Святые фрол и лавр. Можно ли молиться о животном? Новые чудеса святых мучеников

Среди храмов Москвы, чудом сохранившихся в годы советских антицерковных гонений, многие только сегодня завершают свое восстановление. Понадобилось не менее четверти века, чтобы возродить их после десятилетий поругания. Одной из таких московских святынь является широко известная церковь святых Флора и Лавра на Зацепе. Храм, в XX столетии претерпевший многие мучения, символом которых стали двое новомучеников из числа священнослужителей этой церкви.

Старший священник храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе протоиерей Григорий Белоус рассказал Царьград.TV:

"В нашем храме служило два священномученика, которые были впоследствии расстреляны за веру на Бутовском полигоне. Это - протоиерей Николай Виноградов и иерей Дмитрий..."


Мученический подвиг клириков этого храма, как и многих других новомучеников и исповедников Церкви Русской во многом напоминает подвиг раннехристианских мучеников. В том числе и тех, кому посвящена сама церковь - Флора и Лавра - святых братьев, отдавших жизнь за веру во II веке от Рождества Христова.

Из Жития мучеников Флора и Лавра

"Мученики Флор и Лавр были родными братьями. Они успешно проповедовали среди язычников, чему способствовали чудеса, в числе которых было исцеление сына языческого жреца, приведшее ко Христу и исцелённого, и его отца. Однажды святых братьев, как известных каменщиков, правитель балканского Иллирика направил строить языческий храм. В новопостроенном храме Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили молитву, после чего уничтожили языческих идолов. Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр брошены в колодец и засыпаны землёй. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Царьград..."

Церковь мучеников Флора и Лавра на Зацепе находится в минуте ходьбы от Павелецкого вокзала. Изначально же эти места были территорией знаменитой Ямской Коломенской слободы - места проживания ямщиков. Что в значительной степени послужило посвящению храма именно этим святым. Протоиерей Григорий Белоус отмечает:

"Мученики Флор и Лавр получили от Бога особую благодать молиться и помогать животным. И в нашей русской истории, когда в Новгороде был падеж скота, после молебнов святым мученикам Флору и Лавру эта моровая язва прекратилась, и с тех пор на Руси стали особенно почитать этих святых как покровителей животных..."

Это почитание особенно глубоким было среди русских крестьян, ямщиков и воинов. А потому неудивительно, что в народе святых Флора и Лавра нередко именовали "лошадниками". В чем не было ни капли кощунства. По словам отца Григория Белоуса:

"Они настолько почитались как покровители животных, что на Куликовскую битву преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия 31 августа, как раз в день святых мучеников Флора и Лавра... У нас есть чисто русская икона "Чудо о Флоре и Лавре". Этой иконы вы ни в одной православной стране не найдете, только на Руси. И здесь наш народ, наши иконописцы изобразили целое богословие: не сам Флор и Лавр управляют животными, но тут изображен Архистратиг Божий Михаил, который дает им поводья. Тем самым, Высшая Сила дает им силу и разум для управления животными..."

И сегодня, как в былые века, многие христиане молятся в церкви Флора и Лавра перед иконами этих святых, в том числе и о своих домашних питомцах. И эти трогательные молитвы очень часто бывают услышаны.

Память святых мучеников Флора и Лавра совершается в Православной Церкви 31 августа по новому стилю.

Жизнеописание святых Флора и Лавра
О святых Флоре и Лавре сохранилось очень мало сведений, и об их жизни мы узнаем только из агиографической литературы. Известно, что они были родными братьями и жили и приняли мученическую кончину в Римской империи, в Иллирике (провинция, располагавшаяся на территории современной Албании и Хорватии). Братья были талантливыми каменщиками, и потому правитель послал их возводить большой языческий храм, которым хотел украсить Иллирик. Несмотря на то, что Флор и Лавр строили языческое святилище, они не скрывали своей христианской веры и проповедовали учение Христа, а также старались помогать бедным полученной за работу платой. Милосердие и искренняя вера братьев способствовали тому, что многие язычники обратились ко Христу. В житии рассказывается о чудесном исцелении сына жреца, которое совершили Флор и Лавр, после чего тот отказался от язычества и принял Крещение. К концу строительства языческого храма Флор и Лавр обратили так много людей ко Христу, что вместо идолов в храме был поставлен крест и новообращенные христиане совершили вместе со святыми братьями молитву ко Господу. Правитель Иллирика, услышав об этом, был весьма разгневан и повелел схватить и казнить всех, кто отказался от прежней веры и исповедал себя христианином. По преданию, тогда приняло мученическую кончину около трехсот человек, вместе с бывшим жрецом и его сыном. Флор и Лавр были приведены к правителю, и тот требовал их отречься от Христа. Святые братья отказались сделать это, и тогда их бросили в колодец и засыпали землей. Спустя некоторое время их мощи были обретены нетленными и с почетом перенесены в Константинополь.

