Приметы и поверья на 7 октября. октября: приметы и поверья

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Совершенное без всякой примеси есть закон Неба; совершенствование, то есть употребление всех своих сил на познание закона Неба, есть закон человека. Тот, кто постоянно стремится к своему совершенствованию, тот - мудрец, умеющий отличать добро от зла. Он избирает добро и крепко прилепляется к нему, чтобы никогда не потерять его. (Конфуций)

Народное название: день Феклы, Фекла, замолотки, Фекла-заревница, за- ревница,запрядальная.

Традиции на 7 октября

С Феклы-заревницы дни быстро убегают, ночи темнеют, а зори становятся багряными, и в народе говорили, что «день убегает лошадиным скоком». На Феклу женщины старались хоть немного попрясть: это сулило удачу в домашних делах.

В этот день начинали по утрам молотить хлеб с огнем - от этих огней святая Фекла и получила прозвание Заревницы. Развести огонь в овине было очень непросто, и эта работа традиционно поручалась самому старому и, следовательно, опытному, мужчине в доме.

Сушка хлебов в овине была и работой, и искусством. Молотить начинали с зажинного снопа, который все это время хранился в красном углу избы. Из первой муки пекли специальный хлеб, который полагалось разделить между всеми членами семьи, а остатки отдать скотине. Считалось, что так все члены семьи, и стар, и млад, приобщаются к священной пище, которая дает дому достаток и благополучие.

Можно было в этот день девушкам и погадать на будущего мужа. Для этого ночью в приоткрытое окно овина нужно было сунуть пирожок. Если угощение никто не возьмет - так и оставаться в девицах, если его возьмет холодная рука - брак будет неудачным, а если теплая и пушистая - брак свершится в скором времени и будет удачным. Последний день сбора царя грибов - боровика. Но ходить в лес надо было, обязательно осенив себя крестным знамением, иначе леший мог и утащить в чащу. Брать с собой детей в этот день запрещалось категорически. Русский народ верил, что на Феклу все, что завяжешь, - не развязать, то есть счастье будет крепким, а свадьба - доброй. Поэтому в этот день часто играли свадьбы.

Приметы на 7 октября

Много желудей на дубе - к теплой зиме и плодородному (хлебному) лету.

Заревницы малинят (окрашивают в красное) стекла изб.

Гром в этот день предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.

Если в октябре солнце взошло быстро и светит ярко - погода переменится.

Белка линяет от головы к хвосту - к гнилой зиме (долгой и слякотной), а от хвоста к голове - к прочной зиме.

Именины 7 октября празднуют: Степан. Андрей, Василий, Виталий, Владислав, Давид, Павел, Сергей, Фекла.

Имя дня — Степан. Характеристика человека с именем Стёпа

Это имя происходит от древнегреческого «стефанос», что означает «венок». Общаться с этим человеком легко и весело, Степан очень подвижен, и долго на одном месте ему усидеть трудно.

У этого человека хорошая память - ему достаточно один раз услышать или прочитать материал, и в нужное время он сам приходит ему на ум, поэтому Степан легко и с удовольствием учится.

Степан, родившийся в октябре, - человек неугомонный, ему постоянно надо чем-то заниматься, что-то делать. Его наблюдательность и остроумие делают его сложным и неудобным противником. Чаще всего этот человек выбирает творческую профессию - из Степанов получаются хорошие художники, модельеры, архитекторы или журналисты. Круг общения осеннего Степана необычайно широк, этому легкому человеку всегда и везде рады. Он быстро ориентируется в новой обстановке, легко сходится с людьми и недолго помнит обиды.

07.10.2018 1,869 Прочитали

Кто-то и рад бы подергать за какое-нибудь место эту самую свеклу, да только это уже в наше время экстрим. Еще более экзотичное народное поверье связано с погодой и поисками суженого. Девушки, что в старину, что и сейчас, многое могут сделать в поисках любви, почему бы не попробовать и такое средство?

Если кто-либо не трогал руки девичьей, не брал принесённый девицей калач, то девушка решала: сидеть ей в девках, мыкаться у печи, у квашни не хозяйкой быть. (Подробности дальше) С Фёклы дни быстро убывают, ночи темнеют. Да, это мы уже и сами заметили.

