Может ли Александр Лебедев купить «ВИМ-Авиа. Александр Лебедев купил газету Evening Standard, продав самолет и недвижимость в Италии

Бизнесмен Александр Лебедев задумался о покупке «ВИМ-Авиа». Банкир рассказал «Коммерсантъ FM», что получил такое предложение и теперь оценивает его. Но кто к нему обратился, предприниматель не раскрыл. Известно, что проблемы авиакомпании сейчас усиленно пытаются решить вице-премьер Аркадий Дворкович и министр транспорта Максим Соколов. Зачем Лебедеву предлагают купить «ВИМ-Авиа»? Об этом - Яна Лубнина и Яна Пашаева.


Александр Лебедев в разговоре с «Коммерсантъ FM» не стал раскрывать имен тех, кто ему предложил приобрести «ВИМ-Авиа». Но переговорщики владели информацией о позиции правительства по этой сделке, рассказал он.

Александр Лебедев - не чуждый авиации человек. Ему принадлежала компания Red Wings, у которой все было относительно хорошо, до тех пор, пока в 2012 году самолет перевозчика при посадке во Внуково не выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и не загорелся. В аварии погибли пять человек. За происшествием последовала внеплановая проверка Росавиации и отзыв у Red Wings сертификата эксплуатанта. Спустя пару месяцев Лебедев продал компанию за 1 руб. Примерно в то же время он отказался от доли в «Аэрофлоте», которой владел 10 лет.

Незадолго до этого бизнесмен заявлял, что хочет распродать все свои активы в стране, так как опасается ареста. Интересно, что вскоре у него судимость все-таки появилась, но совсем не связанная с бизнесом, - за драку с бизнесменом Сергеем Полонским. Лебедев набросился на своего оппонента на записи программы на НТВ, после того, как тот заявил о желании дать банкиру «в морду».

Но Лебедев, который ко всему прочему еще и бывший разведчик, считал, что его преследуют по политическим причинам. Так он объяснял то, что в 2012 году в его Национальный резервный банк зачастили с проверками сотрудники ЦБ. Сам бизнесмен сотрудничал с Алексеем Навальным. По инициативе Лебедева оппозиционер вошел в совет директоров «Аэрофлота». Банкир даже собирался на базе своего банка выпустить карточку, проценты с операций по которой перечислялись бы в Фонд борьбы с коррупцией. Какое-то время предприниматель также был акционером «Новой газеты».

Политолог Алексей Макаркин считает, что трения Александра Лебедева с властями не настолько критичны, чтобы они не могли предложить ему купить «ВИМ-Авиа». Также это можно рассматривать как определенный жест, подчеркивает эксперт: «Нельзя сказать, что господин Лебедев рассматривается сейчас в негативном консенсусе, что ему ничего не предлагают, а любые отношения с ним являются рискованными и так далее. Кроме того, у меня такое ощущение, что власть хотела бы сделать шаги навстречу более либеральной, более модернистской части общества».

Несколько другое мнение у политолога Леонида Радзиховского: «Аркадий Дворкович и Максим Соколов исходили из того, что не жалко, во-первых, Лебедева, а, во-вторых, компанию. Сейчас их первая забота - спасение не перевозчика, а своих позиций. Владимир Путин сказал, что надо исправить ситуацию. Но времени у них на это немного».

Приобретение «ВИМ-Авиа» может стать выгодной инвестицией со временем, но спасение авиакомпании потребует больших усилий, считает старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. Ввязываться в это захотят немногие, но Лебедев может и решиться, полагает эксперт: «Это человека, которого крайне «прет» от авиации. Нормальные люди, даже за рубль купив «ВИМ-Авиа», понимают, что туда нужно еще вложить какое-то количество денег для того, чтобы компанию реструктурировать и запустить заново. Есть огромное количество возможностей, куда потратить время и деньги с куда большей пользой. То есть авиация - это бизнес для фанатиков».

Помимо банка, Лебедев владеет крупной сетью отелей в Крыму. Он уже сказал, что при покупке авиакомпании займется рейсами Москва-Симферополь. Сейчас, по его словам, слишком дорогие билеты.

