Патриарх Кирилл: Пример отрока Варфоломея — это пример и для наших детей, для нашей молодежи. Житие

Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди ти­хие и спокойные, почтенные и справедли­вые, очень религиозные, “с крепким и серьезным складом жизни”. Сына с детст­ва приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда прини­мали странников, и связанное с ними “ищущее, мечтательно противящееся обы­денности” начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усове­щивали его.

“Замечательны… отношения с родны­ми”. И мать, и отец с ранних лет Варфоло­мея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но “с некоторой печатью”. Очень строго со­блюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упраши­вала сына не насиловать себя, но он поч­тительно, но твердо возражал.

Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

Варфоломею не давалась

наука, и маль­чик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встре­тил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вы­нул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. “Отныне, – сказал он, – овладеешь грамотою лучше братьев и то­варищей”.

Какие качества характеризуют человека, по­святившего свою жизнь служению Богу и Руси?

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудо­любие, добросовестность, природная скром­ность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, лю­бовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпи­зоды, которые произвели на вас наибольшее впе­чатление.

Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше по­строить по плану.

Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. “Это дается тебе в знак благо­дати и для разумения Священного Писа­ния”.

“Варфоломей и Степан выбрали мес­то в десяти верстах от Хотькова” и основа­ли Троицкий монастырь. Затем “Варфо­ломей же в полном одиночестве продол­жал полуночный свой подвиг”. Сергий в монастыре. Он упорен, тер­пелив, и он “боголюбив…”. “Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример”.

“Братия желала, чтобы Сергий стал игу­меном”.

“Мамай решил покончить с непокор­ным Дмитрием…” “После трапезы Препо­добный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой”. “Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст”. “Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви”.

Рассмотрите репродукцию картины М. Несте­рова “Видение отроку Варфоломею”. Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем? На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написа­но в тексте жития “нашел не то, чего искал. Под дубом встретил “старца черно­ризца саном пресвитера”. Очевидно, ста­рец его понял:

– Чего тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом встал старец на мо­литву”.

Чем, на ваш взгляд, отличается канониче­ское (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?

Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, прави­лами, по которым создавалось житие: в нем есть эпизоды, которые важны писа­телю для создания образа героя, его отли­чает более свободная композиция. Кано­нический текст более строгий, в нем не чувствуется отношение автора к герою.

Глоссарий:

  • расскажите о родителях варфоломея какие отношения складывались в семье
  • сергий радонежский сочинение
  • преподобный сергий радонежский зайцев читать
  • какие события случившиеся с варфоломеем в детстве
  • сочинение о сергии радонежском

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он...
  2. Свинья под Дубом В этой басне в образе Свиньи автор подверг осмеянию людские пороки - жадность, небла­годарность, грубую силу, которая не прислушивается к голосу разума....

Цели урока: углубить знания учащихся о жанре жития; помочь понять текст жития; развивать навыки анализа текста, содействовать нравственно-патриотическому воспитанию.

Оборудование: репродукции икон Сергия Радонежского, картина И.М.Седых “Воскресенский храм”, иллюстрации Троице-Сергиевой лавры, репродукция картины М.В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, выставка книг о преподобном Сергии Радонежском и “Житие Сергия Радонежского”, фотографии Воскресенского храма.

Литературоведческие термины для урока: Агиография, герой, житие, легенда, метафора, образ, “плетение словес”, проблема, характер, шедевр, “этикетность” древнерусской литературы.

Словарь урока: аскетизм, благородство, благочестие, верность, высокомерие, гордость, грех, добродетель, кротость, любовь, милосердие, покаяние, прощение, смирение, страстотерпец.

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать “Житие Сергия Радонежского”.
  2. Вспомнить особенности жития.
  3. Индивидуальные задания:

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, святителей, благоверных князей, преподобных (пустынников, молчальников, затворников, столпников, основателей монастырей)… Почему же среди них ярче всех горит звезда Сергия Радонежского? (Слайд №2). Презентация

Отчет учащихся: беседа с настоятелем храма отцом Игорем, сообщение по картине И.М.Седых. (Слайд № 3, 4, 5)

Писатель Борис Зайцев пишет: “Сергий – благоуханнейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ русского святого. Сергий глубочайше русский, глубочайше православный. В нем есть смолистость Севера России, чистый, крепкий и здоровый ее тип. Если считать – а это очень принято, - что “русское” есть гримаса, истерия и юродство…, то Сергий – явное опровержение. …Сергий как раз пример, любимейший самим народом, - ясности, света прозрачного и ровного”.