7 октября (Фекла-зарёвница ) Этот день назван от огней на заре, при которых проводился обмолот снопов. Замолотки . С зарею начиналась молотьба. Русские люди верили, что на Феклу все, что завяжешь, уже не развязать. Поэтому в этот день часто играли свадьбы.

На Феклу девушки обязательно гадали, спрашивали у домового о суженом. В старину верили: в этот день всё, что завяжешь, - не развязать, то есть крепким счастье будет, а свадьба - доброй. Если кто-либо не трогал руки девичьей, не брал принесённый девицей калач, то девушка решала: сидеть ей в девках, мыкаться у печи, у квашни не хозяйкой быть. Коли холодная зыбь руки касалась, было поверье, что идти девице за бедного. А тёплым, лохматым покажется прикосновение - возьмёт в жены человек состоятельный.

Подробнее об истории этого дня:

Фекла Запрядальница

В этот день отмечается память Феклы Иконийской - раннехристианской святой, почитаемой в лике равноапостольной. Фекла родилась в городе Иконии (современная турецкая Конья) в семье богатых язычников. В 18 лет она обручилась со знатным юношей, но услышав проповедь апостола Павла, решила не выходить замуж, а посвятить себя служению Богу.

Ее жених, обескураженный таким решением, попросил правителя арестовать апостола по обвинению в том, что он «воспрещает девам вступать в брак». Фекла тайно посещала Павла, подкупая тюремных стражей своими драгоценностями.

Когда об этом стало известно, обоих святых предали суду. Феклу возвели на костер, но внезапный дождь погасил пламя. Известно, что позже Фекла обратила в христианство свою мать. Сама же она дожила до 90 лет и умерла в пещере, скрываясь от языческих жрецов.

На Руси на Феклу женщины садились прясть - это сулило удачу в домашних делах. Оттого святую называли Запрядальницей.

Мужчины же продолжали молотьбу, которую начинали с самого утра. Также справляли именины овина: хозяин собирал в нем всех работников и угощал их кашей. Вечером устраивали гулянья с песнями и играми.

Русские люди верили, что на Феклу все, что завяжешь, уже не развязать. Поэтому в этот день часто играли свадьбы.

Считалось, что такой брак будет долгим и счастливым, а разлучить жену с мужем не удастся никому. А вот девушки гадали на замужество - несли в баню калач и ждали, кто прикоснется к руке. Если прикосновение было холодным - быть замужем за бедняком, если теплым - возьмет в жены человек состоятельный, а если никто красавицу за руку не взял - сидеть ей в девках.

Первомц. равноап. Феклы. Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца. Прмч. Галактиона Вологодского. Прп. Коприя. Св. Владислава Сербского. Мирожской иконы Божией Матери.

Первомученица Фекла, ученица и последовательница апостола Павла, много претерпела страданий за святость свою и чистоту девичью. В 18 лет она обратилась в веру Христову и осознанно стала невестой Жениха Небесного, отказавшись от жениха земного. Вера во Христа помогала Фекле переносить муки и страдания от гонителей христиан и от тех, кто посягал на ее девство (Фекла отличалась прекрасной внешностью). Святую деву пытались сжечь на костре, но Господь послал дождь с градом, и огонь погас; дикие звери не растерзали Феклу, а лишь смиренно лизали ее ноги; пьяным юношам не удалось обесчестить святую деву — Господь разверзнул гору перед ней и в пещере укрыл ее от преследователей. До 90 лет дожила святая равноапостольная Фекла, проповедуя Истину, исцеляя страждущих плотью и духом и многих обращая ко Христу.

7 октября - Фекла-заревница, жареница, запрядальняя

На Феклу ночи темны, день убывает лошадиными шагами.

