Люби ближнего и наше вам почтение.  "Жить - не тужить"

Жить не тужить

В популярной кинокартине С. Говорухина «Благословите женщину» мать героини фильма, уже смертельно больная, на вопрос близких , как жить, отвечает: «Один добрый человек говорил: «Жить не тужить , никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение». Этот добрый человек – преподобный Амвросий Оптинский (1812 – 1891). 10 июля исполнится 10 лет со дня обретения мощей старца.

На первый взгляд, в ни к чему не обязывающей присказке святого содержатся многие еван гельские заповеди. Не тужить зна чит, при самых тяжелых обстоятельствах не скорбеть, не отчаиваться, терзая себя тоской и унынием. Это ведь смер тный грех! Не тужить – значит, что чер ная полоса жизни все равно кончится, все плохое пройдет, поэтому нельзя жить былыми обидами и неудачами. «За то, что мы оглядываемся назад, – говорил старец, – и подгоняют нас роз гами, то есть скорбями и неприятнос тями».

Идем дальше: «Никого не осуж дать, никому не досаждать». Разве не об этом говорится в Нагорной пропо веди Иисуса Христа? Разве можем мы осуждать ближнего своего, если сами в грехах, как в репьях? Но если хочешь, чтобы на «страшном судище » Господь был милосерден к тебе, чтобы не судил строго, не суди строго и сам других. А лучше вообще не осуждай – не судим будешь. А главное – на душе покойно будет.

Ну а уж «не досаждать» – здесь и пояснять не нужно. Хотя... Иной в жиз ни другим столько хлопот и неприятно стей доставляет, не замечая и не сознавая этого. Это от себялюбия, гор дыни, когда других уже просто не заме чаешь – это ведь тоже тяжкий грех, за который придется отвечать. А как иначе, ведь пролитая кем-то по твоей вине слеза не падает зря...

«И всем мое почтение» – вот мы и дошли до главной христианской заповеди о любви – «по чтение», «почитание». И не только к род ному, близкому. Ко всякому.

Присказка Амвросия Оптинского – это и отзвук Нагорной проповеди, и ду ховная лестница. Вначале научись не тужить , не осуждать и не досаждать, а после, даст Бог, научишься и любить. Ведь эгоист, себялюбец – любить не может, он в слепоте духовной.

Что же касается самого старца, то он сам жил , как учил.

Не тужил , хотя с молодых лет и до самой блаженной кончины страдал тяжелейшим и неиз лечимым недугом внутренних органов. Уже в 34 года иеромонаха Амвросия признали неспособным к каким-либо физическим работам и вывели за штат монастыря. Врачи откровенно признавали: если бы это был обыкновенный человек, то можно было бы с уверенно стью сказать, что жизни ему осталось не более получаса. Однако, выйдя за штат, старец прожил, по сути, в полу живом состоянии еще 45 лет!

Что же давало ему силы? Молитва, помощь Господа в благодатных Таин ствах и, конечно же, Дух Святый . Мы часто говорим: «Только Духом Святым и живем». Но ведь так оно и есть. Как ча сто физически крепкие сильные люди во время испытаний проявляют мало душие и трусость. И наоборот: немощ ные в физическом плане проявляют чудеса храбрости и силы духа.

«Сила Божия в немощи совершается» – это о преподобном Амвросии. По причине своей весьма редкой хронической бо лезни он буквально истекал потом, по этому всегда носил за плечами мешо чек с сухой одеждой. Через 2 – 3 часа ему приходилось переодеваться, но при всем этом батюшка удивлял приходящих к нему людей благодушием и ти хим веселым нравом. Каково бы ни было его состояние, каких бы мук он ни претерпевал, он всегда отвечал на пись ма, принимал посетителей – в день десятки людей! И вот что он говорил по этому поводу: «В монастырях болеющие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь при несет им настоящую пользу...» И еще: «Господь долготерпив . Он тог да только прекращает жизнь чело века, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его ис правление».

