Макбет краткое содержание по актам. Леди Макбет

Муниципальное казенное

образовательное учреждение

основная общеобразовательная

школа №6

Петренко Вера Петровна

Урок литературы по теме: "Я поведаю вам свою боль..." (по

рассказам В.П. Астафьева "Белогрудка" и «Зачем я убил коростеля?»)

Цели:

1. Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость; формировать устойчивый интерес к художественной литературе.

3. Совершенствовать устную и письменную речь школьников.

4. Включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.

5. В быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).

Задачи:

1.Учебная: на основе изучения рассказов В. Астафьева анализировать характер действий героев, усвоить новые слова, уметь выделять признаки разных стилей. 2. Развивающая: научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственное поведение людей и делать соответствующие выводы, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать свое мнение. 3. Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к природе, животным, любви к родному краю, чувства ответственности за всё, что наносит вред окружающей среде; выработка добросовестного отношения к порученному делу, уважение друг к другу, воспитывать интерес к художественному слову, к урокам литературы.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

Выражать свои мысли, чувства, настроения;

Развивать образное мышление, разговорную речь;

Обобщать материал, используя знания предыдущих лет

обучения;

Усвоить метапредметное понятие «совесть», «стыд»;

Уметь находить черты художественного стиля и публицистики.

Ход урока.

1 стадия - "Вызов”.

Сегодня мы поговорим о простых, но очень важных человеческих истинах. И поможет нам в этом замечательный писатель Виктор Астафьев. Запишите тему урока. (Слайд1)

Скажите, о чем эти рассказы? (о природе). Но каждое литературное произведение нас чему-то учит. Значит, эти рассказы тоже уроки. А вот чего уроки?

Пусть это будет главным вопросом, на который мы постараемся ответить сегодня. Запишите в тетрадь.

Рассказы В.Астафьева – это уроки….. (Слайд3) Оставьте место, в конце урока допишем.

Так как рассказы у нас о природе, я приглашаю вас в лес. Хотите? Отправляемся. Полюбуемся деревьями, прислушаемся к звукам, присмотримся к краскам. А может, встретимся с жителями? Итак, вперед!

Красиво в лесу? Но я хочу, чтобы вы послушали такие стихи, которые приготовил для вас Ларион. (Дудин М. «Берегите Землю»)

Берегите землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку не листьях повилики,

На тропинке - солнечные блики.

На камнях играющего краба,

На могиле - тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите, -

Берегите землю, берегите!

Берегите чудо песен, городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесей,

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы...

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,

Всех судеб связующие нити...

Берегите землю, берегите!

К чему призывает поэт? Как это стихотворение связано с темой нашего урока?

Сейчас весна. Вы любите весну? За что? (Прилетают птицы.)

Тогда начнем с рассказа, героем которого является птица. Это рассказ «Зачем я убил коростеля?»

Словарная работа : бочажина, тальник, гнилушки, литовка, чемерица, купава. (Слайд4)

2 стадия – "Осмысление ”. Чтение учителем первой части рассказа:

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь на бок…(Слайд 5)

Вопросы учащимся:

Что почувствовала птица? Как повела себя? Докажите цитатами. ("Присела”, "притаилась”, "пугалась”, "бросилась бежать”).

Дети! Вы видели коростеля? Хотите увидеть? Смотрим.

Видеоконтент.

Какой коростель? (Смешной, неуклюжий, некрасивый.)

Чтение учеником второй части рассказа:

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем…

Вопросы учащимся:

Как вы поняли фразу "дикий азарт”?

Какую информацию несёт о герое глагол "захлестал”?

Как будет развиваться сюжет дальше? Послушаем ваши варианты.

Чтение учителем третьей части рассказа:

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу - это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности.

Вопросы учащимся:

Какое чувство вы испытали во время чтения?

Какие фразы особенно встревожили вас и почему? ("До того мне сделалось жалко её”).

Почему убил? ("Сдуру”, "без надобности”)

Посмотрите, как повернулся сюжет. Что же произойдёт дальше? Ваши прогнозы?

Чтение учеником четвёртой части рассказа:

С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке.

Мы с вами тоже сейчас услышим голос коростеля и помечтаем о лете.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,"где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза...". Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.

Как идёт коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции.(Слайд 6) На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…

Вопросы учащимся:

Какую информацию об особенностях и условиях проживания птицы даёт нам В. П. Астафьев? Чем трудна жизнь коростеля, других (перелетных) птиц?

Почему, на ваш взгляд, повествователь "с нетерпением и виной…каждое лето” ждёт домой коростелей?

Чтение учителем пятой части рассказа:

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем? (Слайд7)

Вопросы учащимся:

Вот мы подошли к финалу рассказа. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя?

3 стадия. Формирование метапредметных понятий.

Почему герой не может забыть давний случай? (Забыть ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой).

А что такое совесть? А что такое стыд ?