II. Повторение изученного.

Жанр жития нам уже знаком. Что такое житие? Вспомните его особенности.

Жития каких святых людей вам известны? (Житие Бориса и Глеба”, ”Житие Феодосия Печерского”)

III. Новый материал

В Древней Руси существовало два слова для обозначения литературного творчества:

1) художьство,

2) хытрость.

Записываем слова в тетрадь (в скобках русскими словами "хитрость" и "художество"). Словом "художество" принято было обозначать те произведения, которые были проникнуты высоким смыслом, писались ради великих идей. И в первую очередь сюда относились произведения житийной литературы, которые назывались словом "агиография" - святописание (используется съёмный словарь, слова записываются в тетрадь).

Этим словом и в современной литературе обозначают жития святых.

Итак, любое житие - художественное произведение, следовательно, создаётся оно по законам художественного творчества. И образ главного героя-святого тоже этим законам подчиняется. А как становятся святыми? (Ответы детей)

Учитель: Да немало надо потрудиться, чтобы так прославили тебя. Как же складывалась человеческая жизнь Сергия? Давайте вспомним этапы его жизни.

(Ответы детей).

План жития

1) Детство.

2) Жизнь, подвиги, учение.

3) Кончина.

4) Посмертная слава.

Учитель: Законы художества, законы творчества были общими для многих произведений. Какое бы житие мы бы ни взяли, мы увидим, что жизненный путь героя обрисован везде примерно одинаково.

Выделим то общее, что встретилось во всех планах. Своеобразна композиция жития. (Вспомним, что такое композиция?). Но композиция жития отличается от композиции других художественных произведений. Нет нарастания действия.

Вывод. Житие всегда построено так, чтобы наилучшим образом показать жизнь святого. Отсюда житие. Но в то же время оно похоже на гладкую дорогу.

Мы постоянно на уроках говорим об общих законах построения художественных произведений. Значит, и закон создания художественного образа здесь вполне действителен. Что это за закон? (Вообразить - преобразить - изобразить)

Художник Михаил Нестеров написал картину “Видение отроку Варфоломею”. На слайде репродукция картины. Давайте послушаем рассказ о том, что изобразил художник на картине.

Рассказ учащегося о картине М.В.Нестерова “Видение отроку Варфоломею”. (Слайд №6)

Задание: найдите в тексте “Жития Сергия Радонежского” эпизод, изображенный художником Нестеровым и выразительно прочитайте его.

Беседа по вопросам:

  1. Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?
  2. Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?
  3. Какую жизнь вел Сергий в юности?
  4. Что произошло с Варфоломеем после смерти родителей?
  5. Расскажите о жизни и трудах Сергия в пустыне.
  6. Перечислите добродетели святого.
  7. В каких условиях Сергий и братия строили Сергиевский монастырь?
  8. Как проявляется святость Сергия: внешний вид, одежда, занятия, труд, отношения с братией?
  9. Как в разных ситуациях, описанных Епифанием, раскрывается духовное богатство Сергия, его нравственные качества (авторитетность и роль в решении народных судеб: встреча с простолюдином и князем Дмитрием Донским перед Мамаевом побоищем, отказ от архиерейства и другие)?

IV. Итоги урока.

1. Обсуждение.

Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь служению богу и Руси?

Чем велик Сергий? Что делает в житии образ Сергия идеальным? Благодаря чему создается в нашем восприятии идеальный образ святого Сергия?

2. Обзор репродукции икон Сергия Радонежского, иллюстраций Троице-Сергиевой лавры, книг о Сергии Радонежском.

(Слайд №7)

2. Какие чудеса происходят после смерти Сергия?

Индивидуальное задание: подготовить сообщения о жанрах древнерусской литературы. (Слайд №8)

Литература

1. В мире литературы: Учебник для 7 класса/ Под общ.ред. А.Г.Кутузова. М. Дрофа.

2. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский / вст.ст., - М.: Сов. Россия, 1991 г.

3. Фокеев А.Л. Начало всех начал. Саратов. Из-во “Лицей”. 2003 г.

Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди тихие и спокойные, почтенные и справедливые, очень религиозные, "с крепким и серьезным складом жизни". Сына с детства приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда принимали странников, и связанное с ними "ищущее, мечтательно противящееся обыденности" начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усовещивали его.

"Замечательны… отношения с родными". И мать, и отец с ранних лет Варфоломея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но "с некоторой печатью". Очень строго соблюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упрашивала сына не насиловать себя, но он почтительно, но твердо возражал.

Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

Варфоломею не давалась наука, и мальчик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встретил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. "Отныне, - сказал он, - овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей".

Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудолюбие, добросовестность, природная скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, любовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше построить по плану.

Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. "Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания".

"Варфоломей и Степан выбрали место в десяти верстах от Хотькова" и основали Троицкий монастырь. Затем "Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг". Сергий в монастыре. Он упорен, терпелив, и он "боголюбив…". "Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример".

"Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом".

"Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием…" "После трапезы Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой". "Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст". "Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви".

Рассмотрите репродукцию картины М. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?

На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написано в тексте жития "нашел не то, чего искал. Под дубом встретил "старца черноризца саном пресвитера". Очевидно, старец его понял:

Чего тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом встал старец на молитву".

Чем, на ваш взгляд, отличается каноническое (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?

Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, правилами, по которым создавалось житие: в нем есть эпизоды, которые важны писателю для создания образа героя, его отличает более свободная композиция. Канонический текст более строгий, в нем не чувствуется отношение автора к герою.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к произведению «Преподобный Сергий Радонежский» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Жанр произведения - психологический рассказ. Герои - мальчик, дядя, мама, бабушка. Завязка - мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация - дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы. Развязка - ребенок учится писать цифры. Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. О непонимании детских радостей, о нежелании взрослых идти ребенку навстречу, часто просто по причине собственной лени. Иногда дело
    Любимая сестра М. А. Булгакова Надежда Афанасьевна так вспоминала о начальной поре жизни будущего писателя: "1891 год. В Киеве на Госпитальной улице, которая, подобно большинству киевских улиц, шла в гору, в доме номер 4 у магистра Киевской духовной академии, доцента кафедры древней гражданской истории родился первенец. Отца звали Афанасий Иванович. Мальчик рос, окружённый заботой. Отец был внимателен, заботлив, а мать - жизнерадостная и очень весёлая женщина. Хохотунья. И вот в
    Какие нравственные черты человека опоэтизированы Хемингуэем в повести "Старик и море"? Какова основная идея повести? В основе повести лежит авторская идея "трагического стоицизма": перед лицом судьбы, несущей страдания и смерть, человек обязан сохранять достоинство и мужество. Поединок старика-рыбака с коварными силами океана, одновременно смертоносными и прекрасными, приводит к выводу о непобедимой силе человеческого духа, о том, что "человека можно уничтожить, но его нельзя победить". Почему мальчик всегда встречал старика и пытался
    Интегрированный урок в 8-м классе Литература и мировая художественная культура Урок проводится как итоговый после изучения по литературе «Жития Сергия Радонежского» и по МХК темы «Икона. Иконография святых». Оформление: записи колокольных звонов Троице-Сергиевой лавры; репродукции икон святого Сергия; репродукции картин М. Нестерова, Н. Рериха и других художников. Ход урока (Звучит колокольный звон.) Учитель. Звучат колокола колокольни Троице-Сергиевой лавры. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу,
    В качестве домашнего задания ребятам было предложено выполнить задание учебника (программа А. Г. Кутузова): обратить внимание на то, благодаря чему в нашем восприятии создаётся образ святого Сергия Радонежского, заступника и молитвенника за русскую землю. Подсказка к способу выполнения задания: отметь карандашом в тексте слова, характеризующие героя, на полях проставь условные обозначения (п. - поступок; пор. - портрет; пов. - поведение; др. - другие персонажи о герое; периф. - перифразы;
    Глава I Небольшое вступление, дающее краткое представление о содержании рассказа. Автор делится своими мыслями о детях и детстве, сетует на то, как трудно при воспитании детей быть рассудительным и "очень, очень умным дядей". Писатель как бы задается вопросом о разумности существующих методов воспитания. Глава II Описываются события, предшествовавшие ссоре дяди и племянника. Мальчик Женя просит купить ему бумагу и карандаши, чтобы в один день "выучиться читать, рисовать и писать цифры". Дядя из лени
    Сказки о музыке Как мальчик познакомился с нотками Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Мальчику очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко. - Музыка, помоги мне поймать песню звезд, - попросил мальчик. Звезды запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка.

