Много прощается тот много любит. Кому мало прощается, тот мало любит

Вспомним эту сцену, когда грешница своим поведением нарушает трапезу у фарисея. Она помазывает Христа миром, целует Его ноги, омывает их слезами и отирает волосами своими. Мы наблюдаем недовольство хозяина. И затем Христос рассказывает притчу о двух должниках: одному был отпущен долг в пятьсот динариев, а другому в пятьдесят. Припомним, наконец, как Христос оценил поступок грешной женщины. Он обратился к фарисею: "Видишь ли ты эту женщину?" . Ты Мне недодал многого, а она же, напротив, "не перестает" всячески свидетельствовать о любви своей. И далее произносится решающее заключение: "А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит". И только после этого следует обращение ко грешнице: "Прощаются тебе грехи".

Итак, сначала мы слышим слова Иисуса: "Ей прощаются многие грехи", и только затем указывается причина прощения: ее великая любовь. А затем следует второе недвусмысленное речение: "Прощаются тебе грехи". Если первая фраза - это обычная объективная констатация, то из второй "возлежавшие с Ним" справедливо делают заключение, что отпущение грехов совершил Иисус Христос лично. Первое - констатирующее - слово прощения является следствием из небольшой притчи: прощенный больший долг (пятьсот динариев) вызывает большую любовь из благодарности. Притча, однако, рассказана Иисусом, она неотделима от Его личности. Следовательно, лишь от Него отягощенная грехами женщина узнаёт, что и для нее не закрыто искупление. Она узнаёт об этом, правда, не на примере рассказанной притчи, а благодаря прозрению, полученному ею ранее, когда она наблюдала за Господом. Если бы не прозрение, то она не осмелилась бы на, по-видимому, бесстыдный поступок в доме знатного хозяина. Женщина распростерлась перед Христом, она открыла Ему все свое бытие. В глубочайшем покаянии она исповедала всю свою жизнь. И ей было решительно все равно, что другим людям она давно известна как откровенная грешница.

Вот здесь-то мы и наблюдаем парадигму таинства исповеди. Если грешник имеет волю ничего не утаивать во время таинства, если он готов покаяться из любви к прощающему Богу, увиденному им во Христе, то такой грешник уже получил отпущение своих грехов. Действительно, когда в покаянии содержится также и воля к искреннему предъявлению грехов, - а такая воля требует большого мужества, - то произносимая во время таинства отпустительная формула на самом деле изглаживает старые грехи. Своей притчей и вытекающими из нее следствиями Христос ни в коем случае не говорит, будто бы имеется некое общее, от Него не зависящее взаимодействие между Богом-Отцом и человеком. Нет, Ему одному передал Отец власть судить мир, а также, принимая на себя грехи мира, и спасти мир. Конечно, от этого возникает недоумение у окружающих. И оно такого же рода, как переданная Церкви власть отпускать грехи. Мы видим, что Христос наделен властью разрешать грехи еще до распятия на кресте. Пусть нас это удивляет столь же мало, как и то, что Господь также до распятия раздает становящейся Церкви Свое - лишь на кресте преданное - Тело и Свою - лишь там пролитую - Кровь.

Если фарисея и можно сопоставить с человеком, который должен всего лишь пятьдесят динариев, т.е. значительно меньшую сумму, все же по контексту не следует, что он меньше грешен перед Богом. Об этом допустимо судить на основе удивительного речения: "Кому мало прощается, тот мало любит". Если теперь применить его к таинству исповеди, то сказано следующее: если человек приступает к нему, имея в душе слишком мало раскаяния, то в его сердце Божественное прощение вмещается лишь поверхностно, а из полученного отпущения грехов будет вынесена лишь малая любовь.