Помимо Александра Лебедева, интерес к «ВИМ-Авиа» проявили еще два инвестора. Кто они, неизвестно. Но ранее в правительстве сказали, что все возможные покупатели - представители российского бизнеса.

Российский олигарх превращает нажитые на бирже деньги в... корнеплод [видео]

Фото: Иван ВИСЛОВ

Изменить размер текста: A A

Банкира Александра Лебедева россияне, как им кажется, хорошо знают. Подрался в прямом эфире НТВ с другим скандальным бизнесменом, Сергеем Полонским . Издает британские таблоиды Independent и Evening Standard. В России - оппозиционную «Новую газету». С врагом режима Алексеем Навальным дружит, да так, что даже хотел выпустить банковскую карту: покупаешь по ней трусы-тапочки, а процент капает на организацию «белоленточных» митингов. Но что Лебедев - фермер?! Корреспондент «КП » Евгений Арсюхин поехал в село Поповка Тульской области. Посмотреть на оппозиционные клубни.

ТОЖЕ МНЕ МАРКИЗ КАРАБАС

В Поповку я ехал в скептическом настроении. Мысленно окрестил Лебедева маркизом Карабасом - шутка ли, 40 тысяч га скупил.

Да кому нужна его картошка, - брюзгливо размышлял. - Врешь, не проведешь, деньги моет банкир!

Вспомнил и фермера Александра Никандрова из Псковской области, к которому ездил еще в августе. Как он горбатится на поле, а приедут белорусские гости со своим товаром - и все труды насмарку. Не может Никандров ни качество, как у белорусов, обеспечить, ни дешево, как они, торговать.

Давайте посмотрим нашу технику, - приглашает тем временем Елена, сотрудник агрохолдинга «Максим Горький » (о как, и Горького приплели).

Машина заезжает в ворота, собака срывается с диспозиции и с лаем преследует авто. Пока все, как в обычном колхозе... кроме техники. Техника в самом деле хороша. От именитых брендов на капотах тракторов да сеялок рябит в глазах. Заснеженный двор (машины-то зимой на приколе) скорее напоминает выставку.

ГДЕ БАНКИР ОТМЫВАЕТ

Что значит торговать картошкой? Часто видите: стоит машина на людном пятачке, посконные мешки, грязные клубни. Налетай! Черный картофель, то есть в натуральном виде, из земли, к нам белорусы и завозят. Но и наши фермеры в основном такой продают.

А тем временем в супермаркетах лежит импортная картошечка одна к одной, мытая, в пакетах. Подороже черной. Хозяйки ее одно время чурались, потом поняли - зачем платить за грязь? И взвинтили на нее спрос. Вот Лебедев и решил: не сражаться с конкурентами на оптушках, а поляков и израильтян в супермаркетах побороть. В конце прошлого года черная картошка уходила с поля по 5,5 руб. за кило, а мытая - от 14 руб.

Но легко сказать: мытая. Я был в ангаре, где Лебедев картошку моет. Там не такая простая технология. Заезжает «КамАЗ » со склада. Ссыпает картошку в особые лотки. Душ простой. Душ циркулярный. Душ Шарко. Затем она, чистая, по вакуумной трубе поступает в соседнее здание.

МАГИЧЕСКИЙ ПАЛЕЦ

А там другой коленкор: чистый пол, приглушенный шум машин, отточенные движения немногочисленных рабочих. Лазеры, роботы - роботы отсекают мелкие клубни.

Крупные попадают на ленту, где для каждого своя ячейка. Над лентой висит видеокамера. Если она видит, что клубень гнилой, в ячейке срабатывает пневматический палец и выбрасывает картошку в отходы. Затем товар упаковывается и отправляется в магазины. «Максим Горький» работает почти со всеми сетями страны: «Перекресток», «Дикси », «Магнит», «Ашан »... «Седьмой континент» на подходе.

Прорваться в сети было непросто, - признает Лебедев. - Чтобы ­войти в «Пятерочку» и «Ашан», потратили год. Сети предпочитают покупать овощи за границей, хотя выгоды по цене нет. Зачем? А чтобы платить в Латвию , Литву , там уходить от налогов...

В КОСМОС ПОЛЕТИМ?

Ладно, крупное отправили в магазины, а с мелочью что? Ответ - в другом здании, и машину, которая там стоит, Лебедев называет «космический корабль». И точно: строгости - как на Байконуре.