Ребята, хочу обратить ваше внимание на толкование понятия совесть, которое даёт Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре русского языка» (Слайд8-10)

«Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития»

Сергей Иванович Ожегов в «Толковом словаре русского языка» так толкует слово совесть:

«CO"BECТЬ - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.»

Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят: (Слайд11)

От человека утаишь, от совести не утаишь.

Совесть без зубов, а загрызет.

У кого совесть чиста, у того подушка в головах не вертится?

О чём же этот рассказ? (Бессмысленное убийство птицы). А чему научил нас? Добру? Как так вышло, рассказ о жестокости, а учит добру?

Запишем: «Рассказы Астафьева - уроки доброты, совести»

Вот как велика сила художественного слова, что, даже рассказывая о плохом, литература учит нас хорошему. Поработаем со словесной тканью произведения. Разобьемся на микрогруппы и проведем микроисследования.

4. Работа в группах.

Группа 1. Сколько раз дается описание птицы? Какие художественные средства использует автор в каждом случае? Есть ли глаголы в описании мертвой птицы?(Слайд 12)

3 раза: живая, мертвая, как вид

В изображении живой птицы преобладают глаголы, потому что, во- первых, мальчик еще не успел разглядеть ее, а во вторых, чтобы подчеркнуть, что птица еще жива и из последних сил старается спастись. Описание мертвой птицы занимает примерно 1/3 рассказа Такое подробное описание птицы дано потому, что мальчик внимательно рассматривает на ладони ее завядшее тельце, как бы определяя степень своей вины.

Не было бы описания, значит, не почувствовал бы своей вины, ведь сколько животных и птиц мучается и уничтожается детьми! А мальчик запоминает все подробности…

« завядшеее, бескостное, невесомое тельце; мертвые бесцветные веки. Шейка болтается, будто прихваченный морозом лист, спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана».

Автор использует сравнение – в новом для мальчика явлении смерти ему видятся детали давно знакомые (листы, прихваченные морозом, груши – гнилушки). Тем более поражает смерть. Есть ли глаголы в описании мертвой птицы?

Птица мертва, и глаголов в описании нет, кроме грамматической части сказуемого «была», глагола «болталась» .

Группа 2. (Слайд 13)

Найдите уменьшительно-ласкательные суффиксы. Какую роль играют уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы подчеркивают беспомощность, уязвимость коростеля перед «царем природы» в лице мальчика.

Группа3.(Слайд14)

Что такое кульминация? Кульминация действия приходится на момент гибели птицы. А «кульминация чувства»?

Когда мальчик, осознав свою вину, руками выгребает ямку в борозде и хоронит птицу. Инверсия делает слова «руками», «так просто», «сдуру» ключевыми. Мы словно видим этого растерянного мальчишку, обдирающего руки в кровь, пытающегося и похоронить птицу, и скрыть свое преступление.

Группа 4. (Слайд15)

Примерно 1/3 текста занимает рассказ о коростеле как виде. Каково назначение этой части?

Показать, что рассказчик-мучитель интересуется нелегкой жизнью этих птиц. Знает о них практически всё. Подчеркивает, что именно у нас, «где зори маковые вянут….» коростель выводит и выхаживает потомство, потом добирается на зимовье в Африку, но не остается там, а возвращается на родину.

Группа 5(Слайд 16)

Для чего в последнем абзаце нагнетаются вопросы, по сути, один и тот же вопрос?
- Чтобы показать, насколько мучителен он для рассказчика. На него нет ответа, как нет возможности повернуть все вспять. Рассказ нами проанализирован. Но каждый, несомненно, увидит в нем свой ответ на вопрос, не дающий покоя рассказчику.

- Сделаем вывод.

Рассказ-исповедь о многом заставляет задуматься: и о том, какую власть над нами имеют детские впечатления, как нередко определяют они нашу дальнейшую жизнь, и о чувстве ответственности за все, что совершаем, и о том, чего нельзя высказать словами, что каждый из нас когда-нибудь вкладывает в этот роковой вопрос «Зачем?...». А для ответа на него иногда не хватает всей жизни.

- А у вас дети есть тяжелые воспоминания, вы задавались таким вопросом? (Выступления детей)

5. А теперь обратимся к рассказу «Белогрудка» и подумаем, чему учит этот рассказ.

Где происходят события рассказа? (сибирская деревушка Вереино (зачитывается по тексту описание)

Кто являются героями рассказа? (белогрудка, детёныши, мальчишки и др. люди)

Как вы думаете, какие два мира изображены в рассказе (мир людей, мир животных)

Найдите в тексте описание чувства материнства («родила котят», «мать грела их своим телом», « трепетала, прильнув к котятам» и др.)

Что однажды произошло с детенышами куницы? (их украли деревенские мальчишки…)

И вновь мы видим чувства присущие человеку – чувство отчаяния, найдем их описание («…метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх…», «…Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы…», «…часами сидела на черёмухе…», «…слушала – не запищат ли котятки…»)

Как настоящая мать она страдает без своих детей, она ищет и находит их, рискуя жизнью.