Глубочайший смысл и в другом его изречении: «Праведных ведет в Цар ствие Божие апостол Петр, а греш ных – Сама Царица Небесная». Иными словами, кающийся грешник – это тот самый младший, блудный сын, который своим смирением превзошел старшего сына. Чем больше глубина падения, тем сложнее выбраться че ловеку из пропасти грехов. Но, конечно же, здесь имеются в виду истинное по каяние и исправление жизни по еван гельским заповедям, а не просто пе речисление грехов на исповеди.

А вот как преподобный Амвросий пояснил суть Христовой заповеди о том, что, если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую. «Если кто будет на тебя клеветать или безвин но чем-нибудь досаждать, это оз начает ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси этот удар тер пеливо, подставь при этом левую щеку, т. е. вспомни свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил и потому достоин наказания». Кроме упомянутой присказки о том, как жить, батюшка отвечал: «Мы должны жить на земле, как колесо вертится, чуть только одной точкой касается зем ли, а остальными непременно стремиться вверх. А мы как заляжем на землю, так и встать не можем». Для смирения себялюбивых и горде ливых он любил рассказывать такой случай: «Раз кто-то устроил у себя обед и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашенных спрашивает посланного к нему неопрятного слугу: «Неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать за мной?» А тот от вечает: «Хороших-то по хорошим ра зослали, а меня – к вашей милос ти».

Встреча со старцем – большая радость. Но только для того, кто сам готов исправлять свою жизнь, трудиться духовно. В одном из монастырей Мордо вии один прозорливый старец уже в наше время перестал принимать людей, пояснив причину: «Люди выслушивают мои наставления, предостережения, обещают исправиться, но уезжают от меня и живут, как жили». Именно по этой причине в середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов советовал не тра тить свою жизнь в поисках старцев, ко торых никогда не бывало много, а руко водствоваться творениями святых от цов.

В противном случае велика опас ность нарваться на лжестарца – вот таковых всегда в избытке было на Руси. Неискушенному в вере человеку трудно отличить такого лжесвятого от истин ного подвижника веры, и в этом смысле образ преподобного Амвросия по может отличить нам истинное от ложного.

Старец никогда ничего не совето вал, пока не спросят, не налагал тяжких епитимий (церковное наказание), обла дая всеми дарами Духа Святаго (про зорливость, рассудительность, целительство и т. д.), он тщательно скрывал их. Истинный старец служит всем людям и не создает каких-то особых «общин», где, как и в тоталитарных сектах, существует строжайшая дисциплина и нужно слепо выполнять приказы старших. Такие «общины» всегда окружают лжестарцев , и надо обходить их десятой дорогой. Все, что нам нужно, есть в Церкви Христовой, в Евангелии, в кни гах святых отцов. Нередко, о чем свидетельствуют многие верующие, на обычной исповеди обычный батюшка, сам того не ведая, промыслом Божиим находит для исповедника самые необ ходимые и спасительные слова, дает верный совет.

Встречаю своего красавца вчера пьяного
с улыбкой, хоть за ушами завязывай. А он мне говорит: "Что лыбишься?",
а я отвечаю -тебе весело, и мне весело. Представляете, ничего не ответил,
не обидел, спать пошел. День проходит, другой,
а вчера, представляете, приходит домой, сам улыбается.
Нат, ты извини, я отойду на часок? Ты посиди за меня.

А что, случилось что-нибудь?
- Да. Мне кажется...
Доченька, успокойся, она не мучилась. Как не проснулась.
А завтра - снова на работу и улыбаться.
Верочка, вы не находите, что у нас схожие профессии.
Да. Слезы оставлять дома.
Верочка, я, может быть, самолюбивая и зазнавшаяся старуха, но...
у меня завтра в вашем театре премьера.