Житие

Наряду с летописями на Руси была очень популярна житийная , или агиографическая (от греч. hágios – святой, grápho – пишу), литература . Жанр жития возник в Византии. В древнерусской литературе он появился как жанр заимствованный, переводной. На основе переводной литературы в XI веке на Руси возникает и оригинальная житийная литература. Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о жизни святых – государственных и религиозных деятелей, чья жизнь и деяния были расценены как образцовые. Жития имели прежде всего религиозно-назидательный смысл. Входящие в них истории – предмет для подражания.

Автор жития преследовал прежде всего задачу дать такой образ святого, который соответствовал бы установившемуся представлению об идеальном герое. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали таким правилам (канонам), и замалчивалось всё то, что с этим расходилось. Иногда даже измышлялись события, не имевшие места в реальности. Такое свободное отношение к фактам было следствием того, что житийная литература ставила целью не достоверное изложение событий, а поучение, и авторов прежде всего интересовало проявление святости героев.

Жития строились следующим образом: повествование начиналось вступлением, в котором объяснялись причины, побудившие автора приступить к повествованию; далее следовала основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах. Завершалось житие похвалой святому.

В житиях часто встречаются слова авторов о своей греховности, невежестве, отсутствии дара слова. В действительности создатели жизнеописаний святых были образованными и умными людьми, но они старались подчеркнуть свою скромность, смирение, поскольку осмелились писать жития. Создатели житий упоминали свои имена лишь тогда, когда необходимо было придать достоверность повествованию: например, в тех случаях, когда они были очевидцами событий из жизни святого.

Во второй половине XIII века было создано житие новгородского и великого владимирского князя Александра Ярославовича, прозванного Невским. С его именем связаны победы над шведами (Невская битва 1240 года) и над немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242 года). Автор показывает князя ревностным защитником православия и умелым политиком. «Повесть о житии Александра Невского» впитала в себя традиции как житийной литературы, так и воинской повести (отсюда название – «Повесть о житии…») и стала образцом княжеского жизнеописания.

В 1417–1418 годах Епифаний Премудрый

Найдите в тексте портретную характеристику Александра Невского. Какой приём использует автор, давая характеристику героя?1. Назовите отличительные особенности жанра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?

2. Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?

3. С какими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи выбраны автором для сравнения?

1. Какие эпизоды жития вызывают эмоциональный подъём у читателя? Почему? Какие художественные приёмы способствуют возникновению такого сильного впечатления?

2. Подтвердите с помощью текста, что Александр Невский описан как идеальный герой.

3. На основании текста жития составьте план рассказа о жизни Александра Невского.

Борис Константинович Зайцев

Преподобный Сергий Радонежский. Отрывок

Св. Сергий родился более шестисот лет назад, умер более пятисот. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушёл одной из величайших слав России.

Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен. Но для русского в нём есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность – сочетание в одном рассеянных черт русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в народного святого, что навряд ли выпала другому.

Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушен. Отшельник, он спокойно, как всё делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Димитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок. В поединке Руси с ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России.

Да, Сергий был не только созерцатель, но и делатель. Правое дело , вот как понимали его пять столетий. Все, кто бывал в Лавре, поклоняясь мощам Преподобного, всегда ощущали образ величайшего благообразия, простоты, правды, святости, покоящейся здесь. Жизнь «бесталанна» без героя. Героический дух Средневековья, породивший столько святости, дал здесь блистательное своё проявление.

Автору казалось, что сейчас особенно уместен опыт – очень скромный – вновь, в меру сил, восстановить в памяти знающих и рассказать незнающим дела и жизнь великого святителя и провести читателя чрез ту особенную, горнюю страну, где он живёт, откуда светит нам немеркнущей звездой.

Присмотримся же к его жизни.

Детство Сергия, в доме родительском, для нас в тумане. Всё же общий некий дух можно уловить из сообщений Епифания, ученика Сергия, первого его биографа.

По древнему преданию, имение родителей Сергия, бояр Ростовских Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, «бояре знатные», по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьёзным складом жизни. Хотя Кирилл не раз сопровождал в Орду князей Ростовских, как доверенное, близкое лицо, однако сам жил небогато. Ни о какой роскоши, распущенности позднейшего помещика и говорить нельзя. Скорей напротив, можно думать, что домашний быт ближе к крестьянскому: мальчиком Сергия (а тогда – Варфоломея) посылали за лошадьми в поле. Значит, он умел и спутать их, и обротать

1. Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

2. Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

3. Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

1. Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

2. Рассмотрите репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте жития эпизод, изображённый художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?

3. Чем, на ваш взгляд, отличается каноническое (созданное по строгим правилам) житие от художественного авторского текста?