02.04.2017На08:25

Добрый день, Алина! Похоже, Вас привел в смущение тот факт, что в Синодальном переводе Лук. 7:47 звучит следующим образом: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Читая этот стих, особенно вне контекста всей истории, может сложиться впечатление, что прощение является следствием проявления большой любви. Однако Христос в беседе с фарисеем хотел показать как раз таки обратное: большая любовь есть РЕЗУЛЬТАТ (а не условие) прощения больших грехов. А если быть еще более точным – результат ОСОЗНАНИЯ прощения больших грехов (можно получить прощение грехов, но не до конца осознавать, сколько на самом деле было прощено). На примере двух должников Иисус ясно дал понять, что любовь каждого из них напрямую зависела от того, сколько каждому из них было прощено. И хозяин дома, которому Иисус адресовал вопрос, дал правильный ответ: больше любить будет тот, кому больше прощено. Эту же мысль Иисус подытоживает во второй половине ст. 47: «а кому мало прощается, тот мало любит».
Исходя из контекста этой истории, современные переводы, на мой взгляд яснее передали смысл ст. 47: «ей прощено много грехов, поэтому она так сильно любит» (РБО, 2011; ср. переводы МБО, ИПБ и другие). В проповеди использовался именно этот перевод, при чтении которого не возникает вопросов, а потому мы не останавливались долго на истолковании ст. 47.
Впрочем, можно было бы взять за основание и Синодальный перевод, но читать его обязательно в контексте истории. Иначе можно сделать вывод, что сначала нужно сильно возлюбить Бога, и лишь тогда Он нас простит. Это, конечно же, не библейский взгляд. Библия учит нас тому, что мы неспособны возлюбить Бога. Наша любовь – это всегда СЛЕДСТВИЕ осознания и принятия той любви, которую проявил и проявляет к нам Бог. А принятию Божьей любви всегда предшествует осознание нашей глубокой греховности. Но для этого, – отвечая на Ваш (надеюсь, риторический) вопрос, – вовсе не нужно больше грешить. Это никак не поможет осознанию собственной греховности. Многие люди в этом мире грешат, но чувствуют себя вполне комфортно и не осознают себя большими грешниками. Осознание греховности приходит к человеку не тогда, когда он что-то сделал, а когда он входит в Божье присутствие, во свет Божьего Слова. Именно в свете Слова Божьего каждый из нас начинает видеть себя погибшим грешником. Каждый из нас уже достаточно согрешил, чтобы заработать на смертный приговор. Писание говорит, что в нас в принципе «не живет ничего доброго» (Рим. 7:18). Его нет смысла в себе искать. Проблема только в том, что не все это осознают. Да, на примере этой истории показано, что иногда людям, совершившим «большие» грехи, легче признать себя грешниками, их не нужно в этом убеждать. Однако нам всем нужен свет истины Божьего Слова, чтобы, с одной стороны, осознать свою греховность, а с другой – ту неизмеримую любовь и благодать, какую явил нам Бог.
Возвращаясь к нашей истории, можно сказать, что слезы женщины были показателем того, что она осознавала себя грешницей. И в ответ на любовь и принятие со стороны Христа, т.е. в ответ на Его прощение, в ее сердце загоралась любовь.
Давайте попробуем сделать практическое применение. Бог во Христе возлюбил и простил нас, «когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Когда под влиянием истины Божьего Слова и воздействия Духа Святого мы это осознаем, в нас возникает осознание греховности, ведущее к покаянию. Покаяние, сделанное с верой, как отклик на Божью любовь, производит в нас возрождение, которое и является той отправной точкой, в которой мы начинаем любить Бога.
С уважением, Геннадий Пшеничный.

Некто из фарисеев просил Иисуса вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Мы слышим сегодня в Евангелии рассказ о грешной женщине. «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, – воспоет о ней Церковь в Великую Среду, – Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит». Она стоит, эта женщина, исполненная смирения, позади Христа, не смея взглянуть Ему в лицо. Она слезами омывает Ему ноги, и волосами своими отирает их. И она возливает драгоценное миро на ноги Спасителя. Глаза ее, которые когда-то были входами и выходами греха, теперь – источники слез. Лицо ее от рыданий потеряло всякую привлекательность и красоту, о которой она столько всегда заботилась. Теперь это не имеет для нее никакого значения. Все прежние грехи, которые как камень носила она в душе своей, изливаются сейчас плачем перед Спасителем. Святая Церковь дает нам образ кающейся и любящей Господа человеческой души.

