Снайпер ли 3. Обзор устройства HP Elite x3: бизнес-будущее в трех лицах

Прошло уже целых два года как вышла игра Sniper Elite V2, которая всем запомнилась просто великолепной техникой X-Ray, но лишь только её, что весьма печально. И вот снова решила порадовать всех своим продолжением о снайперском деле. Сказать, что первый две части получились шикарны - значит соврать, но всё-таки как-то разнообразить шутеры про Вторую мировую они всё же смогли.

Но и от нового приключения отважного снайпера не ждали чего-то особенного. Ещё за долго до релиза игры, разработчики ясно дали понять, что в сравнении с предыдущей частью, в новой части кардинальные перемены в игре не намечены. Поэтому они решили создать такой небольшой боевик и доработать всё то, что было недоработано в предыдущей части.

Мастер на все руки

В новой части "Снайпера", игрок теперь не действует в самом сердце врага - Берлине, теперь действие разворачиваются в северной Африке. Разработчики посчитали, что в северной Африке, британской короне никак не обойтись без отважного снайпера - Карла Фейрберна.


Кроме невероятного умения поразить цель в любую точку тела с винтовки, Карл ещё обладает навыками сапёров, в ближнем бою ему вообще нет равных, а если нужно, то и с автомата всех постреляет, да и не помеха ему танки врага, при помощи своего ручного гранотомёта он танку отстрелит всё, что можно. Невероятный просто набор навыков для солдатов того времени, но вполне нормальный для жанра игры. И конечно просто грехом будет, не отправить такого способного солдата в самую гущу событий, поэтому главный герой раз за разом получает задания особой важности.

Во общем, всё выше перечисленное даёт ясно понять сюжет игры - как и практически во всех игровых проектах, да и разработчики не ставили для себя цель создать какой-нибудь неповторимый игровой сюжет. А вот знаете, очень жаль, в который раз приходится вспомнить легендарный сценарий Brothers in Arms, который буквально "вытащил" всю серию, при том, что в игре была не самая лучшая гемплейная составляющая игры для тактического шутера. В всё же наоборот, сюжет просто "никакой" и он пал той жертвой игрового процесса.

Надежда умирала последней

Видимо глупо было надеяться на то, что всё измениться после выхода Sniper Elite V2, но и перед разработчиками приключения Карла в Африке не стояла задача, соорудить всё "с нуля". За те два года, что прошли со времён предыдущей части, можно было просто не спеша проработать все известные моменты игры, да и стоило бы больше опираться на отзыв аудитории, но даже если не собирались выпускать современный шедевр, то хотя бы выпустить её в таком обличье, в котором её хотели видеть игроки.


Хотя похвастаться они тоже могут кое-чем, к примеру, такими африканскими пейзажами обладает не каждая игра, у игр сейчас больше в авторитетах стоит северная часть Франции, да и наша необъятная. После предыдущей части, где было плотно застроена городская часть Берлина, тут локации выглядят более просторно и свежо. Главному герою придётся действовать и в разнообразных старых строениях, в каньонах, ущельях и т.д. В общем, вот именно этим видимо разработчики занимались целых два года, ограничились так сказать только локациями. Дальше пойдут совершенно непонятные и не слишком приятные инновации, а это после того, что серия подверглась жёсткой критике и недовольной аудиторией с прошлой части.

Чистой снайперской работой тут и пахнуть не будет, поэтому заранее соблазняться не стоит. Новый герой скорее всего - это универсальный солдат, чем просто меткий стрелок. Основную часть противников можно уничтожить не прибегая к винтовке. Хотите можете зарезать ножиком или взорвать разнообразной взрывчаткой. При малейшем шуме, на место происшествия приходит просто куча фрицев, после чего винтовка уже точно не понадобиться.

При выстреле - подниматься тревога и противник просто невероятным образом вычислит ваше местоположение, после чего пойдёт просто зверский огонь по вашей позиции. Кстати, меткость у противников даже круче, чем у самого главного героя. При помощи МП-40 они без особых усилий смогут Карла отправить отдыхать на тот свет, при том, что они будут находиться вообще на противоположной стороне карты.

Ну, а если реально захотелось убить двуногого из винтовки, то нужно найти местечко, где более менее будет шумно, ведь надо чтоб звук выстрела что-то глушило, иначе на вас сбегутся абсолютно все фрицы, что есть в локации. Но конечно легче просто пойти в лоб и разнести всех с автомата, что сразу превратиться в какой-нибудь динамичный шутер. Как вы уже смогли понять, то снайперским делом тут совсем не пахнет.

Снова осечка


Имеются вообще асбсудрные ситуации. К примеру, четвёртое задание, где нужно прикрыть отход своего друга. Задание представляет собой породие на тир, где вы сидите у пулемёта, отстреливаете врагов "пачками", а те в своё время не обращая на то, что по ним стреляют сверху шквальным огнём продолжают погоню за сбежавшим другом.

Как и в прошлой части, тут тоже только название от снайпера. Мультиплеер бережно сохранив весь абсурд, что есть в игре между соревнованием игроков. Всё так же мультиплеер сохранил закон о том, что победит тот, кто займёт наилучшую позицию в игре и остальных будет отстреливать как собак. К тому же в новые позиции, представляют собой не преступные крепости, а всё благодаря заботливому абсурду разработчиков.

Те кто реально хочет чего-то хардкорного, то давно нашли и поиграли в ArmA 2 ACE - ведь в этой игре всё так же самый реалистичный снайпинг среди всех игр. Хотя если подойти к со стороны типичного боевика, где есть элементы стелс-режима, то нужно посудить ещё более старого чем снайперскую часть, кстати во времена первых частей Call of Duty было даже лучше.

Итоги

Самое печально то, что новенькая могла выйти пусть даже не идеальным, но хорошим шутером, если бы компания провела более детальную работу над игрой. Но как все успели заметить, их работоспособности хватило лишь на оформление локаций и парочку рисунков, которые каждый раз показывают при загрузке, кстати и за это их наверное стоит похвалить. Вообще, не слишком то и густо для игры, у которой такое громкое название.

Плюсы: пейзажи Африки действительно красивые, если есть сильное желание, то получите большое удовольствие в мультиплеере при убийстве других игроков.

Минусы: очень слабый ИИ врагов, полная не реалистичность, стелс, которые вообще бесполезен, да и игра совсем не о снайперском ремесле.

Хочется сказать только то, что если бы разработчики реально хотели выпустить что-то стающее, тогда бы они это сделали, а так только 4.1 балл игре.

