Муслим ибн аль-Хадджадж: биография. Условия, по которым имам Муслим определял достоверность хадисов

выдающийся мусульманский деятель, автор одного из известнейших сборников хадисов - Сахих Муслим

Биография

Муслим ибн аль-Хадджадж родился в персидском городе Нишапур . Первое образование получил от знатоков религии той местности, в которой проживал. Отец Муслима Хаджадж был передатчиком хадисов. Благодаря ему, Муслим начал изучать хадисы с ранних лет. В последующие годы, чтобы собирать хадисы пророка Мухаммада , он отправляется в страны Ближнего Востока - Ирак (посещает Багдад), Египет, Хиджаз. Среди учителей Муслима были такие значимые личности, как Бухари, Абдулла ибн Маслама аль-Канаби, Хармала ибн Йахйа Сахиб Шафии, Ахмад ибн Юнус. Он также был передатчиком хадисов. У него обучались хадисам Абу Авана Йакуб ибн Исхак аль-Асфараини, Ат-Тирмизи, Ахмад ибн Ханбаль.

Деятельность

Муслим является автором множества книг по различным аспектам мусульманского вероучения, но самой известной его книгой является сборник хадисов «ас-Сахих», который наряду с аналогичной книгой имама Бухари является одним из самых авторитетных книг в Исламе. «Ас-Сахих» входит в Кутуб ас-Ситту. Эти две книги Бухари и Муслима вместе называются «Сахихейн» (два Сахиха). В «Ас-Сахихе» Муслима собраны 3033 неповторяющихся хадиса, которые отобраны на основе его метода из 300 000 хадисов. Всего же в сборнике 7275 хадисов (вместе с повторяющимися). Большое значение у Муслима отводится определению цепей передатчиков хадисов (иснад) - одно из главных требований достоверности хадиса.

Труды Муслима

  1. «ас-Сахих». Полное название книги «аль-Муснад ас-Сахих»
  2. «ат-Табагат»
  3. «аль-Асма ва-ль-куна»
  4. «ат-Тамйиз»
  5. «аль-Мунфаридату-ль-вихдан»
  6. «Суаляту-ль-имам Ахмад»
  7. «Авхами-ль-мухаддисин»
  8. «Авлади-с-сахаба»
  9. «Афради-ш-шамиййин»
  10. «аль-Агран»
  11. «Машайих Малик»
  12. «Машайих Шоба».
  13. «Машайиху-с-Саури»
  14. «аль-Мухадрамин»
  15. «аль-Интифа би унуби-с-сиба»

Высказывания о нём

Маслама ибн Касим сказал:

Халили сказал:

  • Книгу «Сахих» Муслим написал по одной основной причине. Один из его учеников попросил его собрать все достоверные хадисы в единую книгу. Муслим, приняв во внимание его просьбу, составил книгу «аль-Муснаду-с-сахих».

Имам Абу-ль-Хусайн Муслим б. аль-Хаджжадж б. Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури родился в 202/817 г. (по другим данным — в 204/819 или 206/821) в Нишапуре, древнем городе, хадисоведческая школа которого получила большую известность. Он рос в достойной семье, а его отец возглавлял один из кружков по изучению шариатских наук и уделял большое внимание воспитанию и образованию сына.
Имам Муслим начал слушать хадисы у разных шейхов Нишапура, когда ему было всего лишь восемь лет. Его первым шейхом стал один из трёх наиболее выдающихся учеников имама Малика б. Анаса Йахйа б. Йахйа б. Бакр ат-Тамими ан-Найсабури (ум. в 224 или 226/839-841 г.), который привил ему столь сильную любовь к изучению хадисов, что он до конца жизни продолжал собирать их и путешествовать для встреч с крупнейшими мухаддисами своего времени. Двумя другими учениками имама Малика и шейхами Муслима были ‘Абдуллах б. Масляма аль-Ка‘наби (ум. в 220-1/835-6 г.) и Кутайба б. Са‘ид (ум. в 240/854 г.).