Я знаю, Маргарита Михайловна, но...
- Дайте мне вот договорить.
Вы знаете, мне один человек сказал, что жить надо по любви.
Жить - не тужить, никому не досаждать, никого не осуждать

И наше вам почтение!
- И наше вам почтение!
И чем же мы лучше можем помянуть ее на девятый день, как не этим?
Мне - сыграть так, чтобы людям было весело.
А - вам быть рядом, поддержать меня. И это будет наше к ней...

Почтение и любовь.
- Почтение и любовь.

Спасибо, мне очень понравилось.
- Да? И вам спасибо, Верочка.
Ой, кто это?

Здравствуйте!
- Здравствуйте!

Здравствуйте!
- Добрый вечер!
Я Вера Смолина. Дочь Маши Смолиной, вашей подруги.
Машенька!
Машенька!
Сразу хочу вас предупредить, я приехала к вам насовсем.
Хотите - принимайте, хотите - нет,
только скажите откровенно, без церемоний.
Ну что ты, девочка! Просто я всем так ошеломлена.
Маша. Ваше молчание. Твой приезд.

Но я могу.
- Я знаю, можешь сразу уйти.
Но давай пока повременим с этим. А сейчас расскажи мне все.
Ты же мне небезразлична.
После того, как... В общем, мы остались одни с Владимиром.

С Вовусом?
- Нет. Именно с Владимиром.
Петровичем. Это последний мамин муж. Художник.
А как же Вовус?
А Вовус уже с нами не жил. Женился. Нелепая ошибка, как говорила мама.
Я в то время заканчивала восьмилетку. Он пил. Бросил работать. Денег не было.

Я терпела его, пока...
- Пока что?
Пока он не стал приводить таких же пьяных приятелей.

Потом женщин.
- Господи!
Верочка! Девочка моя!
Козочки мои! Пардон!

На счастье!
- Какое "к счастью"!?
Эту примету придумали, когда чашку можно было купить в любой лавке.
...произведен запуск первого спутника...
О, Боже! Как я, однако, долго живу на земле.
Когда я была гимназисткой и Брилье перелетел через Ла-Манш,
Все! Достигнута вершина технического прогресса. А теперь вот.
Чудо! Боже мой, вот то, что сделано руками человека,
и послано в космические глубины. Спутник! Спутник!
Нормально. Циолковский давно все придумал.
Если бы не война, уже и человек бы в космосе побывал.
Ой, дитя двадцатого века. Ничем тебя нельзя удивить.
А я вот

«Как жить?» - слышался старцу со всех сторон этот весьма важный вопрос. Он по своему обыкновению отвечал в шутливом тоне:

«Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение» . Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку у легкомысленных слушателей. Но есть в этом изречении глубокий смысл.

« Жить - не тужить ». Значит, принимать все события , чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, а было направлено к Богу («все от Бога, сам выбирал »); через что человек мирится со скорбями или «смиряется», и этим успокаивается. Если закладываем хорошие мысли, позитив, они материализуются в нормальные события, а если боимся чего, так оно и придет . Тужить – от слова «туго», т.е. делать все по силам , как можешь.

« Н икого не осуждать, никому не досаждать ». «Самые обычные между людьми осуждения и досаждения есть исчадия погибельной гордости . Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека на дно адово; а внешне они большей частью и за грех не считаются ». Это тема кармы – мы в ответе за то, что творим. Но у людей еще души незрелые, не развиты, «не ведают, что творят». Я сам имею множество недостатков, что за другими смотреть? Ничего мне не покажут такого, чего во мне нет. Надо помнить, что почему-то Господь попустил этим людям родиться и развиваться. Мы не знаем замыслов Божьих, почему такие события происходят. Никому не досаждать : Саи Баба говорит, что жить надо скромно, себя обслуживать, помогать, если попросят. Заниматься тем, что тебя касается.

«Всем мое почтение » - старец указывает на заповедь Апостола: «в почтительности друг друга предупреждайте». «Он – Иисус, и тот — Иисус»

П роповедовалось Старцем главным образом смирение , - эта основа духовной жизни, источник всех добродетелей, без которого невозможно спастись.