Почитание святых Флора и Лавра на Руси
На русской земле святые мученики Флор и Лавр пользовались большим почитанием и любовью, поскольку их считали покровителями лошадей. Сохранилось предание о том, что до того, как мощи святых были обретены, по всей стране царил падеж скота, но когда мощи были открыты, то падеж скота прекратился. Возможно, что это предание пришло на Русь с Балканского полуострова, являвшегося родиной святых братьев. На Руси день памяти Флора и Лавра назывался также «лошадиным праздником». К этому времени старались закончить все сельскохозяйственные работы и дать лошадям отдых. В этот день просили мучеников Флора и Лавра, чтобы они сохранили лошадей, без которых немыслима была работа на земле. После молебна коней украшали и окропляли святой водой.

Икона святых Флора и Лавра
Благодаря тому, что святые мученики Флор и Лавр почитались покровителями лошадей, то изображение коней на их иконе считалось обязательным. Известны иконописные изображения, на которых Флора и Лавра писали вместе с Архангелом Михаилом, поскольку существовало народное предание, по которому святые помогали пастухам сохранить коней, а им, в свою очередь, помогал Архангел Михаил. По другому народному преданию, Архангел Михаил предсказал окончание падежа скота после того, как мощи святых Флора и Лавра будут обретены. Начиная с XV века появляется икона, получившая название «Чудо о Флоре и Лавре». Это иконописное изображение разделяется на три яруса: на верхнем пишется Архангел Михаил, на среднем – Флор и Лавр, а на нижнем - святители Спиридон и Власий, также почитавшиеся на Руси покровителями домашнего скота. Но ко святым мученикам Флору и Лавру можно молиться не только о покровительстве домашних животных, а и в любой нужде: как телесной, так и духовной.

Тропарь, глас 4:
Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/ восхвалим, вернии, по достоянию,/ Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго./ Иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/ темже пострадавше до крове,/ и венцы пресветлыми увязостеся,// молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак, глас 8:
Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены,/ вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/ яко да улучим благодать и милость молитвами их// и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.

Величание:
Величаем вас, / страстотерпцы святии Флоре и Лавре, / и чтим честная страдания ваша, / яже за Христа / претерпели есте.

Молитва:
Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Житие святых мучеников Флора и Лавра