Как указывается в жизнеописаниях имама Муслима, он занимался торговлей и располагал достаточными средствами для того, чтобы полностью посвятить себя науке и путешествиям по разным городам в поисках хадисов. В возрасте четырнадцати лет имам Муслим совершил хаджж. Находясь в Хиджазе, он встретился с наиболее авторитетными местными мухаддисами, в том числе — с Исма‘илом б. Абу Увайсом (ум. в 226-7/841-2 г.) и Са‘идом б. Мансуром (ум. в 227/842 г.), а впоследствии более двухсот раз встречался с известными шейхами в Басре, Куфе, Багдаде, Рее, Египте, Шаме и многих других местах. Одним из этих шейхов был имам аль-Бухари, у которого он учился. Имам Муслим любил и почитал его столь глубоко, что, встретившись с аль-Бухари в Нишапуре, куда тот приехал незадолго до своей смерти, сказал ему:

«Позволь мне поцеловать тебе ноги, о наставник наставников, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов!»

К числу шейхов имама Муслима относились также имам Ахмад б. Ханбаль, ‘Абдуллах б. ‘Абд ар-Рахман ад-Дарими (ум. в 255/869 г.), Абу Зур‘а ар-Рази (ум. в 264/878 г.) и многие другие известные учёные. В свою очередь, он также воспитал многих учеников, среди которых следует особо выделить имама ат-Тирмизи.
Аллах наделил имама Муслима большим умом и прекрасной памятью, благодаря чему, его усилия в поисках знания принесли свои плоды, и он удостоился похвал учителей уже в юности. Так, его шейх Мухаммад б. Башшар (ум. в 252/866 г.) сказал:

«Самыми выдающимися мухаддисами являются Абу Зур‘а ар-Рази из Рея, Муслим из Нишапура, ‘Абдуллах ад-Дарими из Самарканда и Мухаммад б. Исма‘ил аль-Бухари из Бухары».

Имам Абу-ль-Хусайн Муслим б. аль-Хаджжадж б. Муслим умер в возрасте 55 лет 25 раджаба 261/6 мая 875 г. в Нишапуре, где и был похоронен.
Его перу принадлежат многие труды. К сожалению, часть их была утрачена, другие же, например, «Аль-Куна ва-ль-асма’» или «Табакат ат-таби‘ин» дошли до нас и получили широкую известность. Однако наиболее известным трудом имама Муслима б. аль-Хаджжаджа является «Сахих», принёсший ему славу и уважение во всех концах мусульманского мира. В предисловии к своему комментарию к «Сахиху» имам ан-Навави пишет:

«Благодаря этому труду он заслужил наилучшие похвалы и оставил по себе память до самого Дня воскресения».