Технические характеристики

  • Windows 10 Mobile
  • Две nanoSIM-карты, совмещенный слот с microSD
  • Дисплей 5.96 дюйма, WQHD (2560х1440 точек), AMOLED, Corning Gorilla Glass 4, антибликовое покрытие, автоматическая регулировка яркости
  • Чипсет Qualcomm Snapdragon 820 MSM 8996 (4 ядра до 2.15 ГГц), графический ускоритель Adreno 530
  • 4 ГБ оперативной памяти (LPDDR4 SDRAM), 64 ГБ встроенной памяти, карты памяти microSD до 2 ТБ
  • Фронтальная камера 8 мегапикселей, основная камера 16 мегапикселей
  • IRIS-сканер, разблокировка аппарата по сетчатке глаза
  • Датчик отпечатка пальца, расположен на задней стороне смартфона
  • Разъем POGO на задней стороне
  • Стереодинамики, один выступает в качестве разговорного, динамики настроены B&O Play
  • Три микрофона, система шумоподавления
  • Встроенная беспроводная зарядка WPC(Qi)/PMA
  • Аккумулятор Li-Ion 4150 мАч, несъемный
  • IP67 защита, также военный стандарт защиты MIL-STD 810G
  • Датчик освещенности, датчик приближения, трехосевой датчик ускорения и гироскоп, датчик давления, компас, Hall
  • 802.11a/b/g/n/ac (2x2) Wi-Fi, Bluetooth 4.0 LE combo (Miracast); WWAN: 2G/3G/4G, LTE-A
  • Криптография FIPS 140-2, блокировка изменения прошивки, безопасная загрузка от Qualcomm (Secure Boot), fTPM 2.0
  • Размеры – 161.8х83.5х7.8 мм, вес – 194 грамма

Комплект поставки

  • Смартфон HP X3 Elite
  • Зарядное устройство с USB Type C кабелем
  • Инструкция
  • Защитный чехол (не во всех комплектах поставки)
  • Настольная док-станция (не во всех комплектах поставки)
  • Наушники (не во всех комплектах поставки)


Позиционирование

Компания HP на массовом рынке не воспринимается как производитель смартфонов, тем более в России, где не помнят о том, что в 2010 году вышла модель Pam Pre 2, а саму компанию Palm купили в том же году вместе с webOS. К сожалению, тогда покупка Palm оказалась неудачной, смартфоны не смогли конкурировать ни с Android, ни с iOS. На несколько лет в HP прекратили разрабатывать эту категорию устройств.


В начале 2016 года HP демонстрирует свой первый смартфон за несколько лет, это HP x3 Elite на Windows 10 Mobile. Подход к созданию этого устройства типичен для компании HP, заимствован из R&D ноутбуков и компьютеров. Рецепт прост до безобразия – взять лучшие компоненты, что есть на рынке, интегрировать их вместе, добавить корпоративные приложения, как то шифрование, VPN, политики безопасности, и сделать при этом устройство с максимальным жизненным циклом с точки зрения отказоустойчивости. С таким подходом заведомо не может получиться массовое устройство, лучшие компоненты автоматически приводят к максимальной стоимости, а позиционирование переходит от массового рынка к корпоративному сегменту. Именно на B2B живут потенциальные пользователи HP Elite x3, так как для них цена не выглядит завышенной, а то, что устройство работает на Windows 10 Mobile, вовсе не недостаток, а преимущество. Общеизвестно, что в Microsoft в 2016 году свернули разработки своих Windows-смартфонов, убили линейку Lumia, в данный момент распродаются остатки этих аппаратов. В такой ситуации кажется, что другие производители не должны гореть желанием выходить на рынок смартфонов с Windows-решениями, так как неудача Microsoft говорит сама за себя. На самом деле, основной вопрос в позиционировании и том, для кого создаются такие устройства. На массовом рынке Windows-смартфоны не взлетели и не могли пользоваться популярностью, для этого есть масса причин, и основная – это операционная система, которая резко отличается от Android/iOS. На довольно узком корпоративном рынке недостатки Windows-смартфонов для пользователя существуют, но они вторичны, так как зачастую к устройствам предъявляются совсем иные требования и перед ними ставят другие задачи. Корпоративного пользователя мало волнует отсутствие какой-то модной игрушки на телефоне, а вот подключение к корпоративной сети и получение доступа к базам данных выходит на первый план. Равно как и возможность запустить обычный софт с компьютера на телефоне без оглядки на совместимость. Временный уход Microsoft с рынка смартфонов позволил таким компаниям, как HP, создать корпоративные устройства и довольно успешно их продавать. Причем в HP пошли дальше, чем все конкуренты, они создали устройство мечты, добавив в него все, что только смогли и что может понадобиться в теории корпоративному пользователю. Если вы выбираете телефон для себя и своих персональных нужд, то, скорее всего, HP Elite x3 вам не подойдет – он большой, дорогой, и некоторые функции вам не будут доступны, да и не будут нужны. С другой стороны, для гиков, любящих Microsoft, этот аппарат может стать отдушиной, так как позволит дождаться Surface Phone, который, видимо, выйдет только в 2018 году. Поэтому, когда мы обсуждаем HP Elite x3, держите в голове то, что он создавался не для массового рынка, а для корпоративного сегмента, это объясняет многие решения, использованные в устройстве.

Дизайн, размеры, управляющие элементы

Темно-серый пластик – это основной материал корпуса, его видно на задней поверхности и боковинках. Следы от рук на нем почти не остаются, он очень практичен. Отказ от металла в конструкции объясняется необходимостью облегчить вес аппарата (194 грамма), а также добиться максимальной защиты от падений.




В HP смогли не только добавить защиту стандарта IP67 от воды и пыли (30 минут на глубине до метра), но и добиться защиты от падений по военному стандарту MIL-STD 810G. Обычно телефоны, имеющие такой вариант защиты, выглядят массивнее, имеют резиновые вставки, они огромные. Этот аппарат не выглядит огромным, достаточно вспомнить, что толщина корпуса – чуть меньше 8 мм, а габариты – 161.8х83.5х7.8 мм. Никаких аналогов со сравнимым уровнем защиты на корпоративном рынке просто не существует, это единственный аппарат. На массовом рынке таких моделей также очень мало, их можно пересчитать по пальцам двух рук. Интересно, что большие корпорации создают собственные решения со сравнимыми стандартами защиты, но их стоимость оказывается запредельно высокой из-за низких тиражей - она может составлять 3-5 тысяч долларов за устройство. При этом другие характеристики выглядят хуже, чем в том же Elite x3.


В сравнении с Samsung Galaxy S7 EDGE

Внешность у смартфона неброская, единственный яркий элемент – это серебристая вставка динамика на нижней части корпуса. Она резко выбивается из общего стиля аппарата, хотя в жизни не раздражает или не выглядит как-то неряшливо. На ней есть надпись B&O, так как стоят динамики, равные устройствам B&O Play, это бюджетная линейка компании. Заявленные стереодинамики присутствуют, так как при проигрывании музыки или просмотре видео работает как верхний, разговорный динамик, так и нижний. На максимальной громкости они звучат не очень голосисто, причина в том, что стоят мембраны, не пропускающие воду, но звонок слышен, да и прослушивание музыки в режиме громкой связи нужно немногим, а вот просмотр видео проблем не доставит.


В защищенных аппаратах всегда нужно проверять, как работают микрофоны, особенно после воды. Подавляющее большинство аппаратов, выполненных по стандарту IP67, от производителей второго эшелона имеют один микрофон, в HP инженеры добавили три микрофона, которые эффективно реализуют систему шумоподавления, а также усиливают ваш голос. Как результат, никаких проблем во время разговора нет, собеседник вас слышит хорошо вне зависимости от того, где вы находитесь – на продуваемом всеми ветрами холме или в шумной подземке. Громкости разговорного динамика может не хватить вам в шумных местах, хотя в настолько шумной обстановке я не был, голос пусть и приглушенно, но слышен даже в момент приближения поезда к станции, когда все вокруг гремит.

Наличие двух nanoSIM-карт – это скорее дань времени и рынку, чем реальная потребность для пользователей Elite x3, в этой модели используется один радиомодуль. Конструкция слота сделана таким образом, что вынуть его можно пальцем, нет необходимости в скрепке. За это можно поставить жирный плюс. Но не обошлось и без недочетов, так, если ставить nanoSIM в дальнее отделение, то при установке лотка его нужно задвигать в слот аккуратно, есть вероятность, что карточку перекосит. Проблем это не доставит, просто придется повторно установить SIM-карту. Так как слот комбинированный, то можно установить одну SIM-карту и карту памяти. Но уверен, что большинство пользователей будет использовать только одну SIM-карту в этом аппарате.