О смирении

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят - слушай, а что подают - кушай.

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!

Нужно жить не лицемерно и вести себя примерно,
тогда наше дело будет верно, а иначе будет скверно.

Мы должны жить так, как колесо вертится — чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх.

Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо .

«Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз».

«Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой». Старец пояснял это так: «Железной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смирение».

«Если кто тебя обидит , - говорил старец одной монахине в назидание, - не рассказывай никому, кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми . Если мы не совершили преступлений, какие совершали другие, то это, может быть, потому, что не имели к тому случая: обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе, мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего не видим ».

В психологии: если взять и брызнуть на стену чернилами появится несколько темных пятен на белой стене. Но все видят именно их, а не 99% чистой стены. Таков процесс эволюции, когда я до определенного момента учусь видеть эти пятна, как способ различения – плохое-хорошее, чтобы выжить. А потом – чтобы научиться быть хорошим, отдаю это на суд божий, понимая, что не всегда хорошее для человека хорошо для Бога и людей.

Говоря о том, что без смирения нельзя спастись , старец приводил такой пример.

Одна госпожа видела во сне Господа Иисуса и пред Ним толпу народа. На Его зов первою подошла к Нему девушка крестьянка, а потом мужик в лаптях и еще все люди крестьянского сословия. Госпожа подумала, что и ее за простоту, доброту и вообще за все добродетели Господь позовет к Себе. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что Господь перестал уже звать. Она решилась было сама напомнить о себе Господу, но Он отвратился от нее. Тогда госпожа упала на землю и начала смиренно сознаваться, что она действительно хуже всех и недостойна быть в Царствии Небесном .

Затем старец прибавил: «А вот такие-то и годятся, таких-то там и надо».

На слова одной, стоявшей около старца: «Гордость мешает во всем», он ответил: «А ты закутайся в смирение, тогда, если и небо к земле прильнет, не страшно будет ».

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу старец передавал такой рассказ: «Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. «Чем же ты гордишься? - спросил он ее. - Ты, верно, знатна?» - «Нет», - ответила она. «Ну, талантлива?» - «Нет». - «Так, стало быть, богата?» - «Нет». - «Гм! В таком случае можешь гордиться», - сказал напоследок духовник».

На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут, по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец. Потому, - прибавлял он, - спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно ».

Вопрос: можно ли желать совершенствования в жизни духовной?

Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, то есть в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари ».

Или еще рассказывал старец, как иногда обстоятельства смиряют человека :

«Раз кто-то устроил у себя обед и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашаемых и спрашивает присланного к нему неаккуратного слугу: «Неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать ко мне?» На это посланный отвечал: «Хороших-то по хорошим разослали, а меня к вашей милости».

«Лишь только смирится человек, - говаривал старец, - как тотчас же смирение поставляет его в преддверии Царства Небесного».

«Царствие Божие, - говорил еще старец, - не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение».

О терпении

Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай, зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а разуметь это нужно так: если кто на тебя будет клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, это будет значить ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невиновен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания.

О раздражительности

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, это происходит от гордости. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться».

Беседуя о зависти и памятозлобии , старец сказал:
«Нужно заставлять себя, хоть и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное - не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Одна особа спросила: «Мне непонятно, батюшка, как это вы не только не гневаетесь на тех, кто об вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их».
Старец много этому смеялся и сказал:
«У тебя был маленький сын; сердилась ли ты на него, если он что не так делал и говорил? Не старалась ли, напротив, как-нибудь покрывать его недостатки?»

О любви

«Любовь, - говорил старец словами апостола, - все прощает, долго терпит, не осуждает, ничего чужого не желает, не завидует».

«Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может; а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим».

«Трудящемуся бог посылает милость, а любящему утешение».

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце.

Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню.

Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долго терпит.

Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

Из сборника изречений преподобного Амвросия Оптинского «Жить – не тужить», выпущенного в издательстве . Ритмичные и рифмованные строки, ироничные и остроумные поучения одного из самых почитаемых русских старцев, много лет не теряют своей актуальности.

Интересна, как доказательство той поэзии, которая всегда жила в этой богатой натуре, припавшая ему одно время фантазия писать стихи, о чем он сам впоследствии рассказывал: «Признаюсь вам, пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать; да так ничего и не написал». Но на всю жизнь осталась у него любовь говорить в рифму.

Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся.

N воры - лакомые воры, да и не слабы, и не хворы, лазят не только через заборы, но, как мыши, пробираются и сквозь крыши. Эти воры, или другие, в двух местах хлебный амбар провертели, но ничего не успели и, должно быть с горя, пошли и запели: «Монастырского не трогай, чтобы не послали арестантскою дорогой».

Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

Прп. Амвросий Оптинский. Портрет

N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе.

N! не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает, а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно…

Ты, N, чай пей, только дело духовное разумей.

Прп. Амвросий Оптинский. Икона

Без невозможно иметь успокоенья.

На слово не верь всякому вздору без разбору - что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.

Возмогай о Господе и в державе крепости Его! Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас; и глаголет к нам через Апостола: всегда радуйтеся, о всем благодарите, сия бо есть воля Божия.

Потерпи; может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением.

Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога уповать, Который силен привести все к полезному концу. Мир тебе!

Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет.

Немощь, и слабость, и , и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение - вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят - слушай, а что подают - кушай.

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна - и будешь мирна!

Не люби слушать о других, тогда у тебя будет меньше своих.

Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут, аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдет , прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: «Экой ты дров!» Хотел назвать дубиной, да не сумел.

Не раз вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». Пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.

Приветствую N многовещанную, и N поющую и тон задающую, и пытливую… чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить.

Хоть и говорят, что год на год не приходится, а все-таки всегда дела идут, как водится. Всегда один прочный совет: «Ванька, а Ванька! Смака, барин знаит-пярязнаит, а все-таки твярдит». Этот с барином Иван - пример и нам. Каждый тверди свой урок и помни, что говорит пророк: , иже не иде на совет нечестивых.

Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки.

Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получивши весть о пострижении. Знай, что горе - как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.

Мир тебе и милым гусяткам! Которые бывают иногда милы, иногда же и гнилы.

Хорошо бы, новая матушка …ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, при этом и душевная тишина хранима. Хотя это не легко, и претрудно, и не всегда удобно, но зато и нам и другим полезно.

* * *
Дай Бог, чтобы всякое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: «Гори, гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках». По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого рассмешения.

Оттого и кончина была хороша, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь.

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся и унывают.

Иди, куда поведут; смотри, что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя. Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши.

Лицемерие хуже неверия.

Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо.


Москва бьет с носка и колотит досками.

Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.

Купить - все равно что вошь убить, А продать - все равно что блоху поймать.

Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.

Народ! Не разевай рот!

Когда кашу заварим, тогда увидим, что творим.

Батюшка, мы знаем, что вы молитесь на нас каждый вечер.

Да, когда не устаю, а то и свинья забудет своих поросят, когда ее палят.

Ты не тужи, у тебя не ременные гужи. Лыко да мочало оборвалось - связала и опять помчала.

Скука - унынию внука, а - дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

Мать! Претерпевай и не унывай.

У хозяина были гуси, он и ласкает их: «Те-жа, те-жа!» А они все те же.

Всем бы я была довольна, батюшка, да вы от меня далеко.

Ближние мои далече от меня стали. Близко - да склизко, далеко - да глубоко.

Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, потерплю и я.

Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение, и многие беcполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи, а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай, а молчанием не отделаешься - обижаются и оскорбляются. Недаром повторяется иногда поговорка: «Толкуй больной с подлекарем». Больному желается объяснить свое положение, а подлекарю скучно слушать, а делать нечего - слушаешь, не желая еще более раздражить и растревожить больного толкуна.