Имам Муслим начал работать над этой благословенной книгой в возрасте 29 лет в своём родном городе Нишапуре, куда он вернулся после долгих странствий по разным странам. Эта работа продолжалась 15 лет и была завершена в 250/864 г. Он просмотрел более трёхсот тысяч хадисов, из которых отобрал 3033 неповторяющихся. Общее же количество хадисов «Сахиха» достигает 7563 с учётом тех семи, что приводятся в предисловии. Весь отобранный материал был разбит на 54 книги или же раздела по тематическому признаку. Практически каждая глава «Сахиха» включает в себя разные иснады и одну (иногда больше) группу матнов, которые, в отличие от «Сахиха» аль-Бухари, лишь изредка встречаются в других главах, что облегчает задачу изучения огромного труда Муслима, хотя подчас он приводит больше версий того или иного хадиса, чем аль-Бухари. Как отмечает кади ‘Ийад, первый из приводимых в каждой главе «Сахиха» хадисов выступает в качестве основы, а остальные играют роль комментария к нему.
Ещё одной особенностью, отличающей «Сахих» от других сводов хадисов, является предисловие составителя, где Муслим излагает принципы, которыми он руководствовался при отборе материала.
Труд имама Муслима получил самую высокую оценку улемов, которые сравнивали его с «Сахихом» аль-Бухари и считали, что хадисы, приводимые в этих сводах, отвечают самым строгим критериям достоверности. Некоторые даже отдавали предпочтение «Сахиху» Муслима, однако в большинстве своём наиболее авторитетные исследователи всё же отводили «Сахиху» аль-Бухари более высокое место, отмечая, что «Сахих» Муслима удобнее для практического использования, поскольку, в отличие от аль-Бухари, Муслим, как уже отмечалось, редко приводит версии того или иного хадиса в разных главах.
Улемы всегда уделяли большое внимание «Сахиху» Муслима. Наилучшее свидетельство тому — множество комментариев, наиболее известными из которых являются «Икмаль аль-му‘лим би-фава’ид Муслим» кади ‘Ийада, «Аль-минхадж фи шарх Сахих Муслим б. аль-Хаджжадж» имама ан-Навави и «Икмаль икмаль аль-му‘лим» Мухаммада б. Халифы (ум. в 827/1424 г.). Для удобства пользования этим огромным трудом в разное время было составлено несколько сокращённых вариантов «Сахиха», в которых иснады хадисов опускались. К числу лучших из них относится «Мухтасар Сахих Муслим» имама Заки ад-дина ‘Абд аль-‘Азыма б. ‘Абд аль-Кавви б. ‘Абдуллаха б. Салямы Абу Мухаммада аль-Мунзири (581-656/1185-1258). Кроме того, некоторые улемы объединяли «Сахихи» аль-Бухари и Муслима, примером чего могут служить «Аль-Джам‘ байна-с-Сахихайн» Абу Бакра Мухаммада б. ‘Абдуллаха б. Мухаммада аль-Джаузаки (ум. в 388/998 г.), труд под таким же названием Абу Мухаммада Хусайна б. Мас‘уда аль-Багави (ум. в 516/1122 г.), «Зад аль-муслим фи-ма иттафака ‘аляй-хи аль-Бухари ва Муслим» Мухаммада Хабибуллаха б. ‘Абдуллаха аш-Шанкити (ум. в 1363/1945 г.) и «Аль-лю’лю’ ва-ль-марджан фи-ма иттафака ‘аляй-хи аш-шайхан» Мухаммада Фуада ‘Абд аль-Баки (ум. в 1388/1968 г.). «Сахих» Муслима с комментариями или без них неоднократно издавался в разных мусульманских странах. Лучшим считается издание под редакцией Мухаммада Фуада ‘Абд аль-Баки, который пронумеровал хадисы и снабдил их указателями. Несколько трудов было посвящено передатчикам хадисов «Сахиха».

В прошлом номере нашей газеты была представлена биография имама Аль-Бухари. Продолжая рассказ о величайших ученых Ислама, следует рассказать о другом, не менее авторитетном, чем Аль-Бухари, имаме Муслиме.

Причин, по которым необходимо вести рассказ об ученых Ислама, а в особенности о тех из них, чьи труды посвящены Сунне, несколько. Ни для кого не секрет, что в сегодняшнем мусульманском мире существует масса различных заблуждений, ереси, сект, хизбов, разных идейных направлений и групп. В такие времена «затухает свет Сунны и усиливается темнота невежества», как сказал один из ученых. Как соблюдать религию в такие смутные времена? Откуда брать знания о ней? Мнения каких ученых считать авторитетными и кому из них можно доверять?

Об источниках получения знаний и его носителях – ученых, пойдет речь в этой статье.

Нисба имама Муслима .

Его полное имя – Муслим ибн аль-Хаджадж ибн Муслим аль-Кушайри ан-Нисабури. Родился в 204 году по хиджре, что в переводе на современный григорианский календарь является 820-ым годом. Родной город Муслима – это Нисапур (Нишапур), он относится к провинции Хорасан, которая сегодня расположена в северо-восточной части Ирана, у границ с Туркменистаном.

Этап получения знаний .