На правой боковой стороне находятся кнопка включения/выключения, клавиши регулировки громкости. Разъем 3.5 мм вынесли на верхний торец, а вот разъем USB Type C (USB 3.0) – на нижнем торце. Качество сборки смартфона отличное, нет никаких нареканий, все детали подогнаны очень плотно.


На задней поверхности можно видеть выступающий модуль камеры, в повседневной жизни, если вы не используете чехол, он будет задевать за стол и другие поверхности, можно случайно уронить телефон. Поэтому советую выбрать один из чехлов, что предлагаются для этого смартфона. Это может быть кожаная книжка с местом для ваших карт либо просто чехол.





Датчик отпечатка пальца располагается на задней поверхности, это не физическая клавиша, а контактная площадка. Так как есть ободок вокруг датчика, то нажать можно и вслепую. Работает датчик отлично, можно зарегистрировать несколько пальцев, он распознает их быстро.



Чуть ниже можно видеть 5 контактов, это разъем POGO, в промышленных устройствах он часто используется, так как позволяет поставить устройство на зарядку в стакан, не втыкая его в разъем, что экономит время. Это еще один признак того, что Elite x3 создавался под другие стандарты, нежели смартфон для массового рынка.

Над экраном находится фронтальная камера, а также сканер сетчатки глаза, такой же установлен на Lumia 950/950 XL. Опция Windows Hello так и не выбралась из состояния беты, но это вопрос к Microsoft, который не спешит доработать ее. По моим впечатлениям, сканер работает чуточку быстрее, чем на Lumia, где это занимало около секунды, от силы пару секунд в условиях недостаточной освещенности. Как по мне, так это игрушка, датчик отпечатка пальца надежнее и удобнее.

Дисплей

Диагональ 5.96 дюйма, WQHD (2560х1440 точек, 494 ppi), AMOLED, Corning Gorilla Glass 4, антибликовое покрытие, автоматическая регулировка яркости. За сухими характеристиками скрывается очень неплохой экран, так как в нем добавили встроенное антибликовое покрытие, даже на солнце информация читаема. Для такой диагонали экрана это важная функция, иначе пользоваться им было бы некомфортно.


Яркость дисплея имеет достаточный запас, я установил свой на 50%, именно такой уровень комфортен в большинстве задач. Следы от пальцев на экране остаются, и они заметны, но другого никто и не ждал, здесь все типично и так же, как на любом ином устройстве с такой диагональю.

Отдельно вы можете купить защитные пленки на экран, есть пленка, убирающая следы рук, есть защита от падений (дополнительная к той, что встроена), а также есть пленка от назойливых взглядов окружающих, картинка видна, когда вы смотрите на экран под прямым углом.




В сухом остатке могу сказать, что экран хороший, выше среднего по качеству и применим во всех условиях, проблем с ним не будет.

Аккумулятор

Емкость встроенного Li-Ion аккумулятора – 4150 мАч, что для Windows-смартфона является своеобразным рекордом. Минимальное время работы под полной нагрузкой (постоянная передача данных в LTE, около 3.5 часов работы экрана) составляет чуть меньше суток. Время проигрывания HD-видео с максимальной яркостью – около 9 часов. У меня в среднем Elite x3 жил около 1.5-2 дней при средней нагрузке. Это неплохое время работы, которое ожидаемо исходя из размера батареи.

Комплектное зарядное устройство не имеет быстрой зарядки, но полностью заряжает батарею примерно за 2 часа (5.3В, 2А). Обратите внимание, что сторонние зарядки (5В, 2А) будут заряжать аппарат около 3-3.5 часов.


В корпус также встроена беспроводная зарядка (WPC(Qi)/PMA), с ней полное время зарядки составляет около 4 часов. Можно использовать оригинальную зарядку от HP, в ней есть даже углубление для камеры.






По времени работы Elite x3 получился очень неплохим, нет необходимости постоянно оглядываться в поисках розетки, и это несмотря на размер экрана.

Чипсет, производительность, память

Чипсет Qualcomm Snapdragon 820 MSM 8996 (4 ядра до 2.15 ГГц), графический ускоритель Adreno 530. Так как устройство создавали еще в конце 2015 года, выбран был именно такой чипсет, ничего лучше на тот момент не было. Говорить о том, что Snapdragon 820 устарел, невозможно, этого чипсета хватит под все задачи в ближайшие несколько лет. А то, что в смартфоне стоит 4 ГБ памяти, обеспечивает быстрый запуск приложений, корректную работу. Никаких притормаживаний в интерфейсе нет, все работает максимально быстро.

Вы можете установить карты памяти до 2 ТБ, что является большим плюсом для тех, кому нужно переносить большой объем данных или просто иметь их под рукой.

В синтетических тестах устройство показывает следующие результаты:

Коммуникационные возможности

Все на уровне лучших устройств – 802.11a/b/g/n/ac (2x2) Wi-Fi, Bluetooth 4.0 LE combo (Miracast); WWAN: 2G/3G/4G, LTE-A, NFC. Каких-либо недостатков в работе Wi-Fi замечено не было, агрегация частот в LTE Advanced для российских операторов пока не поддерживается, возможно, это исправят в последующих прошивках. К работе GPS никаких нареканий нет, все хорошо.

Камера

Фронтальная 8-мегапиксельная камера нормальная, селфи получаются плюс-минус хорошие.

Основная камера 16-мегапиксельная (f/2.2), она имеет простой и привычный интерфейс, фотографии получаются среднего качества, уступают той же Lumia 950. Но, в целом, для такого аппарата это неплохо, не на уровне последних флагманов, но такого было трудно ожидать.






Примеры фотографий

Программные особенности – настольная док-станция, лэптоп и криптография

Говорить подробно про Windows 10 Mobile нет никакого смысла, так как система известна и у нас есть отдельный обзор ее возможностей.

От HP можно найти несколько программ, например, эмуляцию культового калькулятора компании.


Еще есть управление принтерами HP, различные утилиты для проверки устройства и его компонентов, а также подборка программ от HP, но там достаточно бедно.

В Elite x3 используется шифрование по стандарту FIPS 140-2 (криптография, одобренная США), а также шифруются все данные, включая безопасную загрузку, контролируемую процессором, плюс шифрование данных везде. По этим параметрам смартфон очень близок к решениям от Blackberry, там тоже упор идет на шифрование и защиту от вмешательства извне.

В некоторых комплектациях HP Elite x3 идет с док-станцией, которая позволяет устанавливать смартфон как в чехле, так и без оного. На накладках обозначается вариант крышки для смартфона с чехлом, мелочь, а очень приятная.






На док-станции вы можете найти полноценный DisplayPort, два разъема USB 3.0, а также USB Type C. Каждый из разъемов может служить для зарядки.


Мне эта док-станция напомнила таковую от Microsoft, в принципе, они взаимозаменяемы. Но у Microsoft это отдельное устройство, заряжать ваш телефон в нем нельзя, а тут можно. Также у Microsoft нет разъема Ethernet. Для корпоративных пользователей это может быть важно.



А вот другой аксессуар может заинтересовать корпоративных пользователей еще больше, это полноценный ноутбук, в котором изъяты дорогостоящая память, процессор, он играет роль тонкого клиента по отношению к телефону. Называется такой «ноутбук» Lap Dock, стоит от 600 долларов. Как по мне, так это достаточно дорого за такую машинку, у нее FHD-экран в 12.5 дюймов, клавиатура с защитой от пролива жидкостей, аккумулятор, которого хватает на 6 часов работы в беспроводном режиме и до 7 часов при подключении по проводу.