Православная Церковь празднует память святых мучеников Флора и Лавра 18 (31) августа. Они пострадали во II веке. Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу, так как единодушно веровали во Христа и угождали Ему добрыми делами. Сначала они жили в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне земли Югославии: Босния, Герцеговина, Сербия и другие страны Балкан). От христиан Прокла и Максима братья научились ремеслу каменотесов и стали в этом ремесле искуснейшими в Иллирии. От Прокла и Максима святые братья научились и богоугодной жизни. Благочестивые учителя Флора и Лавра были преданы смерти за веру во Христа, а спустя некоторое время вслед за ними и святые братья унаследовали мученические венцы. Это произошло так.
Когда правитель соседней области обратился к правителю Иллирии Ликиону с просьбой прислать ему искусных каменщиков для постройки языческого храма, тот отправил туда Флора и Лавра, как лучших знатоков строительного дела. Сооружая храм, братья раздавали бедным плату, получаемую за свой труд, и при этом учили людей святой вере во Христа. Они проповедовали язычникам Истинного Бога, кормили голодных и бедных, ночами молились о просвещении людей. Святые братья обратили ко Христу множество людей, среди которых был и языческий жрец со своим сыном. Это произошло следующим образом.
Однажды, когда святые Флор и Лавр тесали камень, к ним подошел юный сын жреца и, став близко, смотрел на их работу. Вдруг от камня отскочил осколок, ударил юношу в глаз и выбил его. На крик раненого юноши прибежал его отец, языческий жрец по имени Мемертин. Видя, что лицо сына окровавлено и глаз выпал, Мемертин бросился было на работников, чтобы побить их. Но бывшие здесь другие рабочие удержали его, удостоверяя, что святые братья невиновны. Флор и Лавр пообещали разгневанному отцу, что его сын получит исцеление.
Они взяли юношу на ночь к себе в дом и стали учить его познанию единого Истинного Бога Иисуса Христа и говорили ему: «Если будешь всем сердцем веровать в Того Бога, о Котором мы возвещаем тебе, то глаз твой скоро будет здоров». На что юноша ответил: «Если глаз мой станет таким же, как и прежде, то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Без сомнения, больше надлежит веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, нежели в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными».
При этом юноша рассказал святым о таком случае:
«-Есть, - сказал он, - среди наших жрецов один жрец по имени Ерм. Когда несколько лет назад хотели поставить его в жреческое звание, то привели к идолу Зевса, чтобы возложить руку идола на его голову. Такой существует у нас обряд при посталении в жречество. Он состоит в том, что руку идола, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи серебряной цепи поднимают вверх, а потом опускают на голову поставляемого. Когда эту руку спускали на голову Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула из рук державших ее, и рука идола, упав на лицо Ерма, ободрала его ногтями вплоть до костей, так что до сего дня издалека видны зубы его. И ни один бог не оказал ему помощи, напротив, ему делается все хуже».
Святые Флор и Лавр со слезами начали молиться Богу о том, чтобы Он исцелил юношу и просветил не только его телесный глаз, но и душевные его очи. После усердной молитвы братья осенили больной глаз юноши крестным знамением, и глаз немедленно зажил и так же хорошо видел, как и прежде. Вследствие такого чуда уверовал во Христа не только исцеленный юноша, но и отец его и из служителя демонов стал рабом Господа нашего Иисуса Христа.
После этого святые работники Флор и Лавр, получая в своей работе помощь от Ангела Божия, в короткое время окончили постройку храма, но не оставили его для жилища идолов, а освятили его для прославления пресвятого имени Иисуса Христа. Они поставили в храме к востоку честной крест и, собрав до трехсот человек бедняков, братьев своих по вере, совершили всенощную молитву, прославляя Христа Бога.
Во время молитвы сошел свыше свет неизреченной небесной славы и наполнил храм дивным сиянием. По окончании всенощной молитвы все бывшие в храме отправились к стоявшему неподалеку зданию, в котором находились приготовленные для нового храма идолы, и, обвязав шеи этих идолов своими поясами, стали влачить их по земле, бить и ломать, и таким образом раздробили их на мелкие части.
Узнав о случившемся, областеначальник велел взять братьев и всех, кто был с ними, в том числе Мемертина с сыном. Всех приговорили к сожжению, а самих Флора и Лавра отослали к правителю Иллирии Ликиону. Ликион обстоятельно расспросил их обо всем и, узнав, что они христиане и остаются непоколебимыми в своей вере, велел сбросить их в глубокий колодец и засыпать землей живых. Через много лет нетленные мощи святых братьев были обретены и перенесены в Константинополь. Господь даровал им великую целебную силу. В 1200 году их видел новгородский паломник Антоний, около 1300 года главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.
Церковь так воспела подвиг мучеников:
«Зодчий показастеся духовнии, наздасте верою благочестивых души, Божественною благодатию на камени веры, и, себе сами совершивше храм священ Честныя Троицы, твердо пострадаете. Тем и исцеления источаете верою к вам притекающим, и страсти отгоняете, страстоносцы самобратнии. Молите Христа Бога грехов оставление подати чтущим любовию святую память вашу» (седален святым мученикам).
В Минее за август сказано, что на Руси, святых мучеников Флора и Лавра дочитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.
По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратится падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан - родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми.
В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