Так же, как и аль-Бухари (родившийся в 194 г.х.), Муслим начал заниматься изучением Сунны с ранних лет. В те годы не существовало университетов в их современном понимании, а были ученые – носители исламских знаний, преподававшие в своих городах при мечетях либо в домах. Талиб – человек, желавший получать знания, должен был отправиться к этим ученым и жить рядом с ними некоторое время. Поэтому, чем больше удавалось талибу поездить по миру, тем большими знаниями он мог овладеть.

География поездок Муслима обширна – он учился не только в родной провинции Хорасан, но ездил и в Ирак к имаму Ахмаду ибн Ханбалу, в Медину к шейху Саиду ибн Мансуру, в Египет к Умару ибн Дауаду, а затем объездил всю Среднюю Азию, посетив ученых Бухары, Самарканда и других городов. Интересно, что с имамом Аль-Бухари он смог встретиться именно в своем родном городе Нисапур.

Здесь следует указать на один важный момент. Обычаем суннитских ученых того времени было то, что никто из них не начинал преподавать исламские науки, писать книги или издавать фетвы, пока не наберется достаточных знаний. Эту мысль озвучил имам Аль-Бухари, сказав: «Знание – прежде, чем слова, и прежде, чем действия. Доводом тому являются слова Всевышнего: «Узнай, что нет божества, кроме Аллаха, а затем попроси прощения». Он начал с повеления о знании, прежде, чем повелел что-то говорить или что-то совершать» (Сахих аль-Бухари, т.1, книга 3, глава 10).

Таким образом, в те времена считалось недостойным, если талиб, возомнив себя алимом, начинал преподавать религию или издавать фетвы. А что же тогда говорить о человеке, который даже до степени талиба еще не дошел?

Труды имама Муслима .

Объездив множество городов и обучившись у разных шейхов своего времени, Муслим приступил к передаче собранных им знаний. Им было составлено 17 книг, большинство из которых затрагивают науку о хадисах и их передатчиках.

Книга, принесшая имаму наибольшую известность – сборник достоверных хадисов «Сахих Муслим». Сам он так сказал о своей книге: «Я составил этот сборник, выбрав для него хадисы из 300 тысяч хадисов, услышанных мною». При этом в книгу вошли только чуть более трех тысяч изречений Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

По единогласному мнению мусульманских ученых, «Сахих Муслим» наряду с «Сахихом аль-Бухари» считаются самыми авторитетными книгами в Исламе после Корана. На это положение нужно взглянуть с особым вниманием. Как много в наши дни мусульман, которые прочитали множество различных книг о религии, но ни разу не прочли имеющиеся сборники хадисов. Как много сегодня людей, пропагандирующих различные идеи и теории, или претендующих на лидерство среди мусульман, но не разбирающихся в самых важных вопросах и источниках религии. Ничуть не умаляя достоинство других книг и их авторов, хочу подчеркнуть, что приоритет в Исламе всегда нужно отдавать более важным вещам.

Говоря о «Сахихе Муслима», следует отметить, что некоторые ученые называют его более важной книгой, чем «Сахих аль-Бухари». Однако, как сказал имам ан-Навави: «Несмотря на такое мнение, сборник Аль-Бухари все же достовернее и в нем больше пользы. Вместе с тем, книга Муслима считается лучше в предмете подробностей и тонкостей иснадов» (Тахзиб аль-асма уа аль-люгат, 2/289).

Именно поэтому исламские ученые, стремясь проранжировать хадисы из всего их множества по степени важности, авторитетности и достоверности, сделали это следующим образом.

Во-первых, это хадисы, приводящиеся и у Аль-Бухари, и у Муслима. Они получили название «согласованные» (муттафак алейхи). Это самые лучшие и, если можно так сказать, «главнейшие» хадисы. Пользоваться ими нужно обязательно, а отвергать их нельзя ни в коем случае. Многие положения исламских вероубеждений, правил совершения намаза, поста, закята, хаджа, другие законы Ислама подтверждаются именно такими хадисами. К сожалению, часто можно видеть, как некоторые мусульмане отвергают эти достовернейшие хадисы по разным причинам, как например, оправдываясь тем, что они, якобы, относятся к категории хадисов-«ахад». В действительности же, ни имам Аль-Бухари, ни Муслим не отвергали их, а принимали и пользовались ими в том случае, если они были достоверными.