Хотя бы на время желал бы куда уйти или уехать, но болезненное положение не выпускает из келии, в двери которой с двух сторон стучат и докучают принять и потолковать о нужном и ненужном, а слабость моя преклоняет принять. Вот и не знаешь, как дело это понять.

Этот Иван будет полезен и нам и вам.

Ты ведь молодой князь, через такие поступки не ударяй себя лицом в грязь.

Чтобы , надо терпения не воз, а целый обоз.

Кто хочет себе внимать, тот должен книгу сию внимательнее читать, побольше дома сидеть, поменьше по сторонам глядеть, по келиям не ходить и к себе гостей не водить; других не осуждать, а о своих грехах к Господу Богу воздыхать, дабы получить милость Божию.

К оптинским старцам за советами обращались многие миряне и мо­нашествующие. Наставления монахов, облеченные в форму пословиц и поговорок, надолго оставались в памяти паломников и служили для них жизненным ориентиром.

Особенными знатоками и любителями народной речи, различных присказок и пословиц были преподобные Лев и Амвросий. Своеобраз­ная духовная нить связывала речевую традицию оптинских старцев. Вот как на один и тот же вопрос отвечали преп. Лев, Амвросий и Иосиф. Старца Льва часто спрашивали: "Батюшка! Как Вы захватили такие духовные дарования, какие мы в Вас видим?" - Он отвечал: "Жи­ви попроще, - Бог и тебя не оставит" . Также и о. Амвросий на во­прос: "Как жить, чтобы спастись?" - любил отвечать: "Нужно жить не­лицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно" или "Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение" . А о. Иосиф, келейник о. Амвро­сия, принявший после него бремя старческого служения, в письмах лю­бил повторять: "Живи не как хочется, а как Бог велит"; "Жить нужно так: никого не осуждать, не укорять, не злиться, не гордиться, считать себя в душе хуже всех на свете" .

Старцы общались с людьми разных сословий, умели чутко вслуши­ваться в речевую культуру, отбирали и использовали в своей речи са­мые яркие и меткие образы. Шутливые присказки, пословицы о. Льва всегда располагали и открывали перед ним сердца людей. Приведем не­сколько характерных для него выражений: "Исповедовать на живую ниточку" (т.е. быстро); "Душу спасти - не лапоть сплести"; "У кого го­лосок да волосок, у того лишний бесок"; "За что купил, за то и прода­вай"; "Старого учить, что мертвого лечить" и др. . По воспоминани­ям современников, слово старца "... одного утешало в скорби, другого возбуждало от греховного оцепенення, одушевляло безнадежного, раз­решало от уз самого отчаяния, заставляло повиноваться и веровать не­верующего; кратко - могло человека плотского обратить на путь ду­ховной жизни, конечно, искренно ищущего сего" .

Однако большинство пословиц и поговорок принадлежало преп. Амвросию. Старец любил повторять их на общих благословениях. Об­ладая живым характером, он умело использовал искрометность и яр­кую образность пословиц.

В пословицах и поговорках содержались ответы на вопросы духов­ной жизни: "Отчего человек бывает плох?" - "От того, что забывает, что над ним Бог", говорилось о христианских добродетелях - о терпе­нии и смирении: "Дом души - терпение, пища души - смирение. Если пи­щи в доме нет, жилец лезет вон"; "Умудряйся и смиряйся. Других не осуждай"; "Кто уступает, тот больше приобретает"; "Смиряйся, и все дела твои пойдут"; "Кто мнит о себе, что имеет что, тот потеряет"; "Ес­ли очень зацепят тебя, скажи: не ситцевая, не полиняешь". О благора­зумном молчании: "Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться"; "Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить". О тер­пеливом несении скорбей: "В скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезнь и палкой не отгонишь". О верности своему слову: "Неиспол­ненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода". Облича­лись пороки тщеславия ("Не хвались, горох, что ты лучше бобов: раз­мокнешь - сам лопнешь") и злословия ("Если кого хочешь уколоть сло­вом, то возьми булавку в рот и бегай за мухой").