Для подключения к Lap Dock используется Miracast либо USB Type C кабель, выбирайте что вам удобнее. Мне, конечно же, интереснее беспроводное подключение. Сама концепция устройств «два в одном» появилась больше десяти лет назад, пионером была компания Motorola, но развить это направление никто так и не смог. Я не думаю, что у HP это получится лучше, но идея здравая и заслуживает внимания. Реализация технически выглядит следующим образом – вы используете стандартную функцию Continuum, то есть все приложения открываются на экране Lap Dock с вашего телефона. Как правило, это только поддерживаемые универсальные приложения Windows, нет привычной многозадачности, но зато вы работаете с телефона. Приложения выглядят, конечно же, проще, чем их варианты на ПК. Тем не менее, для части аудитории это хорошее предложение, так как тот же корпоративный ноутбук от HP в том же размере будет стоить заметно дороже. В качестве пишущей машинки или инструмента для работы в MS Office возможностей такой станции хватает за глаза.

А теперь самое время рассказать про приложение HP Workspace, которое позволяет запускать как на телефоне, так и, соответственно, на Lap Dock, обычные Windows-приложения, написанные под x86 архитектуру. Это в какой-то мере сервис, похожий на Citrix, удаленный клиент, который позволяет получать доступ к вашим файлам и программам. Но если в Citrix вы получаете доступ к вашему ПК, то здесь вы устанавливаете свои приложения в облако от HP. Есть два варианта подписки на услугу – Essential и Premium. В первом варианте вы будете платить 49 долларов в месяц (579 долл. в год), во втором – 79 долларов в месяц (939 долларов в год). Если вам необходим VPN, то его стоимость на год составит 2 995 долларов! Всегда, когда смотрю на корпоративные расценки, начинаю задумываться и смотреть в потолок.

В Premium аккаунте ваши приложения устанавливаются на виртуальный сервер с 8 ГБ оперативной памяти, в начальном аккаунте это 4 ГБ, также там есть ограничение на 10 установленных приложений. Любопытно, что при этом HP не предоставляет никакого места для ваших файлов, предполагается, что у вас уже есть облачное хранилище, которое вы можете подключить.

Для корпоративных пользователей предлагаемые возможности интересны, для всех остальных это дорого и, как следствие, недоступно.

Впечатления

По качеству связи нет никаких нареканий, звонок, как и говорилось, не самый громкий, но слышен. Передача речи хорошая.

У HP получилось отличное устройство для корпоративных пользователей, тут вам и максимальный уровень шифрования, и наличие полноценной защиты от воды и ударов, вибрации. Ничего аналогичного на рынке Windows-смартфонов просто нет и не было, привести аналоги невозможно. Именно в корпоративной среде может раскрыться HP Elite x3, но для частного покупателя он будет дорогим, и половина возможностей окажется излишней. На рынке уже есть Acer Liquid Jade Primo, который стоит 25 000 рублей (в начале сентября стоимость была 35 тысяч рублей). В нем есть тот же Continuum, простенькая док-станция, которую можно купить отдельно. Но памяти меньше, производительность хуже, ряда фирменных фишек нет. Это устройства разного класса, Acer ближе по характеристикам к Lumia 950/950 XL.


Тот же Lumia 950/950 XL может рассматриваться как вариант замены Elite x3, но только теми, кто не имеет никакого отношения к B2B-сегменту. Смартфоны Lumia уже фактически исчезли из продажи, найти их в России будет сложно, они остались в незначительных количествах.


При стоимости от 800 долларов в США (в России простая комплектация 45 тысяч рублей, с док-станцией – 56 тысяч рублей) устройство получилось дорогим для конечного потребителя. Но для мира больших корпораций это вполне разумная цена, так как HP Elite x3 тут надо рассматривать как часть большой системы, а не отдельное устройство. Также это отличный «кирпичик» для создания своих надстроек, нужных для конкретной компании. Учитывая степени защиты и размер батареи, можно считать, что жизненный цикл смартфона от HP будет составлять как минимум два-три года. И моральное устаревание тут отходит на второй план, так как в первую очередь это рабочий инструмент, а не игрушка.

Итого – отличный корпоративный смартфон для больших компаний со сложными IT-системами и нетривиальными задачами. Но не очень нужный смартфон для обычного потребителя, он все изюминки этого устройства просто не сможет понять и оценить по достоинству.

Благодарим за предоставленное устройство компанию Treolan , официального дистрибьютора HP .

Новой игре студии Rebellion, разрываемые союзными и нацистскими войсками улицы и кварталы Берлина сменяются жаркими и песчаными африканскими просторами 1942 года, по которым тогда ещё без особых препятствий колесит «Африканский корпус» Третьего рейха, под командованием одного из известнейших немецких полководцев - Эрвина Роммеля, известного как «Лис Пустыни». Его боялись союзники, его имя фигурировало в одном из самых странных приказов того времени, запрещавших упоминать имя Эрвина Роммеля в разговоре о противнике… Именно от находящихся под командованием этого персонажа войск нам и предстоит освобождать Африку, пробираясь к своей главной цели - нет, не Роммелю, а некоему генералу Валену, который замышляет категорически неприятную штуку: создаёт новое сверх-оружие, которое в реальности не вышло за пределы «проекта», но в виртуальной реальности фактически создано - гигантская танковая крепость «Ратте» (Крыса), которая по своим габаритам значительно превосходила самый одиозный танк того времени - почти 200-тонный «Маус».

Наше приключение начинается в ливийском городе Тобрук, где уже на протяжении года идут ожесточённые бои между союзниками и войсками Оси, представленными здесь в основном бойцами итальянской армии и немецкого Вермахта. То и дело, пробираясь по небольшим поселениям, лагерям противника и патрулируемым им руинам, мы будем слышать итальянскую и немецкую речь, совсем редко разбавляемую английской с ощутимым акцентом - очевидно, таким образом разработчики решили подчеркнуть общение между итальянцами и немцами, не знающими родные языки друг друга. Каждое из восьми оригинальных сюжетных заданий, предлагает нам отдельную и уникальную местность - город, руины, аэродром, горное ущелье и другие, и каждое из них, за исключением первого, представляющего собой скорее обучение, чем полноценное задание, можно пройти пятью-десятью разными способами. Нет, суть заданий не меняется, но варианты прохождений - очень даже, и во многом они могут зависеть от выбранной сложности, оружия и желаемого стиля игры.


Так, в Sniper Elite III: Afrika нам представляют новую «снайперскую фишку» - смену позиций выстрела. Реализовано это довольно интересным образом: после первого выстрела, враги настораживаются и прячутся, но позицию снайпера ещё не определяют. У карты, в левом нижнем углу, появляется индикатор треугольника со знаком восклицания и расстоянием в метрах - именно на это расстояние нам нужно отойти от текущей позиции для того,

Чтобы произвести второй выстрел не боясь быть обнаруженным. Ежели второй выстрел произвести не выходя за радиус первой позиции, то противники тотчас же определят позицию снайпера. Но и это ещё не тревога - можно заминировать точку и сбежать подальше, избегая любопытных фашистско-нацистских глаз. Тревога поднимается, когда над врагами индикатор встревоженности становится красным и заметивший нас противник успевает оповестить о проблеме остальных, криком или выстрелами. Но если игрок успеет снести этому глазастику голову из пистолета с глушителем, например, то поднятия тревоги можно будет избежать. Звучит это всё может и легко, но на деле, особенно при кооперативной игре - не так-то и просто.

В новой игре, разработчики здорово подтянули искусственный интеллект врагов и модель их поведения. Теперь противники стали более живыми, в сравнении со Sniper Elite V2 - они много двигаются, меняют позицию, постоянно пытаются обнаружить стрелка, не лезут на рожон, а наоборот - выжидают, когда же игрок сам высунется из своего укрытия. Если вы нашумели, находящиеся недалеко противники обязательно пойдут и проверят источник шума - здесь их можно подловить, поставив фугас, растяжку или выпрыгивающую мину типа отечественной «монки». Существенно повысилась точность врагов, в зависимости от используемого ими оружия, и противники с винтовками теперь стали значительно смертоноснее, чем раньше. Особенно это ощущается в последних нескольких заданиях, где становится больше «элитных» врагов и офицеров. Офицеры - это не только фуражка и табельный Люгер, но ещё и большой плюс к морали врагов. Если рядом с противниками есть офицер, она становятся храбрее, стреляю точнее и лучше определяют позицию игрока. Так что… ну вы поняли, кто в такой группе должен быть ликвидирован первым. Впрочем, касательно интеллекта, можно отметить и то, что враги здесь и в меру тупые - они слышат много звуков, но не скрип пола или позвякивание снаряжения подкрадывающегося игрока, так что стелс-убийства в рукопашную могут в определённых моментах сэкономить пару-тройку патронов. Кроме того, при рукопашном убийстве труп врага не валится, как мешок картошки, что в некоторых моментах играет большую роль - враги на этажах выше, ниже и просто рядом могут услышать звук падения тела.


Способов ликвидации врагов в Sniper Elite III: Afrika, без учёта дополнений, всего одиннадцать: четыре снайперские винтовки (М1 Гаранд, Каркано, Гевер 43 и Ли-Энфилд Мк.III), оружие ближнего боя (пистолеты-пулемёты Стэн Мк.II, МР-40, Томпсон и гранатомёт Панцершрек), и личное оружие (бесшумный пистолет Вэлрод, Люгер Р08 и револьвер Уэбли Мк.IV). Этот арсенал можно расширить, купив дополнения или сразу весь сезонный абонемент, добавив в выбор: две винтовки (камуфлированную «Трёхлинейку» (винтовка Мосина) и

Советскую же СВТ-40), два оружия ближнего боя (МР-44 и дробовик) и два личных оружия (полуавтоматический бесшумный пистолет HDM и револьвер М1917). Все снайперские винтовки можно вручную модифицировать, после нахождения на уровнях специальных запчастей, которые в основном носят с собой солдаты (унтерофицеры, снайперы). Узнать, у кого из противников оттягивает карман деталь для оружия или бинокля, можно отметив его - тогда персонаж скажет нечто вроде «Ух ты, а у него там кое-что интересное есть». Улучшения для бинокля при нахождении активируются моментально, увеличивая его кратность или же количество целей, которых можно держать отмеченными одновременно. Детали винтовок делятся на четыре типа: прицел, приклад, ударно-спусковой механизм и ствол. Каждая из деталей может не только повышать какую-то из характеристик, но и понижать другую, так что при настройке оружия следует быть внимательным. Кроме всего прочего, теперь у Карла и его напарника, в случае игры в кооперативе, заметно расширился инвентарь - есть шесть ячеек, в которые можно поместить: аптечки, бинты, бронебойные патроны, фугасы, мины, растяжки и гранаты.

Тот факт, что все игровые карты в Sniper Elite III: Afrika совершенно разные по своему ландшафту и окружению, обеспечивает реальную необходимость не только различного подхода к планированию своих действий, но и подготовки к выполнению задачи. В каком-то задании могут очень понадобиться несколько лишних гранат или мин, а в другом они будут совершенно бесполезны, зато встреча с более сильными и точными противниками потребует пары-тройки дополнительных аптечек, в том случае, если стелс-попытка провалится. Завалявшийся в подсумке динамит может сильно облегчить жизнь во время незапланированного столкновения с танком - куда проще поставить у него на пути взрывоопасную коробочку и детонировать ещё выстрелом, чем выжидать случая, когда можно будет сделать 2-3 выстрела в слабое место тяжёлой бронированной машины. «Автопарк» игры также заметно вырос в сравнении со второй частью, теперь здесь есть несколько танков («тройка» (PzKpfw III), «четвёрка» (PzKpfw IV) и «шестёрка» (PzKpfw Tiger), 222-я бронемашина (Sd.Kfz.222) и 250-й полугусеничный броневик (Sd.Kfz.250). Есть и самолёты, например Me-110 на аэродроме, но они тут играют роль сродни тумбочек - для декорации, в общем. А вот летающие в небе Африки Bf-109, могут рёвом своего мотора создать нужную маскировку для выстрела, но на некоторых позициях, было замечено, во время пролёта самолёта сильно «гуляет» ветер. Так что не только заглушается выстрел, но и может усложниться прицеливание.


Будучи боевиком от третьего лица с относительно открытым миром, вполне естественно, что Sniper Elite III: Afrika не лишён разнообразных игровых ошибок и глюков, которые, впрочем, редко когда могут как-либо повлиять на хорошо отлаженный игровой процесс. Главным образом они представляют собой застревания в текстурах трупов врагов или же странное поведение противников при смерти. Например, застреленный моим

Напарником противник стал, кроме шуток, делать зарядку, а потом сложился вдвое. Результат вы можете увидеть на снимке экрана выше, там в целом сборник глюков. Иногда, случают ошибки и посерьёзнее. Например - пуля попадает в невидимую текстуру, или помощь прицеливания, тот самый уменьшающийся ромбик во время задержки дыхания, начинает впадать в истерику и непонятно себя вести, то ли из-за безумного ветра, то ли из-за ландшафта. Тем не менее, последнее решается либо переключением сложности на «Аутентичную», либо отключением помощи в «Персональной» сложности, либо простым игнорированием этого чёртового «ассиста». К слову об «Аутентичной» сложности - именно на ней эта игра раскрывается по-настоящему, потому как здесь не только мощнее противники, но и отсутствует любая помощь и сохранения, поэтому играть приходится категорически аккуратно, с применением всех возможностей героя. Здесь вам определённо понадобятся новые способы отвлечения врага - камень и кремень.

Бросив камень, вы привлечёте внимание врага, таким образом заманивая его в ловушку или выводя на удобную для выстрела позицию. А вот кремень - куда более интересная «фишка». С его помощью можно не только привлекать внимание противников к определённым местам, создав там маленький дымящийся огонёк, 10х10 сантиметров, но и поджигать различные объекты. Например, можно поджечь бочку с горючим или автомобиль, занять позицию для выстрела, взять цель на прицел и, дождавшись взрыва, выстрелить - чтобы замаскировать звук выстрела под шумом взрыва. Но можно таким же образом привлечь врага дымом, чтобы он подошёл к подожжённой бочке и вместе с ней отправился на обратную сторону Луны. Всё это применимо на любой сложности, просто именно на «Аутентичной» становится как никогда актуально. Я прошёл игру на «Элитном Снайпере» в кооперативе и в одиночку, а также завершил три задания на этой самой высокой сложности. Не могу не отметить контраст, который я ощущал во всех прохождениях - Sniper Elite III: Afrika проходится и чувствуется совершенно по-разному, в зависимости от сложности и кооператива/одиночки.


Как и в случае Sniper Elite V2, третья часть предлагает игрокам не только сюжетную кампанию и дополнительные скачиваемые задания, вроде убийства Гитлера. Ещё здесь есть режим выживания, наиболее известный как «Ласт стенд», для одиночного или кооперативного прохождения, в котором игроку, одному или с товарищем, придётся удерживать позиции, отбиваясь от постоянно появляющихся волн противников. Есть здесь свой

Соревновательный многопользовательский режим, в котором снайперы со всего мира могут посоревноваться друг с другом, попутно зарабатывая ленточки и медали, прямо как в играх серии Battlefield. Но, как по мне, самый сок среди дополнительных режимов - это «Overwatch» («Двойка»). Данный исключительно кооперативный режим предлагает двум игрокам сформировать классическую снайперскую пару, состоящую из стрелка и наводчика-корректировщика, и по совместительству штурмовика-приманки. Единственное что очень серьёзно огорчает - так это наличие всего-навсего двух карт для этого прекрасного режима, каждая из которых проходится примерно за час реального времени. Тем не менее, даже на двух картах снайперская пара может получить массу удовольствия. Суть режима: стрелок занимает удобную позицию и прикрывает своего напарника, который «всех дел подмастерье» и должен пробираться на объекты и выполнять задания, вроде «заминировать радиостанцию» и тому подобные.

Про глюки и ошибки я уже упоминал выше, но в общем-то Sniper Elite III: Afrika в плане графики делает не намного меньший, чем в плане игрового процесса и разнообразия, шаг вперёд от Sniper Elite V2. Здесь более качественные текстуры, более детализированные объекты, переработанная система «рентгена», которая теперь показывает куда больше «внутренних подробностей» врагов и бронетехники. Сбивая радиаторные решётки с техники, мы можем, сделав точный выстрел в двигатель, рассмотреть работу поршней и воспламенение горючего, с последующим взрывом. Качественнее стали модели персонажей и врагов, последние же теперь ведут себя более естественно, не в пример своим армейским соратникам-буратино из второй части. Заметно красивее выглядят и спецэффекты, от искр, вызванных попаданием пули в каску, до взрывов бочек и ящиков с оружием. Последние начинаются с забавных фейерверков, когда начинают взрываться патроны, чем заставляют близко находящихся врагов танцевать лезгинку. То ещё зрелище. Хорош в игре и звук, но иногда странно громко слышны разговоры солдат - вроде всполошенный противник в 30-40 метрах, а слышно его, будто он в 3-4 метрах. Любителей охоты за платиновыми кубками может порадовать сравнительно несложный набор трофеев, основная трудность которого - лишь прохождение игры на «Аутентичном» уровне сложности. Зато есть тут очень интересные трофеи, в частности для дополнения «Охота на Серого волка», где нам предлагают убить Адольфа Гитлера семью разными способами.


Обзор написан по цифровой версии игры для РС, предоставленной команде сайта компанией «Бука», издателем игры в России и странах СНГ. Настройки графики: Ultra с отключёнными суперсэмплированием.

От студии Rebelion всегда были довольно средними играми. Третья часть, как и следовало ожидать, не стала исключением. Несмотря на смену места действия и симпатичную картинку, перед нами все тот же кривоватый стелс-экшен, надоедающий задолго до того, как по экрану поползут финальные титры.

На этот раз главному герою, особому агенту Карлу Фейрберну, предстоит отправится зачищать от нацистской заразы Северную Африку. Там неустрашимому снайперу предстоит перебить не один десяток солдат Третьего Рейха, превратить в груду металлолома целую кучу техники Африканского корпуса и, заодно, спасти мир от очередного немецкого супер-оружия, грозящего переломить ход войны. Словом, обычные геройские будни.

Справедливости ради нужно отметить, что первые часы развлекаться в Sniper Elite 3 очень занятно. Игра выгодно отличается от своей предшественницы просторными локациями с массой возможностей для тактического маневра. На смену узким городским улочкам пришли обширные пустыни, оазисы и горы. Первое время ползать на пузе и тихонько расправляться с неприятелями в подобных декорациях - одно удовольствие. Интереса добавляет и то, что к нужным целям необходимо подбираться не привлекая лишнего внимания, ведь Карл, в отличии от какого-нибудь бронированного капитана Блажковича, парень довольно хлипкий и в открытом бою против полка разъяренных арийцев не выстоит и нескольких минут. Чтобы остаться в живых приходится хитрить, выбирать правильную позицию, а также активно использовать оружие с глушителем и верный армейский нож. Ну а когда дело доходит до снайперской винтовки игра расцветает во всю. Как и раньше, для меткого выстрела предстоит учитывать расстояние до цели и силу ветра, от которых напрямую зависит траектория полета пули. Успешное попадание сопровождается замедлением времени и рентгеновской камерой, благодаря которой можно детально разглядеть какое именно влияние может оказать свинец на внутренние органы человека. Выглядит этот процесс зверски стильно и очень брутально.

Увы, несмотря на бодрый старт, игра очень быстро приедается. Задания нельзя назвать разнообразными, искусственный интеллект беспощадно тупит на любом уровне сложности, а все тактическое разнообразие оказывается фикцией, ведь со временем понимаешь, что все задачи построены по одному и тому же принципу. Немного разбавить монотонность игры может кооператив, но даже он не избавляет новое творение Rebelion от раздражающих недостатков.

***

Вопреки тому, что Sniper Elite 3 не стала значительным шагом вперед по сравнению с предыдущей частью, слишком уж сильно ругать ее не хочется. Разумеется, рассчитывать на что-то из ряда вон выходящее не стоит, но игра способна доставить немало удовольствия и скрасить парочку тихих летних вечеров. А в традиционно мертвый сезон большего и не пожелаешь.

Лето - отличная пора для отдыха и эмоциональной разрядки. В Бразилии пылают страсти двадцатого чемпионата мира по футболу, в кинотеатрах отгремела премьера новых «Трансформеров», а в игропроме случился локальный апокалипсис в виде сезонных распродаж. Тускловато только с релизами - издатели сами понимают, что «не сезон», и не торопятся выкладывать все карты на стол.

А вот студия Rebellion, сколотившая серию Sniper Elite и кроссовер Aliens vs. Predator, считает иначе и на фоне триумфа сборной Коста-Рики выпускает продолжение своей самой известной серии. Отчаянный поступок или хитрый маркетинговый ход? Наш обзор Sniper Elite 3 не ответит на этот вопрос, зато вы узнаете, стоит ли тратить кусочек лета на эту игру.

- Ты правда уложил трех наемников «Синих светил» одной пулей?
- Да нет, конечно. Третий умер от инфаркта, он не в счет.
«Mass Effect 3» (2012)

Пустынные крысы

Игры о метких стрелках переживают не самые лучшие времена. Дилогия «Воин-призрак» от поляков, больше похожая на снайперскую вариацию Call of Duty и непосредственно Sniper Elite от Rebellion, проделавшая путь от реалистичного симулятора до отстрела толп зомби - вот и весь актив, если не копать глубоко и не интересоваться этим экстравагантным жанром всерьез.

Куда лучше снайперская тематика раскрывается в непрофильных играх. Великолепная миссия в Medal of Honor образца 2010 года, снайперская дуэль в Сталинграде из Call of Duty: World at War, убийство Захаева в Припяти по ходу кампании Modern Warfare - эти фрагменты стали украшением своих игр, но сделать полноценную историю о похождениях бравого снайпера почему-то мало кто решался.

- Сдайте оружие немедленно.
- Я могу сдать тебе только пулю.

Британским разработчикам боязнь ошибок неведома, ведь они уже выпустили заурядную Sniper Elite V2 с единственной интересной находкой в виде рентгена из Mortal Kombat и как минимум спорную дилогию Nazi Zombie Army. В ней вы могли совместно с друзьями отстреливать мертвецов из снайперских винтовок на небольших картах, но скорее всего этого не делали из-за абсурдности самой концепции.

С таким творческим багажом Rebellion и подошла к созданию третьей части Sniper Elite, и, учитывая качество предыдущих проектов, в успех новой игры верилось с трудом. Но никто не раздавал авансов, разработчики сами понимали, что на слово им уже не поверят, поэтому была надежда, что на этот раз к поклонникам прислушаются.

В каждой игре есть функция, которая ни на что не влияет и ничего не дает. В Sniper Elite 3 это перетаскивание трупов.

Игровое сообщество нередко в укор Sniper Elite 3 ставит сходство со второй частью. Речь, скорее всего, о недостатке нововведений, но у русскоязычной аудитории есть и другие поводы для неприязни - вспомним сюжет второй части, где писатели-фантасты Rebellion принуждали нас убивать красноармейцев. К счастью, никто не клялся в достоверности, поэтому инцидент замяли.

На этот раз создатели не стали срывать покровы, а театр боевых действий и вовсе перенесли из немецкого тыла в Северную Африку, где антигитлеровская коалиция сражалась за ресурсы с войсками Оси под командованием «Лиса пустыни» Роммеля. Нам устроят исторический экскурс в истерзанный осадами Тобрук и на горные шельфы Кассерина, а вот сам сюжет останется сочинением по мотивам, а не пересказом хроник.

Загрузку миссий замаскировали тактической картой с разъяснением позиций. В сравнении с текстовыми брифингами - уже прогресс.

История развивается вокруг противостояния британского снайпера Карла Фейрберна (бессменный и бессмертный герой серии, начиная с первой части) и немецкого генерала Валена, присланного Рейхом для работы над секретным проектом «Эпидемия». Впрочем, «развивается» - не то слово: кампания состоит из автономных операций, связанных лишь завязкой.

Гении дедукции сразу проведут параллель с чумой и крысами и узнают то, на что протагонист потратит шесть миссий из восьми, а именно, что речь идет о сверхтяжелом танке Landkreuzer P. 1000 Ratte, который в действительности разрабатывался в период Второй Мировой, но его проект так и остался на бумаге. В игре мы увидим этого монстра воочию, но любителей клюквы расстрою - сразиться с ним снайперу не дадут.

Главный злодей всегда должен сделать три вещи: встретиться с главным героем, рассказать ему о своих планах и позволить уйти.

В этом сценарии нет ни драмы, ни литров выливающегося на экран пафоса и ни единого намека на блокбастер с эффектами, как в последнем Wolfenstein . Во всем царит минимализм. Будучи аркадной от начала и до предпоследней сложности, игра неожиданно показывает честный взгляд на войну, где нет актеров, отпускающих красивые фразы, а только солдаты, исполняющие свой долг.

Один из показательных эпизодов повествования - гибель боевого товарища. Создатели не пытаются драматизировать, нагнетать обстановку и делать из этого трагедию. Герой игры не закатывает истерики, как его коллега из Company of Heroes 2, думает в первую очередь о выполнении задач командования и уже потом воздает минимальные почести павшему. Такой подход к подаче достоин уважения.

Если вы собираетесь захватить мир, обязательно запишите план его порабощения на видео. Ну какая вероятность, что оно попадет не в те руки?

Не исключено, что подобное настроение задает дубляж: герои выражаются сдержанно, без перехода на повышенные тона. А вот озвучка врагов не удалась. Причем буквально - нет её и всё тут. Не считая скриптовых диалогов, сторонники Гитлера разговаривают на немецком и итальянском, то есть на родных для себя языках, так что заявление «Буки» о выходе полной русской версии - не совсем правда.

Стоило бы написать о музыке, но нечего. Большую часть времени вы наслаждаетесь топотом героя и его очень громким дыханием, когда смотрите в прицел винтовки. Эту симфонию нарушают фоновые звуки, оповещающие об опасности или убийстве врага, но раздражителями их назвать сложно.

Сафари и Тигры

Ахиллесовой пятой второй части был не столько провокационный сценарий, сколько непродуманный дизайн уровней. Представьте узкие улочки и полуразрушенные дома Берлина, окруженные непреодолимыми преградами в виде развалин или колючей проволоки. По единственной тропинке маршировал неприятель, а вам нужно было либо проскочить мимо, либо всех перестрелять.

В Sniper Elite 3 акцент сделали на свободу. Это по-прежнему не Delta Force с её километровыми открытыми пространствами вокруг зоны операции, но уже можно выбирать направления атаки, обходить скопления противников и держать врага на расстоянии, а не ползать на четвереньках в метре от патрулей.

Что такое сюрреализм? Это когда бинокль, определяющий психологическое состояние человека, изобретается раньше снайперской винтовки с глушителем.

Полностью переделали механизм обнаружения. Если раньше первый же выстрел ставил на уши всю округу и враги знали ваше точное местонахождение, даже если не видели момент выстрела, то теперь ИИ стал правдоподобнее. Первый выстрел: враги понимают, что что-то тут не так и либо бегут на шум, либо прячутся за укрытиями. Второй: противник засек вашу позицию и отправил туда карательный отряд.

Если пальнуть еще раз, нацисты ответят тем же, поэтому стоит менять позицию в идеале после каждого нарушения спокойствия. Отбежали на двадцать метров от места стрельбы - индикатор обнаружения сбросится до «нулевой» отметки. Можно сыграть еще элегантнее, маскируя звуки под шум окружения (выстрел пушки, пролетающий в небе самолет), но такие возможности есть не на всех картах.

Камни, кремень и огниво занимают второе место по шкале бесполезности после перетаскивания тел. Зачем отвлекать солдат, когда есть пистолет с глушителем?

Эти изменения дали зеленый свет войне на истребление. Достаточно стрелять с безопасного расстояния, своевременно менять позицию, и враг ни разу вас не обнаружит. В какой-то мере это недоработка механики поведения врагов: увидев труп, солдат посмотрит по сторонам и пойдет дальше, как ни в чем не бывало. О вызове подкреплений и поднятии тревоги даже речи быть не может.

С другой стороны, карты как в Crysis 3 позволили отыгрывать пацифиста. Теперь легче прокрасться за спинами у врагов, не устранять никого, кроме целей операции и успешно слинять, но такой стиль лишен всякого смысла - вы же не Брюс Уэйн в костюме Бэтмена и сражаетесь не против полицейских.

Снайпер изрядно рискует, орудуя ножом и кулаками, но несколько раз за игру судьба забросит нас туда, где дистанция не помощник.

Ну а если серьезно, к зачистке всей карты нас подталкивает система рангов. Прохождение на очки кануло в лету, отныне убийства и прочие полезные действия поощряются опытом. Перещелкали пару дивизий солдат, разнесли склад боеприпасов - получите гранатомет к началу пятой миссии, а не седьмой.

Между строк: странные приоритеты. Парадокс этой механики в том, что поощряется стрельба именно из винтовки: за упрощения вроде задержки дыхания или пометки целей дается дополнительный опыт, а бесшумные убийства в рукопашной или из пистолета с глушителем приносят копейки, хотя по логике вещей сближение с противником - больший риск для снайпера и он должен вознаграждаться.

Разработчики вновь позволят уничтожить «Тигр» выстрелами из винтовки, но при встрече с техникой лучше использовать фугас.

Карьерному росту способствуют и побочные задания. Часть из них выдадут автоматически, другие появляются по мере приближения к важному объекту или персоне. Есть даже секретные поручения: попробуйте-ка найти и убить генерала в ущелье Халфайи или подстроить несчастный случай офицеру в Сиве.

Увеличение территорий не сказалось на их насыщенности. Игра избавилась от оглядок на Wolfenstein, поэтому вместо золотых слитков мы разыскиваем дневники и коллекционные игральные карты. На вышках и холмах расположены специальные снайперские позиции, и их обнаружение (как и убийства на сверхвысокой дистанции) не только приносит опыт, но и способствует прохождению кампании на 100%.

Снайпер бьет издалека

Поводом для гордости у разработчиков серии всегда была реалистичная баллистика, и эта часть не стала исключением. У оружия чувствуется отдача, пули правильно взаимодействуют с объектами, а при стрельбе на дальние дистанции учитывается расстояние до цели и сила ветра. Сложность настраивается как угодно: от аркады, где пули летят по прямой, до полного отключения помощи и навигации.

Снайперские позиции удивительны тем, что не дают ровно никаких преимуществ ни в стрельбе, ни в маскировке. Враг все равно раскроет лежбище после третьего выстрела.

Остался знакомый датчик сердцебиения, отвечающий за способность стабилизировать прицел: после марш-броска вы не сможете быстро выхватить винтовку и метко выстрелить на двести метров: стоит ждать, пока дыхание придет в норму. Остального арсенала эти ограничения не касаются, но он почти и не используется из-за слишком малой дальности и кучности стрельбы.

Систему X-Ray Kill Cam, следуя завету «не чини то, что не сломано», перенесли в триквел с незначительными изменениями. Меткие попадания сопровождаются эффектной демонстрацией полета пули, прошивающей внутренние органы жертвы. В Sniper Elite 3 «рентген» стал еще детализированнее, этот же эффект отныне сопровождает выстрелы по взрывчатке и технике.

Первые семьдесят раз такие кадры выглядят зрелищно, но к концу второй миссии X-Ray меня уже изрядно утомил.

Выполнить боевые задачи поможет не только подруга-винтовка, но и целая сумка передовых на то время устройств. Растяжки, фугасы, выпрыгивающие мины, гранаты, динамит - все эти вещи позволяют создать на поле боя аналоги шахматных этюдов: заминировать свою позицию и спровоцировать патрульных, заложить фугасы на маршруте танковой колонны или закрепить растяжку в узком проеме.

Использование ловушек повышает самооценку, но на этом их преимущества заканчиваются. Виной всему та самая прокачка, поощряющая только стрельбу. Благо, всё снаряжение открывается быстро, а набор дальнейших рангов дивидендов не приносит, поэтому бороться за каждую кроху опыта не стоит. По традиции, перед миссией настраивается выкладка, но снаряжение можно пополнять и в полевых условиях.

Клише компьютерных игр. Заметка #34. Если кто-то из врагов и выкрикивает «Осторожно, мина!», то исключительно в тех случаях, когда этот возглас уже ни на что не влияет.

Помимо сюжетной кампании, в Sniper Elite 3 доступен и мультиплеер, но он здесь специфичен. Если «Бой насмерть» проходит по привычным для Deathmatch правилам, то в «Короле расстояний» учитывается исключительно дистанция убийства или совокупность расстояния лучших выстрелов, если играете в команде. Самое необычное соревнование - «Без контакта»: в нём обе команды разделены непреодолимым препятствием и перестреливаются на большие расстояния.

Лучше соревновательных режимов только кооператив. К вашим услугам совместное прохождение кампании и битвы на выживание, где вы вдвоем (или в одиночку) отражаете атаки врагов, нападающих волнами. В наличии и популярная забава из второй части «Двойка», в ходе которой один человек исполняет роль наводчика и помечает цели, а другой их устраняет.

Игра не сделала технологический скачок относительно второй части, но за счет ярких красок и освещения стала выглядеть лучше.

Оценить визуальный ряд вы можете и сами: игра радует глаз живописными локациями и улучшенной со времен предшественницы детализацией, правда, встречаются и недоработки вроде застревания трупов в текстурах или вот такого . По этой же причине я редко использовал динамит - его трудно было подорвать, потому что он проваливался в песок. Зато оптимизация выше всяких похвал - Sniper Elite 3 стала ярче и красивее, а кушает мало, как и вторая часть.

На заметку: разработчики отшлифовали не только техническую сторону, но и игровую. Больше нет консольного прилипания к укрытиям, регенерация здоровья стала частичной, а на смену контрольным точкам пришло быстрое сохранение. Не хватает лишь настройки угла обзора (спина персонажа слишком близко к камере), но даже такой набор привилегий кажется праздником в стане любителей ПК.

Убить Билла-2

Расправа над Гитлером постепенно становится визитной карточкой Sniper Elite. В прошлый раз мы выслеживали фюрера в самом сердце нацистской Германии, не удастся ему уйти от возмездия и в новой части серии. Несмотря на то, что задание «Охота за Серым Волком» короче большинства из операций кампании, это один из лучших эпизодов проекта, и как жаль, что его вновь не включили в основную игру.

Первая попытка покушения закончилась неудачно. Кто ж знал, что у немцев опять появится зрение Чужих, и они смогут видеть героя сквозь стены?

По легенде миссии рейхсканцлер прибывает в захваченный немцами Тобрук, но, вопреки показанному в роликах, суть задачи не сведётся к вычислению его персоны среди толпы двойников. Достаточно проникнуть в город, собрать заметки немецких офицеров о фюрере и занять позицию, после чего ликвидировать цель.

Самая интересная часть операции - устранение, где предусмотрено целых семь способов убийств, от выстрела в бензобак автомобиля до имитации несчастного случая. Важно не забыть о путях отхода и расставить ловушки: оставшиеся в городе немцы не простят гибель своего лидера и попробуют вас убить.

Заключение

Запустив Sniper Elite V2 после пятнадцатичасового свидания с её наследницей, я увидел монстра Франкенштейна. Его угрюмость выражали обесцвеченные руины Берлина, его немощность - топорное управление и неудобное меню выбора гаджетов, а безысходность - однородные уровни без возможности завернуть за угол, и мельком возник вопрос: это третья часть так хороша, или настолько плоха вторая?

Всё субъективно, но скорее первое, поскольку Sniper Elite 3 - одна из редких игр этого года, после прохождения которой не против добавки в виде DLC. При ясном понимании, что перед нами не шедевр, при учете всех недостатков и отсутствии революционных нововведений - играть интересно, и этот довод нечем парировать. Сезонный абонемент уже в списке желаемого, осталось дождаться хорошей скидки.

Похоже, британцы таки нащупали путь к успеху, создав одну из лучших игр в необычном жанре «боевик про снайперов». Остается надеяться, что они не остановятся на достигнутом, и следующие части порадуют нас не только вариативностью, но и нелинейностью миссий. Если считать Sniper Elite 3 тестовым полигоном открытых пространств, то эти учения прошли успешно.

Вердикт: снайпер бьет издалека, но всегда наверняка. Эта поговорка не применима к разработчикам Sniper Elite, но после череды осечек Rebellion, похоже, таки поразили цель.

Оценка: 7.9 («Хорошо»).

P.S. Если бы это был конец года, то игре Sniper Elite 3 можно было бы выдать специальную награду за исключительную оптимизацию.

Виталий Красновид aka Dezintegration


Выражаем благодарность:

  • Компании Бука за предоставленный для игры ключ.
  • Sniper Elite 3: тестирование производительности
    Сводное тестирование тридцати трех видеокарт и двадцати четырех процессоров в паре разрешений и двух режимах работы.

  • Обсуждение игры на конференции сайт.