Ребята, найдите в тексте слова, в которых автор говорит о кунице совсем как о человеке, потерявшем самое дорогое – семью («…Белогрудка осиротела…»)

Что произошло с белогрудкиными котятами у мальчишек? (зачитываем по тексту)

Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того как увидела что её котёнка съела собака? (чувство ненависти, мести)

Найдем в тексте рассказа чувство мести («…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка», «… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться сл всем, что было ей под силу…», «…снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули…», «…принялась разбойничать пуще прежнего…» и др.)

Кем же представлен мир человека? (мальчишки и их родители)

Найдем описание хитрости и жестокости мальчиков: «…выследили вереинские мальчишки…», «…следило несколько человеческих глаз…», «..стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая по носу…» и др.

Что говорили родители и охотник по поводу поступка мальчиков? (зачитываем по тексту: «Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…», «Она не виновата. Её обидели, осиротили…»)

Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька?

Мальчишки намеренно хотели причинить зло природе, боль кунице?

Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир, их мир.

Значит причина всего происходящего – равнодушие, беспечное отношение ко всему живому.

Как вы понимаете эти строчки? (Слайд 16)

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце, сердце человечье!

Р.Рождественский

Зачитайте из рассказа «Белогрудка», о каком мире мечтает сам автор? («…спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки»)

- Чему научил вас этот рассказ, над чем заставил задуматься?

Все рассказы В.П. Астафьева пронизаны глубоким раздумьем о жизни, зле и добре, они наполнены любовью к родной природе.

Сегодня мы анализируем произведения художественного стиля. Но мне хотелось бы познакомить вас с произведением публицистики - эссе В. Пескова.

6. Выразительное чтение учителем эссе журналиста В. Пескова:

«Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его „долота“. В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать.

В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая.

Из кустов орешника грянул выстрел - дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку - она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на проталину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

- Зачем?

- А просто так... - Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты, в старые берданки и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен объяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?»

7. Сопоставительный анализ идейного содержания рассказов В. П. Астафьева и эссе В. Пескова. Учащимся предлагается подумать над тем, что сближает и что различает данные произведения.

Сопоставительный анализ предполагает сравнение произведений по сходству и различию. Важно обратить внимание на несколько разные позиции рассказчиков. В рассказе Астафьева герой-рассказчик вспоминает о случае сорокалетней давности, забыть который ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой. Он не призывает в открытую что-то менять в себе, но его история-исповедь, образ погибшей птицы и нас делают соучастниками той давней истории героя. В эссе В. Пескова рассказчик призывает людей и общество задуматься о ставших нормой жизни равнодушии, жестокости и черствости, о нехватке ответственности и сочувствия в нашей жизни.

8.Рефлексия (групповая работа):

Прием "Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на тему " Рассказы В.П.Астафьева - уроки …”, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

И еще давайте отметим тех, кто хорошо работал.

9. Домашнее задание. (Слайд 17)

По желанию – мини – сочинение «Берегите природу» или рисунок на тему « Мой любимый уголок в лесу» . Пожелание прочитать другие книги Астафьева. Кто-нибудь читал? (Слайд 18)

А в конце для прозвучит песня и вы услышите знакомые строчки слова Р.Рождественского.

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу - это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?


Что такое природа? Какое должно быть отношение человека к ней? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста В.П. Астафьева. Автор поднимает проблему отношения человека к природе.

Размышляя над этой проблемой, автор вспоминает случай, как ходил с сыном на охоту. Мальчик убивает одну из птиц и жалеет об этом. Этот случай заставляет автора вспомнить о том, как он в молодом возрасте убивал не задумываясь. Писатель говорит, что боль пришла к нему только к седому, а мальчик почувствовал ее уже сейчас. Мысли автора приводят нас к выводу, что чем раньше к человеку приходит осознание, что он часть природы, тем лучше для природы и самого человека, потому что он перестанет уничтожать ее ради забавы.

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы прекрасно понимаем, что он не считает сына слабым за его эмоции, а наоборот, думает, что добрые люди никогда бы не получили удовольствия от убийства.

Я полностью разделяю позицию В.П. Астафьева. Действительно, только жестокие люди могут убить без эмоций. Я думаю, писатель должен гордиться, что вырастил милосердного и гуманного человека. Не каждому дано полюбить природу, и такие люди могут оказаться злыми, и относящимися ко многому холодно.

Чтобы доказать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к произведению И.С. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой Базаров-нигилист. Он отрицает красоту природы и считает ее "мастерской", а человека в ней "работником". Его друг, Аркадий, наоборот, видит всю красоту природы, она его успокаивает. Эти два героя противоположны друг другу. Аркадий общительный, а Базаров холоден и груб ко всем.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме