Праздник искупления 27 сентября. Что нужно делать на Воздвижение Креста Господне

Воздвижение Креста Господня. Другое название - Здвиженье. Установлен в честь обретения Животворящего Креста святой Еленой. Данное событие произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы, где был распят Иисус. Принадлежит к числу великих двунадесятых неподвижных праздников. Строгий однодневный пост.

Преставление святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Приурочен одному из трех Вселенских святителей родом из Антиохии. Иоанн Златоуст является автором многочисленных богословских сочинений.

Воздвижение Креста Господня

История праздника

День Воздви́жения Честна́го и Животворящего Креста Господня - один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иеросалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест.

По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иеросалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Исус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.

Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх Иеросалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!» Обретение Креста совершилось около праздника Пасхи, поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года.


Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. В 614 г., при персидском царе Хозрое, персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклие, Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздви́жения Честнаго и Животворящего Креста Господня сделалось особенно торжественным.

Приметы на Воздвижение Креста Господня

Готовясь к этому празднику, наши предки чтили религиозные традиции:
  • В этот день в церкви, на богослужении, покупали три свечи, которыми потом крестили углы в доме, читая при этом молитву;
  • наносили крест на двери дома, а для защиты домашних животных хозяин вещал обереги, которые приносили достаток в дом;
  • придерживались строгого поста, запрещались продукты животного происхождения и рыба. Их можно было заменить разнообразными блюдами из чечевицы, грибов и капусты. Из последней делали пироги, вареники, пирожки, а также капустные запеканки, голубцы с грибами и перец начиненный капустой. Считалось, что если ты раздашь милостыню нуждающимся, то исцелишь душу от греха и злых помыслов;
  • В народе, в этот день было принято сватать молодую невесту. Она читала особую молитву, в которой просила о счастливой семейной жизни, взаимопонимании и поддержке. Молодежь собиралась на массовые гулянья, а при плохой погоде, друг к другу в гости ходили;
  • К 27 сентября крестьяне старались зачистить свои земельные участки и подготовить их к пахоте;
  • Старейшины замечали, что когда приходит этот праздник, нужно готовиться к зиме. Летняя теплота будет радовать все реже и реже, а облачная и дождливая погода – все чаще.
В великий церковный праздник Воздвижение Креста Господня, что нельзя делать, чтобы не нагрешить и не быть наказанным за непослушание и предвзятое отношение к Богу:
  • Нельзя начинать что-то новое – закончиться неудачей, ссорой или серьезным конфликтом;
  • Нельзя повышать голос и сквернословить;
  • Нельзя заниматься рукоделием;
  • Нельзя открывать двери в доме или сараях, чтобы не забрались туда ужи, змеи, гадюки для зимней спячки.

Преставление святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

Приурочен одному из трех Вселенских святителей родом из Антиохии. Иоанн Златоуст является автором многочисленных богословских сочинений.

Святитель Иоанн родился в 347 году в знатной антиохийской семье. Рано лишившись отца, он был воспитан матерью Анфусой, образцовой христианкой. Щедро одаренный от природы, Иоанн получил блестящее образование, учился он у знаменитого языческого оратора Ливания. Занятия его науками в школе Ливания были настолько успешны, что впоследствии, когда учителя спросили, кого он считает достойным себе преемником, тот ответил:

«Конечно же, Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане».


В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию (современная Сирия), Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение. Крестил Иоанна епископ Антиохийский Мелетий, он же и поставил его церковным чтецом. В этой должности пробыл Иоанн три года, усиленно занимаясь изучением Священного Писания.


После кончины матери Иоанн раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и поселился в уединенной обители, довольствуясь лишь обществом монахов. А затем и вовсе два года жил совсем один в пещере. Но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию – в этом, несомненно, был Божий Промысел, чтобы «таковой светильник не был сокрыт в пустыне, как бы под спудом, но светил всем».

В 381 году, в 34 года, Иоанн принял сан диакона, а через пять лет стал священником. Последовавшие за тем 12 лет священства в Антиохии были самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.

В те годы им было написано немало богословских трудов, в частности, «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» и другие. Священник Иоанн неутомимо проповедовал – его блестящие проповеди (большей частью импровизированные) нередко прерывались рукоплесканиями и плачем слушающих. Благодаря скорописцам многие из них дошли до нашего времени. В своих многочисленных беседах (числом свыше 800) он оставил вдохновенные объяснения многих книг Священного Писания, при этом почитается Церковью одним из авторитетнейших их толкователем.

Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.

Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна как Златоуста (так назвала его одна прихожанка в порыве восторга после его проповеди). Поэтому когда после смерти святителя Нектария освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть более 50 лет.

Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об искоренении остатков арианской ереси, о примирении враждовавших епископов, духовном совершенствовании священства. Он заботился о распространении веры Христовой: посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, разорил идольские храмы, стоявшие много веков в Финикии… Константинопольский архиерей «питал алчущих, одевал нагих», заботился о вдовах и сиротах, открывал больницы и другие благотворительные заведения, многие из них – на собственные средства.

Много трудов положил святитель Иоанн и на устроение благолепного богослужения: он составил последование (чин) литургии, ряд молитв, ввел в церковное употребление крестные ходы. Особое внимание Иоанн обращал на пение.

«Ничто так не возбуждает и не возвышает душу, – писал он, – ничто с такою силою не отрывает ее от земли, ничто так не располагает к любви святой, как священная песнь… Духовная песнь – это источник освящения; слова ее очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих, так как те, которые поют псалмы с сознанием, действительно призывают на себя благодать Его».


Он ввел антифонное, то есть попеременное пение двух клиросов.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Эта позиция ревностного поборника святой христианской веры восстановила против него многих, в том числе и императрицу Евдоксию, женщину властолюбивую и златолюбивую. Святитель Иоанн не мог не чувствовать окружающую его злобу, но не обращал на это никакого внимания. Чем больше его хулили, тем сильнее гремела его слава: он стал известен во многих странах, люди приходили издалека, желая видеть святого и слушать его поучения.

Но враги его не унимались. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией был инициирован собор из личных недругов Златоуста, который осудил его по самым мелочным и ложным обвинениям (в частности, за то, что он-де «не знает гостеприимства»). Святитель Иоанн был лишен своей кафедры и изгнан из Константинополя.

В ту же ночь в городе случилось страшное землетрясение. Устрашенная явным знамением гнева Божия, Евдоксия упросила Златоуста возвратиться. Уступив настоятельным просьбам, святой Иоанн возвратился в Константинополь.

Прошло два месяца… Евдоксия снова предалась пагубным страстям – и святитель Иоанн вновь не смолчал, выступил с обличениями. На этот раз он был осужден уже заочно и отправлен в ссылку. Это произошло в 404 году.

Около трех лет прожил старец сначала в армянском городе Кукузе, а затем его отправили еще дальше – в Питиунт, в Абхазию (в район нынешней Пицунды).

Три месяца – и в зной, и в проливной дождь – вели стражники изможденного до крайности святителя пешком через горы… Как-то остановились они на ночлег в городе Команы, недалеко от Сухуми. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал:

«Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе».


Пророчество святого не замедлило исполниться – на следующий день, 14 сентября 407 года со словами «Слава Богу за все!» святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, скончался на шестидесятом году жизни.

В связи с тем, что на 14/27 сентября приходится Воздвижение, празднование преставления святителя Иоанна Златоуста издревле перенесено на 13 ноября (26 ноября по н. ст.).

Дата по старому стилю: 14 сентября Церковный праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня был установлен в память обретения Креста, которое произошло в 4 веке в Иерусалиме. По преданию, его нашла мать императора Константина Великого царица Елена. Она организовала раскопки, в ходе которых была обнаружена пещера Гроба Господня, а неподалеку - три креста. Узнать тот, на котором распяли Христа, помогло чудо: больная женщина, прикоснувшись к нему, получила исцеление.

Первое, что не просто можно, а в обязательном порядке нужно сделать в такой великий праздничный день – посетить храм. В честь праздника во многих храмах проходит Всенощное бдение. А завершается оно литургией и торжественным выносом Креста. Каждый верующий человек старается попасть в этот день в церковь, чтобы помолиться о здравии и благополучии своих родных и близких, попросить Господа о помощи, раскаяться и прикоснуться к святыне.

После возвращения из храма можно собраться за праздничным обедом. Наши предки в этот праздник собирались всей родней за одним большим общим столом. Основным блюдом на праздничном столе всегда были пироги с капустой.

В праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2018 года можно окропить дом святой водой. С давних пор этот обряд проводят для того, чтобы очистить жилище от негативной энергии и защитить от недобрых людей. С этой же целью можно нарисовать мелом кресты с обеих сторон входной двери. А для защиты от дурного глаза домашних животных и скота такие кресты рисовали на сараях и хозяйственных постройках.

Также в этот праздничный день можно принести из церкви три свечи, с которым следует обойти все углы в доме, читая при этом молитву. Это также поможет сохранить в вашем доме мир и гармонию, защитит от завистников и недоброжелателей.

