невежество в нём я осилить хотел.
Я тайн разгадал в этом мире немало,
А смерти загадку, увы, – не сумел.

В ино - наш друг, но в нём живет коварство:
Пьёшь много - яд, немного пьёшь - лекарство.
Не причиняй себе излишеством вреда,
Пей в меру - и продлится жизни царство...

В ино - твой друг, пока тверез, а если пьян - то враг,
Змеиный яд оно, когда напился как дурак.

В оистину чудесные дела: возносятся безмозглые тела,
Их наделила тупостью природа, а родовая знатность вознесла.

В рач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

Д уша Вселенной - истина.

Е сли друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.

Е сли заниматься физическими упражнениями - нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Е сли я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.

Ж еланья твоего не спросит седина,
И в должный срок появится она.

З аклинаю тебя, небо, бога ради, дай ответ:
Ты вращаешься, но есть ли в этом смысл какой иль нет?

З емная радость - это лишь мгновенье
Пред вечностью, которая нас ждет.

И счастье тот познал от суеты,
Кто на мученья шел во имя правоты.

К аждый образ и каждый исчезнувший след
В усыпальницу времени лягут на тысячи лет.

К ак от слепцов скрыт солнца ясный свет,
Так для глупцов дороги к правде нет.

К огда к невеждам ты идешь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослинных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

К огда умрем, то все до одного
Познаем, что не знаем ничего.

К оль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.

К то стар, тот молодым огнем пылать не может.

К то счастья не ценил, тот близится к несчастью.

М оре слов сокровенного смысла полно,
Этот смысл я читать научился давно.
Но когда размышляю о тайнах Вселенной,
Понимаю, что мне их прочесть не дано.

Н а пороге смерти мы поймем, что ничего не знаем об жизни.

Н е лезь в огонь и к банному котлу
Не прижимайся, если он в пылу.

Н е спеши видеть друга в каждом встречном и не поверяй своих тайн кому попало.

Н ельзя желать, чтобы вокруг все было так, как было. Унять вращающийся круг какая может сила?

Н ет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

Н ичто не вечно под луной, смысл бренности не скроешь,
Зачем сокровища копить - не станет и сокровищ.

О мудрости твердят: она бесценна,
Но за неё гроша не платит мир.

О на косы смоляные расплела, пугая ночь,
Лик сиял ее при этом и бежала в страхе ночь.

О т праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.

П о ушедшей молодости траур я ношу теперь.
Почему же ночь приходит в чёрном, не познав потерь?

П остоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Р астительную если ты предпочел еду,
То с пищею скоромной будь строго не в ладу.

С ослами будь ослом - не обнажай свой лик!
Ослейшего спроси - он скажет «Я велик!»
А если у кого ослиных нет ушей,
Тот для ословства - явный еретик!

С ердца наши, скальной породы, связала любовь оттого,
Что ты неприступна, как камень, а я - терпеливей его.

С лепой не видит солнца, даже глядя на небо. Так и для невежды смысл истины скрыт за семью замками.

С покойно зажил бы, отраду обретя,
О, если бы познать, кто я! Хотя бы раз
Постигнуть, для чего скитаюсь я сейчас?
А нет - заплакал бы я тысячами глаз.

С уть в существе твоем отражена,
Не сможет долго тайной быть она,
Не потому ль, что суть любой натуры
В поступке, словно в зеркале, видна.

С частье, что само пришло к тебе, приносит проклятья, уходя.

Т айн хранить не умеет глупец и бахвал,
Осторожность поистине выше похвал,
Тайна - пленница, если ее бережешь ты,
Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.

Т ы, оставивший в мире злодейства печать,
Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.
Не надейся: вовеки не будет прощенья,
Ибо сеявший зло - зло и должен пожать.

У мерен будь в еде - вот заповедь одна,
Вторая заповедь - поменьше пей вина.

У меренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Ч ем реже рука поднимает застольную чашу вина,
Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она.

Я в темницу заточен был наветчикам в угоду.
И в раздумье погружен, как мне выйти на свободу.