Она слезами своими омывает пречистые ноги Спасителя, прозревая, что скоро они будут пробиты гвоздями, которые есть ее грехи и грехи каждого человека. Грех кажется сладким, но он всегда беспощадно, смертельно жесток. И эта убийственность греха направлена на Самого Господа. Когда она так предстоит пред Господом, другой человек – Симон фарисей – думает: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7, 39). Господь, читая его мысли, обратился к нему: «Симон! Я имею нечто сказать тебе». Он говорит, что эта женщина действительно грешница, но – прощеная. Это значит, что она глубоко покаявшаяся грешница. Глубина ее покаяния определяется любовью ко Господу, и, в свою очередь, исходит из осознания, как много Господь прощает ей. То, что уже никогда нельзя простить, и от чего, кажется, не может быть избавления.

Чем больше грехов прощается этой женщине, тем большая любовь у нее ко Господу. И Христос рассказывает Симону фарисею притчу о двух должниках. Один был должен в десять раз больше другого. Но поскольку оба не имели, чем заплатить, заимодавец простил тому и другому. «Который из них более возлюбит его?» – спрашивает Господь. «Думаю тот, – отвечает Симон, – которому более простил» (Лк. 7, 42–43). Мы все грехами своими неоплатные должники перед Господом. Один должен больше, другой – меньше. Один должен пятьсот динариев, а другой только пятьдесят. Фарисей был меньший должник, но он тоже был должник. И, на самом деле, гораздо больший должник, чем он думал. И каждый человек больше должен Богу, чем он может заплатить.

Никакие наши труды, никакие посты, никакие подвиги не могут дать нам возможность расплатиться с нашими грехами. Никакие слезы не могут омыть их. Прощение – непостижимый дар бесконечной любви Господа. Оно предлагается всем, но принимают его только те, кто глубоко и искренне приносит покаяние. И здесь нам открывается великая тайна: чем большие грехи нам были прощены, тем больше мы должны возлюбить Господа. И еще нечто совершенно неожиданное: кто пришел к Богу от больших грехов, тот должен стремиться достигнуть большей святости. Мы знаем пример апостола Павла – бывшего гонителя Церкви, того, кто больше всех потрудился для Господа. Преподобная Мария Египетская – бывшая блудница – обретает такую чистоту, перед которой не может не поклониться подвизающийся всю жизнь в подвиге поста и молитвы преподобный Зосима. И всякий, кто узнаёт, что такое грех и как любит Господь кающегося грешника, всего себя отдает Господу.

Чем святее человек, то есть, чем больше у него любовь к Богу, тем яснее он видит свои грехи. Чем глубже человек видит себя, тем больше понимает, что это он – неоплатный должник. Не кто-то другой, а именно он первый среди грешников. Не та плачущая у ног Спасителя грешница, а он должен пятьсот динариев. И пятьсот – это на самом деле условная сумма, потому что грехам нет числа. Как говорит преподобный Петр, святой пятнадцатого века, начало святости – видеть свои грехи бесчисленные, как песок морской.

Все совершается по дару Христа. Когда человек приближается к свету истинного добра, он начинает видеть себя таким, каков он есть на самом деле. Узнав этот свет, он ничего не пожалеет для Господа, не испугается никаких трудов и скорбей. Мы видим Симона фарисея, мнящего себя праведником. Каждый из нас, кто как будто все исполняет и уверен, что ему не в чем особенно каяться, подобен ему. Но Господь говорит этому фарисею сегодня: неужели Я приму твою мнимую праведность и отвергну любовь, которая отдает все, что у нее есть. «Ты Мне воды на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги, и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает, всей душей своей, разрывающейся от горя и любви, целовать Мне ноги. Маслом главы Моей не помазал, а она изливает драгоценное благоуханное миро на Мои ноги».

Как страшно ошибается тот, кто рассчитывает недорогой ценой, легко и просто приобрести прощение и Царство Небесное! Да, кто много возлюбил, тому много прощается. Но признак полного прощения грехов – когда человек уже никогда к ним не возвращается. Не потому, что так складываются внешние обстоятельства, не потому, что потерян вкус ко греху, а потому что так он возлюбил Господа. Снова и снова мы будем возвращаться к грехам, в которых каялись, потому что наше покаяние было поверхностным. Оттого, насколько глубоко наше покаяние, будет зависеть, в какой мере мы сможем противостоять непрестанно искушающему нас греху. И чем решительнее мы будем ему противостоять, тем глубже будет наше покаяние. И так до конца жизни, пока мы не достигнем того покаяния, которое являет эта грешная жена – в совершенной любви ко Господу, в готовности отдать Ему всю свою жизнь.