Всякий раз приходится удивляться точности народных наблюдений и особенно тому, что практически любое высказывание облекается в образную форму и таит в себе не один смысл, перекликаясь с другими сходными выражениями и с темами, характерными для данного дня, периода, вида деятельности. Только что приведенная приговорка, с одной стороны,— констатация очевидного факта: дни становятся короче, ночи длиннее и темнее. С другой стороны, измерение скорости убывания дня «лошадиными шагами» составляет одну группу с выражениями — «день прибывает / убывает на воробьиный скок, на куриный шаг» и т. п. С третьей стороны, акцент на темноте ночей именно перед днем Феклы-за- ревницы связан с приуроченными к этому сроку замолотками — началом обмолота хлеба, чему предшествует разведение огня в помещениях, где должны сушиться снопы. На ночном фоне особенно контрастно, а потому тревожно и даже зловеще воспринимаются яркие всполохи костров, целая вереница огней на окраине деревень — в протапливаемых овинах, ригах, гумнах.

В старину, по словам И. П. Калинского, «почти весь этот день употребляем был на песни и забавы, и только с полуночи зажигали огонь и при нем начинали молотить в овине. От этих-то огней или зарев святая Фекла и получила имя заревницы».

В последующие дни молотили по утрам.

Первый овин, как и первый сноп, называли именинником. Для именинного овина варили молотильщикам кашу: На заревницу хозяину хлеба ворошок (ворох), а молотильщикам каши горшок.

Сложа руки снопа не обмолотишь.

Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб.

В осеннюю пору без огня овина не высушить, но развести огонь в овине было непросто, требовались определенные знания и умение, поэтому поручалось такое ответственное дело опытным мужикам или старикам. И все же в крестьянской России овины горели сплошь и рядом, везде и каждую осень. Фекла зовется «заревницей» и по этой причине: от зарева пожаров.

Новгородцы опасались разжигать овины ранее определенного традицией срока: «Накануне дня Феклы-жареницы нельзя топить овин, иначе он сгорит». Крестьяне других мест старались и в день Феклы не начинать молотьбу и не разводить огонь в овинах, по крайней мере до полуночи. Овин-именинник в этот день отдыхал, его, как и молотильщиков, угощали, принося и оставляя в углу или возле места, где разводят огонь, горшок каши, пирог, иногда (в костромских селах) и петуха.

Народная фантазия наделила овин, гумно, ригу собственным духом — «хозяином», которого соответственно именовали овинник, гуменник, рижник (ригачник).

Спокойный в весенне-летний период, овинник начинает бурно проявлять себя поздней осенью, когда приступают к сушке и обмолоту снопов в натопленных овинах. Прежде чем начать протапливание помещения со сложенными снопами, такого «хозяина» старались всячески задобрить. Овин и овинник, в глазах земледельца, были неотделимы друг от друга, поэтому кормить или благодарить овин одновременно означало и угощать, благодарить его «хозяина». В селах Новгородской губернии при начале обмолота просили то ли у самого овина, то ли у обитавшего в нем духа разрешения для разведения огня и помощи в предстоящей работе: «Хозяинушко, батюшко, подсоби помолотить!», «Царь овинный, подсоби сушить овины и обмолотиться!» То же происходило и при окончании молотьбы: «Спасибо, хозяйнушко, батюшко, что пособил обмолотиться!».

О том, как выглядел или в каком виде являлся овинник людям, какие ему приписывались свойства, повествуют многочисленные былички о встречах с ним, о проделках или жестокой мести нечистого овинного духа нерадивым крестьянам и тем, кто не почтил его должным образом. Овинник обычно невидим, хотя иногда показывается в облике человекоподобного существа, облепленного мякиной и паутиной, с горящими, как у кота, глазами.

«Вот он сидит в нижней части строений, где разводят теплины и днем пекут деревенские ребята картошку,— сидит в самом углу подлаза днем и ночью. <...> Глаза у него горят калеными угольями, как у кошки, и сам похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, весь черный и лохматый. Умеет брехать по-собачьи и, когда удается ему напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего. Сидеть под «садилом» в ямине (отчего чаще зовут его «подовинником») указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать это под большие праздники, особенно в Воздвиженьев день и на Покров. <...> Топить овины в заветные дни гуменник не позволяет: и на добрый случай пихнет у костра в бок так, что едва соберешь дыхание; на худой же конец разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Не позволяет также сушить хлеба во время сильных ветров и безжалостно больно за это наказывает».