Надень бахилы, всяк сюда входящий, да еще халат с шапочкой. Изучаю алгоритм омовения рук. Над раковиной - плакат: учат, под каким углом к струе ладони подставлять. После мыла и воды руки спрыскиваешь едкой синей жидкостью.

Пока спрыскиваю, заходит парень лет 20, хипстер такой московский, достает из кармана айфон, шлет кому-то SMS. Новый русский крестьянин на смену заступает.

Клубни размером 35 мм чистит машина. Такие чищеные стандартные 5-килограммовые блоки хорошо берут рестораны и столовые.


КАК МЫ БЕЛОРУСОВ СДЕЛАЛИ

Те, кому не повезло уродиться 35 мм в диаметре, попадают в бак, где на мгновение создается высокое давление - 16 бар. Вода под кожурой взрывается, кожура отстреливается, и голенькие плоды... превращаются в горячее тонкое полотно. Затем полотно размалывается в картофельные хлопья.

Хлопья - полуфабрикат. В основном из них делают готовые обеды. Добавляют усилители вкуса, и остается разбавить водой - получите пюре с грибами или с мясом. Хлопья Лебедев поставляет на российские заводы и - внимание! - в Беларусь ! Да-да, они нам - черную картошку, мы им - хлопья. Вот вы все умиляетесь тому, как Батька своих крестьян поддерживает, и не знаете, что Лебедев соседей сделал давно.

НЕ БОЙТЕСЬ КАБИНЕТА, ГДЕ УМЕР ЧЕЛОВЕК

Лебедев пришел в Поповку в 2006 году. Раньше здесь был знаменитый колхоз имени великого пролетарского писателя. Работали по-пролетарски просто: производили только картофель, и только на семена.

В советское время дела шли прекрасно. В 1992 году, когда масштаб перемен в стране был еще неочевиден, председатель Алексей Канавин провел в поселок газ. Село вышло на праздник. А к председателю приехала комиссия - и ну его песочить: тут нормативы нарушил, там... Канавин проводил комиссию и умер вечером того самого праздничного дня прямо у себя в кабинете.

После смерти Канавина «Максим Горький» и сам отдал концы. Подвело монопроизводство - на семена картофеля спрос упал, а больше ничего делать не умеем.

Назначенный Лебедевым глава хозяйства Андрей Самошин без предрассудков сел в том самом кабинете, где скончался председатель. Соорудил трогательную доску памяти покойного. И уроки прошлого учел. Нельзя класть яйца в одну корзину! Кроме картошки, решили выращивать пшеницу, кукурузу, ячмень рожь, горох, рапс...

Самошин - культовая фигура в области. Был депутатом Госдумы , областной Думы, главой района. А главное - дерзал воевать с самим Василием Стародубцевым , тогдашним губернатором Тульской области. Коммунистом, гэкачепистом и тоже знатным аграрием. Со Стародубцевым схлестнулся, потому что Самошин тоже баллотировался в губернаторы, но Стародубцеву проиграл, дескать, тот административный ресурс использовал. Только перед кончиной экс-губернатора стороны помирились.

С Лебедевым Самошин познакомился случайно.

Когда я стал главой Ленинского района, - рассказывает Самошин, - мне Стародубцев из мести вдвое срезал бюджет. И чтобы район выжил, я стал тупо ездить по московским фирмам и предлагать работать в районе. С помощью знакомых вышел на Лебедева, и он району помогать стал. Затем финансировал мое избрание в Госдуму, я это не скрываю.

А когда Лебедев завел агрохолдинг, даже вопрос не стоял, кого на хозяйство поставить - Самошин еще в 90-е сам фермером был.

КАБАНЫ ПООБЕДАЛИ НА $1 МЛН.

Но вернемся к экономике хозяйства. Диверсификация работает. До засухи 2010 года за зерновые давали мало, но хорошо продавалась картошка. После засухи все наоборот. В прошлом, 2012 году на одной картошке прогорели бы. Именно зерно сгенерировало прибыль. Кстати, сбывать его не так сложно, как картофель. Скажем, ячмень берут пивовары с «Балтики » (филиал есть в Туле ), хлеб - государство в свои фонды.