С давних пор люди верят в целебную силу святой воды. А в праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября ее свойства многократно усиливаются. Поэтому в этот день можно напоить ею больных людей, чтобы они поскорее выздоровели.

Наши предки верили, что в праздник Воздвижения Креста Господня можно загадывать свои сокровенные желания и они обязательно исполнятся. Они загадывали их, глядя на пролетающую мимо стаю перелетных птиц.

В праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2018 года можно заниматься домашними делами, стирать, мыть посуду, заниматься уборкой и приготовлением пищи. Однако делать это стоит лишь в случае крайней необходимости. Например, если в доме есть больные родственники или маленькие дети. Если же есть возможность, то занятия подобного рода лучше отложить.

Воздвижение Креста Господня 27 сентября 2018 года: что нельзя делать в этот праздник.

Главные запреты в этот день вполне очевидны. В день Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2018 года нельзя ругаться, браниться, сквернословить, вступать в споры и конфликты, давать волю негативным эмоциям. Лучше отказаться от шумных увеселительных мероприятий и просмотра программ развлекательного характера. В пищу в этот праздник запрещается употреблять продукты животного происхождения. Поэтому таких блюд не должно быть на вашем праздничном столе.

Наши предки верили, что в этот праздничный день нельзя ходить в лес. Поскольку праздник выпадает на то время, когда звери готовятся к зимней спячке, а в этот момент их лучше не тревожить, иначе может случиться беда.

Также в день Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2018 года нельзя начинать новых дел. Поскольку в большинстве своем эти начинания будут обречены на провал.

В столь важный праздник нельзя работать с землей и заниматься рукоделием.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - история праздника

В этот день православные христиане вспоминают два события. Как пишет Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий. Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

отметят Воздвижение Креста Господня: в чем суть праздника, его приметы и традиции . Воздвижение Креста Господня – это один из величайших церковных праздников. Каждый год 27 сентября православный мир вспоминает события, произошедшие много лет назад в Иерусалиме. А произошло то, что был найден утерянный ранее Крест, на котором был распят Иисус Христос.

27 сентября 2017 года православные отметят Воздвижение Креста Господня: в чем суть праздника. Верующие люди считают, что в день Крестовоздвижения идет борьба добра со злом. Эта борьба происходит в каждом из нас. А какая сторона одержит победу, зависит от конкретного человека, от его мыслей и деяний.

Главная традиция Воздвижения Креста Господня – это поход в храм, прослушивание литургий и молитвы. Во многих храмах проходит крестный ход.

Считается, что молитвы в этот праздник обретают невероятную силу. Люди молятся за исцеление родных и близких, за хороший урожай в предстоящем году, просят простить былые грехи.


По традиции в день Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2017 года нельзя есть мясные блюда. Считается, что съев в этот великий праздник мясо убитого животного, человек убивает все молитвы, что были им произнесены.

Крест является символом веры и божественной защиты. Если человек хочет защитить свой дом и близких от бед и дурного глаза, нужно 27 сентября 2017 года в праздник Воздвижение Креста Господня нарисовать крест на двери своего жилища. Этой традиции уже много лет, она не утратила своей силы и актуальности по сей день.

  • Воздвижение Креста Господня. Другое название — Здвиженье. Установлен в честь обретения Животворящего Креста святой Еленой. Данное событие произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы, где был распят Иисус. Принадлежит к числу великих двунадесятых неподвижных праздников. Строгий однодневный пост.
  • Преставление святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Приурочен одному из трех Вселенских святителей родом из Антиохии. Иоанн Златоуст является автором многочисленных богословских сочинений.

Воздвижение Креста Господня

История праздника

День Воздви́жения Честна́го и Животворящего Креста Господня - один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иеросалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест.

По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иеросалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Исус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.

Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх Иеросалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!» Обретение Креста совершилось около праздника Пасхи, поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года.

Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. В 614 г., при персидском царе Хозрое, персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклие, Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздви́жения Честнаго и Животворящего Креста Господня сделалось особенно торжественным.

Религиозные приметы на Воздвижение Креста Господня

Готовясь к этому празднику, наши предки чтили религиозные традиции:

  • В этот день в церкви, на богослужении, покупали три свечи, которыми потом крестили углы в доме, читая при этом молитву;
  • наносили крест на двери дома, а для защиты домашних животных хозяин вещал обереги, которые приносили достаток в дом;
  • придерживались строгого поста, запрещались продукты животного происхождения и рыба. Их можно было заменить разнообразными блюдами из чечевицы, грибов и капусты. Из последней делали пироги, вареники, пирожки, а также капустные запеканки, голубцы с грибами и перец начиненный капустой. Считалось, что если ты раздашь милостыню нуждающимся, то исцелишь душу от греха и злых помыслов;
  • В народе, в этот день было принято сватать молодую невесту. Она читала особую молитву, в которой просила о счастливой семейной жизни, взаимопонимании и поддержке. Молодежь собиралась на массовые гулянья, а при плохой погоде, друг к другу в гости ходили;
  • К 27 сентября крестьяне старались зачистить свои земельные участки и подготовить их к пахоте;
  • Старейшины замечали, что когда приходит этот праздник, нужно готовиться к зиме. Летняя теплота будет радовать все реже и реже, а облачная и дождливая погода – все чаще.