«Родственник» овинника — ригачник тоже считался опасным. Заонежские крестьяне верили, «что тем, кто топит в праздник ригу, он сворачивает шею или засовывает головою в каменку». По рассказу, широко бытовавшему в Калужской губернии, овинник, оскорбившись, «согнул в дугу силача, топившего овин в день Феклы Заревницы».

Загадки про овин со снопами:

Стоит в поле Орина, рот разиня, три поля съела, еще голодна.

Стоит волчище — выхвачен бочище, не дышет, а пышет.

Стоит Петруха — соломенно брюхо.

Из дыры да на плешь — говорят, когда высаживают снопы из овина на ток, где их обмолачивают.

Загадки про молотьбу:

Над головой крутится,

в руках вертится,

стучит и гремит,

ничего не говорит.

Лежат головы побиты, брюха вспороты.

На поле на Арском,

на порубеже татарском,

лежат все побиты,

бороды побриты,

а брюха распороты.

В день святой Феклы бабы старались хоть немного попрясть, чтобы «впоследствии иметь охоту к этому делу. Согласно с сим и святая называется в народе Феклой запрядальной».

Чуть больше месяца назад (1 сентября) в церковном месяцеслове поминалась мученица Фекла (принявшая смерть в 304 г.). Отмечаемая теперь дата кончины другой Феклы дала основание к объединению в народном сознании обеих святых, к закреплению за ними одного дела (благодаря буквально срывающейся с языка полной рифме Фекла — свекла), тем более что в различных регионах свеклу убирали в разные сроки, и там, где уборка этого овоща приходилась на день первомученицы равноапостольной Феклы, звучали те же приговорки:

На Феклу дергай свеклу.

Пришла Фекла — копай свеклу.

В центральной России считалось, что на Феклу — последний день сбора царя грибов — боровика.

7 октября по народному календарю: день Феклы, Фекла, замолотки, Фекла-заревница, заревница, запрядальная.

Традиции. С Феклы-заревницы дни быстро убегают, ночи темнеют, а зори становятся багряными, и в народе говорили, что «день убегает лошадиным скоком». На Феклу женщины старались хоть немного попрясть: это сулило удачу в домашних делах. В этот день начинают по утрам молотить хлеб с огнем — от этих огней святая Фекла и получила прозвание Заревницы. Развести огонь в овине было очень непросто, и эта работа традиционно поручалась самому старому и, следовательно, опытному, мужчине в доме. Сушка хлебов в овине была и работой, и искусством. Молотить начинали с зажинного снопа, который все это время хранился в красном углу избы. Из первой муки пекли специальный хлеб, который полагалось разделить между всеми членами семьи, а остатки отдать скотине. Считалось, что так все члены семьи, и стар, и млад, приобщаются к священной пище, которая дает дому достаток и благополучие. Последний день сбора царя грибов — боровика. Но ходить в лес надо было, обязательно осенив себя крестным знамением, иначе леший мог и утащить в чащу. Брать с собой детей в этот день запрещалось категорически. Русский народ верил, что на Феклу все, что завяжешь, — не развязать, то есть счастье будет крепким, а свадьба — доброй. Поэтому в этот день часто играли свадьбы.

Заговоры 7 октября

Заговору от сильного сглаза

На море-океане Матерь Божья
Пеленки полоскала,
Богу молилась, дело затевала,
Скорби, прикосы и призоры утишала.
Все причища, все урочища,
Щипоты, ломоты, сглазы,
Уразы, переполохи,
Ахи и охи, переломища:
От мужика-еретика,
От бабы-простоволоски,
От девки-долговолоски,
От рыжего, от черного,
От церкви непокорного.
Все древы спят, все коренья спят,
Все люди спячи, птицы летячи,
Все звери ходячи.
Не знай рабы Божьей (имя), сглаз,
Сойдись, запрись, мой наказ.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь.
Аминь.