Служение святых мучеников Флора и Лавра Русской земле

В начале девяностых годов прошлого века почти одновременно на дороге из Москвы в Каширу были возвращены Православной Церкви два храма в честь святых мучеников Флора и Лавра. Первый - храм на Зацепе (нынешнее здание построено в 1778 г., но известен храм уже с 1625 г.). Второй - на расстояние одного «ямского гона»- в селе Ям (Старый Ям, XVIII). Кроме того, на месте следующей после Старого Яма ямской станции в Кашире также находится храм в честь святых братьев (1776 г.), который не закрывался даже в самые трудные для Русской Церкви времена. Велико было значение Каширской дороги для Русского государства в XIV - XVI веках, так как в это время Кашира вместе с Коломной и Серпуховым были главными городами-крепостями линии обороны южных границ Русской земли. Рядом с Каширской дорогой, в двенадцати верстах от Москвы, находится древнее село Беседы. По преданию, здесь в 1380 г. раскинул свой шатер святой великий князь Димитрий Донской на пути к Куликову полю. Здесь он держал совет («беседовал») с одним из своих соратников - двоюродным братом Владимиром Серпуховским, будущим доблестным военачальником Куликовской битвы. Здесь сохранилась церковь (XVI в.) Рождества Пресвятой Богородицы, воздвигнутая в память великой победы, одержанной в день этого праздника.
Русское войско шло к месту сбора - Коломне тремя дорогами, одна из которых проходила почти рядом с Каширской. Это дорога победы, о которой с ликованием пели наши предки воины и земледельцы: «На Москве кони ржут, звенит слава по всей земле Русской. Трубят трубы на Коломне, и бубны бьют в Серпухове, стоят стязи у Дона у великого на брези… Русь Великая одолеша Мамая на поле Куликове» («Задонщина»). Благословение на битву святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, 18 августа, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра. После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. События тех великих дней были духовно осмыслены современниками и их потомками. Летописец повествует о победе как о чуде, которое совершилось «помощью Божией и Пречистой Богородицы, святого чудотворца митрополита Петра, преподобного Сергия чудотворца и всех святых».
Именно тогда русские люди стали почитать святых мучеников Флора и Лавра как заступников Русской земли. Не случайно преподобный Андрей Рублев в своих росписях Звенигородского собора Успения на Городке увенчал алтарные столпы изображениями в медальонах святых мучеников Флора и Лавра.
Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру. Подобные иконы получили большое распространение на Руси и особенно на Севере, где оборона границ осуществлялась нередко силами крестьян. Недаром в память об одной из важных побед над шведами под Олонцом, во время смуты в 1613 г., был возведен в пригороде Мегре храм во имя святых мучеников Флора и Лавра.
Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. «Полк мучеников» главная сила в битве против диавола и слуг его на земле. Позднее в одном из богослужебных текстов русские песнописцы напишут: «Радуйся, Богом в брани прославленная Россия» (Минея, июнь). Три храма в честь святых мучеников Флора и Лавра на древнем конном пути к границам Русской земли продолжают свое служение. Это напоминание и призыв России и ее народу последовать по пути, завещанному нашей духовной историей - соединение мирного земледельческого труда с воинским служением.
Вадник-воин - очень точный образ Святой Руси и ее призвания (не случайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России). Мы должны почитать святых Флора и Лавра как помощников на пути духовного подвига сыновей и дочерей нашей Отчизны. Много трудов и упорства требуется теперь и для восстановления порушенного в Отчизне нашей земной. Святые мученики Флор и Лавр, сами каменосечцы и храмоздатели, не только помогают в этом восстановлении - по их молитвам творится чудо просвещения душ человеческих Светом Истины.
Одни из ворот Московского Кремля, построенного святым благоверным князем Димитрием Донским, назывались Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников; в старой Москве, кроме этого, были еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд. (Кроме храма на Зацепе это храмы на Покровской улице и у Мясницких ворот).
Существовал на Руси удивительный народный обычай: на «лошадиный праздник», как называли день памяти Флора и Лавра, пригоняли к церквям лошадей со всех окрестных сел и деревень. В расчесанные гривы и хвосты коней вплетали ленточки и куски кумача или ситца самых ярких цветов, наряжали их в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Животных водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым мученикам Флору и Лавру. После молебна тут же перед церковью лошадей окропляли святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.
С исчезновением лошадей из сельского труда ослабела в народе память об этих святых покровителях.
Рассказывают о случаях помощи святых мучеников Флора и Лавра «братьям нашим меньшим» - не только лошадям, но и другим домашним животным. Ветеринарные врачи, обращавшиеся с молитвой к мученикам об исцелении безнадежных «пациентов» часто получали просимое. А молебны, проводимые по просьбе хозяев конюшен, помогают остановить падеж скота.