В великий церковный праздник Воздвижение Креста Господня, что нельзя делать, чтобы не нагрешить и не быть наказанным за непослушание и предвзятое отношение к Богу:

  • Нельзя начинать что-то новое – закончиться неудачей, ссорой или серьезным конфликтом;
  • Нельзя повышать голос и сквернословить;
  • Нельзя заниматься рукоделием;
  • Нельзя открывать двери в доме или сараях, чтобы не забрались туда ужи, змеи, гадюки для зимней спячки.

Преставление святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

Приурочен одному из трех Вселенских святителей родом из Антиохии. Иоанн Златоуст является автором многочисленных богословских сочинений.

Святитель Иоанн родился в 347 году в знатной антиохийской семье. Рано лишившись отца, он был воспитан матерью Анфусой, образцовой христианкой. Щедро одаренный от природы, Иоанн получил блестящее образование, учился он у знаменитого языческого оратора Ливания. Занятия его науками в школе Ливания были настолько успешны, что впоследствии, когда учителя спросили, кого он считает достойным себе преемником, тот ответил:

«Конечно же, Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане».

В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию (современная Сирия), Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение. Крестил Иоанна епископ Антиохийский Мелетий, он же и поставил его церковным чтецом. В этой должности пробыл Иоанн три года, усиленно занимаясь изучением Священного Писания.

После кончины матери Иоанн раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и поселился в уединенной обители, довольствуясь лишь обществом монахов. А затем и вовсе два года жил совсем один в пещере. Но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию – в этом, несомненно, был Божий Промысел, чтобы «таковой светильник не был сокрыт в пустыне, как бы под спудом, но светил всем».

В 381 году, в 34 года, Иоанн принял сан диакона, а через пять лет стал священником. Последовавшие за тем 12 лет священства в Антиохии были самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.

В те годы им было написано немало богословских трудов, в частности, «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» и другие. Священник Иоанн неутомимо проповедовал – его блестящие проповеди (большей частью импровизированные) нередко прерывались рукоплесканиями и плачем слушающих. Благодаря скорописцам многие из них дошли до нашего времени. В своих многочисленных беседах (числом свыше 800) он оставил вдохновенные объяснения многих книг Священного Писания, при этом почитается Церковью одним из авторитетнейших их толкователем.

Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.

Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна как Златоуста (так назвала его одна прихожанка в порыве восторга после его проповеди). Поэтому когда после смерти святителя Нектария освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть более 50 лет.

Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об искоренении остатков арианской ереси, о примирении враждовавших епископов, духовном совершенствовании священства. Он заботился о распространении веры Христовой: посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, разорил идольские храмы, стоявшие много веков в Финикии… Константинопольский архиерей «питал алчущих, одевал нагих», заботился о вдовах и сиротах, открывал больницы и другие благотворительные заведения, многие из них – на собственные средства.

Много трудов положил святитель Иоанн и на устроение благолепного богослужения: он составил последование (чин) литургии, ряд молитв, ввел в церковное употребление крестные ходы. Особое внимание Иоанн обращал на пение.

«Ничто так не возбуждает и не возвышает душу, – писал он, – ничто с такою силою не отрывает ее от земли, ничто так не располагает к любви святой, как священная песнь… Духовная песнь – это источник освящения; слова ее очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих, так как те, которые поют псалмы с сознанием, действительно призывают на себя благодать Его».

Он ввел антифонное, то есть попеременное пение двух клиросов.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Эта позиция ревностного поборника святой христианской веры восстановила против него многих, в том числе и императрицу Евдоксию, женщину властолюбивую и златолюбивую. Святитель Иоанн не мог не чувствовать окружающую его злобу, но не обращал на это никакого внимания. Чем больше его хулили, тем сильнее гремела его слава: он стал известен во многих странах, люди приходили издалека, желая видеть святого и слушать его поучения.

Но враги его не унимались. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией был инициирован собор из личных недругов Златоуста, который осудил его по самым мелочным и ложным обвинениям (в частности, за то, что он-де «не знает гостеприимства»). Святитель Иоанн был лишен своей кафедры и изгнан из Константинополя.