Прощаются ей многие грехи, потому что она возлюбила много. Но не мы первые возлюбили Господа, как Он Сам говорит, а Он первым возлюбил нас. И Он жизнь Свою отдает, чтобы нам открылось подлинное понимание жизни. Чтобы мы узнали, что такое грех и что такое любовь и покаяние. Ничего великого никогда не приобретается без скорбей, без крови, без отдачи себя. И Господь Крестом Своим, Своими страданиями открывает нам путь к истинному покаянию.

«Здравствуйте! Я принес вам радостную весть!» – с этими словами пастор Станислав Викторович Лапшин появляется на пороге кабинета, где работает редколлегия. Мы с нетерпением поднимаем глаза: «Какую? Говорите скорее!» – кто же не хочет услышать с утра добрые новости. Пастор расплывается в улыбке и от сердца, с удовольствием выговаривая слова, произносит: «Бог любит вас!»

Горько осознавать, что сегодня мы уже не услышим из его уст этих ободряющих слов. Еще 2 месяца назад мы работали, общались, строили планы. Но тяжелая болезнь унесла Станислава. У нас осталась надежда на встречу с ним в Царстве Божьем, общее дело, над которым мы вместе трудились, и память о человеке, чья короткая, сложная, но яркая жизнь является поистине свидетельством Божьей любви.

Станислав появился на свет 15 марта 1971 года. О своих родителях он всегда отзывался с уважением и любовью. Отец работал тренером по хоккею, мама – в Доме Моделей. Трудно сказать, почему молодого человека из благополучной семьи потянуло в криминальную среду. Но, закончив школу, после неудавшейся попытки поступить в военное училище он встал на преступный путь. Воровское ремесло приносило приличные деньги, а вместе с ними и соответствующие развлечения: сначала пьяные вечеринки, потом наркотики, которые затягивали все глубже и глубже.

Что послужило толчком, заставившим Стаса задуматься о Боге? Когда он рассказывал об этом, в глазах застывала скорбь: «У меня был друг, верующий человек, христианин. Случилось так, что я увел его из Церкви, научил воровать, сделал его наркоманом. И друг погиб. В нашем окружении ранняя смерть была чем-то закономерным: кого-то убили, кто-то «заснул на игле»… Но я остро осознал, что, по сути, сам повинен в смерти товарища. Со временем тоска по другу переросла в страстное желание узнать о Боге. Это желание было настолько сильным, что мне было все равно, что скажут окружающие. Я продолжал жить прежней жизнью, но, вместе с тем, начал читать Библию, потом молиться.

Главное, что я узнал о Боге: Бог любит меня. Каким бы я ни был сегодня и что бы ни случилось, Бог любит меня. Постепенно Христос стал чем-то реальным в моей жизни, и мне уже не хотелось расставаться с тем, что я приобрел. И вот, наконец, я встал перед необходимостью принять решение: оставить все, что я имел на тот момент, и выбрать только одно – Бога. Этот выбор стал началом новой и по-настоящему счастливой жизни».

В 1993 году Станислав принял крещение. Спустя годы он уже с улыбкой рассказывал о том, какими переживаниями сопровождался его разрыв с прежней компанией. Но тогда это было сильным испытанием для молодого человека. Он устроился на работу грузчиком и каждый вечер вынужден был возвращаться домой под насмешливыми взглядами друзей.

Изменения, которые произошли в жизни Стаса, заставили задуматься о Боге и его девушку Наташу. В том же 1993 году они поженились, через год родился сын Владик, а в 1995 году семья переехала из Нижнего Новгорода в г. Киров, где Станиславу было предложено пасторское служение.

Восемь лет было отдано служению Церкви в г. Кирове, построен замечательный храм, в который сегодня приходят на поклонение Богу сотни людей.

Когда в 2003 году семья Лапшиных приехала в г. Йошкар-Олу, здесь на попечение нового пастора были возложены две церкви, группы верующих на всей территории Марий Эл, завершение строительства нового храма и, наконец, газета «Сокрытое Сокровище» – издательская работа, которой он никогда прежде не занимался. Но Станислав Викторович не боялся трудностей. Он был рад новой возможности служить делу Божьему.