Во-вторых, хадисы, имеющиеся только у Аль-Бухари, но отсутствующие у Муслима. Они также достоверны и пользоваться ими также нужно, однако их уровень ниже, чем у предыдущих.

В-третьих, хадисы, приводящиеся только у Муслима, отсутствующие у Аль-Бухари.

В-четвертых, достоверные хадисы, отсутствующие у Аль-Бухари и Муслима, приводящиеся в других источниках, но соответствующие условиям достоверности, предъявляемым к хадисам (по книге «Как пользоваться шестью книгами хадисов», шейх Абдуль-Мухсин аль-Аббад).

«Любой, кто станет внимательно изучать "Сахих" имама Муслима, поймёт, что он был таким великим имамом, подобных которому нет в поздние века, а из его современников мало кто мог бы сравниться с ним»

Имам ан-Навави «Тахзиб аль-асма ва аль-люгат», 2/289.

Полное имя имама Муслима – Абуль-Хусайн Муслим-бин-Хаджадж ан-Нишапури. Он родился в 822 году (206 г.х.) в Нишапуре, городе относящемся к провинции Хорасан, которая в наши дни относится к северо-восточной части Ирана , граничащей с Туркменистаном .

Будущий алим с малых лет начал свой путь постижения исламских наук . Первые уроки он получил у своего отца, который уделял большое внимание воспитанию и образованию сына. А в дальнейшем его учителями были огромное количество богословов, среди которых особо выделяются такие известные личности, как основатель собственного мазхаба имам Ахмад , всемирно известные мухаддисы имам аль-Бухари и Исхак бин Рахувайхи, и многие другие.

Особенно тёплые отношения у него сложились с имамом аль-Бухари, с которым имам Муслим поддерживал тесную связь, почитал и восхвалял его. Однажды, проявляя уважение и почтение к имаму аль-Бухари, он поцеловал его в лоб и попросил разрешения поцеловать ноги, но скромный и праведный мухаддис, конечно, не позволил это сделать. Имам Муслим был восхищён знаниями аль-Бухари в области хадисов и поэтому до конца своей жизни был его преданным учеником.

Имам Муслим мог позволить себе самозабвенно заниматься своим любимым делом – наукой о хадисах , так как занимался торговлей и располагал достаточными средствами для покрытия собственных нужд, а также для осуществления поездок по разным городам в поисках доселе неизвестных ему хадисов . Благодаря этому немаловажному обстоятельству в последующие годы имаму Муслиму посчастливилось посетить страны Ближнего Востока. В частности он ездил в Ирак к имаму Ахмаду ибн Ханбалу , в Медину к шейху Саиду ибн Мансуру, в Египет к Умару ибн Давуду, а затем объездил всю Среднюю Азию , посетил учёных Бухары, Самарканда и других мусульманских научных центров того времени.

Объездив множество мусульманских городов и обучившись у разных богословов своего времени, имам Муслим приступил к передаче собранных им знаний. Перу именитого мухаддиса принадлежат коло двух десятков трудов, большинство из которых посвящены науке о хадисах и их передатчиках.

«Сахих Муслим»

Однако книгой, принёсшей имаму наибольшую известность, по праву считается его сборник достоверных хадисов известный как «Сахих Муслим». Об этой своей книге учёный сказал: «Я составил этот сборник, выбрав для него хадисы из 300 тысяч хадисов , услышанных мною». При этом в сборник вошли только 7190 изречений Пророка ﷺ , из них без повторений всего 2200 хадисов .

По единогласному мнению учёных Ислама , «Сахих Муслим» как и «Сахих аль-Бухари» считаются самыми авторитетными книгами в Исламе после Священного Корана .