31 августа – день памяти великомучеников Флора и Лавра. Молитва в этот день обладает огромной силой и способна творить чудеса! Давайте помолимся!

Икона святых великомучеников Флора и Лавра олицетворяет собой заступничество домашнего очага, семейного счастья и материального благополучия. Святой лик вмещает в себя чудесную иконописную историю, полностью раскрывающую всю картину их праведной жизни.

В народе безгрешных угодников Божьих Флора и Лавра считали небесными заступниками всех людей, чья работа так или иначе была связана с разведением лошадей. Раньше христианский образ присутствовал в каждом доме, но со времи прекращения активного ведения сельского хозяйства память об Флоре и Лавре стала понемногу ослабевать. Однако святые мученики зарекомендовали себя не только, как заступники всадников, конюхов и крестьян, их праведная жизнь вошла в историю становления христианской религии.

История Иконы Флор и Лавр

Священномученики Флор и Лавр жили в Византии, и являлись друг для друга братьями по крови. У них было схожее мировоззрение, они оба веровали в Господа и соблюдали все церковные устои. По профессии своей они являлись каменотесами, и учились ремеслу своему у православных верующих Прокола и Максима, которые и привили им любовь к Богу и веру в Христа.

Святые Флор и Лавр работали над сооружением храма для язычников, свои деньги отдавали неимущим, а сами предавались молитвам и постились. Как-то раз, небольшой камешек сорвался с крыши и ранил роговицу глаза сына Мамертина, одного из местных языческих жрецов. Отец сильно разозлился, но братья, ныне святые, дали ему обещание, что помогут исцелить мальчика. Они полностью взяли раненого мальчика на свое попечение, приобщая к вере в Христе. Исцеление пришло, как только молодой юноша уверовал в истинного Бога. Отец его, Мамертин не остался равнодушным и сам принял Господа, отказавшись от идолопоклонения.

Когда церковь была построена, Флор и Лавр собрали всех православных, разрушили всех идолов, воздвигнув крест, как символ христианства, возле церкви. Такая самодозволенность повергла местного правителя в ярость, его мысли очернились. В ту же минуту он отдал приказ бросить в огонь Мамертина, с новообращенным сыном его и несколько сотен православных верующих. А для Флора и Лавра была уготована ужасная учесть. В то время, как подвижников веры предали огню, братьев захоронили заживо, бросив в огромную яму. Не дрогнув, святые приняли смерть, как дар, отдав жизни за Сына Божьего Иисуса Христа.

Спустя много лет, мощи Святых Братьев были раскопаны и перемещены в столицу Византии. После обретения нетленных мощей прекратились нападки на скот, поэтому Флор и Лавр являются заступниками домашнего скота, в особенности лошадей.

Где сейчас находится лик святых

Иконописный сюжет, который открывается нам на святом образе Флора и Лавра можно встретить во многих церквях России и за рубежом. Пред ней молятся о защите домашнего быта, сохранении скота и материальных благах. Многие христиане почитают данную икону и хранят ее у себя дома, в качестве оберега.

День памяти Иконы

Раньше 31 августа (18 августа по старому стилю) люди отмечали всеми почитаемый праздник, получивший в народе горячую любовь и известность. В это время люди праздновали день памяти Флора и Лавра, которые прославлены были как заступники лошадей и скота. В это время все лошади освобождались от работы, их купали в озерах, а после в гриву заплетали атласные ленты.

В чем теперь помогает Икона Флор и Лавр

Икона великомучеников Флора и Лавра оберегает дом от врагов, ссор и напастей. Святые также помогают в поиске высокооплачиваемой работы и обретении материального достатка. Они сохраняют не только семейное благополучие, но и защищают домашний скот. Пред иконой православные люди молятся о разном. Мученики призваны для того, чтобы сберечь личное счастье, оградив от злых и лукавых людей.

Описание Иконы

На иконах традиционно изображены братья Флор и Лавр, обычно в окружении скота. Также на иконах, рядом с мучениками иконописцы изображают ангелов. Большинство икон написаны в духе русской традиционной сказки, чтобы подчеркнуть народный дух братьев. На некоторых иконах мы можем увидеть Флора и Лавра верхом на конях, так как именно для лошадей в большей степени братья являются покровителями.