В 2004 году он был рукоположен в сан проповедника. Глубина проповедей этого пастора восхищала. Он владел Словом Божьим так, что оно становилось «живым и действенным», проникало в самое сердце, заставляло слушателей не просто получать готовые ответы из уст проповедника, но рождать их в своем разуме. Каждая его проповедь была гимном бесконечной и неиссякаемой благодати Иисуса Христа, о которой он рассказывал с упоением.

Когда расстаешься с другом, остаются в памяти последние сказанные слова… На последнем заседании редколлегии, которое мы провели вместе со Станиславом Викторовичем, мы делились друг с другом своими переживаниями. У кого-то были проблемы, кто-то был огорчен непониманием со стороны окружающих. Выслушав всех, пастор дал совет, который запомнится на всю жизнь: «Братья и сестры! Всегда ходите пред Господом. Не заботьтесь о том, что скажут про вас люди. Не старайтесь иметь внешнее благочестие, но пусть Господь будет вашим единственным Судьей. Только тогда и мысли, и поступки ваши будут действительно отражать святость Божью». И сам Станислав был примером искреннего христианина, сердечно преданного Богу.

Он очень любил дело, которым он занимался. Умел находить общий язык и с пожилыми, и с молодыми. Первые отмечали его такт и уважительное отношение, вторые были благодарны за доверие, которое он им оказывал, и легкость, с которой можно было обсудить с пастором самые сложные вопросы.

Он умел строить грандиозные планы и имел смелость претворять их в жизнь. Умел мыслить широко и масштабно и, вместе с тем, проявлял, порой, удивительную беспомощность в бытовых вопросах. Сам признавался, что без его верной спутницы, супруги Наташи ему трудно прожить даже один день. Семья была его надежным тылом, в то время как сам он неутомимо трудился. О таких людях говорят: «Он жег свечу с обоих концов».

Проводить Станислава в последний путь пришли сотни людей. Были слезы и добрые слова воспоминаний. Порой, невозможно было удержаться от улыбки, вспоминая его искрометное чувство юмора. Выступающие на панихиде говорили о вечной жизни со Христом, которая ожидает всех детей Божьих. Один из друзей произнес: «Если такие люди, как Стас будут в Царстве Божьем, я тоже хочу быть там!»

Мы верим, что встретимся однажды, чтобы никогда не расставаться. Благодать Божья дает нам эту надежду.

Н. Воронина

Слово настоятеля Воскресенской церкви.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Когда человек многие годы ходит в храм, молится и чувствует себя в храме уже своим человеком, возникают двоякого рода трудности: с одной стороны, у некоторых людей, когда они приходят к священнику в стремлении исповедоваться, возникает трудность от того, что они не чувствуют и не осознают свои грехи.

Казалось бы, они живут как все люди, и ничего страшного, ничего постыдного, ничего греховного как будто в жизни их нет. Сердце такого человека обычно смущается от того, что не ощущает он, в чем ему нужно исповедаться. И тогда он пытается выжать из себя что-то похожее на исповедь, но от этого его покаяние получается фальшивым, лицемерным. Сам человек это осознает, от этого страдает и мучается.

Другая крайность, которая также людей искушает– когда человек наоборот очень ярко, очень остро ощущает свой грех, который тяжестью и бременем лежит на его душе, и который он очень и очень стыдится исповедовать. Когда такой человек приходит на исповедь, ему очень тяжело признаться Богу, до конца открыть свою душу. И тогда искушение возникает в душе и такого человека. Различные уловки предлагает ему лукавый: как бы скрыть или как-то обтекаемо, абстрактно рассказать о своем грехе для того, чтобы не сказать Богу все доподлинно. И такой человек также уходит от исповеди не получив то, что он мог бы получить от Бога – то прощение и то облегчение, которое приносит настоящая живая и глубокая исповедь.