Говоря о «Сахихе Муслима», некоторые ученые даже называют его более важной книгой, чем сборник достоверных хадисов аль-Бухари. Однако, как отметил именитый богослов имам ан-Навави : «Несмотря на такое мнение, сборник имама аль-Бухари все же достовернее и в нём больше пользы. Вместе с тем, книга имама Муслима считается лучше в вопросах раскрытия подробностей и тонкостей иснадов» (Тахзиб аль-асма уа аль-люгат, 2/289).

Всего в «Сахихе» имама Муслима 52 раздела (о браке, о правилах наследования, о жертвоприношении, о пророках , хадисы этического и медицинского содержания и т.п.). Хадисы в нём распределены по определённым темам (аля-ль-абваб). Как отмечает выдающийся мусульманский богослов Кади Ийяд, первый хадис, приводимый в каждом разделе, выступает в качестве основы, а остальные играют роль комментария к нему.

Условия, по которым имам Муслим определял достоверность хадисов

1. Завершённость санада. Т.е. все передатчики хадиса, от начала (от лица, передающего хадис) до конца (до сподвижников), должны услышать содержание хадиса непосредственно друг от друга.

2. Добросовестность. Т.е. каждый передатчик должен быть совершеннолетним, разумным, смиренным перед Аллахом и Его Посланником ﷺ , и благочестивым.

3. Память. Т.е. способность передатчика передавать сообщения в неизменном виде, как он услышал его (устно или письменно).

4. Отсутствие противоречий между передаваемыми сообщениями. Т.е. какой-либо хадис, передаваемый передатчиком, не должен противоречить хадисам, передаваемым другими передатчиками, или хадису, переданным передатчиком, превосходящим его по уровню.

5. Отсутствие недостатков в сообщении. Т.е. отсутствие в санаде (цепочка передатчиков) и матне (текст хадиса) факторов, способных ослабить сообщение.

Учёные-богословы всегда уделяли большое внимание «Сахиху» Муслима. Наилучшее свидетельство тому - множество комментариев, наиболее известными из которых являются «Икмаль аль-му‘лим би-фава’ид Муслим» («إِكمَالُ المُعْلِمِ بفَوَائِدِ مُسْلِم ») кади ‘Ийада, «Аль-минхадж фи шарх Сахих Муслим бни аль-Хаджжадж» («المنهاج في شرح صحيح مسلم بن الحجاج ») имама ан-Навави и «Икмаль икмаль аль-му‘лим» («إكمال إكمال المعلم ») Мухаммада ибн Халифы (ум. в 827/1424 г.).

В дальнейшем, для удобства пользования этим огромным трудом, в разное время учёные составили несколько сокращённых вариантов «Сахиха», в которых имена передатчиков хадисов опускались.

Категории хадисов

Квалифицируя хадисы по степени важности, авторитетности и достоверности, богословы разделили их на следующие категории:

1. Первое место занимают хадисы, приводящиеся и у имам аль-Бухари и у имама Муслима. Они получили название «согласованные» (муттафак алейхи). Они считаются самыми лучшими и, если можно так выразиться, «главными» хадисами. Многие положения исламского вероубеждения, правил совершения намаза , поста , закята , хаджа , другие законы Ислама подтверждаются именно такими хадисами.

2. Второе место занимают хадисы, присутствующие только у имама аль-Бухари, но отсутствующие у имама Муслима. Подобные хадисы также являются достоверными, и пользоваться ими также необходимо, но в тоже время по уровню достоверности они ниже предыдущих.

Как известно у всего созданного есть конец. И конечно же, имаму Муслиму тоже был отпущен свой срок жизни, который он прожил более чем достойно. И самым ярким свидетельством этому служит его столь драгоценный дар для Ислама и мусульман как «Сахих Муслим».

Скончался богослов в 875 году (261 г.х.) в месяце Раджаб в возрасте 55 лет. Случилось это в его родном городе Нишапур, где он и похоронен.

Говорят, что Муслим ибн Хаджадж скончался из-за того, что за один раз съел большое количество фиников . Странствуя по страницам книг, в поисках одного редкого хадиса, он попросту не заметил как переел финиками. Это и стало причиной смертельного исхода.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!