В ту же ночь в городе случилось страшное землетрясение. Устрашенная явным знамением гнева Божия, Евдоксия упросила Златоуста возвратиться. Уступив настоятельным просьбам, святой Иоанн возвратился в Константинополь.

Прошло два месяца… Евдоксия снова предалась пагубным страстям – и святитель Иоанн вновь не смолчал, выступил с обличениями. На этот раз он был осужден уже заочно и отправлен в ссылку. Это произошло в 404 году.

Около трех лет прожил старец сначала в армянском городе Кукузе, а затем его отправили еще дальше – в Питиунт, в Абхазию (в район нынешней Пицунды).

Три месяца – и в зной, и в проливной дождь – вели стражники изможденного до крайности святителя пешком через горы… Как-то остановились они на ночлег в городе Команы, недалеко от Сухуми. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал:

«Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе».

Пророчество святого не замедлило исполниться – на следующий день, 14 сентября 407 года со словами «Слава Богу за все!» святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, скончался на шестидесятом году жизни.

В связи с тем, что на 14/27 сентября приходится Воздвижение, празднование преставления святителя Иоанна Златоуста издревле перенесено на 13 ноября (26 ноября по н. ст.).

Воздвижение Креста Господня-2018: что нельзя делать / УНИАН

Уже завтра, 27 сентября, православные празднуют Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – в память обретения Креста Господня, на котором был распят Христос. В православной Церкви это один из 12 самых важных праздников.

Праздник получил свое название благодаря церковному обычаю воздвигать крест во время богослужения.

Воздвижение Креста Господня: история праздника

Точная дата обретения Честного Креста неизвестна. Зато известно, кому христиане обязаны этой находкой. По преданию, крест нашла мать императора Константина – равноапостольная Елена. И произошло это, по-видимому, в 325 или 326 году.

Воздвижение Креста Господня: что нужно делать

В этот праздник принято ходить в храм, чтобы молиться о здоровье и благополучии. При этом в церкви нужно купить три свечи. Ими затем, читая молитву, крестят углы в доме. Также наносят крест и на входные двери.

Воздвижение Креста Господня: что нельзя делать

У этого праздника есть ряд запретов:

  • нельзя работать – подробнее читайте в нашем материале – исключение делается лишь для неотложных дел: уход за детьми и домашними животными и т.п.;
  • нельзя начинать новое дело – толку из этого никакого не выйдет;
  • нужно держать строгий пост: не вкушать пищу животного происхождения (включая "молочку" и яйца) и не употреблять алкоголь, пище заправляют только растительным маслом;
  • нельзя ругаться и ссориться;
  • держать дверь открытой: считается, что это день, когда змеи выползают из нор и ищут место для зимовки – и могут заползти на зимовку в дом;
  • не принято в этот день свататься к девушке;
  • ходить в лес – чтобы нечисть и аспиды не утащили в свои норы.

Воздвижение Господне: приметы

Считалось, что Воздвижение – это последний день бабьего лета, и после него тепла уже ждать не стоит. Есть даже поговорка: "На Воздвижение кафтан с шубой сдвинулись, шапка надвинулась" – то есть наступают холода.

В старину говорили, что на Воздвижение медведь уже ложится в берлогу, змея заползает в нору, а птицы летят на юг.

  • с Воздвижения осень к зиме сдвигается;
  • кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится. А кто на Воздвижение пост не держит – на того семь грехов воздвигнутся;
  • если в этот день холодный северный ветер дует, то предстоящее лето будет жарким;
  • в Сдвиженье Леший гуляет: кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет;
  • в Воздвижение с поля последняя копна движется.

Что означает праздник Воздвижения Креста Господня

Как пояснил настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел, Церковь чествует Крест, на котором погиб Христос, так как именно на нем "совершилось спасение каждого из нас".

Воздвижение Креста Господня: икона

В народе эту икону наделяют чудотворными способностями. Прежде всего икона Воздвижения Креста Господня помогает вылечить:

  • бесплодие;
  • зубную боль;
  • хронические мигрени;
  • болезни костей и суставов.

Воздвижение Креста Господня: молитва

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего.

Приидите, христоименитии людие, составим похвалу Честному Кресту, на нем же Христос, Царь славы, руце распростер, возведе нас на первое блаженство, из негоже низпадохом прелестию змиевою. Ты же, о пресвятый Кресте, яко имеяй присущую тебе силу Распятаго Христа, спасай и сохраняй от всяких бед любовно зовущия ти: Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.