Вот только кабаны со всех лесов теперь живут у нас в кукурузе! - смеется Лебедев. - Сожрали кукурузы на $1 млн.

Початки, которые ему прибыль обеспечили, банкир возлюбил и бесится, когда при нем начинают ругать Хрущева .

Сделали из него клоуна! - чуть не кричит Лебедев. - А он великий реформатор был. Вон как у нас кукуруза хорошо вызревает.

В целом за прошлый год выручка хозяйства составила 1 млрд. руб., но прибыль - лишь 28 млн. руб. Если сопоставить прибыль и убытки с 2006 года, итогом окажется очень маленький плюс, говорят в хозяйстве. Вот так аграрный бизнес кормит своих владельцев.

КОРОВЫ В НАГРУЗКУ

Еще у Лебедева есть коровы - тысяча голов. И молоко неплохо берут местные заводы. Но на самом деле коровы ему не нужны. Их навязали вместе с землей.

Законы такие у нас, - рассказывает Лебедев. - Если ты берешь землю, а на ней есть еще и скот, нельзя поголовье резать, а только приумножать. Глупость, конечно. Это как если бы меня заставили еще и дороги федеральные за свой счет строить. Инвестиций в коровник делать не будем, только поддерживать. Ведь специализация другая у нас, нельзя хорошо делать сразу все.

Коровье хозяйство показалось мне отсталым, но не безобразным: я и похуже видал. Первое, что приметил в хлеву, - кошку. Сидит, лапками моется.

Привитая! - перехватывает мой взгляд главная скотница. - Ветеринар ее проверяет.

Породы коров нашенские, слабенькие, но за счет хорошего корма (зерно-то свое) умудряются выдаивать 5 тыс. кг в год. Это предел. Хочешь больше - покупай животных за границей. Бычья сперма тоже простецкая, из Подольска (а серьезные хозяйства из Штатов в пробирках возят). Доят архаично: к каждой наклонись, вымя вымой... При этом качество молока, что удивительно, неплохое.

ВАЛЯ, НЕ ТУПИ

Вот наши девочки! - говорит начальница, кивая на доярку.

Девочке за 50, она только что пере­оделась и стоит, смущенно улыбаясь. В других хозяйствах ей с 5 утра до 8 вечера пришлось бы работать, тут, слава богу, в две смены.

Людям нравится зарплата - в среднем по хозяйству 24 тыс. руб. В округе и работы-то нет, не то что таких денег. Но не всем нравится, как руководство тащит сотрудников за уши в высокотехнологичное будущее.

А что вы хотели от такого руководства? Люди прогрессивные, даже москвичи попадаются. Например, финансист Марина Воробьева . Окончила столичный вуз, поработала в Москве за хорошие деньги в конторах типа купи-продай, разочаровалась в спекулятивном капитализме и решила в реальный сектор пойти. Сама недоумевает: в Москве ее английский был не нужен, а в Поповке - каждый день. Иностранцы же косяком прут. То смотрят, как работают купленные у них машины, то за опытом приезжают. А часто колхозные за рубеж ездят, перенимают технологии.

Вот такие топы и стали местных под себя подлаживать.

Вы думаете, я почему такие маленькие компьютеры своим агрономам купил, пожадничал? - Самошин показывает легкий ноутбук. - Им же их в поле возить! Здесь - GSM, фотокамера, модем и особая аграрная программа DACOM. Приезжает агроном на поле, видит проблему, фиксирует точные координаты, фотографирует и все это отсылает в штаб.

GPS-навигаторы ставят и на картофельные комбайны. Чтобы знать, что какая машина делает, не филонит ли комбайнер. Кто постарше от компьютеров стонет.

Сто лет назад крестьяне с трудом учились читать и писать, говорили: «Да отвяжитесь от нас, и без грамоты проживем», - говорит Самошин. - Теперь мы переживаем революцию такого же масштаба.

Но не все ветераны - противники нового.

Валя, что ты тупишь! - укоряет сама себя пожилая женщина, воюющая с компьютером.

Клавиатуру уже все выучили, - хвастается Самошин.

Что чувствуют простые деревенские люди, оказавшиеся вдруг сотрудниками передового хозяйства? Что они делают вечерами? Как растут их дети? И - самое главное - не сожрут ли этот оазис развитого капитализма ВТО ли, свои ли чиновники-головотяпы?

Об этом и многом другом - в нашей следующей публикации в завтрашнем номере «КП».

Бизнесмен Александр Лебедев продал свою авиакомпанию Red Wings за символическую сумму в один рубль, причем его банку придется списать три миллиарда рублей, которые были вложены в развитие перевозчика за последние шесть лет. Таким образом, в последнее время Лебедев отказался почти от всех своих активов в авиации, в связи с чем «Лента.ру» решила вспомнить судьбу инвестиций предпринимателя в авиацию.

Вложения Лебедева в авиационный бизнес логично делятся на три направления: инвестиции в производство самолетов, в акции «Аэрофлота» и в небольшие нишевые авиакомпании. Поскольку на слуху в последние месяцы был скандал с последними, то с них и начнем.

Лебедев и Wings

Red Wings - не первая авиакомпания Лебедева, которая была вынуждена прекратить полеты. В частности, бизнесмену принадлежали 48 процентов акций немецкой Blue Wings. Однако в начале 2009 года у компании возникли финансовые трудности. Менеджмент Blue Wings обвинял в сложившейся ситуации Лебедева, который якобы не выполнил свои финансовые обязательства перед перевозчиком. Предприниматель же утверждал, что выполнил обязательства в полном объеме, и в свою очередь обвинял руководство компании в выводе активов. В январе 2010 года перевозчик прекратил полеты. Лебедев рассказывал, что потерял 80 миллионов евро, которые были вложены в развитие Blue Wings.

Приостановка деятельности Red Wings проходила по совершенно другому сценарию. Компанию лишили разрешения на полеты после авиакатастрофы во «Внуково». В декабре 2012 года самолет Ту-204 выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, загорелся и развалился на несколько частей. В результате катастрофы погибли пять человек. Прокуратура обвинила руководство авиакомпании в ненадлежащей подготовке пилотов; кроме того, власти нашли ряд нарушений в работе перевозчика.

В Росавиации заявляли, что Red Wings находится в плохом финансовом состоянии. Лебедев эту информацию опровергал; по его заверениям, перевозчик должен был стать прибыльным уже этим летом. Попутно бизнесмен намекнул на то, что чиновники «убивают» авиакомпанию именно из-за того, что она принадлежит ему, Лебедеву, и стал искать на нее покупателя. 4 апреля бизнесмен объявил, что продал авиакомпанию за один рубль, а позже выяснилось, что новыми акционерами Red Wings стали брат совладельца группы «Гута» Сергей Кузнецов и GHP Group Марка Гарбера.

Фото: Александр Усольцев / РИА Новости

Одновременно с продажей авиакомпании Лебедев заявил, что избавится от доли в ИФК, где ему принадлежит блокпакет. Бизнесмен планирует передать принадлежащие ему акции ИФК «дочке» этой корпорации. Взамен ИФК спишет долг Red Wings по лизинговым платежам за авиалайнеры, а также выделит бизнесмену самолеты из парка корпорации. Лебедев отказался сообщать, что это будут за самолеты, но СМИ выяснили, что предприниматель получит два транспортника Ан-124 («Руслан»). Бизнесмен рассказал «Газете.Ru», что собирается открыть лизинговые компании, на баланс которых будет передана новая техника.

Лебедев и самолеты

Особенностью принадлежавшей Лебедеву Red Wings было то, что компания использовала только отечественную авиатехнику и летала исключительно на Ту-204. Парк перевозчика состоял из восьми таких самолетов. В конце 2010 года между Red Wings и лизинговой компанией «Ильюшин Финанс» (ИФК) было заключено соглашение, в котором прописывалось намерение авиакомпании купить 44 самолета Ту-204СМ. Производство Ту-204 уже тогда находилось под угрозой срыва, и сделка с Red Wings могла стать для ульяновского завода «Авиастар-СП» спасением.

В течение нескольких месяцев после подписания протокола о намерениях стало ясно, что сделка на 55 миллиардов рублей может сорваться. В марте правительство одобрило решение о том, что эти средства выделит ВЭБ, а лизингодателем самолетов будет ИФК. Но в апреле в ИФК сообщили, что ВЭБ пытается сохранить контроль над средствами, выделяемыми на производство Ту-204. В ходе ряда совещаний правительство решило, что проект слишком сложный и дорогой, поэтому его лучше доверить государственной компании. В ИФК такое решение оценили положительно - гендиректор корпорации Александр Рубцов рассказывал, что таким образом структуры с частным капиталом будут избавлены от значительной части рисков.

В сентябре 2011 года Лебедев написал премьеру Владимиру Путину письмо с просьбой передать шефство над проектом Ту-204СМ Агентству стратегических инициатив. Бизнесмен сетовал, что его авиакомпании пока так и не удалось согласовать покупку самолетов. Обращение Лебедева осталось без ответа.

В марте 2012 года Red Wings решила сделать вторую попытку и купить всего 15 самолетов, а не 44, как планировалось изначально. К тому моменту Ту-204 уже проходил сертификационные испытания, однако заказчиков на авиалайнер по-прежнему не было, хотя о желании приобрести самолеты заявляли UTair, «Атлант-Союз» и Iran Air. Впоследствии контракт с иранской компанией был заблокирован американскими санкциями, а «Атлант-Союз» ликвидировали. Твердых заказов на Ту-204 у производителя нет до сих пор, а государство, похоже, решило забыть о проекте, отдав бюджетные средства на Superjet и МС-21.

Доля в «Аэрофлоте»

Акции самой большой авиакомпании страны Национальный резервный банк (НРБ) Лебедева приобрел весной 2003 года, и долгое время бизнесмен оставался крупнейшим частным акционером «Аэрофлота». Через шесть лет инвестор впервые начал серьезные переговоры о выходе из актива - за принадлежавшие ему акции Лебедев хотел получить миллиард долларов. В скором времени нашелся и покупатель в лице самой авиакомпании, которую поддержал министр транспорта Игорь Левитин - государство хотело обменять часть доли Лебедева на авиаактивы «Ростехнологий» (сейчас «Ростех»).

Однако сделка затянулась. В январе 2010-го совет директоров перевозчика одобрил поэтапную продажу, в феврале Лебедев избавился от первой части своего пакета – 6,31 процента акций. Но затем из-за падения котировок (по условиям соглашения перевозчик получал бумаги с существенной скидкой) бизнесмен передумал продавать «Аэрофлоту» все акции. Таким образом, сделка с авиакомпанией фактически была аннулирована, и в дальнейшем НРБ продавал бумаги «Аэрофлота» без привязки к каким-либо соглашениям.

В частности, в декабре 2010 года четыре процента акций авиакомпании были реализованы в рамках размещения по закрытой подписке, в результате чего доля НРБ снизилась до 15,5 процента. К концу 2012 года пакет уменьшился до 4,7 процента. В начале апреля Лебедев написал в твиттере, что его доля в «Аэрофлоте» составляет около четырех процентов. «Ростехнологии» в итоге получили в обмен на свои авиаактивы от «Аэрофлота» только 3,5 процента акций перевозчика.

История взаимоотношений акционера Лебедева с «Аэрофлотом» была бы относительно скучной (в конце концов, у многих госкомпаний есть миноритарии, которые хотят избавиться от своих пакетов), если бы не постоянная критика бизнесмена в адрес руководителей перевозчика. А в 2009 году Лебедев вообще , что, поскольку его мнение руководством компании все равно не учитывается, то его интересы вполне может представлять ребенок - и предложил ввести в совет директоров своего трехмесячного сына Никиту (в 2013 году ситуация ).

Однако более эффектным шагом со стороны Лебедева стало приглашение в совет оппозиционера Алексея Навального. И хотя работа блогера на этом посту продлится, по-видимому, она все же принесла свои плоды. Так, в марте текущего года стало известно, что Навальному ограничили доступ к документам после того, как он заинтересовался неконкурентным, по его мнению, контрактом «Аэрофлота» с агентством Тины Канделаки «Апостол».

Уход Лебедева из различных отраслей авиационного бизнеса может объясняться самыми разными причинами - от чисто деловых до политических (бизнесмен финансировал «Новую газету» и не скрывает своей неприязни к ФСБ и другим силовым ведомствам). Объединяет же все авианеудачи бизнесмена одно: бывший сотрудник КГБ регулярно рассчитывал на то, что государство поможет его начинаниям, но всякий раз ошибался. В своей авиационной деятельности Лебедев сделал ставку на патриотизм (то есть поддержку даже неконкурентоспособных на мировом рынке отечественных авиапроизводителей), но, как он сам вынужден был признать в конце минувшего декабря, в России главным условием прибыльности является ставка не столько на отечественного, сколько на «нужного» производителя.

Известный российский бизнесмен Александр Лебедев лично подтвердил факт приобретения одной из популярнейших британских газет Evening Standard. Сегодня на специально собранной по этому поводу в Москве пресс-конференции, вызвавшей настоящий ажиотаж у британских журналистов, он рассказал о некоторых деталях сделки и попытался объяснить, зачем ему это нужно. На встрече с медиа-магнатом присутствовал и корреспондент РИА «Новый Регион» .

«Если подходить формально, то наша сделка не является покупкой издания в полном смысле слова, – прокомментировал Александр Лебедев . – С нашей стороны это было то, что называется Cash-in, когда инвестированные средства направляются непосредственно на деятельность издания».

По словам Лебедева , цена сделки составила «несколько десятков миллионов британских фунтов, которые будут перечислены в течение двух лет, после чего компании «Новые медиа», владельцем которой является Лебедев , перейдет 75,1% «Evening Standard». Остальная доля будет принадлежать прежним британским владельцам.

Александр Лебедев , чей основной бизнес понес существенные убытки в результате мирового финансового кризиса, рассказал, что ради покупки британского издания ему пришлось свернуть несколько перспективных бизнес-проектов.

«Мне пришлось продать ряд объектов недвижимости в Италии , – рассказал Лебедев . – Также пришлось отказаться от реализации ряда очень интересных проектов – к примеру, от реконструкции замка императора Фридриха Барбароссы под Перуджей. Кроме этого я продал один из самолетов моей авиакомпании, чтобы иметь средства для приобретения «Evening Standard»».

Александр Лебедев заверил, что не намерен вмешиваться в редакционную деятельность популярного британского издания.

«Какие-то перестановки в редакции «Evening Standard» неизбежны, – заявил Александр Лебедев . – Однако масштабных сокращений журналистов не планирую. Основные сокращения в связи с кризисом были предприняты прежними владельцами еще до завершения сделки. Я уже продемонстрировал свой стандарт взаимодействия со СМИ, являясь владельцем «Новой Газеты». Я не вмешиваюсь в редакционную политику. Когда же мне хочется сказать что-то от себя – пишу небольшую заметку, ограничивая этим свое вмешательство в творческий процесс редакции.

Что касается «Evening Standard», то мне кажется, что она могла бы уделять больше места вопросам культуры. Тем более, что Лондон, – центр мировой культуры. Для меня важно, чтобы газета была объективной. Еще бы мне хотелось, чтобы она стала рентабельной. Я не исключаю, что со временем она станет как немецкий журнал Spigel, где 51 процент акций находится у журналистского коллектива. Мне нравятся эти социал-демократические штуки. Не даром я дружу с Михаилом Горбачевым ».

Британских журналистов, присутствовавших на пресс-конференции, особенно интересовал вопрос, нет ли в этом приобретении некоей политической подоплеки, учитывая то, что Александр Лебедев – выходец из спецслужб.

«Все эти разговоры про агентов КГБ – просто клише. Я прекрасно понимаю, что заголовок «I`m from KGB – Give me your newspapers» (Я из КГБ – отдайте мне ваши газеты – англ.) звучит очень по-журналистски привлекательно, но это не более чем красивая фраза. Я не работаю в разведке с 1992 года. Конечно, мнение о том, что «бывших разведчиков не бывает» имеет право на существование, однако так же можно и сказать, что не бывает бывших гинекологов. В том плане, что мастерство, если оно есть, его не пропьешь. Так что наша сделка не имеет никакой связи с взаимоотношениями между нашими странами. Моя миссия в данном случае – исключительно социальная. Я хочу помочь этой газете выжить и стать рентабельной», – заявил Александр Лебедев .

Москва, Денис Фрунзе

Москва. Другие новости 22.01.09

© 2009, «Новый Регион – Москва»