Некоторые пословицы старец считал необходимым пояснить своим слушателям, чтобы глубже раскрыть их смысл и значение в соответ­ствии с христианским учением: «"Гордых сам Бог исцеляет" - это зна­чит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылают­ся от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: "достоин сего"».

Многие пословицы соотносятся с текстами Священного Писания: "Иди мытаревым путем и спасешься"; "Не судите, да не судимы будете"; "Надо вниз смотреть. Ты вспомни: земля еси, и в землю пойдеши"; "Благословля­ющие уста не имут досаждения"; "Томлю томящего мя. Истома хуже смер­ти"; "Царствие Божие не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение"; "Иди, куда по­ведут; смотри, что покажут, и все говори: да будет воля Твоя!".

Одной начальнице монастыря на ее слова, что народ, поступающий в обитель, - разный, старец ответил: "Мрамор и металл - все пойдет". Потом, помолчав, продолжал: "Век медный, рог железный, кому рога не сотрет. В Священном Писании сказано: Рог грешных сломлю, и воз­несется рог праведного (Пс. 74. 11). У грешных два рога, а у праведного один - смирение". (Два рога грешных здесь обозначают, видимо, две страсти - гордость и тщеславие.)

Часть пословиц, имеющая параллели с русскими народными посло­вицами и поговорками, творчески переработана старцем, причем ак­центы сделаны на других значениях; "Благое говорить - серебро рассы­пать, а благоразумное молчание - золото" (ср.: "Слово - серебро, а молчание - золото"); "Ум хорошо, два лучше, а три - хоть брось", т.е. советы многих людей не принесут пользы (ср.: "Ум хорошо, а два луч­ше"); "Всякий сам кузнец своей судьбы", т.е. каждый человек сам при­чина своих скорбей (ср.: "Каждый сам кузнец своего счастья").

Некоторые пословицы обращены преимущественно к монашеству­ющим: "Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз"; "Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой: же­лезной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смире­ние"; "Не должно выбирать сестру по духу, а то будет по плоти", т.е. не следует слишком привязываться к кому-либо. Одной монахине, кото­рая раньше пользовалась почетом, а позже впала в немилость, старец ответил: "Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет", т.е. следует смиренно переносить превратности судьбы.

Однако большинство пословиц содержало наставления, обращен­ные ко всем слушателям. Например, о том, что поучать легче, чем са­мому что-либо делать: "Теория - это придворная дама, а практика как медведь в лесу"; о необходимости понуждения ко всякому благому делу: "Нужно себя понуждать гряды копать и на все"; о христианской любви: "Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему - утешение", о жиз­ни как подготовке к вечности: "Как поживешь, так и умрешь", о слож­ности борьбы с грехом: "Грехи, как грецкие орехи, - скорлупу раско­лешь, а зерно выковырить трудно".

На исповеди старец учил: "Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей"; "Чужие дела не передавай".

Любя простоту, т.е. искренность, отсутствие двуличия и лицемерия, он говорил: "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного"; "Смотри на всех просто"; "Будь проста, и все пройдет"; "Жить просто - значит не осуждать, не зазирать никого".

На слова одной дамы, что трудно заниматься с молодежью, ответил ей таким образом: "Не беда, что во ржи лебеда, а вот беды, когда в поле ни ржи, ни лебеды". И прибавил: "Сеешь рожь - растет лебеда, сеешь лебеду - растет рожь. В терпении вашем стяжите души ваши [Лк. 21, 19]. А ты терпи от всех, все терпи, и от детей терпи".

В. В. КАШИРИНА, кандидат филологических наук

Литература

  1. Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва) / <Сост. Агапит (Беловидов), архимандрит >. Изд. Введенской
    Оптиной Пустыни, 1994.
  2. Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского / Сост. Ага­пит (Беловидов), архимандрит. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пу­стыни, 1999.
  3. Собрание писем оптинского старца Иосифа / Сост. Каширина В.В. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005.