И вот для человека, находящегося и в той, и в другой крайности сегодня было прочитано Евангельское чтение, которое может помочь каждому из нас, потому что каждый из нас находился либо в том, либо в другом состоянии. Мы сегодня слышали о случае, который произошел в жизни Спасителя, когда Его пригласил к себе домой фарисей по имени Симон – человек, который в жизни своей, казалось бы, тоже не согрешал и всю жизнь свою посвятил тому, чтобы изучать Закон Божий для того, чтобы жить по заповедям, для того, чтобы ни в чем не прегрешить против воли Божией. И, возможно, в его сердце была некая надежда и некое упование на то, что он-то своими трудами, своими страданиям и молитвами в чем-то заслужил быть близко к Богу, в чем-то заслужил Его милость. Но в таком устроении лукавый и его искусил. Когда Господь пришел к нему домой, Симон в надежде, что близок к Богу, что он-то уже гарантированно может на что-то от Бога претендовать, не оказал ему должное почтение и благоговение.

В этом же доме находилась еще одна женщина. Женщина, о которой все знали, что она, напротив, не соблюдает Закон Божий, и в ее жизни греха, темноты намного больше, чем в жизни всех находящихся там. Но она, в отличие от всех остальных, осознавала свою греховность. Она, в отличие от всех, остальных смиренно и кротко подошла к Богу,ко Христу, и в осознание своей скверны облобызала Его ноги. Она отирала их волосами своей головы. И Господь сказал поучительные слова Симону-фарисею. Он сказал ему, что ты не дал Мне даже воды, чтоб умыть Мои руки, ты не дал Мне целования, а эта женщина весь вечер не перестает лобызать Мои ноги и отирать их волосами своей головы. И Симон, постыженный, услышал от Бога следующие слова: «Кому много прощается, тот много любит, а кому мало оставляется, тот меньше любит».

Мы привыкли к такому критерию, что Богу должен быть близок больше тот человек, который меньше грешит, который старается вести свою жизнь по заповедям. И когда мы приходим на исповедь, мы в этом же стремлении пытаемся как-то пред Богом оправдаться и сказать:«Господи, вот у нас такие-то, такие-то грехи, но они мелкие, мы на самом деле ничего греховного не совершали». Но о таких людях и о таком критерии Господь говорит, что такой человек мало любит. На самом деле в его жизни есть грехи, и каждый из них, даже пускай самый мелкий, отягощает его жизнь также, как самый большой грех.

Человеку страшно находить в этом положении, положении фарисея, потому что он не ощущает свои грехи. И вот это первая крайность человека, который не видит своего греха, а от этого мало любит Бога. И тогда, когда в его жизни наступает испытание его веры, когда что-то случается в его жизни с ним или с его близкими, ему очень и очень трудно приходится, потому что он не понимает и не знает в чем заключается любовь и общение с Богом. От этого такие люди в минуты испытания, случается, отпадают от Бога.

Пример для фарисея Симона и для каждого из нас, кто находится в другой крайности, кто стыдится принести на исповедь свои грехи – это жена-грешница, которая проводила свою жизнь в блудодеянии, в скверне, но она осознала свой грех, она открыла этот грех не только пред Богом, но даже пред всеми людьми, и она не постыдилась признаться в нем, а значит избавилась от него. Над ней уже этот грех не стал властен: ослабились, разорвались те сети, в которые этот грех ее уловлял.

И мы тоже, когда приходим на исповедь и пытаемся что-то скрыть или как-то обойти какой-то грех, в котором нам стыдно признаться, должны помнить о том, что каждый грех, если мы не разорвем окончательно эти сети, не откроем его Богу на сто процентов, он останется довлеть и тяготить нашу душу. Казалось бы, мы стремимся, опять таки, уйти от боли признания, от страха рассказать все на исповеди, мы стремимся уйти от боли, но эта боль увеличивается в нас вместе со грехом.

И наоборот, если человек исповедует этот грех, преодолевает в себе страх и стыд. Тогда узы греха, цепи греха, сковывающие нас ослабевают, и мы понимаем, что человек призван к большему – для того чтобы испытать и почувствовать от Бога радость, а не уныние и скорбь от того, что невозможно избавиться от того или иного греха.

Будем же, братья и сестры, искренни и честны по отношению к Богу каждый день нашей жизни и, что особенно важно для нашей духовной жизни, будем честны и искренни на исповеди. Да поможет нам в этом Господь! Аминь.

Фотография Оксаны Луговой.

Картина «Пир в доме Симона Фарисея» Рубенс Питер Пауль.