Приметы 7 октября

  • Много желудей на дубе — к теплой зиме и плодородному (хлебному) лету.
  • Заревницы малинят (окрашивают в красное) стекла изб.
  • Гром в этот день предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.
  • Если в октябре солнце взошло быстро и светит ярко — погода переменится.

В этот день Православная церковь почитает память первомученицы Фёклы, последовательницы апостола Павла, которая перетерпела много страданий за свою святость и чистоту девичью. В возрасте 18 лет она обратилась в христианскую веру, осознанно став невестой Жениха Небесного.

Христианская вера помогла Фёкле перенести все страдания и муки от гонителей христиан и от мужчин, посягавших на её девство (святая отличалась прекрасной внешностью). Её пытались сжечь на костре, но пошел дождь с градом и огонь погас. Фёклу не растерзали дикие звери, а лишь безропотно лизали ей ноги. Пьяные юноши хотели обесчестить святую деву, но Господь развернул перед ней гору и укрыл её от преследователей в пещере.

Святая равноапостольная Фёкла дожила до 90 лет, исцеляя страждущих духом и плотью, проповедую Истину и многих обращая к вере.

7 октября: традиции и обычаи дня

В народе говорили: «На Фёклу ночи тёмные, а дни лошадиными шагами убывают ». Акцент на темноте ночей перед днём Феклы связан с замолотками (началом обмолота хлеба), приуроченными к этому сроку. В помещениях, где сушили снопы, разводили огонь. На ночном фоне яркие всполохи костров и вереница огней (в протапливаемых гумнах и овинах) на окраинах сел и деревень воспринимаются особенно контрастно и даже зловеще.

В старину на протяжении этого дня пели песни и веселились, лишь к полуночи зажигали огонь и начинали молотить. От этих огней святая Фёкла и получила прозвище заревницы.

В следующие дни уже молотили по утрам. Первый овин называли именинником.

Осенью без огня овина не высушить, но огонь развести в овине непросто, требуются определенные знания и умения. Поручалось это ответственное дело опытным мужикам или старикам. Но, несмотря на это, овины на Руси каждую осень горели сплошь и рядом. По причине частых пожаров и прозвали Фёклу «заревница».

Суеверные крестьяне не топили овин до дня Фёклы, да и в этот день разжигали огонь ближе к полуночи. Овин 7 октября был именинник, поэтому он отдыхал. На Фёклу чествовали молотильщиков. В овин тоже приносили горшок каши и пирог, оставляли в углу или возле места, где разжигают огонь.

Народная фантазия наделила овин, ригу и гумно собственным духом – хозяином, которого называли овинник, рижник (ригачник), гуменник.

Овинник в весенне-летний период ведет себя спокойно, а вот осенью, когда приходит время сушить и обмолачивать снопы, начинает проказничать. Перед тем, как протапливать помещения, «хозяина» старались задобрить.

Овинник обычно невидимый, но иногда является в облике человекоподобного существа, облепленного паутиной и мякиной, с глазами, горящими, как у кота. Он умеет гавкать, как собака, хлопать в ладоши и хохотать не хуже лешего. В большие церковные праздники топить овин гуменник не разрешает. Если его ослушаться, то может и пожар случиться.

В день Феклы женщины старались хоть немного попрясть, чтобы в дальнейшем охоту к этому делу иметь. По этой причине святая в народе называется Фёклой-запрядальной.

Ещё 7 октября копали свеклу и последний раз собирали боровики. В этот день принято было свадьбы играть. Считалось, что тогда брак будет крепким и счастливым.

7 октября: приметы и поверья

  1. Птицы низко к земле летят – зима будет ранняя и холодная.
  2. Много желудей – зима будет мягкой, а следующий год – урожайным.
  3. Гром в этот день сулит теплую и бесснежную зиму.
  4. Если белка от хвоста к голове линяет, зима будет студеная. Если наоборот, то долгая и слякотная.
  5. Если большой урожай рябины, то зимой будет холодно.

Человек, родившийся 7 октября, отличается смелостью , самодостаточностью и большой силой воли. В качестве талисмана ему следует носить яшму и агат.

Видео: церковный календарь на 7 октября